УДК 94/904
МЕЧЕТИ ГОРОДА КАФФА (КЕФЕ) В 1340 - 1779 ГОДАХ1 © 2016 г. С.Г. Бочаров
Статья посвящена одному из важнейших аспектов изучения исторической топографии Каффы - локализации средневековых мечетей. В генуэзский период городской истории (1275-1475 гг.) в Каффе была построена только одна мечеть. Ситуация кардинально изменилась после османского завоевания города. В османский период (14751774 гг.) в Кефе возводится 39 новых мечетей. На карте города удалось обозначить местонахождение всех 40 строений. Для 28 мечетей установлены их исторические названия. Выявлены точные размеры 29 построек. Удалось установить закономерности размещения мусульманского населения на городской территории. В генуэзский период оно занимало северо-западные районы бурга (укрепленной городской территории) и северные районы антибурга (неукрепленного предместья). В османский период им осваиваются центральные районы Кефе и цитадель.
Ключевые слова: археология, культурное наследие, археологические памятники, Крым, Каффа, Генуэзская республика, Османская империя, историческая топография, мечети.
Каффа (1275-1475 гг.) - не просто важнейшая фактория Генуи, но и один из крупнейших городов Северного Причерноморья, основной экономический и административный центр территории, получившей название Генуэзской Газарии. В Каффе проживали представители нескольких конфессий. В этот период в городском пейзаже доминировали христианские храмы трех основных конфессиональных массивов - католического (Бочаров, 2000, с. 12), православного (византийского) (Айбабина, Бочаров, 2000, с. 425; 2002, с. 160) и армяно-григорианского (Бочаров, 1996, с. 220).
Месторасположение средневековых культовых зданий - один из слабо изученных аспектов исторической топографии Каффы - Кефе (конца
ХШ-ХУШ вв.). Точная локализация храмов, мечетей, кенас, принимая во внимание тезис о «демотопографиче-ской» организации фактории (Ва1аМ, Ует81ет, 1981, р. 89) (город разделялся на кварталы - контрадо, которых насчитывалось около шестидесяти (Ва1аМ, 1979, р. 207), и каждый квартал имел свою определенную этническую доминанту), позволяет определить городские районы, где большую часть населения составляли представители той или иной конфессии или общины Каффы, охарактеризовать различные части города с точки зрения этнического состава населения и тем самым выявить стабильность или, наоборот, изменчивость этого зонирования в османские времена по сравнению с периодом генуэзского
1 Исследование подготовлено в рамках работы по проекту «Причерноморье и Средиземноморский мир в системе отношений Руси, Востока и Запада в Средние века» поддержанному Российским научным фондом (соглашение № 14-28-00213 от 15 августа 2014 . между Российским научным фондом и МГУ им. М.В. Ломоносова).
господства (Ва1аМ, Ует81ет, 1981, р. 89). Размещение культовых зданий в условиях растущего города отражало особенности формирования его территории и время заселения его различных районов.
Постройка подавляющего большинства мусульманских культовых зданий приходится на период османского господства (ВосЬагоу, 2009, р. 42). В Х1У-ХУ вв. в городе существовала только одна мечеть (Бартольд, 1965, с. 454). Около 1340 г. во время посещения Каффы в этой мечети останавливался Ибн Баттута и встречался с кади и эмиром «здешних» мусульман (Тизенгаузен, 1884, с. 280). Видимо, об этой же мечети пишет Иоганн Шильтбергер: «В городе есть и много язычников, которые имеют в нем свой храм» (Шильтбергер, 1984, с. 45). К сожалению, ни дату строительства, ни точного местонахождения этой мечети не удалось определить по письменным и картографическим источникам. Можно лишь выдвинуть предположение, что эту постройку следует искать в северо-западном участке средневековой городской территории, где располагались одни из первых жилых кварталов, заселенных преимущественно мусульманским (сарацинским) населением. Так, Мишель Балар пришел к выводу, что генуэзские писцы используют термин «сарацины» в привычном для них понимании: они обозначают таким образом общность нехристиан, которые их окружают, «неверных» - независимо от их этнической принадлежности. По мнению исследователя, группа сарацин, этнически разнородная, образует в Каффе сообщество, объединенное в силу своего отличия от религии хозяев фактории, которое тем самым
противостоит западному господству (Ва1аМ, 1989, р. 88). По нашему мнению, самая ранняя городская мечеть в позднеосманский период называлась Джефенди (рис. 1).
Быстрое строительство мечетей начинается после османского завоевания Каффы в 1475 г. Новые завоеватели сохраняют за городом статус политического и административного центра. Он становится столицей одноименного административного округа (лива или санджак) Османской империи. Управляет провинцией турецкий наместник - мирлива. Этот пост дважды занимали наследные принцы, сыновья султана. Сын Баязида II Мех-мет правил в городе с 1497 по 1504 г., его преемником до 1512 г. был Су-лейман, будущий самый знаменитый правитель империи - Сулейман Великолепный. В конце XVI в., в связи с все более увеличивающимся военным значением, эта северная провинция османской империи получает самый высокий в государстве административный статус - эялет, или бейлербей-лик (Бочаров, 2008, с. 44).
Между 1475 и 1520 г. количество мечетей возрастает до тридцати шести, а к 1542 г. их уже тридцать восемь, причем они разделяются на джами - большие мечети, где совершается пятничный молебен и меджи-ды, которые могли быть различными по размерам (Ва1аМ, Veinstein, 1981, р. 88).
Так, в турецкой переписи населения Кефе, проведенной около 1520 г., указаны названия мечетей, расположенных в разных районах города: в Цитадели (Френк Хисар): Насух Реис (Nasuh ге^), Ходжа Джафер (Hoga Оа^ег), Ходжа Шабан (Hoga 8а'Ьап), Мусалла (Мша11а), Махмуд
Рис. 1. План города Каффа (середина XIV века) с обозначением мечети J 12. Fig. 1. Plan of Caffa City (middle 14th century), with the mosque marked as J 12.
Атжи (Mahmud Atci), Хаджи Кишвер (Haggi Kisver), Полат (Polat), Ханбалы (Hanbali), Мерджан Ага (Mergan aga); 2) Городская территория, укрепленная городскими стенами (Кале Бурун): Халил Еничери (Halil yeniceri), Вазис Сипах (Vaciz Siрah), Ходжа Джафер (Hoga Ga'fer), Синан Ага (Sinan aga), Кебир (Cami-i kebir), Джедид (Cami-i gedid), Валиде (hatun valide-i merhum sehzade sultan Mehmed han), Сейдилик (Seydiliq (?), Ходжа Вели (Hoga Veli), Мехмед Сербазар (Mehmed ser bazar), Мерджан (Mergan aga-i mezbur), Ак-баш (Aqbas), Ширвани (Sirvani), Джат-джат (Gat-Gat), Ходжа Хасан (Hoga Hasan), Хайреддин Ордек (Hayreddin ordek (?), Хасан Руйан (Hasan ruyan), Касым Паша (Qasim pasa); 3) Городские предместья (Топраклы Варош): Ахмет Хаят (Ahmed Hayat), Синан Ага (Sinan aga), Бенли Хафиз (Benli Hafiz), Азебан Хасса ('azeban-i hassa),
Сеид Яхья (Seyyid Yahya), Меликан Шериф (Melikan veled-i Serif), Катиб Синан Фатих (katib Sinan Faqih), Хам-за Босняк (Hamza Bosna), Ахмед Фатих (Ahmed faqih) (Balard, Veinstein, 1981, p. 125).
Следующая перепись, проведенная в 1542 г., отмечает еще одну мечеть в цитадели Хаджи Неби (Haggi Nebi), а также - в городе, в пределах оборонительных стен: приводятся другое название мечети Хайреддин Эр-дек - Мустафа Данишменд (Mustafa Danismend) и другое название мечети Хасан Рубах - Хаджи Бекир (Haggi Bekir); появляются две новых постройки Мухи Эддин (Muhi ed-din) и Сеид Ахмед (Seydi Mehmed). В неукрепленном пригороде Топраклы Варош, в переписи 1542 г., отсутствуют названия таких мечетей, как Азебан Хасса, Сеид Яхья и Меликан Шериф, а на их месте названа новая Абу эль
Кемаль (Ebu el-kemal), также не отмечено функционирование мечети Ахмед Фатих, место которой в переписи заняли два новых объекта - Хусам Эд-дин (Husam ed-din) и Баба Вели (Baba Veli) (Balard, Veinstein, 1981, p. 125).
Данные двух переписей населения первой половины XVI века можно дополнить сведениями двух более поздних источников - путевыми заметками Эвлии Челеби, побывавшего в Крыму в 1666-1667 гг., и данными генерального плана 1784 г. (План г. Кафы. Апрель 1784, л. 1), на котором отмечены тридцать мусульманских культовых зданий и приведены названия двадцати семи из них, причем в трех случаях написано «мечеть», «мечеть каменная» и «часовня» без названия. Сведения этих двух источников были сведены в таблицу 1.
При сопоставлении четырех генеральных планов Каффы (план г. Кафы, апрель 1784, л. 1; план города Феодосии с показанием, л. 2; план города Кафы, 1771 г., л. 2; план Феодосии, 1779 г. л. 4) удалось определить месторасположение сорока мечетей (рис. 2; 3). Четыре мечети (J 1-J 4) находились в цитадели (Френк Хисар), двадцать две (J 5-J 26) в окруженной крепостными стенами городской территории (Кале Бурун), одна мечеть (J 27) входила в комплекс строений турецкого бастиона у башни св. Константина и 13 зданий (J 28-J 40) находились в неукрепленном предместии (Топраклы Варош или Кала-и Хак).
Для общей систематизации культовых памятников мечети были обозначены буквой J и пронумерованы арабскими цифрами.
Одно мусульманское культовое здание сохранилось до наших дней - это мечеть Муфти-Джами (J 16, рис. 2; 6).
J 1 (Таджир Хаджи Наби, рис. 2) -мечеть располагалась в цитадели в 30 м юго-восточнее ворот Св. Георгия, позднее Атли-Капу и в 100 м юго-западнее ворот Искеле-Капу. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку с приблизительными размерами 9,5 х 11,0 м. К северному фасаду здания примыкала открытая галерея размером 1,5 х 9,5 м. Квадратное в плане основание минарета (2,1 х 2,1 м) примыкало к северо-западному углу здания (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
Об этом архитектурном объекте Эвлия Челеби (Книга путешествия, 1999, с. 90) сообщает следующее: «... мечеть Таджир Хаджи Наби, крытая свинцом, отстроенная и древняя, большая мечеть. Над ее дверьми следующий тарих:
«Нет никакого другого божества, кроме Бога и Мухаммед - пророк Бога! Во имя Бога, Всемилостиго, Всемилосердного!» И после этого:
«Построил слабый Хаджи Наби Таджир
Мечеть Аль-Аксу, Сказал почтенный народ о дате: - И заложил он Каабу, да продлится благословение. Год ...»
J 2 (Чин эли, рис. 2) - мечеть располагалась в цитадели, в 70 м восточнее ворот 4 (Бочаров, 1998, рис. 1) и в 170 м южнее мечети Таджир Хаджи Наби. Здание представляло собой квадратную в плане постройку с приблизительными размерами 7,5 х 7,5 м (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 года.
J 3 (Фергадни Медрез, рис. 2) - ме-
Таблица 1.
Сведения Эвлии Челеби Экспликация к генеральному плану
(1666-1667 гг.) Каффы 1784 г.
(Книга путешествия, 1999, с. 90-92) (План г. Кафы. Апрель 1784, л. 1)
Мечеть шахзаде Сулейман-хана. Мечеть Султан-Селим.
Мечеть Муфтия. Мечеть Касым Паша (Kasimm-Pa$a).
Мечеть Ени. Мечеть Лонжа.
Мечеть Гуль-баши. Мечеть Агмет.
Мечеть Таджир Хаджи Наби. Мечеть Ширвани (§irvani).
Мечеть Куле-капу. Мечеть Капу-ага (Mercan-Aga).
Мечеть Хаджи Идрис. Мечеть Бегали (Begli Hafiz).
Мечеть Кёпрюлю-баши. Мечеть Мефты.
Мечеть Орта Капу. Мечеть Кишла.
Мечеть Капу-ага. Мечеть Дан Ешмент (Mustafa Dani^mend).
Мечеть-молельня Азабов. Мечеть Аджи-Махмут (At?i Mahmud).
Мечеть Хатуние. Мечеть Чин-эли (Qinelü).
Мечеть Чаклы. Мечеть Хаджи Неби (Haci Gü^ver).
Мечеть Бала-Хатуние. Мечеть Фергадни медрез.
Мечеть Ахмед-ага. Мечеть Кефе-лоули.
Мечеть Муфти. Мечеть Аджи Гарж.
Мечеть Чин-эли. Мечеть Адже Геннан (Hoca Hasan).
Мечеть Хисар-намазгях. Мечеть Гуль-баш (Cami-i Cedid-i Gölba§).
Мечеть Мердевели (Hoca Veli)?
Мечеть Селим ?
Мечеть Сергасп лоули (Ser-bazar)?
Мечеть Кучук.
Мечеть Арплар.
Мечеть Джефенди.
Мечеть Голь (Saru-Göl).
Мечеть Джума.
Мечеть Чекали (Gat-Gat).
восточнее башни А 8. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (10,5 х 14,9 м). Минарет с квадратным в плане основанием (3,4 х 3,4 м) примыкал к центральной части северной стены (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 года. Возможно, это здание названо в переписи населения
четь располагалась в цитадели, в 70 м восточнее ворот 4 и в 170 м южнее мечети Таджир Хаджи Наби. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (7,2 х 14,0 м - рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
J 4 (Аджи-Махмуд, рис. 2) - мечеть располагалась в цитадели (А) в 180 м
Рис. 2. Мечети Каффы-Кефе в пределах цитадели (Френк Хисар) и укрепленной городской территории (Кале Бурун). Fig. 2. Mosques of Caffa-Kefe within the fortified urban area (Kale Burun).
(1520 г.) Махмуд Атжи (Balard, Vein-stein, 1981, p. 125).
J 5 (Касым-паша, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца (Кале Бурун) в квартале, расположенном на главной улице Каффы, в северо-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку ( 9,6 х 11,4 м). Квадратное в плане основание минарета (2,4 х 2,4 м) примыкало к северо-восточному углу строения. С северной стороны к зданию пристроен квадратный в плане дворик размером 9,0 х 9,6 м, возможно, кладбище при мечети (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
Мечеть носит имя первого османского правителя Каффы - Касым-па-ши. Так, регламент сбора комиссионных налогов в Кефе предписывал, чтобы за каждого проданного в горо-
де пленника особая подать в 4 акче выплачивалась вакуфам Касым-па-ши (Ва1аМ, Уеш81ет, 1981, р. 115). М. Балар и Ж. Ванштейн правильно отождествляют мечеть Касым-паша с мечетью Куле-Капу, отмеченной у Эв-лии Челеби (Ва1аМ, Ует81ет, 1981, р. 115). Помимо этого, здание мечети находилось рядом с воротами Куле-Капу.
Эвлия Челеби (Книга путешествия, 1999, с. 91) так описывает эту постройку: «Это мечеть без свинцового покрытия, но достаточно благоустроенная. Створки ее больших кыбловых дверей украшены мелким хамелеоньим узором, отличной резьбой и различными цветами... Над этими воротами следующий тарих:
«Эта благородная молельня -Дом божий, построенный вновь. Дата закладки ее фундамента: - Мечеть основана на благочестии.
Затем слагаю исчисление
Окончания постройки мечети: - Аль Акса. Год 888».
М. Балар и Ж. Ванштейн переводят дату из тариха 888 г.х. = 1483 (Ва1аМ, Veinstein, 1981, р. 115). Е.В. Бахрев-ский считает, что дата вычислена с ошибкой и в действительности тарих соответствует 885 г. х. - 1480-1481 гг. (Книга путешествия, 1999, с. 91).
J 6 (название не установлено, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в квартале, расположенном на главной улице Каффы, в северо-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (6,5 х 8,9 м) (рис. 4).
J 7 (Ширвани, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца, в северо-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (9,1 х 7,5 м). Квадратное в плане основание минарета (1,8 х 1,8 м) примыкало к северо-западному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г. Постройка названа в переписи населения (1520 г.).
J 8 (название не установлено, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в 180 м западнее греческой церкви Введения во храм Богородицы, в северо-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (6,6 х 7,8 м). Квадратное в плане основание минарета (1,8 х 1,8 м) примыкало к северо-западному углу строения (рис. 4).
J 9 (Бегали, рис. 2) - мечеть распо-
лагалась в пределах внешнего оборонительного кольца, в одном квартале от главной улицы Каффы, в 180 м севернее греческой церкви Введения во храм Богородицы, в северо-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (8,6 х 9,6 м). Квадратное в плане (2.1 х 2,1 м) основание минарета примыкало к северо-западному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
J 10 (Паша-ага, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца, в 110 м северо-восточнее греческой церкви Св. Николая и 110 м юго-западнее греческой церкви Введения во храм Богородицы, в северо-западной части средневековой городской территории. Прямоугольное в плане здание с примыкающей к северному фасаду галереей, главный фасад шире боковых (приблизительные размеры: 14,1 х 9,1 м, размеры галереи: 2,0 х 14,1 м). Квадратное в плане основание минарета (2,1 х 2,1 м) примыкало к северо-западному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г. Возможно, что это та же постройка, которую Эвлия Челеби называет Капу-ага (Книга путешествия, 1999, с. 92).
J 11 (название не установлено, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в 55 м юго-западнее греческой церкви Св. Николая в северо-западной части средневековой городской территории. Прямоугольное в плане здание (11,8 х 14,6 м) с вальмовой крышей. К западной и восточным стенам мечети примыкали прямоугольные в плане сооружения, предположительно фун-
даменты минаретов (2,5 х 5,6 и 2,5 х 5,2 м). Мечеть имеет ограду, к которой пристроены три здания, два прямоугольной в плане формы (7,3 х 27,5 м и 3,8 х 10,5 м) и одно - в форме прямоугольной трапеции (3,7 х 4,0 м) (рис. 4). Видимо, это один из каффийских мусульманских монастырей - текке, о которых сообщает Эвлия Челеби.
J 12 (Джефенди, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в северо-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (8,2 х 8,6 м). Квадратное в плане (1,8 х 1,8 м) основание минарета примыкало к северо-западному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
J 13 (Араплар, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в 25 м юго-западнее армянской церкви Св. Архангелов Михаила и Гавриила в юго-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (8,4 х 9,6 м (рис. 4)). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
J 14 (Султан-Селим, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в 100 м северо-восточнее армянской церкви Св. Сергия на центральной площади города. Представляет собой прямоугольное в плане сооружение, состоящее из двух четко выраженных частей, собственно мечети (36 х 22 м) и двора (36 х 13 м) с галереей (36 х 7 м). Здание мечети трехнефное, разделялось на отдельные пролеты арочными проходами с одной промежуточной
опорой. Центральная часть здания, квадратная в плане, была перекрыта куполом на высоком барабане. Барабан состоит из двух частей: нижняя восьмигранная и верхняя, предположительно шестнадцатигранная. Боковые пролеты барабана и примыкавшая к зданию с севера галерея завершались маленькими куполами на восьмигранных барабанах, их количество: над боковыми нефами по два, на галерее - пять. Галерея открывалась во двор пятипролетной аркадой. Освещение здания двухярусное. Вход в комплекс и в мечеть находились на одной оси, с севера. Внешний вход был украшен порталом. С обоих боков к мечети пристроены минареты на квадратных в плане основаниях (рис. 5). Это центральная мечеть города, построена Ходжой Синаном (около 1489-1588 гг.).
Эвлия Челеби приводит и другое название мечети - Сулейман-хан. Вслед за средневековым автором А.П. Григорьев высказал предположение, что за мечетью в настоящее время ошибочно укрепилось имя султана Селима II (1566-1575 гг.), здание было выстроено до 1520 г. и являлось постройкой наиболее раннего этапа в творчестве Синана (Григорьев, 1974, с. 27-28).
J 15 (Кучук, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в 120 м юго-западнее мечети Муфти Джами в юго-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (10,0 х 8,2 м). Квадратное в плане основание минарета (2,0 х 2,0 м) примыкало к северо-восточному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации
плана 1784 г.
J 16 (Муфти Джами, рис. 2) - мечеть сохранилась до наших дней, в юго-западной части средневековой городской территории, северный ее фасад выходил на центральную площадь города. Строение купольное, квадратное в плане (16 х 16 м); вход, украшенный порталом, находился в северной стене, обрамлен окнами и внешними михрабными нишами. Второй вход вел с запада. Внутреннее пространство мечети на оси входа завершалось прямоугольным в плане помещением, в глубине которого в задней стене устроен михраб прямоугольной формы размером (7,2 х 2,8 м). С западной стороны у северного угла к мечети пристроен минарет, вход в который находился в севером углу здания. Подножие минарета прямоугольное в плане (2,6 х 2,8 м), ствол -восьмигранный. Объем здания кубовидный, строение завершалось многогранным барабаном, прорезанным окнами с куполом. Освещение основного объема двухъярусное. С внешней стороны купол имеет уплощенную форму (рис. 6).
Эвлия Челеби (Книга путешествия, 1999, с. 90) описывает здание так:
«Это тоже крытая свинцом мечеть с выстроенным из камня минаретом. На внутренней стороне красивых дверей этой мечети четким почерком написан такой тарих:
«Начал строительство своим старанием
С помощью Владыки Помогающего
Муфтий слуга Шариата, У мевлеви руководитель в вопросах веры,
А он тот, имя которого - ничтожный Муса аш-Шериф.
Это богоугодное сооружение будет в благоденствии, Ибо построил он его для верующих.
Бог милостиво принял службу его светлому Шариату. Он заложил фундамент и написал дату его основания: - Воистину благоденствовать будет обитель благословенных! Год ...».2
А на внешней стороне этой же мечети всем сразу виден тарих:
"О мусульманин, приди совершить намаз!
Боже, спаси от принуждения тебя к этому!
Подумай о времени создания этой молельни.
Дата его заключена в "желании молиться".
Год..." (Книга путешествия, 1999, с. 90-91).3 J 17 (Данишменд, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца, в юго-западной части средневековой городской территории, в одном квартале от центральной площади города, в 30 м западнее мечети Муфти Джами. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (10,0 х 11,0 м) (рис.
2 Цифровые значения арабских букв, составляющие фразу, которая и является хронограммой, дают число 1032. По мусульманскому летоисчислению это 1032 г.х., который по нашему летоисчислению начинается 5 ноября 1622 г. и заканчивается 24 октября 1623 г. По мнению А.П. Григорьева и О.Б. Фроловой, «именно в этот промежуток времени началось строительство Мечети Муфтия» (Григорьев, Фролова, 1968, с. 152).
3 1048 г.Х. = 1638-1639 гг.
4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
J 18 (Кишла Джами, рис. 2) - здание располагалось в пределах внешнего оборонительного кольца в 120 м восточнее мечети Муфти Джами на центральной площади города, в ее юго-восточной части. Мечеть купольная квадратная в плане (8,5 х 8,5 м), завершалась восьмигранным барабаном с шатровым куполом под черепичной кровлей, углы перехода от основного объема к барабану выполнены под прямым углом. Минарет находился с западной стороны у северного угла здания. Подножие минарета прямоугольное (2,4 х 2,2 м) ствол и шерфэ граненые (рис. 7). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г. Эти данные подтверждены другим планом (Генеральный план Феодосии за подписью инженера-подпоручика Круга, л. 1), где эта мечеть отмечена как Кишла-Джами -полковой цейхгауз.
J 19 (Сергасп Лоули, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в 75 м южнее мечети Муфти Джами в юго-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой квадратную в плане постройку (7,2 х 7,2 м). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
J 20 (Кефе Лоули, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в 200 м юго-восточнее мечети Муфти-Джами в юго-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (16,3 х 8,2 м). Квадратное в плане основание минарета (2,4 х 2,4 м) примыкало к северо-восточ-
ному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
J 21 (Аджи Гарж) (рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца, в 70 м. юго-западнее башен цитадели в юго-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (7,4 х 7,2 м). Квадратное в плане основание минарета (2,2 х 2,2 м) примыкало к северо-восточному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
J 22 (Мердвели, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в юго-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (1,0 х 8,0 м) (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
J 23 (Гуль Биш, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в юго-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (16,8 х 11,5 м). Квадратное в плане основание минарета (2,4 х 2,4 м) примыкало к северо-западному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г. Эвлия Челеби сообщает, что мечеть была крыта черепицей (Книга путешествия, 1999, с. 91).
J 24 (Селим, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца, в 110 м южнее башен цитадели в юго-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой квадрат-
ное в плане постройку (4,8 х 4,8 м). Квадратное в плане основание минарета (1,2 х 1,2 м) примыкало к северо-западному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 .
J 25 (Адже Геннан, рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца в 120 м северо-западнее греческой церкви Св. Апостолов, в юго-западной части средневековой городской территории. Здание представляло собой квадратную в плане постройку (10,0 х 10,0 м). Квадратное в плане основание минарета (2,0 х 2,0 м) примыкало к северо-западному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г.
J 26 (название не установлено; рис. 2) - мечеть располагалась в пределах внешнего оборонительного кольца, на восточном склоне «Карантинного холма», в 70 м северо-западнее греческой церкви Св. Параскевы, в юго-восточной части средневековой городской территории. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку, приблизительные размеры: ширина - 9,0 м, длина - 8,0 м. Квадратное в плане основание минарета (1,7 х 1,7 м) примыкало к юго-восточному углу строения (рис. 4). Установить название мечети по картографическим источникам не удалось.
J 27 (Лонджа Джами, рис. 2) - мечеть располагалась внутри замкнутого бастиона у башни св. Константина, построенного на северо-западной оконечности внешнего оборонительного кольца. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку незначительной величины (5,5 х,4.4 м). Квадратное в плане основание минарета (1,7 х 1,7 м) примыкало к севе-
ро-восточному углу строения (рис. 4). Название мечети установлено по экспликации плана 1784 г. Возможно, что это тот объект, который назван у Эв-лия Челеби молельней азабов (Книга путешествия, 1999, с. 92).
J 28 (название не установлено; рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца, в 900 м северо-западнее бастиона, в северной части городских предместий Сер-Базар. Местоположение строения установлено по генеральному плану города 1771 г., выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры архитектурного комплекса установить не удалось.
J 29 (название не установлено; рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца в северной части городских предместий Сер-Базар. Местоположение строения установлено по генеральному плану города 1771 г, выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры архитектурного комплекса установить не удалось.
J 30 (название не установлено; рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца, в северной части городских предместий. Местоположение строения установлено по генеральному плану города 1771 г., выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры архитектурного комплекса установить не удалось.
J 31 (название не установлено; рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца в северной части городских предместий. Местоположение строения
Рис. 3. Мечети Каффы-Кефе в неукрепленном предместье (Топраклы Варош).
Fig. 3. Mosques of Caffa-Kefe within the unfortified suburban area (Topracli Varos).
установлено по генеральному плану города 1771 г., выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры архитектурного комплекса установить не удалось.
J 32 (название не установлено; рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца в северной части городских предместий. Местоположение строения установлено по генеральному плану города 1771 г., выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры и название архитектурного комплекса установить не удалось.
J 33 (Хамзы, рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца в северной части городских предместий. Местоположение строения определено по генеральному плану города 1771 г., выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры архитектурного комплекса установить не
удалось. В двух турецких переписях населения Кефе начала XVI в. отмечено, что кроме маленьких мечетей, предместье имеет джами - крупную постройку имени Хамзы из Боснии (Ба1аМ, Veinstein, 1981, р. 106). Мечеть I 33 - самая большая в пригородах Каффы, возможно, именно она носила название Хамзы из Боснии.
J 34 (название не установлено, рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца в северной части городских предместий. Местоположение строения установлено по генеральному плану города 1771 г., выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры архитектурного комплекса установить не удалось.
J 35 (название не установлено, рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца в северной части городских предместий Сер-Базар. Местоположение строения установлено по генеральному плану города 1771 г., выполненно-
1 J1 □ л 1 J3 1 л
п ■ ■ и
It л J я JP
№
H
■ ■ Л
J ■ 1
J 1J Щ J № J 14
■ J HI 121 ■ .1 22
■ J11 ■ J 2» m J lb
Г
J ли
му кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры архитектурного комплекса установить не удалось.
J 36 (Ченали, рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца в 220 м севернее армянской церкви Св. Мина-са, в северной части городских предместий. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку небольших размеров (9,6 х 14.4 м) (рис. 4). Название и местоположение мечети установлены по экспликации плана 1784 г., подтвержденными данными генерального плана города 1771 г., выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2).
J 37 (Джума, рис. 3) мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца в 200 м южнее армянской церкви Св. Минаса (Н 23), в западной части городских предместий Ченакчи Махаллеси. Название и местоположение мечети установлены по экспликации плана 1784 г. и под-
Рис. 4. Контурные планы мечетей Каффы-Кефе.
Fig. 4. Outlines of Caffe-Kefe mosques.
тверждаются данными генерального плана города 1771 г., выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры архитектурного комплекса установить не удалось.
J 38 (название не установлено; рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца в западной части городских предместий Ченакчи Махаллеси. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (5.4 х 9,0 м). Прямоугольное в плане основание минарета (1,6 х 2,6) примыкало к северо-западному углу строения (рис. 4). Местоположение строения установлено по генеральному плану города 1771 г., выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры архитектурного комплекса установлены по плану Феодосии (План Феодосии. 1779 г. л. 4).
J 39 (название не установлено; рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца в 210 м севернее армянской церкви Св. Тороса, в южной части городских предместий Яву-Капыси Махаллеси. Местоположение храма установлено по генеральному плану города, выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2). Общие контуры архитектурного комплекса установить не удалось.
J 40 (Голь, рис. 3) - мечеть располагалась за пределами внешнего оборонительного кольца у фонтана на не-
Рис. 5. План и фасады мечети Султан-Селим (J 14) (по Уильям Гесте).
Fig. 5. Plan and façades of Sultan-Selim Mosque (J 14) (after William Hastie).
Рис. 6. План и фасад мечети Муфти-Джами (J 16).
Fig. 6. Plan and façade of Mufti-Cami Mosque (J 16).
большой площади перед городскими воротам, в 110 м севернее армянской церкви Св. Тороса, в южной части городских предместий Яву-Капыси Ма-халлеси. Здание представляло собой прямоугольную в плане постройку (8,4 х 5,3 м) (рис. 4). Название и местоположение мечети установлено по экспликации плана 1784 г., подтвержденными данными генерального плана города 1771 г., выполненному кондуктором Андреем Парфеновым (План города Кафы, 1771 г., л. 2).
Обращает на себя внимание несоответствие названий мечетей в переписях населения первой половины XVI в., данных Эвлия Челеби и экспликации плана 1784 г. На этот факт обратили внимание и Мишель Балар и Жиль Ванштейн (Ба1аМ, Veinstein,
Рис. 7. Реконструкция плана и фасада мечети Кишла-Джами (J 18) (по рисунку Карла Кюгельгена).
Fig. 7. Reconstruction of the plan and façade of Kisla-Cami Mosque (J 18) (after Karl Kugelgen's drawing).
1981, p. 113). К сожалению, пока нет достаточно аргументированного объяснения факта изменения за полтора века названий для большинства мечетей.
Из краткого анализа двадцати девяти мечетей, для которых удалось установить общие контуры зданий, следует, что большая часть зданий была прямоугольной в плане формы (J 1, J 3 - J 18, J 20, J 22, J 23, J 36, J 38 и J 40), семь мечетей имели квадратную в плане форму, четыре мечети у северного фасада имели галереи (J 1, J 10, J 14 и J 16). Два объекта имели по два минарета (J 11 и J 14) и пятнадцать -один минарет (рис. 4).
Мечети сконцентрированы в четырех городских районах - цитадели (Френк Хисар), северо-западном районе, у центральной площади и внешней стороны западного участка цитадели (Кале Бурун), в предместьях Топраклы Варош, не окруженных внешним крепостным кольцом. Видимо, северо-западный район укрепленной городской территории и северная часть антибурга были первоначальными городскими территориями, где оседало мусульманское население в период генуэзского господства, а район внутренней застройки цитадели и центральные кварталы города, прилегающие к большой рыночной площади, были заняты приверженцами ислама уже после османского завоевания.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Греческие православные церкви средневековой Каффы // Православные древности Таврики / Ред. В.Ю. Юрочкин. Киев: Стилос, 2002. С. 159-169.
2. Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Об атрибуции одной из средневековых церквей в Феодосии // Стратум Плюс. 2000. № 5. С. 425-436.
3. Бартольд В.В. Кафа // Собрание сочинений. Т. III. М.: Наука, 1965. 709 с.
4. Бочаров С.Г. Армянские церкви и проблемы исторической топографии Каффы (XIV-XVIII вв.) // Тезисы докладов IV Международной конференции студентов и молодых ученых. Киев: Киево-Могилянская академия, 1996. С. 220-221.
5. Бочаров С.Г. Историческая топография Каффы, конец XIII в. - 1774 г. (фортификация, культовые памятники, система водоснабжения). Автореф. дисс... канд. ист. наук. М., 2000. 21 с.
6. Бочаров С.Г. Кефе // Феодосия / Ред. Э. Б. Петрова. Симферополь: «Черномор-ПРЕСС», 2008а. С. 34-46.
7. Бочаров С.Г. Фортификационные сооружения Каффы (конец XIII - вторая половина XV вв.) // Причерноморье в средние века. Вып. 3 / Ред. С.П. Карпов. Спб.: Алетея, 1998. С. 82-117.
8. Генеральный план Феодосии за подписью инженера-подпоручика Круга. (Без даты) / РГВИА. Ф. 846. Оп.16. Д.22731. Л. 1-4.
9. Григорьев А.П. "Книга путешествия" Эвлии Челеби - источник по истории Крыма XIII-XVII вв. // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. 3. 1974. С. 19-28.
10. Григорьев А.П., Фролова О.Б. О достоверности культурно-исторических деталей в "Книге путешествий" Эвлия Челеби // Вестник ЛГУ 1968. № 2. С. 150-160.
11. Книга путешествия. Турецкий автор Эвлия Челеби о Крыме (1666-1667 гг.) / Пер. и коммент. Е.В. Бахревского. Симферополь: Таврия, 1999. 142 с.
12. План города Кафы, 1771 год, выполненный кондуктором Андреем Парфеновым / РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 22006. Л.1-6.
13. План города Кафы. Апрель 1784 года / РГВИА. Ф. 846. Оп.16. Д. 22008. Л. 1-4.
14. План города Феодосии с показанием вокруг онаго каменой стены в плане и фасаде (без даты) / РГВИА. Ф. 846. Оп. 16. Д. 22729. Л. 1-4.
15. План Феодосии. 1779 год / РГВИА. Ф. 349. оп. 40. Д 4619. Л. 1-4.
16. Тизенгаузен В.Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1. СПб.: Изд-во Академии наук, 1884. 558 с.
17. Шильтбергер И. Путешествие по Европе, Азии и Африке с 1394 года по 1427 год / Перевод со старонемецкого Ф.К. Бруна. Баку: Элм, 1984. 129 с.
18. Balard M. "Infideles" ou Comans? A propos des "Sarraceni" de Caffa. In: Bulletin d'Etudes karaites. Paris: Peeters-France, 1989, pp. 83-90.
19. Balard M. Les Genois en Crimee aux XIIe - XIVe siecles. // Apxeiov novxou. A0nvai, 1979, vol. X, pp. 201-217.
20. Balard M.,Veinstein G. Continuité ou changement d'un paysage urbain? Caffa Génois et Ottomane. In: Le Paysage urbain au Moyen Age. Lyon: Persée, 1981, pp. 79-131.
21. Bocharov S. Ottoman mosques of the city of Caffa-Kefe (1475-1774). In: The art of Islamic world and artistic relationship between Islamic countries and Europe. Аbstracts. Krakow: Mangana museum, 2009, p. 42.
Информация об авторе:
Бочаров Сергей Геннадиевич, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник, Институт археологии Крыма РАН (г. Симферополь, Россия); sgbotcharov@ mail.ru
MOSQUES OF СAFFA (KEFE) CITY IN 1340-1779 S.G. Bocharov
The article addresses one of the most important aspects in studies of Сaffa's historical topography, i.e. localization of the medieval mosques. The Genoese period of the urban history (1275-1475) of Сaffa was marked by construction of just one mosque. This situation radically changed after the Ottoman occupation. The Ottomans (1475-1774) built 39 new mosques in Kefe. The author managed to map all 40 buildings, and identify historical names for 28 of them. Exact size of 29 buildings was established. It was possible also to reveal the logics behind settlement of the Muslim population on the urban territory. In the Genoese period, it occupied the north-western districts of the burg (the fortified urban area) and northern districts of the antiburg (the unfortified suburban area). In the Ottoman period, it reclaimed the central districts of Kefe and its citadel.
Keywords: archaeology, cultural heritage, archaeological monuments, Crimea, Сaffa, Genoese Republic, Ottoman Empire, historical topography, mosques.
REFERENCES
1. Aibabina, E. A., Bocharov, S. G. 2002. In Yurochkin, V. Yu. (ed.). Pravoslavnye drevnosti Tavriki (Sbornik materialov po tserkovnoi arkheologii) (Orthodox Antiquities of Taurica (Collected Papers on Church Archaeology)). Kiev: "Stilos" Publ., 159-169 (in Russian).
2. Aibabina, E. A., Bocharov, S. G. 2000. In Stratum plus. Archaeology and Cultural Anthropology (5). Saint Petersburg; Kishinev; Odessa, 425-436 (in Russian).
3. Bartol'd, V. V. 1965. Kafa (Caffa). Sobranie sochinenii (Works) III. Moscow: "Nauka" Publ. (in Russian).
4. Bocharov, S. G. 1996. In Tezisy dokladov IV Mezhdunarodnoi konferentsii studentov i molodykh uchenykh (Abstracts of the 4'h International Conference of Students and Young Scientists). Kiev: Kyivo-Mohylianskaia Academy, 220-221 (in Russian).
5. Bocharov, S. G. 2000. Istoricheskaia topografiia Kaffy, konets XIII v. -1774 g. (fortifikatsiia, kul 'tovye pamiatniki, sistema vodosnabzheniia) (Historical Topography of Caffa in Late 13"' Century — 1774 (Fortification, Cult Sites, Water-Supply System)). PhD Thesis. Moscow (in Russian).
6. Bocharov, S. G. 2008. In Petrova, E. B. (ed.). Feodosiia (Feodosia). Simferopol: "ChernomorPRESS" Publ., 34-46 (in Russian).
7. Bocharov, S. G. 1998. In Karpov, S. P. (ed). Prichernomor'e v srednie veka (BlackSea Region in the Middle Ages) (3). Saint Petersburg: "Aleteiia" Publ., 82-117 (in Russian).
8. General'nyiplan Feodosii zapodpis'iu inzhenera-podporuchika Kruga (Feodosia General Plan Signed by the Sub-Lieutenant Engineer Krug). (Undated). Russian State Archive of Military History. Fund 846. Inv.16, dossier 22731, sheet 1-4 (in Russian).
9. Grigor'ev, A. P. 1974. In Istoriografiia i istochnikovedenie istorii stran Azii i Afriki (Historiography and Historical Sources for Asia and Africa Countries) 3, 19-28 (in Russian).
10. Grigor'ev, A. P., Frolova, O. B. 1968. In Vestnik Leningradskogo Gosuderstvennogo Universiteta (Bulletin of the Leningrad State University) (2), 150-160 (in Russian).
11. Evliya Qelebi. 1999. Kniga puteshestviia. Turetskii avtor Evliia Chelebi o Kryme (1666— 1667 gg.) (The Book of Travels. Turkish Writer Evliya Qelebi on Crimea (1666—1667)). Simferopol: "Tavriia" Publ. (in Russian).
12. Plan goroda Kafy, 1771 god, vypolnennyi konduktorom Andreem Parfenovym (Caffa Plan, 1771, Executed by Corporal Andrey Parfenov). Russian State Archive of Military History. Fund 846.
The paper was prepared under the project "Black Sea Area and the Mediterranean World in Relationships between Rus', East and West in the Middle Ages", supported by the Russian Scientific Fund (agreement nr. 14-28-00213 of 15 August 2014 between the Russian Scientific Fund and Lomonosov Moscow State University).
Inv. 16, dossier 22006, sheet 1-6 (in Russian).
13. Plan goroda Kafy. Aprel' 1784 goda (Caffa Plan. April 1784). Russian State Archive of Military History. Fund 846. Inv. 16, dossier 22008, sheet 1-4 (in Russian).
14. Plan goroda Feodosii s pokazaniem vokrug onago kamenoi steny v plane i fasade (Feodosia Plan, with a Stone Wall in the Plan and Façade around It). (Undated). Russian State Archive of Military History. Fund 846. Inv. 16, dossier 22729, sheet 1-4 (in Russian).
15. Plan Feodosii. 1779 god (Feodosia Plan, 1779). Russian State Archive of Military History. Fund 349. Inv. 40, dossier 4619, sheet 1-4 (in Russian).
16. Tiesenhausen, V. G. 1884. Sbornik materialov, otnosiashchikhsia k istorii Zolotoi Ordy. T. 1. Izvlecheniia iz sochinenii arabskikh (Collected Works Related to the History of the Golden Horde. Vol. 1. Excerpts from Arab Writings). Saint Petersburg: Typography of the Imperial Academy of Sciences (in Russian).
17. Schiltberger, J. 1984. Puteshestvie po Evrope, Azii i Afrike s 1394 goda po 1427 god (Travel in Europe, Asia and Africa from 1394 to 1427). Baku: "Elm" Publ. (in Russian).
18. Balard, M. 1989. "Infideles" ou Comans? A propos des "Sarraceni" de Caffa. In: Bulletin d'Etudes karaïtes. Paris: Peeters-France, 83-90.
19. Balard, M. 1979. Les Génois en Crimée aux XIIe - XIVe siècles. In Ap%siov novTou. AO-qvai. 201-217.
20. Balard, M.,Veinstein, G. 1981. Continuité ou changement d'un paysage urbain? Caffa Génois et Ottomane. In: Le Paysage urbain au Moyen Âge. Lyon: Persée. 79-131.
21. Bocharov S. 2009. Ottoman mosques of the city of Caffa-Kefe (1475-1774). In: The art of Islamic world and artistic relationship between Islamic countries and Europe. Abstracts. Krakow: Mangana museum. 42.
About the Author:
Bocharov Sergei G. Candidate of Historical Sciences. Institute of Archaeology of Crimea of Russian Academy of Sciences. Academician Vernadsky Ave., 2, Simferopol, 295007, Crimea, Russian Federation; [email protected]