Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / СИНХРОНИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / СПОРТИВНАЯ ТРЕНИРОВКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романов Михаил Иванович, Нечаев Артем Игоревич, Морозов Евгений Андреевич, Уваров Сергей Анатольевич

Выявлены педагогические условия, необходимые для синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов. В качестве основных педагогических условий, необходимых для синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов, респонденты отметили одновременное обеспечение физической готовности с формированием технических навыков у юных хоккеистов, а также использование упражнений для рационального выполнения технически трудных приемов на высокой скорости. Респонденты также обратили внимание на подбор и применение специальных упражнений для улучшения командных действий на ледовой площадке, а также на обеспечение точечного воздействия тренеров на юных хоккеистов для корригирующего развития «отстающих» двигательных способностей. Большое значение имеют применение упражнений для улучшения эффективности действий клюшкой на фоне силового воздействия соперника, а также учет особенностей игрового амплуа юных хоккеистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романов Михаил Иванович, Нечаев Артем Игоревич, Морозов Евгений Андреевич, Уваров Сергей Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR SYNCHRONIZING THE DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED POWER QUALITIES AND COORDINATION ABILITIES OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

Pedagogical conditions necessary for synchronizing the development of high-speed power qualities and coordination abilities among young hockey players have been identified. As the main pedagogical conditions necessary for synchronizing the development of high-speed power qualities and coordination abilities among young hockey players, respondents noted the simultaneous provision of physical readiness with the formation of technical skills among young hockey players, as well as the use of exercises to rationally perform technically difficult techniques at high speed. Respondents also drew attention to the selection and use of special exercises to improve team actions on the ice platform, as well as to ensure the point impact of coaches on young hockey players for the corrective development of "lagging" motor abilities. Of great importance are the use of exercises to improve the effectiveness of club actions against the background of the power influence of the opponent, as well as taking into account the peculiarities of the playing role of young hockey players.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ»

УДК 796.966

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ СИНХРОНИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ И КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ

Михаил Иванович Романов, аспирант, Артем Игоревич Нечаев, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Евгений Андреевич Морозов, соискатель, Сергей Анатольевич Уваров, соискатель, Псковский филиал Академии Федеральной службы исполнения наказаний России

Аннотация

Выявлены педагогические условия, необходимые для синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов. В качестве основных педагогических условий, необходимых для синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов, респонденты отметили одновременное обеспечение физической готовности с формированием технических навыков у юных хоккеистов, а также использование упражнений для рационального выполнения технически трудных приемов на высокой скорости. Респонденты также обратили внимание на подбор и применение специальных упражнений для улучшения командных действий на ледовой площадке, а также на обеспечение точечного воздействия тренеров на юных хоккеистов для корригирующего развития «отстающих» двигательных способностей. Большое значение имеют применение упражнений для улучшения эффективности действий клюшкой на фоне силового воздействия соперника, а также учет особенностей игрового амплуа юных хоккеистов.

Ключевые слова: педагогические условия; юные хоккеисты; синхронизация развития; координационные способности; скоростно-силовые качества; спортивная тренировка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p393-396

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR SYNCHRONIZING THE DEVELOPMENT OF HIGH-SPEED POWER QUALITIES AND COORDINATION ABILITIES OF YOUNG HOCKEY PLAYERS

Mikhail Ivanovich Romanov, the post-graduate student, Artem Igorevich Nechaev, the postgraduate student, St. Petersburg Polytechnic University Peter the Great, St. Petersburg;

Evgeny Andreevich Morozov, the competitor, Sergey Anatolyevich Uvarov, the competitor, Pskov branch of the Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia

Abstract

Pedagogical conditions necessary for synchronizing the development of high-speed power qualities and coordination abilities among young hockey players have been identified. As the main pedagogical conditions necessary for synchronizing the development of high-speed power qualities and coordination abilities among young hockey players, respondents noted the simultaneous provision of physical readiness with the formation of technical skills among young hockey players, as well as the use of exercises to rationally perform technically difficult techniques at high speed. Respondents also drew attention to the selection and use of special exercises to improve team actions on the ice platform, as well as to ensure the point impact of coaches on young hockey players for the corrective development of "lagging" motor abilities. Of great importance are the use of exercises to improve the effectiveness of club actions against the background of the power influence of the opponent, as well as taking into account the peculiarities of the playing role of young hockey players.

Keywords: pedagogical conditions; young hockey players; synchronization of development; coordination capacities; high-speed power qualities; sports training.

В условиях расширения современных требований к физической и технической готовности юных хоккеистов совершенно очевидны существенные изменения содержания их подготовки [1,2]. Эти изменения выражаются не только в новом содержании подготов-

ки юных хоккеистов, но и в организации тренировочного процесса. Изменения объясняются также новым пониманием цели и результата тренировочного процесса юных хоккеистов в современных условиях [2].

Во-первых, существует четко обозначенный заказ на формирование разносторонне подготовленного хоккеиста, который должен активно участвовать в единоборствах на протяжении всей игры.

Во-вторых, подготовка юных хоккеистов должна быть ориентирована на достижение главной цели - попадание в команду мастеров, где уровень мастерства хоккеистов соответствует высоким требованиям международных стандартов.

Перемены, которые свойственны организации современного тренировочного процесса, стимулируют поиск дополнительных ресурсов в его совершенствовании [1-2]. Идеи интеграции отдельных видов подготовки юных хоккеистов чрезвычайно плодотворны, в поиске таких ресурсов. Сегодня подготовка юных хоккеистов должна развиваться на основе инноваций, которые гармонично вписываются в инновационную систему подготовки взрослых хоккеистов из команд мастеров. Изучение основных характеристик тренировочного процесса юных хоккеистов, анализ сложившейся к настоящему времени практики их подготовки позволяют выявить следующие группы противоречий.

Первая группа противоречий связана с вопросами основных преобразований тренировочного процесса, ориентированных на обогащение содержания подготовки юных хоккеистов. Синхронизация развития у юных хоккеистов скоростно-силовых качеств и координационных способностей является важнейшей задачей их подготовки [2].

Вторая группа противоречий указывает на необходимость активизации деятельности юных хоккеистов и внедрения инновационных форм их подготовки. Развитие и активизация деятельности юных хоккеистов является одной из важных проблем совершенствования тренировочного процесса в современных условиях.

Таким образом, актуальность исследования на научно-теоретическом уровне исходит из научного осмысления и методологического обоснования проблемы синхронизации развития у юных хоккеистов скоростно-силовых качеств и координационных способностей и необходимости её решения.

Анализ содержания тренировочного процесса юных хоккеистов обозначил объективную необходимость обновления педагогической практики новыми способами и средствами синхронизации развития у них скоростно-силовых качеств и координационных способностей [2].

Синхронизация на уровне комплексирования и объединения развития у юных хоккеистов скоростно-силовых качеств и координационных способностей реализуется в тренировочном процессе недостаточно эффективно [2]. Новым направлением исследования является поиск концептуальной основы для синхронизации развития у юных хоккеистов скоростно-силовых качеств и координационных способностей. Поэтому решение этой задачи было связано с обоснованием педагогических условий, необходимых для синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов. Для установления ранговой структуры этих условий был проведен опрос тренеров по хоккею. Всего в опросе приняло участие 73 респондента. Результаты этого исследования представлены в таблице 1.

В качестве основных педагогических условий, необходимых для синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов, респонденты отметили одновременное обеспечение физической готовности с формированием технических навыков у юных хоккеистов, а также использование упражнений для рационального выполнения технически трудных приемов на высокой скорости. Респонденты также обратили внимание на подбор и применение специальных упражнений для улучшения командных действий на ледовой площадке, а также на обеспечение

точечного воздействия тренеров на юных хоккеистов для корригирующего развития «отстающих» двигательных способностей.

Таблица 1 - Ранговая структура педагогических условий, необходимых для синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов (п=73)_

Ранговое место (значимость) Педагогические условия Ранговый показатель (%)

1 Одновременное обеспечение физической готовности с формированием технических навыков у юных хоккеистов 27,2

2 Использование упражнений для рационального выполнения технически трудных приемов на высокой скорости 22,8

3 Подбор и применение специальных упражнений для улучшения командных действий на ледовой площадке 17,3

4 Обеспечение точечного воздействия тренеров на юных хоккеистов для корригирующего развития «отстающих» двигательных способностей 12,7

5 Применение упражнений для улучшения эффективности действий клюшкой на фоне силового воздействия соперника 10,4

6 Учет особенностей игрового амплуа юных хоккеистов 9,6

Большое значение имеют применение упражнений для улучшения эффективности действий клюшкой на фоне силового воздействия соперника, а также учет особенностей игрового амплуа юных хоккеистов.

В качестве главного педагогического условия, необходимого для синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов, респонденты отметили одновременное обеспечение физической готовности с формированием технических навыков у юных хоккеистов. По нашему мнению, эти два направления в подготовке юных хоккеистов сложно разделить, поскольку преимущественное развитие одного из них будет осуществляться в ущерб другому. Поэтому одновременное обеспечение физической готовности с формированием технических навыков у юных хоккеистов должно лежать в основе синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов.

Использование упражнений для рационального выполнения технически трудных приемов на высокой скорости также связано с проявлением скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов. Поэтому данное условие необходимо выполнять при синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов.

Респонденты также обратили внимание на подбор и применение специальных упражнений для улучшения командных действий на ледовой площадке. Командные действия на ледовой площадке должны выполняться одновременно и на высокой скорости всеми игроками команды. При выполнении данного условия необходима синхронизация развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов, поскольку без хорошо развитых этих способностей невозможно решать сложные игровые задачи.

По мнению респондентов, при синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов необходимо обеспечение точечного воздействия тренеров на юных хоккеистов для корригирующего развития «отстающих» двигательных способностей. В силу генетических различий юные хоккеисты приходят в секцию для занятий хоккеем с разным уровнем развития двигательных способностей. Поэтому для качественной синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов тренерам следует вносить коррекцию в организацию тренировочного процесса с целью развития «отстающих» двигательных способностей.

Практика показала, что большое значение для синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов имеют примене-

ние упражнений для улучшения эффективности действий клюшкой на фоне силового воздействия соперника, а также учет особенностей игрового амплуа юных хоккеистов.

Таким образом, перечисленные выше педагогические условия необходимы для качественной синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов

ВЫВОД. Подготовка юных хоккеистов должна быть ориентирована на достижение главной цели - попадание в команду мастеров, где уровень мастерства хоккеистов соответствует высоким требованиям международных стандартов. Выполнение обоснованных нами педагогических условий, необходимых для качественной синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов, будет способствовать более эффективному решению данной задачи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту : дис. ... д-ра. пед. наук / Болотин Александр Эдуардович. -Санкт-Петербург, 2QQ1. - 287 с.

2. Факторы, определяющие необходимость синхронизации развития скоростно-силовых качеств и координационных способностей у юных хоккеистов / М.И. Романов, А.И. Нечаев, А.А. Колодовский, А.А. Фомичев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2Q21. - № 3 (193). - С. 382-384.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. (2QQ1), Theory and practice of the application of game methods of training in physical training and sports, dissertation, St. Petersburg,

2. Romanov M.I., Nechaev A.I., Kolodovsky A.A. and Fomichev A.A. (2Q21), "Factors determining the need to synchronize the development of high-speed power qualities and coordination abilities among young hockey players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 193, No.3, pp. 382384.

Контактная информация: roma-2l@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 28.04.2021

УДК. 796.422.1

МАРКЕРЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПОРТСМЕНОК ПО ПОКАЗАТЕЛЯМ

ГАЗОАНАЛИЗА

Владимир Леонидович Ростовцев, доктор биологических наук, ведущий научный сотрудник, Валерий Дмитриевич Кряжев, доктор педагогических наук, ведущий научный сотрудник, Федеральный научный центр физической культуры и спорта, г. Москва

Аннотация

Введение. Одним из главных показателей оценки физической работоспособности спортсменов высокой квалификации является максимальное потребление кислорода (VO2max - МПК). При этом другие компоненты внешнего дыхания в момент достижения МПК, по мнению специалистов, так же важны, однако в спортивной практике учитываются недостаточно. Цель исследования -определить специфику изменений показателей внешнего дыхания у представителей видов спорта, характеризующихся разной направленностью преимущественного развитием основных физических качеств: выносливости, силы, быстроты и координации. Методика и организация исследования. 23 молодые спортсменки высокой квалификации в возрасте 21-27 лет, специализирующиеся в лыжных гонках, в дзюдо и синхронном плавании, приняли участие в тестировании физической работоспособности в ступенчатом тесте на тредбане. Регистрировались параметры внешнего дыхания (VO2, VCO2, VE, RQ), ЧСС и лактат. Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что показатели газообмена на уровне МПК отражают специфику адаптации организма к физической

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.