Научная статья на тему 'Политическая культура Европейского Союза в кипрской проблеме: Комитет по пропавшим без вести лицам'

Политическая культура Европейского Союза в кипрской проблеме: Комитет по пропавшим без вести лицам Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
177
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИПРСКАЯ ПРОБЛЕМА / КОМИТЕТ ПО ПРОПАВШИМ БЕЗ ВЕСТИ ЛИЦАМ НА КИПРЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРОПЕЙСКИЙ ПАРЛАМЕНТ / ГУМАНИТАРНАЯ ПОЛИТИКА / CYPRUS ISSUE / COMMITTEE ON MISSING PERSONS IN CYPRUS / EUROPEAN UNION / EUROPEAN PARLIAMENT / HUMANITARIAN POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Муллаянов А. Ш.

Гуманитарная политика является одним из важнейших направлений для процесса кипрского урегулирования. Европейский Союз (ЕС), будучи наряду с ООН одним из внешних его посредников, активно участвует во всекипрских межобщинных проектах. Одним из них является Комитет по пропавшим без вести лицам (Комитет). Его миссия поиск истины о греческих и турецких киприотах, ставших жертвами кровавых витков кипрской проблемы в середине 1960-х и 1974 гг. ЕС выступает основным спонсором названного формата. В настоящей статье проанализирована специфика гуманитарной политики ЕС на Кипре в контексте участия данного интеграционного объединения в работе Комитета. В результате изучения оригинальных источников резолюций Европарламента описаны стратегия и тактические шаги ЕС в отдельно взятом сюжете гуманитарной политики взаимодействии с Комитетом. Сделан вывод об эффективности донорской помощи Брюсселя Комитету, подтвержденный соответствующими фактами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Humanitarian policy constitutes one of the most important directions for Cypriot settlement process. The European Union (EU), being alongside the UN, one of that process’s external mediators, has been actively engaged in all-Cypriot intra-communal projects. One of these is the Committee on Missing Persons (Committee). Its mission is to recover truth about Greek and Turkish Cypriots who became victims of mid-1960s and 1974 inter-communal ethnic clashes in Cyprus. The EU acts as one of the main sponsors of the Committee. This piece examines the peculiarities of EU humanitarian policy in the context of that integration body involvement in Committee’s work. As a result of meticulous study of such authentic sources as the European Parliament resolutions, the EU strategy and tactics in its interaction with the Committee are described. The article concludes with statements of Brussels help having been efficient, which in turn are supported with hard facts.

Текст научной работы на тему «Политическая культура Европейского Союза в кипрской проблеме: Комитет по пропавшим без вести лицам»

ников мифа.

- Распространение мифологических взглядов в начале XXI века произошло в том числе и из-за снижения уровня работы с историческими источниками.

- Естественный путь мифологизации знания проходит через подчинение знания личностным мировоззренческим предпочтениям. Эти предпочтения действуют вопреки здравому смыслу, логике и научным фактам.

Таким образом, исторические теории, при всём своём критическом отношении к источникам, продолжают в значительной мере опираться на мифологию.

Литература

1. Борисов Н.С. Повседневная жизнь средневековой Руси накануне конца света. Россия в 1492 году от рождества Христова, или в 7000 году от Сотворения мира. - М.: Молодая гвардия, 2004. - 530 с.

2. Вернадский Г.В. Монголы и Русь (История России. Т. 3). - М.: Аграф, 2000. - 480 с.

3. Во Владимире археологи обнаружили массовое захоронение времён монгольского ига. http://www. vesti.ru/doc.html?id=610347 (Дата обращения 4.09.2016).

4. Доказательство существования татаро-монгольского ига на Руси http://nktv1tl.livejournal.com/4399502. html (Дата обращения 4.09.2016).

5. Иловайский Д. Становление Руси. - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 860 с.

6. История России: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 528 с.

7. История СССР с древнейших времён до 1861 года. - М.: Просвещение, 1980. - 576 с.

8. Минеева Ю. Археологи выяснили, как жители Ярославля встретили татаро-монголов http://www. infox.ru/science/past/2009/08/24/yaroslavl_print.phtml (Дата обращения 4.09.2016).

9. Монголо-татарское нашествие по материалам археологических раскопок захоронений в русских городах. Или привет "евразийцам и путинскому "учебнику" http://www.rusproject.org/node/1469 5.11.2016 (Дата обращения 4.09.2016).

10. Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Русь и Рим. Правильно ли мы понимаем историю Европы и Азии? В 2 т.- М.: Олимп; ООО «Фирма "Издательство АСТ''», 2000. - Т. 1 - 608 с.; Т. 2 - 634 с.

11. Пензев КА. Великая Татария: история земли Русской. - М.: Алгоритм, 2006. — 304 с http://www. rulitme/ author/penzev-konstantin/velikaya-tatariya-istoriya-zemli-russkoj-get-326802.html (Дата обращения 5.09.2016).

12. Пензев К.А. Русский Царь Батый. - М.: Алгоритм, 2006. — 320 с.

13. ПСРЛ. Ипатьевская летопись. Т. 2. - СПб.: Типография Эдуарда Прана, 1845.

14. ПСРЛ. Лаврентьевская летопись. Т. 1. - СПб.: Типография Эдуарда Прана, 1846. - 269 с. - 379 с.

15. ПСРЛ. Софийская летопись. Т. 5. - СПб.: Типография Эдуарда Прана, 1851. - 360 с.

16. ПСРЛ. Тверская летопись Т. 15. - СПб.: Типография Эдуарда Прана, 1863. - 540 с.

17. Сарбучев М. Никакого «Ига» не было! Интеллектуальная диверсия Запада М.: Издательство: Эксмо, 2012.

- 256 с. http://www.e-reading.club/bookphp?book=1017053 (Дата обращения 5.09.2016).

УДК 327.7: 94(564.3).04

АШ.Муллаянов

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В КИПРСКОЙ ПРОБЛЕМЕ: КОМИТЕТ ПО ПРОПАВШИМ БЕЗ ВЕСТИ ЛИЦАМ

Гуманитарная политика является одним из важнейших направлений для процесса кипрского урегулирования. Европейский Союз (ЕС), будучи наряду с ООН одним из внешних его посредников, активно участвует во все-кипрских межобщинных проектах. Одним из них является Комитет по пропавшим без вести лицам (Комитет). Его миссия - поиск истины о греческих и турецких киприотах, ставших жертвами кровавых витков кипрской проблемы в середине 1960-х и 1974 гг. ЕС выступает основным спонсором названного формата. В настоящей статье проанализирована специфика гуманитарной политики ЕС на Кипре в контексте участия данного интеграционного объединения в работе Комитета. В результате изучения оригинальных источников - резолюций Европарламента

- описаны стратегия и тактические шаги ЕС в отдельно взятом сюжете гуманитарной политики - взаимодействии с Комитетом. Сделан вывод об эффективности донорской помощи Брюсселя Комитету, подтвержденный соответствующими фактами.

Ключевые слова: кипрская проблема, Комитет по пропавшим без вести лицам на Кипре, Европейский Союз, Европейский Парламент, гуманитарная политика.

Aydar Mullayanov POLITICAL CULTURE OF THE EUROPEAN UNION IN THE CYPRUS ISSUE: COMMITTEE ON MISSING PERSONS

Humanitarian policy constitutes one of the most important directions for Cypriot settlement process. The European Union (EU), being alongside the UN, one of that process's external mediators, has been actively engaged in all-Cypriot intra-communal projects. One of these is the Committee on Missing Persons (Committee). Its mission is to recover truth about Greek and Turkish Cypriote who became victims of mid-1960s and 1974 inter-communal ethnic clashes in Cyprus. The EU acts as one of the main sponsors of the Committee. This piece examines the peculiarities of EU humanitarian policy in the context of that integration body involvement in Committee's work. As a result of meticulous study of such authentic sources

as the European Parliament resolutions, the EU strategy and tactics in its interaction with the Committee are described. The article concludes with statements of Brussels help having been efficient, which in turn are supported with hard facts.

Keywords: Cyprus issue, Committee on Missing Persons in Cyprus, European Union, European Parliament, humanitarian policy.

Как известно, Республика Кипр (далее - РК) - государство, полноправно участвующее в Европейском Союзе (далее - ЕС) с 1 мая 2004 г. С завершением формальных процедур евроинтеграции РК стала одним из объектов политики ЕС. Одно из ключевых обязательств общеевропейского наднационального объединения в отношении РК - «содействие в разрешении кипрской проблемы, предоставление участникам переговоров (лидерам греческой и турецкой общин Кипра соответственно - А.М.) необходимой политической и технической поддержки» [1].

Поставленная в Брюсселе цель достигается путем решения широкого круга задач. Они реализуются поэтапно как в русле общего политического курса ЕС на кипрском направлении, так и при помощи конкретных, направленных на определенный аспект, остроактуальную тему жизни и культуры кипрских общин, мер экономической и гуманитарной политики Европейского Сообщества. Так, ЕС предоставляет финансовую помощь турко-кипрской общине, содействует развитию сельского хозяйства турецких киприотов, координирует работу межобщинного Технического комитета по культурному наследию Кипра.

Как для обыденной культуры массового сознания жителей Кипра, так и для политической культуры высшего руководства общин острова крайне важны темы межобщинных стычек и «волны» насилия середины 1960-х гг. и вторжения турецких войск в июле 1974 г., вопросы идентификации жертв и поиска пропавших без вести в перечисленных выше кровавых эпизодах истории Кипра, которые унесли порядка 2000 жизней [6, p.731]. В преодоление «посттравматического синдрома» большую лепту вносит Комитет по пропавшим без вести лицам Кипра (далее - Комитет). ЕС играет в деятельности Комитета немалую роль. Цель настоящей статьи - в комплексном критическом анализе роли и места Брюсселя в деятельности Комитета. Предмет исследования - участие ЕС в работе Комитета.

История Комитета началась в апреле 1981 г., когда под эгидой ООН лидеры греко-кипрской и турко-кипрской общин договорились о его создании [2]. Почти 20 лет заняли расследования, работа криминалистов, судебно-медицинских экспертов и взаимодействие, контакты политиков с тем, чтобы провести необходимые исследования и согласовать общий официальный список всех пропавших без вести лиц [2]. В результате, 31 июля 1997 г. тогдашние президент РК Глафкос Клиридис и лидер кипрских турок Рауф Денкташ подписали соглашение [3]. Власти обеих кипрских общин договорились о немедленном и одновременном обмене всей имеющейся информацией, связанной с местонахождением могил пропавших без вести греческих и турецких киприотов. В документе также шла речь о подготовке необходимых мер по возвращению останков пропавших без вести лиц родственникам.

Представители обеих сторон, назначенные для реализации соглашения, провели две встречи, в ходе которых обменялись информацией о местах захоронения пропавших без вести лиц. Однако вскоре сближение кипрских общин на основе совместной гуманитарной работы прекратилось: делегат от турецких киприотов уже в ходе второго заседания выдвинул не предусмотренные договором требования. Таким образом, июльские договоренности кипрских лидеров сорвались.

Вскоре после вступления РК в ЕС в истории Комитета началась новая фаза: в 2004 г. руководители кипрских общин пришли к соглашению о возобновлении работы Комитета [6, p.746]. Через два года его сотрудники приступили к идентификации останков жертв событий 1974 г. на всей территории Кипра. В 2006 и 2007 гг. эксперты Комитета установили личности 112 и 138 индивидуумов соответственно [2]. В Никосии, в буферной зоне ООН, открылась специализированная антропологическая лаборатория, в которой проводятся экспертизы для идентификации останков погибших. С началом выполнения Комитетом главной миссии - поиска и идентификации жертв кипрского конфликта - поддержка усилий названной организации стала одной из сфер гуманитарной политики ЕС на Кипре.

Сотрудничество ЕС и Комитета началось в 2007 г. Специфику взаимодействия Брюсселя и Комитета раскрывает содержание таких документов, как резолюции Европейского Парламента. В одной из них, озаглавленной «О пропавших без вести лицах на Кипре», принятой 15 марта 2007 г., читаем: «Европейский Парламент, [...] принимая во внимание тот факт, что проблема пропавших без вести лиц исключительно гуманитарна в своей основе, вытекает из права родственников пропавших знать их судьбу; [...] поскольку деятельность Комитета по пропавшим без вести лицам оживлена под покровительством Генерального Секретаря ООН и в эксгумации и идентификации удалось добиться, хотя и медленного, однако определенного прогресса [...], призывает Совет (здесь и далее: Совет министров ЕС. - А.М.) и Комиссию (здесь и далее: Европейскую Комиссию. - А.М.) уделять данной проблеме большое внимание. В частности, следует предоставить Комитету финансовую помощь, принять все необ-

ходимые шаги, в сотрудничестве с Генеральным Секретарем ООН для того, чтобы обеспечить выполнение соответствующих резолюций ООН и Европейского Парламента»[4, p. 243].

В результативной части данной резолюции также идет речь о механизме разрешения проблемы в политических институтах ЕС: «Европейский Парламент призывает к изучению ситуации в соответствующем комитете с тем, чтобы в тесном сотрудничестве с Комиссией отслеживать мероприятия, связанные с проблемой пропавших без вести лиц» [4, p. 243]. В заключительной части документа говорится о поручении Европарламента своему президенту «отправить текст резолюции Совету, Комиссии, Генеральному Секретарю ООН и правительствам Кипра, Турции, Греции и Великобритании» [4, p. 244].

Итак, формой участия ЕС в решении такого аспекта гуманитарной проблемы Кипра, как поиск пропавших без вести лиц, с 2007 г. стало выделение траншей для деятельности Комитета. Интересно заметить, что для выполнения положений рассмотренной выше резолюции не были приняты отдельные законодательные акты, устанавливавшие специальные источники финансирования: деньги для межобщинной инициативы выделяются по условиям постановления Совета ЕС №389/2006 (далее -Постановление), которое определяет особенности ассигнования проектов турецко-кипрской общины. ЕС субсидирует работу Комитета в рамках направления «Содействие примирению, мерам по укреплению доверия, поддержка гражданского общества», одного из важных предметов Постановления.

Вопрос материальной поддержки деятельности Комитета со стороны ЕС подробнее рассмотрен в дополнительной, в развитие изученной выше, резолюции Европарламента. Это резолюция «О пропавших без вести лицах на Кипре» (дополнительная), принятая 18 июня 2008 г. В тексте данного источника видим: «Европейский Парламент [...] поддерживает выделение дополнительных материальных средств Комитету на 2009-й и последующие годы и считает необходимым ассигновать дополнительно 2 млн. евро из бюджета ЕС в 2009 г., [...] призывает Совет и Комиссию ЕС согласовать условия предоставления финансовой поддержки с тем, чтобы Комитет не только продолжал свою деятельность, но также повысил её качество и увеличил объём» [5, p. 13].

В целом, в период с 2006-го по первую половину 2016 гг. валовой объем финансовой поддержки Комитета со стороны ЕС составил 17,3 млн. евро[2]. В результате, на всей территории острова патологоанатомами эксгумированы останки 1141 жертвы кипрского конфликта, личности 650 из них установле-ны[2]. Антропологический и генетический анализы проводятся 10 группами экспертов в специальной лаборатории в буферной зоне ООН[2]. Опознание останков производится при помощи идентификации ДНК, в ходе этой процедуры не нужны показания свидетелей и третьих лиц. Необходимо отметить, что работа Комитета носит исключительно гуманитарный характер: установление виновных в смерти пропавших без вести лиц и их судебное преследование - за рамками миссии данной структуры. Её цель - установить истину, личность и обстоятельства исчезновения и смерти греческого или турецкого киприота в межобщинных столкновениях, сообщить правду его родственникам, детям, внукам[2].

Как видим, финансовое донорство Евросоюза - одно из важнейших условий для постоянной и эффективной работы Комитета. Важно отметить, что последний не подотчетен официальному Брюсселю ни в плане своей миссии, ни в плане кадровой политики. Комитет, как уже упоминалось, - структура, созданная на основе соответствующих резолюций ООН. Комитет действует в рамках международного права, его эксперты ежедневно и скрупулезно изучают архивы, проводят археологические, антропологические и генетические исследования с тем, чтобы установить личности пропавших без вести лиц, вернуть прах жертв кипрского конфликта их семьям и родственникам. В результате описанной гуманитарной деятельности, как представляется, постепенно вылечивается «травма» многолетней боли и неизвестности. Наконец, установление истины о жертвах кипрского конфликта - один из путей разрешения главной политической проблемы острова. На наш взгляд, знание правды о судьбе жертв межэтнических стычек - лучший стимул для продолжения внутрикипрского диалога о мире и объединении. В свою очередь, финансирование описанной миссии Комитета по поиску истины и отказ от манипулирования греческими и турецкими киприотами со стороны ЕС в этом направлении представляется разумной и на данный момент жизнеспособной стратегией.

Источники и литература

1. Aid Programme for the Turkish Cypriot Community // European Commission Regional Policy, http://ec. eu-ropa.eu/regional_policy/en/policy/themes/turkish-cypriot-community/ (accessed 06.09.2016).

2. Committee on Missing Persons (CMP) Cyprus Home Page, http: //www.cmp-cyprus.org (accessed 06.09.2016).

3. Embassy of the Republic of Cyprus in Stockholm Home Page, http://www.mfa.gov.cy/mfa/embassies/embassy _stockholm.nsf/ecsw15_en/ecsw15_en?OpenDocument (accessed 06.09.2016)

4. European Parliament resolution of 15 March 2007 on missing persons in Cyprus. // Official Journal 301 E, 13/12/2007. - P. 243 - 244.

5. European Parliament resolution of 18 June 2008 on missing persons in Cyprus (follow-up). Official Journal 286 E, 27/11/2009. - P. 13 - 14.

6. Iosif Kovras. Explaining Prolonged Silences in Transitional Justice: The Disappeared in Cyprus and Spain. / / Comparative Political Studies. - P. 730 - 756.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.