Научная статья на тему 'Архитектурно-художественное решение имения А. Г. Кузнецова в Форосе'

Архитектурно-художественное решение имения А. Г. Кузнецова в Форосе Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
249
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парковый комплекс / архитектура / художественная среда / романтизм / модерн. / park complex / architecture / artistic environment / romanticism / art Nouveau.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Т. П. Трофимова

В статье рассматриваются основные факторы, оказавшие влияние на формирование структуры и художественно-образного строя дворцово-паркового комплекса А.Г. Кузнецова в Форосе. Рассматривается террасный принцип устройства, пейзажная планировка территории и художественное решение дворца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHITECTURAL AND ARTISTIC SOLUTION OF THE ESTATE OF A.G. KUZNETSOV IN FOROS

The article considers the main factors that influenced the formation of the structure and artistic and figurative structure of the Palace and Park complex of A.G. Kuznetsov in foros. The terraced principle of the device, landscape layout of the territory and the artistic solution of the Palace are considered.

Текст научной работы на тему «Архитектурно-художественное решение имения А. Г. Кузнецова в Форосе»

АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ ИМЕНИЯ А.Г. КУЗНЕЦОВА

В ФОРОСЕ

Т.П. Трофимова, магистрант

Научный руководитель: Е.Н. Алексеева, канд. искусствоведения, старший преподаватель

Крымский инженерно-педагогический университет (Россия, г. Симферополь)

D01:10.24411/2500-1000-2019-11598

Аннотация. В статье рассматриваются основные факторы, оказавшие влияние на формирование структуры и художественно-образного строя дворцово-паркового комплекса А.Г. Кузнецова в Форосе. Рассматривается террасный принцип устройства, пейзажная планировка территории и художественное решение дворца.

Ключевые слова: парковый комплекс, архитектура, художественная среда, романтизм, модерн.

Архитектурно-парковые комплексы южнобережья возникали в то время, когда в русском паркостроении прочно утвердилось довлеющее господство ландшафтного направления. Основная часть крымских парков организованна по принципу выявления и обогащения природных форм, которые оказали влияние на развитие паркового строительства в Крыму.

В наиболее крупных садах и парках полуострова и придворцовой части территории наблюдается террасный принцип организации пространства, характерный для европейских регулярных парков. В большей части они представляют собой интересные архитектурные и художественные решения, включающие активное использование естественных декоративных элементов. Ландшафты южнобережья настолько красивы, что могут служить готовыми парковыми декорациями и задача проектировщика увидеть и акцентировать эти участки территории.

Художественная среда крымского побережья складывалась на протяжении XIX -начала XX века и стала ярким феноменом, в котором нашли отображение идеи романтизма и модерна с его выразительными решениями, а также авторской трактовкой образов прошлых эпох.

Проблема изучения архитектурных и ландшафтных памятников полуострова получила свое развитие в современном искусствоведении благодаря трудам краеве-

дов, ученых, деятелей культуры, искусства, книги и статьи которых позволили раскрыть малоизвестные факты о владельцах усадеб, архитекторах, садовниках, привнёсших свой вклад в создание цельных архитектурно-ландшафтных комплексов на территории Крыма.

Культурно-исторической среде региона нашли отражение романтические художественные образы, позволившие создать уникальные памятники культуры. Крымские дворцы и усадьбы соединили в себе высокое мастерство в архитектурном решении построек и художественно-стилистическую ценность малых архитектурных форм и ландшафтного обустройства территории.

Важным фактором оказался ансамблевый подход, который позволил создать цельный образ имений полуострова. Богатая природа южнобережных окрестностей позволила архитекторам и садовникам сделать ландшафт активным участником композиционного решения комплексов, который зачастую являлся главным доминирующим фактором, оказавшим влияние на архитектурное решение построек и обустройство территории.

Созданием форосского парка руководил ученый и директор императорского ботанического сада Эдуард Людвигович Ре-гель. Он представил новую концепцию парка и территории, прилегающей к дворцу Кузнецова. В создании парка принимал

активное участие Фриц Энке, специалист по садово-парковому ландшафту, приехавший из германии по приглашению Кузнецова [6]. Природа побережья располагала к созданию многоуровнего ландшафта, что было характерно для других парков (в Алупке и Ливадии). Нижний и средний ярус занимали культурные растения, а верхние воссоздавал пейзажный парк, типичный для этого климатического пояса.

Большое внимание было уделено обустройству территории. Аллеи парка были украшены статуями, продуманы были и видовые площадки, обустроенные креслами и скамейками венской фабрики «Братья Тоннет». По словам профессора Ф.Д. Вебера: «Скудность растительности в то время бросалась тем резче в глаза, что в соседнем имении «Тессели» Раевского красовался прекрасный парк, с богатыми источниками, к сожалению, запущенный, точно как и самый господский дом. Но вода в фонтанах была прекрасна и текла богатою струёю. В Форосе поражала зрителя лишь могучая, дикая, скалистая природа. Теперь - же всё изменилось. Вершина скалы украшена великолепным храмом, который выстроен на самом краю утёса, близ Байдарских ворот. Отсюда до Форосской долины ведёт дивная шоссейная дорога длиною 7 вёрст, устроенная нашим сочленом С.И. Руденко. Одна эта дорога составляет достопримечательность Южного берега, потому что по ней может спускаться совершенно свободно экипаж, запряжённый в четвёрку, несмотря на крутой обрыв, который, по-видимому, был бы удобен для устройства какой-нибудь верхней тропы. Сначала ведёт она по скалистой местности, потом мимо хозяйственных построек и, наконец, через великолепный парк к жилому дому» [9].

Строительство особняка А.Г. Кузнецова началось в 1886 году, а основные работы были завершены к 1889. Достоверных архивных данных об авторе проекта не сохранилось, однако вероятнее всего усадьбу проектировал Карл Эшлиман, выпускник Парижской академии художеств. В этот период он занимал должность главного архитектора строительного отдела ялтин-

ского уезда [1]. Художественное решение дворца во многом было подчиненно конструкции несущих балок и рациональной планировке помещений, так как здание располагалось на скальном грунте и требовало максимально сейсмоустойчивого решения.

Здание построено из темно-серого известняка в стиле русского классицизма, который в полной мере подчеркивал статус обладателя имения. Для отделки внутренних помещений использовали каррарский мрамор и дорогостоящие породы дерева. Со стороны моря с южной части здания располагалась терраса, по периметру которой стояли чугунные вазы демидовских металлургов ими же были изготовлены элементы чугунного крыльца со стороны северного фасада. А также украшением интерьера дворца являются великолепные камины. Особого внимания заслуживают 15 работ Ю.Ю. Клевера, расположенные на втором этаже особняка («Лунная ночь в лесу», «Дорога через болото», «Уголок старой усадьбы», «Зимний закат в сосновом бору», «Ветряная мельница», «Весна в деревне», «Старая ветла у озера», «Зимний пейзаж с хатами», «Уголок старой Одессы» и др.). Современник А.Г. Кузнецова профессор Ф.Д. Вебер писал: «Это прекрасный господский дом, белые стены которого выдаются от окружающей зелени, нет никаких причудливых башен, ажурных балконов, колоннад, которые бы напоминали, что мы находимся на классической почве, зато, войдя в этот дом, посетитель будет очарован прекрасными картинами на стенах жилых комнат. Главным образом галереею проф. Клевера. Эта галерея, помещающаяся во втором этаже, к сожалению, недостаточно освещена, чтобы при дневном свете можно было вполне насладиться произведениями кисти этого мастера [9]. Панно были наклеены в нише на сырую штукатурку и именно по этой причине демонтировать их не удавалось во времена революционных и военных событий 1918-1921 годов. Согласно некоторым источникам, Ю.Ю. Клевер принимал активное участие и в создании форосского парка. Ф.Д. Вебер, являлся организатор экскурсионного дела в Ялте и после посе-

щения имения писал в 1892 году: «... соз- ный ансамбль архитектуры, живописи и датель величественного целого был не ландшафтного парка.

просто ботаник-садовод, но и художник. Таким образом, на примере данного па-

Пребывание профессора Клевера даёт нам мятника можно проследить формирование право подозревать это» [9]. традиций русской школы ландшафтного

Смерть Кузнецова не остановила даль- искусства, обогащённой новыми реше-нейшее обустройство парка Его племян- ниями, характерными для парков Западной ник Г.К. Ушков обустроил обширный ро- Европы. В основе организации садово-зарий, построил бассейны, усовершенст- паркового комплекса и дворцовой по-вовал системы водоснабжения. Уже после стройки лежит идея гармоничного сочета-смерти Кузнецова его племянник продол- ния объединенных в общую композицию жил обустройство Кузнецовского дворца, решение природных массивов, регулярно-добавив в оформление интерьера картины го и пейзажного парка, а также построек. Маковского, Айвазовского, Сверчкова Ор- Природа стала основным «вдохновите-ловского, Рицциони и др. [1]. лем», художественным дополнением к ар-

Форосский дворец и парк хитектуре дворца, определяющей основ-А.Г. Кузнецова - это уникальное в своем ной смысл всего крымского паркострое-роде явление, представляющее собой еди- ния.

Библиографический список

1. Аненков А.А. Галиченко А.А. Парк в Тавриде // Декоративное искусство СССР. -1979. - № 7. - С. 42-43.

2. Брагина Т.А. Васильева Н.В. Путешествие по дворянским имениям Южного берега Крыма. - Симферополь: Таврия, 2001. - 224 с.

3. Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. - Культурные ландшафты как категория наследия. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://heritage.unesco.ru/index.php?id=101&L=9)

4. Концепция культурного ландшафта. Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «КИЖИ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kizhi.karelia.ru/nature/7_science/2_2 .php)

5. Марков Е.Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, истории и природы. - Симферополь: Таврия, 1995. - 543 с.

6. Манцыгина И.В. Архитектура усадеб «Царского берега» в Крыму в XIX - начале XX вв. Автореф дисс. кандидата архитектуры. - СПб., 2000. - 24 с.

7. Меркулов П.И. Концепция культурного ландшафта и становление представлений об этнокультурном ландшафтоведении. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://geoeko.mrsu.ru/2008-1/pdf/01-merkulov.pdf

8. Шах Ю.В. Садово-парковые ансамбли как часть культурного ландшафта крымского южнобережья. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dspace.nbuv.gov.ua/bitstream/handle/123456789/35191/13-Shah.pdf?sequence=1

9. Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.krimoved-library.ru/books/firsov-foros6.html

ARCHITECTURAL AND ARTISTIC SOLUTION OF THE ESTATE OF

A.G. KUZNETSOV IN FOROS

T.P. Trofimova, Graduate Student

Supervisor: E.N. Alekseeva, Candidate of Art History, Senior Lecturer Crimean Engineering and Pedagogical University (Russia, Simferopol)

Abstarct. The article considers the main factors that influenced the formation of the structure and artistic and figurative structure of the Palace and Park complex of A.G. Kuznetsov in foros. The terraced principle of the device, landscape layout of the territory and the artistic solution of the Palace are considered.

Keywords: park complex, architecture, artistic environment, romanticism, art Nouveau.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.