Научная статья на тему 'Синтетический образ архитектурных и скульптурных форм в дворцовых ансамблях Крыма'

Синтетический образ архитектурных и скульптурных форм в дворцовых ансамблях Крыма Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / HISTORICAL AND CULTURAL HERITAGE / ПАРКИ И ПАМЯТНИКИ ДВОРЦОВЫХ АНСАМБЛЕЙ КРЫМА / PARKS AND MONUMENTS / БИОСФЕРНАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / BIOSPHERE COMPATIBILITY / ДУХОВНОЕ / SPIRITUAL / КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ / CULTURAL / НРАВСТВЕННОЕ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MORAL AND PATRIOTIC EDUCATION / БИОСФЕРОСОВМЕСТИМАЯ ЛИЧНОСТЬ / BIOSPHERICALLY PERSONALITY / PALACES OF THE CRIMEA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Максименко А.Е., Малаховская А.И.

Изучение и оценка историко-культурного наследия дворцовых ансамблей Крыма для возрождения старых и выработке новых методов и подходов к созданию биосферосовместимой среды, повышающей творческий потенциал личности, её духовный и культурный уровень развития, нравственности, самосознания и патриотизма. Цель работы: на примере исторических тенденций и уроков паркостроения дворцовых ансамблей Крыма выявить основные закономерности создания единых архитектурно-ландшафтных ансамблей, как цельных и эффективно действующих зон биосферной совместимости, стимулирующих культурно-эстетическое развитие и духовное воспитание биосферосовместимой личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A SYNTHETIC IMAGE OF ARCHITECTURAL AND SCULPTURAL FORMS IN THE PALACE ENSEMBLES OF THE CRIMEA

The study and evaluation of historical and cultural heritage of the palaces of the Crimea for the revival of old and development of new methods and approaches to the creation of biospherically environment that enhances the creative potential of personality, its spiritual and cultural level of development, morality, identity and patriotism. The aim of the work: for example, historical trends and lessons of the natural palaces of Crimea to reveal the main regularities of creation of a unified architectural and landscape ensembles as an integral and efficiently operating zones of biosphere compatibility, stimulating cultural development and spiritual education of the individual biospherically

Текст научной работы на тему «Синтетический образ архитектурных и скульптурных форм в дворцовых ансамблях Крыма»

УДК 625.94

СИНТЕТИЧЕСКИМ ОБРАЗ АРХИТЕКТУРНЫХ И СКУЛЬПТУРНЫХ ФОРМ В ДВОРЦОВЫХ АНСАМБЛЯХ КРЫМА

Максименко А.Е., Малаховская А.И.

ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского», Академия строительства и архитектуры. Адрес: г. Симферополь, ул. Киевская, 181 e-mail: maksimenko_alexs@mail.ru, alina_malakhovskaya@mail.ru

Аннотация. Изучение и оценка историко-культурного наследия дворцовых ансамблей Крыма для возрождения старых и выработке новых методов и подходов к созданию биосферосовместимой среды, повышающей творческий потенциал личности, её духовный и культурный уровень развития, нравственности, самосознания и патриотизма.

Цель работы: на примере исторических тенденций и уроков паркостроения дворцовых ансамблей Крыма выявить основные закономерности создания единых архитектурно-ландшафтных ансамблей, как цельных и эффективно действующих зон биосферной совместимости, стимулирующих культурно-эстетическое развитие и духовное воспитание биосферосовместимой личности

Ключевые слова: историко-культурное наследие, парки и памятники дворцовых ансамблей Крыма, биосферная совместимость, духовное, культурно-эстетическое, нравственное и патриотическое воспитание, биосферосовместимая личность

ВВЕДЕНИЕ

Отличительной чертой синтетического образа архитектурных и скульптурных форм являются исключительная емкость содержания и диапазон восприятия.

с ее конкретно-изобразительной помогает раскрыть идею произведения. Кроме того, комбинация архитектурных и скульптурных форм, открывает перед нами совершенно новые возможности решения тектонических, ритмических, масштабных и прочих композиционных задач. Это все формирует основу для создания качественно нового образа, содержащего элементы синтетичности.

Архитектура с давних времен активно использовала свойства синтетического искусства.

Синтез архитектуры и скульптуры проявляется в разнообразных формах, от почти полного слияния архитектуры со скульптурой, когда пространственное и архитектоническое начало в архитектуре менее выражено, чем пластическое и изобразительное (рис.1) до потери скульптурой изобразительных пластических свойств и переход ее в сочетание конструктивных элементов (рис.2).

Скульптура спецификой архитектурного

Рис. 1 Храм в Камбодже

Рис. 2 «Легкое приземление» скульптор Кеннет Снельсон

Совершеннейших форм единение скульптуры и архитектуры достигало в те века, когда скульптура в полной мере обладала свойствами пластичности и изобразительности, а архитектура -пространственности и архитектоничности. Архитектура Египта, античной Греции и Рима, готики, ренессанса и классицизма представляет лучшие образцы такого сочетания.

Одной из особенностей современной европейской архитектуры явилось ослабление взаимосвязи между архитекторами, скульпторами и художниками, что в результате привело к потере тех знаний, которые были плодом многовековой традиции совместного творчества. В результате все сводилось к тому, чтобы украсить фасад, сделать его более пышным.

Известно, что в периоды подъема архитектуры скульптура преимущественно использовалась в композиции архитектурных сооружений, выделяющихся на фоне других и имеющих общественный характер: храмов, театров, дворцов, жилых домов знати. В таких зданиях скульптура

была одним из средств, помогающих выделить здание наряду с другими архитектурно-пространственными выразительными средствами. Одним из признаков мастерства архитекторов всегда считалось умеренное применение ими сильно действующих выразительных средств.

При взаимодействии скульптуры и архитектуры скульптура представляет здесь контрастное начало: ее изобразительные возможности, психологическая выразительность, своеобразие силуэтной и светотеневой трактовки - все это необычайно остро противостоит архитектуре; однако существует грань, за которой скульптурный образ начинает казаться мало значащим, движение - случайным, а выражение лица - гримасой. Это происходит в том случае, если движения и эмоции показаны в процессе становления, в частностях, а не в общем, т. е. когда скульптурный образ решен слишком индивидуально и носит скорее станковый характер, он недостаточно обобщен и не монументален. Однако если чрезмерно обобщать скульптуру, лишать ее своих особенностей, она становится слишком похожа на архитектурный элемент, и теряется сам смысл применения скульптурной формы в архитектурной композиции.

АНАЛИЗ ПУБЛИКАЦИЙ, МАТЕРИАЛОВ, МЕТОДОВ

Обширен круг публикаций, посвященных рекомендациям и предложениям по принципам формообразования в нелинейной архитектуре, выявлению процесса взаимодействия природы и города в рамках ландшафтного урбанизма, важности применения правильного цветового решения при формировании среды, подбору растений для создания гармоничного ландшафтного пространства. Отметим некоторые из них: Шитикова В.Н. «Сады и парки Крыма: история и современность» [1], «Сельский парк» [2], «Экологический сад» [3], «Крымский стиль в вертикальном озеленении в конце Х1Х - начала ХХ веков» [4], Крамаренко К. А., Бабеев К.В. «Принципы формообразования в нелинейной архитектуре» [5], Сидорова В.В., Безмен Е.В. «Ландшафтный урбанизм современного города» [6], Прийматюк Т.А., Ковалев В.Я. «Средства ландшафтного дизайна в формировании фитосреды зимнего сада» [7], Лавлинская И.А. «Специфика формирования садово-парковых объектов Южного берега Крыма» [8], «Специфические закономерности композиционного построения парка в условиях рельефа Южного берега Крыма» [9], «Структура природного ландшафта Южного берега Крыма как формообразующий фактор садово-парковой композиции» [10].

ЦЕЛЬ И ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ

При подготовке данной работы стояла задача проанализировать взаимосвязь архитектурных и скульптурных форм в дворцовых ансамблях Крыма.

Цель работы: на примере исторических тенденций и уроков паркостроения дворцовых ансамблей Крыма выявить основные закономерности создания единых архитектурно-ландшафтных ансамблей, как цельных и эффективно действующих зон биосферной совместимости, стимулирующих культурно-эстетическое развитие и духовное воспитание биосферосовместимой личности.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ С РЕЗУЛЬТАТАМИ И ИХ АНАЛИЗОМ

Нет сомнения в том, что совместная работа архитектора и скульптора должна начинаться на стадии подготовки архитектурного проекта.

Форма - понятие многозначное. В искусстве и архитектуре понятие формы часто относится к формальной структуре - способу расположения и сочетания элементов и частей композиции, составляющих единое целое [11].

Скульптура в архитектурных формах применяется очень широко: от дальних подходов к зданию до интерьера.

При подготовке проекта с участием скульптурной формы необходимо учитывать ряд условий. Например, принятие в расчет ситуационного плана. Здесь важно такое понятие, как композиционное единство. Скульптурная форма может играть важную роль в формировании ансамбля, однако применение ее в двух соседних зданиях, не имеющих тенденции к образованию ансамбля, не имеет смысла. Однако выделение здания при помощи скульптуры из нейтрального архитектурного сооружения окажется выигрышным.

Также не рекомендуется применять скульптуру в случаях, когда функциональное назначение здания не позволяет выделить место, удачное с точки зрения восприятия, для ее постановки. Здесь важным является пропорция. Так, например, хотя портал и служит лучшим местом для установки фланкирующих скульптур, не будет иметь смысла их установка, если по условиям назначения портал не имеет достаточных размеров.

Применяя в композиции скульптурную форму, архитектор должен иметь в виду, что она может оказать большее влияние на масштабное восприятие здания.

В зданиях со ступенчатым силуэтом, скульптурная форма, завершая нижний уступ, смягчает переход к верхнему уступу. Однако при расположении окон у основания верхнего уступа скульптуры размещать не следует.

Кроме того, если фасад здания выходит на северную сторону, то применение скульптурного рельефа весьма затруднено, а иногда и невозможно, так как при плохом естественном освещении рельеф не бросает теней и не выразителен.

Конечно, важным является вопрос выбора материалов для выполнения скульптурной формы, участвующей в композиции здания. Эта палитра разнообразна: это различные породы камня -

твердые (гранит, лабродарит, порфир, габбро), мягкие (известняк, песчаник, мрамор, мраморовидный известняк); металл разных видов, от чеканной выколотки меди до белого листового железа; это новые материалы - бетон, литой искусственный камень, нержавеющая сталь, сочетание различных материалов. Использование достижений науки в этой области, например, методов металлизации, вакуумного напыления, позволяет значительно удешевить производство металлических скульптур. Также необходимо учитывать все особенности этих материалов: их вес, возможности обработки, цвет, фактуру, прочность, зависимость от атмосферных явлений и даже стоимость. К примеру, в закрытых частях здания возможно применять гипс для рельефа, поскольку он дает большие теневые проявления и более глубокие теневые западания, по сравнению с мрамором.

Вместе со скульптором архитектор должен решать вопрос о размере скульптурной формы.

В случаях, когда скульптура устанавливается на сооружении на большой высоте, возникает проблема, связанная с оптической деформацией. Существуют различные средства исправления таких искажений, например, можно незначительно наклонить фигуру вперед, удлинить верхнюю часть тела, увеличить голову. При выборе средства необходимо ориентироваться на ситуационный план, определяя из какой точки данное сооружение чаще всего наблюдается.

Объектами восприятия являются сложная фактура цвета поверхности фасада, воспринимаемая вблизи и чередование элементов фасада воспринимающееся со среднего расстояния, и крупные элементы объемов зданий, вид на которые раскрывается с отдаления [12]. Если сооружение чаще всего наблюдается со значительного расстояния, то правок можно избежать.

Одним из основных художественных средств произведений монументально - декоративного искусства является декоративность.

Под декоративностью следует понимать совокупность художественных свойств,

выстраивающих ту свойственную архитектурному произведению концепцию, которая должна присутствовать в скульптурной композиции, включенной в композицию здания. Это может быть сознательно примененное ритмическое чередование освещенных и затемненных частей в рельефе, выразительность природной фактуры материалов или геометрически определенная форма, в которую зрительно вписывается скульптурная группа, и т.д. Сложно представить себе венчающую группу из двух рядом стоящих фигур разных по размеру. Это не означает, что скульптурные образы рельефа следует подчинять узору, но в какой-то форме этот узор должен ощущаться. Этим в скульптурную композицию вносится закономерное начало.

Важное место в размещении скульптур занимает тектоническая характеристика здания. Например, скульптура, размещенная на несущих частях, являющаяся контррельефом или очень низким

барельефом, отличается от скульптуры заполняющих частей - горельефа, например, тимпанов.

Скульптурный образ строится на основе сознательного использования таких условий тектоники, которые представляет архитектурная среда.

Богатство исторических образов, легенд, природного ландшафта придавали

индивидуальность и эстетическую глубину Крымскому полуострову. Примером тому является семантика и образная логика планировки Алупкинского парка, где слились в единое целое архитектурные постройки с окружающей природной средой и, впоследствии, были оценены как лучшие достижения отечественного и европейского зодчества начала XIX века. Центром композиции садового-паркового комплекса стал дворец, что было свойственно культуре паркостроительства эпохи Просвещения. (рис. 3)

Рис. 3 Алупкинский дворец

Разбивка ландшафта подчинена сохранению естественного пейзажа с обустройством видовых точек. Композиционная доминанта в планировочном решении отводилась Большому дворцу.

Эклектика, которая заложена в архитектурном образе Воронцовского дворца, чудесным образом вписалась в самобытность Крымского побережья и впоследствии нашла свое отражение в многочисленных особняках классического, готического, мавританского стилей. Вертикальная планировка парковых зон перекликалась с образами итальянских террасированных садов, но с сохранением естественной пространственной среды.

Парк разбивался с характерными чертами «пейзажей настроения», уголками мифических времен античности, элементами восточных и мавританских мотивов.

Малые архитектурные формы: классические колонны, вазы, «беломраморные массивные скамьи», мраморные раковины, античный саркофаг с барельефами, «мраморные вазы с кустами алое», фонтаны - все это в дальнейшем найдет воплощение в артибутике парков южнобережья. А львиные террасы принесут мировую славу Алупкинскому дворцово-парковому ансамблю и его создателю.

Композиционный прием, пейзажный стиль, сегмантические образы Алупкинского парка нашли свое отражение в организации пространственной среды Ливадийского (рис. 4) и Массандровского дворцового-парковых комплексов (рис. 5), Нижней

Ореанде, парке Форос, Дюльбер, Меласс, в Мисхорском парке. Примером современной ландшафтной планировки в романтическом стиле может служить парк «Парадиз», расположенный на крутых склонах амфитеатра небольшой бухты в поселке Партенит.

Эклектика в архитектурных строениях и малых архитектурных форм гармонично вписывается в культуру Крымского пейзажа, подчеркивая глубинные исторические корни полуострова [1].

Рис.4 Ливадийский дворец

Рис. 5 Массандровский дворец

ВЫВОДЫ

Таким образом, до сих пор расположение скульптур было подчинено определенной логике, следовавшей из привычных представлений о материале и конструкциях.

Для новых материалов и конструкций, не успевших еще получить закономерные тектонические характеристики, целый ряд представлений оказывается неверным, целый ряд приемов - архаичным. Так, например, трудно представить себе нишу в современной тонкой стене; не рационально располагать декоративные маски на месте, где нет никаких замковых камней. Безусловно, со временем в архитектуре сформируются новые закономерные приемы применения скульптуры, но осуществиться это может лишь тогда, когда современная архитектура пополнится разнообразной палитрой архитектурно выразительных средств. Синтез архитектуры и скульптуры является сильнейшим художественно -выразительным средством.

Сегодня наблюдается повышение интереса к скульптуре как к средству образного выражения.

Однако развитию подлинного синтеза архитектуры и скульптуры мешает то, что искусство в большей степени заражено формализмом. В архитектуру привлекается «беспредметная» скульптура, которая не может решить задач «доказывания» идеи содержания, ее широкого раскрытия, составляющего важнейшую задачу синтеза в эпоху его расцвета.

Творческое содружество, согласованность архитекторов, скульпторов и инженеров зеленого строительства, дополняя друг друга, помогут воссоздать единое гармоничное, художественное целое в рамках местных традиций и самобытности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шитикова В.Н. Сады и парки Крыма: история и современность // Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. - Симферополь: НАПКС,

2010. - Вып. 33-34. - С. 35-45.

2. Шитикова В.Н. Сельский парк // Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. - Симферополь: НАПКС, 2010. - Вып. 31. -С. 37-45.

3. Шитикова В.Н. Экологический сад // Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. - Симферополь: НАПКС, 2011. - Вып. 38. -С. 21-29.

4. Шитикова В.Н. Крымский стиль в вертикальном озеленении в конце XIX - начала ХХ веков // Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. - Симферополь: НАПКС, 2012. - Вып. 42. - С. 10-15.

5. Крамаренко К.А., Бабеев К.В. Принципы формообразования в нелинейной архитектуре // Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. - Симферополь: НАПКС, 2011. - Вып. 36. -С. 16-23.

6. Сидорова В.В., Безмен Е.В. Ландшафтный урбанизм современного города // Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. -Симферополь: НАПКС, 2011. - Вып. 36. - С. 23-30.

7. Прийматюк Т.А., Ковалев В.Я. Средства ландшафтного дизайна в формировании фитосреды зимнего сада // Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. - Симферополь: НАПКС,

2011. - Вып. 3. - С. 65-69.

8. Лавлинская И.А. Специфика формирования садово-парковых объектов Южного берега Крыма

// Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. - Симферополь: НАПКС, 2009. - Вып. 29. -С. 8-15.

9. Лавлинская И. А. Специфические закономерности композиционного построения парка в условиях рельефа Южного берега Крыма // Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. - Симферополь: НАПКС, 2010. - Вып. 30. -С. 10-18.

10. Лавлинская И.А. Структура природного ландшафта Южного берега Крыма как формообразующий фактор садово-парковой композиции // Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. - Симферополь: НАПКС, 2010. - Вып. 33-34. - С. 8-16.

11. Болячевский А.М. Влияние формы на формирование объемно-пространственной композиции высотного здания// Строительство и техногенная безопасность. Сб. науч. тр. -Симферополь: НАПКС, 2010. - Вып. 33-34. - С. 3-7.

12. Галагановская В.С., Снатович А.А., Бескоровайная Я.Г., Казьмина А.И. Полихромия в формировании жизненной среды // Актуальные проблемы архитектуры, строительства и энергосбережения. Сб. науч. тр. - Симферополь: НАПКС, 2011. - Вып. 3. - С. 7-9.

REFERENCES

1. V. Shitikova N. Gardens and parks of Crimea: history and modernity // Construction and technogenic safety. SB. scientific. Tr. - Simferopol: NAPCS, 2010. -Vol. 33-34. - P. 35-45.

2. V. Shitikova N. Rural Park / Building and technogenic safety. SB. scientific. Tr. - Simferopol: NAPCS, 2010. - Vol. 31. - P. 37-45.

3. V. Shitikova N. Ecological garden / Building and technogenic safety. SB. scientific. Tr. - Simferopol: NAPCS, 2011. - Vol. 38. - P. 21-29.

4. V. Shitikova N. Crimean style to vertical gardening in the late XIX - early XX centuries // Construction and technogenic safety. SB. scientific. Tr. -Simferopol: NAPCS, 2012. - Vol. 42. - S. 10-15.

5. Kramarenko K. A., Babaev K. V. Principles of formation in nonlinear architecture / Building and technogenic safety. SB. scientific. Tr. - Simferopol: NAPCS, 2011. - Vol. 36. - S. 16-23.

6. Sidorov V. V., Bezmen V. E. Landscape urbanism the modern city / Building and technogenic safety. SB.

scientific. Tr. - Simferopol: NAPCS, 2011. - Vol. 36. -S. 23-30.

7. Primatic, T. A., Kovalev, V. Y. Tools of landscape design in the formation of fitered winter garden / Building and technogenic safety. SB. scientific. Tr. -Simferopol: NAPCS, 2011. - Vol. 3. - P. 65-69.

8. Lavlinsky I. A. specificity of the formation of Park and garden objects of the southern coast of Crimea

// Construction and technogenic safety. SB. scientific. Tr. - Simferopol: NAPCS, 2009. - Vol. 29. -S. 8-15.

9. Lavlinsky I. A. Specific patterns of compositional construction of the Park in terms of the relief of the southern coast of Crimea // Construction and technogenic safety. SB. scientific. Tr. - Simferopol: NAPCS, 2010. - Vol. 30. - S. 10-18.

10. Lavlinsky I. A. Structure of the natural landscape of the southern coast of the Crimea as a formative factor of landscape composition / Building and technogenic safety. SB. scientific. Tr. - Simferopol: NAPCS, 2010. -Vol. 33-34. - P. 8-16.

11. Balachowsky A. M. the influence of the shape on the formation of volume-spatial composition of a high-rise building/ Building and technogenic safety. SB. scientific. Tr. - Simferopol: NAPCS, 2010. - Vol. 33-34. - P. 3-7.

12. Galvanovska V. S., Catovic A. A., Beskorovainaya Y. G., Kazmin A. I. Polychrome in the formation of living environment // Actual problems of architecture, construction and conservation. SB. scientific. Tr. - Simferopol: NAPCS, 2011. - Vol. 3. -Pp. 7-9.

A SYNTHETIC IMAGE OF ARCHITECTURAL AND SCULPTURAL FORMS IN THE

PALACE ENSEMBLES OF THE CRIMEA

Maksimenko A. Y., Malakhovskaya A. I.

Summary. The study and evaluation of historical and cultural heritage of the palaces of the Crimea for the revival of old and development of new methods and approaches to the creation of biospherically environment that enhances the creative potential of personality, its spiritual and cultural level of development, morality, identity and patriotism.

The aim of the work: for example, historical trends and lessons of the natural palaces of Crimea to reveal the main regularities of creation of a unified architectural and landscape ensembles as an integral and efficiently operating zones of biosphere compatibility, stimulating cultural development and spiritual education of the individual biospherically

Key words: historical and cultural heritage, parks and monuments, palaces of the Crimea, biosphere compatibility, spiritual, cultural, moral and Patriotic education, biospherically personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.