другом, и связано это с образом условного рассказчика, которому, по словам М.Я. Дымарского, «возможно лишь повествовать сюжет» [10, с. 258]. Пример полной сосредоточенности на факте идентификации имени с его носителем представляют собою агиографические тексты - в частности, присутствующие в них повествования о посмертных явлениях христианских святых, появляющихся в нашем мире под видом благообразных старцев, светлого вида отроков, чудного вида мужей и т. д. (см. подробнее [11, с. 16-19]) Характерно, что в отличие от легенды, где рассказчик присваивает себе право на избыток видения по отношению к своим героям, в агиографических текстах данный акт преподносится всегда с опорой на точку зрения повествователя, с введением в текст разного рода мотиваций акта наименования.
В случае с произведениями агиографии стремление создать поучительный текст, предостерегающий от неправильно сделанного этического выбора, уступает стремлению создать как можно более реалистичное описание произошедшего с рассказчиком вызывающего удивление факта (встреча со сверхъестественным). Стремление к как можно более подробному и реалистичному описанию акта идентификации придает агиографическим текстам статус К-высказываний.
Библиографический список
В заключение отметим, что текстам, обладающим модельным статусом (например, текстам притч), несвойственно употребление собственных имен. Фактом, «примиряющим» текст модельного типа с наличием собственного имени, является наличие высказываний, содержащих акт воплощения данного имени. Такие высказывания, как правило, располагаются в самом начале наделённого модельным статусом текста. В акте воплощения имени происходит не только установление связи имени с его действующим в тексте носителем, но и подспудно утверждается несущественность какой-либо иной информации о данном носителе. Акт воплощения имени, присутствующий в самом начале текста притчи, словно отрицает все вызываемые данным именем ассоциации, расположенные за пределами притчи, и делает употребляемое в притче имя собственное максимально прозрачным обозначением для реализующего этический выбор субъекта. В легенде - фольклорном жанре, в наибольшей степени реализующем черты, характерные для текстов модельного типа, - именно наличие изначально воплощённого имени является главным фактором, препятствующим окончательному оформлению модельного статуса у текстов, относящихся к данному жанру.
1. Левин Ю.И. Структура евангельской притчи. Избранные труды. Поэтика. Семиотика. Москва: Языки русской культуры,
1998.
2. Аверинцев С.С. Притча. Краткая литературная энциклопедия. В 6 томах. Москва, 1971; Т. 6.
3. Фролова О.Е. Антропоним в жестко структурированном тексте. Вопросы ономастики. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2005.
4. Кронгауз М.А. Воплощённое и невоплощённое имя собственное: некоторые аспекты референции. Экспериментальные методы в психолингвистике. Москва, 1987.
5. Евангелие от Луки. Новый завет. Псалтирь. Книга притчей. Москва: Российское Библейское общество, 2009
6. Даниил Хармс. Старуха: Рассказы. Сцены. Повесть. Сост. и предисл. В. Глоцера. Москва: СП «Юнона», 1991.
7. Евангелие от Луки. Толкование Священного Писания Блаженного Феофилакта архиепископа Болгарского. Гл. 16. Available at: http://feofilakt.ru/ot-luki/glava-16
8. Суперанская А.В. Теория и методика ономастических исследований. Москва, 1986.
9. Сказки и предания Самарского края. Собраны и записаны Д.Н. Садовниковым Полное собрание русских сказок. Ранние собрания. Санкт-Петербург: Тропа Троянова, 2003; Т. 10
10. Дымарский М.Я. Проблемы текстообразования и художественный текст (на материале русской прозы XIX-XX вв.). Санкт-Петербург, 1999.
11. Тельпов Р.Е. Некоторые особенности повествования о сверхъестественном в житиях и легендах Актуальные вопросы изучения православной культуры: материалы заседания Всероссийской научно-практической конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие». VIII Кирилло-Мефодиевские чтения, 16 мая 2007 года. Москва. Ярославль: Ремдер, 2007; Выпуск 3.
References
1. Levin Yu.I. Struktura evangel'skoj pritchi. Izbrannye trudy. Po'etika. Semiotika. Moskva: Yazyki russkoj kul'tury, 1998.
2. Averincev S.S. Pritcha. Kratkaya literaturnaya 'enciklopediya. V 6 tomah. Moskva, 1971; T. 6.
3. Frolova O.E. Antroponim v zhestko strukturirovannom tekste. Voprosy onomastiki. Ekaterinburg: Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta, 2005.
4. Krongauz M.A. Voploschennoe i nevoploschennoe imya sobstvennoe: nekotorye aspekty referencii. 'Eksperimental'nye metody v psiholingvistike. Moskva, 1987.
5. Evangelie ot Luki. Novyjzavet. Psaltir'. Kniga pritchej. Moskva: Rossijskoe Biblejskoe obschestvo, 2009
6. Daniil Harms. Staruha: Rasskazy. Sceny. Povest'. Sost. i predisl. V. Glocera. Moskva: SP «Yunona», 1991.
7. Evangelie ot Luki. Tolkovanie Svyaschennogo Pisaniya Blazhennogo Feofilakta arhiepiskopa Bolgarskogo. Gl. 16. Available at: http://feofilakt.ru/ot-luki/glava-16
8. Superanskaya A.V. Teoriya i metodika onomasticheskih issledovanij. Moskva, 1986.
9. Skazki i predaniya Samarskogo kraya. Sobrany i zapisany D.N. Sadovnikovym Polnoe sobranie russkih skazok. Rannie sobraniya. Sankt-Peterburg: Tropa Troyanova, 2003; T. 10
10. Dymarskij M.Ya. Problemy tekstoobrazovaniya i hudozhestvennyj tekst (na materiale russkoj prozy XIX-XX vv.). Sankt-Peterburg,
1999.
11. Tel'pov R.E. Nekotorye osobennosti povestvovaniya o sverh'estestvennom v zhitiyah i legendah Aktual'nye voprosy izucheniya pravoslavnoj kul'tury: materialy zasedaniya Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii «Slavyanskaya kul'tura: istoki, tradicii, vzaimodejstvie». VIII Kirillo-Mefodievskie chteniya, 16 maya 2007 goda. Moskva. Yaroslavl': Remder, 2007; Vypusk 3.
Статья поступила в редакцию 20.03.15
УДК 894.321
Urazmanova E.Sh., postgraduate, Department of History and Criticism of Literature, G. Ibragimov's Institute of Language, Literature and Art, Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan; teacher, Department of Foreign languages in Professional Communication, Kazan National Research Technological University (Kazan, Russia), E-mail: [email protected]
THE ROLE OF А. SHARIPOV'S RESEARCH IN THE FIELD OF STUDY OF POETIC GENRES' ORIGIN AND FORMATION IN TATAR LITERATURE. This article is dedicated to complex research of A. Sharipov's activity in the field of conception, formation and functioning of poetic genres' system in ancient Turkic and Turkic-Tatar literature of VIII-XIV centuries. His fundamental scientific work
is the first experiment in the field of research of Turkic poetry's conception from its most ancient forms from the Huns-Gun's period and the fruit of long-term work in the field of Turkic-Tatar poetic genres and genre forms of the Middle Ages. Arabic, Persian-Tajik and Turkish treatises of X-XIV centuries, also numerous texts of folklore and separate individual written poetic works of ancient Turkic and Turkic-Tatar poets of the Middle Ages were analyzed in details. On the basis of the study A. Sharipov's activity in the field of genre system's research, it is found, that he could successfully present his research works in the field of the study of conception, formation and functioning of the system of Turkic-Tatar poetic genres and genre forms of VIII-XIV centuries, genre diversity and the richness of poetic forms and ways, peculiarities of poetic genres and genre forms and their importance.
Key words: poetic genres, genre forms, ancient Turkic and Turkic-Tatar literature, literary works, Turkic-Tatar poets.
Э.Ш. Уразманова, соискатель отдела литературоведения Института языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии Наук Республики Татарстан, преподаватель каф. «Иностранные языки в профессиональной коммуникации» Казанского национального исследовательского технологического университета, г. Казань, E-mail: [email protected]
РОЛЬ ИССЛЕДОВАНИЙ А. ШАРИПОВА В ОБЛАСТИ ИЗУЧЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ СТИХОТВОРНЫХ ЖАНРОВ В ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Данная статья посвящена комплексному исследованию деятельности А. Шарипова в области зарождения, становления и функционирования системы стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко-татарской литературе VIII-XIV веков. Его фундаментальная научная работа является первым экспериментом в области исследования зарождения тюркской поэзии и её древейших форм с хунно-гуннского периода и плодом многолетней работы в области тюркско-татарских поэтических жанров и жанровых форм средневековья. В работе детально проанализированы арабские, персидско-таджикские и турецкие трактаты X-XIV веков, а также многочисленные тексты устного народного творчества и отдельные индивидуальные письменные поэтические произведения древнетюркских и тюрко-татарских поэтов средневековья. На основе изучения деятельности А. Шарипова в области исследования системы жанров, установлено, что он смог удачно преподнести читателю свои исследования в области изучения зарождения, становления и функционирования системы тюрко-татарских стихотворных жанров и жанровых форм VIII-XIV вв., жанровое разнообразие и богатство стихотворных форм и приемов, особенности стихотворных жанров и жанровых форм, а также их важность.
Ключевые слова: стихотворные жанры, жанровые формы, древнетюркская и тюрко-татарская литература, литературные произведения, тюрко-татарские поэты.
Как известно, точка отчета истории современной татарской литературы начинается с письменной литературы, возникшей в средние века в Поволжье. Эта же письменная литература берет своё начало у ещё более старшей - древней общетюркской литературы. Таким образом, мы обращаемся к эпохе караханидов, к именам, связанным с Орхоно-Енисейскими реками, где жили древние уйгуры [1, с. 14].
Татарский народ в своём историческом бытие, сформировав богатое духовное наследие, внёс большую долю в общечеловеческое наследие и его последующее развитие. Народов, имеющих полуторавековую письменную литературу, очень мало. К сожалению, злые ветра истории уничтожили многие исторические достояния: некоторые из них не найдены и на сегодняшний день. Но, несмотря на это, всё то, что мы уже имеем, является свидетельством того, каким богатым литературным наследием обладает татарский народ [2, с. 3].
В составе духовного наследия татарского народа в плане художественно-эстетического воздействия на читателей особую ценность представляют стихотворные тексты. Они обладают чрезвычайно большим жанровым богатством, неувядаемой красотой и сочностью поэтических образов. Никого не оставляли равнодушным в прошлом и в настоящее время насыщенные глубокой жизненной мудростью тюркских народов поэмы Ю. Ба-ласагуни "Котадгу белек" ("Благодатное знание"), А. Югнеки "Хи-батуль-хакаик" ("Подарок истин"), прекрасные образцы хикметов и газелей А. Ясеви, С. Бакыргани, созданные в Х1-Х11 вв. Произведения и последующих представителей средневековой классической тюрко-татарской литературы, таких как Кул Гали, Кутб, Хорезми, Хисама Кятиба, Сайфа Сараи и др., также содержат в себе лучшие эстетико-художественные достижения тюрко-татар-ской письменной поэзии УШ-Х1У вв.
В целях приобщения современного читателя к этим жемчужинам древнетюркской и тюрко-татарской литературы, необходимо изучить их, открыв секреты их долговечности и притяжения к себе читателей, пропагандировать их для того, чтобы довести до современного человека всё богатство содержания и красоту форм данных произведений. Это, в свою очередь, требует от историка литературы изучения каждого стихотворного жанра и жанровой формы как живого организма: исследовать особенности этапов зарождения, становления и функционирования каждого стихотворного жанра, а также его трансформацию в каждую эпоху литературного развития согласно меняющимся эстетическим запросам общества [3, с. 3].
В последние годы в нашем обществе произошли большие изменения, обусловленные огромным интересом татарского народа к богатому духовному наследию наших предков. Однако необходимо подчеркнуть, что в течение долгого времени в татарской литературе в историческом плане не принимались во внимание генезис, эволюция жанров и жанровых форм средневековья.
До 1960 - 1980 годов некоторые литературоведы в своих научных трудах, посвящённых проблемам истории татарской литературы, не касались данной темы вообще, некоторые же ограничивались лишь упоминанием названий некоторых стихотворных жанров. Лишь в последние два десятилетия эти вопросы стали предметом пристального внимания татарских литературоведов. Однако все же отдельного монографического исследования, специально посвящённого изучению проблем не только отдельных жанров, а более крупной единицы, т.е. системы средневековых тюрко-татарских стихотворных жанров, вопросов формирования, становления и эволюции этой системы в период зрелого средневековья, до сих пор еще не было написано [4, с. 9 - 10].
А. Шарипов, являясь одним из тех учёных, которые с большим интересом изучают древние периоды татарской литературы, в определённой степени стремился восполнить этот пробел в татарской литературе. Его фундаментальная научная работа является первым экспериментом в области исследования зарождения тюркской поэзии и её древейших форм со времен пратюрков - с хунно-гуннского периода.
Исследования, проведённые учёным, принесли свои плоды: в 2011 году в диссертационном Совете Казанского государственного университета он защитил докторскую диссертацию на тему «Система стихотворных жанров в древнетюркской и тюр-ко-татарской литературе УШ-Х1У вв. (Зарождение, становление и функционирование)» [3]. Также исследования А. Шарипова в этой области изложены в его монографическом труде «Зарождение и становление системы стихотворных жанров в древнетюрк-ской и тюрко-татарской литературе (УШ-Х1У вв.)» [4].
Данная работа А. Шарипова является в татарском литературоведении новым и крупным научным достижением, целью которого являлось изучение системы стихотворных жанров и жанровых форм в древнетюркской и тюрко-татарской литературе УШ-Х1У веков, их зарождение в татарском устном народном творчестве, функционирование и совершенствование в письменной литературе Х1-Х1У веков. И все эти вопросы рассматриваются и изучаются ученым в историческом плане.
Обратим внимание на структуру и содержание научно-исследовательской работы А. Шарипова. Научный труд ученого состоит из четырех глав. Первую главу своей диссертации А. Шарипов посвятил изучению генезиса устного и письменного древнетюркского стихотворного искусства. В то же время, А. Шарипов выявил значимую роль арабской, персидской и таджикской классической поэтики в развитии и совершенствовании системы поэтических жанров и, взяв за основу проблемы поэтических жанров творчества тюркско-татарских писателей XI-XV веков, проанализировал формирование тюрко-татарской поэтики.
Вторая глава научной работы ученого посвящена системному и глубокому изучению зарождения и становления тюрко-та-тарской теоретической поэтики. А. Шарипов в этой главе выясняет роль арабской и персидско-таджикской классических поэтик в развитии и совершенствовании тюрко-татарской теории системы стихотворных жанров. Также учёный рассматривает вопросы, касающиеся теории системы стихотворных жанров в трудах тюр-коязычных авторов XI-XV веков и становления тюрко-татарской теоретической поэтики.
Третья глава научной работы А. Шарипова посвящена изучению зарождения и формированию системы устных поэтических жанров в татарском фольклоре. Таким образом, эта глава особенна тем, что она всецело посвящена глубокому изучению таких жанров, как эпос-дастан, сказка, баллада, песня, баит, му-наджат и др.
Четвертая глава исследования А. Шарипова посвящена изучению становления и функционирования системы тюрко-татар-ских стихотворных жанров в индивидуальном письменном творчестве. Так как историю древнетюркской поэзии можно условно разделить на два периода - 1) доисламский; 2) после принятия ислама, то и в научной работе А. Шарипова мы видим каким тщательным образом изучены особенности доисламского и исламского периода в тюрко-татарской поэзии, а именно в системе тюрко-татарских стихотворных жанров и жанровых форм.
В этой главе мы также видим результат проведенных исследований А. Шарипова, касающихся жанровых особенностей литературных произведений Й. Баласагунлы, А. Ясеви, С. Бакы-ргани, А. Югнеки. Помимо этого рассматриваются особенности стихотворных жанров и жанровых форм, царящих в период Бул-гарского государства и Золотой Орды.
Библиографический список
В данной главе мы видим, что ученый представил систему стихотворных жанров в произведениях лиро-эпического характера (кысса, дастан, наме, месневи, хикаят (рассказ), масал, му-назаре и др.) и произведениях лирической тональности (газель, касыда, месневи, рубаи, туюг, кытга, фард, мадхия и др.), относящихся к тюрко-татарской литературе XIII - XIV веков.
В своем исследовании А. Шарипов не забывает обратить внимание и на функциональные особенности системы стихотворных жанров тюрко-татарской литературы XIII-XIV веков, т.к. эти особенности не были до сих пор исследованы. Так, ученый выявил, что функциональные особенности тюркоязычных стихотворных жанров XIII-XIV вв. тесно связаны с двумя свойствами последних: 1) с их синкретическим характером; 2) с иерархичностью стихотворных жанров.
В работе также были проанализированы арабские, персидско-таджикские и турецкие трактаты X-XIV веков, а также многочисленные тексты устного народного творчества и отдельные индивидуальные письменные поэтические произведения древнетюркских и тюркско-татарских поэтов средневековья.
Проанализировав с точки зрения теории и практики эту важную научно-исследовательскую работу А. Шарипова, мы можем с уверенностью сказать, что каждый читатель может в ней найти необходимую информацию о зарождении и формировании таких жанров, как газель, касыда, рубаи, муназаре, фард, кытга, мадхия, марсия, хикмет, насихат, мунаджат и др., т.к. все эти жанры были проанализированы ученым как отдельные элементы жанровой системы.
Велика роль ученого и поэта-писателя А. Шарипова в том, что до этого в татарском литературоведении не было трудов, посвященных возникновению стихотворных жанров, их формированию и процессам роста, развития и изменения по древ-нетюркскому периоду. Этот научный труд был оценен специалистами как новое слово во всей тюркологической науке [5, с. 266]. Учёный смог удачно преподнести читателю свои исследования в области изучения зарождения, становления и функционирования системы тюрко-татарских стихотворных жанров и жанровых форм VIII-XIV вв., жанровое разнообразие и богатство стихотворных форм и приемов, особенности стихотворных жанров и жанровых форм, а также их важность.
1. Госман X. Гомумтерки эдэбият. Борынгы терки haiw татар эдэбиятыньщ чыганаклары. Казан, 1981.
2. Мицнегулов X^., Садретдинов Ш.А. Эдэбият: Татар урта гомуми белем бирY мэкт. h гимназиялэрнец 9 нчы сыйныфы, урта махсус уку йортлары, педагогия училищелары, колледж hein лицей укучылары ечен дэреслек. Казан, 2005.
3. Шарипов А.М. Система стихотворных жанров в древнетюркской тюрко-татарской литературе VIII-XIV вв. (Зарождение, становление и функционирование). Автореферат диссертации ...доктора филологических наук. Казань, 2001.
4. Шарипов А.М. Зарождение и становление системы стихотворных жанров в древнетюркской и тюрко-татарской литературе (VIII-XIV вв.). Монография. Казань, 2011.
5. Уразманова Э.Ш. Основные этапы научно-исследовательской и литературной деятельности ученого и писателя А.М. Шарипова. Мир науки, культуры, образования. 2014; 2 (45).
References
1. Gosman H. Gomumterki эdэbiyat. Boryngy terkihem tatar edebiyatynyH chyganaklary. Kazan, 1981.
2. Mi^negulov H.J., Sadretdinov Sh.A. Эdэbiyat: Tatar urta gomumi belem biry mekt. h gimnaziyalerneq 9 nchy syjnyfy, urta mahsus uku jortlary, pedagogiya uchilischelary, kolledzh hem licej ukuchylary echen dereslek. Kazan, 2005.
3. Sharipov A.M. Sistema stihotvornyh zhanrov v drevnetyurkskoj tyurko-tatarskoj literature VIII-XIV vv. (Zarozhdenie, stanovlenie i funkcionirovanie). Avtoreferat dissertacii ...doktora filologicheskih nauk. Kazan', 2001.
4. Sharipov A.M. Zarozhdenie i stanovlenie sistemy stihotvornyh zhanrov v drevnetyurkskoj i tyurko-tatarskoj literature (VIII-XIV vv.). Monografiya. Kazan', 2011.
5. Urazmanova 'E.Sh. Osnovnye 'etapy nauchno-issledovatel'skoj i literaturnoj deyatel'nosti uchenogo i pisatelya A.M. Sharipova. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2014; 2 (45).
Статья поступила в редакцию 11.03.15
УДК 811.13 (04) + 81.16 (04)
Artyna M.K., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, English Language Department, Tuvan State University (Kyzyl,
Russia), E-mail: [email protected]
THE PROBLEM OF PRAGMALINGUISTICS ASPECT DEVELOPMENT IN IDEOGRAPHIC DESCRIPTION (on the example of "Speech act" lexical field). The article is devoted to the comprehensive study of different approaches to the classification of verbs of speech activity from the middle of the twentieth century up to the present. The author examines the gradual formation of pragmalinguistics selection criteria of lexical units by the example of the "Speech act" lexical field. As a result of the research, it was found that the current classification takes into account not only the semantic feature and communicative orientation of speech, but