Научная статья на тему 'Синтез базового слоя концепта ελευθερία свобода в кипрском варианте греческой культуры'

Синтез базового слоя концепта ελευθερία свобода в кипрском варианте греческой культуры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
213
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беляева Л. А.

Данная статья описывает результаты экспериментального исследования в области когнитивной лингвистики, синтезирующего структуру базового слоя концепта ΕΛΕΥΘΕΡΊΑ свобода в кипр-ском варианте греческой культуры. Исследование показало, что исследуемый концепт характери-зуется широким спектром разноплановых ассоциации, анализ которых показал доминирование коннотаций понятийно-образного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синтез базового слоя концепта ελευθερία свобода в кипрском варианте греческой культуры»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2008. №1(12)

СИНТЕЗ БАЗОВОГО СЛОЯ КОНЦЕПТА ЕЛЕУ0ЕР1А СВОБОДА В КИПРСКОМ ВАРИАНТЕ ГРЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Л.А.Беляева

Данная статья описывает результаты экспериментального исследования в области когнитивной лингвистики, синтезирующего структуру базового слоя концепта ЕЛЕУ0ЕР1А свобода в кипрском варианте греческой культуры. Исследование показало, что исследуемый концепт характеризуется широким спектром разноплановых ассоциации, анализ которых показал доминирование коннотаций понятийно-образного характера.

Исследование особенностей языкового сознания этноса может осуществляться различными экспериментальными методиками. Ассоциативный метод, привлекая своей простотой, является "результативным для идентификации специфической ментальной модели" [1, с.99], которая формируется через речь и мышление, лежит в основе "когнитивной организации" ее многостороннего опыта и может быть обнаружена через анализ ассоциативных связей слов" [2, с.164]. Изучение ассоциаций, полученных экспериментальным путем, позволяет апеллировать к неосознаваемому слою психики, тем самым представляя возможным выявить не только семантические компоненты определенного концепта, но и получить относительно достоверную картину сознания нации в целом.

Свободный ассоциативный эксперимент, в ходе которого респондентам предлагается назвать первое(-ые) слово(-а), приходящее(-ие) им на ум, является, на наш взгляд, и эффективным методом исследования структуры различных концептов в когнитивной лингвистике, подтверждая их "послойную" (термин И.А.Стернина) организацию, и не менее эффективным лингвокультурологическим методом изучения национального сознания народа.

Научная новизна нашего исследования заключается прежде всего в выборе объектом исследования концепта ЕЛЕУ0ЕР1А в кипрском варианте греческой культуры, анализ которого, по нашим данным, еще не имел места. Более того, мировосприятие и языковое сознание греков-киприотов, являясь недостаточно изученным на сегодняшний день, представляет собой обширное поле деятельности как для лингвистов-ког-нитологов, так и для лингвистов-культурологов. Актуальность исследования обусловлена значимостью установления особенностей архитектоники концепта ЕЛЕУ0ЕР1А и недостаточной изученностью феномена кипрского варианта греческой культуры. Целью нашего эксперимента является синтез и изучение структуры базово-

го слоя концепта ЕЛЕУ0ЕР1А в греко-кипрской культуре на основе материалов, полученных экспериментальным путем.

С помощью методики ассоциативного эксперимента (далее АЭ) можно судить об особенностях концептосферы языковой личности, что обычно не осознается носителями языка и не выявляется другими способами исследования. Материалы АЭ могут рассматриваться как специфичный для данной культуры и языка "ассоциативный разрез" образов сознания, который интегрирует в себе умственные и чувственные знания, которыми обладает тот или иной этнос. АЭ предоставляет возможность выявления национально-культурной специфики образов сознания носителей языка [3].

Вслед за З.Д.Поповой и И.А.Стерниным, мы рассматриваем концепт как единицу, имеющую полевую структуру: в концепте всегда присутствует ядро или периферия. Ядро, или базовый слой концепта имеет чувственно-наглядный характер и состоит из понятия, представлений, ощущений и восприятия; периферия, или интерпретационное поле, представлена "слабо структурированными предикациями, отражающими интерпретацию отдельных концептуальных признаков и их сочетаний в виде утверждений, установок сознания, вытекающих в данной культуре из менталитета разных людей" [4, с.60], а именно оценки и толкования, отраженные в паремиях, афоризмах, крылатых выражениях, загадках, а также в прецедентных феноменах.

В данной статье мы предпринимаем попытку исследования национального сознания греков-киприотов на примере концепта ЕЛЕУ0ЕР1А. Выбор данного концепта не случаен. Во-первых, следуя классификации З.Д.Поповой и И.А.Стернина, концепт "свобода" можно охарактеризовать как вербализованный в кипрском варианте греческого языка (в рассматриваемом языке есть языковые средства его выражения), устойчивый (регулярно вербализуется в стандартной языковой форме), абстрактный, лексико-фразеологи-

ческий (входит в семантическое пространство языка) [1].

Во-вторых, удачное географическое расположение Кипра - острова в Средиземном море -вот уже на протяжение многих веков является "лакомым кусочком" для многих завоевателей. Кипром в свое время правили финикийцы, ассирийцы, персы, римляне, византийцы, египтяне, турки, британцы; только за прошлое столетие на Кипре произошло несколько войн. Эти данные дают нам право выдвинуть гипотезу об актуальности и высокой культурно-национальной значимости рассматриваемого концепта. Фактором, еще более глубоко обусловливающим актуальность концепта ЕЛЕУ0ЕР1А для греков-кипри-отов является колонизация Кипра Соединенным Королевством в ХХ веке и, в наибольшей степени (ввиду хронологической последовательности) война 1974 года и ее последствия - разделение острова на две части - греческую и турецкую. Северная часть Кипра и по сей день остается оккупированной турками, вызывая крайнее негодование, горечь и чувство несправедливости у нескольких поколений киприотов, особенно тех, кто был вынужден покинуть свои дома и тех, чьи родные и близкие пали жертвами той войны. Свидетельством тому являются высокая рекуррентность упоминаний о войне 1974 года в ответах респондентов. Последняя попытка объединения острова провалилась на референдуме, который прошел под эгидой ООН 26 апреля 2004. Против объединения проголосовали 75% греков-киприотов, в отличие от турок-киприотов, большинство из которых поддержали объединение на основе плана, предложенного Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. Очевидно, что для нескольких поколений людей, проживающих в настоящий момент на Кипре, значимость концепта ЕЛЕУ0ЕР1А как освобождение от захватчиков, колонизаторов и т. д. невозможно переоценить. Проведенный нами свободный ассоциативный эксперимент с греко-киприотами явился своего рода еще одним подтверждением того, что события более чем 30-летней давности оставили глубокий след в сознании людей, поселив в их душах негодование и горечь утраты.

В эксперименте участвовали 101 греко-киприот - 65 женщин и 36 мужчин - в возрасте от 17 до 66 лет разного рода профессиональной деятельности. Обязательным требованием к респондентам была их этническая принадлежность к греко-кипрской национальности. Повторимся, что целью нашего эксперимента является исследование ядра - базового слоя - концепта ЕЛЕУ0ЕР1А. Для этого участникам эксперимента было предложено ответить на вопрос

"По^д гпа 01 лрютгд Хг^гц пои гцфаг^оутт ото циаХо аад отау акоотг т^ Хг^п "гХгu0гр^а"? Какие первые слова приходят Вам на ум, когда вы слышите слово "свобода"? (перевод наш - Л.Б.). Анкетирование проводилось индивидуально с каждым участником. В соответствии с требованиями проведения ассоциативного эксперимента [5] пригодными для анализа считались ответы, на обдумывание которых у респондентов уходило не более 2-3 секунд. По окончании устного опроса ответы записывались на бланк анкеты самими участниками.

Таким образом, в результате свободного ассоциативного эксперимента мы получили в общей сложности 253 ассоциата (реакции) на слово-стимул "гХгu0гр^a". Обработка результатов эксперимента включала обобщение ответов. Например г0У1К^ avг^apтnо^a национальная независимость, и ^ поХтк^ avг^apтnо^a политическая независимость - avг^aртnо^a независимость. В дальнейшем ответы были ранжирован-ны по частотности с целью выявления ядерных и периферийных признаков базового слоя. Было выделено три ранга рекурентности: I ранг - ядро базового слоя - ассоциаты, упомянутые участниками более четырех раз; II ранг - околоядерные ассоциаты - слова-реакции, встретившиеся три-четыре раза; III - периферия базового слоя - единичные реакции, а также реакции, встречающиеся в ответах информантов не более двух раз. Были получены следующие результаты: реакции первого ранга, имея наибольшую частотность, количественно составили наименьшую группу -13 ассоциатов; реакции второго ранга рекуррентности составили группу из 17 ассоциатов; перифирийные реакции количественно доминируют: они составили группу из 88 ассоциатов.

Таким образом, базовый слой концепта ЕЛЕУ0ЕР1А, синтезированный на основе данных АЭ, представлен достаточно большим разнообразием составляющих. Такая градуированная наполняемость базового слоя, на наш взгляд, может свидетельствовать о высокой значимости рассматриваемого концепта в сознании греко-киприотов.

Наличие полярных реакций в ответах респондентов (хара радость - п6vоq боль, жизнь - 0а^ато<; смерть, х®РЦ орш без границ/пределов - 8гоца оковы/кандалы, гф^п мир

- поХгцод война и другие) может свидетельствовать о неоднозначном восприятии и отношении представителей данного этноса к концепту ЕЛЕУ0ЕР1А.

Далее мы проанализировали базовый слой путем когнитивной интерпретации результатов экспериментов, распределив ассоциации по

уровням ощущений, восприятий, представлений и понятий.

Таблица 1.

_____________Ядро концепта ЕЛЕУ0ЕР1А свобода в греко-кипрской концептосфере_____________________

Ассоциации (перевод наш - Л.Б.)

Ощущения -

Восприятие xapa радость 9; гитидоа счастье 7; sip^vn мир 7; Kavsvag nspiopio^og (os тшотг) никто не ограничен/не сдерживается (ни в чем) 4; ^syvoiaoia беззаботность 2; sXsv0spog свободный 2; хюРЧ opia без границ/пределов; avaKo^ion облегчение/ успокоение/ утешение; гualo0no^a чувствительность/ восприимчивость; av^Xn^n восприятие/постижение; anoXauon наслаждение; ouyKvnon волнение/ возбуждение/ переживание; avs^sXsyKTsg KaTaoTaosig не поддающиеся контролю состояния; KaXonspaon благополучие; noXv on^avTiK^ очень важная/ значтитель-ная/знаменательная; ^ovog одинокий; кот noXvTi^o нечто драгоценное/дорогое; novog боль; apцov^a гармония/ согласие, syKXwPio^svoi пойманный/загнанный; avsKT^n™ неоцененный/неоценимый; avayкa^a нужная/необходимая; anoXvTwg абсолютный, s0viKog национальный/народный; KoivwviKog социальный/ общительный;

Представление Место Kvnpog Кипр 9; Пaтp^Sa Родина 3; A^oxwoTog1 Аммохост 2; EXXaSa Греция; яpooфuyл прибежище, пристанище; Kspvvsia2 Кериния;

Предмет Природа nouXia птицы (nspioTspia голуби, yXapog чайка, asTog орел, sXsv0spog wg яouX^ свободный как птица) 9; aspag воздух 7; oupavog небо 6; 0aXaooa море 3; a^a кровь 3; ф^п природа 3; o^uyovo кислород 2; фuo^цaтa дуновения ветра 2; ovvvгфa облака, yaXa^iog млечный путь, nsTaXovSsg бабочки/мотыльки, фwg aniaoTo свет необъятный; Zwa животные;

Артефакт о s0viKog v^vog Tng EXXaSag народный гимн Греции; onцa^a флаг; Sso^a оковы/кандал; фuXaк^ тюрьма/ стража/караул; yXuKa ysvon сладкая еда; anspavTog Spo^og бесконечная дорога

Лицо TovpKoi Турки 2; ToupKiKsg Suva^sig турецкие захватчики; ^pwsg герои 2; Xaog народ; 0uofeg жертвы 2; av0pwnoTnTa человечество; av0pwnog человек; sXsv0spog av0pwnog xwp^g va KaTanis^sTai свободный человек без притеснений; яp6oфuyгg беженцы; oiKoysvsia семья;

Скрипт Kavw oti 0sXw делаю, что хочу (nag Kai Kavsig oti youoTapsig идешь и делаешь, что любишь, va Kavw oti ^ou KaXsPn oto гафбАл делаю все, что мне взбредет в голову) 3; KaTsxo^sva оккупированный 2; гXгu0гp^a Tng Kvnpou свобода Кипра; SlaP^won переход/ переезд; o rcsTay^a полет, snavaoTaon революция 2; KaTox^ захват 2; лш5ю (va xpsxouv va nmZouv) дети (бегуют и играют) 2; ysvvnon рождение 2; ya^og брак/женитьба; Turks out of Cyprus турки вон с Кипра, ToupKiK^ sioPoX^ 1974 турецкое вторжение 1974 г;

Понятие AiKaiw^aTa права/правомочия 14; avг^apтno^a независимость 12; ayarcn любовь 6; noXs^og война 6; 0avaTog смерть 5; aywvag, ansXsu0spwTiKog борьба, освободительная 5; Kwnon, sXsv0spsg движения, свободные; SiaKvnon движения 4; гXгu0гp^a vTuo^aTog Kai Xoyou свобода выбора одежды и слова; aoфaXгla безопасность/ гарантия/страховка; гXгu0гp^a Xoyou Kai oKsyng свобода слова и мысли; гXгu0гp^a oTnv s^paon tou Xoyou свобода слова при выражении чувств; £w^ жизнь -3; KoivwviK^ npooSog Kai npoKon^ социальный прогресс/успех и успех/образование/знание; KpaTog государство; SiKaioovvn правосудие/справедливость; ouXXoyiKoTiTa коллектив; aXXnXsyyvn солидарность; to ovvoXo twv SiKaiw^aTwv tou noXvrn совокупность прав гражданина; ouцP^won сосуществование; unoxpswosig обязательства/ долг/обязанности; vsa iSaviKa новые идеалы; iooTnTa равенство/равноправие; osPao^og уважение/ почтение, яalxv^Sl игра; 0pno^a религия; ^sXXov будущее; unoxpswon обя-

1 Аццо/юстод Аммохост - поселение на севере Кипра, оккупированное турецкими захватчиками.

2 Кгртвда Кериния - поселение на севере Кипра, оккупированное турецкими захватчиками.

зательство/ долг/обязанность; церп окгуп?, Рой^поп?, кп^ап составляющие мысли, воли, движения; цбрфюоп образование/просвещение; оuvs^5nоn совесть/сознание; бжтюоп воздавание справедливости/ предоставление правосудия 2; я^прбтпта расплата; яо1УЦ наказание/кара; церп окёуп?, РойХпоп?, К1УПол часть мысли, воли, движения._______________

Таким образом, ассоциаты восприятия на стимул sXsu0sp^а составляют ассоциаты представления - 37% (93/253), ассоциаты понятия -35% (88/253) и 20% (50/253) от общего числа реакции.

Присутствуют также реакции (они составляются 8% от общего числа ассоциатов), которые не вербализуют ощущения, восприятия, представления, понятия - yaX^vn тишина, спокойствие, безмятежность - 3; /a^ys^ улыбка/угкю смех - 4; nps^a спокойствие, тишина -2; aшш5o^^a оптимизм; Z^rw! Да здравствует! Ура! - 2; 6Хоі npsnsi va swai sXsv0spol все должны быть свободными; va Zw sAгv0гpo? жить свободным - 2; 6ті цяopw va цг^оицг sXsv0spa, va s^paZw 6nw? 0sXw xwp^? va це spw^osi ravsva? что могу жить свободно, выражать свои чувства, как хочу, не давая никому отчета; c^pnon лишение/утрата/потеря,

ansXsu0spwan освобождение/избавление, уи/Л душа a5spфoоvvn братство, "avaX-OT^ ^pSia" (кавычки респондента - Л.Б.) бесчувственное сердце; sv6тnтa единство/объединение. Считаем, что их можно отнести к интерпретационному полю концепта.

Среди реакций кипрских респондентов наиболее частотными реакциями являются реакции понятийного (5lкalюцaтa права/правомочия 14, avs^apтnо^a независимость 12 и другие) и образного характера (яоиХш птицы (nspiOTEpia голуби уАй^о? чайка, aгт6? орел, sXsv0spoq w? яоиАі свободный как птица) - 9 , aspa? воздух -7, oupav6? небо - б и другие). Таким образом, концепт EЛEY0EFIA является образнопонятийным.

Небезынтересно отметить, что в группе реакций представления усматривается достаточно четкая классификация на смысловые подгруппы

- место, предмет (природа и артефакты), лицо, скрипт, где представления-место составляют 22% (20/92) от общего количества реакций-представлений, представления-предметы - 48% (44/92, причем соотношение количества ассо-циаций-природы и ассоциаций-артефактов составляет, соответственно, 40 : 4 (91% : 9%)), представления-лицо - 13% (12/92) и представления-скрипт - 17% (16/92).

Наименьшим количеством и разнообразием составляющих представлены реакции восприятия - 20% от общего числа ассоциатов: xapa ра-

дость - 9; гит^а счастье - 7; гфф^п мир - 7; кат яоХйт1цо нечто драгоценное, дорогое; гукАюРшц^о1 пойманный/загнанный; яоАй опцаvтlк^ очень важная/значительная/знаменательная, ц6vо? одинокий, avгкт^цпто неоцененный/неоценимый, аvаyка^а нуж-

ная/необходимая и другие.

Не представлены реакции, вербализующие ощущения, что является доказательством абстрактности концепта ЕЛЕУ0ЕР1А в грекокипрской концептосфере.

Следует отметить, что в ответах респондентов ассоциаты военной тематики, а также ассо-циаты, связанные с событиями греко-турецкой войны 1974 года, характеризуются высокой частотностью . Например, гяavaотaоn революция -2; катохл захват - 2; Аццбхюото? Аммохост - 2; Тойрко1 турки - 2; тоиркжг? 8шацгц турецкие захватчики; лрюг? герои - 2; кaтгх6цгva оккупированный - 2; гAгu0гр^a тп? Кйярои свобода Кипра и другие. Их число составляет почти 50% от общего числа полученных ассоциации. Такая статистика, на наш взгляд, может послужить основанием для выдвижения гипотезы об исторической детерминированности концепта. Немаловажным фактором доминирования ассоциаций военно-исторической тематики является и тот факт, что превалирующим большинством (68 респондентов - 67%) из принявших участие в эксперименте являются киприоты от 30 до 66 лет, которые прямо или косвенно пострадали от одной из войн, имевших место на Кипре за последние полвека.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что концепт ЕЛЕУ0ЕР1А в сознании греков-киприотов, во-первых, характеризуется высокой значимостью; во-вторых, неоднозначностью

восприятия; в-третьих, является как образнопонятийным.

1. Солохина А.С. Концепт "свобода" в английской и русской лингвокультурах: Дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 2004.

2. Залевская А.А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Воронеж, 2001.

3. Палутина О.Г. Асимметрия в структуре концептов первостихий и их номинаций в русском языке и американском варианте английского языка: Дис. . канд. филол. наук. Казань, 2004.

4. Попова З.Д., Срернин И.А. Очерки по когнитив- 6. 'EUnvo-PraaiKO Ле^гко. Ек56оец КаХ6ка0п.

ной лингвистике. Воронеж, 2001. ЕИа5а, A0^va, 2001.

5. Горошко Е.И. Интегративная модель свободного ассоциативного эксперимента. Харьков; М., 2001.

SYNTHESIS OF THE CORE OF THE CONCEPT EAEYOEFIA FREEDOM IN THE CYPRIOT-CULTURE

L.A.Belyaeva

The article "Synthesis of the Core of the Concept EAEYOEFIA freedom in the Cypriot-Culture" highlights the results of the experimental research in cognitive linguistics concerning the structure of the core of the concept EAEYOEFIA freedom the Cypriot-Greek culture. The study has revealed that the concept under consideration is characterized by a wide spectrum of associations of a broad range of connotations with a perceptible domination of those of a denotative and imagery character.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.