УДК: 338.48(470-13)(091) DOI: 10.22412/1995-042X-11-1-7
МАЗУРЕНКО Наталия Анатольевна
Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского (Ялта, Респ. Крым, РФ); кандидат сельскохозяйственных наук, доцент;
teza urus13@ mail. ru
Формирование туристского образа Ялты: история и современность
Крымский полуостров нередко называют «мир в миниатюре» или «музей под открытым небом». На полуострове пересекались исторические пути множества народов и цивилизаций, каждая эпоха оставила свой след на этой земле. Не случайно Крым славится интереснейшими музеями, многочисленными археологическими достопримечательностями. Отсюда и архитектура особняков - эллинские колоннады, готические шпили, мавританские ажурные детали, уютные фонтаны в окружении «эдемских» садов и очаровательных парков Большой Ялты. Статья знакомит с историей Ялты, её курортными возможностями и достопримечательностями, современными проблемами и возможными путями их решения.
Целью публикации является отражение наиболее актуальных проблем Большой Ялты, которые непосредственно влияют на развитие современного города-курорта. Непонимание историко-культурной значимости многих памятников зодчества Крыма, в частности Ялты, в отдельных случаях стало причиной их уничтожения либо изменения. И в настоящее время недостаток финансирования не даёт возможность осуществлять восстановление некоторых творений зодчества, а в иных случаях приводит и к их потере.
Образ курортного города в наши дни коренным образом меняется в условиях постоянного влияния антропогенной и техногенной нагрузок. Основными проблемами этого являются: 1) хаотичная застройка территории; 2) транспортные проблемы (качество и размеры дорог, парковки, загазованность); 3) цветочное оформление центра города (создание миксбордеров, клумб, куртин); 4) архитектурная несовместимость стилей набережной (внешний вид прибрежной территории); 5) состояние пляжей.
Ялта по своим природно-климатическим и культурно-историческим особенностям относится к курортам германского типа, сочетающих в себе богатую историю и культуру с использованием рекреационных ресурсов. Решение основных проблем города-курорта обеспечит его современное функционирование, придаст мощный импульс предпринимательской активности в сфере туризма.
Ключевые слова:
Ялта, город-курорт, туризм, памятники зодчества Ялты, дворцы Южного берега Крыма, образ курортного города,
историко-культурное наследие, достопримечательности
Крымский полуостров - одно из наиболее замечательных мест на Земле. Нередко его называют «мир в миниатюре» или «музей под открытым небом». И это совсем не преувеличение. На полуострове пересекались исторические пути множества народов и цивилизаций, поэтому история Крыма полна самых невероятных и неожиданных поворотов. Каждая эпоха оставила свой след на этой земле. Не случайно Крым славится интереснейшими музеями, многочисленными археологическими достопримечательностями.
Но, пожалуй, самыми впечатляющими памятниками полуострова являются великолепные дворцово-парковые ансамбли Юж-нобережья и Ханский дворец в Бахчисарае. Эти дворцы сооружались в разные эпохи, для царских особ и высокопоставленных дворян, и в абсолютно несхожих стилях. Однако есть одно, что их объединяет - атмосфера блаженного покоя и некоего идиллического уединения. Собственно, для этого они и возводились.
Крым всегда воспринимался как край изобилия и спокойствия, поэтому и дворцы здешние строились не для конкретных практических целей, а лишь для отдыха и уединения от внешнего мира. Отсюда и архитектура особняков - эллинские колоннады, готические шпили, мавританские ажурные детали, уютные фонтаны в окружении «эдемских» садов и очаровательных парков Большой Ялты.
Ялта - самый известный и популярный курорт на Крымском побережье. Горные хребты окружают его амфитеатром. Южное побережье Крыма представлено рядом туристских поселков - таких, как Гурзуф, Массандра, Ливадия, Ореанда, Гаспра, Кореиз, Мисхор, Алупка, Симеиз, Форос, составляющие вместе с самим городом Большую Ялту [9]. Наиболее яркие жемчужины в ожерелье крымских архитектурных шедевров Большой Ялты представлены монументальным Алуп-кинским дворцом, белоснежным Ливадий-ским, элегантным Массандровским. Достойны внимания дворец князей Юсуповых в Коре-
изе, имение «Ясная Поляна» и дворец «Дюль-бер» в Гаспре, виллы «Ксения» и «Мечта» и многие другие. Одним словом, каждый из дворцов в полной мере даёт возможность посетителям погрузиться в атмосферу жизни их обитателей [4, 15].
Природные ресурсы Большой Ялты ещё с начала XX века определили её назначение и использование как лечебно-оздоровительный курорт, а не рекреационный центр. Вопрос об историческом образе Ялты на ранних этапах развития города не был актуальным. XXI век, несомненно, вносит свои коррективы в градостроительный облик Ялты. К сожалению, город, обладая уникальными объектами культурного наследия, не имеет зон охраны объектов культурного наследия.
По данным историков и археологов, Южный берег Крыма издавна привлекал множество народов [12]. Об этом свидетельствуют обнаруженные предметы археологических раскопок на мысе Ай-Тодор, на горах Кошка, Аю-Даг, перевале Гурзуфское седло1 и многих других.
Первые же письменные упоминания о поселении с названием Ялита (Джалита, Эта-лита, Каллита) появились после путешествия арабского путешественника и географа XII в. Абу Абдаллаха Мохаммеда Аль-Идриси. Впоследствии эту территорию населяли крымские греки, татары, генуэзцы, турки, русские [1, с. 67]. Документальные источники по истории османских владений на территории Крыма в XVI-XVШ вв. детально изучены в диссертационном исследовании О.М. Курниковой [3].
Что же влекло людей во все времена на южное побережье Крымского полуострова? Естественно, мягкий средиземноморский климат, удобные бухты, чистый воздух, большое количество солнечных дней. Впоследствии именно эти климатические факторы определят назначение будущей столицы юж-
1 Перевал Гурзуфское седло (Гурбет-Дере-Богаз). URL: http://poluostrov-krym.com/dostoprimechatelnosti/ gory-doliny/pereval-gurzufskoe-sedlo.html (Дата обращения: 10.02.2017).
ЛЛазуренко H.A. ртр о Q м
Формирование туристского образа Ялты: UAVUUII IM
история и современность ^КУРНАЛ
нобережья. Писатель-путешественник, литературный критик и этнограф Е.Л. Марков так писал в книге «Очерки Крыма»: «Издали Ялта -крошечный Неаполь. Столько же моря, солнца, красок и жизни... Яйла... отодвигается кругом Ялты на порядочное расстояние и охватывает её полукруглую долину гигантским амфитеатром. В этих каменных объятиях Ялте тепло, как в теплице; она открыта только югу, морю и солнцу» [7].
Статус города Ялта получила только после присоединения Крыма к России в 1837 г. и была объявлена уездным городом лично императором Николаем I [5]. Строительство шоссе из Симферополя до Ялты ускорило процесс освоения и заселения южнобережья. Дворянская знать, военные и гражданские чины щедро получали участки под застройку. Большая стройка не заставила себя ждать. С лёгкой руки царской династии в Ялте начали возводить роскошные дворцы, разбивать парки [4], строить фешенебельные гостиницы2 и небольшие пансионы, доходные дома, модные магазины, обустраивать дачи, налаживать инфраструктуру. Город стал излюбленным местом отдыха не только состоятельных аристократов и крупных чиновников, но и купцов, промышленников, творческой интеллигенции. Ялта упрочила за собой репутацию «русской Ниццы». По определению Г.Г. Москвича: «Ялта по преимуществу - Luftcurort, где лечатся воздухом не только слабогрудые, но ищут отдыха и развлечений очень многие здоровые люди, которым нужна образцовая гигиеническая и санитарная обстановка, недоступная даже большим благоустроенным городам, но составляющая (или, по крайней мере, долженствующая составлять) необходимую принадлежность всякого благоустроенного курорта» [11].
Архитектура Ялты нач. XX в. блистала стилем модерн с новыми подходами к планировке зданий в соответствии с расположени-
Гостиницы в Ялте на любой вкус. URL: http://oldyalta.ru/gilyo/gostinica/ (Дата обращения: 10.02.2017).
ем рельефа, новыми строительными матери*/ Г"» <М>
алами и модой в декорировании. В дальнейшем использовались стили итальянского Возрождения с элементами декора, рококо, итальянского Ренессанса, византийского и мавританского. При постройке домов учитывался горный рельеф территории (террасное строительство) и постоянный обмен воздуха - морского бриза днём с моря, а ночью с гор. Таким образом, воздух не застаивался, в центре города ощущалось лёгкое движение воздушных масс.
Этот фактор был решающим при выборе А.П. Чеховым земельного участка при постройке своей «Белой дачи» (рис. 1). При строительстве зданий использовали и мест-
V /- и 1-» и V
ный бутовый камень. В летний зной в таком доме было прохладно, а в сырую и короткую зиму тепло долго не покидало стены домов. На то время большей частью город состоял из малоэтажных строений, которые обеспечивали сейсмическую безопасность. Строительная лихорадка не обошла и культовые строения. Самое раннее строение Ялты, выстроенное в 1837 г. при Николае I в псевдоготическом стиле - церковь Иоанна Златоуста, до недавнего времени являлось маяком для прибывающих судов.
Рис. 1 - «Белая дача» А.П. Чехова - сейчас Дом-музей А.П. Чехова3
3 Фотография с официального сайта Дома-музея А.П. Чехова http://chekhov-yalta.org/ru/index.html
Среди сакральных сооружений Ялты особо интересны Армянская церковь, построенная в стиле ранних христианских храмов, Собор Святого Благоверного Князя Александра Невского, в память погибшего от бомбы террориста царя-мученика Александра II, в древнерусском стиле храм Святого Николая Чудотворца и мученицы Александры, в византийском стиле Церковь Святого Великомученика Теодора Тирона. До настоящего времени сохранился католический костёл в готическом стиле и лютеранская кирха (евангелическо-лютеранская церковь получила имя Святой Марии отчасти в честь дочери архитектора Шрейбера), построенная за счёт благотворительных пожертвований императоров Российской Империи и Германии. На сегодняшний день церковь Святой Марии в Ялте - лучшая сохранившаяся лютеранская церковь Крыма. Она является духовным центром немецкой общины Большой Ялты. Небольшие домовые церкви строились в имениях, некоторых санаториях и гимназиях Ялты.
Южная столица постепенно приобретала черты светского города. Ялта, наравне с известными европейскими курортами, становится модным курортом для состоятельной публики. Был построен прибрежный мол, образуя удобную гавань для пароходов, реконструирована Набережная для прогулок, строились гостиницы. К 1914 г. в Ялте насчитывалось около 20 гостиниц с различным ценовым уровнем. Цены в гостиницах и пансионах были на уровне Парижских отелей. Примечательно, что названия гостиниц носили географическую номенклатуру: Лондон, Бристоль, Россия, Франция, Санкт-Петербург, Приморская, Джалита, Ореанда, Крым, Европейская, Московская, Ялта, Таврида, Ялтинская. Некоторые названия гостиниц и сейчас носят старые имена: Ореанда, Ялта, Вилла «Елена», Мариино, Бристоль. Самой роскошной и комфортабельной гостиницей Ялты стала «Россия», построенная в 1875 г. [14]. На тот момент краевед, издатель и путешественник Григорий Москвич в своём путеводителе сообщал, что:
«По устройству своему эта гостиница с её садами, террасами и балкончиками, паровой прачечной и фонтанами, собственным газовым освещением по справедливости может быть причислена к лучшим гостиницам не только России, но и Европы» [10].
Новомодным введением того времени стали пансионы для больных приезжих. В зимний сезон гостиницы предоставляли свои помещения, но по более высокой цене. Сдавались внаём и меблированные комнаты, квартиры и дачи. Причём эти меблированные комнаты и дачи составляли весьма ощутимую конкуренцию гостиницам. Летом, в целях прожить в Ялте пару месяцев, набраться сил и искупаться в море, прибывало большое количество «педагогического персонала» и учащихся [8].
В годы становления советской власти (1917-40 гг.) Ялта начинает менять свой облик. Памятники зодчества полностью функционируют на благо трудящихся: особняки, дачи, гостиницы отданы под здравницы, санатории и государственные дачи, а из доходных домов создают коммунальные квартиры. Изменяется художественное содержание интерьеров, производится перепланировка помещений. Произведения архитектуры царских времён как «ненавистное прошлое» зачастую уничтожается. Первым санаторием, который встретил трудящихся советской России в 1925 г., был Ливадийский дворец.
При оккупации Ялты Ливадийский дворец был сильно разрушен. Малый дворец и флигели были руинированы, но Белый дворец сохранился достаточно хорошо. Отступая, немцы забирали с собой всё, что можно передвинуть и снять, даже дверные ручки и краны от умывальников. Воронцовский дворец во время войны не пострадал, но лишился многих предметов интерьера, картин, скульптур (рис. 2). В частности, сохранность таких исторических объектов, как летняя резиденция российского императора Николая II, способствовало проведению Крымской (Ялтинской) конференции глав антигитлеровской ко-
алиции 1945 г. Именно здесь, в Ливадийском дворце (рис. 3), И.В. Сталин, Ф. Рузвельт и У. Черчилль перекроили политические границы в Европе и Азии [16].
б
Рис. 2 - Реквизированные объекты наследия
в период оккупации Крыма (1942 г). (а - Фигура льва с львиной террасы Алупкинского дворца; б - голова Ильича с монумента)4
4 Фотографии с сайта https://crimeanblog.blogspot.com/ 2014/04/krym-voyna-foto.html
Рис.3 - Восточный фасад Ливадийского дворца5
Таким образом, в настоящее время туристы и местные жители могут наслаждаться произведениями архитектуры и природных объектов, таких как Ливадийский дворец (рис. 3), дворец императора Александра III (Массандровский дворец) (рис. 4), дом-музей А.П. Чехова, Дворец Эмира Бухарского, набережная Ялты с её дореволюционными постройками (рис. 5), церкви, храмы, костёл, кирха и многими другими.
Рис.4 - Массандровский дворец
Заслуживают внимание и районы старой Ялты «Новый город». Центр Ялты представлен уникальными историческими постройками особняков, старинных домов, дач, пансионов и доходных домов.
5 Фотографии на рис. 3,4,5 - с сайта http://eurotripblog.ru
а
Рис. 5 - Набережная Ялты
В послевоенное время использование дворцов в качестве санаториев и пансионатов ещё некоторое время продолжалось. Непонимание историко-культурной значимости памятников зодчества Крыма, в частности Ялты, в единичных вариантах стало основанием уничтожения либо изменения монументов. И в настоящее время недостаток финансирования не даёт возможность осуществлять восстановление некоторых творений зодчества, а в иных случаях является причиной их утраты. Так Министерство обороны Украины продало Дворец графа Мордвинова (рис.6). В данный момент он находится в частной собственности и выставлен на продажу.
Рис. 6 - Заброшенная усадьба графа Н.С. Мордвинова6
В ветхом состоянии пребывают ещё ряд работающих пансионатов и санаториев. Осо-
' Фотография рис. 6-10 - с сайта http://shagau.ru/
бенно можно отметить здание нынешнего санатория «Киев» - одна из дач баронов Мел-лер-Закомельских (рис. 7).
Рис. 7 - Фрагмент дачи баронов Меллер-Закомельских (один из корпусов санатория «Киев»)
Дача пользовалась большой популярностью у приезжих. Украшенный деревянными резными элементами экстерьер дачи, без сомнения, сделал её оригинальной и привлекательной. Имитация кружева делала дома Ялты лёгкими и воздушными. Примером может служить и дом купчихи Лещинской (рис. 8).
Они придавали экстерьеру домов оттенок индивидуальности и неповторимости, так как выполнялись в том числе и по индивидуальным рисункам заказчика. Последние лет десять санаторий «Киев» находится в плачевном состоянии из-за отсутствия финансирования на содержание.
В труднейших условиях пребывают сегодня дом купца Ф.Ф. Мельцера (рис. 9), архитектора О. Вегенера - уникальный старинный особняк в Мордвиновском парке (рис. 10),
купца Гофшнейдера, князя Ахмед-Гирея Джамгаровича Чингиза, доктора Васильева, гостиничный комплекс «Метрополь» - когда-то один из лучших отелей Ялты. В настоящее время эти дома ужасно изуродованы, разрушаются, либо надстроены или перепланированы.
Рис. 8 - Дом купчихи Лещинской
Сегодня Ялта - национальное достояние нашей страны и историческое наследие многих поколений. По-прежнему популярна, престижна и модна. Во все времена отдых в Ялте считался символом жизненного успеха, принадлежности к элите. Русский лирический поэт Николай Рубцов так описал отдых в Ялте [13]:
Стукну по карману - не звенит, Стукну по-другому - не слыхать. Если только буду знаменит, То поеду в Ялту отдыхать.
Рис. 9 - Дом Ф.Ф. Мельцера
Рис. 10 - Дом архитектора О. Вегенера
Для большинства туристов таковой Ялта остаётся и сейчас. Потенциал рекреационной привлекательности города достаточно освоен и требует внимательного отношения к объектам историко-культурного, архитектурного наследия [2]. Используя природные, историко-культурные объекты, работники сферы туризма заинтересованы в их сохранении. Наличие ухоженных парков, скверов и памятников способствует хорошему отдыху туристов и повышает аттрактивность места отдыха [17, с. 89]. Однако образ курортного города в наши дни коренным образом меняется в условиях постоянного влияния антропогенной и техногенной нагрузок [2]. Среди основных проблем можно выделить:
1) хаотичная застройка территории;
2) транспортные проблемы (качество и размеры дорог, парковки, загазованность);
3) цветочное оформление центра города (создание миксбордеров, клумб, куртин);
4) архитектурная несовместимость стилей набережной (внешний вид прибрежной территории);
5) состояние пляжей.
Сегодня по всему Южному берегу Крыма «выросло» множество комфортабельных многоэтажных жилых домов и целых жилых комплексов «таун-хаусов». Построены они хаотично, особенно вопиюща ситуация с застройкой центра Ялты. Архитектура современной Ялты создаёт грустное впечатление. Сейчас эти строения занимают места отдыха горожан и туристов, которые были благоустроены ещё в начале ХХ в. и пользовались большим спросом и у современного населения. Примером могут служить как Приморский, так и Массандровский парки. Первый - излюбленное место горожан и туристов, которое простиралось вдоль прибрежной полосы. Особенностью этого места для отдыха всегда были хвойные деревья с раскидистой кроной. Открывался красивый вид на море (рис. 11). Массандровский парк - уникальная территория, на которой сосредоточены самые старые деревья в парках Крыма. Посадки были осу-
ществлены здесь ещё в XVIII в., во время графа Потемкина. Массандровский парк является практически единственным участком прекрасно сохранившегося естественного леса в черте города, в этом заключается его особая экологическая и природоохранная ценность. В настоящее время его окружают жилая застройка, предприятия, рекреационные учреждения и другие объекты, оказывающие значительное влияние на его развитие, современное функционирование, величину антропогенных нагрузок.
Рис. 11 - Приморский парк
В парк входят земельные участки ряда рекреационных учреждений (курортный городок «Донбасс», НИИ им. Сеченова и др.), в непосредственной близости от него расположены гостиница «Массандра», д/о «Актер» и др.
Таким образом Массандровский парк оказался в окружении ряда рекреационных учреждений, перспективы развития которых необходимо учитывать при организации стабильного функционирования парка. Помимо антропогенных факторов, обусловленных деятельностью рекреационных учреждений и оказывающих определённое влияние на данный объект природно-заповедного фонда, существует ряд естественных факторов, негативно влияющих на развитие территории, прежде всего - оползневая обстановка.
Необходимо отметить, что даже уже законченные строительные объекты таят в себе угрозу растительному покрову парка, поскольку пригружают тело оползня, пропитанного водой. Подтверждением этому служат
факты подтопления центральных пологих куртин Массандровского парка с последовавшим за этим отмиранием нескольких экземпляров древесных растений (в т.ч. великовозрастного секвойядендрона гигантского), которые в настоящее время не удалены (рис. 12).
Рис. 12 - Нижний парк Массандровского дворца с отмершими великовозрастными секвойядендронами гигантскими
Таким образом жилые объекты, располагающиеся в окрестностях Массандровского парка, в особенности многоэтажные здания (р-н ул. Мухина), малоэтажная застройка, поливные огороды являются в оползневом ландшафте фактором, отрицательно влияющим на растительность парка. Наиболее серьёзным фактором негативного воздействия на экосистему Массандровского парка является транзитный автомобильный транспорт. На дорожках парка зафиксировано достаточно интенсивное автомобильное движение. Можно печально констатировать: в Ялте фактически не осталось парков - лишь два сквера, своеобразный оазис в городской черте для кратковременного отдыха.
Ежегодно Ялту посещают миллионы туристов. Экскурсоводы демонстрируют приезжим славное историческое прошлое в виде архитектурных сооружений и природных объектов, которые ещё можно показывать. Экс-курсионно-познавательный туризм современному туристу наскучил, он ищет новых ощущений. Но ничего глобального, по всей видимости, не предвидится. Развлекательный туризм в Крыму, в данном случае - Ялте - почти
не развит. Внешний вид современной Ялты, инфраструктура города оставляет желать лучшего.
Набережная Ялты - историко-культурный комплекс, построенный в стиле модерн - самая освоенная в рекреационном плане территория города. Акватория, примыкающая к набережной, является пристанью для яхт и других судов. «Закатанная в асфальт», с немногочисленными строениями для продажи билетов и не внушающими доверия кафе, фонарями в стиле кубизма 20-30-х годов, вряд ли создаст впечатление аттрак-тивности территории. В вечернее время акватория напоминает селитебную зону санаторного типа постсоветского периода.
На городских пляжах отсутствует сервисная инфраструктура, отмечается их необустроенность и замусоренность. Горный рельеф и наличие большого количества выходов скальных пород на поверхность предопределило наполняемость пляжей Ялты галечной культурой, а не песком. Зимние шторма размывают береговую пляжную полосу, что требует её восстановления к летнему сезону. С каждым годом береговая полоса южнобере-жья становится всё уже. Таким образом, количество туристов, имеющих возможность отдохнуть на прибрежной полосе моря, становится меньше. Размеры территории, используемые для пляжно-купального отдыха, ограничены.
Сейчас Ялта ассоциируется с «дорогим и некачественным сервисом». Одной из самых актуальных проблем Ялты является транспортная инфраструктура. Автомобильные дороги города не модернизировались большей частью со времён СССР. Наличие большого количества транспорта, особенно в летний период, превращают центр города в загазованную яму. В летний сезон воздух из-за наличия машин и новых высокоэтажных построек, загораживающих побережье, превращается в смог.
Попытки решения проблемы большого количества автотранспорта не раз предпри-
нимались ещё при Советском Союзе. Иногородним автомобилям не разрешали въезжать на территорию южнобережья, вводили определённые ограничительные правила в городе и т.д. Автолюбители оставляли свои машины на парковке (п. Гурзуф) и добирались до пункта назначения общественным транспортом или такси. Следует отметить и неудовлетворительное состояние значительной части дорожного полотна, подъездных путей и стоянок для автобусов возле объектов туристского интереса. До настоящего времени вопрос автотранспорта остаётся открытым.
Климат Ялты - аналог Северного Средиземноморья (юг Франции, север Италии и Хорватии). Растительность здесь не перестаёт вегетировать и зимой. Субтропический климат южнобережья также позволяет выращивать большое количество декоративных и экзотических растений. Клумбы города в летний сезон большей частью стоят пустые, в лучшем случае покрытые зелёным газоном. Нужно отметить, что в период расцвета курорта, Ялту украшали многочисленные клумбы с яркими многолетниками и однолетниками. Сейчас, в единичных вариантах, частные предприниматели, содержащие кафе для привлечения туристов, по своему усмотрению украшают внутренние дворики подвесными кашпо с вьющимися цветами.
Вернуть образ былой привлекательности Ялта может при изменении отношения к объектам историко-культурного, архитектурного наследия, культурным и природным ландшафтам. Изменить неблагоприятную ситуацию в создавшихся условиях возможно путём:
1) зонирования территории по расположению объектов историко-культурного наследия;
2) ограничения застройки исторического центра города и прибрежной его части;
3) восстановления объектов культурного наследия;
4) определения мест парковки в пригороде для иногороднего транспорта;
5) ограничения движения транспорта в городской черте (создание парковочных мест);
6) благоустройства центральной части города и его акватории в соответствии с историческим архитектурным стилем;
7) создания единого туристского центра юж-нобережья.
В заключение хотелось бы отметить, что Ялта по своим природно-климатическим и культурно-историческим особенностям относится к курортам германского типа, сочетающих богатую историю и культуру с использованием рекреационных ресурсов. Решение основных проблем обеспечит современное функционирование курорта, придаст мощный импульс предпринимательской активности в сфере туризма.
Список источников:
1. Афанасьев О.Е. Этапы развития сферы туристских услуг в Крыму // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №1. С. 5-13. DOI: 10.12737/7901.
2. Василенко В.А., Василенко А.В. Кластеризация Крымских дестинаций в правовом поле России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №1. С. 60-69. DOI: 10.12737/7920.
3. Курникова О.М. Документальные источники по истории османских владений на территории Крыма в XVI - XVIII вв.: Автореф. дисс. ... к-та ист. наук. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2009. 25 с.
4. Коляда Е.М. Дворцово-парковое строительство на Южном побережье Крыма в конце XIX - начале XX века: Автореф. дисс. ... к-та искусствоведения. СПб, 2002. 25 с.
5. Ливицкая З.Г. В поисках Ялты. Записки музейщика. Симферополь: Н. Орiанда, 2013. 248 с.
6. Майорова Н.С. Мотивы русской архитектуры. М.: Белый город, 2012. 256 с.
7. Марков Е.Л. Очерки Крыма (Картины крымской жизни, природы и истории). СПб.-М.: Т-во М.О. Вольф, 1902.
8. Мерзлякова Г.В., Баталова Л.В. Организация ученических экскурсий в Крым в конце XIX -начале ХХ века (на примере Вятской губернии) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №1. С. 20-25. DOI: 10.12737/7904.
9. Морженков Р.М. Весь Крым: путеводитель. Симферополь: CBIT, 2013. 336 с.
10. Москвич Г.П. Иллюстрированный практический путеводитель по Крыму. СПб.: Б.и., 1911. 287 с.
11. Москвич Г.П. Иллюстрированный практический путеводитель по Южному берегу Крыма. Одесса, 1889. 62 с.
12. Ольховский В.С. О населении Крыма в скифское время // Российская археология. 1992. №2. С. 137.
13. Рубцов Н.М. Стихотворения. М.: Звонница - МГ, 2016. 416 с.
14. Тарасенко Д.Н. Южный берег Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 2012. 376 с.
15. Уникальные ландшафтные парки Алупка и Монрепо - ГБУ РК «Алупкинский дворцово-парковый музей-заповедник»; ГБУК ЛО «ГИАПМЗ «Парк Монрепо». Алупка: Выборг, 2016. 104 с.
16. Шевченко О.К. События Ялтинской конференции 1945 г. как туристический ресурс для автобусных экскурсий по Крыму // Современные проблемы сервиса и туризма. Т.9. №1. 2015. С. 27-34. DOI: 10.12737/7908.
17. Шостка В.И. Маркетинг в индустрии гостеприимства. Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2010. 204 с.
Natalija MAZURENKO
V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Crimea, Russia);
PhD in Agricultural sciences, Associate Professor;
e-mail: [email protected]
FORMING THE TOURIST IMAGE OF YALTA: HISTORY AND MODERNITY
Keywords:
Yalta, resort, tourism, Yalta architectural monuments, palaces of the Southern coast of Crimea,
the image of the resort, the historical and cultural heritage, attractions
The Crimean Peninsula is often called "world in miniature" or "the Museum under the open sky". On the peninsula historical paths of many nations and civilizations intersected. Each era has left its mark on this land. Not by chance that the Crimea is famous for its interesting museums, numerous archaeological sites. Hence, the architecture of the villas - Greek colonnade, the Gothic spires, the Moorish openwork details, comfortable fountains surrounded by a "garden of Eden" gardens and enchanting parks of the Big Yalta. The article tells about the history of Yalta, its recreational opportunities and attractions, its modern problems and possible solutions.
The aim of the work is a reflection of the most pressing problems in the Big Yalta, which directly affect the development of a modern resort. Lack of understanding of historical and cultural significance of architectural monuments of the Crimea, including Yalta, in single options was the reason of the destruction or alteration of monuments. And currently, the lack of funding does not give the opportunity to restore some of the monuments of architecture, and sometimes leads to their loss.
The image of this resort in our day is radically changing in the conditions of constant influence of anthropogenic and technogenic load. Among the main
problems are: 1) chaotic territory development; 2) transport problems (quality and dimensions roads, parking lots, gas concentration); 3) flower decoration of city center (creating mixborders, flower beds, groups of trees); 4) incompatibility of styles of the embankment (appearance coastal areas); 5) state of beaches.
Yalta in its climatic and cultural-historical features belongs to the resorts of the German type, combining the rich history and culture with the use of recreational resources. Resolving the basic problems of the resort will provide its modern operation, will give a powerful impetus to entrepreneurial activity in the tourism sector.
References
1. Afanasiev, O. E. (2015). Etapi razvitiya sferi turistskih uslug v Krimu [Stages of the Crimea's tourist services development]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(1), 5-13. doi: 10.12737/7901. (In Russ.).
2. Vasilenko, V. A., & Vasilenko, A. V. (2015). Klasterizaciya krimskih destinacii v pravovom pole Rossii [Clustering of Crimean destinations in the legal environment of Russia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(1), 60-69. doi: 10.12737/7920. (In Russ.).
3. Kurnikova, O. M. (2009). Dokumental'nye istochniki po istorii osmanskih vladenij na territorii Kryma v XVI - XVIII vv. [Documentary sources on history of ottoman possessions on territory of Crimea in XVI - XVIII vv.]. Candidate of Art criticism dissertation: author's abstract. Moscow: MGU. (In Russ.).
4. Kolyada, E. M. (2002). Dvorcovo-parkovoe stroitel'stvo na Yuzhnom poberezh'e Kryma v konce XIX - nachale XX veka [The palace and park construction on the southern coast of Crimea in the late XIX - early XX century]. Candidate of Art criticism dissertation: author's abstract. St. Petersburg. (In Russ.).
5. Livickaya, Z. G. (2013). V poiskah Yalty. Zapiski muzejshhika [In search of Yalta. Notes of museum curator]. Simferopol: N. Orianda. (In Russ.).
6. Mayorova, N. S. (2012). Motivy russkoj arhitektury [Motives of Russian architecture]. Moscow: Belyy gorod. (In Russ.).
7. Markov, E. L. (1902). Ocherki Kryma (Kartiny krymskoj zhizni, prirody i istorii) [Sketches of Crimea (Crimean Paintings life, nature and history)]. St. Petersburg; Moscow: Publ. M.O. Volf. (In Russ.).
8. Merzlyakova, G. V., & Batalova, L. V. (2015). Organizaciya uchenicheskih ekskursii v Krim v konce XIX - nachale XX veka (na primere Vyatskoi gubernii) [Organization of student excursion to the Crimea at the end of XIX - early XX century (for example, Vyatka Province)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(1), 20-25. doi: 10.12737/7904. (In Russ.).
9. Morzhenkov, R. M. (2013). Ves' Krym: putevoditel' [All Crimea: a guide]. Simferopol': SVIT. (In Russ.).
10. Moskvich, G. P. (1911). Illjustrirovannyj prakticheskij putevoditel' po Krymu [Illustrated practical guide across Crimea]. St. Petersburg. (In Russ.).
11. Moskvich, G. P. (1889). Illjustrirovannyj prakticheskij putevoditel' po Yuzhnomu beregu Kry-ma [Illustrated practical guide on the southern coast of Crimea]. Odessa. (In Russ.).
12. Olhovskii, V. S. (1992). O naselenii Kryma v skifskoe vremja [On the Crimean population in the Scythian time]. Rossiiskaya arheologiya [Russian archeology], 2, 137. (In Russ.).
13. Rubtsov, N. M. (2016). Stihotvorenija [Poems]. Moscow: Zvonnitsa - MG. (In Russ.).
14. Tarasenko, D. N. (2012). Yuzhnyj bereg Kryma [The south coast of Crimea]. Simferopol: Biznes-Inform. (In Russ.).
15. Unikal'nye landshaftnye parki Alupka i Monrepo [The unique landscape parks Alupka and Mon Repos]. (2016). Alupka: Vyborg. (In Russ.).
16. Shevchenko, O. K. (2015). Sobitiya Yaltinskoi konferencii 1945 g. kak turisticheskii resurs dlya avtobusnih ekskursii po Krimu [Events of Yalta Conference in 1945 as a tourist resource for bus trips to the Crimea]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(1), 27-34. doi: 10.12737/7908. (In Russ.).
17. Shostka, V. I. (2010). Marketing v industrii gostepriimstva [Marketing in the Hospitality Industry]. Simferopol': IT «ARIAL». (In Russ.).
Мазуренко Н.А. Формирование туристского образа Ялты: история и современность // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 1. С. 73-85. DOI: 10.22412/1995-042X-11-1-7.
Mazurenko, N. A. (2017). Forming the tourist image of Yalta: history and modernity. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(1), 73-85. doi: 10.22412/1995-042X-11-1-7. (In Russ.).