Научная статья на тему 'СИНГАПУР И КНР: ПЕРЕШАГНУВ 30-ЛЕТНИЙ РУБЕЖ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ'

СИНГАПУР И КНР: ПЕРЕШАГНУВ 30-ЛЕТНИЙ РУБЕЖ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
613
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНГАПУР / КНР / ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ТОРГОВЛЯ / ДВУСТОРОННИЕ СОГЛАШЕНИЯ / АМЕРИКАНО-КИТАЙСКАЯ ТОРГОВАЯ ВОЙНА / COVID-19

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Астафьева Екатерина Михайловна

В статье рассматриваются этапы развития сингапуро-китайского сотрудничества и установления дипломатических отношений между странами. Автор уделяет внимание реакции Сингапура на эскалацию напряженности в отношениях между КНР и США, анализирует последствия этого противостояния и пандемии коронавируса COVID-19 на сингапурскую экономику и общую расстановку сил в регионе Юго-Восточной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGAPORE AND CHINA: OVERSTEPPING THE 30-YEAR MILESTONE OF DIPLOMATIC RELATIONS

The article discusses the stages of development of Singaporean-Chinese cooperation and the establishment of diplomatic relations between the countries. The author pays attention to Singapore's reaction to the escalation of tensions between China and the United States, analyzes the consequences of this confrontation and the COVID-19 coronavirus pandemic on the Singaporean economy and the general balance of power in the Southeast Asian region.

Текст научной работы на тему «СИНГАПУР И КНР: ПЕРЕШАГНУВ 30-ЛЕТНИЙ РУБЕЖ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ»

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ _2021, Том IV, № 4 (53). С. 132-146._

Астафьева Екатерина Михайловна

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра ЮВА, Австралии и Океании ИВ РАН, Россия, Москва, katy-ast@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0001-8091-407X

СИНГАПУР И КНР: ПЕРЕШАГНУВ 30-ЛЕТНИЙ РУБЕЖ УСТАНОВЛЕНИЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются этапы развития синга-пуро-китайского сотрудничества и установления дипломатических отношений между странами. Автор уделяет внимание реакции Сингапура на эскалацию напряженности в отношениях между КНР и США, анализирует последствия этого противостояния и пандемии коронавируса COVID-19 на сингапурскую экономику и общую расстановку сил в регионе Юго-Восточной Азии.

Ключевые слова: Сингапур, КНР, дипломатические отношения, торговля, двусторонние соглашения, американо-китайская торговая война, COVID-19

Для цитирования: Астафьева Е.М. Сингапур и КНР: перешагнув 30-летний рубеж установления дипломатических отношений // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития, 2021, Том IV, № 4 (53). С. 132-146. D0I:10.31696/2072-8271-2021-2-2-51-132-146

Singapore and China: Overstepping the 30-year Milestone of Diplomatic Relations

Abstract: The article discusses the stages of development of Singaporean-Chinese cooperation and the establishment of diplomatic relations between the countries. The author pays attention to Singa-

© Астафьева Е.М., 2021.

pore's reaction to the escalation of tensions between China and the United States, analyzes the consequences of this confrontation and the COVID-19 coronavirus pandemic on the Singaporean economy and the general balance of power in the Southeast Asian region. Keywords: Singapore, China, diplomatic relations, trade, bilateral agreements, US-China trade war, COVID-19

Ekaterina M. Astafieva, PhD in History, Senior Researcher at the Cen-ter for Southeast Asia, Australia and Oceania Studies, IOS RAS, Russia, Moscow, katy-ast@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-8091-407X

For citation: Astafieva E.M. Singapore and China: overstepping the 30-year milestone of diplomatic relations. Yugo-Vostochnaya Aziya: aktual'nyye problemy razvitiya, 2021, T. IV, № 4 (53). Pp. 132-146. DOI: 10.31696/2072-8271-2021-2-2-51-132-146

Путь к установлению и развитию отношений между Республикой Сингапур и Китайской Народной Республикой был непростой. До 1970 г. Пекин вообще не признавал существования независимого Сингапура, однако с 1971 г. между странами стали налаживаться первые контакты, именно в этом году представитель Сингапура в ООН поддержал резолюцию о принятии КНР в её члены, указав, что существует «единый Китай», а воссоединение КНР и Тайваня является внутренней проблемой, которую эти две территории должны разрешить между собой1.

Официальные дипломатические отношения между странами были установлены только 3 октября 1990 г. Причин этому несколько, одна из них - геополитическая - состоит в том, что после обретения независимости в 1965 г. Сингапур оказался своего рода китайским анклавом в самом сердце малайского мира, и опасения его соседей были связаны с гипотетическим образованием в регионе «третьего Китая».

Что касается установления дипломатических отношений между КНР и Сингапуром, то сингапурский лидер Ли Куан Ю твердо придерживался позиции, что документальное оформление этого события может произойти только после того, как все прочие страны ЮВА сделают это2. Так и произошло: 18 января

1950 г. КНР установила дипломатические отношения с Вьетнамом, 13 апреля 1950 г. - с Индонезией, 8 июня 1950 г. - с Мьян-мой, 19 июля 1958 г. - с Камбоджей, 25 апреля 1961 г. - с Лаосом, 31 мая 1974 г. - с Малайзией, 9 июня 1975 г. - с Филиппинами, 1 июля 1975 г. - с Таиландом, и наконец, 3 октября 1990 г.

- с Сингапуром.

Однако, несмотря на затягивание с установлением официальных дипотношений, сотрудничество двух стран в торгово-экономической сфере развивалось в весьма позитивном ключе еще с конца 1970-х годов. Впервые Ли Куан Ю (с супругой и дочерью) посетил Китай в 1976 г., в своих мемуарах он довольно подробно описал эту поездку, оставившую у него весьма противоречивые впечатления. Но вскоре ситуация в КНР переменилась, «культурная революция» потерпела крах. В 1978 г. Дэн Сяопин - инициатор концепции «открытости и реформ», занимавший в то время должность заместителя Председателя КПК, посетил Сингапур. В сентябре 1981 г. в Сингапуре и Китае были открыты торгпредства обеих стран3. В течение 1980-1990-х гг. Ли Куан Ю посещал Китай «практически ежегодно, пытаясь лучше понять цели и стремления китайских лидеров»4. Последний визит Ли Куан Ю (в должности премьер-министра Сингапура) в КНР состоялся 3 октября 1990 г. и был приурочен к подписанию договора об установлении дипломатических отношений между странами5, хотя и в дальнейшем он регулярно посещал Поднебесную.

На сегодняшний день КНР является важнейшим торговым партнером Сингапура наряду с США, Японией и странами Европы. По данным SingStat, торговый оборот с КНР в 2020 г. составил 136,2 млрд синг. долл., и по этому показателю Китай -крупнейший торговый партнер Сингапура. На втором месте -ближайший сосед - Малайзия - 103,5 млрд, на третьем - США -102,4 млрд долл. С 2009 г. в сфере торговли товарами и услугами между Сингапуром и КНР стоимость экспорта превышает стоимость импорта. Что касается США, то стоимость импорта превышает экспорт с 2006 г.6. В сфере торговли услугами США находится на первом месте среди партнеров Сингапура, по данным на 2019 г. экспорт из США оценивался в 26,6 млрд, импорт

- 49,2 млрд. На втором месте - Япония - 27,5 и 14,7 млрд долл.,

соответственно. Китай в этом списке на третьем месте - 25,6 и 18,7 млрд долл. 7. Как крупный международный экспортер капитала Сингапур - второй по величине источник ПИИ в КНР, поступающих, в том числе, в крупные государственные проекты развития в Сучжоу, Тяньцзинь и Чэнду. Объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в КНР, по состоянию на конец 2019 г., составил почти 147 млрд синг. долл., в страны Европы -185,8 млрд, в США - около 32 млрд, в Японию - 31,5 млрд долл.8. При этом американские ПИИ в Сингапур в том же году -более 427 млрд долл., китайские - более 44 млрд, из стран Европы - почти 518,8 млрд долл. Весьма значимым партнером Сингапура является Япония - более 121 млрд долл. ПИИ в 2019 г.9.

Глобализация мирового хозяйства и капитала привела к созданию устойчивых связей двух экономик не только на уровне двустороннего сотрудничества, но и в рамках региональных и глобальных форм кооперации. При этом, правительство Сингапура постоянно развивает и наращивает торгово-экономические связи с различными странами, диверсифицируя и расширяя их, что позволяет не попадать в чрезмерную зависимость от КНР. Очевидно, что даже при условии активной реализации китайской инициативы «Пояса и пути» (ИПП), Сингапур не окажется в полной экономической зависимости от Поднебесной.

Безусловно, ИПП открывает для Сингапура новые возможности. Именно Сингапур стал одним из первых участников Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ)10, созданного по предложению Китая. В целом, очевидно, что развитие инфраструктуры в непосредственной близости от Сингапура будет способствовать повышению спроса на сингапурские товары и услуги.

В Сингапуре ИПП рассматривают как конструктивный механизм позитивного взаимодействия Китая с регионом ЮВА и за его пределами, и для сингапурской стороны очень важно, чтобы конкретные проекты были экономически обоснованными, коммерчески жизнеспособными и приносили долгосрочные выгоды партнерам. ИПП должна быть открытой и инклюзивной, и не должна превращать регион в замкнутый блок, сосредоточенный на одной крупной экономике. По мнению сингапурской

стороны, углубляя свои связи с Китаем, азиатские страны также должны развивать отношения с США, Европой, Японией и другими акторами, и конечным результатом ИПП должно стать усиление глобализации, а не разделение мира на конкурирующие сферы влияния. Но это в идеале, а на деле, как отмечает Джа Ян Чонг, адъюнкт-профессор политологии Национального университета Сингапура, «ограниченная прозрачность и нечеткое корпоративное управление в проектах ИПП могут способствовать коррупции и злоупотреблениям, что влечет за собой политическую нестабильность»11.

На сегодняшний день можно говорить о том, что наибольшую обеспокоенность в Сингапуре вызывает развернувшееся противостояние между США и КНР, которое уже давно вышло за рамки противоборства двух сверхдержав, затрагивая страны, вовлеченные в глобальную систему экономических связей. Уже в первые три месяца 2019 г. (начало «торговой войны») сингапурская экономика ощутила на себе негативные последствия: её рост был не только медленнее, чем прогнозировалось, но и самым медленным (в квартал) почти за десятилетие12. Введение обеими сторонами конфликта пошлин на товары, стоимостью в миллиарды долларов, а также внесение Вашингтоном в «черный список» китайского технологического гиганта Huawei пагубно сказалось на глобальных производственных цепочках, участником которых является и Сингапур. По мере изменения структуры торговли между США и Китаем оказывается значительное косвенное влияние на остальную часть мировой экономики, и это будет иметь весьма серьезные последствия для экономики Сингапура. И здесь, в этом «бушующем море», «спасательным кругом» для страны станет диверсифицированность сингапурских торгово-экономических связей.

Законодательные и административные запреты на передачу технологий задали новую парадигму в американо-китайских отношениях, поскольку распоряжение Д. Трампа от 15 мая 2019 г. об ограничении передачи информационно-коммуникационных технологий по соображениям национальной безопасности13 имело весьма расплывчатую формулировку, запрещая все транзакции, «представляющие неприемлемый риск».

Что касается некоторых разработок в области программного обеспечения, в частности, искусственного интеллекта, то, совершенно очевидно, что Поднебесная опережает Америку. Однако Китай явно отстает в области аппаратного обеспечения и находится в зависимости от зарубежных поставщиков, особенно при проектировании и производстве высококачественных полупроводниковых чипов. По данным на середину 2020 г., в Китае обеспеченность чипами собственного производства составляла лишь 20%, при этом в планах Поднебесной - достичь уровня 70% к 2025 г. Стремление правительства КНР уменьшить зависимость от США в этой области стало стимулом для расширения государственных вложений в местные технологические компании14.

И вот налицо проблема: без аппаратного обеспечения программное обеспечение бесполезно, а ограничение экспорта чипов в Китай наносит вред и самим поставщикам. Свои пагубные последствия оказала и пандемия коронавируса СОУГО-19, затронувшая все глобальные производственные цепочки. В первом квартале 2021 г. Китай уже столкнулся с проблемой поставки чипов, и по прогнозам, это приведет к сокращению на 250 тыс. от запланированного количества выпуска автомобилей15.

Абсолютно очевидно, что вводимые и торговые, и технологические ограничения - это лишь инструменты глобального американо-китайского геополитического соперничества.

Премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун на открытии диалога Шангри-Ла 31 мая 2019 г. выступил с довольно продолжительной речью, в которой выразил обеспокоенность складывающейся ситуацией, отметив, что на сегодняшний день двусторонние отношения между США и Китаем - это не просто взаимодействие двух государств: от того, как они смогут урегулировать трения между собой, зависит международная обстановка на десятилетия вперед16.

В Сингапуре считают, что непримиримого идеологического разрыва между США и Китаем не существует. Да, политическая структура Китая коммунистическая, но Пекин взял на вооружение рыночные принципы. КНР извлекает выгоду из существующих многосторонних институтов, и в целом, работает в их рамках, не пытаясь сегодня навязывать свою коммунистическую

идеологию другим странам. Действительно, Пекин часто критикуют за то, что он слишком охотно ведет дела со странами и лидерами независимо от их репутации или положения, ссылаясь на невмешательство во внутренние дела других стран. Но при этом, Китай является крупнейшим торговым партнером фактически всех союзников Вашингтона в Азии, включая Японию, Южную Корею, Филиппины, Таиланд и Австралию, а также многих из их друзей и партнеров, включая Сингапур, и откровенная эскалация напряжённости в американо-китайских отношениях не выгодна никому17.

Решение глобальных мировых проблем, таких как ядерное нераспространение, изменение климата и др. невозможно без полноценного участия США и Китая вместе с другими странами. Здесь надо отметить, что в отличие от Д. Трампа, который вышел из Токийского соглашения по климату, Дж. Байден вернулся в этот формат. В апреле 2021 г. прошла встреча глав-государств, в которой приняли участие как американский президент, так и лидер КНР18.

Ещё одним из факторов, мешающих, по мнению сингапурской стороны, нормализации американо-китайских отношений, является несовершенство действующих многосторонних институтов, в частности, ВТО, в которую «США потеряли веру». Америка часто действует в одностороннем порядке, вводя тарифы и торговые санкции за пределами правил ВТО. Вашингтон предпочитает заключать двусторонние соглашения, ориентируясь при этом исключительно на собственную выгоду и мало заботясь о поддержании многосторонней системы, что не может не вызывать озабоченности у других участников мировой экономической системы.

Что касается Сингапура, то у него нет возможности не учитывать интересы других стран. Будучи «маленьким государством», он, естественно, находится в не очень выгодном положении в двусторонних переговорах. Поэтому, как подчеркивает руководство страны, необходимо реформировать и укреплять многосторонние институты, а не калечить или блокировать их работу, необходимо выстраивать более широкую региональную и международную архитектуру сотрудничества. Углубление экономического сотрудничества, в свою очередь, приведет к

повышению не только общего благосостояния, но и коллективной безопасности. Если у стран-партнеров будет больше заинтересованности в успехе друг друга, то, как следствие, у них будет больше стимулов для поддержания благоприятного и мирного международного порядка, что принесет пользу и большим, и малым странам. Необходимо развивать систему регионального и многостороннего сотрудничества, постепенно выстраивая систему более низких торговых барьеров и более высоких стандартов.

Сингапур поддерживает инициативы в области регионального сотрудничества, которые являются открытыми и инклюзивными платформами для конструктивного взаимодействия стран и углубления региональной интеграции. Эти инициативы должны укрепить существующие механизмы сотрудничества, ориентированные на АСЕАН. Они не должны подрывать их, создавать конкурирующие блоки, углублять линии разломов или заставлять страны принимать чью-либо сторону. Эти инициативы должны помогать объединять страны, а не разделять их. И это принципиальная позиция Сингапура.

Что касается американо-китайских отношений, то, как отметил Ли Сянь Лун, «американо-китайские отношения определят направление международных отношений на долгие годы. Естественно, что обе державы будут бороться за власть и влияние, но конкуренция не должна неизбежно приводить к конфликту. <...> Мы надеемся, - подчеркнул он, - что США и Китай найдут конструктивный путь вперед, безусловно конкурируя, но в то же время, сотрудничая по основным вопросам, представляющим взаимный интерес»19.

Не питая никаких иллюзий о причинах этой торговой войны и сингапурские правящие круги, и аналитики указывают, что этот конфликт является отражением более глубоких проблем, с которыми США и Китай сталкиваются внутри своих стран, а также изменений в их отношениях друг к другу20. В частности, Билахари Каусикан, бывший постоянный секретарь МИД Сингапура, отметил, что, вероятно, после мирового финансового кризиса 2009 г. Китай уверовал в собственную пропаганду о неизбежном упадке США, а вялую реакцию администрации Б. Обамы после инцидента в Скарборо в 2012 г. Пекин, возмож-

но, ошибочно воспринял как новую норму американской внешней политики. Решимости китайской стороне также, вероятно, придали сложные внутриполитические проблемы в США после прихода к власти Дональда Трампа, сменившего на посту Барака Обаму21. В любом случае, можно с уверенностью утверждать, что уже к концу правления администрации Ху Цзиньтао и более активно под руководством Си Цзиньпина китайская внешняя политика приобрела триумфальный тон, и Китай стал преследовать свои экономические и стратегические интересы с возрастающей настойчивостью.

В настоящее время, несмотря на смену политического руководства США и вступление в должность нового американского президента Джозефа Байдена, обстановка как внутри Америки, так и внутри Китая не способствует достижению компромисса. В этой ситуации ни Вашингтон, ни Пекин не хотят показать слабину, и они полностью уверены, что время на их стороне.

Встреча высокопоставленной китайской делегации с представителями новой американской администрации Дж. Байдена на Аляске в марте 2021 г. не дает никаких поводов для оптимизма. Это были первые переговоры после неофициальной встречи Ян Цзечи и Майка Помпео в июне 2020 г. на Гавайях22. Начало встречи, на которой присутствовали с американской стороны госсекретарь США Энтони Блинкен и советник президента по нацбезопасности Джейк Салливан, а с китайской - курирующий внешнюю политику Китая член политбюро ЦК китайской компартии Ян Цзечи и министр иностранных дел Ван И, прошло в сложной обстановке взаимных обвинений. С американской стороны прозвучала критика в адрес Китая за экономическое давление на другие страны и нарушение прав человека в СУАР. В ответ Ян Цзечи обвинил США в лицемерии, указав на проблемы с нарушением прав человека в самой Америке и пр.23. Никаких внятных комментариев, принимающих ту или иную сторону, в официальных СМИ Сингапура не было, все сообщения в основном носили повествовательный характер без высказывания конкретной точки зрения. В принципе, такая позиция вполне обоснована тем положением, которое занимают и

США, и КНР в системе торгово-экономических связей Сингапура.

Что касается мнения граждан Сингапура, то проведенный в 2021 г. опрос ISEAS State of Southeast Asia (Сингапур) среди политиков, ученых, аналитиков и деловых людей показывает, что поддержка укрепления связей с Китаем по сравнению с США снизилась, несмотря на интенсивные усилия Китая по «масочной дипломатии». В то время как 76,3% респондентов согласились с тем, что Китай является самой влиятельной экономической державой в регионе, 72,3% из них обеспокоены этим влиянием. И, несмотря на то, что большинство правительств стран Юго-Восточной Азии хотят извлечь выгоду из экономических связей с Китаем, население этих стран, в лучшем случае, скептически относится к роли Поднебесной24.

Несмотря на тяжелый для всего мирового сообщества 2020-й год, когда в адрес Китая со всех сторон сыпались обвинения в том, что именно эта страна повинна в пандемии корона-вируса, отношения Сингапура и КНР развивались в весьма положительном ключе.

В частности, в декабре 2020 г. между странами был пописан пакет из 10-ти соглашений, направленный на расширение сотрудничества в различных областях, начиная со здравоохранения и заканчивая торговлей (примечательно, что в 2019 г. такого рода соглашений было 9).

8 декабря 2020 г. состоялся 16-й совместный совет по двустороннему сотрудничеству (JCBC), сопредседателями которого были заместитель премьер-министра Сингапура Хэн Сви Кит и вице-премьер Китая Хань Чжэн. Выступая перед местными СМИ по завершении сессии, г-н Хэн сказал: «Основная повестка дня этого года отражает широту и глубину нашего сотрудничества». Также он добавил, что «неизменная приверженность совместным проектам и сотрудничеству в сложных условиях пандемии COVID-19 является свидетельством устойчивости связей между двумя странами». По его словам, встреча в этом году также имела «особое значение», поскольку в 2020 г. исполняется 30 лет дипломатическим отношениям между Сингапуром и КНР25.

Среди подписанных соглашений были два меморандума о взаимопонимании (МОШ), направленные на углубление сотрудничества в области общественного здравоохранения, - новый столп партнерства в рамках JCBC. Согласно одному меморандуму, министерство здравоохранения Сингапура будет работать вместе с Национальной комиссией здравоохранения Китая над укреплением сотрудничества в таких областях, как профилактика инфекционных и неинфекционных заболеваний и борьба с ними, укрепление здоровья и первичная медико-санитарная помощь.

Еще один меморандум о взаимопонимании по обмену стипендиями в области политики здравоохранения был возобновлен после того, как он был впервые подписан в 2013 г. С его помощью обе стороны обменяются медицинскими стипендиатами для работы в учреждениях, занимающихся вопросами профилактики заболеваний и борьбы с ними. Сотрудничество в области общественного здравоохранения будет включать совместную работу по разработке, производству и распространению вакцин, а также диагностике и терапии СОУГО-19, - заявил министр здравоохранения Сингапура Ган Ким Ен, который сопровождал г-на Хена вместе с девятью другими министрами. По словам г-на Гана, это сотрудничество будет полезно вне проблемы борьбы с коронавирусом. «Будут новые пандемии, поэтому важно создать эту платформу сотрудничества между Сингапуром и Китаем, чтобы мы могли продолжать взаимодействие и развивать потенциал», - сказал он журналистам. Также он добавил, что не менее важно уделять внимание и другим проблемам со здоровьем, не связанным с пандемией, в частности, проблеме старения населения26.

В рамках реализации двусторонних соглашений в области борьбы с коронавирусом 20 сентября 2021 г. в Сингапур из Китая поступили 100 тысяч доз вакцины 8тоуас27.

Еще одно подписанное соглашение было посвящено укреплению сотрудничества между биомедицинскими компаниями из Сингапура и индустриальным парком Сучжоу (Восточный Китай) в области коммерциализации продукции. Предполагается, что это партнерство также будет способствовать апробации новых концепций в зоне свободной торговли в провинции

Цзянсу, расширяя рыночные возможности для сингапурских биомедицинских фирм.

Необходимо также упомянуть расширенный меморандум о взаимопонимании по вопросам экологической устойчивости, основанный на версии документа, подписанного между странами в 2018 г. Соглашение о сотрудничестве в этой области позволит Сингапуру и Китаю «укрепить коллективные действия посредством многостороннего сотрудничества». «В течение следующих двух лет Сингапур и Китай будут сотрудничать на региональных и международных платформах, таких как рамочная Конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата, а также дискуссии о международном зеленом развитии "Пояса и пути"», - сказала г-жа Грейс Фу, возглавляющая Министерство устойчивого развития и окружающей среды Сингапура28. Обе стороны также будут расширять сотрудничество по инициативам по нулевым отходам в китайско-сингапурском эко-городе Тяньцзинь.

Отдельный меморандум о взаимопонимании по таможенному твиннингу позволит Китаю и Сингапуру укрепить упрощение процедур торговли и безопасность. В соответствии с этим документом обе стороны будут обмениваться передовым опытом применения новых технологий и совершенствовать управление рисками путем обмена разрешительными данными.

Обе страны также взяли на себя обязательство расширять сотрудничество в области разрешения споров, безопасности пищевых продуктов, экологических действий и обмена знаниями между научно-исследовательскими институтами.

На JCBC обе стороны также отметили ключевые вехи в двусторонних проектах, таких как 5-я годовщина Демонстрационной инициативы по стратегическому взаимодействию Китая и Сингапура (CCI) и 10-я годовщина китайско-сингапурского города знаний Гуанчжоу.

Исполняющая обязанности министра Чунцинской инициативы Жозефина Тео заявила, что был достигнут «хороший прогресс» в областях, которые она определила приоритетными для сотрудничества, включая финансовые услуги и логистику. По данным за первые три квартала 2020 г. (в годовом исчислении), сингапурские компании сообщили об увеличении грузопотоков.

Также проект CCI привлек к сотрудничеству 13 соседних провинций Западного Китая.

В ходе переговоров между сторонами были намечены три области дальнейшего сотрудничества между Китаем и Сингапуром: в области интернет-соединений, цифровизации и устойчивого развития, которые будут иметь решающее значение для постковидного мира.

Также обсуждались идеи дальнейшего открытия границ между двумя странами, включая более эффективное использование скоростных магистралей, увеличение частоты полетов и восстановление «нормальных» обменов людьми «в соответствующее время», что связано, в первую очередь, с нормализацией эпидемиологической обстановки29.

В продолжение развития отношений между странами 31 марта 2021 г. министр иностранных дел Сингапура Вивиан Ба-лакришнан встретился с государственным советником и министром иностранных дел Китая Ван И в китайской провинции Фуцзянь. Стороны обсудили перспективы возобновления туристических потоков, а также предложение Китая о взаимном признании «медицинских сертификатов». Необходимо отметить, что между странами уже действует соглашение о поездках в деловых и официальных целях, которое распространяется на шесть китайских провинций и муниципалитетов, непосредственно подчиняющихся центральному правительству - Шанхай, Тяньцзинь, Чунцин, Гуандун, Цзянсу и Чжэцзян30.

А 13 сентября Ван И прибыл с ответным визитом в Сингапур, где он встретился с заместителем премьер-министра Хен Сви Китом и министром иностранных дел Вивианом Балакриш-наном. Помимо традиционных заверений в дружбе и сотрудничестве, подтверждения всех ранее достигнутых договоренностей, произошел обмен мнениями о региональных и международных событиях, включая пути углубления сотрудничества между АСЕАН и Китаем, в связи с 30-летием диалога между АСЕАН и Китаем в этом году31. На совместной пресс-конференции д-р Балакришнан заявил, что Сингапур надеется, что Китай и Соединенные Штаты смогут наладить «конструктивные отношения», несмотря на «неизбежную» конкуренцию.

На следующий день Ван И встретился с премьер-министром Ли Сянь Луном в Истане.

В своем посте на Facebook г-н Ли сказал, что он и г-н Ван «подтвердили давние связи» между Сингапуром и Китаем и провели «продуктивную и откровенную» дискуссию о международных и региональных событиях. «Сингапур приветствует продолжающийся вклад Китая в нашу часть мира и будет продолжать работать с Китаем над построением более гармоничного и мирного мира», - добавил он32.

Как бы то ни было, очевидно, что сингапуро-китайские отношения развиваются в положительном ключе и ни визиты первых лиц США, ни заключенные с ними договоренности или другие вопросы, по которым взгляды КНР и Сингапура расходятся (о чем речь пойдет ниже) вряд ли кардинальным образом смогут изменить всестороннее развитие сингапуро-китайских отношений.

1 Ли Куан Ю. Сингапурская история: из «третьего мира - в первый». М.: МГИМО-Университет МИД России, 2005. С. 532, С. 548.

2 URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2009-08/12/content_18318990.htm

3 Zheng, Yongnian; Lye, Liang Fook. Singapore-China Relations: 50 Years. World Scientific. 6 November 2015. P. 11.

4 Ли Куан Ю. Сингапурская история: из «третьего мира... С. 586.

5 Там же. С. 603.

6 Официальный сайт Статистического бюро правительства Сингапура. SingStat Web Site. URL: https://www.singstat.gov.sg/modules/ infographics/singapore-international-trade

7 Ibid.

8 Официальный сайт Статистического бюро правительства Сингапура. SingStat Web Site. URL: https://www.singstat.gov.sg/find-data/search-by-theme/trade-and-investment/direct-investment-abroad/latest-data

9 Ibid.

10 ТАСС. URL: https://tass.ru/info/2205258

11 Ja Ian Chong. It's Complicated: Singapore-China Relations, An Overview. RISE, T.note n. 65 July 2018 (RISE series #20). URL: https://www.twai.it/ journals/rise/

12 The Straits Times. URL: https://www.straitstimes.com/asia/east-asia/ singapore-prepared-for-fallout-from-us-china-trade-war-dpm-heng

13 Ведомости.ру. 16.05.2019. URL: https://www.vedomosti.ru/ politics/news/2019/05/l 6/801521-tramp

14 Harbr.com. 16.06.2020. URL: https://habr.com/ru/company/vdsina/ blog/511268/

15 BBC News. 05.02.2021. URL: https://www.bbc.com/russian/news-55950090

16 Lee Hsien Loong. Speech 2019 Shangri-La Dialogue. Channel News Asia. URL: https://www.channelnewsasia.com/news/singapore/lee-hsien-loong-speech-2019-shangri-la-dialogue-11585954

17 Ibid.

18 Российская газета, 22.04.2021. URL: https://rg.ru/2021/04/22/otkrylsia-klimaticheskij-sammit-liderov-40-gosudarstv.html

19 Lee Hsien Loong. Speech 2019 Shangri-La Dialogue....

20 The Straits Times. URL: https://www.straitstimes.com/singapore/ sporeans-must-gird-themselves-for-the-long-haul-chan

21 The Straits Times. URL: https://www.straitstimes.com/opinion/no-sweet-spot-for-spore-in-us-china-tensions

22 Channel News Asia, 17 Mar 2021. URL: https://www.channelnewsasia. com/news/asia/china-acting-aggressively-repressively-us-blinken-japan-14425890?cid=h3_referral_inarticlelinks_24082018_cna

23 News.ru. URL: https://www.newsru.com/world/19mar2021/china_ scandal.html

24 Channel News Asia. URL: https://www.channelnewsasia.com/news/ commentary/milk-tea-alliance-protests-southeast-asia-china-14444898? cid=h3_referral_inarticlelinks_24082018_cna

25 Cheryl Lin. Singapore and China ink landmark number of agreements as countries mark 30 years of diplomatic ties. CNA, 08 Dec 2020. URL: https://www.channelnewsasia.com/news/business/singapore-china-30-anniversary-diplomacy-jcbc-13723426

26 Ibid.

27 Channel News Asia. URL: https://www.channelnewsasia.com/ singapore/sinovac-stock-shipment-arrive-singapore-covid-19-ong-ye-kung-2190551

28 Cheryl Lin. Singapore and China ink landmark number.

29 Ibid.

30 Channel News Asia. URL: https://www.channelnewsasia.com/ singapore/singapore-china-travel-border-restriction-vivian-balakrishnan-293101

31 Channel News Asia. URL: https://www.channelnewsasia.com/ singapore/china-foreign-minister-wang-yi-singapore-2175031

32 Channel News Asia. URL: https://www.channelnewsasia.com/ singapore/china-singapore-wang-yi-lee-hsien-loong-meeting-relations-2175941

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.