Научная статья на тему 'Реконструкция исторического центра Феодосии: некоторые идеи'

Реконструкция исторического центра Феодосии: некоторые идеи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
731
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
генуэзский период / потенциальные возможности / римский стадион / цитадель / набережная / Genoese period / potential possibilities / Roman stadium / citadel / embankment

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А.Б.Некрасов

В статье рассматриваются вопросы повышения привлекательности современной Феодосии за счёт выявления богатой истории города, пережившего от античности до наших дней пять стадий развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reconstruction of the Historical Centre of Feodosia: some

This article is dedicated to the question of increasing the attractiveness of Feodosia on the base the revealing of rich history of the city that experienced five periods of development from antique till our days.

Текст научной работы на тему «Реконструкция исторического центра Феодосии: некоторые идеи»

Реконструкция исторического центра Феодосии: некоторые идеи

А.Б.Некрасов

В статье рассматриваются вопросы повышения привлекательности современной Феодосии за счёт выявления богатой истории города, пережившего от античности до наших дней пять стадий развития.

Ключевые слова: генуэзский период, потенциальные возможности, римский стадион, цитадель, набережная.

Reconstruction of the Historical Centre of Feodosia: some

ideas. By A.B.Nekrasov

This article is dedicated to the question of increasing the attractiveness of Feodosia on the base the revealing of rich history of the city that experienced five periods of development from antique till our days.

Keywords: Genoese period, potential possibilities, Roman stadium, citadel, embankment.

Осенью 2015 года в МАРХИ на кафедре «Архитектура жилых зданий» к разработке дипломного проекта «Реконструкция исторического центра Феодосии» приступила дипломница Анна Анисимова (руководители - профессор А.Б. Некрасов, доцент А.А. Цыбайкин, архитектор Д.В. Гусев, научный консультант - житель Феодосии архитектор А. Косицин)1.

Изучение литературных источников, генпланов и натуры позволили понять сложную драматичную историческую судьбу этого непростого города и приступить к поиску возможных путей реконструкции его центра. Историки упоминают три названия, которые носил этот древний город: Феодосия, Кафа, Кефе и снова Феодосия, что говорит о трёх основных этапах развития города - античном, средневековом, периоды XVIII века и XIX-XX веков.

Феодосия2. Город был основан греческими колонистами из Милета в VI веке до н. э. Они дали городу название Феодосия, что переводится как «Богом данная» или «Дар богов». С 355 года до н.э. Феодосия предположительно входила в состав Бо-спорского царства (население шесть-восемь тысяч человек). В IV веке н.э. город был разрушен гуннами. В V веке город

1 Ещё один дипломный проект, связанный с Феодосией, выполнен в этом же году на факультете ГРАДО дипломантками Ю. Цветковой и С. Сафиной под руководством профессора Н.В. Лызлова и архитекторов А.К. Мудрова и С.Ф. Муратова.

2 Здесь и далее, см. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B Е0/^0%В40/^0%ВЕ0/^1%810/^0%В80/^1%8^

перешёл под контроль Римской (Византийской) империи, в VI веке был захвачен хазарами, а затем вновь отошёл к Византии. На протяжении следующих веков существовал как небольшое селение, попавшее в XIII веке под влияние Золотой Орды.

Кафа (генуэзский период). Развитие международной торговли в средневековой Европе ориентирует две итальянские республики - Геную и Венецию - на поиск новых рынков сбыта товаров. Феодосия выкуплена генуэзскими купцами и переименована в Кафу. Генуэзцы создали процветающий торговый город, который служил главным портом и центром управления всех генуэзских колоний в Северном Причерноморье. В этот период он переживал свой расцвет. Население города превышало 70 тысяч человек, там действовали филиал банка св. Георгия и театр. Имелся свой монетный двор, где чеканились монеты. Крушение колони-альной системы Генуи, поражения в войнах с Венецией, потеря ею регулярного флота сказались и на судьбе Кафы.

Кефе. В 1475 году Кафа вместе со всеми генуэзскими владениями была завоёвана османскими войсками. Кефе (так турки называли Кафу) стал одним из главных турецких портов на Чёрном море. Здесь находился крупнейший в Северном Причерноморье невольничий рынок, где ежегодно продавались тысячи невольников, захваченных крымскими татарами во время набегов на польские и русские города и селения.

«Турки завоевали Кафу и разорили её. Потом большие её христианские храмы обратили в мечети, построили множество бань, лавок, караван-сараев, и от сочетания двух разных архитектур, среди разрушения, она долго сохранила вид весьма оригинальный» [1]. В 1682 году в городе насчитывалось 4000 домов: 3200 мусульманских и 800 христианских. В 1666 году турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Кафу, описывает в книге замок Кефе со 170 высокими башнями и восемью воротами. Город делился на внутреннюю крепость, которую назвали Франкская (франками османцы называли всех западноевропейцев), наружную крепость и пригород. Во внешней крепости (Бирун) жили ремесленники, торговцы, музыканты. За пределами крепости жил простой народ. К середине XVII века в пределах стен существовало около пяти тысяч домов.

В XVIII веке государство крымских татар, раздробленное на мелкие, враждовавшие между собой уделы, фактически лишилось поддержки Турецкой империи, которая и сама находилась на грани краха.

Феодосия в составе Российской Империи. В 1771 году русские войска взяли город приступом и в 1774 году присоединили к России. В 1783 году в город перевели уездные

учреждения. В 1804 город получил старое греческое название Феодосия.

В 1767 году город являлся лишь военной базой и долгое время существовал, окружённый разрушенными стенами и башнями, воздвигнутыми генуэзцами.

Численность населения по сравнению с турецким Кефе значительно сократилось. В 1802 году количество жителей составляло всего 290 человек, в 1815 году - 5000 человек; в 1829 году - 3700 человек, в 1838 году - 4500 человек, в 1861 году - 8400 человек, в 1874 году - 10600 человек, в 1894 году - 17000 человек, в 1897 году - 27238 жителей.

В 1817 году Александром I был утверждён «План Таврической губернии города Феодосии», являющийся практически генеральным планом города. Сохранившиеся храмы, фонтаны, участки крепости и немногие старинные здания вписались в новую регулярную планировку города. Старый хаотичный рисунок улиц сохранился лишь в тех районах города, которые не покинуло местное население (например, историческая караимская слобода, в обличии которой и до сих пор угадывается очарование средневековых улиц). Многие дома, ка-

Рис. 1. План Кафы. 1777 год (РГВИА): А - замок; Б - цитадель; В - город; Г - предместье; Д - Карантинный холм; Е - башня Константина; Ж - пристань; 1 - церковь; 2 - мечети; 3 -гостиный двор

зармы, административные здания сложены из камня, взятого из развалин средневекового города.

Филипп Вигель (1786-1856) - русский библиофил, мемуарист, занимавший пост Керчь-Еникальского градоначальника, оставил воспоминания о Феодосии того периода: «Генерал губернатор Феньш... ничего лучшего не придумал для пользы своего города, как выпросить у казны огромные суммы, раздать их заимообразно жителям и склонить их к строению домов. Всё старое принялся он разрушать, а каменья раздавать даром; такою дешевизной материалов феодосийцы ещё более завлечены были к постройкам. Через несколько лет городу сему дана, наконец, та пошлая физиономия, которую нашёл я в нём» [1].

Ф. Вигель так описывает городской пейзаж российской Феодосии: «Проехав древнюю башню, местами повреждённую, но ещё твёрдо стоящую, подле которой застава, въезжаешь в улицу не европейскую и не азиатскую, а в новорусскую, широкую, правильную, прямую, с двух-трёхэтажными домами, совершенно по образцу тех, кои находишь в наших Великороссийских губернских городах. С левой стороны тянется на небольшом пространстве широкий, с сухими деревьями

Рис. 2. План Кафы. 1784 год (РГВИА): А - замок; Б - цитадель; В - город; Г - подмастерье; Д - Карантинный холм; Е - башня Константина; Ж - речка; 3 - пристань; И - кладбище; К - башня Климента VI; Л - башня Джустиниана; М - башня «Доковая»; Н - башня круглая, или «Замок»; О - башня св. Фомы; П - ворота цитадели; Р - северные городские ворота; 1 -церковь; 2 - мечеть; 3 - караван-сарай; 4 - бани; 5 - склады

бульвар, и в него как бы разбиваются морские волны. С правой идут параллельно ещё две регулярные улицы, только с низкими домами. Всё это вместе на конце упирается в высокую гору , которая становиться поперёк и с этой стороны никому не даёт выезда». (4)

Интересны замечания Ф. Вигеля, касающиеся сравнения территорий генуэзской Кафы и тогдашней Феодосии: «Вне города нет ни малейших следов прежде бывших строений; сим доказывается, что прежняя Кафа со своими двумястами тысячами жителей теснилась на том самом только месте, которое занимает нынешняя Феодосия. Вероятно, генуэзцы, её сооружавшие, брали в образец свой отеческий город Геную, где, как говорят, улицы так тесны и где дома, возвышаясь один над другим, образуют террасы до самого верха гор. Так можно предполагать, ибо Феодосия лежит в одной лощине, покатости же гор совершенно пусты, а на вершине виднеются ещё остатки каменных стен и башен, которые, вероятно , прежнему городу служили границей и защитой» [1].

В 1899 году построен новый морской порт, давший мощный толчок к развитию города. Город очень живо обустраивался и изменялся. Появились новые общественные здания, загородные виллы, гостиницы, банки, железнодорожный вокзал, благоустраивались набережная и бульвар.

Журналист Н. Линдер (1864-1924), печатавший свои произведения под псевдонимом «Путник», пишет: «Феодосия с её новым портом становится маленькой Одессой: всё заметнее бьётся в ней пульс коммерческой жизни, появилось много контор, народились типические кофейни, служащие для деловых бесед коммерческого люда, а в знаменитом павильоне около фонтана И.К. Айвазовского образовалась настоящая биржа. ... Два имени: «Айвазовский» и «Феодосия» давно стали родственными. Айвазовским при жизни много было сделано для своего родного города. Можно сказать без преувеличения, вся судьба Феодосии многие годы непрерывно была связана с личностью Айвазовского, который всего себя

посвятил заботам о благе и преуспеянии этого маленького, пыльного, но близкого его сердцу городка» [1]. Айвазовский подарил городу воду из своего имения Субаш, выхлопотал городу железную дорогу, построил собственную картинную галерею на феодосийской горе Митридат, на собственные деньги построил музей древностей (разрушен немцами во время Великой Отечественной войны).

Феодосия советская. Гражданская война сказалась на численности населения города. В 1923 году она составила 22681 человек, но уже в 1926 году - 28656 человек, в конце 1930 года - 29600человек, в 1939 году - 45032 человека.

Годы Отечественной войны 1941-1945 годов навсегда изменили облик города. В нём было уничтожено более половины жилого фонда, погибли многие украшавшие его здания, разграблены и разрушены предприятия и учреждения.

В послевоенные годы в городе создан мощный потенциал военно-промышленного комплекса (ВПК), табачная фабрика, нефтеналивной терминал, новые заводы (судостроительный, судоремонтный, приборостроительный, механический, оптический, винный). В середине 70-х годов ХХ века в городе насчитывается 37 промышленных предприятий, включая оптическое производство, аэрокосмический комплекс. Военно-промышленный характер производства в определённой степени сдерживал развитие города как курорта и способствовал развитию порта как торгового и грузового.

Современная Феодосия - быстро развивающийся курорт с лучшими пляжами в Крыму, в том числе и со знаменитым Золотым пляжем. Население Феодосии сейчас - более 100 000 человек.

Проблемы и потенциал города

Рассматривая современное состояние города, его потенциальные возможности как курортного и туристического центра (за счёт чего обеспечивается значительная часть доходов), руководство города планирует переориентацию морского порта с сугубо грузового на пассажирское со-

Рис. 3. План «Таврической губернии города Феодосии» (план Александра I). 1817 год

IЖ _

Рис. 4. План Феодосии 1911 года

Рис. 5. Современный генплан Феодосии. Достопримечательности

общение и развитие условий для появления малого туристического флота.

Одна из стоящих перед городом проблем - перенос железнодорожного вокзала ближе к окраине города.

Закрытая зона грузового порта с огромными портовыми сооружениями, пакгаузами и кранами, закрытые территории завода и воинской части, расположенные на наиболее ценных участках исторического центра, изолировали центр города и перекрыли доступ к бухте Феодосийского залива.

Современный город уже не умещается в исторических границах. Ограничение развития города в южном направлении связано с расположением горы Тепе-Оба, изолирующей город от привлекательных территорий, расположенных за горой.

В связи с этим в дипломном проекте были поставлены следующие задачи.

• Общее направление на модернизацию жилых и общественных пространств, нацеленное на соответствие современным стандартам и потребностям жителей и отдыхающих с одновременным воссозданием утраченных памятников и благоустройства и возвращением в старый городской

центр доброжелательной и комфортной атмосферы конца XIX века.

• Ориентация на увеличение туристической привлекательности города, раскрытие его потенциальных возможностей, связанных с прекрасным природным окружением, климатом, выявлением нераскрытых памятников богатого исторического прошлого.

• На градостроительном уровне предполагается частичная реорганизация городского градостроительного каркаса, включающая устройство поперечных улиц с раскрытием визуальных направлений на бухту Феодосийского залива. Предлагается организация главной артерии города в виде пешеходного бульвара с транспортными проездами с односторонним движением. Бульвар будет иметь продолжение в виде транспортного тоннеля под горой Тепе-Оба, обеспечивающего выход к рекреационным зонам в Двуякорной бухте, что раскрывает многочисленные и многообразные возможности развития города в южном направлении.

Участок проектирования включает территорию, высвобождаемую после вывода объектов грузового порта, завода и воинской части, и территорию Феодосийской цитадели - Карантинного холма.

• И, наконец, предполагается раскрытие для всеобщего обозрения и использования богатого исторического потенциала - материальных объектов, памятников истории и культуры, относящихся к многочисленным историческим периодам былого величия города, скрытых под культурными напластованиями более позднего времени. Фрагменты объектов прошлых цивилизаций, хранящихся под развалинами или под построенными позже зданиями, уникальные артефакты эллинистического или более позднего периода, выявленные и включённые в современный город, могли бы, согласно принципиально новым системам экспонирования, превратить город в уникальный центр изучения культур прошлого, развить новое направление интеллектуального туризма, обогатить пространственную атмосферу города.

Современная зарубежная и отечественная архитектурная практика всё чаще показывает новые примеры гармоничного и тактичного включения археологических объектов в городское пространство.

Любопытен приём раскрытия и адаптации древнеримского амфитеатра в Пловдиве (античные названия города - Филипо-поль и Тримонциум) в Болгарии. В центре города долгое время находился фрагмент полукруглого в плане античного амфитеатра, обнаруженный в 1923 году. В 2008 году провели дополнительное исследование раскопок, которое показало, что видимая часть амфитеатра римским театром не является, а представляет собой полукруглый сектор огромного (240 метров длинной и 50 метров шириной) римского стадиона древнего Филипополя для соревнований на колесницах с амфитеатральными трибунами, который тянется почти под всей центральной пешеходной улицей имени Князя Александра I.

В 2008 году группой исследователей и проектировщиков (руководители: профессор архитектор Т. Кръстев, Д. Георгиев, М. Велков, В. Колазова) была разработана концепция, цель которой - включить памятник в городскую среду, используя новые принципы формирования общественных пространств. Это небольшое по размерам новое пространство изменило статус всего города, придав Пловдиву новое звучание, которого он раньше не имел. Впоследствии под существующей улицей Князя Александра I на археологическом уровне предполагается строительство подземного тоннеля, где будут доступны для обозрения все обнаруженные фрагменты античного стадиона, включая и те, которые уже сегодня являются подвалами магазинов, расположенных на этой улице современного Пловдива, но этажем выше.

В результате рассмотрения потенциальных возможностей Феодосии в аспекте выявления скрытого исторического богатства города и параллельного изучения истории и знакомства с современными приёмами мировой практики, были сделаны следующие проектные предложения.

Карантинный холм

Первые строения Кафы возводились на вершине Карантинного холма. Здесь находились главные общественные здания го-

Рис. 6. План фрагмента римского стадиона в Пловдиве. Начало IIвека н.э.: 1 - амфитеатр; 2 - крепостная стена; 3 - пилоны акведука;4 - сводчатый проход-улица; 5 - дренажные шахты; 6 - спортивное поле; 7 - водопровод; 8 - конструкции доримского периода; 9 - презентационный центр

Рис. 7. Полукруглый сектор римского стадиона в Пловдиве

рода: дворец консулов Кафы, ратуша, храмы, торговая площадь, казармы, арсенал, склады, таможня. Здесь селились наиболее состоятельные граждане города. Генуэзцы превратили город в могучую крепость, окружили стенами, рвами и башнями, развалины которых сохранились до наших дней. Кафская крепость возводилась в период 1340-1352 годов. Стены, достигавшие в высоту 11-13 метров, имели толщину два метра. Цитадель окружали 16 оборонительных башен, среди которых выделялась одна, игравшая роль донжона. По внешнему периметру цитадели были вырыты глубокие рвы глубиной 3-4 метра, достигавшие

Рис. 8. Проведённые в 2008 году дополнительные исследования показали, что видимая часть амфитеатра римским театром не является, а представляет собой полукруглый сектор огромного (240 метров длиной и 50 метров шириной) римского стадиона для соревнований на колесницах

Рис. 9. Под пешеходной улицей современного Пловдива расположен древнеримский амфитеатр

в ширину 10-30 метров, выполнявшие оборонительные функции и одновременно использовавшиеся для отвода ливневых стоков в период дождей. Позднее вследствие многочисленных военных действий большая часть рвов была засыпана землёй и обрушенными фрагментами крепостных стен.

Карантинный холм, или древняя цитадель - наиболее ценная с точки зрения насыщенности археологическими объектами территория города. Российский инженер и исследователь А.Л. Бартье-Делагард при раскопках на северном склоне Карантинного холма нашёл мощные культурные напластования (до пяти метров) с большим количеством керамики V-! века до н. э.

В дипломном проекте предлагается выделить весь комплекс Карантинного холма как наиболее ценную в историческом отношении территорию в зону специального режима охраны. После проведения археологических исследований предлагается вычислить трассировку и габариты средневековых улиц Цитадели наиболее ценного периода и отрыть в холме улицы-коридоры, размеры которых соответствовали бы улицам и площадям древней Кафы (или Кефе), сняв при этом культурные наслоения до исторических мостовых. Возможно, при этом будут обнаружены фундаменты или остатки стен домов и подвалов предыдущих периодов (дворца наместника, главной мечети и т.п.). Кроме того, возможно, удастся выявить достаточное количество иных артефактов и фрагментов зданий, скульптур, которые можно будет экспонировать прямо на местах их обнаружения.

Одновременно предполагается провести расчистку культурного слоя вдоль крепостных стен Цитадели (внутри и снаружи) и крепостных рвов, что позволит выявить образ крепости, габариты стен и т.д. При необходимости возможно воссоздание исторических мостов над крепостным рвом, ведущих к «улицам-траншеям» древней крепости. Наиболее ценные результаты раскопок можно будет экспонировать в подземном музее Цитадели, используя открывшиеся существующие казематы и подвалы оборонительных сооружений.

Рис. 10. Небольшое кафе в зоне амфитеатра - популярное место у туристов

Припортовые кварталы

Наиболее ценные территории, очищенные от застройки после вывода грузового порта, завода и воинской части, застраиваются кварталами регулярной панировки с домами высотой от двух до четырёх-пяти этажей и сеткой улиц, являющейся продолжением существующей уличной сети, заложенной в середине XIX века. Эта застройка функционально предназначена для размещения жилых домов, гостиниц и квартир, сдаваемых в наём - своего рода частных мини-гостиниц. Первые этажи отводятся для размещения кафе, ресторанов, закусочных, магазинов, бутиков, художественных галерей.

Обсуждался и другой вариант - новые поперечные улицы должны выходить на набережную точно в тех местах, где

Рис. 11. Исследование города. Схемы формирования городской застройки центра города. Генеральный план города. Грузовой порт, судоремонтный завод, Цитадель, набережная и припортовые кварталы

располагались крепостные башни с воротами средневековой Кафы. Существует план Кафы, сочинённый оберквартирмей-стером Иваном Фохтом в 1777 году, с указанием на нём башен и ворот крепости. Возможно, что разобранные крепостные башни прежней стены будут каким-то образом фиксироваться в архитектуре проектируемой колоннадной галереи.

Внутренние живописные дворы с галереями и балконами должны обеспечить определённую приватность для постоянных жителей и туристов. Желательно, работая над проектом припортовых кварталов, создать атмосферу старой Феодосии, описанную Дмитрием Лосевым - автором записок «Carte postale»: «...бродя по Итальянской( вторая улица от набереж-ной, идущая параллельно морю), хочется уходить вглубь по мощённым

Рис. 12. Концептуальная схема регулярной панировки припортовых кварталов с сеткой улиц, являющихся продолжением существующей уличной сети, заложенной в начале XIX века, наложенная на план города, с показом достопримечательностей

Рис. 13. Генеральный план исторического центра Феодосии (проектное предложение)

брусчаткой небольшим улочкам старого города, заглядывать в уютные дворы, где пахнет лавровым листом и свежей рыбой, где на мангале непременно готовят настоящий турецкий кофе» [2].

В дипломном проекте улицы и переулки, спускающиеся к морю, будут оборудованы горизонтальными пешеходными галереями, по которым можно будет попадать на общую террасу-улицу, тянущуюся вдоль набережной. Морской фасад кварталов с общей террасой, расположенной на высоте второго этажа, будет размещаться на том же месте, где когда-то стояли крепостные стены средневековой Кафы. Общая терраса будет опираться на колоннаду, за которой на двух этажах располагаются кафе и рестораны, ориентированные на море. Днём колоннадная галерея будет защищать от солнца находящихся здесь посетителей, а вечером этот фасад будет сверкать огнями окон бесчисленных кафе и ресторанов. Но в обоих случаях со всех уровней фасада будет обеспечен идеальный вид на панораму Феодосийского залива, а со стороны моря комплекс будет напоминать городской пейзаж времён Кафы и Кефе.

Рис. 14. План проектируемых кварталов. Очищенная от промышленной застройки территория после вывода грузового порта и судоремонтного завода застраивается кварталами регулярной панировки с высотой домов от 2-х до 4-5 этажей и сеткой улиц, являющихся продолжением существующей уличной сети, заложенной в середине XIX веке

Набережная

Территория бывшей античной гавани может содержать много интересных археологических открытий. В этом месте, согласно плану Кафы 1777 года, находился восточный фланг морского фасада крепостных стен, окружавших весь город.

В те времена специальные торговые ряды - рыбный, мясной и другие - располагались изнутри крепости со стороны моря, вытянувшись сплошными рядами вдоль стен между Цитаделью и башней Константина.

В XIX веке на месте приморской крепостной стены был устроен бульвар для вечерних гуляний, обсаженный деревьями.

Сравнение планов средневековых Кафы и Кефе с современным планом Морского порта Феодосии показывает, что при его сооружении в 1892-1894 годах начальник строительства А.П. Бертье-Делагард распорядился засыпать существовавшие на этом месте песчаные пляжи и с целью увеличения территории порта выдвинуть причальную стенку дальше в море, что позволило обеспечить в этом месте глубину (до семи метров), необходимую для причаливания судов. К тому же поверхность древнего моря до наступления новой эры находилась гораздо ниже нынешнего уровня. Это даёт основание предполагать, что под поверхностью современного порта можно обнаружить остатки античной гавани и античной припортовой застройки.

Обнаруженные фрагменты крепостных укреплений и домов могут быть экспонированы на нижнем подземном уровне набережной в виде фрагментов исчезнувшего древнего города со своей сеткой улиц, тротуарами, башнями и т.п.

Причалы

Так как нынешний уровень набережной, рассчитанный на причаливание крупных кораблей, значительно возвышается над уровнем воды, предлагается создать наплавную систему пешеходных платформ и перпендикулярно примыкающих причалов для стоянки и обслуживания маломерных туристических судов - яхт и катеров. Эти платформы будут использоваться как для прогулок горожан, так и по прямому назначению - обеспечивать доступ к яхтам и катерам. Эта система сделает городскую набережную сомасштабной человеку.

В описанном дипломном проекте сделана попытка решить одну, но важную задачу - раскрыть для широкой публики исторические объекты, относящиеся к богатой событиями истории города, и создать дружелюбную и привлекательную для местных жителей и гостей атмосферу.

Для настоящего проектного решения, естественно, потребуется разработать профессиональный проект на основании глубокого и всестороннего изучения многочисленных материалов, экономических расчётов с учётом бюджета и т.д.

Однако гармоничное включение новых раскрытых археологических объектов и целых фрагментов городских пространств античного и средневекового периодов в обще-

Рис. 15. Улицы и переулки, спускающиеся к морю, будут оборудованы горизонтальными пешеходными галереями, по которым можно будет попадать на общую, тянущуюся вдоль набережной улицу-террасу, фиксирующую трассу расположенного когда-то в этом месте морского фасада крепостных стен

ственное пространство современного города даст возможность современной Феодосии вновь засверкать новыми гранями, как когда-то в лучшие периоды её существования.

Литература

1. «Путешествия в Феодосию»: записки 1769-1904 годов / Составитель П. Коньков. - М.: Издательский дом «Коктебель», 2002.

2. Лосев, Д.А. «СаЛе póstale» из Феодосии /Д.А. Лосев. -М.: Издательский дом «Коктебель», 2002.

3. Катюшин, Е.А. Феодосия. Каффа. Кефе: исторический очерк / Е.А. Катюшин. - Феодосия: Арт Лайф, 2007.

4. Волошин, М.А. Коктебельские берега / М.А. Волошин. - Симферополь: Таврия, 1990.

5. Халпахчьян, О.Х. Этапы планировки и застройки Феодосии (с древнейших времён до конца Х в. / О.Х. Халпахчьян // Архитектурное наследство. - 1976. - Вып. 25. - С. 35-49.

Literatura

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. «Puteshestviya v Feodosiyu»: Zapiski 1769-1904 godov / Sostavitel' P. Kon'kov. - M.: Izdatel'skij dom «Koktebel'», 2002.

2. Losev D.A. «Carte póstale» iz Feodosii /D.A. Losev. -M.: Izdatel'skij dom «Koktebel'», 2002.

3. Katyushin E.A. Feodosiya. Kaffa. Kefe: istoricheskij ocherk / E.A. Katyushin. - Feodosiya: Art Lajf 2007.

4. Voloshin M.A. Koktebel'skie berega / M.A. Voloshin. -Simferopol': Tavriya, 1990.

5. Halpahch'yan O.H. Etapy planirovki i zastrojki Feodosii (s drevnejshih vremen do kontsa X v. / O.H. Halpahch'yan // Arhitekturnoe nasledstvo - 1976. - Vyp. 25. - s. 35-49.

Рис. 16. В дипломном проекте А. Анисимовой предлагается вычислить трассировку и габариты средневековых улиц Цитадели и отрыть в холме древние улицы-коридоры, габариты которых соответствовали улицам и площадям древней Кафы, или Кефе, сняв при этом культурные наслоения до исторической мостовой

Рис. 17. Обнаруженные фрагменты крепостныхукреплений и домов древнего города могут быть экспонированы на нижнем подземном уровне набережной в виде «исчезнувшего города» со своей сеткой улиц, тротуарами, башнями и т.д.

Рис. 18. Панорама города. Проектное предложение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.