Научная статья на тему 'Синергетичность как принцип современного PR-образования'

Синергетичность как принцип современного PR-образования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
102
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / МЕДИАКУЛЬТУРА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / НАВЫК / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МУЛЬТИСТОРОННЯЯ КОММУНИКАЦИЯ / MEDIA / MEDIA CULTURE / MEDIA EDUCATION / SKILL / METHODOLOGY / MEDIA LITERACY / MULTILANGUAGE COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кветкин Павел Дмитриевич

В рамках статьи рассматривается принципиальное значение креативности в PR-образовании. При утверждении принципов постнеклассической науки важную роль начинают играть не только исследования в области медиа, но и новые методики преподавания в сфере PR, поскольку внедрение мультисторонних медиакоммуникаций на уровне учебного процесса позволит сформировать очень важный для современной индустрии навык умение формировать знания, что обусловит рост инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synergetics as a principle of modern PR-education

In the article the importance of “creativityˮ in PR education is considered. Affirming the principles of post-non-classical science, the teaching staff of higher education institutions should pay attention not only to research in the field of media, but also to new methods of teaching in the field of PR. Introducing multilanguage media technologies in the educational process can lead to sharpening a very important skill for the modern industry knowledge designing that will result in the rise of innovations.

Текст научной работы на тему «Синергетичность как принцип современного PR-образования»

УДК 659.4

СИНЕРГЕТИЧНОСТЬ КАК ПРИНЦИП СОВРЕМЕННОГО PR-ОБРАЗОВАНИЯ SYNERGETICS AS A PRINCIPLE OF MODERN PR-EDUCATION

© 2018

П.Д. Кветкин P.D. Kvetkin

В рамках статьи рассматривается принципиальное значение креативности в PR-образовании. При утверждении принципов постнеклассической науки важную роль начинают играть не только исследования в области медиа, но и новые методики преподавания в сфере PR, поскольку внедрение мультисторонних ме-диакоммуникаций на уровне учебного процесса позволит сформировать очень важный для современной индустрии навык - умение формировать знания, что обусловит рост инноваций.

Ключевые слова: медиа; медиакультура; медиаобразование; навык; методология; медиаграмотность; мультисторонняя коммуникация.

In the article the importance of "creativity" in PR education is considered. Affirming the principles of post-non-classical science, the teaching staff of higher education institutions should pay attention not only to research in the field of media, but also to new methods of teaching in the field of PR. Introducing multilanguage media technologies in the educational process can lead to sharpening a very important skill for the modern industry - knowledge designing that will result in the rise of innovations.

Keywords: media; media culture; media education; skill; methodology; media literacy; multilanguage communication.

Понимание термина «медиа» как совокупности средств массовой информации и коммуникации уменьшает глубину исследований, посвященных медиафеноме-нам. Такое понимание не затрагивает аспекты содержания и контекста, касаясь лишь организации и технических характеристик информационных процессов. Поэтому в настоящее время «в исследованиях медиа, как и во всем кластере социально-политических наук, становится популярным научное прогнозирование, моделирование будущего, что должно помочь разработать адекватные стратегии реагирования на многоуровневые и разнонаправленные тенденции развития на трех уровнях: теоретическом, индустриальном, образовательном» [1]. Одним из наиболее перспективных направлений в этой сфере является «интерсенсорное моделирование» [2, с. 67], поскольку медиа, по сути, представляют собой один из главных инструментов формирования бессознательных паттернов поведения, которые определяют соотношение рационального и эмоционального в восприятии действительности. Именно медиа формируют ментальные репрезентации и определяют опыт социального конструирования. В связи с вышеописанным важно

уделять особое внимание исследованиям не только медиа, но и образовательным методикам преподавания PR-деятельности, которая непосредственно управляет информационными потоками.

Для того чтобы аргументировать использование новой методологической основы преподавания, обратимся к работе С. Лебедева, в которой он представил ретроспективу парадигм науки: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука [3]. Мы подразумеваем, что каждому этапу развития науки совершенно объективно необходимо новое качество знания, являющееся результатом реакции системы образования на изменения в сферах общества.

Избрав постнеклассическую парадигму науки в качестве основной, рассмотрим особенности предыдущих концепций с помощью моделей В. Буданова [4, с. 76].

В классической методологии в центре системы обучения находится именно объект. В нашем случае это наиболее сложный элемент цепочки, поскольку он представляет собой два аспекта: медиа (теоретическое и практическое осмысление) и аудиторию. Схематично такой подход можно представить в следующем виде:

Схема 1

Субьект

Средства

Объект

(преподаватель) (классические методы) (медиа и аудитория)

Исходя из предыдущего понимания, неклассическую методологию можно отобразить следующим образом:

Схема 2

Субьект (преподаватель)

Средства

Объект

(классические методы) (медиа и аудитория)

Именно в таком виде сейчас существуют современные образовательные программы. Как видим, в центре внимания - не только объект, но и средства, т.е. методы преподавания. Именно поэтому в настоящее время мы можем наблюдать большое количество проектов, связанных с образовательными стандартами, научными экспериментами и компетенциями. Однако справедливо будет отметить, что не всегда планы бывают обоснованными. Поэтому уместность того или иного эксперимента в рамках PR-образования следует определять с точки зрения адекватности представления медиафеноменов аудитории, т.е. объекта исследования объекту воздействия.

В постнеклассической методологии в центре внимания оказываются абсолютно все элементы цепочки. Следовательно, идеальное применение находят коворкинг-проекты, которые позволят получать и осваивать знания на практике в рамках гиперкоммуникации, где подразумевается наличие уникального опыта у каждого из участников. В нынешней ситуации, когда «все знания на всех языках» находятся у студента в гаджете, преподаватель может выполнять лишь единственно верную роль модератора, подразумевающую исследование информации и создание условий взаимодействия.

Схема 3

Субьект (преподаватель)

Средства

Объект

(классические методы) (медиа и аудитория)

Такой принцип синергетичности, на наш взгляд, является одним из наиболее перспективных, что подтверждается все увеличивающимся количеством новых публикаций, посвященных вопросам ме-диаобразования. Так, например, Н. Гиль-мутдинова пишет о том, что «медиаобразо-вание - это умение, которое состоит в способности активного критического анализа и личной свободной интерпретации разнообразных "медиатекстов", поставляемых телевидением, рекламой, самостоятельным поиском в Интернете» [5, с. 197]. Для того, чтобы выполнить вставшие перед ме-диаобразованием новые задачи, которые связаны с выработкой у студентов «умений активно участвовать в процессе формирования информационных потоков и влиять

на коммуникационно-информационные потоки в желаемом направлении» [5, с. 197], преподаватель не должен быть «авторитарным субъектом информирования, он должен создавать интерактивное коммуникативное пространство для групповых исследований по определенным темам» [6, с. 138]. С. Гудилина подчеркивает значимость «овладения медиа- и информационной грамотностью на формальном, вне-формальном и информальном уровнях» [7].

Если мы рассматриваем образование как креативную сферу, то можем допустить внедрение не стандартных, не классических, а именно постнеклассических интегрированных технологий в учебный процесс на уровне преподаваемых дисциплин.

Синергетичность как принцип современного PR-образования

Подобный подход подразумевает использование в рамках высшего образования включенных мультисторонних медиаком-муникаций. Таким образом, суть процесса PR-образования в качестве включенной части креативной сферы будет представлена как изучение постнеклассической системы включенных коммуникаций посредствам того же самого инструментария, но при этом главной задачей преподавателя будет не только передача знаний, но и инициирование студентов на их создание. Так, А. Колесников отмечает, что существует «два фундаментальных свойства высокоэффективных синергетических систем любой природы - это, во-первых, обязательный обмен с внешней средой энергией, веществом и информацией и, во-вторых, непременное взаимодействие» [8, с. 241].

Рассмотрение образования в данном аспекте позволяет дополнить список «классических» навыков студента еще одним пунктом - «умение создавать знания», что позволит выпускнику вуза стать неотъемлемой частью экономической системы, поскольку креативность - это основа инноваций.

На протяжении долгого времени на базе Самарского государственного социально-педагогического университета реализуется проект корпоративной газеты, создание материалов которой является непосредственной практикой студентов, а результат - частью творческого портфолио выпускников.

В недавнем времени кафедра журналистики СГСПУ начала работу над созданием сообщества студентов кафедры в социальной сети «УК» как ключевой ме-диасреде, поскольку данная социальная сеть пользуется особой популярностью и соответствует основным задачам медиаобразо-вания в рамках формирования медиакульут-ры. Паблик «УК» в данном случае рассматривается как пространство, в рамках которого при помощи опосредованных контактов со СМИ и СМК формируется, воспроизводится и распространяется культура потребления информации. Управление информа-

ционными потоками, создаваемыми в сообществе как в медиасреде, позволит оказывать непосредственное влияние на ценности, суждения и оценки студентов.

В работу по модерированию сообщества включены сами студенты, что позволяет естественным образом сформировать медиаграмотность и медиакомпетентность высокого уровня. Осваивая теоретическую базу на лекциях, учащиеся высшей школы в рамках управления группой социальной сети могут выражать собственное понимание социокультурного, экономического и политического контекста функционирования медиа, продемонстрировав свои способности «консьюмера» в рамках нетвор-кинга, ремиксинга, загрузки контента и т.д. Такое активное взаимодействие с медиа-пространством позволяет быть не только носителем определенного культурного кода, но и создателем своего собственного.

В ходе работы над сообщениями, размещенными в группе социальной сети, перед студентами ставится задача анализа новостных материалов на предмет цензуры, пропаганды, политкорректности и бюджетирования СМИ. Такая постановка вопроса имеет цель конвергенции навыков: студент в одном лице становится автором, редактором и координатором; тем самым медиапо-требление становится творческим процессом с функцией критики.

В рамках внедрения принципа синер-гетичности в PR-образование видится возможным установление взаимосвязи между материалами, публикуемыми в корпоративной газете СГСПУ, и лекциями преподавателей, т.е. формирование такой традиции, когда творческие работы студентов выступают основной или иллюстративной частью курса преподавателя. Также в качестве рекомендаций можно предложить создание на базе вуза кейс-группы (на основе идей коворкинга), которая позволит реализовать принцип мультипликации творческих проектов студентов: благодаря взаимному содействию, кейс-группа сможет сформулировать стабильную и перспективную идею на основании ранее изложенных. Более того, актуальные кейсы могут заинтересовать профессионалов медиарынка.

Подобная методика работы с кейс-группами позволит нарабатывать навыки, необходимые не только в рамках подготовки ВКР, но ив творческой деятельности PR. Априорная включенность в гиперкоммуникацию позволит обмениваться преимущественно актуальной информацией медиарынка.

Таким образом, современное PR-обра-зование представляет собой гуманитарную деятельность, направленную на создание творческой сферы, и именно поэтому в системе образования необходимы разработки креативных авторских методик, а преподаватель высшей школы должен инициировать создание идей, которые в последующем станут частью креативной сферы.

* * *

1. Вартанова Е.Л. Будущее российских медиа: о необходимости прогнозирования // Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения : тез. междунар. науч. форума 21-22 апреля 2016 г. СПбГУ, 2016. URL: http://jf.spbu.ru/conference/6081/6099.html (дата обращения 09.08.2017).

2. Нургалеева Л.В. Медиа как включенное звено коммуникации и практики интерсенсорного моделирования // Гуманитарная информатика. Вып. 5. Томск, 2009. С. 60-79.

3. Лебедев С.А. Три парадигмы философии науки: классическая, неклассическая и пост неклассическая // Философия и будущее цивилизации. М. : Современные тетради. 2005. С. 30-35.

4. Буданов В.Г. Постнеклассические основы управления будущим // Научный результат. Серия: Социология и управление. Вып. 1. 2014. С. 72-78.

5. Гильмутдинова Н.А. Задачи медиаобразования в обществе знания и информации // Электронное обучение в непрерывном образовании. 2015. Т. II. №1(2). С. 193-198.

6. Волкова И.И. Маркетинговое мышление и медиапространство: феномен игры в контексте преподавания теории и практики экранных коммуникаций // Журналютыка-2016: стан, праблемы i перступаспектывы : мат-лы 18-й мiжнар. навук.-практ. канф., прысвечанай 95-годдзю БДУ, 10-11 лют. 2016 г., Мшск. Вып. 18. Мшск, С. 137-139.

7. Гидилина С.И. Модель развития интегрированного медиаобразования на международном и национальном уровнях // Медиа. Информация. Коммуникация. Вып. 19. 2016. URL: http://mic.org.ru/new/594-model-razvitiya-integrirovannogo-mediaobrazovaniya-na-mezhdunarodnom-i-natsionalnom-urovnyakh (дата обращения 09.08.2017).

8. Колесников А.А. О синергетической концепции высшего образования // Известия Южного федерального университета. Технические науки. Вып. 2. Том VIII. 1998. С. 238-242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.