Научная статья на тему 'Из истории усадеб Южного берега Крыма в начале XIX века'

Из истории усадеб Южного берега Крыма в начале XIX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
809
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура / Южный берег Крыма / усадьбы русского дворянства / ар-хитектор Ф.Ф. Эльсон / архитектурно-парковый ансамбль / culture / Southern coast of Crimea / estates of the Russian nobility / architect FF El-son / architectural and park ensemble

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Дорошенко Г. Н., Новиченкова Н. Г.

Присоединение Крымского полуострова в конце XVIII века к Российской импе-рии способствовало созданию архитектурных памятников, определяющих ныне неповторимый и хорошо узнаваемый архитектурный облик Крымского полуострова. В статье проведен краткий обзор дворцово-парковых ансамблей вписанных в ландшафт местности Таврической губернии с введением должности архитектора Южного берега Крыма в 1824 году, на примере имения «Алек-сандрия» А.Н. Голицына и майоратного имения М.С. Воронцова в Алупке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE HISTORY OF SUCCESS SOUTH BEACH OF CRIMEA IN THE BEGINNING OF THE XIX CENTURY

The accession of the Crimean Peninsula at the end of the XVIII century to the Rus-sian Empire contributed to the creation of architectural monuments that define the now unique and well-recognized architectural appearance of the Crimean Peninsula. The article provides a brief overview of the palace and park ensembles inscribed in the landscape of the Tauride province with the introduction of the post of architect of the Southern Coast of Crimea in 1824, using the example of the Alexandria estate A.N. Golitsyn and his estate of M.S. Vorontsov in Alupka.

Текст научной работы на тему «Из истории усадеб Южного берега Крыма в начале XIX века»

УДК 94

ИЗ ИСТОРИИ УСАДЕБ ЮЖНОГО БЕРЕГА КРЫМА В НАЧАЛЕ XIX ВЕКА

Дорошенко Г.Н., Новиченкова Н.Г.

galina-history@mail.ru

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского, г. Ялта, Россия

Аннотация. Присоединение Крымского полуострова в конце XVIII века к Российской империи способствовало созданию архитектурных памятников, определяющих ныне неповторимый и хорошо узнаваемый архитектурный облик Крымского полуострова. В статье проведен краткий обзор дворцово-парковых ансамблей вписанных в ландшафт местности Таврической губернии с введением должности архитектора Южного берега Крыма в 1824 году, на примере имения «Александрия» А.Н. Голицына и майоратного имения М.С. Воронцова в Алупке.

Ключевые слова: культура, Южный берег Крыма, усадьбы русского дворянства, архитектор Ф.Ф. Эльсон, архитектурно-парковый ансамбль.

После присоединения Крымского полуострова к Российской империи в конце XVIII века начинается освоение этого края и последующее активное его развитие в первой половине XIX века. Особенности географического положения и благоприятный климат способствовали тому, что на смену средневековым формам экономики и хозяйственного уклада приходит новая система хозяйственного и культурного развития в связи с созданием Новороссийского края и Таврической губернии. На Южном берегу Крыма строятся поместья, создается Ялтинский уезд (1838 г.), возводятся жилые и культовые сооружения, основывается Никитский ботанический сад (1812 г.) развивается виноградарство и садово-парковое искусство с использованием не только отечественного, но и зарубежного опыта. Во всех сферах деятельности в области экономического и культурного развития Южного берега Крыма принимают участие приглашенные иностранные архитекторы, агрономы, садоводы и представители других профессий.

До начала XIX в. всё строительство в Крыму находилось под надзором одного Таврического губернского архитектора. В 1824 г. в связи с интенсивным заселением Южного берега, по инициативе генерал-губернатора Новороссийского края, графа Михаила Семёновича Воронцова была введена должность архитектор Южного берега Крыма с оплатой в сумме двух тысяч рублей ассигнациями в год. Позднее эту сумму стали выплачивать из средств особого сбора, учрежденного указом императора от 6 февраля 1829 г. Как отмечалось в указе, этот сбор вводился «с татар в Таврической губернии по 1 руб. 50 коп. с души на разные полезные предложения в Крыму, как-то: устроение городов, дорог, прочных мостов, почтовых домов, водопроводов для снабжения городов водою и прочих одинакового внимания заслуживающих предметов». Из него оплачивалась работа архитекторов, средства шли на содержание Никитского ботанического сада, виноградного заведения в Магарыче, на учреждение в Симферополе библиотеки, на устройство морского сообщения между Одессой и Крымом, на сооружение дороги из Симферополя на Южный берег Крыма [6].

Таким первым архитектором стал Филипп Федорович Эльсон (17931867), который сыграл немаловажную роль в формировании архитектурного облика Южного берега Крыма первой половины XIX в.

Казанский вестник молодых ученых

С появлением здесь большого количества имений русских дворян, развивающимся частным и государственным строительством работы у архитектора прибавилось. Он занимался реконструкцией Бахчисарайского дворца, проектировал и наблюдал за строительством целого ряда сооружений в Крыму, главным образом на Южном берегу [4].

По проекту Ф.Ф. Эльсона в поселении Гаспра был сооружен дворец в архитектурных формах модной тогда готической архитектуры. Приобрел земли в Гаспре и заказал проект усадьбы министр народного образования, близкий друг императора Российской Империи Александра I, представитель известного и знатного рода Голицыных - князь Александр Николаевич Голицын. Сам князь и до этого приобретал участки земли недалеко от царских владений. Гаспринское имение назвали в честь императора - «Александрией» [1]. Это имение одно из немногих архитектурных строений начала XIX века, спроектированных Ф. Эльсоном и сохранившееся до наших дней.

Инженерными работами руководил архитектор В. Гунт. Возведение дворца и примыкающей к нему миниатюрной, англиканской по типу церквушки во имя св. Троицы продолжалось с 1830 по 1837 г. Из переписки между княгиней А.С. Голицыной и заказчиком видно, что отделка интерьеров близилась к завершению уже в июне 1833 г. В Одессе заказывали мебель в готическом стиле, с вышивкой личного герба хозяина на голубом и розовом фонах обивки. Воронцовские мастеровые делали дубовую обшивку окон и дверей, имитировали лепниной дубовые потолки, в готические окна фасадов и башен, фланкирующих северный фасад, вставляли цветные стекла [2].

В состав каждого усадебного комплекса входит как историко-культурный, так и природный компонент, имеющий достаточно сложную структуру. Ее элементами выступают регулярные и пейзажные парки, сады и цветники. Много внимания уделялось созданию парка «Александрии». Долго искали талантливого садовника. Первое время пользовалась услугами воронцовского садовника. Потом появился собственный мастер - Людвиг Кремер. В результате у стен дворца появился скромный цветник, одна терраса перед южным фасадом, главная въездная аллея со стороны северных стен. Остальную территорию занимал английский сад, в котором среди местных дубов, горных кленов и буков появились экзотические деревья: платаны, кипарисы, каштаны, кедры. В лабиринте дорожек, среди древних дубов прорыли маленькое озерцо с готической руиной на берегу, через которую пробивался водопад. Гладь воды отражала вершину Ай-Петри.

В начале XIX века Гаспра стала важной достопримечательностью Южного берега Крыма и входила в обязательный осмотр путешественников.

Во время поездки по Крыму, 19 сентября 1837 г., в отсутствие хозяина, замок навестил император Николай I в сопровождении большой свиты [8].

Таким образом, можно отметить, что время усадебной архитектуры Крыма присущ целый ряд отличительных черт, связанных, прежде всего, со спецификой природной и историко-культурной среды полуострова. И если в первое десятилетие XIX века архитектурные строения Южнобережья неразрывно связаны с классицизмом, так как в представлении русских людей побережье Черного моря олицетворяло собой Грецию и Италию, а классические элементы стали попытками соединения древней истории полуострова с современностью. Но главенствующее положение классицизм в архитектуре Крыма так и не занял и остался только в строительстве официальных зданий.

Исторические науки

Зодчество Ф.Ф. Эльсона оказало большое влияние на развитие южнобережной архитектуры. Стремясь своим постройкам придать не просто южный характер, но местный колорит, он творчески использует в своих проектах и развивает особенности восточных элементов.

Другим стилистическим направлением в архитектуре полуострова стала английская тема, благодаря красотам местного ландшафта, так напоминающая берега Британии, которые создатели дворцово-парковых ансамблей прекрасно воплощали в действительности.

Уникальные проект архитектурно-паркового ансамбля эпохи романтизма был воплощен в уникальной эклектике Воронцовского дворца 18281848 гг. по проекту архитектора Эдуарда Блора.

По личному заказу М.С. Воронцова майоратное имение в Алупке должно было превратиться в настоящий феодальный замок на фоне грандиозных вершин Ай-Петри. Дворец в стиле английской архитектуры периода правления династии Тюдор XVI века. Силуэт дворца гармонично вписывается архитектором в местный ландшафт и повторяет очертания горы Ай-Петри. Северный фасад дворца напоминает загородный дом английского лорда. Западная часть дворца оформлена в виде въезда в средневековый замок. Грубая каменная обработка деталей ворот усиливает впечатление неприступности. Въезд во дворец защищен внешне суровыми круглыми башнями, имеющими разную высоту, что обусловлено их особой ролью в формировании пластического облика дворца в условиях сложного рельефа. Форма и оформление въездных башен дворца в Алупке ведет свое начало от надвратных башен замков Шотландии и Англии XVI века. Суровому духу крепостной архитектуры соответствует не только форма башен и бойниц, но и окно над въездной аркой. В отличие от северного фасада дворца, в котором вполне определенно выражен стиль эпохи Тюдор, Часовая башня решена в формах английской средневековой архитектуры. В художественном образе башни зодчий сумел достичь не только ощущения неразрывной связи архитектурного комплекса с природным окружением, но и придал сооружениям особый временной контекст. Английский архитектор Э. Блор, который никогда не был в Крыму, показал развитие ансамбля как бы на протяжении долгого времени, продемонстрировал связь эпох, придал комплексу зданий вид подлинного памятника старины [7]. Возможно, это было обусловлено не только художественными принципами романтической эпохи, но и желанием заказчика показать древнее происхождение своего рода и незыблемость традиций семьи Воронцовых. Уникальное выражение движения во времени через архитектурные формы нельзя, пожалуй, найти больше нигде в мировом зодчестве. Алупкинский дворец имеет много общего и с произведениями современной ему английской архитектуры, такими как усадьбы Строберри-хилл и Фонт-хилл, и вилла В. Скотта Абботсфорд. При создании художественного образа алупкинского дворца наряду с элементами английской архитектуры были использованы декоративные элементы мусульманского зодчества XVП-XVШ веков, что нашло яркое воплощение в южном фасаде, обращенном к морю и напоминающем портал мечети Джами Масджид в Дели и мавзолея Тадж-Махал в Агре. Соединить романтику Англии с образами сказочных дворцов и мечетей Индии эпохи Великих Моголов авторам комплекса - английским архитекторам Э. Блору и В. Гунту удалось благодаря тщательному отбору деталей. Например, форма арок в оформлении интерьеров и экстерьеров Алупкинского

Казанский вестник молодых ученых

дворца выбрана такая, которая наиболее схожа с тюдоровской и индийской времен Моголов [3]. В орнаментах фасадов встречаются изображения плюща, лотоса, розетки, присущие как восточному, так и западноевропейскому искусству. Плоская крыша, предназначенная для обзора окрестностей, характерна и для арабских, и для английских феодальных замков. Архитектор так соединил разнородные элементы в единую композицию, что они не противоречат друг другу, и дворец воспринимается как единое целое.

Появление и распространение эклектики в Крыму происходит без обычного для провинции отставания, преимущественно совпадает в своих временных рамках с аналогичными процессами в архитектуре Петербурга и Москвы, а также со схожими тенденциями в европейской архитектуре. Это связано не только с тем, что большинство проектов выполняли иностранные зодчие, но и со стремлением заказчиков соответствовать духу архитектурной моды.

Благодаря деятельности литераторов, путешественников и представителей интеллектуальной элиты идеи и эстетика романтизма служили источником вдохновения для архитектурных образов в неоготическом и «восточном» стиле, к которым принадлежат дворец М.С. Воронцова в Алупке и усадьба А.Н. Голицына в Гаспре. Архитектура Воронцовского дворца оказала огромное влияние на другие постройки Южного берега [5]. В обоих проектах явно прослеживается сочетание синтеза индо-мусульманских мотивов и неоготики. Воплощал замыслы архитектурно-парковых проектов имения А.Н. Голицына в Гаспре и дворца М.С. Воронцова в Алупке - инженер-архитектор Вильям Гунт (английский архитектор, в 1833 г. был приглашен для руководства строительством Алупкинского дворца. Был на службе у М.С. Воронцова до начала 1850-гг. За постройки в Алупке получил пожизненную пенсию в размере 1 тыс. руб. от М. Воронцова).

Главной особенностью усадебной архитектуры первой половины XIX века является синтез элементов готики с элементами индо-мусульманского зодчества и местной исторически сложившейся татарской архитектуры. Личные пристрастия заказчиков, художественные и литературные предпочтения оказывали самое непосредственное влияние на стилистику архитектуры усадеб, дворцов и парков.

Литература

1. Галиченко А.А. Гаспра // Дворянские гнезда России. История, культура, архитектура / Ред.-сост. М.В. Нащокина, М.: Жираф, 2000. 384 с.

2. Галиченко А.А. Старинные усадьбы Крыма. Симферополь: Бизнес-Информ, 2008. 416 с.

3. Калинин Н.Н., Земляниченко М.А. Исламские мотивы в творчестве архитекторов ЮБК // Творчество. 1991. № 9. С. 29-32

4. Нащокина М.В. Русская усадьба в Крыму и местные архитектурные традиции // Наедине с музой архитектурной истории. М. Улей,2008. 688 с.

5. Пальчикова А.П. Архитектура Южного берега Крыма первой половины XIX века // Сборник статей о Южном береге Крыма. Симферополь: Крым, 1968

6. Пальчикова А.П. Ф.Ф. Эльсон - первый архитектор Южного берега Крыма. 6 с.

7. Ширяев С.Д. Алупка. Дворец и парки. 124 с.

8. Ширяев С.Д. Усадебная архитектура Крыма в 1820-1840 годах // Альманах «Крым». Симферополь. 1928. № 8. С. 72-102.

Исторические науки

FROM THE HISTORY OF SUCCESS SOUTH BEACH OF CRIMEA IN THE BEGINNING

OF THE XIX CENTURY

G. Doroshenko, N. Novichenkova

galina-history@mail.ru

Academy of humanity sciences in Yalta, Yalta, Russia

Abstract: The accession of the Crimean Peninsula at the end of the XVIII century to the Russian Empire contributed to the creation of architectural monuments that define the now unique and well-recognized architectural appearance of the Crimean Peninsula. The article provides a brief overview of the palace and park ensembles inscribed in the landscape of the Tauride province with the introduction of the post of architect of the Southern Coast of Crimea in 1824, using the example of the Alexandria estate A.N. Golitsyn and his estate of M.S. Vorontsov in Alupka.

Keywords: culture, Southern coast of Crimea, estates of the Russian nobility, architect FF El-son, architectural and park ensemble

Сведения об авторах Authors of the publication

Дорошенко Галина Николаевна, аспирант Galina Doroshenko, Post-Graduate Student, De-

кафедры «Истории, краеведения и методики partment of History, Regional Studies and Teach-

преподавания истории», Гуманитарно- ing Methods in History, Humanitarian Pedagogi-

педагогическая академия (филиал) Крымско- cal Academy (branch) of the V.N. Vernadskii

го федерального университета им. В.И. Вер- Crimean Federal University, Yalta, Russia.

надского, г. Ялта, Россия. galina-history@mail.ru

galma-history@maiLru N. Novichenkova, Ph.D. Hist. Sci., Associate

Новиченкова Н.Г., канд. ист. наук, доцент, Professor, Humanitarian Pedagogical Academy

Гуманитарно-педагогическая академия (фи- (branch) of the V.N. Vernadskii Crimean Federal

лиал) Крымского федерального университета University, Yalta, Russia.

им. В.И. Вернадского, г. Ялта, Россия. gursenano2@gmail.com gursenano2@gmail.com

Дата поступления 12.05.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.