Научная статья на тему 'Взаимосвязь качества выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики со специально-двигательными способностями спортсменок'

Взаимосвязь качества выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики со специально-двигательными способностями спортсменок Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
361
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА / ГРУППОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ / ПЕРЕБРОСКИ ПРЕДМЕТОВ / СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / RHYTHMIC GYMNASTICS / GROUP EXERCISES / THROWING OVER OF OBJECTS / SPECIAL-MOTOR ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Краева Елена Сергеевна, Степанова Ирина Александровна

В статье рассматривается степень влияния уровня развития специально-двигательных способностей на качество исполнения различных усложненных способов бросков и ловли предмета при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики. Выявлено, что успешность выполнения перебросок предметов зависит от уровня развития специально двигательных способностей: способности к дифференцированию пространственных, временных, силовых параметров движения и быстроты двигательной реакции. При этом определено, что качество выполнения бросковых движений с предметом, в большей степени зависит от проявления способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения, а ловля предмета от проявления способности к дифференцированию временных параметров движения и быстроты двигательной реакции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Краева Елена Сергеевна, Степанова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Correlation of quality of throwing over performance in group exercises in rhythmic gymnastics with specially-motor abilities of sportswomen

The article deals with the degree of influence of the level of special-motor abilities on the quality of execution of various complicated ways of the objects throws and catching when doing the throwing over of subjects in group exercises in rhythmic gymnastics. It has been revealed that the success of throwing over of the objects depends on the level of development of special-motor abilities: the ability to differentiate spatial, temporal, power parameters of movement and speed of the motor reaction. At the same time, it is determined that the quality of the throwing motion with the subject depends to greater extend on the ability to display the spatial differentiation and power parameters of movement and catching the object on the ability to display the temporary parameters of movement and speed of the motor reaction.

Текст научной работы на тему «Взаимосвязь качества выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики со специально-двигательными способностями спортсменок»

7. Shri Aurobindo, G. (1992), Integral Yoga, Nikos, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.01.2017

УДК 796.412.24

ВЗАИМОСВЯЗЬ КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ СО СПЕЦИАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ СПОРТСМЕНОК

Елена Сергеевна Краева, старший преподаватель,

Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматривается степень влияния уровня развития специально-двигательных способностей на качество исполнения различных усложненных способов бросков и ловли предмета при выполнении перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики. Выявлено, что успешность выполнения перебросок предметов зависит от уровня развития специально - двигательных способностей: способности к дифференцированию пространственных, временных, силовых параметров движения и быстроты двигательной реакции. При этом определено, что качество выполнения бросковых движений с предметом, в большей степени зависит от проявления способности к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения, а ловля предмета - от проявления способности к дифференцированию временных параметров движения и быстроты двигательной реакции.

Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, переброски предметов, специально-двигательные способности.

CORRELATION OF QUALITY OF THROWING OVER PERFORMANCE IN GROUP

EXERCISES IN RHYTHMIC GYMNASTICS WITH SPECIALLY-MOTOR ABILITIES OF SPORTSWOMEN

Elena Sergeevna Craeva, the senior teacher,

Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article deals with the degree of influence of the level of special-motor abilities on the quality of execution of various complicated ways of the objects throws and catching when doing the throwing over of subjects in group exercises in rhythmic gymnastics. It has been revealed that the success of throwing over of the objects depends on the level of development of special-motor abilities: the ability to differentiate spatial, temporal, power parameters of movement and speed of the motor reaction. At the same time, it is determined that the quality of the throwing motion with the subject depends to greater extend on the ability to display the spatial differentiation and power parameters of movement and catching the object - on the ability to display the temporary parameters of movement and speed of the motor reaction.

Keywords: rhythmic gymnastics, group exercises, throwing over of objects, special-motor abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Художественная гимнастика стремительно развивается во всем мире, особенно, растет популярность групповых упражнений [1, 3]. Главной особенностью групповых упражнений являются различные виды двигательных взаимодействий. В связи с этим высочайшие требования предъявляются к способности выполнять очень точные по пространственно-временным характеристикам переброски.

В результате исследований было выявлено, что для качественного выполнения перебросок в групповых упражнениях художественной гимнастики на этапе высшего спортивного мастерства, следует максимально развивать специально-двигательные способности: способность к дифференцированию различных параметров движения (силовых, временных, пространственных) и быстроту двигательной реакции [2, 4].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

С целью выявления степени влияния специально-двигательных способностей на качество выполнения бросков и ловли при выполнении перебросок предметов был проведен корреляционный анализ. Результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Коэффициенты корреляции рангов между показателями уровня развития специально-двигательных способностей и экспертными оценками за выполнение бросков и ловли предметов при выполнении перебросок, содержащие различные «критерии»_

Разновидности бросков

Способности Бросок без зрительного контроля Бросок без помощи кистей рук Бросок из положения на полу Ловля после движения с вращением Бросок 2-х булав Ловля 2-х булав Ловля во вращении Ловля без помощи кистей рук Ловля на полу

Быстрота двигательной реакции 0,28 0,25 0,65 0,83 0,27 0,80 0,80 0,86 0,79

Способность к дифференцированию пространственных параметров движения 0,70 0,70 0,89 0,42 0,78 0,41 0,20 0,36 0,46

Способность к дифференцированию временных параметров движения 0,10 0,27 0,44 0,60 0,13 0,73 0,78 0,83 0,69

Способность к дифференцированию силовых параметров движения 0,68 0,77 0,81 0,7 0,47 0,26 0,40 0,76 0,60

Гстат.=0,68, П=10, при р<0,05

В результате корреляционного анализа определено, что в основном качество выполнения бросковых движений с предметом зависит от проявления способностей к дифференцированию пространственных и силовых параметров движения, а ловля предметов, соответственно, от проявления быстроты двигательной реакции и способности к дифференцированию временных параметров движения.

При анализе взаимосвязи способности к дифференцированию пространственных параметров движения и контрольными упражнениями, наиболее сильная связь установлена с броском предмета из положения на полу (г = 0,89), менее сильная, но также значимая связь установлена с броском двух булав (г = 0,78), с броском, выполненным без зрительного контроля (г = 0,70) и без помощи кистей рук (г = 0,70), при р<0,05. Это обусловлено тем, что в момент броска гимнастке необходимо точно определять положение тела и предмета в пространстве.

Между группой бросковых движений и способностью к дифференцированию силовых параметров движения наиболее сильная связь выявлена с броском, выполненным из положения на полу (г=0,81), менее сильные, но также достоверные связи выявлены с броском, выполненном без помощи кистей рук (г=0,77), без зрительного контроля (г=0,68), при р<0,05. Таким образом, силовая точность движения имеет большое значение, так как спортсменке необходимо уметь оценивать и дифференцировать степень мышечных напряжений различными группами мышц при выполнении бросковых движений.

Результаты корреляционного анализа показали, что на успешность выполнения ловли предмета при выполнении перебросок влияет уровень развития быстроты двигательной реакции. Недостаточный уровень развития быстроты двигательной реакции бу-

дет отрицательно влиять на успешность выполнения ловли предмета без помощи кистей рук (r=0,86), после движения с вращением (r=0,83), ловли двух булав (r=0,80) и ловли в движение с вращением (r=0,80), при выполнении ловли на полу (r=0,79), при p<0,05. Это объясняется тем, что гимнастке необходимо быстро отреагировать на движение предмета во время ловли предмета при выполнении переброски.

Также выявлено значительное влияние уровня развития способности к дифференцированию временных параметров движения на выполнение ловли предмета во время переброски: при выполнении ловли на полу (r=0,83), ловли во вращательное движение (r=0,78), ловли двух булав (r=0,73) и ловли предмета на полу (r=0,69), при p<0,05. Это обусловлено необходимостью уметь тонко распределять свои действия в строго заданное время при выполнении переброски предметов.

Следует отметить, что, как правило, на этапе спортивного совершенствования при выполнении переброски предметов в групповых упражнениях используется в среднем 34 «критерия». Например, можно выполнить следующий бросок: из положения сидя на полу, спиной к партнеру (без зрительного контроля), бросок булавы стопой (без помощи кистей рук). Также можно выполнить следующую ловлю: в положении на полу, ловля одной булавы второй булавой (без помощи кистей рук), в кувырок назад (в движение с вращением).

Таким образом, при выполнении перебросок (трудностей обмена), которые засчи-тывается только в том случае, если все гимнастки участвуют в двух движениях обмена, то есть броске своего предмета, приёме предмета от партнёра, проявляются все данные способности и это, в свою очередь, подчеркивает необходимость их развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Винер, И. А. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в групповых упражнениях накануне ХХХ Олимпийских игр / И.А. Винер, Р.Н. Терехина, Е.А Пирожкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 4 (86). - С. 26-31.

2. Краева, Е.С. Влияние специально-двигательных способностей на успешность выполнения перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.С. Краева, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 82-86.

3. Соотношение сил в художественной гимнастике на Европейском помосте-2015 / Р.Н. Терехина, Е.С. Крючек, Е.Н. Медведева, И.А. Винер-Усманова // Ученые записки университета имени университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 7 (125). - С. 160-164.

4. Краева, Е. С. Сопряженное проявление способностей при выполнении перебросок предметов различной сложности в групповых упражнениях художественной гимнастики / Е.С. Краева, И.А. Степанова // Ученые записки университета имени университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 4 (134). - С. 140-143.

REFERENCES

1. Viner-Usmanova, I.A., Terekhina, R.N. and Pirozhkova, E.A. (2012), "Analysis of competitive activity of gymnasts in group exercises on the eve of the XXX Olympic Games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 86, No. 4, pp. 26-31.

2. Kraeva, E.S. and Stepanova, I.A. (2013), "Influence if the special motor skills on success of performance of exchanging of subjects in group exercises in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 102, No. 8, pp. 82-86.

3. Terekhina, R.N., Kryuchek E.S., Viner-Usmanova, I.A. and Medvedeva, E.N. (2015), "Ratio of forces in rhythmic gymnastics on the European podium - 2015", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 4, pp. 160-164.

4. Kraeva, E.S. and Stepanova, I.A. (2016), "Simultaneous manifestation of motor skills in performance of exchanging of subjects of various difficulties in group exercises in rhythmic gymnastics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 134, No. 4, pp. 140-143.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.01.2017

УДК 796.412.24

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ОСНОВА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ИСПОЛНЕНИЯ ПЕРЕБРОСОК В ГРУППОВЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Елена Сергеевна Краева, старший преподаватель, Ирина Александровна Степанова, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье изложены результаты педагогического эксперимента, направленного на обоснование средств и приемов совершенствования перебросок предметов в групповых упражнениях художественной гимнастики на основе развития координационных способностей. Разработанные средства и приемы сгруппированы в 5 комплексов упражнений, 4 из которых направлены на развитие способностей к воспроизведению различных параметров движений и управлению временем двигательной реакции, а пятый направлен на сопряженное развитие координационных способностей. Представлено распределение комплексов в подготовительном периоде тренировочного процесса с учетом мезоциклов и микроциклов. Определено, что реализация разработанных средств и методических приемов позволила повысить уровень исполнительского мастерства гимнасток, выступающих в групповых упражнениях на этапе высшего спортивного мастерства.

Ключевые слова: художественная гимнастика, групповые упражнения, переброски предметов, координационные способности.

DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES AS A BASIS FOR IMPROVING PERFORMANCE OF EXCHANGING OF OBJECTS IN GROUP EXERCISES IN

RHYTHMIC GYMNASTICS

Elena Sergeevna Craeva, the senior teacher,

Irina Aleksandrovna Stepanova, the candidate of pedagogical science, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The article presents the results of the pedagogical experiment directed to substantiation of means and methods for enhancement of the objects throwing over in-group exercises in rhythmic gymnastics on the basis of development of the coordination abilities. The developed means and methods are grouped in 5 sets of exercises, 4 of which are aimed at the development of the abilities to reproduction of the different parameters of movements and control of time of motor response and the fifth is aimed at the conjugate development of the coordination abilities. Distribution of the complexes within the preparatory period of the training process, taking into account the mesocycles and microcycles, has been provided. It has been defined that implementation of the developed means and methodical tools allowed to increase the level of the mastery of the gymnasts, appearing in group exercises at the stage of the highest sporting skills level.

Keywords: rhythmic gymnastics, group exercises, objects throwing over, coordination abilities.

ВВЕДЕНИЕ

Художественная гимнастика стремительно развивается во всем мире, завоевывая миллионы поклонников этого красивейшего вида спорта [5]. Групповые упражнения -наиболее зрелищный и сложный вид соревновательной программы в художественной гимнастике [1]. Главной особенностью групповых упражнений являются различные виды двигательных взаимодействий. В связи с этим высочайшие требования предъявляются к способности выполнять очень точные по пространственно-временным характеристикам переброски.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.