УДК 911.53(477.75)
КУЛЬТУРНЫЕ ЛАНДШАФТЫ ДВОРЦОВО-ПАРКОВЫХ КОМПЛЕКСОВ И КУРОРТНЫХ ПАРКОВ ЮЖНОГО БЕРЕГА КРЫМА И ИХ СОВРЕМЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ
Пенно М. В., Вишневский С. О.
Рассмотрены современные представления о культурном ландшафте. Показаны особенности ландшафтных парков Южного берега Крыма как целенаправленно созданных культурных ландшафтов, определены их функции.
Ключевые слова: культурный ландшафт, ландшафтный парк, Южный берег Крыма.
В середине XX века в ландшафтоведении сформировалось новое научное направление - антропогенное ландшафтоведение. Его основоположником является Ф. Н. Мильков, которому принадлежат первые классификации антропогенных ландшафтов. По Ф. Н. Милькову «антропогенное ландшафтоведение рассматривает структуру, функционирование и географию тех ландшафтов, типовая структура которых прямо или опосредованно обязана деятельности человека» [ 1, с. 22]. Непосредственное отношение к антропогенному ландшафтоведению имеет понятие культурного ландшафта, который Н. Ф. Реймерс определяет как
«целенаправленно созданный антропогенный ландшафт, обладающий целесообразными для человеческого общества структурой и функциональными свойствами» [ 2, с. 262]. В настоящее время понятие «культурный ландшафт» трактуется неоднозначно и используется как в геоэкологическом, так и в культурологическом плане. Теоретические подходы к изучению культурных ландшафтов изложены в трудах А. Г. Исаченко, В. А. Николаева, Ю.А. Веденина и ряда других авторов [3,4,5]. На наш взгляд, достаточно четко формулирует понятие «культурный ландшафт» А. Г. Исаченко, указывая, что его развитие происходит в двух направлениях:
- в русле классического ландшафтоведения, где к культурному ландшафту применимы методы динамического ландшафтоведения и можно исследовать его структуру и функционирование с соответствующими потоками вещества, энергии и информации и производить его картографирование. В данном случае принадлежность к той или иной территории является определяющей;
- в междисциплинарном направлении, когда основное внимание уделяется культуре, культурному наследию и сам ландшафт отходит на второй план [3].
Как отмечают Ю.А. Веденин и М. Е. Кулешова в [5], в географической науке обозначились три подхода к определению и пониманию культурного ландшафта:
- классический ландшафтный географический подход;
- этнолого-географический (при котором культурный ландшафт - это освоенный этносом (сообществом) природный ландшафт);
- информационно-аксиологический (культурный ландшафт как совместное произведение человека и природы, представляющий собой сложную систему материальных и духовных ценностей, обладающих высокой степенью экологической, исторической и культурологической информативности).
В таком толковании культурный ландшафт соответствует методологии, выработанной ЮНЕСКО в отношении объектов Всемирного природного и культурного наследия. Согласно ей, все культурные ландшафты по степени преобразованное™ и культурной освоенности подразделяются на три основных категории: целенаправленно созданные, естественно сформировавшиеся и ассоциативные ландшафты. По устойчивости или степени уязвимости целенаправленно созданные и естественно сформировавшиеся ландшафты в свою очередь делят на ископаемые, реликтовые и саморазвивающиеся [5,6].
При этом, с каких бы позиций не рассматривались культурные ландшафты они должны находиться в гармонии с природной и социальной составляющими, обладать высокими эстетическими и функциональными качествами, подвергаться постоянной антропогенной регуляции и уходу.
Таким образом, целью данной статьи было изучение с позиций ландшафтного дизайна и эстетики ландшафта некоторых целенаправленно созданных культурных ландшафтов Южного берега Крыма.
На территории Южного берега Крыма наиболее «яркими» примерами таких «правильных» культурных ландшафтов являются парки - памятники садово-паркового искусства, занимающие на сегодняшний момент более 450 га территории. Часть из них относится к паркам общегосударственного значения: Форосский, Алупкинский, Ливадийский, Мисхорский, Харакский, Массандровский, Гурзуфский, Кипарисный, санаториев Утес и Карасан, часть - имеют местное значение [7]. Одно из старейших ботанических учреждений нашей страны и долгое время единственный на полуострове - Никитский ботанический сад занимает 269 га.
Изначально все эти ландшафтные парки были созданы по замыслу художников-архитекторов, то есть при заложении характеризовались использованием определенных принципов планировки и композиции. К таким принципам необходимо, прежде всего, отнести четкое функциональное зонирование территории. Как правило, в пределах хозяйственно освоенного ландшафтного пространства парка можно выделить отдельные подсистемы, ориентированные на выполнение определенных социально-экономических функций (зоны застройки, партер (открытая, парадная часть сада, примыкающая к зоне въезда или входа), прогулочные зоны, зона уединения, хозяйственных построек (конюшня, летняя кухня, домик садовника и т.д.), пляжная зона и др.
По своей стилистической направленности большинство дворцовых комплексов, а соответственно и прилегающих к ним ландшафтных парков имеют эклектический характер, сочетая детали романтических итальянских садов эпохи Возрождения, элементы французского барокко и классицизма, мавританские мотивы и элементы английской готики [8]. На протяжении всей истории с момента заложения, развитие этих парков было подчинено определенным целям человека, поэтому здесь наблюдается множество антропогенных элементов, созданных на основе или
возникших на месте природных образований. Это садово-парковые архитектурные сооружения: беседки, альтанки, павильоны, ротонды; дорожно-тропиночная сеть, скульптура, рукотворные водоемы, каскады, фонтаны, альпийские горки, каменистые россыпи и хаосы.
При обустройстве южнобережных парков и приусадебных садов ландшафтные дизайнеры, художники и архитекторы редко и лишь на партерных участках прибегали к формальной или регулярной планировке, используя в композиции простое симметрическое равновесие, прямолинейность линий, жесткий ритм, простоту и четкость форм. Примерами противопоставления вновь созданных ландшафтов окружающей природной среде являются партер верхнего парка Никитского ботанического сада, территория, примыкающая к южному фасаду и львиной террасе Алупкинского дворца. Итальянский дворик и партер Ливадийского дворца.
По-видимому, ограниченное использование регулярной планировки во многом определялось сложностью горного рельефа, «дачным» характером большинства южнобережных усадеб, не требующем излишней помпезности и торжества, а также определенной модой, сложившейся в ландшафтной архитектуре на время заложения садов.
Гораздо чаще в ландшафтных парках Южнобережья прибегали к элементам пейзажного стиля: использование мягких линий и плавных контуров в устройстве дорожек и посадках, отсутствие «искусственных», формированных стрижкой или обрезкой топиарных форм, полное подражание природной среде. Пожалуй, основным толчком для использования в ландшафтном дизайне парков этих подходов, явилось естественное пейзажное разнообразие природных ландшафтов ЮБК. Одним их ландшафтно-экологических принципов создания культурных ландшафтов и является его адаптация к особенностям местной природы.
Ведущими ландшафтными архитекторами XIX-XX вв. в ландшафтных парках Южнобережья было реализовано множество композиционных принципов. Принцип соразмерности или пропорциональности, как правильного отношения составных частей к целому, деталей - к основе, побочных эффектов к главному, легко проследить на примерах Алупкинского или Массандровского парков, где здания дворцов, вытянутые в плане или по высоте, с их башенками как бы повторяют рисунок окружающих их горных вершин, которые и сами похожи на фантастические замки. Трудно себе представить более полное слияние архитектуры с окружающим ландшафтом. При этом в обустройстве сада архитекторам удалось избежать излишнего нагромождения, деталей, которые бы утяжеляли композицию. Предпочтения отданы массивам и рощам однородных растений, разноярусным и разновозрастным одновидовым посадкам, великовозрастным солитерам, которые, благодаря перспективе, выглядят гармонично и соразмерно на фоне величественного горного амфитеатра. Отсутствие четкого ритма в размещении посадок или архитектурных элементов не оставляет места однообразию и монотонности.
Известно, что следовать классическим правилам масштаба и пропорции в ландшафтной архитектуре достаточно сложно, вследствие сильного изменения
внешнего вида растений на различных стадиях развития и в разные сезоны. Тем не менее, в ландшафтных парках ЮБК, как больших по площади, так и малых, масштаб посадок, мощения и малых архитектурных форм соразмерен доминирующим архитектурным сооружениям и находящимся рядом деревьям окружающего ландшафта.
Еще одной важной композиционной особенностью парков Южнобережья является широкое использование при построении пейзажных композиций контраста форм, текстуры и цвета. Резко контрастные формы растений могут разрушить гармонию и единство природного пейзажа, поэтому часто используются в регулярных садах (стриженые формы - шары, конусы, цилиндры и другие фигуры на фоне партерного газона). Вместе с тем умелое использование контраста, когда одна из форм представлена большим количеством экземпляров, а другая представлена только вкраплениями, повышает эстетическую ценность культурного ландшафта, формируя разнообразие пейзажных картин.
Применение законов линейной и воздушной перспективы позволили изменить зрительное восприятие размеров отдельных садовых элементов и пространства пейзажа в целом. Так, кулисные посадки кипариса вечнозеленого в ландшафтных парках особенно эффектно выглядят, если рассматривать их снизу на фоне светлого неба. При этом располагаясь между зрителем и горами, высокие деревья с пирамидальной кроной искажают восприятие пространства так, что создается впечатление, что горные вершины начинаются непосредственно за посадками.
Особенности климата южного побережья Крыма, обусловили другую важную особенность формирования культурных ландшафтов, которая заключалась в использовании наряду с аборигенными видами крымской флоры, большого количества интродуцентов. В составе флоры южнобережных парков около 1000 видов экзотичных растений, интродуцированных из других флор [9]. Причем многие интродуценты в настоящее время перешли в дикое состояние, свободно размножаются и распространяются, при этом их отсутствие в качестве компонента культурного ландшафта уже немыслимо. К таким видам «эдификаторам» южнобережных ландшафтных парков можно отнести виды кедров гималайский (родина - Афганистан, Гималаи), ливанский (Малая Азия, Тавр и Антитавр) и атласский (Алжир, Марокко), кипарисы вечнозеленый (Малая Азия, сев. Иран, Крит, Кипр), аризонский (Аризона, Калифорния, Мексика), сосна итальянская и алепская (западное Средиземноморье), платан восточный (Кавказ), опунция (Южная Америка), айлант (Восточная Азия), робиния псевдоакация (Канада) и другие [10].
Современное значение ландшафтных парков ЮБК достаточно велико. Являясь памятниками садово-паркового искусства и отличаясь своими высокими эстетическими качествами, они способствуют культурному воспитанию людей, пониманию и созерцанию красоты. Именно на примере изучения и обустройства данных парков должны развиваться эстетика и дизайн ландшафтов - прикладное направление географической науки, сформировавшейся на стыке ландшафтоведения, архитектуры, дендрологии и ботаники. В последнее время все больше внимания уделяется разработке методик оценки эстетичности ландшафтов. Как известно, существующие схемы оценки спорны и несовершенны, и в этом
случае для разработки подобных методик для естественных природных ландшафтов определенной «отправной точкой», формирующей представление об эстетичности, могут являться ландшафтные парки.
Кроме того, рассмотренные парки Южного берега Крыма выполняют средообразуюшую функцию, формируя особый целебный климат, имеющий большое значение для климатического курорта. Благодаря наличию в них растений с высокими фитонцидными качествами хорошие результаты дает санаторно-курортное лечение легочных больных. А высокое пейзажное разнообразие местности способствует лечению нервно-соматических болезней. Проведенные А. М. Ярош, Т. В. Гавенко и Т. К. Курч исследования показали, что регулярные прогулки в Массандровском парке во все сезоны оказывают положительное влияние на процессы высшей нервной деятельности людей, что проявляется в повышении точности и продуктивности умственной работы и в улучшении памяти [11].
Культурные ландшафты южнобережных парков являются одним из рекреационных ресурсов Крыма, представляют архитектурно-художественную, научную и практическую ценность. Помимо использования их для познавательного туризма (посещение дворцов, знакомство с историей, культурой и архитектурой), широкое развитие получает научный туризм на базе Никитского ботанического сада.
Достаточно остро стоит проблема сохранения биологического и ландшафтного разнообразия Южного берега Крыма в связи с высокой антропогенной нагрузкой на данную территорию. В этом случае ландшафтные парки могут рассматриваться как определенные ядра экологической сети, поддерживающие существование естественных экосистем и являющиеся стабилизаторами экологического равновесия
[7].
Таким образом, дворцово-парковые комплексы и курортные парки Южного берега Крыма, созданные человеком почти 200 лет назад, до сих пор являются шедевром ландшафтного дизайна и образцом культурного ландшафта, выполняющего разнообразные функции.
Список литературы
1. Мильков Ф. Н. Учение об антропогенных ландшафтах: вопросы теории, терминологнии и преподавания высшей школе / Вестник ВГУ, серия география и геоэкология. 2004, № 1. -С.19- 23
2. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. - М.: Мысль. 1990 .- 637 с.
3. Исаченко Г.А. Культурный ландшафт как объект дискуссии./Материалы юбилейной научной конференции «Культурный ландшафт: теория и практика»,- М., МГУ, - 2003.
4. Николаев В.А. Культурный ландшафт - геоэкологическая система // Вестник Моск. ун-та. Сер. 5. География,- 2000,- №6.-С. 3-8
5. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурный ландшафт как объект культурного и природного наследия./Известия АН. Серия географическая, 2001, № 1, с. 7-14.
6. Кусков А. С., Арсеньева Е. И. Культурный ландшафт как ресурс для развития регулируемого туризма: современные представления и подходы к типологии /Устойчивое развитие туризма: направления, тенденции, технологии. Сборник материалов международной научно-практической конференции - Улан-Удэ: БИП, 2005. С. 15-25.
7. Перспективы создания Единой природоохранной сети Крыма. - Симферополь: Крымское учебно-педагогическое государственное издательство, 2002. - 192 с.
8. Сады, парки и заповедники Украинской ССР. - К.: Буд1вельник, 1985. - 167 с.
9. Ена В. Г., Ена Ал. В., Ена Ан. В., Ефимов С. А., Слепокуров А. С. Научно-прикладные основы создания природного национального парка "Таврида" и Большой Эколого-этнографической тропы в Крыму. Экологическое состояние.Угроза ландшафтному равновесию и биоразнообразию в Крыму //Приложение к научно-практическому дискуссионно-аналитическому сборнику "Вопросы развития Крыма". Симферополь, "СОНАТ". 2000. - 104 с
10. Деревья и кустарники СССР. - T.I. Голосеменные. - М : Издательство Академии наук СССР, 1949 .-463 с.
11. Ярош А. М., Гавенко Т. В., Курч Т. К. Значение природных ландшафтных парков для рекреационной деятельности /Актуальные вопросы развития инновационной деятельности и охраны интеллектуальной собственности: Материалы пятой международной научно-практической конференции/ Приложение к научно-практическому дисскусионно-аналитическому сборнику «Вопросы развития Крыма». - Симферополь: Сонат, 2001 - С. 166-168
Пенно М.В., Вишневський С.О. Культурш ландшафта палацово-паркових комплекав i курортних паршв Швденного берега Криму та i'x сучасне значения.
Розглянуто сучасш уявлення про культурний ландшафт. Показано особливое^ ландшафтних парив Швденного узбережжя Криму як цшеспрямовано створених ландшафте, визначеш 1х функци. K.rn040Bi слова: культурний ландшафт, ландшафтний парк, Швденне узбережжя Криму.
Pernio М. IVishnevsky S.O. Cultural landscapes of palace-park complexes and resort parks of South coast of Crimea and its modern importance.
Contemporary concepts about cultural landscape are examined. Are shown the special features of the topographical parks of the Southern coast of the Crimea as goal-directed the created cultural landscapes, their functions are determined.
Keywords: cultural landscape, topographical park, the Southern coast of the Crimea.
Статья поступила в редакцию 25.07.2008 г