Научная статья на тему 'Сирия и Турция: от конфронтации к сотрудничеству'

Сирия и Турция: от конфронтации к сотрудничеству Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
164
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сирия и Турция: от конфронтации к сотрудничеству»

в политике, проводимой по отношению к иммигрантским сообществам и французским, и британским правительствами, нуждаются в тщательном анализе. Серьезным уроком должен послужить тот факт, что французское общество оказалось неподготовленным к тому, что реальные процессы адаптации мусульманских иммигрантских общин не соответствует ожиданиям французов. Не оправдался и расчет французов на то, что потомки иммигрантов полностью ассимилируются вплоть до отказа от собственной этнокультурной идентичности (которая, впрочем, блокировалась проявлениями расизма и дискриминации со стороны самих этнических французов). Не оправдался и расчет британцев. Их стремление избежать навязывания универсальной «британской идентичности» привело к сегрегации и отсутствию связей между сообществами. Характерно, что еще несколько лет назад религиозная самоидентификация иммигрантов не носила такого ярко выраженного характера. На практике, по всей видимости, ни Франция, ни Великобритания, ни другие страны не смогут в начале ХХ1 в. рассчитывать на полную ассимиляцию иммигрантов, в особенности многомиллионных мусульманских общин, образовавшихся на их территориях. Свою роль здесь играют и социально-экономические факторы, и то обстоятельство, что общины уже сложились как жизнеспособные организмы. Французский и британский опыт показывает, что принимающим обществам придется иметь дело с новыми, более сложными моделями сосуществования с иммигрантами.

«Азия и Африка сегодня», М., 2009 г., № 12, с. 34-37.

К. Азимов,

востоковед (Ташкент) СИРИЯ И ТУРЦИЯ:

ОТ КОНФРОНТАЦИИ К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Несмотря на то, что Сирия и Турция имеют общую границу, отношения между этими странами нельзя было назвать дружескими. Среди конфликтов, которые длительное время омрачают отношения между Турцией и арабскими странами, спор из-за провинции Искандерун (Александретта, или Хатай - по-турецки) самый старый. История вопроса уходит в далекое прошлое и является отголоском того времени, когда Османской империи удалось захва-

130

тить колоссальное пространство от берегов Дуная и до берегов Нила, от побережий Адриатики до берегов Индийского океана. В 1516 г. османский султан Селим бросил свои силы против мамлюков. Для арабов это было несколько неожиданно: до сих пор они покупали турецкие лесоматериалы для строительства кораблей, с тем чтобы дать отпор португальцам, которые пытались оттеснить арабов от морской торговли в Индийском океане, о чем турки знали и даже были заинтересованы в этом. Однако теперь османские султаны попытались взять под свой контроль караванные пути в Анатолии и тех районах, которые контролировали арабы. Малоазиатский участок был чрезвычайно важен, так как по нему издревле шли азиатские товары в Европу. Это, в первую очередь, шелк и пряности. Выгода от обслуживания торговых путей и сбора таможенных пошлин традиционно считалась наиболее важной статьей государственных доходов, а потому контроль над торговыми путями во многом определял союзников и противников в политической борьбе.

Селим повел свою армию на Алеппо и 24 августа 1516 г. в местечке Мардж ад-Дабик, расположенном в одном дне пути от Халеба, 60-тысячная армия мамлюков сделала попытку преградить путь войскам Селима I. Но исход битвы решила турецкая артиллерия, которая по праву считалась лучшей в мире. Селим захватил часть Северной Сирии, включая крепость Халеб (Алеппо) и город Антакию (Антиохия). После своего вступления в Халеб Селим I был увенчан титулом «Служитель обоих священных городов» (имеются в виду Мекка и Медина. - К.А.). Этот титул носили ранее правители Египта, и он означал, что Селим I принимает на себя роль духовного и светского главы всех мусульман, для которых священными были города Мекка и Медина, находившиеся во владениях мамлюков. Присвоив себе прерогативы мамлюкских султанов в мире ислама, турецкие султаны стали именовать себя с той поры халифами и требовать от правителей других мусульманских государств признания своих верховных прав. Позднее, в 1517 г., неподалеку от Каира произошло сражение, в котором мамлюки были разбиты, а Египет присоединен к Османской империи. Осенью того же года султан объявил, что берет в свои руки управление халифатом. Так произошло поглощение Османской империей арабских земель. Сирия и Египет стали пашалыками Османской империи, в городах правили османские наместники, а в Стамбул ежегодно отправляли налоги, собранные в арабских землях...

131

Четыреста лет, вплоть до 1918 г., провинция Искандерун и прилежащие территории находились под турецким владычеством. Но в разгар сражений на фронтах Первой мировой войны турецкие армейские соединения «Йылдырым» («Молниеносный») отступили к северу. Военный флот Антанты вошел в проливы. Англичане оккупировали районы Мосула и Искандеруна. Впоследствии оккупацию Искандеруна, а также Киликии стали осуществлять французы. Уже в середине ноября 1918 г. в порту Искандеруна высадились французские военные отряды. Согласно англо-французским соглашениям основная территория Сирии должна была отойти французам. Тем не менее, по Мудросскому договору, новая власть должна была гарантировать права подданных Османской империи, продолжающих проживать на территории Искандеруна. После конференции в Сан-Ремо Франция получила мандат на Сирию. Однако северная граница Сирии не была определена точно, так как в этот период на границе продолжались стычки между турецкими и сирийскими формированиями. Севрский мирный договор 1920 г. ослабил позиции Франции на Ближнем и Среднем Востоке. Две трети всех долгов Турции составляла доля Франции, и Париж (для того, чтобы вернуть свои деньги) был заинтересован в сохранении хороших отношений со Стамбулом. Поэтому вполне понятно, что когда было подписано турецко-французское соглашение, согласно которому была в основном определена сирийско-турецкая граница, французская делегация сделала уступки Турции, но Искандерун продолжал оставаться под французским управлением. В соглашении были также учтены требования населения области Искандерун, находившейся в составе сирийского мандата Франции. За турецким языком был оставлен статус официального, наряду с арабским. В районах с преимущественно турецким населением оговаривалось установление «специального административного режима». Это предполагало, что в местах, где турецкое население составляет большинство, служащие турецкого происхождения будут пользоваться преимуществом. Таким образом, была создана почва для установления турецкого самоуправления в этом районе. Одновременно было заявлено о продолжении деятельности французских просветительских и благотворительных миссий. В ответ на это Турция предоставляла Франции экономические преференции, в частности, на рудных месторождениях в Эргани и хлопковых полях в Киликии. Кроме того, выплата части османских долгов Франции перекладывалась на Сирию.

132

В соответствии с договором Киликия отошла к Турции, а санджак Искандерун - к Сирии. В дальнейшем экономические интересы Франции по-прежнему оставались в центре интересов Парижа в регионе. В 1926 г. депутаты, выбранные в сирийский парламент от санджака Искандерун, потребовали, чтобы санджак подчинялся непосредственно французскому верховному комиссару. Франция позволила им создать свой отдельный меджлис. В марте того же года новый меджлис подготовил конституцию и провозгласил независимость Искандеруна. Однако против этого решения выступило сирийское правительство. В результате проходивших при посредничестве французского верховного комиссара консультаций представители Искандеруна отказались от своих намерений, но сам Искандерун был объявлен самоуправляющейся территорией в составе Сирии. Во второй половине 30-х годов вопрос об Искандерунском санджаке вновь возник в сфере франко-турецких отношений. Турция вновь и вновь заявляла о своем стремлении получить спорную территорию. Особенно это стало заметно после конференции в Монтрё. 9 сентября 1936 г. между Францией и Сирией был подписан Договор о дружбе и помощи. Он предусматривал отмену в течение трехлетнего переходного периода французского мандата на Сирию, включая Искандерунский санджак. Согласно ст. 3 Договора, сирийскому правительству передавались права и обязанности в отношении Искандерунского санджака. Однако это вызвало протест со стороны Турции. Турецкое правительство направило ноту (от 9 октября 1936 г.) французскому правительству. Указав, что Франция обязалась гарантировать автономию санджака, Турция потребовала его отторжения от Сирии и предоставления ему статуса независимого государства. Последовали длительные франко-турецкие переговоры и обсуждение вопроса в Лиге Наций. Турецкая делегация в Лиге Наций потребовала провести двусторонние турецко-французские переговоры по поводу санджака. Но Франция заявила, что в таких переговорах должна принять участие и Сирия. Для подготовки доклада о ситуации на спорной территории Лига Наций направила в район специальную комиссию. В самой Турции вопросу об Ис-кандеруне уделялось огромное внимание.

Наконец, в январе 1937 г. Совет Лиги принял компромиссное решение, согласно которому санджак получал полную независимость во внутренних делах, оставаясь в то же время в составе Сирии. Оговаривалось право Искандеруна добиваться через Лигу На-

133

ций отклонения или заключения Сирией международных соглашений, затрагивающих интересы Искандеруна. Одновременно на Францию возлагались функции гаранта целостности и сохранения особого статуса. В 1937 г. по поручению Совета Лиги Наций был создан комитет по подготовке конституции санджака. Однако летом того же года возникли препятствия, из-за которых выборы были отложены. Позднее стало ясно, что предложенная избирательная система не соответствовала интересам Турции. В конце концов, Лига Наций пошла навстречу пожеланиям Турции и пересмотрела избирательную систему. Как раз в этот период, Франция, почувствовав угрозу военной опасности в Европе, пересмотрела свои отношения с Турцией, которая в то время рассматривалась как сильнейшая держава на Ближнем и Среднем Востоке. В июне 1938 г. Турция под предлогом возникших «беспорядков» потребовала от Франции принятия более решительных мер. Военные делегации Франции и Турции встретились в Антакии 3 июля 1938 г. По итогам встречи было подписано соглашение, по которому обе страны брали на себя обязательство поддерживать общественный порядок с помощью военного контингента, численностью 6 тыс. человек, из которых 1 тыс. предоставлял вилайет, а остальные 5 тыс. - поровну - Франция и Турция. Спустя два дня после подписания соглашения турецкие войска вошли в санджак Искандерун и оккупировали отведенную им территорию.

Присутствие турецких войск на территории, около 40% населения которой составляли турки, определило исход выборов. Турецкая община получила 22 депутатских мандата из 40 в ассамблее Искандеруна. На первой сессии парламента было решено, что санджак Искандерун отныне будет называться «Хатай девлети», что в переводе с турецкого означает «Государство Хатай». Ассамблея также распространила на Хатай турецкое законодательство, ввела единую с Турцией таможенную и валютную системы. Ретроспективно анализируя ситуацию, можно предположить, что имелись какие-то необнародованные мотивы, которые подвигнули Францию пересмотреть свою позицию и пойти навстречу требованиям Турции. Менее чем через год был подписан франко-турецкий договор о дружбе (23 июня 1939 г., Анкара). Таким образом, судьба Искандеруна была решена. Естественно, что передача спорной территории Турции улучшила отношения между Францией и Турцией, но одновременно обострились турецко-сирийские отношения. Именно с тех пор отношения между Турцией и арабскими государ-

134

ствами оставались весьма прохладными. Потерю территории Искандеруна арабы рассматривали как незажившую рану, оставшуюся со времен османского господства.

Долгие годы на картах Сирии территория Искандеруна была обозначена как сирийская. Однако постепенно в этом районе сменилось население. Часть арабов выехала еще в 30-40-е годы, часть ассимилировалась (туркизировалась). Тем не менее именно проблема отторгнутого от Сирии санджака долгие годы омрачает отношения между двумя государствами. В 80-90-е годы XX в. ситуация еще более ухудшилась, так как члены Рабочей партии Курдистана (РПК), леворадикальной курдской организации антитурецкой направленности, неоднократно находили прибежище на территории Сирии. В 1996 г. Турция подписала с Израилем соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Естественно, что это также вызвало недовольство Дамаска. Тем не менее оба государства, имея широкий спектр противоречий и расхождений, стремятся не доводить конфликтные и неурегулированные проблемы в двусторонних отношениях до открытой длительной конфронтации, усиленно ищут взаимоприемлемые пути для снятия остроты ситуации. Дальнейшие события показали, что обе страны понимают, что обострение отношений не соответствует их национальным интересам. Оба государства находятся во взаимной зависимости, а их активное взаимодействие в экономической сфере может быть весьма выгодным.

В октябре 1998 г. при посредничестве Египта и Ирана представители сирийского и турецкого правительств встретились в Адане (Турция). Характерно, что и Дамаск, и Анкара представили списки своих претензий. Однако все претензии сконцентрировались вокруг курдской проблемы. Проблемы спорной территории не обсуждались. Достигнутые в Адане договоренности способствовали тому, что в дальнейшем Сирия и Турция смогли наметить программу сотрудничества. Это свидетельствует о том, что между Сирией и Турцией начинается новый этап сотрудничества. Что касается спорной территории Искандеруна (Хатая), то очевидно, что Дамаск, понимая, что контакты с Анкарой имеют большую перспективу, не будет поднимать вопрос о спорной территории. В настоящее время Турция в военном отношении сильнейшее государство в регионе, ее экономические успехи последних двух десятилетий общепризнанны. Через улучшение отношений с Сирией Турция может выйти на контакты с другими арабскими государст-

135

вами, т.е. выйти из состояния «почти бойкота», который является следствием активных отношений Турции с Израилем. Это обстоятельство чрезвычайно выгодно для Анкары, которая уже сделала заявление в поддержку арабских стран в их конфликте с Израилем. Одновременно Турция ожидает от арабов поддержки ее политики в отношении курдов. В свою очередь Сирия становится мостом для Турции в ее отношениях с арабскими государствами. Для Анкары открывается возможность начать диалог с арабами, не оглядываясь на османское прошлое. Однако никаких территориальных уступок Анкара делать не будет. В Дамаске это хорошо понимают, но есть и свои причины, не позволяющие включать вопрос об утраченной территории в повестку дня переговоров. Незаживающей раной для Дамаска остается утрата Голанских высот, которые являются стратегической высотой, позволяющей Израилю контролировать территорию Сирии буквально до Дамаска. В этой связи зарубежные наблюдатели высказывают предположение, что Анкара окажет посреднические услуги в переговорах Сирии и Израиля по спорной территории. В свою очередь, Сирия отказалась от поддержки курдских оппозиционеров, которые до недавнего времени именно в Сирии находили убежище.

Арабская пресса отмечала, что «улучшение сирийско-турецких отношений имеет большое значение для изменения политического климата в регионе. Очевидно, что решение о возобновлении контактов с Дамаском было принято Анкарой без оглядки на Вашингтон». В июне 2007 г., когда Б. Асад, президент Сирии, был вновь избран на семилетний срок, в его речи была высказана озабоченность в связи с состоянием сирийской экономики, но одновременно выражена надежда на выход из политической изоляции, навязанной Сирии Западом. В этой связи партнерские отношения с Турцией приобретают приоритетный смысл.

Статья написана специально для бюллетеня «Россия и мусульманский мир».

А. Саватеев,

политолог (Институт Африки РАН) АФРИКА: ИСЛАМСКИМ ФАКТОР ВО ВЛАСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Существенной особенностью эволюции властных отношений в Африке южнее Сахары стал выход ислама на политическую аре-

136

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.