Научная статья на тему 'Гармонизация архитектурного пространства города Челябинска посредством граффити'

Гармонизация архитектурного пространства города Челябинска посредством граффити Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
730
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРИТ-АРТ / ГРАФФИТИ / ФАСАД / ВАНДАЛИЗМ / ТИПОВАЯ ЗАСТРОЙКА / ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ / ГОРОДСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ / АРТ-ОБЪЕКТ / STREET-ART / GRAFFITI / FACADE / CITY LANDSCAPE / CITY COMMUNICATION / ART-OBJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бондарева Н. О., Попова И. С.

Данная работа предлагает возможное решение серой типовой застройки и отсутствия единой архитектурной айдентики многоквартирных домов в городе Челябинске посредством стрит-арта. Организация городского ансамбля с помощью, динамично развивающегося вида уличного искусства, одного из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру, граффити решит ряд актуальных на сегодняшний день проблем городской, гармонизует и приведёт её в единую стилистическую форму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION ARCHITECTURAL SPACES IN CHELYABINSK BY GRAFFITI

This work proposes the possible solution of standard urban development and absence of uniform architectural identity of apartment houses in the city of Chelyabinsk by means of street-art. The organization of city ensemble with the help, dynamically developing type of street art, one of the most actual forms of art self-expression worldwide, graffiti will solve a number of problems actual today city, harmonizes and will bring it into a uniform stylistic form.

Текст научной работы на тему «Гармонизация архитектурного пространства города Челябинска посредством граффити»

66 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015

УДК 330.1

ГАРМОНИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

ПОСРЕДСТВОМ ГРАФФИТИ

Н.О. БОНДАРЕВА, ОУВО "ЮУИУиЭ", г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected] И.С. ПОПОВА, ОУ ВО "ЮУИУиЭ", г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected]

Аннотация

Данная работа предлагает возможное решение серой типовой застройки и отсутствия единой архитектурной айдентики многоквартирных домов в городе Челябинске посредством стрит-арта. Организация городского ансамбля с помощью, динамично развивающегося вида уличного искусства, одного из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру, граффити решит ряд актуальных на сегодняшний день проблем городской, гармонизует и приведёт её в единую стилистическую форму.

Ключевые слова: стрит-арт, граффити, фасад, вандализм, типовая застройка, городской ландшафт, городская коммуникация, арт-объект.

Большую часть жилого фонда крупных и средних российских городов составляет массовая типовая застройка. Например, в Москве не менее 80% зданий и сооружений составляют панельные железобетонные дома, более половины (58,1%) которых были возведены в 1956-1985 гг., 35,4% [1] жилья в столице было построено в период с 1986 года по 2010 г. Эти массивы типовой застройки характеризуются примитивной планировочной структурой, скудным набором

пространственных решений и функций. Данная характеристика применима как к панельным "хрущёвкам", так и к застройке последующих десятилетий вплоть до сегодняшнего дня.

В распоряжении правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 года № 1757-р "Стратегии социально-экономического

развития Уральского федерального округа на период до 2020 года" (с изменениями на 26 декабря 2014 года) стратегической целью развития Уральского Федерального округа является максимально возможное повышение уровня и качества жизни. В сфере развития культуры и искусства стратегическими целями являются создание условий для доступа к культурным ценностям и творческой реализации и усиление влияния культуры на процессы социальных преобразований и экономического развития уральского федерального округа в целом и субъектов российской федерации, входящих в его состав. Для эффективного достижения поставленных

целей в прогнозный период предлагается создание равного доступа к культурным ценностям населения различных территорий и разных этнических групп [2].

Типовая застройка однообразна и скучна. Первыми попытками разнообразить довольно унылые городские пейзажи с его серыми стенами в России пришлись на советский период. Городские ансамбли украшали фресками и мозаиками, они носили идеологический характер и были выполнены в едином пропагандистском стиле.

В России только недавно начали применять к оформлению фасадов зданий хотя бы яркие цвета. Сегодня все больше застройщиков стремятся делать фасады своих новостроек цветными и запоминающимися.

Художественную роспись (граффити) же применят единицы, хотя спрос на такое оформление, превращающее обычный дом в настоящий арт-объект, сегодня начинает заметно расти. Как в центральных, так и в спальных районах расписанные фасады воспринимаются очень позитивно, в виду своей редкости каждый "нескучный" фасад становится практически

достопримечательностью всего микрорайона.

Если рассматривать литературу по данной теме, то большинство исследований граффити и стрит-арта задействуют макро или микрооптики, рассматривая феномены либо как производное современного капиталистического города и всей системы капиталистических

Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015 67

отношений, инкорпорированных в деятельность различных институций (арт-рынка, масс-медиа, правовой системы), либо как самоценные микропрактики отдельных индивидов или сообществ.

Стрит-арт (англ. Street art - уличное искусство) - изобразительное искусство, с ярко выраженным урбанистическим стилем. Основная часть стрит-арта - это спрей-арт или граффити - изображения, рисунки или надписи, написанные, выцарапанные или нарисованные краской на стенах и других поверхностях. Со временем значение слова граффити стало обозначать любую графику, нанесенную на поверхность и расцениваемую большинством как акт вандализма. Сегодня к граффити можно отнести любой вид уличного раскрашивания стен, на которых можно найти всё: от просто написанных слов до изысканных рисунков [3].

Граффити сегодня это динамично развивающийся вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру. Существует большое количество различных видов и стилей граффити. Произведения, создаваемые

граффити-художниками (райтерами), это самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть социальной культуры и городского образа жизни.

Например, в столице Евросоюза городе Брюсселе на стенах города выполнены сотни граффити в единой стилистической манере комиксов, эту идею полностью поддерживает правительство и ежегодно выделяет на рисование деньги из бюджета страны. На сегодня это уже стало интересной туристической достопримечательность. Причём эти граффити созданы не для простого развлечения, они призваны рассказывать людям о социальных проблемах: есть комиксы о проблемах беженцев, об эмигрантах, о свободе слова и т.д.

Но в России на сегодняшний день преобладает негативное отношение общества к граффити, так как городская среда российских городов обилует некачественными и неприличными рисунками и нецензурными надписями, среди которых редкие шедевры зачастую остаются незамеченными [4]. Еще большее неприятие общества райтеры вызывают из-за прямой ассоциации своего творчества с откровенным вандализмом -уродованием памятников архитектуры, оскорблением национальных и культурных

ценностей [5]. Однако на самом деле вандалы не имеют прямого отношения к искусству граффити.

С целью показать реальный уровень российского уличного искусства регулярно проводятся такие фестивали как, например, международные граффити в Санкт-Петербурге, в крупных городах России проводится ежегодный фестиваль SNICKERS® UREANrH, в рамках которого проходится и конкурс-граффити.

К примеру, в Екатеринбурге на сегодняшний день существует большое количество граффити-работ с европейским качеством. Власти идут на встречу райтерам, предоставляют места, люди рисуют. Эти работы приятно видеть на улицах, жители могут гордиться, это своего рода достопримечательность.

Декорированием же фасадов в старом городе и нанесением архитектурной айдентики в новой застройке активно начинают занимаются в Москве и Санкт-Петербурге. Всё больше застройщиков хотят уйти от типовых решений.

Так, например, компания государственночастного партнерства в сфере ЖКХ "Арт-Фасад" создали декоративные росписи на торцах домов в жилом комплексе "Вена", расположенном в Кудрово, сейчас там можно увидеть фантазийные репродукции картин "Портрет Адели Блох-Бауэр I" и "Поцелуй" австрийского художника Густава Климта. Ими же в квартале "Лондон", во входных группах домов созданы картины с видами на Тауэрский мост. А в жилом комплексе '^геепЛандия" (расположенном в посёлке Мурино в Ленинградкой области) на стенах домов запланировано нарисовать окна, за каждым из которых можно будет рассмотреть огромное количество мелких деталей.

В Москве по проекту на фасады домов в Подмосковье в 2015 г. нанесено около 50 граффити. Тематика изображений - это "70 лет Победы", "Доброе ЖКХ" и другие [6].

В среднем подготовка и нанесение рисунка на фасад многоэтажного дома занимает 7-14 дней, а стоимость объемных площадок от 100 м2 составляет в среднем 2400 рублей/кв. м. Все работы всегда проводятся только по согласованию с собственниками жилья.

Художники из "Арт-Фасад" утверждают, что целью их творчества является создание благоприятной, эстетически и функционально комфортной атмосферы для жизни.

68 Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015

Застройщики отмечают, что расписанные фасады всегда воспринимаются очень позитивно, дома с картинами на фасадах становиться достопримечательностью всего микрорайона [7].

В Челябинске же граффити в целом очень разрознено. Есть небольшое количество райтеров, выступающих на всех граффити фестивалях и участвующих в различных городских граффити акциях, в их работах есть идея, мысль, юмор и они гармонично вписываются в окружающее пространство. Существует ещё и пара организаций, предоставляющих услуги граффити, но только в целях рекламы на фасадах зданий. Ну а большая часть граффити в Челябинске - это надписи (теги), не несущие в себе никакой художественной ценности.

Так же в Челябинске регулярно проводиться конкурсы, такие как "Челябинск будущего" глазами молодых архитекторов по номинациям: градостроительство, архитектурный проект, ландшафтный дизайн. Как отмечает председатель правления ЧРО "Союз архитекторов России" Сергей Якобюк, у Челябинска огромный потенциал, в которой должна быть заложена идеология в направлениях перспективного и

нетривиального развития города [8]. Но данные конкурсы не предусматривают преобразование городского ландшафта с помощью стрит-арта.

Таким образом во всём Челябинске всего несколько торцов жилых домов украшают росписи, оставшиеся с нескольких масштабных арт-проектов по оформлению торцевых частей многоквартирных домов. Таких как, например, "красота города" который охватил 12 крупнейших российских городов в 2008 году. Таким образом 80% серых монументальных строений Челябинска нуждаются во внешнем преображении и организации единой

Список литературы 1 2 3 4 5 6 7

архитектурно-художественной композиции городского ансамбля.

Язык граффити - это универсальный и общедоступный код городской коммуникации. Явление стрит-арта на данный момент становиться всё более актуальным, применяя граффити в оформлении фасадов многоквартирных домов, можно легко преобразовать серый и унылый городской пейзаж современного города.

Решением в организации предметнопространственной среды города Челябинска будет динамично развивающийся вид уличного искусства, одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру - граффити. Применяя данный самостоятельный жанр современного уличного искусства к типовым глухим фасадам, мы решим сразу несколько проблем:

- разнообразим серый городской ландшафт;

- художественная роспись декоративно оформит советскую застройку, помогает скрыть недочеты строителей в эксплуатации.

- т.к. граффити - это неотъемлемая часть социальной культуры и городского образа жизни, то мы тем самым дадим выразится в творчестве жителям города, снизиться уровень вандализма и повыситься уровень заинтересованности в стрит-арте;

- создадим единое стилистическое

направление, которое может стать туристической достопримечательность,

"визитной карточкой" города Челябинска.

Таким образом, организация городского ансамбля с помощью стрит-арта решит ряд актуальных на сегодняшний день проблем городской среды нашего города, гармонизует и приведёт его в единую стилистическую форму.

1. Распоряжение Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 1757-р О Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 г.

2. Родников, А.Р. Типовая застройка: проблемы реконструкции / А.Р. Родников // Опубликовано на сайте - URL: http://archivision.com (дата обращения: 24.03.2013)

3. Никонов В. Д. Искусство граффити / В. Д. Никонов // Опубликовано на сайте - URL: http://www.yugzone.ru (дата обращения: 14.09.2014)

4. Шевченко Д. О. Граффити как проявление молодежных субкультур / Д. О. Шевченко Опубликовано на сайте -URL: http://www.bibliofond.ru (дата обращения: 27.12.2011)

5. Уголовный кодекс, N 63-ФЗ, ст. 214 УК РФ

6. Худякова С. И. На фасады домов в Подмосковье в 2015 г. нанесут около 50 граффити / С. И. Худякова // Опубликовано на сайте - URL: http://www.mskagency.ru (дата обращения: 04.03.2015)

7. Агишев В. В. Нескучные фасады: почему все больше домов становятся арт-объектами / В. В. Агишев // Опубликовано на сайте - URL: http://ktostroit.ru (дата обращения: 26.06.2014)

Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области №4 (11) Т.1 2015 69

8. Боков А. В. Конкурс молодых архитекторов «Челябинск будущего — XXI век» / А. В. Боков // Опубликовано на сайте - URL: http://archinews.ru (дата обращения: 03.03.2015)

HARMONIZATION ARCHITECTURAL SPACES IN CHELYABINSK BY GRAFFITI

N.O. BONDAREVA, SUIME, Chelyabinsk, Russia, I.S. POPOVA, SUIME, Chelyabinsk, Russia, e-mail: [email protected]

Abstract

This work proposes the possible solution of standard urban development and absence of uniform architectural identity of apartment houses in the city of Chelyabinsk by means of street-art. The organization of city ensemble with the help, dynamically developing type of street art, one of the most actual forms of art self-expression worldwide, graffiti will solve a number of problems actual today city, harmonizes and will bring it into a uniform stylistic form.

Keywords: street-art, graffiti, facade, city landscape, city communication, art-object.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.