Выходные сведения статьи:
Головлёв А.А. Туристско-географические заметки о поездке в Азов и Крым. 4. Судак - Коктебель - Феодосия - Керчь // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 8(12). URL: https://regrazvitie.ru/turistsko-geograficheskie-zametki-o-poezdke-v-azov-i-krym-4-sudak-koktebel-feodosiYa-kerch/_
УДК 379.25
Туристско-географические заметки о поездке в Азов и Крым. 4. Судак - Коктебель - Феодосия - Керчь
© 2015 Головлёв Алексей Алексеевич1
Самарский государственный экономический университет
E-mail: [email protected]
Описываются культурно-исторические достопримечательности, увиденные на юго-восточном берегу Крымского полуострова по маршруту Судак - Коктебель - Феодосия -Керчь. Приведены краткие сведения о культурно-исторических и природных достопримечательностях Коктебеля (дом-музей выдающегося отечественного поэта, художника-пейзажиста, художественного и литературного критика М.А. Волошина, динотерий «Коктебель», дайвинг-центр, средневековое городище Тепсень, «Музей планеризма», Карадагский природный заповедник). Приведены краткие сведения о Феодосии и ее культурно-исторических достопримечательностях (картинная галерея имени И.К. Айвазовского, литературно-мемориальный музей А.С. Грина, музей народного художника СССР скульптора-монументалиста В.И. Мухиной, «Музей древностей», Генуэзская крепость, башня Константина, памятник воинам Керченско-Феодосийского десанта, фонтан имени И.К. Айвазовского, набережная, городской сад). В конце статьи приводятся некоторые замечания автора о ситуации в Крыму после его воссоединения с Россией.
Ключевые слова: Судак, Коктебель, гора Клементьева, Карадагский природный заповедник, Феодосия, Керчь, культурно-исторические достопримечательности, природные достопримечательности.
Tourist-geographical notes on the journey to Azov and Crimea. 4. Sudak - Koktebel - Theodosius - Kerch
© 2015 Golovlyov Aleksey Alekseevich1
Samara State University of Economics
E-mail: [email protected]
The author described cultural-historical sights seen on the southeast coast of the Crimean Peninsula from Sudak - Koktebel - Theodosius - Kerch. Provides a summary of cultural-historical and natural sights of Koktebel (house-museum of the outstanding Russian poet, translator, landscape painter, art and literary critic M.A. Voloshin, dinotheres «Koktebel», diving-center, medieval settlement Tepsen, «Gliding Museum», Karadag nature reserve). Provides a summary of Theodosius and it's cultural-historical attractions (I.K. Aivazovsky Art Gallery, A.S. Grin Literary-Memorial Museum,
1 Головлёв Алексей Алексеевич - доктор географических наук, доцент, профессор, ФГБОУ ВО «Самарский государственный экономический университет» (Российская Федерация, 443090, г. Самара, ул. Советской Армии, 141).
Golovlyov Aleksey Alekseevich - doctor of geographic sciences, assistant professor, professor, FSBEI HE «Samara State University of Economics» (Russia, 443090, Samara, street of the Soviet Army, 141).
Museum of the USSR People's Artist V.I. Mukhina, «Museum of antiquities», Genoese fortress, Tower of Constantine, monument to Theodosius - Kerch landing, I.K. Aivazovsky fountain, seaside promenade, Municipal Garden). At the end of article - some observations of the author on the situation in Crimea after it's reunification with Russia.
Keywords: Sudak, Koktebel, mountain Klementieva, Karadag nature reserve, Theodosius, Kerch, cultural-historical sights, natural sights.
Завершающая часть автомобильной поездки по Крымскому полуострову проходила по маршруту Судак - Коктебель - Феодосия - Керчь [2]. Преодолев лесистые холмы и голые, выжженные палящим солнцем горы с обрывами известняковых скал, приморская автомобильная дорога приводит в поселок городского типа Коктебель (рис. 1).
Рис. 1. Коктебель и окрестности. На дальнем плане слева видна шпилевидная скала Сюрю-Кая (507 м)
Коктебель - небольшой курортный поселок, расположенный на дне широкой межгорной долины, выходящей к Чёрному морю. В поселке проживает около 3 000 жителей. В советское время Коктебель назывался Планерским.
Коктебель и его окрестности славятся своими культурно-историческими и природными достопримечательностями. На набережной курортного поселка расположен дом известного отечественного поэта, художника-пейзажиста, художественного и литературного критика М.А. Волошина. В настоящее время дом М.А. Волошина превращен в музей. Дом-музей сначала был включен в состав эколого-историко-культурного заповедника «Киммерия М.А. Волошина», а затем - историко-культурного мемориального музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина». Кроме дома-музея М.А. Волошина, в состав музея-заповедника входят музей М.И. и А.И. Цветаевых, дом-музей А.С. Грина, дом-музей К.Г. Паустовского и литературно-художественный музей.
Коктебельский дом М.А. Волошина в 10-20-е гг. XX в. являлся своеобразной «литературной Меккой» общероссийского масштаба. В гостях у М.А. Волошина бывали многие выдающиеся деятели культуры, поэты и писатели. В частности, А.А. Ахматова, В.Я. Брюсов, М.А. Булгаков, В.В. Вересаев, А.М. Горький, Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, А.Н. Толстой, К.А. Тренёв, М.И. и А.И. Цветаевы, К.И. Чуковский, И.Г. Эренбург.
В коллекции дома-музея М.А. Волошина - десятки тысяч единиц хранения, в том числе: документы, авторские рукописи и машинописи, записные книжки, письма, графические и живописные произведения, раритетные книги и личные вещи М.А. Волошина. В доме-музее собраны лучшие картины М.А. Волошина, на которых изображены красоты «Киммерии» (так поэт называл Восточный Крым). Перед домом-музеем, на набережной Коктебеля, установлен памятник М.А. Волошину. Могила поэта находится невдалеке от дома-музея, на г. Кучук-Енишар. К могиле проложена пешеходная тропа.
Дом-музей М.А. Волошина играет важную роль в культурной и научной жизни Крыма и страны в целом. В доме-музее проходят научно-практические конференции, симпозиумы, проводятся конкурсы, выставки и литературные фестивали, а в окрестностях Коктебеля - художественные пленэры.
На набережной Коктебеля установлен памятник воинам, павшим в 1941 г. при проведении Коктебельского десанта - отвлекающего маневра Керченско-Феодосийской десантной операции Военно-Морского флота СССР.
Как популярный приморский климатический курорт, Коктебель располагает множеством туристско-рекреационных объектов. Познавательное значение имеет динотерий «Коктебель», в котором экспонируются представители как живой, так и мертвой фауны, существовавшей в разные периоды геологической истории Земли. Динотерий состоит из павильона «Лабиринт времени» (в нем можно прикоснуться к истории античных государств, располагавшихся на территории Крыма), Палеонтологического павильона (с точными копиями доисторических животных - динотерия, динозавров) и Орнитологического павильона (с большим числом редких, экзотических птиц, привезенных с разных материков). Птицы содержатся без клеток и вольеров.
На берегу Чёрного моря, близ подножия горного массива Карадаг, располагается дай-винг-центр «Белый грифон», обеспечивающий активный отдых туристов. Под руководством опытных инструкторов отдыхающие совершают экскурсии в подводный мир с помощью современного специального оборудования, участвуют в морских прогулках на катерах и гидроциклах.
В Коктебеле функционируют пансионаты, отели, гостиницы, рестораны, парки, пляжи (например, песчаный пляж в Тихой бухте) и прочие объекты туристско-рекреационной инфраструктуры. Наконец, Коктебель - место традиционного проведения Международного джазового фестиваля, в котором участвуют ведущие джазовые исполнители и коллективы со всего мира.
На платообразном возвышении, примыкающем с юга к Коктебелю, расположено средневековое городище Тепсень. Место нахождения археологического памятника внешне ничем не примечательное. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что здесь в VII-VIII вв. возникло поселение земледельцев и ремесленников. Оно просуществовало до К-Х вв., когда было разгромлено кочевниками. Археологи относят городище Тепсень к сал-тово-маяцкой культуре. Жителями средневекового поселения были аланы-христиане. В XIII в. на месте аланского городища возникло новое, вероятно венецианское поселение, просуществовавшее до XV в.
В окрестностях Коктебеля находится знаменитая гора Клементьева (она известна также под названиями Узун-Сырт, Лётная или Крылатая). Природная уникальность этой горы связана с особенностями протекания аэродинамических процессов, выражающихся в мощных восходящих движениях потоков воздуха. Благодаря этому планеры над горой Клементьева могут парить часами. Считается, что на данную особенность циркуляции приземного слоя атмосферы впервые обратил внимание авиатор К.К. Арцеулов - внук знаменитого художника И.К. Айвазовского и один из основателей отечественного планеризма. В 20-30-е гг. XX в. на г. Клементьева активно развивается планеризм - проводятся соревнования по планерному спорту и планерные испытания. В планерных испытаниях участвуют будущие выдающиеся советские авиаконструкторы О.К. Антонов, С.В. Ильюшин, А.Н. Туполев, А.С. Яковлев и основоположник советской космонавтики С.П. Королёв.
В настоящее время на г. Клементьева функционируют Центр планерного спорта «Коктебель» и «Музей планеризма». В экспозициях «Музея планеризма» отражаются этапы становления Высшей планерно-летной школы, раскрываются биографии выдающихся пилотов и талантливых авиаконструкторов, экспонируются летательные аппараты, фотоснимки, документы.
К юго-западу от Коктебеля расположен Карадагский природный заповедник [2], включающий сухопутную территорию и прибрежную акваторию Чёрного моря. Общая площадь природного заповедника небольшая - около 2,9 тыс. га. На территории заповедника расположен древний вулканический массив с оригинальными формами рельефа изверженной лавы и живописными ландшафтами. Высшая точка Карадага - г. Святая (576 м). В природном заповеднике охраняется богатейшая флора (1176 видов высших сосудистых растений) и фауна (5500 видов животных). В Красную книгу внесено 126 видов растений и 206 видов животных. По территории заповедника проходит экологическая тропа «Большой Карадаг» [4].
Следующая после Коктебеля остановка была сделана в Феодосии - приморском курортном городе [2]. Феодосия - город воинской славы России (с 2015 г.), региональный транспортный центр, располагающийся на месте пересечения автомобильных дорог с железной дорогой и морскими путями. В городе находятся железнодорожная станция и морской торговый порт.
Климат Феодосии весьма благоприятный для жизни людей и развития туристско-рекреационной сферы. На протяжении всего года среднемесячные температуры воздуха в городе положительные, что сближает местный климат с климатом субтропического пояса. Для субтропического климата характерны мягкая, теплая зима и знойное, засушливое лето.
Общая численность населения Феодосии в настоящее время превышает 100 тыс. чел. В национальном составе населения доминируют русские, значительно уступают им по численности украинцы и крымские татары.
Как полагают историки, Феодосия была основана греками в VI в. до н.э. В последующее время Феодосия находилась в составе античного Боспорского царства, разрушалась гуннами, захватывалась хазарами и золотоордынцами. Во второй половине XIII в. в Феодосии возникает генуэзское торговое поселение Каффа (Кафа), ставшее крупным центром международной торговли. При генуэзцах Феодосия-Каффа достигает своего наивысшего расцвета: численность горожан составляет десятки тысяч человек (в составе многонационального населения предположительно доминировали армяне), большой размах получает морская торговля, в городе действует банк и чеканится собственная монета. В последней четверти XV в. генуэзскую Каффу захватывают турецкие войска. Находясь в составе вассального Крымского ханства, Каффа превращается в крупный центр работорговли. Здесь ежегодно продаются в неволю тысячи пленников, захваченных во время набегов крымских татар в Польше и на юге Руси. В 1771 г. русские войска взяли штурмом Каффу, а в 1783 г. город был включен в состав Российской империи под историческим названием «Феодосия». В Российской империи Феодосия сначала являлась уездным городом Таврической области и Новороссийской губернии, а затем - Таврической губернии (одно время город был центром Феодосийского градоначальства Таврической губернии). В советский период истории Феодосия вначале входила в Таврическую губернию, а в 1921-1946 гг. - в Крымскую АССР в составе РСФСР. В 19461954 гг. город находился в составе Крымской области РСФСР, в 1954-1991 гг. - в составе Крымской области Украинской ССР. В постсоветский период, в 1991-2014 гг. - Феодосия пребывала в составе Крымской АССР и Автономной Республики Крым Украины, а с 2014 г. - в составе Республики Крым Российской Федерации.
Феодосия располагает огромным количеством туристско-рекреационных объектов. Остановимся лишь на некоторых достопримечательностях города.
Важнейшей историко-архитектурной достопримечательностью Феодосии является генуэзская крепость, построенная в XIV в. Цитадель, возведенная вокруг Карантинного холма, состояла из каменной стены с башнями и воротами. Однако генуэзская крепость Каффа сохранилась в худшем состоянии в сравнении с генуэзской крепостью в Судаке. К настоящему времени в Феодосии уцелели только трехъярусная башня Климента VI (названа в честь Римского папы, помогавшего в защите Каффы) и двухъярусная башня Христа (башня Криско), возведенные в 1348 г., а также часть крепостной стены и больших городских ворот. Невдалеке от башни Климента VI располагается одноарочный каменный мост, построенный генуэзцами в XIV в.
Памятником средневековой архитектуры является башня Константина I Великого (названа в честь римского императора), расположенная на бывшем внешнем кольце крепости Каффа (теперь в городском парке Юбилейном). Башню Константина генуэзцы построили в 1338 г. До наших дней «дожили» три стены башни Константина с машикулями (навесными бойницами) и каменными зубцами (мерлонами), расположенными в верхней части башни. За башенными мерлонами укрывались защитники - стрелки из лука.
В средневековой Каффе находилось множество армянских и греческих церквей. Некоторые из них можно увидеть в наши дни. В частности, армянскую церковь Сурб Саркис (Святого Сергия), возведенную в XIV в. (вероятно, в 1330 г.), а также армянские церкви Иоанна Крестителя (1348 г.), Святых Михаила и Гавриила (1408 г.) и Иоанна Богослова (XV в.). Сохранился и греческий храм Святого Георгия Победоносца, построенный в XIV в. Еще один древний храм Святого Димитрия (Святого Стефана), дошедший до настоящего времени, принадлежал армянской или греческой церквам [1].
В генуэзской крепости Каффа находилась синагога. В османский период истории в Каффе возникла мечеть Муфти-Джами (1623 г.).
Со многими древними экспонатами, отражающими 25-вековую историю Феодосии, можно ознакомиться в «Музее древностей». Краеведческий музей - «кладезь» знаний о природе и истории Феодосии. В музее собраны артефакты разных этапов истории: основание Феодосии милетянами (античный греческий город), генуэзская Каффа, турецкий Кефе, российская и советская Феодосия. Музей был открыт в 1811 г. благодаря стараниям феодосийского градоначальника С.М. Броневского. В отечественной науке С.М. Броневский известен как кавказовед (историк, этнограф и географ) - он автор труда «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе», изданного двумя частями в Москве в 1823 г. С.М. Бронев-ский похоронен в Феодосии.
Феодосия - родина замечательного российского художника-мариниста и баталиста, академика, почетного члена императорской Академии художеств И.К. Айвазовского, автора шедевров мировой живописи (в частности, картин «Девятый вал», «Чёрное море», «Нава-ринский бой», «Чесменский бой»).
Выдающийся российский художник по происхождению армянин. Фамилия предков И.К. Айвазовского - Айвазян (полученное при рождении армянское имя - Ованес, а имя его отца - Кеворк). И.К. Айвазовский умер в Феодосии и похоронен во дворе древней армянской церкви Сурб-Саркис.
Regional development • № 8(12) • 2015
Regional tourism and recreation
В центре Феодосии (рис. 2) расположена картинная галерея имени И.К. Айвазовского, в которой экспонируется более 400 картин знаменитого мариниста. Рядом с картинной галереей - памятник И.К. Айвазовскому (рис. 3).
Рис. 2. В центральной части Феодосии
Рис. 3. Памятник выдающемуся художнику И.К. Айвазовскому
Невдалеке от картинной галереи имени И.К. Айвазовского находится историко-мемориальное здание, в котором размещается Феодосийский литературно-мемориальный музей А.С. Грина (рис. 4) - известного отечественного писателя-романтика, фантаста и пейзажиста. В доме А.С. Грина - автора знаменитых литературных произведений «Алые паруса», «Сердце пустыни», «Бегущая по волнам» - в 1924-1929 гг. бывали в гостях видные деятели культуры. В их числе - поэт и художник М.А. Волошин, живописец-пейзажист К.Ф. Бо-гаевский, писатель В.В. Вересаев, поэт, переводчик и литературный критик В.А. Шенгели. Богатый духовный мир А.С. Грина и идеальные образы его героев раскрывает экспозиция уникального музея-корабля (рис. 5).
Рис. 4. Феодосийский литературно-мемориальный Рис. 5. Фасад музея-корабля
музей А.С. Грина
Внимание туристов в Феодосии привлекают музей народного художника СССР скульптора В.И. Мухиной (создателя знаменитой скульптуры «Рабочий и колхозница»), памятник великому поэту А.С. Пушкину и монумент героическим воинам Керченско-Феодосийского
десанта. Интерес представляют и другие рекреационные объекты Феодосии: городской сад; приморская набережная с бананами, растущими под открытым небом; современный цвето-музыкальный фонтан и старинный фонтан имени И.К. Айвазовского. Этот фонтан был построен в 1888 г. по проекту и на средства И.К. Айвазовского. По специально проложенному трубопроводу в фонтан доставлялась чистейшая пресная вода из имения И.К. Айвазовского. Питьевая вода, дарованная великим художником родному городу, устраняла острейшую проблему «водного голода» в Феодосии. Поэтому по высочайшему царскому указу фонтан был назван именем И.К. Айвазовского.
По пути из Феодосии в Керчь (рис. 6), в выжженной солнцем степи, была найдена красивая бабочка (рис. 7) - махаон Papilio machaon (Linnaeus, 1758). Несмотря на обширный ареал, этот вид чешуекрылых в Крыму занесен в Красную книгу [3]. Махаон встречается и в Самарской области.
Рис. 6. Автомобильная дорога из Феодосии в Рис. 7. Краснокнижный махаон
Керчь. Многие дороги в Крыму не ремонтировались с советского времени
Последняя остановка в Крыму была сделана в Керчи (рис. 8-10). На следующий день из порта Крым на Керченском полуострове на морском пароме (рис. 11 ) переправились в порт Кавказ на Таманском полуострове и выехали далее в Азов. На косе Чушка наблюдали гигантскую очередь автомобилей, ожидавших керченский паром. Действительно, мост через Керченский пролив необходим Крыму, как воздух...
Рис. 8. Снова Керчь. Центральная площадь имени Рис. 9. Над входом Центрального рынка - флаги В.И. Ленина Республики Крым, Российской Федерации и города
Керчь
В заключение приведем несколько путевых наблюдений, свидетельствующих об общественно-политической атмосфере в Крыму, существовавшей в начальный период после воссоединения полуострова с Россией.
Во-первых, за все время пребывания в Крыму на нашем пути не встретился ни один военнослужащий. Почти не видели и полицейских. На дорожных перекрестках в Крыму заметили лишь нескольких сотрудников ГИББД. Разумеется, российская армия и полиция присутствуют в Крыму, как и в других регионах нашей страны. Однако на улицах крымских городов и поселков их присутствие в глаза не бросается.
Во-вторых, во всех посещенных нами населенных пунктах царила спокойная общественно-политическая обстановка. Чувствовалось по всему, что крымчане и туристы живут своей обычной, размеренной, годами устоявшейся жизнью. В крупных городах страны (например, в Самаре) острота общественно-политической жизни нередко проявляется через «настенное народное творчество» (политические призывы и лозунги, выраженные посредством надписей и рисунков на стенах заборов и зданий). В крымских городах подобных проявлений всеобщей грамотности населения нами не наблюдалось.
В-третьих, патриотический настрой крымчан. Повсюду развешаны флаги России, Крыма и крымских городов. В торговых рядах продаются спортивные майки с портретами В.В. Путина и надписями «Крым - это Россия». На автомобилях как с российскими, так и украинскими номерами были привязаны георгиевские ленточки или нарисованы российские флаги.
В Крыму в повсеместном хождении находится российский рубль, а об украинской гривне никто и не вспоминает. Как архаизм, на некоторых автозаправочных станциях сохранились надписи о стоимости бензина в гривнах, хотя при покупке горючего расчет производится в рублях.
В-четвертых, в Крыму повсеместно говорят на русском языке. На улицах и в других общественных местах специально прислушивался к тому, на каком языке разговаривают люди. За все время пребывания в Крыму нигде не услышал слова, сказанного по-украински. Слышал крымско-татарскую речь - хозяин нашей судакской гостиницы был крымским татарином. Надписи в основном сделаны на русском, значительно меньше - на украинском языке, а на зданиях государственных учреждений и дорожных указателях - на всех государственных языках Крыма (русском, украинском и крымско-татарском). В некоторых местах на дорожных указателях помещены надписи только на русском или украинском. В крымскотатарском поселке Судака названия улиц выполнены на крымско-татарском языке.
В-пятых, в нашу бытность в Крыму проблем с продовольственным обеспечением, электроснабжением и водоснабжением не ощущалось. На республиканском телевидении представлены разнообразные каналы и программы. К числу проблем, с которыми пришлось столкнуться в Крыму, относятся дорогостоящая мобильная связь с остальной Россией и плохая работа местных отделений «Почты России». Впрочем, для почтовиков Крыма, и, скажем, Самары, были присущи одни и те же недостатки - медленное обслуживание, некомпетентность и невнимательность сотрудников, длинные очереди.
В-шестых, в Крыму стали происходить отрадные перемены в отношении модернизации автомобильных дорог, изрядно поизношенных за 23-летний период украинской «незалежно-сти». В частности, на нескольких участках трассы Феодосия - Керчь капитально ремонтировалось полотно дороги.
В целом, поездка в Крым позволила нам наглядно убедиться в безосновательности и надуманности сообщений западной пропаганды об «аннексии Крыма», «захвате Крыма» и «оккупации Крыма» Россией или «агрессии России» в Крыму. О вчерашнем украинском прошлом Крыма сегодня почти ничто не напоминает. Можно однозначно утверждать: если бы не желание абсолютного большинства крымчан воссоединиться с Россией - своей исторической родиной - то чудодейственное возвращение полуостровной республики в «родную гавань» никогда не случилось бы.
Список литературы
1. Aйбабина E.A., Бочаров С.Г. Новые материалы по истории средневековой армянской колонии Каффы // Византийский временник. 1997. Т. 57 (82). С. 211-233.
2. Крым глазами туриста: Справочно-картографическое издание. - Симферополь: ООО Научно-производственный центр «Новая карта», 2015.
3. Червона книга Украши. Тваринний св^ / за ред. I.A. Aкiмова. Киев: Глобалконсал-тинг, 2009. 600 с.
4. karadag.com.ru (официальный сайт Государственного бюджетного учреждения науки и охраны природы Республики Крым «Карадагский природный заповедник»).
References
1. Aibabina, E.A., Bocharov, S.G. (1997) Novie materiali po istorii srednevekovoi armianskoi kolonii Kaffi, Vizantyiskyi vremennik, 57 (82), 211-233.
2. Krym glazami turista: Spravochno-kartograficheskoe izdanie (2015). Simferopol': OOO Nauchno-proizvodstvennyj centr «Novaja karta» Publ.
3. Chervona kniga Ukraïni. Tvarinnij svit (2009). Red. I.A. Akimov, Kiev: Globalkonsalting Publ., 600.
4. karadag.com.ru (oficialnyi sait Gosudarstvennogo budzhetnogo uchrezhdenia nauki i ohrani prirodi Respubliki Krim «Karadagskyi prirodnyi zapovednik»).