Научная статья на тему 'СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАФФИТИ КАК ПРИЁМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ОБЛИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ'

СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАФФИТИ КАК ПРИЁМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ОБЛИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
279
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАФФИТИ / МУРАЛЫ / СТРИТ-АРТ / ТИПОВАЯ ЗАСТРОЙКА / ДИЗАЙН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ / БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Золотуха Е.В., Живица В.В.

Авторы изучили имеющийся актуальный практический и теоретический опыт по теме статьи, а также исследовали основной терминологический аппарат публикации. Проведён анализ некоторых типов граффити и дана характеристика основным видам. Рассмотрена специфика применения граффити и их назначение в городской застройке на примере г. Симферополь. Сформулированы проблемы применения граффити в современной городской застройке. Предмет исследования: граффити (муралы) в городской среде. Материалы и методы: в работе проанализированы теоретические и практические материалы, касающиеся темы исследования. В процессе подбора материалов по теме публикации и последующего анализа полученных результатов применены методы: дедукции, теоретического анализа и синтеза, метод аналогии. Результаты: Граффити могут быть вписаны в городскую застройку при соблюдении следующих условий: при грамотном выборе места расположения росписи (например, на глухом торце многоквартирного здания или сплошном заборе); подборе верного цветного решения; соответствия тематики росписи архитектурно-градостроительному окружению. Выводы: Несмотря на то, что граффити возникло сравнительно недавно и является одним из молодых направлений искусства, оно неравномерно изучено и вызывает у зрителей неоднозначные эмоции. Синтез граффити и архитектуры придает городу свежести и привносит новизну, добавляет ярких красок, но при этом есть и негативные примеры, которые дают противоположный эффект. Можно сделать вывод, что феномену граффити следует уделить больше должного внимания и легализовать его не только в правовом поле, но и в сознании людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNTHESIS OF ARCHITECTURE AND GRAFFITI AS A METHOD OF TRANSFORMING THE APPEARANCE OF THE URBAN ENVIRONMENT

The authors studied the available actual practical and theoretical experience on the topic of the article, and also investigated the main terminological apparatus of the publication. An analysis of some types of graffiti was carried out and a description of the main types was given. The specifics of the use of graffiti and their purpose in urban development are considered on the example of the city of Simferopol. The problems of using graffiti in modern urban development are formulated. Subject of research: graffiti (murals) in the urban environment. Materials and methods: the paper analyzes the theoretical and practical materials related to the research topic. In the process of selecting materials on the topic of publication and subsequent analysis of the results obtained, the following methods were applied: deduction, theoretical analysis and synthesis, the analogy method. Results: Graffiti can be inscribed in urban development under the following conditions: with a competent choice of the location of the mural (for example, on the blind end of an apartment building or a solid fence); choosing the right color solution; matching the theme of the painting to the architectural and urban environment. Conclusions: Despite the fact that graffiti appeared relatively recently and is one of the young areas of art, it is unevenly studied and evokes ambiguous emotions in the audience. This type of art clearly shows that the synthesis of graffiti and architecture gives the city freshness and novelty, adds bright colors, but there are also negative examples that give the opposite effect. In the course of this study, we can conclude that the phenomenon of graffiti should be given more due attention and legalized not only in the legal field, but also in the minds of people. If this allows the development of graffiti, then it will help develop the city.

Текст научной работы на тему «СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАФФИТИ КАК ПРИЁМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ОБЛИКА ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ»

Раздел 1. Градостроительство

УДК 72.012.6; 7.011

СИНТЕЗ АРХИТЕКТУРЫ И ГРАФФИТИ КАК ПРИЁМ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ОБЛИКА

ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ

Золотуха Е.В.1, Живица В.В. 2

Институт «Академия строительства и архитектуры» ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», 295493, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Киевская, 181, vzhivisa@mail.ru E-mail: 1 laguerraa@mail.ru; 2vzhivisa@mail.ru

Аннотация. Авторы изучили имеющийся актуальный практический и теоретический опыт по теме статьи, а также исследовали основной терминологический аппарат публикации. Проведён анализ некоторых типов граффити и дана характеристика основным видам. Рассмотрена специфика применения граффити и их назначение в городской застройке на примере г. Симферополь. Сформулированы проблемы применения граффити в современной городской застройке. Предмет исследования: граффити (муралы) в городской среде.

Материалы и методы: в работе проанализированы теоретические и практические материалы, касающиеся темы исследования. В процессе подбора материалов по теме публикации и последующего анализа полученных результатов применены методы: дедукции, теоретического анализа и синтеза, метод аналогии.

Результаты: Граффити могут быть вписаны в городскую застройку при соблюдении следующих условий: при грамотном выборе места расположения росписи (например, на глухом торце многоквартирного здания или сплошном заборе); подборе верного цветного решения; соответствия тематики росписи архитектурно-градостроительному окружению. Выводы: Несмотря на то, что граффити возникло сравнительно недавно и является одним из молодых направлений искусства, оно неравномерно изучено и вызывает у зрителей неоднозначные эмоции. Синтез граффити и архитектуры придает городу свежести и привносит новизну, добавляет ярких красок, но при этом есть и негативные примеры, которые дают противоположный эффект. Можно сделать вывод, что феномену граффити следует уделить больше должного внимания и легализовать его не только в правовом поле, но и в сознании людей.

Ключевые слова: граффити, муралы, стрит-арт, типовая застройка, дизайн в городской среде, благоустройство городской среды.

ВВЕДЕНИЕ

Большинство людей мечтает построить свою жизнь в пределах большого города, однако немногие задумываются о неочевидной, но имеющей большое влияние на моральное состояние человека проблеме - типовой застройке. Однотипные жилые многоквартирные дома, устаревшие морально и физически, остались на всей территории СНГ. В этой связи данное исследование вопросов синтеза искуссва граффити и архитектуры как способа преображения облика городской среды чрезвычайно актуально.

Также необходимо отметить, что существует стереотипное общественное мнение, мешающее нормальному восприятию граффити. Считается, что росписи на стенах - это обязательно акт вандализма, и эти два понятия можно отождествлять. Вандализм является уголовным преступлением и определяется законом как "осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах" [1]. Из этого определения следует, что преступление заключается в осмысленном оскорблении общественной нравственности. Так, вандализмом можно считать граффити в виде непристойных, оскорбляющих рисунков и надписей, однако к нему несправедливо причисляют весь стрит-арт.

Цель исследования: изучить вопрос синтеза граффити и архитектуры как приёма преображения облика городской среды.

Задачи исследования:

- изучить практический и теоретический опыт по теме исследования;

- рассмотреть основные термины исследования;

- провести анализ основных видов граффити и дать им характеристики;

- рассмотреть специфику применения граффити и их назначение в городской застройке на примере г. Симферополь;

- сформулировать проблемы применения граффити в современной городской застройке.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ

В ходе подготовки данной статьи был рассмотрен ряд публикаций так или иначе связанных с темой граффити в современном обществе.

В книге «Искусство и город. Граффити, уличное искусство, активизм» освещаются основные тенденции развития уличного искусства с ХХ века до настоящего момента и подробно рассмотрено уличное искусство в России [2]. В книге «Искусство граффити» Медведевой О.П. феномен граффити рассматривается с нестандартной точки зрения - как создание композиций на различных поверхностях в любой момент истории [3]. В книге «Неискусство

как искусство» Манина В.С. поднимается проблема адаптации современного искусства под рамки рыночных стандартов, которые убивают в нем всю сущность граффити, как проводника мыслей авторов и оратора актуальных для общества проблем [4]. В статье «Граффити в дизайне современного города» Мальцевой Е.А. и Пиирайнена В.Ю. граффити рассматривается как инструмент для создания прекрасного и светлого мира, наполненный композиционным и эмоциональным смыслом [5]. В статье «Граффити глазами студентов» Стреневой Н.В. опубликованы результаты опроса студентов Оренбургского государственного университета в рамках исследования композиционно-графических и пунктуационных особенностей граффити [6].

Отрицательно к стрит-арту относится Багина Е.Г. По её мнению: «Граффити на стенах домов - признак болезни общества, порождающей безразличие к архитектуре. Толерантное отношение к граффити приводит к деградации городской среды. Попытки «приручить» райтеров малоэффективны» [7].

Также можно выделить авторов, рассматривающих в своих теоретических трудах вопросы легитимности граффити в современном городе и проблемы, связанные с легализацией стрит-арта в российском законодательстве: Фокеева Е.И., Романова К.Е., Боровкова А.А., Абрамовская Е.Н., Комплектова Г.И., Комплектов А.И. [8], Парусова Е.М., Черкасова А.Д. [9], Сафонов И.Е., Шапиро Е.В., Лукина Е.М., Щепкина С.А. [10], Шубина М.М., Горбаткова А.Ф. [11], Яненко О.К. [12].

Психосоциальные особенности феномена граффити рассмотрены в работах следующих авторов: Белкин А.И. [13]. Белкин А.М. [14], Грибенщиков К.В. [15], Нелидкин А.М., Гусева Я.В. [16], Порозов Р.Ю., Клюсова П.С. [17], Кузовенкова Ю.А. [18], Бестужева С. [19], Григорьев А.В., Сызранова Д.С. [20].

Таким образом, на основании изученных теоретических трудов по теме исследования, можно сделать вывод, что вопрос граффити в современном обществе чрезвычайно сложен. Приверженцы и противники данного вида стрит-арта формируют два противоборствующих лагеря, приводя научные аргументы в пользу своих теорий. Большое внимание уделяется правовым и психосоциальным аспектам данного вида искусства. Однако, несмотря на огромное количество исследований и специалистов, изучающих вопросы граффити, мы приходим к выводу, что отношение к стрит-арту весьма субъективно. А следовательно необходимо дальнейшее изучение данной темы с целью разработки методики выявления соответствия граффити городскому окружению, алгоритма, по которому можно установить целесообразность размещения граффити заданных параметров в определённой городской застройке.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ

В работе проанализированы теоретические и практические материалы, касающиеся темы исследования. В процессе подбора материалов по теме публикации и последующего анализа полученных результатов применены методы: дедукции, теоретического анализа и синтеза, метод аналогии.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ АНАЛИЗ

Граффити и стрит-арт являются разными понятиями, но на сегодняшний день они стали взаимозаменяемыми. Строго говоря, граффити и стрит-арт - это разные вещи, поскольку стрит-арт является производной от граффити, но в настоящее время рамки между этими понятиями настолько стерлись, что их можно заменять друг другом как синонимами. Это связано с тем, что граффити можно рассматривать в узком и широком смысле. В узком смысле «граффити» представляет собой надписи, называемые тегами. Они возникли в Нью-Йорке 1960-1970-х гг. во время активного создания и развития криминальных группировок, которые сформировались в процессе переселения населения из городов в социальные районы, ставшие в итоге окраинными гетто. С помощью надписей на стенах такие группировки маркировали «принадлежащие» им районы. Позднее, эти люди перекочевали в город, где исключительно с целью протеста и проявления бунтарства стали закрашивать стены в метро, поездные составы, стены зданий [4]. Таким образом они насмехались над полицией, будто говоря «Вы нас не видите, но мы здесь». Позднее граффити решили легализовать, чтобы у райтеров пропал азарт, но это решение дало обратный эффект. Райтеры стали закрашивать фасады однотипных застроек и заброшенных зданий, добавляя красок в шумный серый мегаполис [5]. Таким образом стал зарождаться стрит-арт, который можно назвать граффити в широком смысле.

Можно выделить огромное количество видов граффити [2]. В настоящей статье будут рассмотрены те из них, которые могут иметь значение для архитектурной среды - являться визуальными якорями, акцентами и символами в городской застройке.

Говоря о граффити в широком смысле, следует выделить следующие виды:

- граффити в узком смысле, т.е. теги, надписи, слова, цитаты и т.п.;

- мурал (от испанского muro - «стена») - это крупное изображение, нанесенное на всю стену, предназначенное для декорирования;

- постеры: по значению схожи с муралом, но гораздо меньшего размера.

- Clean Advertising - это сравнительно новое направление. Данные изображения могут быть значительного размера (например, занимать фасад многоэтажного здания) и выполняют

исключительно коммерческую функцию - зачастую это один из видов рекламы каких-либо товаров или услуг [7].

В свою очередь, каждый из этих видов граффити имеет свои собственные характеристики. Среди них можно выделить общие для всех параметры, такие как эстетичность, назначение, уместность и материалы.

Эстетичность обусловлена правильным техническим исполнением. Хоть граффити и доступно практически каждому человеку, оно требует особого умения для того, чтобы создать приятное глазу изображение. Одни райтеры создают уникальные граффити в своем собственном стиле,

другие же делают копии работ известных художников для того, чтобы спрятать строения, портящие общий вид города. Например, с помощью граффити, копирующего картину

И.К. Айвазовского, художники украсили электрощитовую в г. Симферополе (рис. 1). Это решение добавило яркий цветовой акцент в окружающую застройку, а также скрыло необходимые, но портящие внешний вид сооружения пристройки и провода. Такой объект привлекает внимание прохожих и может стать местной достопримечательностью, ориентиром в городской среде.

Рис.1. Граффити в виде картины И.К. Айвазовского «Корабль среди бурного моря» в г. Симферополь (фотография

из открытых источников)

Fig. 1. Graffiti in the form of Aivazovsky's painting "Ship among the stormy sea" in Simferopol (photo from open sources)

Под назначением подразумевается функция, для которой создано граффити. Чаще всего настенные росписи тем или иным образом связаны с историей - выполняют функцию сохранения памяти (рис. 2), с рекламой - выполняют функцию привлечения внимания (рис. 3), могут выполнять воспитательную и патриотическую функции (рис. 46), а также использоваться в качестве декорации без каких-либо других контекстов.

Например, граффити на стене, возле которой осуществлялись съёмки фильма режиссера Л.И. Гайдая «Кавказская пленница, или новые

приключения Шурика» с изображением главных героев картины, предназначено для сохранения исторической памяти. Подобный мурал, сопровождающийся пояснительными

информационными надписями может также нести просветительскую и патриотическую функции. Данное граффити расположено в городской среде на уровне человеческого роста, что способствует лёгкому визуальному восприятию пешеходами. Размещение росписи на заборе позволило визуально обогатить фронт улицы, сделало рассматриваемый участок интересным и запоминающимся.

Рис. 2. Мурал на стене, напротив которой был снят кадр из фильма «Кавказская пленница», г. Симферополь

(фотография из открытых источников). Fig. 2. Mural on the wall opposite which a frame from the film "The Caucasian captive" was shot, Simferopol (photo from open

sources).

Следующий пример - граффити на фасадах парикмахерской «ЮШ^у» в г. Симферополь ул. Дзюбанова, 2а. (Рис.3). Функция этого мурала -реклама услуг. Основная цель, заключающаяся в привлечении внимания потенциальных посетителей и создании уникального запоминающегося образа заведения, реализуется весьма успешно. Также

подобная роспись добавляет разнообразия в одно-двухэтажную застройку улицы. Целесообразность и уместность этого граффити можно было бы оспорить, если бы окружающая застройка была выполнена в едином архитектурном стиле, не сочетающемся с фасадной росписью.

Рис. 3. Фасад парикмахерской для мужчин в г. Симферополь (фотография из открытых источников). Fig. 3. The facade of a barber shop for men in Simferopol (photo from open sources).

Также в г. Симферополь, как и в других российских городах, есть патриотические граффити. Основное назначение таких муралов -

сохранение памяти о событиях Великой Отечественной войны 1941-1945 года.

Рис. 4. Мурал на стене Крымского республиканского клинического госпиталя ветеранов войн, созданный в рамках Всероссийского конкурса граффити. Приурочен к празднованию 75-й годовщины Победы. Посвящён Крымской наступательной операции. Адрес: Республика Крым, г. Симферополь, ул. Гайдара 3-Б. (фотография из открытых

источников).

Fig. 4. Mural on the wall of the Crimean Republican Clinical Hospital of War Veterans, created as part of the All-Russian graffiti contest. It is timed to celebrate the 75 th anniversary of the Victory. Dedicated to the Crimean offensive operation. Address: Republic of Crimea, Simferopol, Gaidar str. 3-B. (photo from open sources).

Рис. 5. Состояние здания до оформления фасада граффити (слева) и после оформления фасада граффити (справа).

Адрес: г. Симферопоь, ул. Толстого, 15. Fig. 5. The condition of the building before the graffiti facade design (left) and after the graffiti facade design (right). Address:

Simferopol, Tolstogo str., 15.

Рис. 6. Граффити назании по адресу Республика Крым г. Симферопоь, ул. Киевская 125А. Fig. 6. Graffiti of Nazania at the address Republic of Crimea, Simferopol, 125A Kievskaya str.

Ещё одной важной характеристикой граффити является соответствие темы и

цветоколористических параметров росписи месту её нанесения. Расположение мурала должно быть обосновано, иначе он будет выглядеть инородно в окружающей городской среде и вместо передачи заложенного смысла вызывать у зрителя недоумение.

Существует несколько основных проблем внедрения граффити в городскую среду. Первая и основная проблема - отношение людей к граффити. Так, в социологическом исследовании Оренбургского государственного университета на тему граффити в современном обществе можно увидеть некоторые противоречия. На вопрос об

отношении респондентов к граффити большинство ответило «нейтрально», но при этом около 80% говорят о том, что им интересно разглядывать стрит-арт, а 5% сами участвуют в создании таких объектов. Также интересен тот факт, что около половины опрошенных считает, что граффити чаще всего являются вандализмом, но при этом 90% однозначно называют граффити искусством [6].

Вторая проблема берет начало из первой - нет однозначно сформулированного закона, который касался бы граффити. Проблема заключается в том что многие муралы тяжело согласовать, а несогласованные изображения зачастую уничтожают. Несмотря на то, что у автора росписи

не было намерений осквернить здание, райтеров привлекают к уголовной ответственности.

Третья проблема - несоответствие граффити архитектурно-градостроительному окружению. К основным её характеристикам можно отнести:

- неверный выбор места расположения граффити (например, в окружении зданий классической архитектуры или вблизи архитектурных памятников, объектов культурного наследия);

- подбор не вписывающегося в архитектурно -градостроительное окружение цветоколористического решения;

- выбор темы, не соответствующей городскому окружению.

Выше означенные проблемы можно решить путем уточнения законов об авторском праве и вандализме, поскольку в отношении граффити эти законы противоречат друг другу. А также пересмотром отношения властей к граффити как к простому, эффектному и недорогому средству улучшения облика городской среды.

Также необходимо отметить, что в последнее время всё чаще граффити создаются не по инициативе авторов, но по заказу администрации городов и государства. Всё чаще в последнее время проводятся мероприятия государственного и международного уровня, предоставляющие рейтерам площадки для творчества: фестиваль «Таврида.АРТ» (Республика Крым),

международный фестиваль уличного искусства «Культурный код» президентской платформы «Россия - страна возможностей» (Казань, Нижний Новгород, Челябинск и пгт. Солнечнодольск) и пр. (режим доступа:

https://www.mediayalta.ru/news/article/v-krymu-sozdali-samoe-bolyshoe-grafiti-na-yuge-rossii). Как правило, такие проекты направлены на популяризацию современного искусства, поддержку талантов и развитие городской среды. Для муралов выделяются большие площади в городских общественных пространствах, и все граффити, выполняемые в рамках подобных мероприятий, являются патриотическими: воспитывают уважение и любовь к Родине.

В Крыму действуют несколько успешных фирм, предоставляющих услуги росписи стен: krymgraf (https://vk.com/krymgraf), БВЬАУ

(https://vk.com/shadeart), художники арт-кластера "Таврида" (https://vk.com/tavrida_art) и др. Именно этим творческим коллективам принадлежат работы, приведённые в настоящей статье.

ВЫВОДЫ

Несмотря на то, что граффити возникло сравнительно недавно и является одним из молодых направлений искусства, оно неравномерно изучено и вызывает у зрителей неоднозначные эмоции. Этот вид искусства наглядно показывает, что синтез граффити и архитектуры придает городу свежести и привносит новизну, добавляет ярких красок, но при этом есть и негативные примеры, которые дают

противоположный эффект. Можно сделать вывод, что феномену граффити следует уделить больше внимания и легализовать его не только в правовом поле, но и работать над принятием этого вида искусства в сознании людей.

Стрит-арт может быть вписан в городскую застройку только при грамотном выборе места расположения росписи (например, на глухом торце многоквартирного здания или сплошном заборе), подборе верного цветоколористического решения и соответствия его тематики архитектурно-градостроительному окружению.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 14.07.2022, с изм. от 18.07.2022) // Собрание законодательства РФ. -17.06.1996. - № 25. - ст. 1.

2. Поносов, И. Искусство и город. Граффити, уличное искусство, активизм / И. Поносов. - Тверь. ИПК Парето Принт, 2016. - 208с.

3. Медведева, О.П. Искусство граффити / О.П. Медведева - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. - 77 с.

4. Манин, В.С. Неискусство как искусство [Текст] / В.С. Манин - Спб.: Аврора, 2006. - 272 с.

5. Мальцева, Е.А. Граффити в дизайне современного города / Е.А. Мальцева,

B.Ю. Пиирайнен // Дизайн, материалы, технология. - 2019. - №3(55). - С. 26-29.

6. Стренева, Н.В. Граффити глазами студентов (результаты анкетирования) / Н.В. Стренева // Альманах современной науки и образования. -2012. - №2 (9): в 3-х ч. Ч III. - С. 206-208.

7. Багина, Е. Граффити и архитектура [Текст] / Багина Е. // Проект Байкал. 2018. Т. 15. № 56. -

C. 100-101.

8. Фокеева, Е.И. Площадки для стрит-арта и граффити как средство привлечения креативной молодежи [Текст] / Фокеева Е.И., Романова К.Е., Боровкова А.А., Абрамовская Е.Н., Комплектова Г.И., Комплектов А.И. // Архитектура и дизайн: история, теория, инновации. 2022. № 6. - С. 242-246.

9. Парусова, Е.М. Проблема легализации граффити в петербурге: государство против искусства / Парусова Е.М., Черкасова А.Д. Вестник Белого генерала. 2021. № 7. - С. 31-42.

10. Сафонов, И.Е. Граффити для города или город для граффити? Легитимность нелегальных граффити в историческом центре Санкт-Петербурга / Сафонов И.Е., Шапиро Е.В., Лукина Е.М., Щепкина С.А. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. Т. 4. № 3. - С. 100-122.

11. Шубина, М.М. Граффити: способ коммуникации или вид современного искусства / Шубина М.М., Горбаткова А.Ф. // Символ науки: международный научный журнал. 2017. Т. 3. № 4. -С. 195.

12. Яненко, О.К. Актуальные вопросы российского гражданского законодательства охраны прав на граффити как произведений

изобразительного искусства / Яненко О.К. // Право и политика. 2015. № 1. - С. 25-30.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Белкин, А.И. Исследование граффити в психологии и интенциональность сознания авторов граффити / Белкин А.И. // Креативная экономика и социальные инновации. 2012. Т. 2. № 1 (2). - С. 3654.

14. Белкин, А.М. Социальная перцепция граффити и оценка неинституциональной изобразительной деятельности авторов граффити / Белкин А.М. Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 7 (88). - С. 166-172.

15. Грибенщиков, К.В. Мотивы молодых людей, пытающихся выразить своё творческое начало через граффити / Грибенщиков К.В. // Аллея науки. 2017. Т. 2. №-9. - С. 368-371.

16. Нелидкин, А.М. Граффити как молодежная субкультура (от вандализма до стрит-арта) / Нелидкин А.М., Гусева Я.В. // В сборнике: Направления и формы гуманитаризации высшего образования. Межвузовский сборник научных трудов. Под редакцией Сергея Владимировича Демидова. Рязань, 2015. - С. 152-159.

17. Порозов, Р.Ю. Молодежь как субъект вандальной активности в субкультуре граффити / Порозов Р.Ю., Клюсова П.С. // Политическая лингвистика. 2020. № 6 (84). - С. 150-155.

18. Кузовенкова, Ю.А. Между искусством и вандализмом: дискурсивная представленность граффити и стрит-арта / Кузовенкова Ю.А. // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. № 4. - С. 592-603.

19. Граффити - хулиганство или панацея? / Бестужева С. // Народное образование. 2008. № 2 (1375). - С. 248-252.

20. Григорьев, А.В. Граффити и стрит-арт как социальные практики в современном городском пространстве / Григорьев А.В., Сызранова Д.С. В сборнике: Прикладные социологические исследования астраханского региона. Астрахань, 2020. - С. 93-100.

21. Srossarea.ru. Vidy i stili graffiti [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: https://crossarea.ru/graffiti/vidy-i-stili-graffiti/ (data obrashcheniya 10.11.2022).

REFERENCES

1. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ (red. ot 14.07.2022, s izm. ot 18.07.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF. -17.06.1996. - № 25. - st. 1.

2. Ponosov, I. Iskusstvo i gorod. Graffiti, ulichnoe iskusstvo, aktivizm / I. Ponosov. - Tver'. IPK Pareto Print, 2016. - 208 р.

3. Medvedeva, O.P. Iskusstvo graffiti / O.P. Medvedeva - Rostov-na-Donu: Feniks, 2008. - 77 s.

4. Manin, V.S. Neiskusstvo kak iskusstvo / V.S. Manin - Spb.: Avrora, 2006. - 272 р.

5. Mal'ceva, E.A. Graffiti v dizajne sovremennogo goroda / E.A. Mal'ceva, V.YU. Piirajnen // Dizajn, materialy, tekhnologiya. - 2019. - №3(55). - Рр. 26-29.

6. Streneva, N.V. Graffiti glazami studentov (rezul'taty anketirovaniya) / N.V. Streneva // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovaniya. - 2012. - №2 (9): v 3-h ch. CH III. - Pp. 206-208.

7. Bagina, E. Graffiti i arhitektura [Tekst] / Bagina E. // Proekt Bajkal. 2018. T. 15. № 56. - Pp. 100-101.

8. Fokeeva, E.I. Ploshchadki dlya strit-arta i graffiti kak sredstvo privlecheniya kreativnoj molodezhi / Fokeeva E.I., Romanova K.E., Borovkova A.A., Abramovskaya E.N., Komplektova G.I., Komplektov A.I. // Arhitektura i dizajn: istoriya, teoriya, innovacii. 2022. № 6. - Pp. 242-246.

9. Parusova, E.M. Problema legalizacii graffiti v peterburge: gosudarstvo protiv iskusstva / Parusova E.M., CHerkasova A.D. Vestnik Belogo generala. 2021. № 7. - Pp. 31-42.

10. Safonov, I.E. Graffiti dlya goroda ili gorod dlya graffiti? Legitimnost' nelegal'nyh graffiti v istoricheskom centre Sankt-Peterburga / Safonov I.E., SHapiro E.V., Lukina E.M., SHCHepkina S.A. Galactica Media: Journal of Media Studies. 2022. T. 4. № 3. - Pp. 100-122.

11. SHubina, M.M. Graffiti: sposob kommunikacii ili vid sovremennogo iskusstva / Shubina M.M., Gorbatkova A.F. // Simvol nauki: mezhdunarodnyj nauchnyj zhurnal. 2017. T. 3. № 4. - Pp. 195.

12. YAnenko, O.K. Aktual'nye voprosy rossijskogo grazhdanskogo zakonodatel'stva ohrany prav na graffiti kak proizvedenij izobrazitel'nogo iskusstva / YAnenko O.K. // Pravo i politika. 2015. № 1. - Pp. 25-30.

13. Belkin, A.I. Issledovanie graffiti v psihologii i intencional'nost' soznaniya avtorov graffiti / Belkin A.I. // Kreativnaya ekonomika i social'nye innovacii. 2012. T. 2. № 1 (2). - Pp. 36-54.

14. Belkin, A.M. Social'naya percepciya graffiti i ocenka neinstitucional'noj izobrazitel'noj deyatel'nosti avtorov graffiti / Belkin A.M. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 7 (88). -Pp. 166-172.

15. Gribenshchikov, K.V. Motivy molodyh lyudej, pytayushchihsya vyrazit' svoyo tvorcheskoe nachalo cherez graffiti / Gribenshchikov K.V. // Alleya nauki. 2017. T. 2. №-9. - Pp. 368-371.

16. Nelidkin, A.M. Graffiti kak molodezhnaya subkul'tura (ot vandalizma do strit-arta) / Nelidkin A.M., Guseva YA.V. // V sbornike: Napravleniya i formy gumanitarizacii vysshego obrazovaniya. Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Pod redakciej Sergeya Vladimirovicha Demidova. Ryazan', 2015. -Pp. 152-159.

17. Porozov, R.YU. Molodezh' kak sub"ekt vandal'noj aktivnosti v subkul'ture graffiti / Porozov R.YU., Klyusova P.S. // Politicheskaya lingvistika. 2020. № 6 (84). - Pp. 150-155.

18. Kuzovenkova, YU.A. Mezhdu iskusstvom i vandalizmom: diskursivnaya predstavlennost' graffiti i strit-arta / Kuzovenkova YU.A. // Vestnik Permskogo universiteta. Filosofiya. Psihologiya. Sociologiya. 2021. № 4. - Pp. 592-603.

19. Graffiti - huliganstvo ili panaceya? / Bestuzheva S. // Narodnoe obrazovanie. 2008. № 2 (1375). - Pp. 248-252.

CrpoHTe^bCTBO HTexH0reHHaa6e30nacH0CTbN°28(80) -2022

20. Grigor'ev, A.V. Graffiti i strit-art kak social'nye praktiki v sovremennom gorodskom prostranstve / Grigor'ev A.V., Syzranova D.S. V sbornike: Prikladnye sociologicheskie issledovaniya astrahanskogo regiona. Astrahan', 2020. - Pp. 93-100.

21. Srossarea.ru. Vidy i stili graffiti [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa:

https://crossarea.ru/graffiti/vidy-i-stili-graffiti/ (data obrashcheniya 10.11.2022).

SYNTHESIS OF ARCHITECTURE AND GRAFFITI AS A METHOD OF TRANSFORMING THE APPEARANCE OF THE URBAN ENVIRONMENT

Zolotuha E.V., Zhivitsa V.V.

Institute «Academy of Construction and Architecture» V.I. Vernadsky Crimean Federal University, 295493, Republic of Crimea, Simferopol, Kievskaya str., 181 E-mail: 1 laguerraa@mail.ru; 2vzhivisa@mail.ru

Abstract. The authors studied the available actual practical and theoretical experience on the topic of the article, and also investigated the main terminological apparatus of the publication. An analysis of some types of graffiti was carried out and a description of the main types was given. The specifics of the use of graffiti and their purpose in urban development are considered on the example of the city of Simferopol. The problems of using graffiti in modern urban development are formulated. Subject of research: graffiti (murals) in the urban environment.

Materials and methods: the paper analyzes the theoretical and practical materials related to the research topic. In the process of selecting materials on the topic of publication and subsequent analysis of the results obtained, the following methods were applied: deduction, theoretical analysis and synthesis, the analogy method.

Results: Graffiti can be inscribed in urban development under the following conditions: with a competent choice of the location of the mural (for example, on the blind end of an apartment building or a solid fence); choosing the right color solution; matching the theme of the painting to the architectural and urban environment.

Conclusions: Despite the fact that graffiti appeared relatively recently and is one of the young areas of art, it is unevenly studied and evokes ambiguous emotions in the audience. This type of art clearly shows that the synthesis of graffiti and architecture gives the city freshness and novelty, adds bright colors, but there are also negative examples that give the opposite effect. In the course of this study, we can conclude that the phenomenon of graffiti should be given more due attention and legalized not only in the legal field, but also in the minds of people. If this allows the development of graffiti, then it will help develop the city. Key words: graffiti, murals, street art, typical building, design in the urban environment, improvement of the urban environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.