Научная статья на тему 'Синтез и исследование свойств краунсо- держащих антра- и нафтохинонов'

Синтез и исследование свойств краунсо- держащих антра- и нафтохинонов Текст научной статьи по специальности «Химические науки»

CC BY
250
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
10-АНТРАХИНОН / 4-НАФТОХИНОН / КРАУН-ЭФИР / ФОТОХИМИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ / СЕЛЕКТИВНОЕ КОМПЛЕКСООБРАЗОВАНИЕ / КАТИОНЫ ЩЕЛОЧНЫХ И ЩЕЛОЧНОЗЕМЕЛЬНЫХ МЕТАЛЛОВ И АММОНИЯ / 9 / 1 / 10-ANTHRAQUINONE / 4-NAFTOQUINONE / CROWNETHER / PHOTOCHEMICAL SYNTHESIS / SELECTIVE COMPLEXATION / ALKALINE AND ALKALINEEARTH METAL AND AMMONIUM CATIONS

Аннотация научной статьи по химическим наукам, автор научной работы — Клименко Любовь Степановна, Мартьянов Тимофей Петрович

Синтезированы новые производные диаминодибензо-18-краун-6-эфиров, имеющие в своей структуре два хромофорных антраи нафтохиноновых фрагмента. Изучены комплексообразующие свойства синтезированных соединений с ионами металлов и аммония. Показана зависимость процессов комплексообразования от типа хромофорной системы и взаимного пространственного расположения ионизируемых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим наукам , автор научной работы — Клименко Любовь Степановна, Мартьянов Тимофей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis and investigation of crown-containing anthra- and naphthoquinone properties

New derivatives of diaminodibenzocrown ethers with two chromophoric anthraand naphthoquinone fragments in their structure are synthesized. Complexation of synthesized compounds with metal ions and ammonia is studied. The dependence of complexation processes on the type of a chromophoric system and the mutual spatial location of ionisable groups is shown.

Текст научной работы на тему «Синтез и исследование свойств краунсо- держащих антра- и нафтохинонов»

ВЕСТНИК Югорского ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

2009 г. Выпуск 3 (14). С. 37-43

УДК 541.124 + 541.14 + 547.673 Л.С. Клименко, Т.П. Мартьянов

синтез и исследование свойств краунсодержащих антра- и нафтохинонов

Способность к селективному комплексообразованию лежит в основе применения краун-эфиров и других макроциклов в таких областях как химический синтез, аналитическая химия, моделирование биологических систем. В настоящее время значительное внимание уделяется дизайну и физико-химическим исследованиям полифункциональных краун-соединений и супрамолекулярных систем, которые могут действовать как хемосенсоры, молекулярные переключатели, управляемые молекулярные устройства и машины. В частности, большой интерес вызывают хромогенные и флуорогенные краун-соединения, способные существенно изменять свои фотофизические свойства при селективном связывании субстрата. Ожидается, что такие соединения найдут применение в устройствах для фотометрического или люминесцентного определения катионов металлов, ионов аммония и некоторых органических катионов [1-3]. Оптические методы детектирования катионов с помощью молекулярных сенсоров обладают очевидными потенциальными преимуществами перед имеющимися аналитическими методами, такими как ион-селективные электроды и атомная абсорбционная спектрометрия. Однако для реализации этого потенциала необходимы фундаментальные знания, которые позволили бы прогнозировать свойства создаваемых реагентов.

Целью данной работы является синтез и исследование свойств новых краун-содержащих производных 9,10-антрахинона и 1,4-нафтохинона, обладающих способностью к изменению спектральных характеристик в видимой области спектра при комплексообразовании с ионами металлов и аммония. Для установления структур хемосенсоров, наиболее пригодных для практического использования, ставилась задача проведения сравнительного анализа влияния пространственного расположения хромогенных групп и их природы на селективность комплексообразования.

синтез краунсодержащих производных антра- и нафтохинонов

Макроциклические 9-иминопроизводные 9,10-антрахинона были получены фотохимическим способом, впервые предложенным в работах [4, 5]. Суть метода заключается в облучении солнечным светом бензольного раствора смеси фотохромного 1-арилокси-9,10-антрахинона (1) и аминобензокраун-эфира (За, Ь ). Используемые в синтезе диаминодибензо-18-краун-6-эфиры За, Ь различаются положением амино-группы: За - «цис»-изомер, 3Ь -«транс»-изомер.

Под действием света в соединении 1 происходит миграция арила к пери-расположенному атому кислорода с образованием 9-арилокси-1,10-антрахинона (2). Эти производные антра-хинона отличаются высокой реакционной способностью по отношению к нуклеофильным агентам и легко (при комнатной температуре) замещают арилоксигруппу на ариламино-группу [6].

При фотоконденсации антрахинона 1 с краун-эфирами (3а, Ь) образуются изомерные 4,4'- и 4,5'-бис[1-гидрокси-2(4)-К-9,10-антрахинон-9-имино]-дибензо-18-краун-6-эфиры (4а, Ь) (схема 1).

Схема 1

О=< >=№

-ОН NHCOPh

О" /

О ОХ>

НО^ PhOCHN

4а, Ь

О +2

ОН

Идентификацию полученных соединений проводили по ТСХ сравнением с заведомыми образцами (совпадение по Rf). Выходы продуктов составили: цис-изомер (4а) - 75% , транс-изомер (4Ь) - 78%.

Краунсодержащие нафтохиноны (6а, Ь) были синтезированы путем нуклеофильного замещения атома хлора в 2,3-дихлор-1,4-нафтохиноне (5) на ариламиногруппу диаминодибензо-18-краун-6-эфиров (За, Ь) аналогично методике, описанной в работе [7]. Раствор соединения 5 и краун-эфира (За или 3Ь) в спирте в присутствии основного агента (ацетат натрия) перемешивали при 20 °С в течение 3 часов до исчезновения исходного соединения. Контроль хода процесса осуществляли методом тонкослойной хроматографии (ТСХ). После обработки реакционных смесей и хроматографической очистки были выделены 4,4'- и 4,5'-бис[2-хлор-1,4-нафтохинон-3-ил]аминодибензо-18-краун-6-эфиры 6а и 6Ь, с выходом 70 и 75%, соответственно.

Схема 2

СН3СОО№ 20-25 °С *

6а, Ь

2НС1

Таким образом, фотохимическим путем (4а, Ь) и термически (6а, Ь) достаточно легко, в одну стадию и с хорошим выходом удалось получить новые краунсодержащие красители, имеющие в своей структуре два хромофорных хиноидных фрагмента.

20-25 °С

1

2

О

2

О

исследование комплексообразующей способности соединений 4a, Ь и 6а, Ь

Комплексообразование с катионами щелочных и щелочноземельных металлов и аммония полученных хромогенных 18-краун-6-эфиров была оценена с помощью электронных спектров поглощения (ЭСП) в видимой области спектра. Оказалось, что при добавлении к растворам соединений 4а, 4Ь, 6а и 6Ь в сухом ацетонитриле перхлоратов Li, №, К, Mg, Ва, КН4 и нитратов Са, Sr, Cs, Cd происходит гипсохромное смещение длинноволновой полосы поглощения (ДПП) красителя (рис. 1).

Рис. 1. ЭСП соединения 6а (спектр 1) и его комплекса с Ва2+(спектр 2) в ацетонитриле

Наблюдаемое смещение ДПП в коротковолновую область типично для донорно-акцепторных хромоионофоров, так как при образовании комплекса «катион-макроцикл» катион металла, находясь в краун-эфирной полости, взаимодействует с донорным фрагментом хромофора, что в случае исследуемых соединений приводит к увеличению энергии электронного (п ^ п*) перехода. Изменение цвета анализируемого раствора после добавления соли легко определяется визуально.

Результаты измерений ЭСП растворов в СН3СN соединений 4а, Ь до и после добавления катионов металлов приведены в таблице 1.

Таблица 1. Изменение ЭСП 4а, Ь в СН3СN при добавлении катионов металлов и аммония

(С = Ы0-4 М); И/[МП+] = 1:10

Из полученных спектральных данных следует, что для красителей 4а, Ь, содержащих хромогенные антрахиноновые фрагменты, характерны небольшие сдвиги ДПП при ком-плексообразовании с катионами щелочных и щелочноземельных металлов и аммония. Вероятно, это связано с присутствием в структуре антрахинонового фрагмента амино- и гидроксигрупп, способных к ионизации. Сравнительный анализ спектральных данных показывает зависимость процессов комплексообразования от взаимного пространственного расположения ионизируемых заместителей в антрахиноновой части молекулы полученных соединений. Так, для цис-изомера 4а наблюдаются гипсохромные смещения полосы поглощения, что свидетельствует о преимущественном участии во взаимодействии с ионом металла краун-эфирного кольца. Напротив, для транс-изомера 4Ь в большинстве случаев отмечен батохромный сдвиг, что может свидетельствовать о преобладании процессов ионизации амино- и гидроксигрупп антрахиноновой части молекулы.

Краун-эфиры 6а, Ь не содержат в структуре нафтохинонового хромофора ионизируемых групп, вероятно, поэтому для этих производных наблюдались большие спектральные изменения. Результаты измерений ЭСП растворов в CH.CN краун-эфиров 6а, Ь до и после добавления катионов металлов представлены в таблице 2.

Таблица 2. Изменение ЭСП 6а, Ь в СН3СN при добавлении катионов металлов и аммония.

С = Ы0-4 М; И/[МП+] = 1:10

Из данных таблицы следует, что процесс образования комплекса «катион-макроцикл» наиболее эффективен в случае катионов Ва и Са. При этом гипсохромный сдвиг ДПП достигает 17 нм. Пространственное расположение хромофоров также оказывает влияние на величину сдвига полосы поглощения (для цис- этот эффект больше, чем для транс-изомера).

Таким образом, в представленной работе был проведен синтез новых краунсодержащих хромогенных красителей. Исследование их комплексообразующих свойств показало, что природа хромофора и его пространственное расположение влияют на селективность комплексообразования. Оказалось, что замена антрахинонового фрагмента на нафтохино-новый в несколько раз увеличивает чувствительность и селективность комплексообразова-ния. Полученные соединения перспективны для использования их в качестве сенсоров на ионы ряда металлов и аммония.

Экспериментальная часть

Температуры плавления определяли на микронагревательном столике Кофлера. ИК-спектры зарегистрированы на спектрофотометрах ЦК-10, иК-20, УеС»г-22 фирмы Вгикег в таблетках в КВг (0,25%). Спектры ЯМР 'Н и 13С записаны на приборе Вгикег WP-200SY Для записи спектров использовали растворы в СDCl3, DMSO-d6. Химические сдвиги приведены в шкале 5, м. д., внутренний стандарт - SiMe4. Спектрофотометрические измерения выполнены в кварцевых кюветах с толщиной оптического слоя 10 мм на спектрофотометре SPECTRO 2000Я^ фирмы Labomed.Inc. Элементный анализ соединений выполнен в аналитической лаборатории НИОХ СО РАН.

4,4'-бис[2-^бензоиламино-1-гидрокси-9,10-антрахинон-9-имино]дибензо-18-краун-6-эфир (4a). 50,8 мг (0,1074 ммоль) 2-М-бензоиламино-1-(п-дареда-бутилфенокси)-9,10-антрахинона (1) растворили в 50 мл бензола, добавили 28,8 мг (0,0738 ммоль) 4,4'-диамино-дибензо-18-краун-6-эфира (За) и облучали реакционную смесь 1 час солнечным светом. Фотолиз проводили при комнатной температуре до исчезновения исходного вещества (контроль по ТСХ). Разделение смеси осуществляли с помощью колоночной хроматографии на SiO2 (элюент - бензол и смесь бензол - этанол). При элюировании бензолом выделили первую фракцию желтого цвета, содержащую побочный продукт - 1-гидрокси-2-бензоиламино-9,10-антрахинон. Затем, при градиентном элюировании с повышением полярности элюата (добавление этилового спирта), выделили коричневую фракцию, содержащую целевой продукт.

Т пл. 173-176°С. ИК-спектр (у/см-1): 3356 (ЯН); 3069, 3036 (аром. СН); 2962, 2928 (СН2); 1682, 1662 (С=0, С=Я); 1591 (С=С). Электронный спектр поглощения Хтах, нм (^в): 435 (3,80). Спектр ЯМР 'Н ^С13, 5, м. д.): 4,05-4,21 (м, 16Н, ОСН2СН2); 6,64-8^94 (м, 28Н, Наром); 9,25 (с, 2Н, ЯН); 17,13 (с, 2Н, ОН). ЯМР 13С ^С13, 5, м. д.): 76,2-77,51 (м, ОСН2СН2); 147,5 (с, С-2); 154,9 (с, С-1); 160,1 (с, С-9); 181,7 (с, С-1). М, m/z: 1040 (М+). Найдено (%): С, 71,37; Н, 4,73; Я, 5,09. Вычислено для С62Н48Я4О12 (%): С, 71,53; Н, 4,64; Я, 5,38.

4,5'-бис[2-^бензоиламино-1-гидрокси-9,10-антрахинон-9-имино]дибензо-18-краун-6-эфир (4Ь). Синтез и выделение провели аналогично соединению 4а из 51,0 мг (0,107 ммоль) соединения 1 и 29,8 мг (0,0764 ммоль) соединения 3Ь. Т. пл. 165-169°С. ИК-спектр (у/см-1): 3386 (ЯН); 3073 (аром. СН); 2962, 2930 (СН2); 1673, 1657 (С=О, С=Я); 1591 (С—С). ЭСП Хтах, нм (!ёв): 432 (3,78). ЯМР 'Н (CDaз, 5, м. д.): 3,95-4,19 (м, 16Н, ОСН2СН2); 6,16-8,83 (м, 28Н, аром. Н); 9,29 (с, 2Н, ЯН); 17,19 (с, 2Н, ОН). М, т^: 1040 (М+). Найден о (%): С, 71,14; Н, 4,98; Я, 5,45. Вычислено для С62Н48Я4О12 (%): С, 71,53; Н, 4,64; Я, 5,38.

4,4'-бис[2-хлор-1,4-нафтохинон-3-ил]аминодибензо-18-краун-6-эфир (6а). Смешали 190 мг (0,84 ммоль) соединения (5) и 80 мг (0,21 ммоль) соединения (За) в 50 мл этилового спирта при добавлении 8,2 мг (0,10 ммоль) ацетата натрия. Смесь перемешивали при комнатной температуре в течение 3 часов до исчезновения исходного (контроль методом ТСХ). Смесь вылили на воду, выпавший осадок отфильтровали и высушили. Осадок чистили колоночной хроматографией на SiO2 (элюент - бензол, бензол - спирт). Выделили основную красно-фиолетовую фракцию, содержащую целевой продукт. Элюат упарили до небольшого объема (3-4 мл). Выпавший осадок отфильтровали, промыли этиловым спиртом и высушили. Получили 0,11 г 6а (70%). ИК-спектр (у/см-1): 3425 (ЯН); 3095, 3072 (аром. СН); 2925, 2857 (СН2); 1674, 1650 (С=О); 1597 (С—С). Электронный спектр поглощения Хтах, нм (^в): 497 (3,60). Спектр ЯМР 'Н ^С13 - DMSO-d6, 5, м. д., J/Гц): 3,83-4,04 (м, 16Н,тОСН2СН2); 6,68 (дд, 2Н, Н-5', J1 = 8,5; ^ = 2,2); 6,81 (д, 2Н, Н-3', J = 2,2); 6,89 (д, 2Н, Н-6', J = 8,5); 7,78 (тд, 2Н, Н-6, ^ = 7,3, J2 = 1,1); 7,85 (тд, 2Н, Н-7, ^ = 7,3, ^ = 1,1); 8,02 (д, 4Н, Н-5,8, J = 7,3); 8,62 (с, 2Н, ЯН).

4,5'-бис[2-хлор-1,4-нафтохинон-3-ил]аминодибензо-18-краун-6-эфир (6Ь). Получали аналогично соединению 6а из 190 мг (0,84 ммоль) соединения 5 и 80 мг (0,21 ммоль) соединения 3Ь. Получили 0,12 г 6Ь (75%). ИК-спектр (у/см-1): 3202 (ЯН); 3134, 3107 (аром. СН); 2927, 2876 (СН2); 1676, 1644 (С=О); 1595 (С=С). ЭСП Хтах, нм (^в): 490 (3,45). Спектр ЯМР 1Н ^С13 - DM SO-d6, 5, м. д., J/Гц): 3,88-4,09 (м, 16НГОСН2СН2); 6,63-6,66 (м, 4Н, Н-5', 3'); 6,76 (д, 2Н, Н-6', J = 8,5); 7,63-7,75 (м, 4Н, Н-6,7); 8,02 (м, 4Н, Н-5,8), 8,62 с (2Н, ЯН).

литература

1. Фегтле Ф. Химия комплексов «гость-хозяин». Синтез, структуры и применения : пер. с англ. / Ф. Фегтле, Э. Вебера. - М. : Мир, 1988.

2. Ушаков Е. Н. Разработка оптических молекулярных сенсоров и фотоуправляемых рецепторов на основе краун-эфиров в России и за рубежом / Е. Н. Ушаков [и др.] // Российские нанотехнологии. - 2008. - № 1-2. - С. 42-59.

3. Минкин В. И. Бистабильные органические, металлоорганические и координационные соединения для молекулярной электроники и спинтроники // Известия Академии наук. - 2008. - № 4. - С. 673-703.

4. Klimenko L. S. Photochemical synthesis of dibenzo-18-crown-6 ligands containing two 1-hydroxy-2-R-9,10-anthraquinone-9-imino side arms / L. S. Klimenko L., S. Z. Kusov, V M. Vlasov. // Mendeleev Commun. - 2002. - P. 102-104.

5. Klimenko L. S., Kusov S. Z., Vlasov V. M., Photochemical solid-state synthesis of macrocyclic anthraquinoneimines : Abstracts of the IV International Symposium «Molecular Design and Synthesis of Supramolecular Architectures». - Russia, Kazan, 2006. - Р 35.

6. Gritsan N.P., Klimenko L.S. Photochromism of quinoid compounds: properties of photoinduced ana-quinones. // J. Photochem. Photobiol. A: Chem. - 1993. - V. 70. - P. 103-117.

7. Лубенец Э. Г. Синтез и свойства нафтохинониламинобензокраун-эфиров / Э. Г. Лубе-нец [и др.] // Известия Академии наук. - 1994 г. - № 3. - С. 452-454.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.