УДК 130.12::159.953.5:[379.8+379.1(470+571)]
Б. А. Федулов, доктор педагогических наук, профессор Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
fedulovb@mail.ru
В. М. Зуев, кандидат педагогических наук Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
agtk.fk@mail.ru
ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ СИНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. Раскрыто содержание ряда базовых категорий философии синергетики («аттрактор», «фрактал», «точка бифуркации», «флуктуации», «нетрадиционное воздействие» и др.) применительно к реальной педагогической практике в условиях современной российской высшей школы. Аргументируется тезис о значительном личностно-конституирующем и личност-но-развивающем эффекте приложения теоретических наработок педагогической синергетики к ситуации педагогического контакта с обучающимися. Определена совокупность условий, критически значимых для успешной самоорганизации неупорядоченной педагогической системы, раскрыт состав движущих сил антиэнтропийного процесса, протекающего в ситуации педагогического взаимодействия. Авторы сообщают обязательные требования к организации эффективного педагогического воздействия на обучающегося, характеризуют некоторые методологические особенности постановки продуктивного педагогического контакта, излагают собственные рекомендации по внедрению ряда положений синергетического подхода в контекст педагогического процесса, организованно протекающего в условиях образовательных организациях высшего образования современной России.
Ключевые слова: синергетический подход, самоорганизация, педагогический процесс, категории синергетики, нелинейность, открытость, флуктуации, педагогическое воздействие.
Современная педагогика все больше нуждается в применении новых научных подходов для повышения эффективности процессов обучения и особенно воспитания, и в частности, синерге-тического, что определяет значимость и своевременность рассматриваемой темы.
Цель работы - раскрыть теоретические и методические особенности самоорганизации для образовательной сферы деятельности, в этом направлении уточнено содержание и прикладного значения основных категорий и механизмов самоорганизации применительно к педагогическому процессу, что, на наш взгляд, открывает новые возможности в совершенствовании образовательного процесса.
Синергетика - новая область науки и, естественно, её внедрение в сферу образования сталкивается с множеством противоречий. Ряд ученых вообще объявляют её лженаукой, и их критика имеет объективные причины, например, нередко встречается её поверхностное толкование и основанное на них практическое применение, которое, мягко сказать, наносит вред.
Для уточнения и решения практических вопросов по внедрению синергетического подхода был выполнен анализ современных взглядов, раскрывающих положения педагогической синергетики [1, с. 3-4]. Так, В. Г. Буданов рассматривает принципы синергетики и выдвигает проблему синергетического моделирования в гуманитарной сфере, раскрывает его этапы и связи с прикладной философией. В работах В.В. Давыдова обосновывается, что формирование личности возможно в процессе саморазвития, для которого необходимо искать практическое и технологическое решение. С. В. Кульневич рассматривает возможность реализации синергетического подхода в педагогике как мировоззренческой парадигмы для построения нового класса социальных систем в гуманитарных науках. По мнению А. В. Москвиной, синергетика открывает многомерность и полифункциональность в педагогической деятельности, создавая новые условия для творческого развития личности. В. А. Сластенин отмечал, что педагогическая синергетика позволяет методологически усилить процессы развития личности как субъекта общественно-полезной и социально-значимой деятельности.
Следовательно, одним из направлений в развитии высшего образования в России является внедрение новых педагогических технологий, реализующих возможности синергетического подхода. Данное требование также обусловлено внедрением компетентностного подхода, который предъявляет повышенные требования к организации педагогической деятельности и решению сложных задач, связанных с формированием компетентности специалистов как самоорганизованных субъектов в различных областях деятельности [2, с. 128]. Рассмотренные источники позволяют конкретизировать основные положения синергетики применительно для педагогического процесса. Общепринято, что синергетика раскрывает процессы самоорганизации, а также определяет первичные причины и условия возникновения, сохранения, развития и распада структур различной природы, не исключая социальные, и в том числе, связанные с развитием личности.
На сегодняшний день достаточно большое количество работ свидетельствуют о том, что образовательная деятельность и связанный с ней педагогический процесс не является исключением из общей сферы самоорганизующихся систем, и ей присущи общие закономерности и принципы и синергетики. Проявления неоднозначности, нелинейности во взаимодействии людей, в межличностных отношениях, в групповом и организационном поведении не могут быть в полной мере разрешены без учета особенностей процессов самоорганизации. Это наглядно проявляется, например, в психологических законах управленческой деятельности: неопределенности откликов на однотипное воздействие в различных условиях; неоднозначности взаимного восприятия, связанного с внутренними установками; неадекватности самооценки, связанной с имеющимся опытом; искажения информации в процессе её трансляции; самосохранения личностной значимости без объективной оценки ситуаций; компенсации недостатков и способностей их заменой и усилением другими и т. д.
На основе анализа различных источников были уточнены основные положения и механизмы синергетики и их проявления в педагогическом процессе. Самоорганизация является антиэнтропийным процессом, который происходит в определенных условиях за счет внутренних факторов при выходе системы из равновесия и проявления неспецифического внешнего воздействия. Существенными категориями в теории самоорганизации, которые применимы в педагогическом процессе, при уточнении их особенностей являются: аттракторы притяжения, фракталы как вариант реализации самоподобия, нелинейности реагирования на внешние условия, выходы в точку бифуркации, неспецифические внешние воздействия. Дадим краткую характеристику основным категориям применительно к педагогическому процессу.
Аттрактор представляет собой направление притяжения, в синергетическом подходе отмечается, что система имеет множество точек перехода в пространственно-временном пространстве, которые представляют различные траектории развития или деградации из возможной области. Педагог является субъектом, актуализирующим то или иное направление развития личности в воспитательной сферах, которые он проецирует как центры притяжения для обучаемых. К аттракторам также можно отнести профессиональные и общекультурные компетенции, гуманистические ценностные ориентации, нравственные качества, а также направления моды, устойчивые стереотипы поведения, господствующие в обществе идеологические установки.
Фрактал следует охарактеризовать как объект, которому присуще свойство самоподобия, т. е. различные элементы структуры системы подобны другим, в том числе более крупным фрагментам или даже всей системе. В педагогике данными объектами в процессе обучения для теоретических категорий могут выступать различные наглядные пособия, имитационные методы обучения, а также отдельные блоки модульного обучения, методы квазипрофессионального подхода. В воспитательном процессе в качестве фракталов следует выделять также идеалы личности, при условии, если они признаны таковыми в обществе. В педагогическом процессе авторитет, профессионализм и харизма, как личные качества педагога могут реально выступать в качестве возможного подобия для подражания.
Точку бифуркации в общем случае следует определять как область выхода системы в зону неустойчивости и возникновения момента, когда она находится в критическом состоянии. В педагогическом процессе точками бифуркации следует считать как создаваемые искусственно, так и случайно активизирующиеся педагогические ситуации, а также возрастные кризисы. В зоне их влияния решающее значение имеют неспецифические возмущения - флуктуации, представляющие собой временные отклонения от равновесных состояний. Неспецифические воздействия в этой ситуации определяют переход системы в новое качественное состояние,
попадая в область притяжения одного из аттракторов. Происходящий скачок в качестве приводит к развитию или деградации системы за счет появления новообразований в личностной структуре.
Педагогическое воздействие, учитывающее синергетические факторы, является эффективным и способно изменить тенденцию в развитии личности в том случае, если оно обеспечивает перевод ценностно-смыслового состояния личности в область одного из существующих позитивных аттракторов. В отличие от ранее практиковавшегося педагогического воздействия (убеждение, принуждение, порицание и т. д.), неспецифическое воздействие заключается в предоставлении информации о существующих вариантах перехода и последствиях, предоставляя личности самой осуществить выбор варианта своего изменения.
На основе анализа различных источников конкретизируем основные положения синергетики применительно для педагогического процесса. Обучаемого следует рассматривать как самоорганизующуюся систему, педагогический процесс при этом является средой для его самоорганизации, педагог - субъект, организатор и руководитель процесса саморазвития, обучаемый -объект самоорганизации и субъект образовательной деятельности.
Личность обучаемого, как неуравновешенная система, в созданных условиях способна выходить в области неравновесных состояний и реализовать самоорганизующиеся состояния. Для выхода в точку бифуркации педагогическая деятельность должна создавать такие условия, которые активируют все когнитивные, психические, интеллектуальные и духовные состояния обучаемых. Развитие личности через самоорганизацию - это, прежде всего, приобретение новых потребностей и ценностей, как внутренних механизмов самоорганизации, определяющих поведение и деятельность [3, с. 20]. Эти новые качества обучаемый получает из более сложной и организованной системы, то есть общества, которое должно быть достаточно организовано и стабильно, посредником при этом выступает педагог.
Таким образом, суть применения синергетического подхода состоит в том, что сложноор-ганизованная, неуравновешенная система, в качестве которой выступает личность обучаемого, в определённых условиях, создаваемых учебно-воспитательным процессом, применяя активные и интерактивные методы [4, р. 122], может выходить в область бифуркации. Далее, под воздействием неспецифических воздействий, учитывающих индивидуальный, дифференцированный подходы, а также личностно-ориентированное общение, которые создают аттрактор направленности на фрактал, обеспечивающий развитие личности и через реализацию процесса самоорганизации. Новым качеством применительно для процесса обучения выступают новые элементы в когнитивных, эмотивных и конативных структурах, для процесса воспитания - новые потребности и ценностные ориентации более высокого уровня, которые становятся индивидуальными. Следует подчеркнуть, что величина результата педагогической деятельности будет определяться не величиной или силой воздействия, а согласованностью неспецифических воздействий с внутренним состояниям личности.
Для организации педагогического воздействия в точке бифуркации, к нему предъявляются следующие требования:
1. Педагогическое воздействие организуется так, чтобы апеллировать к социально-значимому аттрактору, который реализует общественно-полезные потребности и ценности. Основная проблема при организации воздействия - это разрешение во внутренней личностной структуре противоречия между биологической и социальной сущностью, между личными и общественными ценностями, а также внешние - между эффективностью деятельности и процессом самоактуализации. Разрешение данных противоречий видится в нахождении оптимального соотношения между потребностями различных систем на основе развития нравственных и профессиональных качеств личности.
2. Существенное значение имеет организация своевременного воздействия: то, что возможно в данный момент времени, то не будет таковым в другой. При несвоевременной организации воздействия система выходит из-под контроля и в ней происходят необратимые изменения. Реализация этого положения в практической деятельности связана с дефицитом времени на принятие оптимальных решений в сложных ситуациях, ошибки в этих случаях приводят к негативным последствиям.
3. Важную роль при организации педагогического воздействия играет применение референтных групп, которые в определенной степени служат фракталами, в педагогической
деятельности их следует целенаправленно выбирать и формировать. Важную роль играют ведущие идеи, которыми руководствуются субъекты образовательной деятельности, при этом следует особо выделить общенациональную российскую идею [5, с. 38-41].
4. Неспецифические педагогические воздействия сходны по предназначению с целенаправленными открытыми, но отличаются по форме. Эти формы следует выделять для процессов обучения и воспитания, нами они представлены в парах - первое неспецифическое синергети-ческое, второе - прямое целенаправленное открытое. Основные способы воздействия в процессе обучения: обоснование - указание; объяснение - трансляция; просьба - приказ; предложение - реклама; предупреждение - упрек; воодушевление - оценивать; приглашение -игнорирование. Основные способы воздействия в процессе воспитания: совет - запрет; наставление - принуждение; обсуждение - допрос; критика - оскорбление; симпатия - антипатия; убеждение - угроза; возложение полномочий - опека; акцент на результаты деятельности -только на безотносительном личном успехе.
Для реализации в педагогическом процессе синергетического подхода следует учитывать следующие методологические особенности его применения:
1. Самоорганизация имеет многовариантные направления, но этот выбор ограничен возможностями системы и условиями, возникающими при взаимодействии с внешней средой. Следует учитывать, что в социальной среде всегда присутствуют как положительные, так и негативные факторы, в случае попадания в притяжение отрицательного аттрактора личность деградирует, а существующая социальная система разрушается. Задача педагога - предвидеть негативные тенденции и своевременно их предотвратить.
2. Учитывая, что существуют резонансные воздействия, обращенные к «неблагоприятным», но внутренне присущим свойствам системе, что может вести к её разрушению, необходимо определять ограничения для конкретных систем, которые могут служить принципами, определяющими объективные пути развития. Основными критериями при определении ограничений следует считать нравственные и социальные установки, существующие в обществе.
3. Социальные сложноорганизованные системы в специально созданных условиях способны находить оптимальные направления для своего развития, если реализуется четкое представление о пути самоорганизации в виде социального идеала. Социум является средой для развития и более сложной системой в отношении к личности, и, по большому счету, источником основных аттракторов и фракталов для социализации. При этом идеал должен реализоваться через самоактуализацию и самореализацию в процессе социально-значимой, общеполезно-полезной деятельности.
4. Особое значение для применения синергетических принципов в педагогической деятельности имеет реализация процесса целеобразования, без которого она не имеет практического смысла [6, р. 106.]. Любая деятельность всегда целенаправленна, и если есть неопределенность, то результат не будет положительным.
5. Создание условий для вывода системы в точку бифуркации в педагогическом процессе обеспечивается комплексным применением различных методов, которые активизируют основные структуры личности: когнитивные, эмотивные и конативные, и ставят обучаемого перед выбором варианта деятельности и личностного отношения к ней. В процессе воспитания необходимо создавать неординарные психологические ситуации, требующие морального выбора, в любом случае педагогический процесс всегда должен вызывать интерес, активность, иметь практическую направленность и осуществляться с учетом природосообразности. Стоит также выделить и реализовать следующие стили взаимодействия в педагогическом процессе: схожий с семейно-родственными - партерналистский, в научной деятельности - парсипативный, при принятии решений - коллегиальный.
Таким образом, в педагогической деятельности существуют процессы, которые в определенных критических условиях протекают, не подчиняясь функциональным зависимостям, они включают области, начиная от психологических до социальных явлений и без учета которых невозможно реализовывать полноценную социализацию личности. Результат самоорганизации многовариантен и может иметь непредсказуемые последствия, независимо от наших пожеланий. Поэтому, познать и направить эти процессы в гуманитарной области на прогрессивное направление развития социальных систем - объективная потребность современной педагогической науки.
Список литературы
1. Кораблева, В. В. Синергетический подход к анализу и управлению социальными системами : ав-тореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.01. - Саратов, 2005. - 22 с.
2. Морозов, В. А. Формирование управленческой компетентности будущего сотрудника полиции в процессе профессиональной подготовки / В. А. Морозов, Б. А. Федулов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями. - 2014. - № 12-2. - С. 128-130.
3. Федулов, Б. А. Проблема смены педагогической парадигмы в новых социокультурных условиях // Педагогическое образование на Алтае. - 2000. - № 2. - С. 20.
4. Tompkins, P. K. Role Playing [Electronic resource] // The Internet TESL Journal. - 1998. - Vol. IV. -No. 8. - Access mode : http://iteslj.org/Techniques/Tompkins-RolePlaying.htmllePlaying.html (18.02.2018).
5. Федулов, Б. А. Аксиологические основы общенациональной российской идеи : [моногр.] / Б. А. Федулов, В. В. Хорольский, Н. В. Андросенко. - Барнаул : Изд-во Барнаул. юрид. ин-та МВД России, 2004. - 108 с.
6. Crittenden, B. Aims, intentions and purposes in reading and education // Educational Theory. - 1974. -№ 1. - Pp. 47-56.
Boris A. Fedulov, Dr. of Pedagogical Science, Professor Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
fedulovb@mail.ru
Vladimir M. Zuev, Ph. D. in Pedagogical Sciences Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia)
agtk.fk@mail.ru
APPLYING OF SYNERGETIC APPROACH IN PEDAGOGICAL PROCESS
Abstract. The article reveals a content of several basic categories of synergic philosophy (such as "an attractor", "a fractal", "a bifurcation point", "fluctuation", "non-usual influence") in relation with pedagogical practice in the today's Russian high school. It is argued a talking point on a significant role of application of pedagogical synergy theoretical constructions for a pedagogical contact with students for their personal growth. The paper defines a sum of conditions that are critically important for successful self-organization of non-ordered pedagogical system; reveals key driving forces of anti-entropy process in a situation of a pedagogical interaction. The authors name several main requirements to organization of an effective pedagogical influence on a student, describe some methodological peculiarities of arrangement of a good pedagogical contact, and outline their own guidelines for implementation of synergetic approach into a context of pedagogical process in the today's Russian educational institutions of higher education.
Keywords: synergetic approach, self-organization, pedagogical process, categories of philosophy of synergy, nonlinearity, openness, fluctuations, pedagogical influence.
УДК 004:808.5:378.1:008(571.150)-057.875
Н. Н. Шаховалов, кандидат педагогических наук, доцент Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
snn_1979@mail.ru
Е. Г. Шаховалова, кандидат педагогических наук Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
esh1001@mail.ru
ТРАНСФОРМАЦИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЙ
Аннотация. Проанализированы основные аспекты трансформации речевой культуры обучающихся образовательных организаций высшего образования творческой направленности в контексте интернет-коммуникации (по результатам опроса пятидесяти обучающихся Алтайско-