Научная статья на тему 'СИНТЕТИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА И КЛАССИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ МУРАЛОВ С КОПИЯМИ КАРТИН И.К. АЙВАЗОВСКОГО)'

СИНТЕТИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА И КЛАССИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ МУРАЛОВ С КОПИЯМИ КАРТИН И.К. АЙВАЗОВСКОГО) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
синтетичность / уличное искусство / классическая живопись / мурал / И.К. Айвазовский / Крым / synthesity / street art / classical painting / mural / I.K. Aivazovsky / Crimea

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кокорина Екатерина Георгиевна, Саввопуло Карина Андреевна

Статья посвящена рассмотрению синтетичного характера взаимодействия уличного искусства и классической живописи (на примере муралов с копиями картин И.К. Айвазовского). Изучены теоретические аспекты генезиса и взаимоположения уличного искусства и классической живописи (на примере муралов). Выявлена специфика синтетичного взаимодействия уличного искусства и классической живописи на примере муралов с копиями картин И.К. Айвазовского. Обозначены функциональные аспекты синтетичного взаимодействия уличного искусства и классической живописи на примере муралов с копиями картин И.К. Айвазовского. Полученные выводы говорят о том, что рассмотренные примеры демонстрирую, как искусство может преобразить городскую среду и стать доступным для всех слоев общества, выполняя познавательную, оценочную, эстетическую, информативную и коммуникативную функции, усиливая свое воздействие на социум благодаря своему синтетическому характеру.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the consideration of the synthetic nature of the interaction between street art and classical painting (using the example of murals with copies of paintings by I. K. Aivazovsky). The theoretical aspects of the genesis and relationship between street art and classical painting are studied (using the example of murals). The specificity of the synthetic interaction between street art and classical painting is revealed using the example of murals with copies of paintings by I.K. Aivazovsky. The functional aspects of the synthetic interaction between street art and classical painting are outlined using the example of murals with copies of paintings by I.K. Aivazovsky. The findings suggest that the examined examples demonstrate how art can transform the urban environment and become accessible to all segments of society, performing cognitive, evaluative, aesthetic, informative and communicative functions, enhancing its impact on society due to its synthetic nature.

Текст научной работы на тему «СИНТЕТИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА И КЛАССИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ МУРАЛОВ С КОПИЯМИ КАРТИН И.К. АЙВАЗОВСКОГО)»

13. Лихачев, Д.С. Память преодолевает время / Д.С. Лихачев. - Текст: электронный // Историко-культурный журнал «Наше наследие»: сайт. - URL: http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/10801.php (датаобращения: 13.11.2023).

14. Логинова, М.В. Актуализация культурного наследия в контексте задач современной культурной политики / М.В. Логинова // Сфера культуры. - 2021. - № 4 (6). - С. 73-79

15. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века) / Ю.М. Лотман. - [2-е изд.]. - СПб.: Искусство-СПБ, 2008.-412 с.

16. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. - СПб.: Искусство-СПб, 2001. - 703 с.

17. Мастеница, E.H. Культурное наследие в современном мире: концептуализация понятия и проблематики / E.H. Мастеница // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. - 2008. - Т. 108. - С. 251-262

18. Меркулов, И.П. Когнитивные способности / И.П. Меркулов; Рос. акад. Наук; Ин-т философии; Гос. ун-т гуманитарных наук. - М.: Ин-т философии РАН, 2005. - 179 с.

19. Музычук, В.Ю. Сохранение культурного наследия в контексте социально-экономического развития России / В.Ю. Музычук // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2017. -№ 2,- С. 8-31

20. Набиева, У.Н. Культурное наследие как ресурс устойчивого развития / У.Н. Набиева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. - 2010. - № 2,- С. 112-116

21. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: закон Российской Федерации: (Ведомости Съезда НД РФ и ВС РФ, 1992, № 46, ст. 2615). - [2-е изд.]. - М.: Ось-89, 2008. - 32 с.

22. Флиер, А.Я. Культура как смысл истории / А.Я. Флиер // Общественные науки и современность. - 1999. - № 6,- С. 150-159

УДК 008:7.067:130.123.3

СИНТЕТИЧНЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЛИЧНОГО ИСКУССТВА И

КЛАССИЧЕСКОЙ ЖИВОПИСИ (НА ПРИМЕРЕ МУРАЛОВ С КОПИЯМИ КАРТИН И.К. АЙВАЗОВСКОГО)

Кокорина Екатерина Георгиевна,

кандидат культурологии, доцент, доцент кафедры культурологии и социокультурного проектирования Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Саввопуло Карина Андреевна, студентка 3 курса направления подготовки «Культурология» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению синтетичного характера взаимодействия уличного искусства и классической живописи (на примере муралов с копиями картин И.К. Айвазовского). Изучены теоретические аспекты генезиса и взаимоположения уличного искусства и классической живописи (на примере муралов). Выявлена специфика синтетичного взаимодействия уличного искусства и классической живописи на примере муралов с копиями картин И.К. Айвазовского. Обозначены функциональные аспекты синтетичного взаимодействия уличного искусства и

классической живописи на примере муралов с копиями картин И.К. Айвазовского. Полученные выводы говорят о том, что рассмотренные примеры демонстрирую, как искусство может преобразить городскую среду и стать доступным для всех слоев общества, выполняя познавательную, оценочную, эстетическую, информативную и коммуникативную функции, усиливая свое воздействие на социум благодаря своему синтетическому характеру.

Ключевые слова: синтетичность, уличное искусство, классическая живопись, мурал, И.К. Айвазовский, Крым.

Annotation. The article is devoted to the consideration of the synthetic nature of the interaction between street art and classical painting (using the example of murals with copies of paintings by I. K. Aivazovsky). The theoretical aspects of the genesis and relationship between street art and classical painting are studied (using the example of murals). The specificity of the synthetic interaction between street art and classical painting is revealed using the example of murals with copies of paintings by I.K. Aivazovsky. The functional aspects of the synthetic interaction between street art and classical painting are outlined using the example of murals with copies of paintings by I.K. Aivazovsky. The findings suggest that the examined examples demonstrate how art can transform the urban environment and become accessible to all segments of society, performing cognitive, evaluative, aesthetic, informative and communicative functions, enhancing its impact on society due to its synthetic nature.

Key words: synthesity, street art, classical painting, mural, I.K. Aivazovsky, Crimea.

Постановка проблемы. В исследованиях синтетичности в современной культуре мы постоянно сравниваем актуальные проявления данного феномена с его историческими формами. Одним из перспективных направлений в данном контексте является взаимодействие классического искусства с уличным, когда первое «выходит» за границы замкнутых выставочных залов, акутализируясь в городских пространствах. Уличное искусство, будучи средством самовыражения и социальной коммуникации, не так часто выступает в контексте классической живописи, которая имеет свою устоявшуюся историю и ценности. Возникает вопрос о том, каким образом уличные муралы с копиями известных картин влияют на восприятие классического искусства, а также какие новые смыслы и значения приобретают эти произведения в контексте уличной среды.

Возникает вопрос о взаимодействии уличного искусства с классической живописью, особенно когда на улицах появляются муралы с копиями картин известных художников, например, таких, как И.К. Айвазовский.

Цель данной работы - рассмотрение синтетичного характера взаимодействия уличного искусства и классической живописи (на примере муралов с копиями картин И.К. Айвазовского), для чего были поставлены следующие задачи: изучить теоретические аспекты генезиса и взаимоположения уличного искусства и классической живописи (на примере муралов); выявить специфику синтетичного взаимодействия уличного искусства и классической живописи на примере муралов с копиями картин И.К. Айвазовского; обозначить функциональные аспекты синтетичного взаимодействия уличного искусства и классической живописи на примере муралов с копиями картин И.К. Айвазовского.

Изложение основного материала. XX столетие и первые десятилетия XXI века отмечены все ускоряющимися темпами развития культуры, общества и всей человеческой цивилизации. Это отражается естественным образом и на развитии художественной культуры, искусства, творческой деятельности. В указанный период мы наблюдаем интенсификацию процессов возникновения новых видов искусства, художественных стилей, жанров и техник. Несомненным остается то, что произведения все также отражают современный им социокультурный контекст или представляют собой переосмысление исторических событий. Искусство - как и в первобытные времена - на «острие» развития культуры продолжает в качестве базовых выполнять познавательную, оценочную, эстетическую, информативную и коммуникативную функции.

Однако мы не можем не учитывать факт (на который мы указывали ранее), что «<...> глобальные транзитивные процессы актуализируют проблематику генезиса нового состояния порядка в разных системах культуры. В условиях переходного процесса новое не столько противостоит старому, сколько временно смешивается с ним. Возникают разнообразные варианты временного соединения, взаимосвязи и взаимовлияния этих

двух начал. Рождаются смешанные явления, комбинированные структуры, переходные формы. На основе этого появляется синтез старого и нового, традиционного и современного» [5, С. 53].

Как мы указывали ранее, «исторические периоды, в рамках которых складывались условия для проявления системного синтеза в культуре, однозначно можно характеризовать как транзитивные, переходные, когда свершались «перевороты» в культуре, сменялись состояния системы культуры» [2, С. 65].

«Живопись на стенах» имеет давнейшую историю в культуре человечества. Ее генезис восходит к древним наскальным росписям в пещерах, где жили первые люди, в которых нашел воплощение первобытный синкретизм. В последующие историко-культурные периоды мы встречаем украшения стен в различных техниках и у древних цивилизаций Востока, в античной и средневековой культуре, эпоху Возрождения и Новое время. Такие изображения носили как религиозный, так и светский характер, выполняя при этом уже упомянутые функции культуры.

Разделение живописи на разновидности (станковую, монументальную, декоративную, театрально-декоративную, миниатюрную) детерминировало специфику ее развития уже внутри этих родов. Для каждых из них помимо общевидовых сформировался свой комплекс художественно-стилевых, смысловых и функциональных характеристик.

Тем не менее, мы и как наследники культуры предыдущего столетия, и как субъекты современного культурного процесса, знакомые и с дифференциацией искусств, и с их соположением, на определенно глубинном и интуитивном уровне воспринимаем произведения актуального искусства, «отсылающие» нас к первичным проявлениям культуры.

Одним из феноменов современного искусства, встречаемых нами в городских пространствах, являются муралы.

Традиционно мурал понимается как изображение, «картина на стене, своде, мосту или других постоянных основаниях, которая обычно связана с архитектурой» [10,С. 1]. У этого явления богатейшая история и семантический объем: доисторические муралы использовались для передачи сообщений или историй об образе жизни или привычках; было высказано предположение, что общение посредством картин на стенах в конечном итоге сформировало систему письменности[9, С.1196]. Как отмечает В.Чжоу, этот формат творчества претерпел длительное развитие и эволюцию. Настенные росписи являются не только свидетельством того, как люди преобразовывают природу с помощью разума, но и разнообразными проявлениями духовных поисков. Настенная живопись является одним из основных носителей наследия древних культур: в форме живописи посредством композиции двухмерного пространства, использования различных линий и красок она предстает в качестве «музея на стене» [11, С. 1].

В современной системе искусств феномен мурала концептуализируется на стыке монументальной живописи, паблик-арта и уличного искусства. Отдавая дань мозаичности коннотаций термина «мурал», а также смыслов его воплощений в материальном, мы кратко остановимся на сферах искусства, к которым относят исследуемый феномен разные авторы. Сразу оговоримся, что в данной работе не поставлена задача четко определить, к какой из данных сфер мурал относится, так как, очевидно, что в актуальном искусстве жесткие рамки дефиниций не всегда применимы.

Однозначно, мы относим мурал к монументальной живописи, так как сам генезис рассматриваемого феномена указывает на это. Мы также соглашаемся с тем, что муралы реализуются и в системе паблик-арта, который относится к формам искусства, которые являются публичными и служат обществу. И не вызывает сомнения, что мурал может изучаться и в контексте уличного искусства как органичной среды для создания работ в такой технике. В нашей работе именно этот аспект явления мурала представляет для нас особый интерес, так как в современном мире уличное искусство становится все более популярным и признанным форматом художественной выразительности.

В процессе изучения различных проявлений синтеза в культуре [4], а также анализа артефактов, отличающихся синтетичным характером [3], выбирая предметом исследования муралы, мы в некоторых случаях обнаруживаем в них соположение таких разновидностей живописи, как монументально-декоративная и станковая.

В случае с уличным искусством в пространстве крымских городов самыми, пожалуй, яркими примерами взаимодействия уличного искусства и классической живописи выступают муралы с копиями картин И.К. Айвазовского.

И.К. Айвазовский является не только одной из крупнейших фигур в мире культуры, всемирно известным маринистом, чьи работы вот уже около 200 лет поражают силой таланта и мастерством как соотечественников, так и ценителей искусства за рубежом.

Для Крыма личность и деятельность И.К. Айвазовского имеют особое значение. Живописец прикладывал большие усилия для благоустройства Феодосии, развития ее социокультурной среды. Он стал одним из ярчайших примеров реализации культуротворческой деятельности на полуострове. Не даром именно именем И.К. Айвазовского назван крымский аэропорт в Симферополе, новое здание которого своим видом ассоциируется со знаменитыми произведениями художника. Можно сказать, что личность и творчество И.К. Айвазовского стали компонентом геобрендинга Крыма.

Так, в Феодосии в 2022 году студией авторской росписи Dislav [8] был создан цикл муралов, символически изображающих разные аспекты деятельности И.К. Айвазовского в Крыму. Камилла Сефер пишет: «Благодаря социокультурному проекту "Другой Айвазовский" феодосийцы получили возможность непосредственного участия в креативизации и позиционировании родного города, а все крымчане и жители других регионов России обрели новый туристический маршрут (экскурсионный маршрут по местам расположения муралов снабжен аудиоэкскурсией). Идея проекта, заключающаяся в повествовании крымчанам и туристам ключевых моментов из жизни И. Айвазовского, определяет познавательную, рекреативную и просветительскую функции проекта. Данный проект играет значимую роль в просвещении крымчан и повышении туристической привлекательности полуострова» [7].

На сайте студии Dislav читаем: «DISLAV STUDIO - это влюбленная в свое дело команда профессионалов, воплотившая в жизнь сотни творческих работ, в различных техниках и масштабах по всей России. Продумывая каждый проект до деталей, мы превращаем Ваши стены в произведения искусства» [6].

Помимо проекта «Другой Айвазовский» крымской студии Dislav, ее основатель Владислав Подопригора вместе с единомышленниками создал (и в качестве исполнителя, и как руководитель работ) в разное время еще несколько муралов, репродуцирующих картины И.К. Айвазовского. Значительная их часть находится в Симферополе: «"Корабль в бушующем море" - на трансформаторной подстанции на пересечении улиц Севастопольской и Войкова, "Неаполитанский залив" на перекрестке улиц Караимской и Ленина, "Ночь. Голубая волна" на подстанции у перекрестка улиц Козлова и Русской, на бульваре Ленина - "Штиль"» [1]. В материале газеты «Крымская правда», который подготовила Валентина Буйлова, Владислав Подопригора рассказывает об истории появления цикла муралов с работами И.К. Айвазовского в Симферополе: «Изначально мы хотели сделать копии работ русских художников, ведь у нас великое наследие. Тем более в музеи мало кто сейчас ходит, а так мы делаем музей под открытым небом. Мы думали начать с Айвазовского вместе с организацией "Добро мира - волонтеры Крыма". Вторая картина должна была быть Шишкина, "Домик у озера". И вот мы приезжаем, ставим леса рядом с Армянским кладбищем. Причем даже не знали, что оно там изначально. И тут, как в фильме, ко мне постепенно стекается народ - сначала два человека, потом 5, 10, а потом и 25. И они начинают меня уговаривать рисовать еще картину Айвазовского, ведь он был армянин. Так проект и закрепился за одним из художников» [1].

Синтетичное взаимодействие между уличным искусством и классической живописью в муралах с копиями И.К. Айвазовского активно влияет на восприятие горожан. Прохожие, встречаясь с изображением «Ночь. Голубая волна», «Корабль в бушующем море» и «Неаполитанский залив» переносятся в мир морских приключений и трагических историй. Кроме того, современные художники все чаще используют городскую среду как свой холст, создавая уличные инсталляции, граффити и муралы, которые становятся неотъемлемой частью городского ландшафта.

Это позволяет сделать искусство доступным для всех, независимо от их посещения музеев.

Когда уличные художники берут на себя задачу воспроизведения картин, созданных мастерами классической школы, возникает удивительное сочетание традиций. Например, когда горожане встречают муралы на стенах городских зданий, это создает впечатляющий контраст между традиционным и современным. Традиции классической живописи и уличного искусства имеют свои отличия, но они также могут пересекаться и взаимно влиять друг на друга. Уличное искусство, как правило, более доступно и направлено на широкую аудиторию, в то время как классическая живопись часто ассоциируется с выставками и музеями.

Кроме того, такое взаимодействие может способствовать сохранению и продвижению наследия классических художников, таких как Айвазовский, в современном обществе. Муралы с его работами могут стать своеобразным памятником его творчеству и способом сохранения его наследия для будущих поколений.

Таким образом, искусство в современном городском пространстве становится не только элементом декора, но и средством коммуникации, выражения и преобразования общественных пространств.

Муралы с копиями картин И.К. Айвазовского представляют собой и форму социальной коммуникации. Появляясь, эти произведения становятся центральными точками обсуждения в городской среде, способствуя диалогу о традициях и инновациях в искусстве. Уличные художники, таким образом, действуют как кураторы общественного диалога. Уличное искусство играет важную роль в социальной коммуникации, так как оно может быть использовано для выражения социальных и политических взглядов, привлечения внимания к проблемам и вызова общественного диалога. Кроме того, уличные инсталляции и граффити могут стать формой самовыражения для местных сообществ и молодежи, позволяя им выразить свои идеи и чувства.

Муралы с копиями картин И.К. Айвазовского также вносят свой вклад в эстетику города. Уличные произведения искусства превращают обычные стены в галереи под открытым небом, дополняя городскую архитектуру и придавая ей новый визуальный опыт. Этот синтетический характер взаимодействия между уличным искусством и классической живописью создает гармонию, объединяя прошлое, настоящее и будущее.

Создание муралов с копиями картин И.К. Айвазовского может рассматриваться и в качестве эффективного средства образования через приобщение к миру искусства. Прохожие, сталкиваясь с этими работами, получают возможность не только наслаждаться красотой классической живописи, но и расширять свои знания об истории и культурном контексте произведений. Одним из способов использования классической живописи в уличном искусстве является привлечение внимания к культурному наследию. Уличные художники могут создавать работы, которые воспроизводят известные произведения классических художников, таким образом, привлекая внимание к истории и значимости этих произведений.

Таким образом, уличное искусство может быть использовано как средство для пропаганды классической живописи и стимулирования интереса к ней, что в свою очередь может способствовать развитию образования и повышать «культурный градус» в обществе.

Выводы. В результате рассмотрения синтетичного характера взаимодействия уличного искусства и классической живописи (на примере муралов с копиями картин И. К. Айвазовского) нами сделаны следующие выводы.

Синтетичное взаимодействие уличного искусства и классической живописи в муралах с копиями картин И.К. Айвазовского - это уникальное явление в мире современного искусства, которое поднимает вопросы о культурных связях, трансформации традиций и влиянии прошлого на настоящее. Муралы становятся не только художественным выражением, но и средством обогащения городского пространства.

Также синтетичное взаимодействие уличного искусства и классической живописи -особенно в контексте создания муралов с копиями картин И.К. Айвазовского - является важным явлением в мире современного искусства и городской культуры. Оно преобразует городской ландшафт, вносит вклад в образование и культурное разнообразие, а также способствует социальному диалогу. Таким образом,

рассмотренные муралы становятся мостом между прошлым и настоящим, между классикой и современностью.

Синтетический характер взаимодействия уличного искусства и классической живописи, как показано на примере муралов с копиями картин И. К. Айвазовского, демонстрирует сочетание традиционного и современного искусства. Этот синтез создает новые возможности для визуального воздействия на общественное сознание и культурную среду городов. Муралы, вдохновленные классической живописью, не только приносят красоту и яркость в уличное пространство, но и играют важную роль в повышении культурного уровня общества. Они делают классическое искусство более доступным и понятным для широкой аудитории, привлекая внимание как туристов, так и местных жителей. Такое взаимодействие также способствует развитию творческого мышления и воображения уличных художников, которые находят новые способы выразить свое видение классических произведений. В результате, уличное искусство становится неотъемлемой частью городской культуры, привлекая внимание к истории и значимости классического искусства.

Таким образом, синтетический характер взаимодействия уличного искусства и классической живописи через муралы с копиями картин И.К. Айвазовского является примером того, как искусство может преобразить городскую среду и стать доступным для всех слоев общества.

В завершение необходимо добавить, что вопрос синтетического взаимодействия уличного искусства и классической живописи требует дальнейшего изучения и анализа для исследования связей и взаимовлияний феноменов традиционного и современного искусства, а также выявить новые аспекты восприятия и интерпретации произведений художественной культуры.

Список литературы:

1. Буйлова, В. Как «Айвазовский с баллончиком» преображает Крым / В. Буйлова. -Текст: электронный // Крымская правда: сайт. - 2020. - 21 окт. - URL: https://c-pravda.ru/news/2020-10-21/kak-ajj vazovskijj -s-ballonchikom-preobrazhaet-krym (дата обращения 25.11.2023).

2. Кокорина, Е.Г. Культурно-исторические факторы возникновения синтеза в культуре на примере явлений культурного наследия человечества / Е.Г. Кокорина // МедпаУектор. - Научный журнал: - Новосибирск-Симферополь: Изд. АНС «СибАК», 2022. - Вып. 6. - С. 62-67

3. Кокорина, Е.Г. Синтез искусств как особенность культуры переходных периодов / Е.Г. Кокорина // Актуальные проблемы философии: Общество, политика, культура: материалы XXXVI научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов, 23-27 апреля 2007 г.: тезисы докладов. - Симферополь, 2007. -№3.-С. 75-77

4. Кокорина, Е.Г. Синтетичность как особенность художественной культуры / Е.Г. Кокорина // Культура народов Причерноморья. - 2007. - № 111.-С. 163-166

5. Кокорина,Е.Г. Экспликации феномена синтетичности в системах культуры / Е.Г. Кокорина // МеднаУектор. - Научный журнал: - Новосибирск-Симферополь: Изд. АНС «СибАК», 2023. - Вып. 7. - С. 54-58

6. Почему мы. - Текст: электронный // Dislav. Роспись стен для дома и бизнеса: сайт. - URL: https://dislav-art.ru/#advantage (дата обращения 25.11.2023).

7. Сефер, К.Э. Феодосия, Айвазовский, муралы / К.Э. Сефер. - Текст: электронный // Крымский архитектурный портал: сайт. - URL: https://archiportal-crimea.ru/krim/feodosiya-ayvazovskiy-murali.html (дата обращения 25.11.2023).

8. Dislav. Роспись стен для дома и бизнеса: сайт. - URL: https://dislav-art.ru (дата обращения 25.11.2023).

9. Revolutions of Mural Painting / Norfarain Abd Rahman, Abd Rasid Ismail, Ruslan Abdul Rahim. - Текст: электронный // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. - 2020. - Vol.10. - №10. - P.l 195-1200. - URL: https://www.researchgate.net/publication/348542110_Revolutions_of_Mural_Painting (дата обращения 25.11.2023).

10. Wang, Y. Current progress on murals: distribution, conservation and utilization / Yihui Wang, Xiaodong Wu. - Текст: электронный // Heritage Science. - 2023. - 11 (61). - P. 1-14.

- URL: https://heritagesciencejournal.springeropen.com/articles/10.1186/s40494-023-00904-9 (дата обращения 25.11.2023).

11. Zhou, W. The Application and Development of Mural Art in Urban Public Environment Landscape Design / Weihua Zhou. - Текст: электронный // Journal of Environmental and Public Health. - 2022. - 10. - P. 1-9. - URL: https://www.researchgate.net/publication/364318711_The_Application_and_Development_of_ Mural_Art_in_Urban_Public_Environment_Landscape_Design (дата обращения 25.11.2023).

УДК 655.5

КОНЦЕПТУАЛЬНО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ РАЗРАБОТКА СПРАВОЧНОГО

ИЗДАНИЯ О КРЫМЕ

Копылова Маргарита Викторовна,

магистрант 2 курса

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. Статья представляет концептуальную и издательскую разработку справочного издания о Крыме. В ней освещается общий замысел и видо-типологическая характеристика данного справочника, включая описание внешних и внутренних элементов издания. Особое внимание уделяется концепции художественно-технического оформления издания, что делает статью полезным ресурсом для издателей, дизайнеров и авторов, работающих над подобными проектами, а также для всех, интересующихся историей и культурой Крыма.

Ключевые слова: Крым, книгоиздание, справочник, дизайн.

Annotation. The article presents a conceptual and publishing development of a reference publication about the Crimea. It highlights the general idea and type-typological characteristics of this handbook, including a description of the external and internal elements of the publication. Special attention is paid to the concept of artistic and technical design of the publication, which makes the article a useful resource for publishers, designers and authors working on similar projects, as well as for everyone interested in the history and culture of the Crimea.

Key words: Crimea, book publishing, reference book, design.

Постановка проблемы. В условиях возросшего числа региональной литературы практически невозможно найти обобщающих справочников о Крымском полуострове. Сведения о нем можно найти либо в больших энциклопедиях, специализирующихся на определенной области науки, либо в отдельных изданиях, которые освещают Крым с какой-то одной стороны, будь то культура, история или туризм. Мы создали проект справочного издания «Полуостров Крым», которое освещало бы Крымский полуостров с разных сторон с применением актуальных методов визуализации информации.

Изложение основного материала. Проект под названием «Полуостров Крым» - это книга о 6 крупнейших городах Крымского полуострова (Севастополь, Симферополь, Керчь, Евпатория, Феодосия и Ялта). В каждом городе по 4 раздела:

- история;

- цифры;

- факты;

- лица.

Замысел заключается в разработке такого издания о Крыме, которое можно было бы пролистать за несколько часов и получить общее представление о полуострове. Вся книга построена так, чтобы не было большого количества сплошного текста, ведь так информация воспринимается легче и запоминается лучше.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.