Научная статья на тему 'Синкретический характер стихотворных жанров в тюрко-татарской литературе XIII – XIV вв'

Синкретический характер стихотворных жанров в тюрко-татарской литературе XIII – XIV вв Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
452
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНКРЕТИЗМ / ХАРАКТЕР / ЛИТЕРАТУРА / ЖАНР / СТИХОТВОРЕНИЕ / ГАЗЕЛЬ / КАСЫДА / РУБАИ / ТУЮГ / МЕСНЕВИ / КЫТГА / ФАРД / НОРМАТИВ / SYNCRETISM / CHARACTER / LITERATURE / GENRE / POEM / GAZELLE / QASYDA / RUBAI / TUYUG / MESNEVI / KYTGA / FARD / STANDARD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шарипов Анвар Магданурович

Статья посвящена раскрытию синкретического характера стихотворных жанров в тюрко-татарской литературе XIII-XIV вв., излагаются нормативные требования к жанрам газель, касыда, рубаи, месневи и др., установленные в средневековый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syncretism of Poetic Genres in Turkic-Tatar Literature of XIII – XIV

The article dwells on the syncretic character of the poetic genres in the Turkic-Tatar literature of XIII – XIV centuries. The article also describes the standard medieval requirements for the following genres: gazelle, qasyda, rubai, mesnevi, etc, determined during the period.

Текст научной работы на тему «Синкретический характер стихотворных жанров в тюрко-татарской литературе XIII – XIV вв»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №2(28)

УДК 82-1'04(=512.1)

СИНКРЕТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР СТИХОТВОРНЫХ ЖАНРОВ В ТЮРКО-ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIII - XIV ВВ.

© А.М.Шарипов

Статья посвящена раскрытию синкретического характера стихотворных жанров в тюркотатарской литературе ХШ-Х1У вв., излагаются нормативные требования к жанрам газель, касыда, рубаи, месневи и др., установленные в средневековый период.

Ключевые слова: синкретизм, характер, литература, жанр, стихотворение, газель, касыда, рубаи, туюг, месневи, кытга, фард, норматив.

Философы указывают на два значения термина «синкретизм»:1) нерасчлененность, характеризующая неразвитое состояние какого-либо явления (например, искусство на первоначальных стадиях человеческой культуры, когда обряд, музыка, пение, поэзия, танец не были отделены друг от друга); 2) смешение, неорганическое слияние разнородных элементов [1: 583]. Мы употребляем термин «синкретизм» в первом значении.

Искусство слова в средневековый период, как известно, имело синкретический характер. Этим свойством обладали как произведения европейских литератур, так и произведения восточных народов. Татарский ученый М.Х.Бакиров указывает на то, что тюрко-татарская поэзия у самых своих истоков имела синкретический характер. Скрупулезно анализируя, например, ступени эволюции трудовой поэзии древних тюрков, живущих еще в период общинного строя, он самую древнюю форму синкретизма увязывает с их тогдашним образом жизни и выдвигает концепцию об обрядово-мифологическом синкретизме, который являл собой первооснову и колыбель изначальной поэзии. Он пишет: «Как показывают примеры, извлеченные из творчества алтайцев, казахов, киргизов, кумыков, приволжских и сибирских татар, в древнейшую эпоху и последующие периоды архаические стихотворные тексты в составе какого-либо обряда читались нараспев и танцевались, мелодия-музыка распевалась и отплясывалась, танцы, в свою очередь, озвучивались текстом... Поэтические формы изначальной поэзии, возникшие на базе обрядовомифологического синкретизма, а также специфика жанровых зародышей и самих архаичных поэтических жанров, безусловно, связаны с функциями и структурой этого синкретизма» [2: 19].

Со временем, с дальнейшим развитием общественных отношений, к традициям создания поэтических текстов, основанных на обрядово-

мифологическом синкретизме, присоединяется и сугубо светское начало, уже не связанное с обрядами или мифами. Усиливается индивидуальное творческое начало, появляются поэтические тексты внеобрядового и внемифологического характера. Так происходит постепенный распад обрядово-мифологического синкретизма. Одновременно растет и познание человеком самого себя

- постепенно выделяется личность поэта. Появляется письменная поэзия. Качественный скачок в поэзии происходит в связи с появлением первых государственных образований.

При такой эволюции искусства слова синкретический характер поэтических текстов не исчезает бесследно, а продолжает существовать и в более поздние времена, трансформируясь в соответствии с новыми обстоятельствами. Таким образом, между древнейшими устными видами поэзии и письменными поэтическими текстами зрелого Средневековья возникает преемственность и последовательная взаимосвязь. Большой знаток восточной поэзии В.Б.Никитина о средневековом периоде поэзии пишет следующее: «...еще в XII в. считали, что стихи пригодны во всякой науке, а всякая наука пригодна для стихов. В этом смысле классическим примером является дидактическая поэма, в которой слиты литературно-художественные, научные, философские, социально-политические, этические, религиозные элементы» [3: 10].

Самым первым крупным произведениям древнетюркской литературы, таким как «Кутадгу билиг» Ю.Баласагуни, «Хибатуль-хакаик»

А.Югнеки и др., свойственен именно такой синкретизм.

Следует указать, что подобный синкретизм стихотворных произведений Средневековья тесно связан с их функциями, которые они выполняли в жизни общества. Наши изыскания показывают, что, исходя из той степени синкретично-сти функций, которой обладает каждый стихотворный жанр в системе поэтических жанров

средневековья, можно выделить следующие группы:

1. Жанры, выполняющие несколько функций в жизни общества, т.е. полифункциональные жанры. К этой группе относятся в основном крупные произведения дидактического характера

- произведения жанров кысса, дастан, наме и произведения с «ящичной композицией». Здесь уместно будет вспомнить слова И. Брагинского о «Гулистане» Саади, написанном в форме «ящичной композиции». Он пишет, что «Гулистан» всегда был одновременно и учебником жизни, и книгой развлекательного чтения. В этом тайна воздействия этого чудесного произведения и источник его мирового значения» [4: 217].

2. Наряду с крупными произведениями бытовали, естественно, и произведения сравнительно небольшого объема, возникновение и существование которых было связано с менее обширным кругом назначений, т.е. с определенной конкретной целью. Цели эти были разнообразными. Среди них можно выделить следующие:

а) жанры дидактического характера. Они создавались с целью распространения определенных моральных, этических или идеологических ценностей и были призваны формировать у читателя представления об этих ценностях. К этой группе относятся произведения жанров насихат, хикмет, масал, муназаре и хикаяте манзума;

б) жанры панегирического характера. Это -таухид, нагт, мадхия и марсия. Разница между мадхией и марсией состоит лишь в том, что панегирик в мадхии адресуется к живому человеку, а в марсии - к умершему. Еще в X веке арабский филолог Кудама ибн Джафар писал об этом: «Между мадхом и риса (марсия - А.Ш.) нет большой разницы, только в риса имеется какое-нибудь слово, указывающее на то, что этот человек уже умер, например, «Он был», или «Он ушел от нас», или «Он скончался» и т.п., но ведь это не прибавляет ничего к высказанной мысли и не убавляет» [5: 184]. К этой группе отчасти примыкают и жанры касыда и газель, но в них в

XIII - XIV вв., наряду с панегирической функцией, уже более выпукло выступает и функция эстетико-художественного освоения действительности;

в) произведения, создание которых связано больше всего с целью эстетико-художественного освоения действительности, т.е. «чисто литературные» жанры. Это жанры - газель, касыда, месневи, рубаи, туюг, кытга, фард. Каждый из них возникает с определенной, конкретной целью.

Нас здесь интересуют жанры последней группы. Хотя они все и выполняют функцию эс-

тетико-художественного освоения действительности, но назначение у них разное. Теперь мы коротко рассмотрим назначение каждого из этих жанров.

Газель. Формирование газели в качестве самостоятельного жанра лирики в тюрко-татарской литературе завершается именно в XIII-XIV вв. Она как нормативный жанр характеризуется следующими признаками: 1) по содержанию - лирическое произведение о любви, о чувствах любви к женщине; 2) по объему - примерно от 5 до 15 бейтов; 3) по рифмовке - аа, ба, ва, га.; 4) каждый стих газели является самостоятельным и имеет законченный смысл. Их можно произвольно переставлять внутри газели. От этого газель в целом не пострадает. Это одна из особенностей газели, этим она и отличается от обычных стихотворений, которые не допускают таких вольных перестановок; 5) обязательное включение имени поэта или тахаллуса в последний бейт газели.

Касыда - лирическое произведение, посвященное восхвалению либо действий и поступков известной исторической личности, либо какого-нибудь торжественного события, общественного явления. Объем касыды колеблется между 12-ти и 200-ми бейтами. Рифмовка такая же, как у газели: аа, ба, ва, га. В конце произведения, как правило, приводится редиф или тахаллус. Появление жанра касыды относится еще к раннесредневековому периоду. Еще в IX веке арабский филолог Ибн Кутайба в своей «Книге поэзии и поэтов» создал схему нормативной трехчастной касыды, состоящий из насиба (вступительной части), васфа (описания) и мадха (варианты последнего - марсия и хиджа) и провозгласил обязательность строгого соблюдения указанной им композиционной схемы. В последующие века эти предписания Ибн Кутайбы стали обязательным нормативом жанра касыды во всех восточных литературах арабо-мусульманской ориентации, в том числе и в тюркоязычных литературах. Вместе с тем в течение последующих веков данная нормативная касыда претерпевает определенные изменения: в период зрелого Средневековья каждая из трех структурных частей касыды в отдельности получает самостоятельность и в поэзии формируются такие тематические жанры, как газель (из насиба), васф, т.е. жанр описания (из второй части касыды), мадхия и ее варианты марсия и хиджа (из третьей части касыды). Появляются также, хотя и редко, касыды без на-сиба, которые впоследствии начинают называть кытгами.

Месневи представляет собой большого объема поэму героического, философско-дидакти-

А.М.ШАРИПОВ

ческого и романического характера. Все бейты месневи имеют внутри парную рифму по схеме аа, бб, вв, гг. Термином «месневи» средневековые поэты иногда называли и небольшие лирические произведения, имеющие парную рифму по схеме аа, бб, вв. Например, Хорезми в своем «Мухаббат-наме» небольшие стихотворные отрывки, помещенные между любовными письмами, называет термином месневи. Большинство из них состоит лишь из трех бейтов.

Рубаи - лирическое стихотворение философского, нравственного, общественно-политического или любовного содержания, состоящее лишь из четырех стихотворных строк. Рифмуется чаще всего по схеме: ааба, реже - аааа (последняя система называется «музыкальное рубаи»). Тематика рубаи охватывает широкий спектр проблем: в них отражаются самые различные вопросы человеческого бытия и его духовного мира. Независимо от тематики мысль в рубаи развивается в логической последовательности. Каждая из строф отвечает общей идее стиха, но выполняет свои функции. Так, например, первая строка является как бы прелюдией мысли, вторая дополняет первую, усиливает ее звучание, оттеняя новые грани мысли, притягивая внимание читателя. В третьей строке нарастает подготовка к завершению поэтической идеи, выдвинутой в рубаи, мысль как бы «окрыляется», тон становится резче и определеннее. Последняя строка выполняет функцию заключения, квинтэссенции мысли, собирая все чувства в единое русло.

Туюг - это жанровая форма чисто тюркоязычной лирической поэзии; арабская и персидская поэзия не имеют эту форму. Туюг - это фактически тот же рубаи, но рифмовка его построена на игре слов, т.е. на омонимах. Рифма может быть и в форме ааба, и в форме аааа. Иногда в качестве рифмующегося слова выступает вторая половина сложного или производного слова. Таким образом, в туюге в конце первой строки мо-

жет быть использовано только слово, имеющее не менее двух омонимов. Если рифма получается не из целых слов-омонимов, т.е. если рифма составляется из части сложного слова, то это уже считается слабым туюгом.

Кытга является одной из самых древних жанровых форм лирической поэзии восточных литератур. Как газель и касыда, кытга является моноримом, но не имеет парной рифмы в первом бейте (схема - ба, ва, га). Она используется для создания небольших стихотворений философского или дидактического характера. Объем кытга - 2 или 3 полустишия. Это самый распространенный объем. На практике встречаются кытга и большего объема - в 6-10 полустиший.

Фардом называется отдельный бейт, законченный по мысли и являющийся самостоятельным коротким афористическим стихотворением. В большинстве случаев фард состоит из рифмующихся между собой полустиший, каждое из которых выражает отдельную мысль.

Следует отметить, что рассматриваемая нами система стихотворных жанров в качестве совокупности согласованных между собой элементов находится в ХІІІ-ХІУ веках в процессе постоянного изменения, причем этот процесс охватывает не только систему в целом, но и ее отдельные элементы.

1. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989. - 815 с.

2. Бакиров М.Х. Генезис и древнейшие формы общетюркской поэзии: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. - Казань, 1999. - 96 с.

3. Литература Востока в средние века. Часть вторая.

- М.: Моск. гос. ун-т, 1970. - 278 с.

4. Брагинский И.С. 12 миниатюр. - М.: Худ. лит-ра, 1966. - 284 с.

5. Цитата приводится по книге Б.Я.Шидфар. Образная система арабской классической литературы (VI - XII вв.). - М.: Наука, 1974. - 254 с.

SYNCRETISM OF POETIC GENRES IN TURKIC-TATAR LITERATURE OF XIII - XIV СENTURIES

A.M.Sharipov

The article dwells on the syncretic character of the poetic genres in the Turkic-Tatar literature of XIII -

XIV centuries. The article also describes the standard medieval requirements for the following genres: gazelle, qasyda, rubai, mesnevi, etc, determined during the period.

Key words: syncretism, character, literature, genre, poem, gazelle, qasyda, rubai, tuyug, mesnevi, kytga, fard, standard.

Шарипов Анвар Магданурович - доктор филологических наук, профессор кафедры татарского языка и литературы, методики их преподавания Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов, действительный член Академии Энциклопедических Наук.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 11.05.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.