Научная статья на тему 'СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У АРХИТЕКТОРОВ'

СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У АРХИТЕКТОРОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
237
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТОР / СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СИМПТОМЫ / ФАКТОРЫ / ПРОФИЛАКТИКА ВЫГОРАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шигабетдинова Г.М., Осянина Е.Э.

В данной статье рассматривается проблема профессионального выгорания у представителей специальности «Архитектура». Выясняются симптомы профессионального выгорания и факторы, играющие существенную роль в формировании данной проблемы. На основе изученных материалов и непосредственного общения с представителями данной профессии разрабатывается список профилактических мер по борьбе с профессиональным выгоранием. Исследование этого феномена очень актуально в настоящее время. Это связано с тем, что до конца не выявлены все факторы, способствующие возникновению данной проблемы у творческих людей, из-за динамично меняющихся условий и постоянно меняющихся социально-политических и экономических ситуаций. Так же окончательно не выработан действенный комплекс мер по предотвращению и устранению выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У АРХИТЕКТОРОВ»

Шигабетдинова Г. М., к.п.н.

доцент

кафедра политология, социология и связи с общественностью

Осянина Е.Э. студент 1 курса

Ульяновский государственный технический университет

Россия, г. Ульяновск СИНДРОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У

АРХИТЕКТОРОВ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема профессионального выгорания у представителей специальности «Архитектура». Выясняются симптомы профессионального выгорания и факторы, играющие существенную роль в формировании данной проблемы. На основе изученных материалов и непосредственного общения с представителями данной профессии разрабатывается список профилактических мер по борьбе с профессиональным выгоранием.

Исследование этого феномена очень актуально в настоящее время. Это связано с тем, что до конца не выявлены все факторы, способствующие возникновению данной проблемы у творческих людей, из-за динамично меняющихся условий и постоянно меняющихся социально-политических и экономических ситуаций. Так же окончательно не выработан действенный комплекс мер по предотвращению и устранению выгорания.

Ключевые слова: архитектор, синдром профессионального выгорания, симптомы, факторы, профилактика выгорания.

В последнее время в России и в ряде других развитых стран все чаще обсуждается проблема, связанная с профессиональным стрессом, синдромом профессионального сгорания или выгорания специалистов. Очень важно признать, что этот синдром не только существует в современной действительности, но и то, что ему подвержено существенное число представителей различных профессий.

В перечне самых популярных профессий на рынке труда специальность архитектора занимает особое место. Она издавна пользовалась уважением, но как раз именно люди творческих специальностей относятся к группе повышенного риска по выгоранию. Артономические профессии («Человек -Художественный образ») требуют активной и постоянной эксплуатации интеллектуальной и эмоциональной сферы, а также непрерывного развития технического и пространственного мышления, который подразумевает под собой синтез логического и образного мышления. Творческие люди зачастую,

как существа чувствительные и склонные погружаться в хаус, с тонкой самооценкой, очень подвержены стрессу. Кроме того, архитекторы-специалисты ежедневно сталкиваются с новыми трудноразрешимыми задачами: каждый произведенный человеком творческий продукт - это осознанный и осмысленный выход за пределы себя и своих убеждений, некое обновление или личностное развитие, каждое созданное произведение - вызов самому себе, встреча с чем-то новым и неизведанным. В этом смысле, творческий человек практически постоянно находится в переживании некоторого профессионального и личностного кризиса, который при не достаточно успешном преодолении может стать основной причиной деформаций и выгорания у архитекторов.

На основании исследований, проведенных английскими психологами из Манчестерского университета, строители и архитекторы-проектировщики достигли отметки - 7,5 балла (по десятибалльной системе) по степени профессионального стресса. [8, с. 311].

Профессиональное выгорание - выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций, возникший в результате воздействия на него длительных профессиональных стрессовых ситуаций. [1, с. 20].

Данный феномен включает три составляющие: 1) эмоциональную, физическую и умственную истощенность (утрата интереса ко всему окружающему, проявление агрессивных реакций, вспышки гнева, проявление симптомов депрессии); 2) деперсонализацию (цинизм); 3) редукцию профессиональных достижений (ощущение своей неуспешности). [6, с. 133]

Любая деятельность архитектора, так или иначе, связанна с коллективной работой и постоянным общением с заказчиками. В данном случае деперсонализацию можно рассматривать не только как негативное проявление человека, подверженного профессиональному выгоранию, но и как специально разработанную профессиональную защитную тактику общения, при которой его собеседник теряет по отношению к нему все качества живой личности. При этой составляющей рассматриваемого нами феномена архитектор может никак не реагировать на поступки партнера по общению или, например, его грубое поведение, выделяя для себя лишь профессионально значимые составляющие конфликтного взаимодействия. Однако у этого приема есть еще одна отрицательная сторона, когда пренебрежительное отношение направлено не по адресу, а распространяется на всех окружающих его людей. Такая ситуация может привести к дисфункциональному конфликту.

Редуцирование личных достижений проявляется либо в форме негативного оценивания себя в профессиональном плане, либо в ограничении

своих возможностей и обязанностей по отношению к окружающим, а также в снятии с себя полной ответственности за поступки и перекладывании ее на плечи других. При проектировке какого-либо сооружения и в случае разрушения здания из-за неверных расчетов ответственность несет именно архитектор.

Выделяют 5 основных групп симптомов сгорания: 1) физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение, изменение веса, недостаточный сон, бессонница, плохое общее состояние здоровья); 2) эмоциональные симптомы (недостаток эмоций, пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, усталость, ощущение беспомощности и другие); 3) поведенческие симптомы (усталость и желание отдохнуть, безразличие к еде, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи); 4) интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем, скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни, формальное выполнение работы); 5) социальные симптомы (низкая социальная активность, падение интереса к досугу, увлечениям, творчеству, скудные отношения на работе и дома).

Среди факторов, играющих существенную роль в возникновении синдрома профессионального выгорания у архитектора, можно выделить три основных: личностный, ролевой и организационный.

Личностный фактор. Проведенные исследования показали, что такие переменные, как возраст, семейное положение, стаж данной работы не являются личностными факторами и никак не влияют на профессиональное выгорание. [5] Существует теория, что женщины в большей степени подвержены синдрому выгорания, чем мужчины. Хотя найти этому подтверждение удается не во всех проводимых исследованиях. [3, с. 129]. Ощущение недостатка автономности, потребность достижения успеха, перфекционизм, неумение постоять за себя, дотошность, педантичность, стабильность и догматичность, чрезмерная тревога являются своеобразными личностными особенностями, которые во многом помогают возникновению выгорания. [2, с. 26, 27].

Ролевой фактор. Организовав обстановку, где человек сможет заниматься своей профессиональной деятельностью и где четко будет распределена ответственность, можно ограничить развитие синдрома профессионального выгорания. При нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за профессиональные действия создаются все благоприятные условия для возникновения данного феномена даже при очень низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те ситуации на работе, при

которых совместные усилия не согласованы, имеется высокая конкуренция, а успешный результат в данном варианте зависел бы как раз именно от согласованных действий.

Организационный фактор. Возникновение профессионального стресса тесно связано с имеющейся напряженной психоэмоциональной деятельностью: интенсивное общение на эмоциях, интенсивное восприятие, обработка и толкование получаемой информации, принятие решений. Другая причина -нечеткая организация профессиональной деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это плохое планирование труда, недостаточность необходимых средств, многочасовая изнурительная работа, наличие конфликтов типа «руководитель — подчиненный» и между коллегами.

Обсудив с членом Союза архитекторов России, членом Союза художников России, Сидоровым В. А., проблему возникновения данного синдрома у специалистов артонормических профессий, можно выявить несколько типовых ситуаций, где конкретные личностные и внешние факторы влияют на возникновение профессионального выгорания.

«При реализации различных архитектурных проектов и внедрении дизайнерских идей по изменению внутреннего пространства помещения у архитекторов часто возникает проблема несоответствия первоначально разработанных идей и конечного результата, помещенного в среду, а также заложенных функций каких-либо элементов. Часто это связано с недостаточным профессиональным опытом». Достижение или не достижение поставленных перед собой целей сопровождаются сильными эмоциональными переживаниями. Такая ситуация может стать причиной угнетенности и несостоятельности личности. Неопытность приводит к переживанию неуверенности, тревоги вследствие осознания того, что могут произойти ошибки. И это постоянное нервное напряжение приводит к быстрому утомлению и к появлению новых ошибок. Повысив свой профессионализм, накопив опыт, человек гораздо меньше подвержен опасности. [7, с. 356].

Также архитектор-проектировщик может столкнуться с чувством нереализуемости ожиданий из-за профессиональных трудностей, с которыми он сталкивается во время самого планирования нового объекта.

«В самом конце, уже составив план будущего объекта и его фасад, зачастую, автор не остается доволен своей продуманной идеей до конца. В голове он начинает перебирать и подставлять все новые и новые элементы, которые в конечном итоге все равно не устраивают его, и так до бесконечности. Происходит хождение по кругу. Это полностью выматывает человека, голова становится пустой и уже ничего не соображает. Возникает чувство полной истощенности».

Также на плохое самочувствие и возникновения сильного чувства тревоги (особенно у молодых архитекторов) влияют такие личностные особенности как прокрастинация и боязнь сцены. «Неправильное планирование проектировочного процесса архитекторами напрямую связано с их эмоциональным и физическим самочувствием. Можно было часто наблюдать как молодые архитекторы, выставляя свои работы на просмотре, организованном более опытными специалистами, или же представляя свои разработки на градостроительном совете города, к этому времени уже остаются совсем без сил. Это связано с беспрерывной работой, бессонными ночами перед важным событием и длительным переживанием, связанным с их возможностью не успеть все сделать к утру. Поэтому важно систематически подходить к выполнению своей работы.

Главной целью архитектора, конечно, является реализация своего проекта, для достижения которой необходимо четкое обоснование причины строительства, мастерство убеждения и умение держаться на публике. Для многих молодых специалистов это становится большой проблемой из-за невладения необходимыми навыками и чувством страха перед публичным выступлением».

И, наконец, «одной из главных проблем, с которой сейчас встречаются специалисты нашей профессии, является конфликт из-за несовпадения интересов архитектуры и заказчика. Перед архитектором встает непростой выбор: выполнить любой каприз заказчика, или все же настоять на своем и реализовывать собственные творческие амбиции. Можно искать компромисс. Но, увы, в любом случае велика вероятность, что обе стороны останутся недовольны результатом». И хотя психологические требования профессий типа "Человек — Художественный образ" предполагают использование знаний психологических законов эмоционального воздействия на людей, постоянные разногласия двух сторон слишком велики. Такой конфликт, связанный с неполной реализованностью амбиций личности и может привести к постоянному психическому напряжению и ухудшению здоровья.

На основе изученных материалов и обсуждений можно привести несколько примеров профилактических мер по борьбе с профессиональным выгоранием: 1) повышение образовательного уровня архитектора (обмен профессиональной информацией за пределами коллектива через взаимосвязь с новыми людьми на курсах повышения квалификации, конференциях, конкурсах, выставках); 2) смена рабочего места, профессии; 3) занятия спортом; 4) использование "тайм-аутов"; 5) использование архитектором в профессиональной деятельности упрощения процесса разработки планов, объемных форм зданий (художественный метод, позволяющий в дизайне

связать в единое целое функцию, конструкцию, технологию, которые в свою очередь оказывают влияние на художественно-образное решение объектов дизайнерского творчества и служат иногда их образными источниками). По мнению специалистов, «освоение в полной мере сути художественного метода позволяет архитекторам работать в различных сферах деятельности: музыке, чистом искусстве. Это определенная последовательность работы, в которой без чего-то одного нельзя двигаться дальше, лучше вернуться и еще раз пройти этот этап. Главной задачей в самом начале является общий анализ, т.е. глубокое проникновение в тему, только потом предпринимаются другие шаги»; 6) выполнение упражнений арт-терапии (лечение изобразительным искусством, которое включает в себя такие направления как, музыкотерапия, цветотерапия, рисуночная терапия, фототерапия, песочная терапия и др.) 7) использование методов телесно-ориентированной инсайт-терапии (открытие закапсулированных потенций, которые не смогли проявиться должным образом, путем обращения к более высокому уровню сознания; вхождение в состояние активного интеллекта, ключом к которому является комбинация из всех четырех волн мозговой активности в нужной пропорции); 8) применение терапии творческого самовыражения (достижение понимания пациентом себя как творческой индивидуальности, неповторимой личности, в связи с которым он обретает свой смысл); 9) использование нерративной практики: идея «экстернализации проблемы» (стремлении человека воспринимать внутрипсихические процессы, силы и конфликты, как протекающие вне его и являющиеся внешними по отношению к нему); 10) аутогенные тренировки (медитация, релаксация, психологическая помощь, активная концентрация, нестандартное мышление, выход на новый энергетический уровень и др.).

Профессиональное выгорание очень опасно своими последствиями. Если не обращать внимания на появившиеся признаки выгорания, то дальше последуют такие крупные неприятности, как депрессии, нервные срывы, психосоматические расстройства.

Проанализировав синдром профессионального выгорания у архитекторов, можно утверждать, что данная профессия является одной из тех, которые требуют большой эмоциональной нагрузки, ответственности и имеют весьма неопределенные критерии успеха. Архитекторы представляют собой одних из самых ранимых и менее устойчивых людей, чем представители социального и исследовательского типа.

Нельзя не согласиться с тем, что рассмотренное нами явление негативно влияет на трудовую мотивацию специалистов, на эффективность их профессиональной деятельности, на личностные особенности, на физическое и психологическое здоровье. Анализ существующих методик по решению

проблемы профессионального выгорания показал, что предлагаемые варианты не всегда могут полностью подойти для той или иной ситуации.

Использованные источники:

1. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. - Спб.: Питер, 1999. - 434 с.

2. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. - Спб.: Питер, 2008. - 336 с.

3. Ильин Е. П. Психология взрослости. - Спб.: Питер, 2012. - 544 с.

4. Кермани К. Аутогенная тренировка. - М.: Эксмо, 2002. - 448 с.

5. Носкова О.Г. Психология труда: учебное пособие для студ.вузов/ Под ред. Климова Е. А. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

6. Столяренко. Л. Д. Психология и педагогика для технических вузов / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 510 с.

7. Шапарь В.Б. В лабиринтах психологии личности/ Серия «Х-файлы». -Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 512 с.

8. Мандель Б. Р. Психология стресса. - М.: Флинта, 2014. - 280 с. - ISBN: 9785-9765-2005-9. - URL: http://www.litres.ru/b-r-mandel/psihologiya-stressa/

Шигаева Е.В. ассистент Калимуллина Р.И.

студент

кафедра «Финанасы и кредит»

УлГТУ Россия, г. Ульяновск ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И КРЕДИТЫ В БАНКОВСКОЙ

СФЕРЕ: СТРАХОВЫЕ РИСКИ Распространено мнение о том, что глубокое внедрение информационных технологий, развитие глобальных систем автоматизации банковских операций, электронной связи, дистанционного доступа к данным привело к возникновению новых рисков в работе банков [2]. Нельзя согласиться с этим утверждением по следующим причинам.

Во-первых, развитие электронно-цифровой техники набирает обороты независимо от области её применения. Внедрение новой техники и ПО в арсенал банковских структур направлено исключительно на то, чтобы облегчить работу персонала в удовлетворении возросших требований клиентов и расширении ряда предлагаемых финансовых продуктов. При этом, конечно, руководству банков необходимо проводить серьезную работу по повышению уровня технического развития своего соответствующего персонала, однако

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.