Научная статья на тему 'СИНХРОНИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ'

СИНХРОНИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
159
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОККЕИСТЫ СТУДЕНЧЕСКИХ КОМАНД / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ И КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СИНХРОНИЗИРУЮЩИЙ МЕТОД ТРЕНИРОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич, Михайлов Константин Константинович

С целью повышения интегральной готовности хоккеистов студенческих команд к соревновательной деятельности проведено синхронизированное развитие скоростно-силовых и координационных способностей хоккеистов студенческих команд. Апробированы синхронизирующие упражнения, содержащие в своей структуре элементы скоростно-силовых и координационных действий на основе интегрированных методов тренировки. Выявлена возможность управления развитием скоростно-силовых и координационных способностей хоккеистов на основе синхронизации операционных инструментов. Выделены специфические характеристики, отражающие эффективность синхронизированного развития скоростно-силовых и координационных способностей хоккеистов студенческих команд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Понимасов Олег Евгеньевич, Михайлов Константин Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNCHRONIZED DEVELOPMENT OF SPEED-POWER AND COORDINATION ABILITIES OF HOCKEY PLAYERS

In order to increase the integral readiness of hockey players of student teams for competitive activity, the synchronized development of speed-power and coordination abilities of hockey students of student teams was carried out. Synchronizing exercises were tested, containing in their structure the elements of speed-strength and coordination actions on the basis of integrated training methods. The possibility of managing the development of speed-power and coordination abilities of hockey players based on the synchronization of operational tools was revealed. The specific characteristics reflecting the effectiveness of the synchronized development of speed-power and coordination abilities of student teams' hockey players are highlighted.

Текст научной работы на тему «СИНХРОНИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ»

ВЫВОДЫ

1. На данный момент в РФ нет ни одного отделения в спортивных школах по ски-альпинизму. Отсутствуют стандарты спортивной подготовки по виду спорта ски-альпинизм на всех этапах многолетней спортивной подготовки.

2. Фундаментальной проблемой является отсутствие квалифицированных тренеров по виду спорта ски-альпинизм, а также полное отсутствие образовательных программ в вузах по подготовке тренерских кадров для этого вида спорта.

3. Текущее положение дел диктует острую необходимость в создании и апробации методик спортивной тренировки по ски-альпинизму. Без осуществления данных шагов по развитию ски-альпинизма в кратчайшие сроки, будет невозможно обеспечить выступление Российских спортсменов на Олимпийских Играх 2026 года. Методическим центром для решения данных задач может выступить кафедра теории и методики лыжных видов спорта НГУ имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении правил вида спорта "альпинизм" :Приказ Минспорта России от 10.12.2018 N 1008 // КонсультантПлюс : [справочно-правовая система].- URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314976/ (дата обращения: 01.08.2021).

2. Федерация альпинизма Российской Федерации. 4 этап Кубка России по ски-альпинизму 2019-2020 гг. заключительный // Офиц. сайт Федерации альпинизма РФ]. - URL: https://alpfederation.ru/event/940/ (дата обращения: 01.08.2021).

3. Хаус С. Бегущим в гору. Руководство по тренировкам для трейлраннеров и ски-альпинистов. / С. Хаус, С. Джонстон, К. Жорнет. -Москва : Библиотека Спорт-Марафон, 2020. - 376 с.

4. Merrell Chloe. Ski Mountaineering to debut at Milano Cortina 2026 / Chloe Merrell. - 2021. - URL: https://olympics.com/en/news/ski-mountaineering-debut-milano-cortina-2026 (дата обращения: 01.08.2021).

REFERENCES

1. Ministry of Sports of Russia (2018), "On the approval of the rules for the sport of "Mountaineering"", Order of the dated 10.12.2018 N 1008, available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_314976/ (date of access: 08/01/2021).

2. Mountaineering Federation of the Russian Federation (2020), 4th stage of the Russian Cup in ski mountaineering 2019-2020 final, available at: https://alpfederation.ru/event/940/ (date of access: 01.08.2021).

3. House, S., Johnston, S. and Jornet, K. (2020), Running up the hill. A training guide for trail runners and ski climbers, Library Sport - Marathon, Moscow.

4. Merrell Chloe (2021), Ski Mountaineering to debut at Milano Cortina 2026, available at: https://olympics.com/en/news/ski-mountaineering-debut-milano-cortina-2026 (date accessed: 01.08.2021).

Контактная информация: sga181054@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 04.10.2021

УДК 796.966

СИНХРОНИЗИРОВАННОЕ РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ХОККЕИСТОВ

Олег Евгеньевич Понимасов, доктор педагогических наук, Константин Константинович Михайлов, кандидат педагогических наук, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург

Аннотация

С целью повышения интегральной готовности хоккеистов студенческих команд к соревновательной деятельности проведено синхронизированное развитие скоростно-силовых и координационных способностей хоккеистов студенческих команд. Апробированы синхронизирующие

упражнения, содержащие в своей структуре элементы скоростно-силовых и координационных действий на основе интегрированных методов тренировки. Выявлена возможность управления развитием скоростно-силовых и координационных способностей хоккеистов на основе синхронизации операционных инструментов. Выделены специфические характеристики, отражающие эффективность синхронизированного развития скоростно-силовых и координационных способностей хоккеистов студенческих команд.

Ключевые слова: хоккеисты студенческих команд, скоростно-силовые и координационные способности, синхронизирующий метод тренировки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.10.p295-299

SYNCHRONIZED DEVELOPMENT OF SPEED-POWER AND COORDINATION ABILITIES OF HOCKEY PLAYERS

Oleg Evgenyevich Ponimasov, the doctor of pedagogical sciences, Konstantin Konstantino-vich Mikhailov, the candidate of pedagogical sciences, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg

Abstract

In order to increase the integral readiness of hockey players of student teams for competitive activity, the synchronized development of speed-power and coordination abilities of hockey students of student teams was carried out. Synchronizing exercises were tested, containing in their structure the elements of speed-strength and coordination actions on the basis of integrated training methods. The possibility of managing the development of speed-power and coordination abilities of hockey players based on the synchronization of operational tools was revealed. The specific characteristics reflecting the effectiveness of the synchronized development of speed-power and coordination abilities of student teams' hockey players are highlighted.

Keywords: hockey players of student teams, speed-strength and coordination abilities, synchronizing method of training.

ВВЕДЕНИЕ

Изучение практических аспектов подготовки спортивного резерва в хоккее свидетельствует о целесообразности согласованного обучения разнородным навыкам катания на коньках и владения клюшкой и шайбой.

При наличии двух равнозначных, параллельно протекающих процессах необходимо приведение их к согласованности, упорядоченности. Процесс гармонизации соотношения взаимосвязанных явлений основывается на принципах теории синхронизации, подразумевающих согласование стадий, темпов и направленности формирования навыков на основе использования синхронизирующих ресурсов [5].

Факторными предпосылками применения синхронизирующего подхода выступает необходимость одновременного развития скоростно-силовых и координационных способностей, а также непрерывное взаимодействие данных категорий в процессе совершенствования спортивной формы хоккеистов [3, 4].

Поскольку любая волна представляет собой согласованное движение или изменение определенных параметров среды в разных ее точках, то синхронизация процессов формирования разнородных двигательных навыков является предпосылкой волнообраз-ности тренировочной деятельности в спорте. Поэтому принцип синхронизации, как и циклически-волновой подход, позволяет взглянуть на сложные процессы становления спортивной формы хоккеистов не в границах учебно-тренировочного процесса, а поверх барьеров, разделяющих скоростно-силовую и координационную подготовку спортсменов [1, 2].

Функциональными инструментами синхронизации развития разнородных способностей спортсменов выступают дидактические (средства, методы, параметры нагрузки), временные и физиологические ресурсы.

Сложность проблемы синхронизации заключается в зависимости достижения спортивной формы, определяемой несколькими структурными компонентами, от временной динамики развития составляющих процессов.

Гипотеза о том, что управление развитием скоростно-силовых и координационных способностей на основе синхронизации операционных инструментов повысит эффективность становления и развития спортивной формы хоккеистов, определила основное направления исследования.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью исследования являлось повышение интегральной готовности за счет синхронизированного развития скоростно-силовых и координационных способностей хоккеистов студенческих команд.

Для синхронизированного развития скоростно-силовых и координационных способностей использовались синхронизирующие упражнения, содержащие в своей структуре элементы скоростно-силовых и координационных действий на основе интегрированных методов тренировки. Глобальной регулирующей переменной, вызывающей процессы синхронизированной адаптации, являлись параметры физической нагрузки, испытываемой при выполнении синхронизирующих упражнений. Наиболее используемыми являлись средства синхронизации, реализуемые в учебно-тренировочном процессе в форме системных требований, предъявляемых организму спортсменов.

Поскольку исходный уровень развития отдельных двигательных способностей хоккеистов на начальном этапе тренировочного процесса может быть различным, то при прохождении отдельных тренировочных этапов и решения задачи структура упражнений формировалась избирательно, по принципу приоритета двигательных способностей, отстающих по уровню развития.

Наблюдение и описание динамики развития скоростно-силовых и координационных способностей 18 хоккеистов (10 человек в экспериментальной группе; 8 - в контрольной группе) в возрасте 19,2±0,4 лет проводилось на базе студенческой команды педагогического университета. Исходный уровень развития двигательных способностей спортсменов являлся статистически однородным. Контрольная группа спортсменов тренировалась по утвержденному плану и программе тренировок.

Мобилизационные стимулы синхронизирующего метода тренировки оценивались по количеству выполненных хоккеистами технико-тактических приемов игры скоростно-силовой и координационной направленности (засчитывались эффективно выполненные приемы).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Тестирование по окончанию эксперимента позволило выявить динамику выполненных хоккеистами эффективных технико-тактических приемов игры скоростно-силовой и координационной направленности (таблица 1).

Таблица 1 - Динамика эффективных технико-тактических приемов игры, х±т

Показатель Количество приемов за игру

ЭГ КГ

до после г до после г

Вбрасывание 1,9±0,2 5,9±0,2 1,4 1,6±0,2 3,0±0,2 1,5

Передача в движении 5,7±0,8 11,8±0,5 2,7 6,1±0,6 9,5±0,4 0,8

Ведение с обводкой 10,7±0,8 16,8±0,5 3,7 11,6±0,5 13,7±0,8 4,2

Ведение с броском по воротам 1,7±0,8 3,8±0,5 0,6 1,9±0,6 2,3±0,5 0,5

Отбор шайбы 2,6±0,7 13,9±0,4 1,7 1,7±0,3 10,1±0,4 2,1

Силовые приемы 10,7±0,8 17,8±0,5 2,4 8,1±0,4 11,5±0,6 1,9

Данные итогового тестирования позволили констатировать, что в результате применения синхронизирующего метода тренировки с целью развития скоростно-силовых и

координационных способностей увеличилось количество эффективно выполненных игровых действий хоккеистами: вбрасывания - на 18,3%, передач в движении - на 15,6%, ведений с обводкой - на 13,6%, ведений с броском по воротам - на 18,7%, отборов шайбы - на 19,2%, силовых приемов - на 14,6%.

Прогнозируемое повышение взрывной силы ног, стабилизационной устойчивости и пространственной ориентировки обусловлено синхронизацией развития скоростно-силовых и координационных способностей и проявляется в эффективном выполнении игровых приемов, требующих интегрированного проявления мощности и координации движений. Это подтверждается формированием ударной техники катания, приемов силового противоборства, навыков точной передачи паса в движении хоккеистов экспериментальной группы.

Эффективность синхронизирующего метода проявилась в кумуляции воздействия синхронизирующих упражнений на активизацию функциональных возможностей хоккеистов. Интегральная направленность деятельности приводит к росту адаптационных возможностей участников экспериментальной группы в освоении сложных игровых коорди-наций и скоростно-силового потенциала движений.

Совершенствование характеристик двигательного компонента связанно со структурно-функциональной перестройкой двигательных структур в процессе синхронизирующих упражнений, способствующих согласованному развитию скоростно-силовых и координационных способностей за счет одновременных адаптационных реакций со стороны организма спортсменов в ответ на воздействие специфической нагрузки.

Дидактические, временные и физиологические ресурсы, выступившие регуляторами адаптивно-приспособительных реакций, способствовали синхронизированной реализации скоростно-силовых и координационных способностей в изменяющихся условиях игровой обстановки. Синхронизированное развитие разнородных двигательных способностей обеспечило подобие временной сегментации и ритмичности совершенствования скоростно-силового и координационного компонентов спортивного мастерства хоккеистов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность интегральной подготовки к соревновательной деятельности хоккеистов студенческих команд достигается синхронизированным развитием скоростно-силовых и координационных способностей. Организация решения задачи посредством синхронизации параллельных процессов стимулирует развитие межмышечной координации интегративно с формированием скоростно-силового потенциала спортсменов.

Метод синхронизации позволяет интенсифицировать и мобильно управлять сроками тренировочного процесса за счет оперативного достижения необходимого уровня развития двигательных способностей, обеспечивающих становление и развитие спортивной формы хоккеистов-студентов.

Синхронизмы уравнивают продолжительность формирования скоростно-силового потенциала и координационных способностей, что позволяет вариативно применять синхронизирующую тренировку в любой фазе тренировочного процесса хоккеистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамов, А. А. Методика подготовки юных хоккеистов к спортивной деятельности на начальном этапе учебно-тренировочного процесса / А.А. Абрамов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 5 (75). - С. 7-10.

2. Жаворонков, С.С. Экспертная оценка проявления скоростных способностей юных хоккеистов в соревновательной деятельности / С.С. Жаворонков // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 75-77.

3. Ильичёва, О.В. Развитие координационных способностей юных хоккеистов 9-10 лет с учетом типологических свойств нервной системы / О.В. Ильичева, Я.В. Сираковская, О.В. Шкирева

// Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 186-192.

4. Модельные характеристики подготовленности юных хоккеистов в процессе многолетней спортивной подготовки / Н.В. Павлова, О.С. Антипова, Е.А. Реуцкая, Е.М. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 1 (143). - С. 149-153.

5. Понимасов, О.Е. Синхронизированное формирование динамических объединений при обучении военно-прикладному плаванию / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 1 (107). - С. 139-142.

REFERENCES

1. Abramov, A.A. (2011), "Methodology of training young hockey players for sports activities at the initial stage of the educational and training process", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 75, No. 5, pp. 7-10.

2. Zhavoronkov, S.S. (2018), "Expert assessment of the manifestation of speed abilities of young hockey players in competitive activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 5, pp. 75-77.

3. Ilyicheva, O.V., Sirakovskaya, Ya.V. and Shkireva, O.V. (2020), "Development of coordination abilities of young hockey players 9-10 years old, taking into account the typological properties of the nervous system", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 181, No. 3, pp. 186-192.

4. Pavlova, N.V., Antipova, O.S., Reutskaya, E.A. and Nikolaev, E.M. (2017), "Model characteristics of the readiness of young hockey players in the process of long-term sports training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 143, No. 1, pp. 149-153.

5. Ponimasov, O.E. (2014), "Synchronized formation of dynamic associations in military applied swimming training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 107, No. 1, pp. 139-142.

Контактная информация: o-pony@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.10.2021

УДК 37.037.1

НАИБОЛЕЕ РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЙ ВОЗРАСТ ДЛЯ ПРЕБЫВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Людмила Николаевна Порубайко, кандидат медицинских наук, доцент, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар; Александр Викторович Дорон-цев, кандидат медицинских наук, доцент, Астраханский государственный медицинский университет, г. Астрахань; Ирина Константиновна Спирина, кандидат педагогических наук, доцент, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Вероника Евгеньевна Кузнецова, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Краснодарский филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова РФ, г. Краснодар; Инна Геннадьевна Лучинина, старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар; Виталий Владимирович Герман, студент, Кубанский государственный медицинский университет, г. Краснодар

Аннотация

Возраст от 10 до 12 лет является периодом активного формирования морфофункциональных систем и двигательных функций. В течение этого периода рекомендует интенсивно использовать различные средства и формы физического воспитания для своевременного и успешного развития и совершенствования двигательных качеств. Данный возраст считается оптимальным периодом, когда должны закладываться навыки физкультурных, хореографических, трудовых движений и других сложных двигательных координаций. Ряд авторов полагают, что в предпубертатном периоде не следует требовать от детей выполнения больших объемов нагрузок, которые могут "раз балансировать" естественный ход биологического развития.

Ключевые слова: подросток, учреждение, летний, отдых, возраст, репрезентативный, оздоровление, физическая подготовка, период, навыки, развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.