Научная статья на тему 'Синергетический синтез систем иерархического управления легким самолетом'

Синергетический синтез систем иерархического управления легким самолетом Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
263
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
векторный регулятор / асинхронный электропривод / синергетический подход / иерархические системы управления / vector regulator / induction motor / synergetic approach / hierarchical control systems

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы —

Рассматриваются вопросы синергетического синтеза иерархических систем управления летательными аппаратами. Для решения задач, в рамках публикации, предлагается использовать метод аналитического конструирования агрегированных регуляторов, который позволяет реализовать высокоточные законы управления сложными объектами. В соответствии с методикой построена многоуровневая иерархическая структура регуляторов, позволяющая максимально учитывать динамику каждого из уровней. Созданный регулятор обладает универсальностью и высокой точностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A problem of synthesis of hierarchical control of aircraft motion is considered in this article. In the context of this task it is proposed to use a method of analytical construction of aggregated regulators. This method is a methodological base of the synergetic control theory. According to this method the hierarchical structure of the mathematical motion models was researched. In accordance to the methodology, a multilevel hierarchy of regulators was built, allowing the highest consideration to the dynamics of each level. Created regulator has an universality and high precision.

Текст научной работы на тему «Синергетический синтез систем иерархического управления легким самолетом»

УДК 681.51

ТА. Мотиенко

СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ СИСТЕМ ИЕРАРХИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЛЕГКИМ САМОЛЕТОМ*

Рассматриваются вопросы синергетического синтеза иерархических систем управления летательными аппаратами. Для решения задач, в рамках публикации, предлагается использовать метод аналитического конструирования агрегированных регуляторов, который позволяет реализовать высокоточные законы управления сложными объектами. В соответствии с методикой построена многоуровневая иерархическая структура регу, . регулятор обладает универсальностью и высокой точностью.

Векторный регулятор; асинхронный электропривод; синергетический подход; иерархические системы управления.

T.A. Motienko

SYNERGISTIC SYNTHESIS OF HIERARCHICAL CONTROL SYSTEMSS

OF LIGHT AIRCRAFT

A problem of synthesis of hierarchical control of aircraft motion is considered in this article. In the context of this task it is proposed to use a method of analytical construction of aggregated regulators. This method is a methodological base of the synergetic control theory. According to this method the hierarchical structure of the mathematical motion models was researched. In accordance to the methodology, a multilevel hierarchy of regulators was built, allowing the highest consideration to the dynamics of each level. Created regulator has an universality and high precision.

Vector regulator; induction motor; synergetic approach; hierarchical control systems.

Введение. Согласно современным мировоззренческим представлениям, весь мир представляет собой сложную структуру, состоящую из огромного количества развивающихся подсистем и систем различных классов. Развитие науки и техники влечет за собой возникновение все более сложных структур, которые динамически взаимодействуют друг с другом, обмениваясь энергией, веществом и информацией.

Одним из ярких примеров сложных структур является система автоматического управления движением летательного аппарата (ЛА). На данный момент существует огромное множество автопилотов различных классов, однако проблема синтеза высокоточных и быстродействующих регуляторов остается одной из важнейших задач теории и практики управления пространственным движением ЛА.

1. Иерархическая структура математических моделей движения ЛА. При изучении сложных многомерных объектов неизменно приходится оперировать большим количеством переменных состояния. Чем сложнее объект, тем выше поря, .

, -ся практически невозможным. В связи с этим, сложные многомерные динамические системы удобно рассматривать в виде некоторых иерархических систем, поведение которых описывается динамикой подсистем с переменными и параметрами, присущими данному уровню иерархии [1, 2], причем на каждом из этих уровней каждая система имеет свои локальные цели. При решении задач синтеза законов управле-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (гранты № 10-08-00252-а и № 10-08-00912-а).

ния такими сложными объектами, как ЛА, неизбежно приходится использовать различные допущения и упрощения, либо же разбивать исходную задачу на несколько более простых подзадач. Главной проблемой такого подхода является выбор таких допущений и упрощений, чтобы построенная на их основе модель могла бы с достаточной степенью адекватности описывать поведение объекта. Наиболее часто в таких случаях прибегают к структурной (объектной) декомпозиции, в результате которой из исходной многосвязанной системы выделяются более простые подсисте-, -.

синтеза нелинейных систем. Данный тип декомпозиции подразумевает пренебрежение внутренними перекрестными связями между каналами управления, а также линеаризацию исходной математической модели. Подобное «упрощение» позволяет описать подробно все блоки, входящие в рассматриваемые контуры управления, однако при синтезе векторных регуляторов использование нелинейной модели высокого порядка, описывающей все технические средства управления полетом, приведет к избыточному усложнению самой процедуры синтеза, а вид полученных законов управления будет сложен для технической реализации. Кроме того, данный подход сам по себе исключает универсальность и возможность какой-либо даль,

к каждому конкретно рассматриваемому ЛА.

Использование функциональной и временной декомпозиции позволяет создавать более гибкие законы управления. При этом временная декомпозиция позволяет выделить цели и приоритеты для отдельных режимов работы, а задачно-ориентированная декомпозиция реализуется при следующей иерархии управления пространственным движением ЛА:

1. Нахождение законов изменения обобщенных сил и моментов. Полученные на верхнем уровне иерархии законы будут являться базовыми для всех классов подвижных объектов различных аэродинамических компоновок. На данном этапе ЛА рассматривается в пространстве как твердое тело.

2. На среднем уровне иерархии, в соответствии с заданной компоновочной схемой (расположением и назначением органов управления), для каждого конкретного ЛА находятся законы, описывающие зависимость отклонения рабочих управляющих органов в зависимости от поставленных задач. Полученные на среднем уровне иерархии законы будут являться задающими

( ).

3. На нижнем уровне иерархии локальные регуляторы формируют программы управления для электрических, гидравлических и пневматических приводов рулевых машинок, реализующие заданные отклонения управ.

На рис. 1 изображена структура описанной иерархической схемы синтеза.

, - -позиции в полной мере соответствует принципам «внутренних» и «внешних» управлений в рамках синергетической теории управления (СТУ) и метода аналитического конструирования агрегированных регуляторов (АКАР) [3-5]. Кроме

,

управления движением ЛА в целом дополняется правилами взаимодействия под, , нижнем уровне на локальные регуляторы.

Рис. 1. Функциональная декомпозиция задачи синтеза законов управления пространственным движением ЛА

В данной статье рассматривается задача синтеза законов управления продольным движением ЛА. Математическая модель, описывающая движение ЛА в продольном движении, может быть представлена в следующем виде [6, 7]:

Vk = - g sin в + — cos( + ■&-&) + — (Cx cos( -в) - C sin(# - в)); m m

— qS

в = —— cos в H-sin( +-&-в) + —— (Cx sin( — в) + Cy cos(?? - в));

Vi

qSbA

=—m;

mV,

к

mV

к

(1)

х = Ук созвсоящ;

Н = Ук ■ 81п0;

$ = тг,

где Ук - земная скорость; в - угол наклона траектории; С01 - проекция вектора угловой скорости на ось г; х - дальность полета; Н - высота полета; $ - угол тан-

гажа; q =

PVL

2

скоростной напор; m - масса; J - осевой момент инерции;

р - плотность воздуха; 5 - площадь обтекания; £ - размах крыла; Р - сила тяги; g - ускорение свободного падения; сх, Су, тг - коэффициенты аэродинамических сил и моментов, у/ - текущее значение путевого угла.

Коэффициенты аэродинамических сил являются функциями (в частном случае линейными) углов атаки и отклонения руля высоты: Сх = Сх (сс,3'),

С = С (а,$), коэффициент аэродинамического момента еще также зависит от

угловой скорости mz = mz (d, COz ,5). При принятых допущениях угол атаки связан с углами тангажа и наклона простым соотношением d = $ — в .

Переменными продольного движения в модели являются величина скорости ЛА, угловая скорость вращения относительно оси Oz, углы наклона траектории и , . рассматривать как управляющие воздействия.

Согласно [6, 7], коэффициенты аэродинамических сил могут быть записаны как

Q = C0 + C> + C5b 5, C = C0 + Cdd + C5b 5,

ххх х y y y У (2)

mz = md ($ — в) + m5 5,

здесь d = $ — в - угол атаки.

Тогда уравнение (1) с учетом (2) будет иметь вид:

Vk = — g sin в + —cos{<p + $ — в) + ^ ( + Caxd + C5 5) cos($ — в))— m m

— ^ ((C0 + Cd d + C5yb 5) sin ($ — в )) ;

m

в = —g cos в +——— sin(p + $ — в) + -^ ( + C(+ Csxb 5) sin ($ —в) ) + (3) Vk mVk mVk

+ (^ ((C0 + Cd d+ CSyb5)cos{$— в )) ; m

Oz = qSbA (m<d($—в) + mzb5);

J z

X = Vk cosвcos^;

H = Vk • sin в;

$=Oz.

(3) : ,

Oz, , -

сота и дальность полета. Силу тяги и отклонение руля высоты можно рассматривать как управляющие величины. Предполагается, что тяговый двигатель вырабатывает необходимые для заданного режима воздействия. Тогда в системе управления продольным движением ЛА имеется один исполнительный механизм, приводящий в движение руль высоты.

2. Синергетический синтез законов управления исполнительными приводами. Согласно методике, описанной в [1, 2], рассмотрение любой сложной иерархической системы необходимо начинать с подсистемы нижнего уровня (локадьных ).

играет важную роль в формировании необходимого механического момента.

В рамках данной статьи в качестве исполнительного привода используется ( ), ,

, .

Математические модели АЭП могут быть описаны в различных системах координат как неподвижных, так и вращающихся. Однако наиболее удобной считается форма записи во вращающейся системе координат относительно вектора по-токосцепления ротора [8-10]:

т рЬт М* = — -7і У'Ау;

й/г йї йї

3 Ь

= агЬх - а^¥г;

йї

йї5х

йї

її

5у . 5Х 5у ,7

_ -а^*у - Огї5х - а2~------------а4О/г + й1и*у ;

(4)

/г ї2

-аАх + °Ау + а2 --+ аз¥г + й1их ,

у /г

гіт + гЬ 2

где а! = г т ^ г ; а0 = ЦЬГ - Ьт; а

ао Ьг і

2

гг1т

Ь

а

і

а

а5 = —; й1 = —; и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

і

ап

проекции напряжения статора на оси х и у вра-

щающейся системы координат; их, иу - проекции тока статора на оси координат; /г - модуль результирующего вектора потокосцепления ротора; Ог - угловая электрическая скорость ротора; г5, гг - активные сопротивления обмоток статора и

; і, і - ; іт -

индуктивность между статором и ротором; р - число пар полюсов; 7 - приведенный момент инерции; М дв - момент двигателя; т - число фаз двигателя. Предполагает, , ( -, ), -лу витков обмотки статора.

Уравнение движения руля относительно оси вращения записывается следующим образом [11]:

й3

йї

(5)

где 7 = 7двд + 7 ; 7де - момент инерции ротора АД; 7 - момент инерции руля высоты; 7 - суммарный момент инерции, приведенный к оси руля; д - передаточное отношение редуктора; 3 - угол поворота руля высоты; К ^ - коэффициент трения со смазочным материалом; Кш - коэффициент

шарнирной нагрузки; МТ - момент трения без смазочного материала. Тогда общая модель рулевого привода описывается следующей системой дифферен-:

а

2

а3 =

а

о

¿3

------= О;

(6)

сог

где О =------ - угловая частота вращения руля высоты.

Я

Задача управления рулевым приводом заключается в повороте руля на заданный угол. При этом разрабатываемая система управления должна быть инвариантна к внешним возмущениям, действующим на руль высоты.

Для решения задачи синтеза законов векторного управления нелинейными АЭП в статье будут использоваться принципы и методы синергетической теории управления [3, 4].

Ввиду того, что на систему (6) действуют внешние возмущения, необходи-

,

данных возмущений. В соответствии с синергетическим подходом [3, 4], влияние этих возмущений возможно учесть за счет расширения базовой математической модели. Введем дополнительную переменную 7, которая будет являться оценкой

,

(7)

а4да>у/г + ;

где ¿0 - задание по углу поворота руля высоты; £ - определенно-

положительный коэффициент. Из первого уравнения расширенной модели (7) видно, что при производная от г будет равна нулю, что будет означать

подавление внешнего возмущения.

Перейдем к процедуре синтеза. Введем первую совокупность макропеременных:

Ъ = А ( -Ф,) +Л Ь -Рг);

Ъ = Аз ( -Фх ) + Д4 ( -Ф2) , где Д, Д2, Д3, Д4 - коэффициенты. Потребуем, чтобы совокупность макропеременных (8) удовлетворяла решению системы дифференциальных уравнений:

Г, Ъ+Г, = 0;

л' (9)

т Ъ+¥ = о.

2 йг 2

Очевидно, что решение Ъ = 0 , I = 1,2 системы (9) асимптотически устойчиво при всех Т1 > 0. Подставив макропеременные (8) в систему дифференци-(9) (7) -

рожденности матрицы В :

А Л

А А4

получим выражения для управляющих воз-

= сюЬх - С4^1у - С6--------------С/г +— + с7 ( - фг)- ед;

/г а, аї

г 1 (10)

• і ^¡х^ву 1 , Л \

= С5^ + С4^х + С6---------------+ Сз/ +— ~Г - С&г + С2 - Ч>1 Ь

/ г а1 а

^¡х^ву 1 ^ , 1 а^2

Со = (ЛЛ-А1А4Т.ВД; С1 = ГАА4 -ГАА4. С2 = АА( ~^;

С0 С0

с с = £_. с = а_+сс = а*. с =аа(Г1—г).

с3 “ 7 ; с4 7 ; с5 “ 7 "|_с1; с6 “ 7 ; с7 “ ;

й, й, й, й, с0

с = Г2Д1Д4 — Г1А2А4 , с = а3 , с = а1 . с

с8 _ ; с9 , ; с10 _ , с8.

с0 й, й,

(9) ( ) (7), (10)

неизбежно попадает на пересечение многообразий Ъ = 0 , I = 1,2, в окрестности

которого происходит динамическая декомпозиция и поведение ее описывается системой дифференциальных уравнений пониженного порядка:

§ =£(¿-¿0) ;

й'

й¿

— = о; й'

йо т рЬт й¿

]~Т = ЪФ2 -К^-К,а¿-г;

й' 3 Ь й'

(11)

й¥г

й'

= агф - а5ъг.

Введем вторую совокупность макропеременных

Ъз =¥г-¥г 0;

у4 = о+Р53 + Р6 г,

удовлетворяющую системе дифференциальных уравнений

(12)

йу3

й'

йу4

й'

+ ¥3 = 0;

+ у4 = 0.

(13)

Здесь ¥г 0 - заданное значение потокосцепления ротора. Из теории частотного управления АЭП [8] известно, что механические характеристики АД аналогичны характеристикам компенсированного двигателя постоянного тока независимого возбуждения при обеспечении постоянства потокосцепления ротора. Соотношение ¥3 = 0 является электромагнитным инвариантом, обеспечивающим максимальный развиваемый момент приводимого двигателя. Решение системы дифференциальных уравнений (13) асимптотически устойчиво при Т3,Т4 > 0.

(12), (13) -

ли (11) получаем выражения для внутренних управлений

3

ф = !¥г 0 + 1б¥г;

ф = {(+ /2г + ¿¿+ /430у ,

/ ¥ г

Г4 (кг-Д у) - J

(14)

/3 = /0 Ь

ЧтРЬ„

Т4 (К, -Рб&) -Р у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

/4 = /Л&У;

/5

/б = /, (Та -1 ) .

а2Т3

Получим решение замкнутой декомпозированной системы (11), (14):

3

4

4

1

4

С I \_________________________N А +т/А2

г ( ) = -Г4^гС1е т - —А (р— д/Р— - 4ьД,

2Рв

А -А-4 А

Сз

_^А(а5 + а5 - 4А е

А +4а— -4А, А -тіа— -4а

8() = ¿>0 + С1е Г4 + С2е 2 + С3е 2

А +Уа2 -4^Аб,

®(<)=- С1 е"г‘ - С- ( +,/А2 - 4А) ‘ -

т4 2 (15)

а -4р— -4 а

Сз

2

г

-тз

( (А - 4А ]Є"

У() = УГ 0 + С4^

(15) ,

ИТ-системы в окрестность пересечения многообразий у1 = 0 и у2 = 0 система асимптотически придет в заданное состояние (¿0,¥г = ¥ г0) .При этом время движения к пересечению многообразий у1 = 0 и у2 = 0 определяется по-

Т1 Т 2 , -

нию постоянными времени Г3 и Т4 и коэффициентами Р, и Р6. Однако, в реальности модель декомпозированной системы отличается от модели (11), которую мы использовали при синтезе,

§=£(-¿0);

й'

й¿

— = о;

й' (16)

тйо т рЬт й¿ ^

у~17 = —}—Угф2 -К/^7-K^^<¿-М'1';

й' 3 Ьг й'

йУг

—— = а2ф - а5уг . й'

(16), (14),

данной статье из-за своей громоздкости. Следует отметить, что решения замкнутых систем (11), (14) и (16), (14) практически совпадают по своей структуре и отличаются лишь коэффициентами при экспонентах и в показателях, а также тем,

что переменная г устремляется при ' —— ^ не к 0, а к некоторой величине

РА+Г4 мТ V» = Т -Р , • (17)

Т 4 Р6 У

Проведенное исследование подтверждает, что замкнутая система обладает свойством асимптотической устойчивости относительно заданного положения , .

2

Для получения окончательного выражения закона векторного управления АД подставим (16) в (10) и учтем математическую модель (7)

Usx -~к\---------------k2 ~~ + k3isx -

Wr Wr

C4isy +

k4

Wr

m-C6-EL + Cjiy -k5Wr -k6Wr0 -k7-°-

Wr

So

Wr

(18)

u-

"sy

■gi -4+—

1Wr2 Wr

g 7

S +

-g3 — +—

wr Wrj

z +

vv

Wr

m + c6 — + C2 - g6~° Wr wr

Wr

+ C3Wr +------- m+ g8isy - g9Wr - g10Wr0 + g11---------,

Wr

z-¡¡(S-S„)dt; ki - C7 f,; k 2 - C7 f2; k, - Cl0 ^ «2 /б ; kt - C7.f1;

где z -

f6 (C8di - «)- C9di .

k5 -

d1

k6 - C8 f5 ;

k7 - C7 f 4 ;

g1 -‘

f3fl2 • -------- í

dj

g 2 -

g5 -g 8 -

J.í3 (5 - C1d1 )- f1 Kn + f2^ ;

Jd1

g 6 -'

f4«2 ■

f1«2 •

d1 "6 d1

<mPLmf1 + ,C5d1LrJ •

f 2 «2 •

g, - Л ; d1

g7 -

„ _ Jf 2 (5 - C1d1 )-f1;

g4 Jd, •

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

f1 (J(«5 - C1d1 )-Kf )+ f, J ;

3LrJd1

; g 9 - C2 f6 ; g10 C2 f5 ; g11 -

- f 4 («5 C1d1 ) f 2^

d

Таким образом, разработанный регулятор нижнего уровня позволяет обрабатывать высокоточные задания, поступающие от подсистем высшего уровня, что обеспечивает высокую надежность, а также эффективность работы всей системы в целом. При этом учет динамики на подсистемах более высокого уровня иерархии, при применении синергетических методов синтеза, позволяет создавать регуляторы не по полным математическим моделям, а по редуцированным, которые получаются в результате естественной динамической декомпозиции подсистем электроприводов.

3. Синергетический синтез законов управления продольным движени-. , -ся требуемое значение угла поворота руля высоты, будет иметь вид

Ук - -g sin в + Pcos( + - в) + ( + (а + CSX° S0) cos(# - в))-

- ^((Cy0 + С°аа + CSyü8o)sin(tf - в)); m

в--gcosв + sin( + #-в) + ( + Саа + CSSo)sin(?- в))+

(19)

mV,r

mV,r

+ (— ((Cy0 + C°aa + CyáЧ)cos(0-в)) ; m

mz - (maz (&-в) + mSSSo);

z

x - Vk cosвcosw;

H - Vk ■ sin в; ё-m,.

2

isx +

4

Определим инварианты для подсистемы верхнего уровня. Поставим задачу определить вектор управления как функцию координат состояния системы, обеспечивающий продольное движение ЛА с заданной скоростью на заданной высоте

V = УааІ, Н = НааІ (20)

Введем первую последовательность инвариантных многообразий:

"(1) = V - Vас;

(21)

= 0-д>(1\

, (21) решению системы дифференциальных уравнений

г,« " + "(.) = 0;

* (22)

Г,"’ +Y'" = 0.

, (1) М^2 , ,,/1)

dt

Очевидно, что решение /(1) = 0, i = 1,2 системы (22) асимптотически устойчиво при всех Ti () > 0 . На первом этапе достигнута первая совокупность

целей - Vk = Vzad . Для достижения второй совокупности целей необходимо продолжить процедуру синтеза. При попадании ИТ замкнутой системы в окрестность пересечения многообразий /(1) = 0 происходит динамическая декомпозиция, в

результате которой подсистема верхнего уровня будет описываться уравнениями более низкого порядка:

a>z = (m“(?-p(1)) + mz°S0);

J z

x = Vzad cos p(1) cos /; (23)

H = Vzad • sinp(1);

? = a>z.

(23) ,

:

/3(1) = Vzad • Sin P(1) + H - Hzad , (24)

:

T3(1) d/3 + / = 0. (25)

3 dt 3 Найдем выражения для внутреннего управления

= arcsin

ґн - H,ai

nuv* /

(26’

Для нахождения закона управления подсистемы верхнего уровня необходимо, согласно методу АКАР, произвести подстановку (21) в (22) с учетом (26). Выражения для ¿0 и Р ввиду громоздкости в статье не приводится.

4. Результаты моделирования. На рис. 2-7 приведены результаты моделирования, которое проводилось при следующих параметрах: гх =0,09 Ом;

г = 0.0Ш«; Ьт = 0,012 Гн ; Ь = Ьг = 0,015 Гн ; = 0,0189 Н • м • с2;

т = 3; М = 600 кг, ]г = 320 кг 1м2, 5 = 12,5л<2 , р = 1,225 кг 1м3

^ = 10,5 л/. Инварианты: /г0 = 0,8 Вб, ¿>0 = 0,5 рад , НааІ = 300 .м,

УааІ = 200 КММ.

Рис. 2. Переходные процессы по потокосцеплению ротора и угловой скорости поворота руля

Рис. 3. Переходные процессы проекции

тока статора

Рис. 4. Изменение высоты полета Н Рис. 5. Переходные процессы

и земной скорости Ук траектории 0 и угловой скорости С07

Рис. 6. Изменение тяги двигателя Р Рис. 7. Изменение угла отклонения руля

высоты <5П

Из результатов моделирования видно, что синтезированная иерархическая система отрабатывает задания по потокосцеплению ротора, углу отклонения руля высоты, высоте полета, а также заданной земной скорости.

Заключение. Таким образом, в данной статье был предложен метод синергетического синтеза иерархических систем управления ЛА, базирующийся на идеологии синергетической теории управления. Применение данного метода позволя-, , -ного управления многомерными объектами, что позволяет обеспечивать более эффективную координацию регуляторов верхнего уровня поведения подчиненных .

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Веселов Г.Е. Иерархическое управление многоевязными динамическими системами: синергетический подход. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.

2. Веселов Г.Е. Прикладная теория синергетического синтеза иерархических систем управления // Известия ТРТУ. -2006. - № 5. - С. 66-76.

3. Колесников А А. Синергетическая теория управления. - М.: Энергоатомиздат, 1994.

4. Колесников А А. Синергетическая теория управления: концепции, методы, тенденции развития // Известия ТРТУ. -2001. - № 5 (23). - С. 7-27.

5. . . :

самоорганизации и управления // Известия ТРТУ. - 2006. - № 6 (61). - С. 10-38.

6. Колесников A.A., Кобзев В.А., Нгуен Ф. Синергетический синтез систем управления дви-

- , //

ЮФУ. Технические науки. - 2010. -№ 5 (106). - С. 150-154.

7. .. .. : .

- Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009.

8. . ., . ., . .

управлением. - J1.: Энергоатомиздат, 1987.

9. . .

// -

. - 2004. - 2. - . 27-33.

10. . ., . . -

водами III. Векторное управление асинхронными электроприводами // Известия вузов. Электромеханика. - 2006. - № 2. - С. 25-36.

11. . ., . ., . .

управления летательными аппаратами. - М.: Машиностроение, 1987.

Статью рекомендовал к опубликованию д.т.н., профессор В.А. Терехов.

Мотиенко Татьяна Александровна

Технологический институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Южный федеральный университет» в г. Таганроге.

E-mail: tatyana@motienko.ru.

347900, . , . , 2.

.: 88634360707.

Кафедр синергетики и процессов управления; аспирант.

Motienko Tatyana Alexandrona

Taganrog Institute of Technology - Federal State-Owned Autonomy Educational Establishment of Higher Vocational Education “Southern Federal University”.

E-mail: tatyana@motienko.ru.

2, Checkhov Street, Taganrog, 347928, Russia.

Phone: +78634360707.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Department of Synergetics and Control; Postgraduate Student.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.