Научная статья на тему 'Планы Наполеона Бонапарта в отношении иудеев 3 на Ближнем Востоке: миф или реальность?'

Планы Наполеона Бонапарта в отношении иудеев 3 на Ближнем Востоке: миф или реальность? Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
610
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИУДЕИ / ОСМАНСКАЯ СИРИЯ / НАПОЛЕОН / ИУДЕЙСКИЙ ХРАМ / JEWS / OTTOMAN SYRIA / NAPOLEON / JEWISH TEMPLE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодухина Татьяна Григорьевна

В статье анализируется мнение некоторых израильских ученых, считавших, что у Наполеона имелись планы в отношении иудеев Сиро-Палестинского региона. На основании различных источников автор делает вывод, что эти планы существовали лишь в воображении некоторых современников событий. В тот период возвращение иудеев в Османскую Сирию, восстановление Храма и возрождение иудейского государства были невозможны в силу политической ситуации в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Napoleon Bonaparte’s Plans Concerning the Jew in the Middle East: Myth or Reality?

The article deals with the opinion of some Israeli scientists who believed that Napoleon had some plans connected with the Jews of Syro-Palestinian region. Basing on different sources the author comes to the conclusion that these plans existed only in the imagination of some contemporaries of these events. In that period the returning of the Jews to the Ottoman Syria, rebuilding of the Temple and the restoration of the Jewish state were impossible because of the political situation in the world.

Текст научной работы на тему «Планы Наполеона Бонапарта в отношении иудеев 3 на Ближнем Востоке: миф или реальность?»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2013. № 1

Т.Г. Солодухина

ПЛАНЫ НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА В ОТНОШЕНИИ ИУДЕЕВ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ: МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ?

В статье анализируется мнение некоторых израильских ученых, считавших, что у Наполеона имелись планы в отношении иудеев Сиро-Палестинского региона. На основании различных источников автор делает вывод, что эти планы существовали лишь в воображении некоторых современников событий. В тот период возвращение иудеев в Османскую Сирию, восстановление Храма и возрождение иудейского государства были невозможны в силу политической ситуации в мире.

Ключевые слова: иудеи, Османская Сирия, Наполеон, иудейский Храм.

The article deals with the opinion of some Israeli scientists who believed that Napoleon had some plans connected with the Jews of Syro -Palestinian region. Basing on different sources the author comes to the conclusion that these plans existed only in the imagination of some contemporaries of these events. In that period the returning of the Jews to the Ottoman Syria, rebuilding of the Temple and the restoration of the Jewish state were impossible because of the political situation in the world.

Key words: Jews, Ottoman Syria, Napoleon, Jewish Temple.

В конце XVIII в. Египет стал объектом французской колониальной экспансии. Египетский поход Наполеона Бонапарта, начавшийся в 1798 г., стал главным проявлением французской колониальной политики на Ближнем Востоке во второй половине XVIII в. Генерал Бонапарт намеревался сделать из Египта стратегический плацдарм для укрепления французов в Средиземноморье и овладения английскими колониями в Азии1. Кроме того, Египетский поход был одним из проявлений борьбы великих держав за владения Османской империи. Эта борьба получила на Веронском конгрессе Священного союза в 1822 г. наименование «Восточный вопрос». Египет рассматривался в качестве трамплина, от которого можно было оттолкнуться либо для нападения на Стамбул, либо на владения английской Ост-Индской

1 См.: Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть в Османском Египте (XVIII — первая четверть XIX в.). М., 1996. С. 18.

23

компании2. Военные действия во время этого похода проходили как на территории Египта, так и в Османской Сирии.

По мнению некоторых ученых, Наполеон намеревался возродить жизнь еврейского народа в Палестине. Согласно этой точке зрения, во время своего похода в Османскую Сирию весной 1799 г. французский главнокомандующий издал прокламацию, в которой называл иудеев законными наследниками Палестины и призывал их возвращаться туда3. Такой точки зрения придерживались австрийский юрист и писатель Франц Коблер (1882-1965), якобы нашедший копию этой прокламации, а также д-р Н.М. Гелбер, полагавший, что это была копия реальной прокламации и что Наполеон действительно имел намерения восстанавливать еврейскую государственность. Существование обсуждаемого документа признавал и израильский историк и второй президент Государства Израиль Ицхак бен Цви (1884-1963)4. Однако профессор Еврейского университета в Иерусалиме Маир Веретэ (1915-1990) считал, что Наполеон никогда не издавал такого документа5. Отсутствие единогласия среди ученых, исследовавших данную проблему, делает необходимым разобраться в этих спорах.

Перед началом Египетского похода генерал Бонапарт заверил французскую Директорию в том, что захват Египта являлся необходимым условием для победы над Англией. Кроме того, он утверждал, что Османская империя приходит в упадок, следовательно, это государство не воспринималось им в качестве серьезного противника, поэтому у французского командующего не было сомнений в победе6. Идея Наполеона захватить Египет не была новой для Франции, в рамках колониальной политики она возникла еще при Людовике XIV (1643-1715)7. Во время пребывания в Египте Бонапарт

2 См.: Кобищанов Т.Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVIII — первая треть XIX века). М., 2003. С. 29.

3 Kobler F. Napoleon and the Jews. N.Y., 1976. P. 55-60.

4 Kobler F. Op. cit.; Morgenstern A. Hastening Redemption: Messianism and the Resettlement of the Land of Israel. Oxford, 2006. P. 216; Гелбер Н.М. Напольйон ве-Эрец-Исраэль (Наполеон и Земля Израиля) // Сэфэр Динбург / Под ред. И. Баера, Й. Гутмана и М. Сова (на иврите). Иерусалим, 1949. С. 263-288; Бен-Цви И. Эрец-Исраэль вишува би-мей ха-шильтон ха-отомани (Земля Израиля и ее ишув в период османского господства) (на иврите). Иерусалим, 1955. С. 320-321.

5 Morgenstern A. Hastening Redemption: Messianism and the Resettlement of the Land of Israel. Oxford, 2006. P. 216.

6Au Directoire Exécutif, № 2103 (16.VIII.1797) // Correspondance de Napoleon I-er, publiee par ordre de l'empereur Napoleon III. Vol. III. P., 1859. P. 235.

7 См.: Панченкова М.Т. Политика Франции на Ближнем Востоке и сирийская экспедиция 1860-1861 гг. М., 1966; Тарле Е.В. Наполеон // Соч.: В 12 т. Т. VII. М., 1959. C. 62-63. Ранее, в Средние века, король Людовик IX Святой (1226-1270) ор-

24

пытался убедить османского султана Селима III (1789-1807) в своих дружественных намерениях и, не желая с ним войны, называл его другом французов8. Обращаясь к местному населению, Бонапарт выражал показную приверженность французов к исламу и сочувствие угнетенному мамлюками народу, призывая египтян перейти на сторону французов. Все эти попытки оказались безуспешными: в Османской империи как местными египтянами, так Селимом III французы воспринимались в качестве врагов ислама, а борьба с ними воспринималась как священная9. После уничтожения англичанами французского флота в бухте Абукир летом 1798 г. султан официально объявил Франции войну и заключил союз с Англией, а чуть позже вступил во вторую антифранцузскую коалицию10.

В действительности же Бонапарт нисколько не симпатизировал исламу, поскольку в отношении христиан он вел политику, неприемлемую для мусульманского государства: фактически при Наполеоне, за три десятилетия до Мухаммеда Али, христиане были уравнены в правах с мусульманами, с них снимались религиозные и социально-бытовые ограничения11. Наполеон таким образом стремился вызвать симпатию и искал поддержки в Египте у всех, у кого представлялось возможным ее получить.

Из стратегических соображений в 1799 г. Бонапарту пришлось совершить поход в Османскую Сирию. Он так писал в своих мемуарах: «Если бы французы оставались в Египте, они одновременно подверглись бы нападению двух турецких армий. Более того, можно было опасаться, что к ним присоединятся европейские войска и что момент нападения совпадет с внутренним восстанием» 12. Французские войска покорили несколько городов Сиро-Палестинского региона, но осада прибрежного города и крепости Акка в марте — мае 1799 г. закончилась их поражением. Во главе обороны Акки стоял наместник (вали) Сайдского пашалыка (провинции) Ахмед-паша

ганизовал седьмой крестовый поход (1248-1254) в Палестину через Египет. Поход окончился неудачно.

8 Proclamation, № 2723 (2.VII.1798) // Correspondance de Napoleon I-er, publiee par ordre de l'empereur Napoleon III. Vol. IV. P., 1860. P. 192.

9 См.: Кобищанов Т.Ю. Джихад — неверующим, союз — неверным: Высокая Порта в первые месяцы после французского вторжения в Египет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2010. № 2. С. 19; Он же. Христианские общины... С. 30.

10 Там же. С. 20.

11 См.: Кобищанов Т. Ю. Христианские общины. С. 263.

12 Memoires de Napoleon. Vol. II. P. 300. Цит. по: Фильштинский И.М. Предисловие // Ал-Джабарти, 'Абд ар-Рахман. Египет в период экспедиции Бонапарта (1798-1801) / Пер. с араб., предисл. и примеч. И.М. Фильштинского. М., 1962. С. 31.

25

Джаззар, поддержку гарнизону оказывала английская эскадра под командованием Сиднея Смита. Таким образом, в 1799 г. Сиро-Палестинский регион стал ареной столкновения великих держав.

Очень мало источников, имеющих отношение к событиям египетского похода, содержит информацию о политике Наполеона в отношении иудеев Ближнего Востока. Например, сообщение о планах Наполеона, касавшихся иудеев, содержится в документе из Архива внешней политики Российской империи. Глава османского внешнеполитического ведомства сообщал российскому посланнику о политике французов во время вторжения армии Бонапарта в Египет: «Вы, я думаю, знаете, что [сии враги] не только Мекку и Медину хотят разорить; но еще и в Ерусалим жидов восстановить хотят»13. Несмотря на то что источником данной информации послужила переписка официальных лиц, она могла основываться на слухах, поэтому необходимы официальные документы, которые подтвердили бы намерения самих французов.

Во время пребывания Бонапарта в Османской Сирии в выпуске ежедневной французской правительственной газеты «Монитор» от 17 апреля 1799 г. сообщалось следующее:

«Бонапарт опубликовал прокламацию, в которой он приглашает всех евреев Азии и Африки собраться под его знаменами, для того чтобы восстановить древний Иерусалим14. Большое их количество уже вооружилось, и их батальоны угрожают Алеппо.

Жители окрестностей Дамаска подняли восстание против Порты.

Великий Господин15 незамедлительно должен отправиться в Сирию, для того чтобы лично командовать войсками в войне против Наполеона.

Великий визирь во главе большого корпуса янычар должен также отправиться в дорогу в начале флореаля16»17.

Однако материалы переписки Наполеона, относящейся ко времени его похода на Ближний Восток, не содержат никаких свидетельств о том, что он стремился собрать иудеев в Иерусалиме18.

13 АВПРИ, ф. 90 «Константинопольская миссия», оп. 1, ед. хр. 1332, л. 117 об. Цит. по: Кобищанов Т.Ю. Джихад — неверующим... С. 11.

14 Под древним Иерусалимом, очевидно, подразумевается иудейское государство со столицей в Иерусалиме.

15 Великим Господином европейцы называли османского султана.

16 Флореаль — восьмой месяц республиканского календаря, соответствует 20-21 апреля — 19-20 мая.

17 Gazette Nationale ou la Moniteur Universel. 1799. № 102-282. С. 987.

18 Correspondance de Napoleon I-er, publiee par ordre de l'empereur Napoleon III. Vol. IV, V. P., 1860.

26

В действительности же, он вел переговоры с мусульманским руководством этого округа.

Так, находясь в Яффе, он обратился к шейхам, улемам и наместнику Иерусалима в своем письме от 9 марта 1799 г. Подчеркивая свое могущество, он сообщает им о своих предыдущих походах: о том, что он будто бы освободил Египет от мамлюков и о том, как он изгнал войска Джаззара-паши из Газы, Рамлы и Яффы. Называя себя другом мусульман, он обещает не воевать с жителями Иерусалима, если они ему подчинятся, в противном случае он угрожает им войной19. Этим он стремился продемонстрировать лояльность к мусульманской религии и расположить к себе руководство. Этот прием Наполеон использовал и ранее в Египте20. Если предположить, что он призывал иудеев Азии и Африки собраться в Османской Сирии, это не могло быть положительно воспринято как мусульманами империи, так и иерусалимскими мусульманами. Невозможно также утверждать, что Наполеон мог надеяться укрепить свое влияние в регионе, опираясь конфессиональное меньшинство. Гораздо проще и логичнее налаживать отношения с мусульманами, как он поступил в Египте, обращаясь к местным жителям в своей прокламации, где называл французов «истинными друзьями» султана и «врагами его врагов»21. Еще более убедительным аргументом служит тот факт, что османская администрация нисколько не остерегалась предательства со стороны иудеев во время наполеоновского похода. Совершенно иначе обстояло дело с христианами. Так, в хронике палестинского грека Максима Симского (ум. после 1810 г.) «История Иерусалимских патриархов» сообщается следующее:

«29 Июня 1798 г. Иерусалимские Сарацины, узнав о нападении Французов на Александрию и Египет и узнав о войнах, которые они вели с тамошними беями, и боясь, как бы мы, францисканцы и Армяне, не соединились с теми Французами и не предали им Иерусалима, прежде всего засадили под стражу в крепость наместника патриарха, митрополита Скифопольского, господина Арсения, наместника Франков и драгомана Армян. <...> 15 Февраля того же года с большими угрозами местные Сарацины заключили под

19 Aux cheiks, ulémas et commandant de Jérusalem, № 4025 (9. III. 1799) // Correspondance de Napoleon I-er, publiee par ordre de l'empereur Napoleon III. Vol. V. P., 1860. P. 354.

20 Proclamation, № 2723 (2. VII. 1798) // Correspondance de Napoléon I-er, publiée par ordre de l'empereur Napoléon III. Vol. IV. P., 1860. P. 191-192.

21 Ал-Джабарти, 'Абд ар-Рахман. Египет в период экспедиции Бонапарта (17981801) / Пер. с араб., предисл. и примеч. И.М. Фильштинского. М., 1962. С. 55.

27

стражу в храм Воскресения свыше тысячи человек Франков, Армян и Коптов»22.

Это событие свидетельствует о том, что в отношении христиан у османских властей были серьезные опасения. Это объясняется, по-видимому, тем, что христиан в Османской Сирии было больше, чем иудеев, к началу XIX в. они составляли приблизительно 15% от всего населения, а иудеи — 10%23.

В своих мемуарах Бонапарт отрицает, что он стремился проводить какую-то политику в отношении иудеев в Османской Сирии: «В Сирии было довольно много евреев; их волновали смутные надежды; среди них ходил слух, что Наполеон после взятия Акры отправится в Иерусалим и что он хочет восстановить храм Соломона. Эта идея льстила им. В Дамаск, Халеб и даже Армению были посланы агенты — христиане, евреи, мусульмане; они донесли, что присутствие в Сирии французской армии возбуждает все умы»24. Таким образом, он сам назвал слухами свое «намерение» восстанавливать иудейский Храм. Как можно заключить из слов Наполеона, эти слухи появились у иудеев Османской Сирии.

Подобные слухи и стали источником информации в «Мониторе», но остается неясным, по какой причине правительственная газета могла им доверять. Скорее всего, это объясняется стремлением журналистов к сенсациям. Ни один другой источник не подтверждает того, что иудеи, собравшись в большом количестве, угрожали городу Халеб весной 1799 г. Эта деталь, скорее всего, придумана анонимным автором газетной заметки для наибольшего воздействия на читателей, с целью убедить их в успехах французского командования в Сирии.

В хронике египетского современника событий аль-Джабарти подробнейшим образом описана экспедиция Наполеона на Ближний Восток, в частности его поход в Османскую Сирию25. И если доверять аль-Джабарти, сиро-палестинские иудеи никак не проявили себя во время этого похода, а Наполеон не издавал никакой прокламации, обращенной к ним.

22 Материалы для истории Иерусалимской патриархии ХУ1-Х1Х века // Православный палестинский сборник. Вып. 55. Ч. 2. СПб., 1904. С. 86-88.

23 См.: Жантиев Д.Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: реформы в сирийских провинциях Османской империи в конце XVIII — начале XX века. М., 1998. С. 6-7.

24 Наполеон Бонапарт. Египетский поход. СПб., 2000. С. 240.

25Ал-Джабарти, 'Абд ар-Рахман. Египет в период экспедиции Бонапарта

(1798-1801) / Пер. с араб., предисл. и примеч. И.М. Фильштинского. М., 1962.

28

Если бы у Наполеона, действительно, были серьезные планы восстановления Храма и он проводил бы в связи с этим какую-либо политику в регионе, это не осталось бы незамеченным и для неевреев, в частности для аль-Джабарти, так как такие действия не могли быть одобрены мусульманами и христианами.

В связи с рассматриваемой проблемой представляет интерес сочинение английского протестантского современника событий начала XIX в. Джеймса Бичено, посвященное исполнению ветхозаветных и новозаветных пророчеств о восстановлении еврейского государства в ближайшем автору будущем. Автор приводит анонимный текст письма, очевидно, французского еврея, обращавшегося к своим единоверцам в 1798 г.26 По словам Бичено, упомянутое письмо было опубликовано по предложению французских властей27. В любом случае, включая текст письма в свою книгу, Бичено соглашается с этими идеями.

Восстановление еврейского государства, по мнению автора письма, могло быть коммерчески выгодным для Франции. В письме изложены рассуждения о планах его возрождения усилиями мирового еврейства, а Франция должна помочь в создании еврейского государства и фактически сыграть в этом ключевую роль. По словам автора письма, следовало учредить Совет, который займется вопросами образования государства, а его представитель будет вести по этому поводу переговоры с Директорией. Границы территорий, которые планировалось занять не только в Палестине, но и в других регионах Сиро-Палестинского региона (Халеб и Дамаск), а также в Нижнем Египте, следовало согласовать с Францией28. Автор письма

26 Bicheno J. The Restoration of the Jews. The Crisis of all Nations. L., 1807. P. 60-63.

27 Ibid. P. 59-60.

28 Ibid. P. 61. Если доверять израильскому историку Рафаэлю Могалеру, автор этого письма, опубликованного в одном из номеров французского журнала «Декад» (19 апреля 1798 г.), не был иудеем, так как в нем неправильно выражены чаяния и надежды иудеев и неверно указаны границы земли, в которую стремились иудеи: в первую очередь написано о Нижнем Египте и только потом о Земле Обетованной. Ни слова не сказано о собирании рассеянных иудеев со всего мира и их возвращении на историческую родину. Могалер полагал, что оно написано по инициативе французских властей перед захватом Египта. См.: Могалер Р. Диврей емей Исраэль дорот ахароним мишилхей ха-меа ха-шмоне-эсреэ ад ямейну. Решит ха-хаскала ха Бэ-Эйропа ха-мизрахит; Эрец-Исраэль (История евреев последних веков с конца XVIII века до наших дней. Начало Гаскалы в Восточной Европе; Земля Израиля) (на иврите). Т. I. Кн. 4. Тель-Авив, 1956. С. 284. Могалер высказывает утопическую идею, согласно которой французское правительство хотело использовать иудеев для захвата Ближнего Востока Бонапартом, зная их религиозное стремление на

29

надеялся, что будущее еврейское государство, имея выгодное географическое положение, будет вести активную торговлю. Чтобы осуществить эти планы, было необходимо обратиться за помощью к Франции, а в дальнейшем восстановленное иудейское государство должно будет стать ключевым посредником во французской торговле с Индией29. Новое государство должно будет вести также торговлю с Персией и со всей Европой. Автор письма призывал и к восстановлению Иерусалимского Храма. Франция, действительно, имела планы овладения Индией, и это подтверждается документами переписки Наполеона. Например, в одном из писем Директории от 8 сентября 1798 г. он пишет, что «господствуя в Египте, Франция долгое время будет господствовать в Индии»30. Франция мечтала о реванше после своего поражения в Семилетней войне (1756-1763). Эта война разгорелась между Австрией, Россией, Францией, Саксонией, Швецией и Испанией, с одной стороны, и Великобританией и Пруссией — с другой. Причинами этой войны стало соперничество Великобритании и Франции в Америке и Индии, а также усиление могущества Пруссии. Согласно Парижскому мирному договору, подписанному 10 февраля 1763 г., Франции уступала англичанам практически все свои владения в Индии. Фактически вопрос о господстве над Индией был решен, однако Францию это не устраивало.

В Индии было известно о намерении Наполеона вторгнуться туда, что подтверждает свидетельство герцога Веллингтона, брата генерал-губернатора Индии маркиза Уэлсли в 1798-1805 гг. Как сообщает герцог в своем очерке, написанном в 1806 г., Уэлсли по прибытии в Индию в первую очередь узнал о том, что Типу Султан, правитель Майсура (1782-1799), враг Ост-Индской компании, вступил в союз с Францией, чтобы воевать против англичан в Индии, в результате группа французов высадилась в Индии, а Наполеон, как стало известно, признавал, что целью Египетского похода было вторжение в Индию31.

историческую родину, а также целью этой пропаганды было привлечение иудеев для выведения Сирии и Египта из экономического застоя. Как свидетельствуют материалы переписки, таких идей у французского правительства не было, это могли быть мысли отдельных людей или определенных кругов, увлеченных идеями возвращения иудеев на историческую родину, которые были тогда достаточно модными. Там же. С. 194-199.

29Bicheno J. Op. cit. P. 62.

30 Au Directoire Exécutif, № 3259 (8. IX. 1798) // Correspondance de Napoléon I-er, publiée par ordre de l'empereur Napoléon III. Vol. IV. P., 1860. P. 476.

31 Из рассказа герцога Веллингтона о правлении в Индии его брата маркиза Уэлсли // Хрестоматия по Новой истории. 1640-1815. Т. I. М., 1963. С. 586.

30

В конце XVIII в. Франция стремилась вернуть свое былое влияние в Индии, и именно в этот контекст Бичено пытается включить письмо иудея, где воображаемое иудейское государство будет сотрудничать с Францией в ее торговле с Индией. Фактически, Франция для автора письма мыслилась как главный покровитель евреев в деле возрождения их государства.

В начале письма, перед описанием проекта возрождения иудейского государства, автор эмоционально описывает бедствия иудеев в мире и называет тех, кто владел Святой Землей, мерзкими грабителями, тем самым выражая свое отношение к мусульманам и их государству. И только изложив свой проект, автор письма заметил, что насчет всех прочих договоренностей и предложений, которые нельзя сейчас объявлять вслух и которые будут сделаны Османской империи, будет решать еврейский Совет и Франция. Данный проект не учитывал демографических особенностей региона, ведь в случае переселения туда иудеев со всего мира, неизбежно возник бы конфликт с местными мусульманами и христианами. И даже спустя несколько десятилетий демографическая ситуация в Сиро-Палестинском регионе не претерпела серьезных изменений, что подтверждает российский консул в Сирии К.М. Базили в своей книге, написанной в 1846-1847 гг. Базили полагал, что желание Запада восстановить иудейское государство так же, как и создать христианское государство, невозможно в силу того, что мусульмане региона значительно превосходили иудеев и христиан по численности. Подобные планы Базили объясняет незнанием статистики края32. Кроме того, в своей докладной записке, составленной для Министерства иностранных дел Российской империи в 40-х годах XIX в., Базили сообщает о журналах того времени, в которых говорилось о «каких-то небывалых переговорах» между султаном и богатыми еврейскими банкирами об уступке Палестины иудеям. Очевидно, что он не склонен был верить даже в существование подобных переговоров. Как он утверждает, данные сообщения из журналов способствовали оживлению надежд о создании еврейского государства и Храма. По его словам, мессианские ожидания были в тот период сильны, как никогда ранее33. Фактически консул говорит исключительно о надеждах еврейского народа, но не верит

32 См.: Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.; Иерусалим, 2007. С. 145.

33 См.: Базили К.М. Статистические заметки о племенах сирийских и о духовном их управлении // Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. С. 534.

31

в то, что могли быть сделаны такие серьезные шаги, как переговоры с султаном. Такие переговоры не могли состояться, султану не было выгодно отдать иудеям Палестину, которая являлась частью Османской империи.

Касаясь проблемы так называемого французского Синедриона, который Наполеон в 1806 г. постановил созвать в Париже, пригласив еврейских делегатов со всей Европы, Бичено пишет, что в дальнейшем станет понятно, является ли целью данного мероприятия решение внутренних вопросов или Бонапарт стремился положить конец влиянию Англии на Востоке посредством возвращения евреев на их историческую родину34. Он не уточняет, как именно возвращение иудеев в Палестину повлияет на позиции Англии. Французский Синедрион, состоялся в Париже в феврале — марте 1807 г. и представлял собой собрание делегатов от еврейских общин Французской империи и Итальянского королевства. Обсуждалась только проблема интеграции иудейских общин во французское общество, а о создании еврейского государства речи никто не вел. Бичено фактически делает лишь предположения, он даже признается, что не знает, чем закончился Синедрион. Как свидетельствуют французские официальные документы, Наполеон никогда не имел планов возрождения иудейского государства: ни во время Египетского похода, ни после восшествия в 1804 г. на императорский престол. Итак, Бичено описывает нереальные планы, которые отражают только существовавшие в то время идеи.

В заключение следует сказать несколько слов об истории обнаружения в 1940 г. копии якобы подлинного текста прокламации. До этого года только газета «Монитор» была источником веры в то, что она будто бы существовала. В 1940 г. в распоряжении австрийского юриста и журналиста Франца Коблера (1882-1965) оказался некий документ, якобы перевод обращения Наполеона к евреям, в котором французский завоеватель призывал их возвращаться в Палестину35. Данный документ сопровождался переводом «письма» иерусалимского раввина Аарона ха-Леви36, рекомендовавшего иудеям прислушаться к «прокламации» Наполеона37. Важно отметить, что два вышеуказанных документа не были подлинниками, это были печатная копия немецкого рукописного перевода «прокламации» Наполеона

34 Bicheno J. Op. cit. P. 57, 59.

35 Kobler F. Op. cit. P. 107-113.

36 Информация о существовании этого раввина не подтверждается никакими достоверными источниками.

37 Ibid. P. 55-60, 68-71.

32

и «письма» рабби Аарона ха-Леви. Документы были предоставлены Коблеру неким Эрнстом Фоджесом, якобы происходившим из семьи еврейских мудрецов Праги, по фамилии Флекелес38. По словам последнего, у него был также и немецкий рукописный перевод «прокламации» и «письма», но эти документы были уничтожены нацистами во время Второй мировой войны39. Фоджес утверждал, что «письмо» и «копия» в немецком переводе хранились в их семье со времен войны Бонапарта. Фактически, и у Фоджеса были только копии якобы существовавших оригиналов. Таким образом, никаких оригиналов обнаружено не было, и Коблер все описал со слов Фод-жеса40, который в свою очередь мог заблуждаться.

Таким образом, в нашем распоряжении имеются только упоминания о «прокламации» Наполеона из газеты «Монитор», которые не подтверждаются ни одним достоверным источником, главное — в переписке Наполеона, относящейся ко времени Египетского похода, отсутствует всякое упоминание о якобы существовавших планах восстановления «древнего Иерусалима» и Иерусалимского Храма. Сам Бонапарт, упоминая в своих мемуарах об ожиданиях иудеев, связанных с его появлением в Сиро-Палестинском регионе, пишет, что они верили слуху, который льстил им. Таким образом, Наполеон отрицал тот факт, что он будто бы имел намерения восстановить Иерусалимский Храм. Английский автор Джеймс Бичено допускает, что Наполеон уже, будучи императором, мог стремиться к созданию иудейского государства.

Создание иудейского государства или только возвращение иудеев в Палестину и восстановление Храма было неосуществимым в Османской империи. Наполеон не мог быть столь недальновидным политиком, чтобы надеяться на достижение стратегического результата путем противопоставления немусульманского этноконфессио-нального меньшинства мусульманам.

Фактически на рубеже XVIII и XIX вв. политика Франции в отношении иудеев на Ближнем Востоке была мифом, который поддержали некоторые современники, евреи и неевреи. Что касается описанного в приводимом Бичено письме плана возрождения иудейского государства при поддержке Франции, то оно могло отражать

38 Подробнее об этой семье см.: Fleckeles, Eleazar ben David // Encyclopedia Judaica. Vol. VII. Detroit; N.Y.; San Francisco; New Haven; Conn. — Waterville; Maine — London, 2007. P. 71.

39 Kobler F. Op. cit. Ibid. P. 114-115, 117-118, 120, 122.

40 Ibid. P. 114-115. Предполагается, что изначально «прокламация» была написана на французском языке, а письмо Аарона ха-Леви на иврите. Бен Цви И. Указ. соч. С. 321.

33

лишь интересы отдельных лиц, которые не разбирались в политике и не могли дать объективную оценку возможности осуществления подобного проекта. Не исключено, что на появление идей о том, что Наполеон будто стремился проводить политику в отношении иудеев в Сиро-Палестинском регионе, косвенным образом могли повлиять и представления о Наполеоне у хасидов Восточной Европы41.

Список литературы

Ал-Джабарти, Абд ар-Рахман. Египет в период экспедиции Бонапарта (1798 —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1801) / Пер. с араб., предисл. и примеч. И.М. Фильштинского. М., 1962. Ацамба Ф.М., Кириллина С.А. Религия и власть в Османском Египте (XVIII —

первая четверть XIX в.). М., 1996. Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом

и политическом отношениях. М.; Иерусалим, 2007. Базили К.М. Статистические заметки о племенах сирийских и о духовном их управлении // Базили К.М. Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. М.; Иерусалим, 2007. Жантиев Д.Р. Традиция и модернизация на Арабском Востоке: реформы в сирийских провинциях Османской империи в конце XVIII — начале XX века. М., 1998.

Из рассказа герцога Веллингтона о правлении в Индии его брата маркиза

Уэлсли // Хрестоматия по Новой истории. 1640-1815. Т. I. М., 1963. Кобищанов Т.Ю. Джихад — неверующим, союз — неверным: Высокая Порта в первые месяцы после французского вторжения в Египет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2010. № 2. Кобищанов Т. Ю. Христианские общины в арабо-османском мире (XVIII —

первая треть XIX века). М., 2003. Материалы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX века // Православный палестинский сборник. Вып. 55. Ч. 2. СПб., 1904. Наполеон Бонапарт. Египетский поход. СПб., 2000.

Панченкова М.Т. Политика Франции на Ближнем Востоке и сирийская экспедиция 1860-1861 гг. М., 1966. Тарле Е.В. Наполеон // Соч.: В 12 т. Т. VII. М., 1959.

Au Directoire Exécutif, № 2103 (16.VIII.1797) // Correspondance de Napoleon I-er,

publiee par ordre de l'empereur Napoleon III. Vol. III. P., 1859. Au Directoire Exécutif, № 3259 (8. IX. 1798) // Correspondance de Napoléon I-er,

publiée par ordre de l'empereur Napoléon III. Vol. IV. P., 1860. Aux cheiks, ulémas et commandant de Jérusalem, № 4025 (9. III. 1799) // Correspondance de Napoleon I-er, publiee par ordre de l'empereur Napoleon III. Vol. V. P., 1860.

Bicheno J. The Restoration of the Jews. The Crisis of all Nations. L., 1807.

41 Например, рабби Менделе из Риманова желал, чтобы первая наполеоновская война превратилась в эсхатологическую войну Гога и Магога. Он молился о том, чтобы Наполеон победил, и это должно было принести иудеям избавление. Morgenstern A. Op. cit. P. 9-10.

34

Correspondance de Napoleon I-er, publiee par ordre de l'empereur Napoleon III. Vol. IV, V. P., 1860.

Encyclopedia Judaica. Vol. VII. Detroit; N.Y.; San Francisco; New Haven; Conn. — Waterville; Maine — London, 2007.

Gazette Nationale ou la Moniteur Universel. 1799. № 102-282.

Kobler F. Napoleon and the Jews. N.Y., 1976.

Morgenstern A. Hastening Redemption: Messianism and the Resettlement of the Land of Israel. Oxford, 2006.

Proclamation, № 2723 (2. VII. 1798) // Correspondance de Napoléon I-er, publiée par ordre de l'empereur Napoléon III. Vol. IV. P., 1860.

Бен-Цви И. Эрец-Исраэль вишува би-мей ха-шильтон ха-отомани (Земля Израиля и ее ишув в период османского господства) (на иврите). Иерусалим, 1955.

Гелбер Н.М. Напольйон ве-Эрец-Исраэль (Наполеон и Земля Израиля) // Сэфэр Динбург / Под ред. И. Баера, Й. Гутмана и М. Сова (на иврите). Иерусалим, 1949.

Могалер Р. Диврей емей Исраэль дорот ахароним мишилхей ха-меа ха-шмоне-эсреэ ад ямейну. Решит ха-хаскала ха Бэ-Эйропа ха-мизрахит; Эрец-Исраэль (История евреев последних веков с конца XVIII века до наших дней. Начало Гаскалы в Восточной Европе; Земля Израиля) (на иврите). Т. I. Кн. 4. Тель-Авив, 1956.

Сведения об авторе: Солодухина Татьяна Григорьевна, аспирант кафедры

истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова.

E-mail: tanyaatanya@hotmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.