Научная статья на тему 'Синергетическая составляющая педагогической культуры'

Синергетическая составляющая педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / PEDAGOGICAL CULTURE / SYNERGETIC EFFECT / HUMANIZATION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порезанова Елена Владимировна

В современных условиях необходимо реализовывать синергетические составляющие педагогической культуры для повышения качества образования. В статье рассматриваются разные подходы к понятию «педагогическая культура», проводится их сравнение, раскрыты особенности проявления качеств преподавателя в современных условиях, выделена необходимость использования синергетики в образовательном процессе, выделены положительные и отрицательные синергетические эффекты реализации качеств преподавателя в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Порезанова Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNERGETIC COMPONENT OF PEDAGOGICAL CULTURE

In modern conditions, it is necessary to implement synergetic components of pedagogical culture to improve the quality of education. The article considers different approaches to the concept of "pedagogical culture", compares them, reveals the features of the teacher's qualities in modern conditions, highlights the need to use synergetics in the educational process, and highlights the positive and negative synergetic effects of implementing the teacher's qualities in the learning process.

Текст научной работы на тему «Синергетическая составляющая педагогической культуры»

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Порезанова Е.В. Email: Porezanova682@scientifictext.ru

Порезанова Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и национальной экономики, Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов

Аннотация: в современных условиях необходимо реализовывать синергетические составляющие педагогической культуры для повышения качества образования. В статье рассматриваются разные подходы к понятию «педагогическая культура», проводится их сравнение, раскрыты особенности проявления качеств преподавателя в современных условиях, выделена необходимость использования синергетики в образовательном процессе, выделены положительные и отрицательные синергетические эффекты реализации качеств преподавателя в процессе обучения. Ключевые слова: педагогическая культура, синергетический эффект, гуманизация образования.

SYNERGETIC COMPONENT OF PEDAGOGICAL CULTURE

Porezanova E.V.

Porezanova Elena Vladimirovna - Candidate of Economics, Associate Professor, DEPARTMENT OF ECONOMIC THEORY AND NATIONAL ECONOMY, SARATOV NATIONAL RESEARCH STATE UNIVERSITY NAMED AFTER N.G. CHERNYSHEVSKY, SARATOV

Abstract: in modern conditions, it is necessary to implement synergetic components of pedagogical culture to improve the quality of education. The article considers different approaches to the concept of "pedagogical culture", compares them, reveals the features of the teacher's qualities in modern conditions, highlights the need to use synergetics in the educational process, and highlights the positive and negative synergetic effects of implementing the teacher's qualities in the learning process. Keywords: pedagogical culture, synergetic effect, humanization of education.

УДК 37.013.46

Педагогическая культура представляет собой часть общечеловеческой культуры, сочетающая духовные и материальные ценности образования и воспитания, а также различные способы творческой педагогической деятельности. Фундаментальное исследование в этой области выполнено В.Л. Бениным (1996 г.), в котором автор раскрыл теоретико-методические основы формирования и развития педагогической культуры. По его мнению, педагогическая культура - интегративная характеристика педагогического процесса, включающая единство как непосредственной деятельности по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от данного поколения к другому [1, с. 10].

В этом определении делается акцент на социально-практико-ориентированной реминисценции действий педагога. Но следует учитывать идеолектически-профессиональную составляющую педагогики. Здесь имеет место гуманизация образования. Такую концепцию можно назвать гуманистически-ориентированной педагогикой. В современных условиях при всеобщем падении нравственных норм, потерей обучающихся нравственных ценностей, важно не только прививать студентам эти ценности, но и показывать пример в педагогической деятельности и жизни.

Г.И. Ризз выделяет следующие системообразующие элементы педагогической культуры: культуру целеполагания, культуру педагогического знания, мировоззренческую культуру, ученика; культуру мышления, культуру чувств, культуру общения, организационную культуру [2, с. 23]. Такой подход характерен для поведенческо-управленческого понимания педагогической культуры. Перечисленные признаки объединяет опыт, навыки, уровень воспитания, желание и мотивационно-организационные действия преподавателя [3, с. 47]. Данный подход можно назвать кооперационно-концентрированным подходом к взаимоотношениям субъектов образовательного подхода, приводящем, к положительному синергетическому эффекту.

Синергетический эффект будет иметь место если все качества преподавателя ориентированы на достижение общей и частных целей реализации педагогической культуры: сформировать в процессе обучения всесторонне развитую личность. Рассмотрим подробнее общие и частные цели преподавания. Они связаны со стремлением преподавателя к систематизации знаний, гуманизации образования, повышению интереса к предмету, стабильности во взаимоотношениях со студентами, динамизму учебного процесса. Взаимосвязь этих целей и наступающих синергетических эффектов отражена в таблице 1.

Таблица 1. Взаимосвязь целей реализации педагогической культуры и синергетических

эффектов

Цели Особенности проявления синергетического эффекта

Формирование всесторонне развитой личности Объединение усилий всех субъектов и элементов образовательного процесса, взаимодействие их, способность к изменению как преподавателя, так и обучающихся, развитие нового качества преподавания, формирование гуманистически-синергетической концепции образования, при реализации которой учащиеся находят внимательное и поддерживающее отношение окружающих, стремятся к развитию высоких нравственных принципов и умению их применять в жизни.

Систематизация знаний Использование инновационных инструментов в образовательном процессе, формирование общекультурных и профессиональных компетенций у обучающихся, системный подход как синтез многофакторных взаимодействий во встречных процессах воспитания и самовоспитания, образования и самообразования, обучения и самообучения, материализующихся в личности обучающихся, синергетический стиль мышления преподавателя и студентов

Стабильность во взаимоотношениях со студентами Устойчивость, упорядоченность элементов образовательного процесса, улучшение взаимоотношений между преподавателем и обучающимся, доверие к обучаемому, самостоятельность обучаемого, последовательность в осуществлении воспитательных воздействий без необоснованной отмены требования; уравновешенность в общении

Гуманизация образования Формирование гуманистически-синергетической концепции образования, развитие нравственных принципов отношений между людьми, в основе которых лежит забота о человеке, свободное развитие индивида, его природных задатков и способностей. Это может выражаться в интересе к личности обучающегося, его внутреннему миру, устремлениям, самореализации и находит отражение в личностно-ориентированных технологиях, применяемых в образовательном процессе

Как видно из таблицы 1, синергетический подход в образовании предполагает появление положительного синергетического эффекта. Он проявляется в объединении усилий всех участников образовательного процесса на достижение поставленных целей, флуктуативных состояниях этих участников и появлении качественно новых элементов и связей в образовательном процессе. При этом асимметричные флуктуативные состояния могут привести к отрицательным синергетическим эффектам, то есть к десинергии. Это может наступить вследствие усложнения элементов образовательного процесса, появления новых видов субъектно-объектных отношений.

В современных условиях обучение студентов в Вузе связано с рядом внешних и внутренних вызовов. К внешним вызовам относятся: общее состояние экономики, наличие на рынке труда профессий, социальная стабильность, политические процессы в обществе. К внутренним вызовам можно отнести: мотивацию студентов, уровень профессионализма преподавателей, профессиональные качества преподавателя, в том числе, и педагогическая культура и такт. В учебно-воспитательном процессе высшей школы важное место принадлежит личности научно-педагогического работника, его коммуникативным умениям, способности устанавливать диалог со студентом, относиться к студентам как к равноправным партнерам, взаимодействуя с которыми возможно достичь необходимого синергетического эффекта.

Положительными эффектами будут: достижение оптимального синергизма и гиперсинергизм. А отрицательными эффектами будут выступать: квазисинергизм и десинергизм. Так, десинергизм в образовании может проявляться в нарушении взаимоотношений между преподавателем и обучающимся, в недостатке такта и мастерства преподавателя, его нежеланию или невозможности найти общий язык с обучаемыми. Квазисинергизм предполагает «как бы» хорошие отношения между участниками образовательного процесса, а на самом деле полном отсутствии взаимопонимания и взаимодействий. И только оптимальный синергизм будет способствовать педагогически грамотному общению в сложных педагогических ситуациях, умению найти педагогически целесообразный и эффективный способ воздействия на обучаемых, быстро оценивать сложившуюся ситуацию и находить оптимальное решение.

Итак, педагогическая культура будет способствовать возникновению синергетической составляющей преподавательского искусства. При этом цели реализации педагогической культуры связаны с проявлением различных синергетических эффектов, которые надо учитывать при взаимодействии со студентами и совершенствовании образовательного процесса.

Список литературы /References

1. Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. Уфа, 1994. 144 с.

2. Ризз Г.И. Размышления о педагогической деятельности, культуре. Ростов н/Д, 1995. 167 с.

3. Страхов И.В. Психология педагогического такта. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 1966. 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.