Научная статья на тему 'Синтез онтологических оснований в оздоровлении людей'

Синтез онтологических оснований в оздоровлении людей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
104
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИ РЕАЛЬНОСТИ / ПОДХОДЫ К ОЗДОРОВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕКА / СОДЕРЖАНИЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Карлышев Владимир Михайлович, Миронова Валентина Михайловна

Статья содержит анализ и обобщение известных мировых оздоровительных технологий. Высказывается необходимость синтеза знаний для оздоровления человечества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Карлышев Владимир Михайлович, Миронова Валентина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis of ontological foundations in health-promotion of people

The article contains analysis and synthesis of the known improving technologies in the world. The synthesis of knowledge necessity is observed for improvement of the mankind.

Текст научной работы на тему «Синтез онтологических оснований в оздоровлении людей»

досуга.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В связи с результатами анкетного опроса и наблюдением за поведением студенческой молодёжи, а также результатами теста на уровень алкогольной зависимости необходимо:

- разработать систему антиалкогольной пропаганды в системе основной образовательной программы высшего образования;

- выработать активную жизненную позицию студентов, ведущих здоровый образ жизни, способствовать их лидерству в коллективе;

- обеспечить знание методики организации и проведения спортивно-массовых, спортивных и других мероприятий, направленных на активное проведение досуга;

- выработать стойкий интерес к различным видам спорта и фитнеса, спортивным и подвижным играм.

Занятие спортом и активное проведение досуга не совместимо с употреблением алкоголя. Важной задачей организаций высшего образования является активная пропаганда здорового образа жизни, информирование о вреде алкоголя на организм человека, выработка необходимых знаний и умений для активного проведения досуга и отдыха как во время обучения в вузе, так и после его окончания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Жуленко, В.Н. Влияние употребления алкоголя на здоровье и физическое развитие человека : методические указания / В.Н. Жуленко, И.Г. Молодцов, И.А. Борисов ; под общ. ред. Н.В. Бондаревой. - М. : ПО «Печатник», 1986. - 48 с.

2. Иванов, В.П. Медицинская экология : учебник для мед. вузов / В.П. Иванов, Н.В. Иванова, А.В. Полоников ; под общ. ред. В.П. Иванова. - СПб. : СпецЛит, 2012. - 320 с.

REFERENCES

1. Gulenko, V.N., Molodtsov, I.G. and Borisov, I.A. (1986), The impact of alcohol on health and physical development human, "Printer", Moscow.

2. Ivanov, V.P., Ivanova, N.V. and Polonikov, A.V. (2012), Medical ecology, SpetsLit, St. Petersburg.

Контактная информация: falliibilist@bk.ru

Статья поступила в редакцию 23.01.2017

УДК 796.01

СИНТЕЗ ОНТОЛОГИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ЛЮДЕЙ

Владимир Михайлович Карлышев, кандидат педагогических наук, профессор, Валентина Михайловна Миронова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой,

Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Статья содержит анализ и обобщение известных мировых оздоровительных технологий. Высказывается необходимость синтеза знаний для оздоровления человечества.

Ключевые слова: модели реальности, подходы к оздоровлению человека, содержание оздоровительной работы.

SYNTHESIS OF ONTOLOGICAL FOUNDATIONS IN HEALTH-PROMOTION OF

PEOPLE

Vladimir Mikhailovich Karlyshev, the candidate of pedagogical sciences, professor, Valentina Mikhailovna Mironova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chairman, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Annotation

The article contains analysis and synthesis of the known improving technologies in the world. The synthesis of knowledge necessity is observed for improvement of the mankind.

Keywords: reality models, approaches to human improvement, the content of recreation activities.

Философия как наука обобщает все взгляды на окружающую действительность, дабы найти истинные и обосновать принципы рациональной жизнедеятельности. Ею предлагаются четыре принципиальные модели мира, отражающие многообразие окружающей реальности: материализм, субъективный идеализм, дуализм и объективный идеализм. Как это ни парадоксально будет звучать, они все реализованы в разных культурах человечества и существуют одновременно, определяя по-своему понимание мира и соответствующее взаимодействие с ним.

В основе этих моделей мира лежит сочетание двух ведущих составляющих и первооснов - материи и сознания. Философски обобщенная картина мира утверждает, что существуют материальная реальность (материя, видимый мир, природа и т.д.) и духовная реальность (сознание, мышление, образы, идеи и т.д.). Для двух видов реальности наука придумала термины физический и метафизический. В зависимости от взглядов на реальность бытия появляются принципиальные взгляды на её понимание. Мы ограничим рамки обсуждения вокруг понятия здоровья.

Исходя из всего вышесказанного, целью данного исследования был анализ моделей здравостроения и оздоровления человека.

Материализм исходит из первичности материи и вторичности сознания. Тогда тело, его потребности и ощущения являются главенствующими и определяют психическую жизнедеятельность человека. Тело является гарантом реализации человека в окружающем мире. Если возможности тела определяют жизнедеятельность, то именно о нём необходимо заботиться и сохранять его здоровым. Здоровье тела зависит в основном от здорового образа жизни, а лечение в основном ориентировано на: лекарства, хирургические операции или оберегание и поддержание функций (профилактика и закаливание), или создание соответствующих условий (гигиена).

С этим взглядом хорошо увязывается адаптационный и нормоцентристкий подход, указывающий на границы возможных изменений в организме и позволяющий диагностировать процесс адаптации человека к окружающей среде. На этом уровне работают «материальные» критерии, характеризующие все биологические показатели: анатомические, физиологические, биохимические и т.п. (в общей сложности более пяти тысяч показателей).

Основным фактором, определяющим здоровье в данном подходе, является здоровый образ жизни, включающий рациональные: питание, дыхание, двигательную активность, внутренние чистки, использование природных факторов и многое другое.

Субъективный идеализм исходит из первичности сознания, которое определяет состояние и жизнедеятельность тела. Сознание является ведущим элементом психики в обыденной жизни и служит управляющим механизмом в повседневной деятельности человека. Психическую деятельность изучает психология, а её реализацию в жизни отражает искусство. Многообразие психических школ и направлений показывает, что в зависимости от позиции и сочетания ведущих элементов психики понимается всё своеобразно и разночтивно.

Критериями здоровья в данном подходе являются чаще качественные характеристики психической деятельности: активность, гармоничность, конгруэнтность, умеренность, уравновешенность, эмоциональная устойчивость, адекватная оценка себя и окружающих и т.п. (в общей сложности не менее трёх тысяч количественных показателей)

[4].

Процесс оздоровления в этой модели связан, прежде всего, с изменением мировоззрения, управление эмоциями и другими психическими явлениями человека, которые трансформируются в процессе психотерапии и это положительно сказывается на его состоянии: как психики, так и тела, и здоровье человека в целом. В зависимости от теоретического направления средства и методы работы существенно разнятся (НЛП, гештальт, психоанализ, психосинтез, когнитивная, позитивная, клиническая психологии и т.п.).

Дуализм базируется на равноправной взаимосвязи и взаимодействии материи и сознания. В этом направлении сосредоточены методики оздоровления человека, объединяющие работу с телом и психикой. Связующим элементом и главным критерием является энергия или её составляющие (ци, ки, инь-ян и т.п.)

Все технологии этого направления ориентированы на взаимодействие и взаимосвязь движения, дыхания и сознания для работы с энергиями. К ним относятся все восточные оздоровительные технологии (йога, цигун, ушу и т.п.). По смыслу и организации эти техники оздоровления относятся к интегративным и системным.

Объективный идеализм наиболее древний и основополагающий взгляд, ибо базируется на вере и проверенных жизнью знаниях, не требующих доказательств или продиктованных человеку свыше. Приоритет Высшего Разума над материей и сознанием позволяет сосуществовать двум принципиальным течениям: религии и эзотерике. Указывая на ведущую роль Высшего Разума (Бог, Абсолют), они по-разному трактуют это влияние и взаимодействие.

С религиозной точки зрения болезнь дается Богом в качестве наказания за какой-либо грех. Поэтому необходимо либо смириться (через страдания идет очищение и оздоровление) или активно заниматься прощением, молением, ограничением, постом и служением Богу [1].

Эзотерический взгляд рассматривает взаимодействие компонентов по-разному. Одни утверждают, что все, что предписано, можно прочитать по астрологическим, телесным и другим признакам, заложенным в человека с рождения, и человеку требуется лишь разумно использовать свои сознание и тело [2]. Такое понимание подталкивает к разумному образу жизни в соответствии с возможностями и способностями в деле служения Абсолюту. Другие - ориентированы на семеричное строение человека и необходимость правильной работы во всех временных (непостоянных) телах. Отсюда оздоровительные технологии будут принципиально отличаться по содержанию (средства, методы, виды), организации и направленности оздоровительной работы. Главным объединяющим условием религии и эзотерики является необходимость прислушиваться к знакам свыше и следовать им, совершенствуя свои возможности: в первом случае - через ритуалы, покаяния, молитву, посты, праведный труд и образ жизни; в другом - рациональное использование и совершенствование возможностей физического (телесного), эфирного (функционального, энергетического), астрального (тела эмоций), ментального (мудрость и повышение уровня сознания) и причинного (отработку кармических (судьбоносных) задач).

Современный западный научный взгляд склонен в большей степени к первой версии (материалистической), хотя не все ученые его придерживаются. Он базируется на опыте, факте и ощущении. Философия рассматривает и обсуждает все версии, касаясь больше первых двух (материалистический и субъективный идеализм). Психология в большей степени базируется на втором варианте (субъективном идеализме), который в большей степени базируется на чувствознании. Восточный взгляд базируется на третьей модели (дуализме), ориентируясь на законы и медитацию. Религиозный и эзотерический взгляды базируются на последней версии (объективном идеализме) и опираются на интуицию, совесть и веру. Особенности всех концепций обобщены в таблице 1.

Таблица 1 - Онтологические основания в оздоровлении человека

Онтологическая модель Ведущий элемент и условие Науки и критерии Основные технологии в оздоровлении

Материализм Материя (тело) первична Все биологические науки и их критерии Воздействия на тело (лекарства, операции, массаж) и ЗОЖ (питание, закаливание, двигательная активность, режим ...)

Субъективный идеализм Сознание первично Психология, искусство и их критерии Психотерапия, работа с сознанием и мировоззрением, танцы, психорегуляция, настрои.

Дуализм Материя и сознание взаимообусловлены Восточные религии и технологии, их критерии Йога, цигун, ушу, пранаяма, тайцзицюань, медитации, энергетические воздействия, дыхательные упражнения .

Объективный идеализм Высший разум определяет развитие материи и сознания: Бог (религия) Религии и их критерии Служение Богу, смирение, ритуалы, жизнь согласно заповедям, развитие добродетелей, не совершение грехов и т.п.

Абсолют (эзотерика) Эзотерика и её критерии Медитации, метафизические контакты, энергетическая работа на телесном и психическом уровне, трансформация сознания.

Уже давно многими выдающимися учеными выдвигался тезис о необходимости согласования и соединения знаний всех направлений в единую концепцию, которая позволит выйти на новый уровень понимания всего окружающего, в том числе и оздоровления людей.

Объединяющим в понимании условием во всех моделях является принцип инте-гративности, указывающий на то, что работа нужна на всех этажах большого здания «человек»: телесном (физическом и функциональном), психическом (мировоззренческом и эмоциональном, личностном), социальном (взаимоотношения и самореализация, выполнение предназначения). А главными помощниками в оздоровительной работе на любом этаже и в любом подходе являются такие добродетели как вера, надежда, любовь.

ВЫВОДЫ

Всё вышесказанное позволяет говорить, что любой из взглядов отражает одну из граней окружающей реальности. Как говорят мудрецы - истина многогранна. Каждый видит одну из граней её бриллианта, исходя из своего понимания, и по-своему её описывает. Из-за этого у людей нет целостного взгляда на общие процессы. «Противоречия есть там, где не хватает знаний», т. е. между двумя противоречивыми знаниями не хватает связующей информации. Поэтому, когда появляется противоречие, не надо искать доводы, уничтожающие одну из них. А надо искать новые подходы и факты, которые объединили бы их в единое целое. Известно, что человечество находится на таком уровне развития, который не позволяет описать совершенно точно абсолютную истину, потому что понятия, которыми оно пользуется, сами по себе относительны, а то, что видим и говорим субъективно. Это известно каждому педагогу, когда он дает один материал всем, а при опросе получает массу новых объяснений по одному и тому же вопросу.

Все указанные взгляды лежат в основе моделей мира, каждая из которых убедительна и находит последователей как в среде её основателей, последователей и защитников, так и в окружающей реальности, каждая из которых права и не права одновременно. Поэтому доказывать, что одно описание единственно верно, а другое нет - совершенно бессмысленно. Следует помнить, что любая теория представляет лишь отдельный аспект проявления многообразия мира. А от нашего выбора будет зависеть, как мы будем жить и взаимодействовать с окружающим миром.

Философы и мудрецы давно знают, что любая теория представляет отдельный аспект проявления многообразия мира, поэтому договариваются о взглядах, на которых будет базироваться жизнь. А от выбора и принятия парадигмы общество живет и взаимодействует с окружающим миром. У философов даже есть выражение, что мир поворачивается к нам той стороной, которую мы хотим видеть. Поэтому собирая грани знания воедино, мы продвигаемся к истине.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В жизни желательно иметь многообразные и многоуровневые знания, объясняющие мир, жизнь и происходящее. Это позволяет в каждом случае по-своему увидеть реальность, а не цепляться за какие-то догмы, отвергающие видимое явление. Тогда исчезают противоречия, и происходит «чудо», как следствие связующей информации и роста сознания человека. Любая оздоровительная технология действенна и эффективна, если работает с причиной, а не следствием. А поскольку источники почти всех болезней находятся на психическом уровне, то интегративные технологии наиболее действенны, а борющиеся со следствием (лекарства) работают лишь в определённый промежуток времени и жизни.

Поэтому доказывать, что одни оздоровительные средства и методики (западные или восточные) важнее и эффективнее бессмысленно, ибо все они работают на соответствующий уровень сознания и материи, в соответствии с временным континуумом и культурой в обществе. И задачей развивающегося общества должна стать идея синтеза имеющихся знаний в любой сфере деятельности, в том числе и оздоровительной. Это позволит человечеству сделать новый шаг в освоении сознания и материи и стать более здоровым.

ЛИТЕРАТУРА

1. Библия. - М. : Рос. Библ. Общество, 1992. - 898 с.

2. Безант, А. Мудрость веков / А. Безант. - Новосибирск : Наука, 1994. - 295 с.

3. Карлышев, В.М Интегративно-валеологический подход в оздоровительной физической культуре людей зрелого возраста : учебное пособие / В. М. Карлышев, В. М. Миронова. -Челябинск : Издательский центр «Уральская академия», 2010. - 112 с.

4. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика : новейший справочник / И.Г. Малкина-Пых. - М. : Эксмо ; СПб. : Сова, 2003. - 928 с.

5. Психология : учебник / под ред. А.А. Крылова. - М. : ПРОСПЕКТ, 1998. - 584 с.

6. Радьяр, Д. Астрологическая психология / Д. Радьяр. - Новосибирск : Гермес, 1994. -

576 с.

7. Шри Ауробиндо, Г. Интегральная йога / Г. Шри Ауробиндо. - М. : НИКОС, 1992. - 396 с.

REFERENCES

1. The Bible (1992), Russian Bible Society, Moscow.

2. Besant, A. (1994), Wisdom of the Ages, Science, Novosibirsk.

3. Karlyshev, V. M. (2010), Valeological Integrative approach in improving physical training middle-agedpeople, Ural Academy, Chelyabinsk.

4. Malkina-Pykh, I. G. (2003), Psychosomatics, the latest guide, Eksmo, St. Petersburg.

5. Krylova, A. A. (1998), Psychology : textbook, Avenue, Moscow.

6. Rudhyar, D. (1994), AstrologicalPsychology, Hermes, Novosibirsk.

7. Shri Aurobindo, G. (1992), Integral Yoga, Nikos, Moscow.

Контактная информация: vkar52@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 15.01.2017

УДК 796.412.24

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ СО СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ СПОРТСМЕНОК

Елена Сергеевна Краева, старший преподаватель,

Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается степень влияния уровня развития специально-двигательных способностей на качество исполнения различных усложненных способов бросков и ловли предмета при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики. Выявлено, что успешность выполнения перебросок предметов зависит от уровня развития специально - двигательных способностей: способности к дифференцированию пространственных, временных, силовых параметров движения и быстроты двигательной реакции. При этом определено, что качество выполнения бросковых движений с предметом, в большей степени зависит от проявления способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения, а ловля предмета - от проявления способности к дифференцированию временных параметров движения и быстроты двигательной реакции.

Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, переброски предметов, специально-двигательные способности.

CORRELATION OF QUALITY OF THROWING OVER PERFORMANCE IN GROUP

EXERCISES IN RHYTHMIC GYMNASTICS WITH SPECIALLY-MOTOR ABILITIES OF SPORTSWOMEN

Elena Sergeevna Craeva, the senior teacher,

Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the degree of influence of the level of special-motor abilities on the quality of execution of various complicated ways of the objects throws and catching when doing the throwing over of subjects in group exercises in rhythmic gymnastics. It has been revealed that the success of throwing over of the objects depends on the level of development of special-motor abilities: the ability to differentiate spatial, temporal, power parameters of movement and speed of the motor reaction. At the same time, it is determined that the quality of the throwing motion with the subject depends to greater extend on the ability to display the spatial differentiation and power parameters of movement and catching the object - on the ability to display the temporary parameters of movement and speed of the motor reaction.

Keywords: rhythmic gymnastics, group exercises, throwing over of objects, special-motor abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Художественная гимнастика стремительно развивается во всем мире, особенно, растет популярность групповых упражнений [1, 3]. Главной особенностью групповых упражнений являются различные виды двигательных взаимодействий. В связи с этим высочайшие требования предъявляются к способности выполнять очень точные по пространственно-временным характеристикам переброски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.