Научная статья на тему 'СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / СИНДРОМ / ПРОФЕССИЯ / МЕТОДИКА / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петросян Снежана Кареновна

В статье рассматривается синдром эмоционального выгорания учителя как важная проблема современного образования. Описываются факторы, причины, симптомы и профилактика выгорания у учителей. Дается характеристика методик, необходимых для выявления и устранения синдрома эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT OF TEACHERS AS A CURRENT PROBLEM OF MODERN EDUCATION

The article considers the syndrome of emotional burnout of a teacher as an important problem of modern education. The factors, causes, symptoms and prevention of burnout among teachers are described. The characteristics of the methods necessary to identify and eliminate the syndrome of emotional burnout are given.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159. 96

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ УЧИТЕЛЕЙ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

старший преподаватель кафедры педагогики и технологий дошкольного и начального образования Петросян Снежана Кареновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г.Армавир)

Постановка проблемы. Многие люди, преуспевая в различных сферах жизни, шагая в ногу со временем, преодолевая проблемы, встающие у них на пути и повышая свою квалификацию в профессиональной деятельности, совершенно забывают о собственном внутреннем физическом и эмоциональном состоянии. Данная проблема касается в первую очередь людей, относящихся к профессии «человек-человек», куда относятся, в частности, учителя. Вследствие такого явления возникает эмоциональное выгорание, которое негативно сказывается на здоровье и деятельности учителя, на его профессиональных достижениях и результатах обучения учащихся, поэтому и является довольно сложной и многогранной проблемой. Чаще всего данное явление возникает у людей, не преуспевающих в своей профессии, потерявших смысл в ней, сильно перегруженных большим количеством обязанностей. В основном, данный синдром может проявлять себя через довольно продолжительное время работы в одной организации (15-30 лет). Однако, вследствие перегрузки и нерационального распределения обязанностей между сотрудниками, данная проблема может появиться гораздо реже (через 1-5 лет). Отметим, что, согласно последней статистике, в 2021 году эмоциональное выгорание испытывали 64% россиян.

Изложение основного материала исследования. Рассмотрим основные аспекты формирования эмоционального выгорания как психологического феномена.

Сам термин «эмоции» (от франц. emotion - волнение, возбуждение, эмоция, от лат. emoveo - потрясаю, волную) используется для обозначения психических процессов переживания человеком отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности [1]. Существуют различные определения понятия «эмоциональное выгорание».

Согласно Ермаковой Е.В., под «эмоциональным выгоранием» понимают специфический синдром, который развивается у человека в процессе его профессиональной деятельности и выражается в состоянии эмоционального и физического истощения, отчуждения от людей, с которыми человек взаимодействует, а также в отсутствии профессиональных планов и крушении надежд [6].

Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - это реакция организма, возникающая вследствие продолжительного воздействия профессиональных стрессов средней интенсивности (Сидоров П.И.) [4].

Орел В.Е. отмечает, что синдром эмоционального выгорания рассматривается как процесс и результат в профессиональной деятельности, как объединение традиционных психических состояний, выражающихся в отрицательной направленности, временной устойчивости и относительно необратимым характером [3].

Некоторые авторы представляют СЭВ как один из видов профессионального стресса (Е. Махер, Кондо К. и др.), индивидуального стресса, как стресс-синдром (Дж. Гринберг, Т.В. Фоманюк и др.) [2].

Обобщая вышеизложенные определения, можно сделать вывод о том, что синдром эмоционального выгорания является отрицательным процессом, негативно сказывающимся на здоровье человека, его профессиональной деятельности и отношениях с окружающими.

Среди факторов, способствующих возникновению эмоционального выгорания у педагогов, отметим следующие:

1. Личностные особенности (эмпатия гуманность, мягкость и др.);

2. Ролевой фактор, который определяется в конфликтности, ролевой неопределенности и неумении выстраивать отношения с людьми;

3. Организационный фактор (многочасовой график работы, высокая степень продуктивности и др.).

По мнению Гари Чернисса, именно педагоги наиболее подвержены эмоциональному выгоранию, поскольку к категориям, относящимся к группе риска данной проблемы, он относит:

- людей, перегруженных ответственностью, а также длительно и интенсивно работающих;

- людей, не имеющих интересов помимо работы;

- людей, стремящихся к непременному успеху [5].

Именно условия работы учителей являются основными причинами возникновения синдрома эмоционального выгорания, куда относятся следующие:

- стресс, вызванный множеством требований, предъявляемых к современному учителю, конфликтными ситуациями с детьми, их родителями и коллегами и др.;

- нестабильная и беспокойная атмосфера на рабочем месте вследствие постоянно меняющихся условий и задач образования;

- перенапряжение психических процессов, таких как, внимание, память, мышление и др.

Канадский ученый Г. Селье, описывая синдром эмоционального выгорания, выделил три основные фазы его развития:

1. Фаза напряжения, которая является предвестником данного синдрома и проявляется в период активной включенности человека в работу, отказ от потребностей, отсутствие заботы о себе. На данном этапе, если старания и достижения работника не поощряются, не являются важными и значимыми, а также отсутствует поддержка и понимание со стороны, то СЭВ получает свое развитие.

2. Фаза напряжения, характеризующаяся стремлением человека к психологическому комфорту и снижению давлений внешних обстоятельств.

3. Фаза истощения, когда у человека падает общий энергетический тонус и ослабевает нервная система.

Рассмотрим также симптомы эмоционального выгорания, которые помогут определить и увидеть в себе или в других

людях данный синдром:

- во-первых, физические симптомы, к которым относятся усталость, утомление, истощение, бессонница, увеличение или уменьшение веса, головокружение, сердечные болезни и другие проявления общего плохого самочувствия;

- во-вторых, эмоциональные симптомы, к которым относятся пессимизм, недостаток эмоций, цинизм и черствость в личной жизни и в работе, ощущение беспомощности и безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревога, чувство вины, истерики, депрессии и др.;

- в-третьих, поведенческие симптомы, к которым относятся ощущение резкого усложнения работы, изменение рабочего режима дня, отказ от принятия решений, чувство бесполезности, снижение энтузиазма к работе, невыполнение важных и приоритетных задач идр.;

- в-четвертых, интеллектуальные симптомы, к которым относятся уменьшение интереса к новым идеям в работе, предпочтение рутинных действий творческим, отказ от участия в развивающих мероприятиях и др.;

- в-пятых, социальные симптомы, к которым относятся ограничение социальных отношений, недоверие к коллегам и руководству, ощущение изоляции и непонимания другими и др.

Все эти признаки, проявляющие себя в совокупности, приводят к возникновению развития синдрома эмоционального выгорания, который сопровождается также истощением, деперсонализацией и снижением работоспособности.

В современных постоянно усложняющихся условиях работы учителя важно знать особенности профилактики синдрома профессионального выгорания.

Существуют различные методики, направленные на выявление человеком у себя синдрома эмоционального выгорания. Среди них отметим следующие:

- тесты и анкеты, содержание вопросы, касающиеся карьеры, условий труда, эмоционального отношения к своей профессии и т.д.;

- опросники на выявление у себя симптомов СЭВ (например, опросник «Экспресс-оценка выгорания» В. Каппони, Т. Новак);

- различные упражнения и техники (например, методика «Колесо жизненного баланса» по Дж. Майеру).

Отметим, что каждый человек обладает индивидуальным изменчивым профилем ресурсов противодействия выгоранию, куда относят его силу, устойчивость, осознание и принятие своих чувств и эмоций, осмысление и анализ ситуаций, гибкость мышления, перестройка поведения, способность личности к творчеству и многое другое.

Важным аспектом в профилактике СЭВ является также поддержка со стороны коллег, друзей и семьи, в случае чего человек становится более спокойным и стрессоустойчивым.

Необходимыми качествами для противодействия выгоранию являются умения и способности профессионального преодоления стресса, формирования в себе оптимистичных установок и ценностей, высокой мобильности, а также уверенность в себе, адекватная самооценка и самостоятельность.

Что касается конкретных мероприятий противодействия выгоранию, то хорошей профилактикой данной проблемы будут являться различные тренинги личностного роста и повышения самооценки, методики, направленные на устранение симптомов СЭВ, а также разнообразные терапии, такие как, арт-терапия, музыкотерапия, дыхательная гимнастика, йога и др.

Отметим, что в современной жизни, отличающейся быстрым темпом и активностью, люди часто не акцентируют внимание на данной проблеме, не считая ее значимой и серьезной, пренебрегая помощью специалистов и думая, что данное явление разрешится «само собой». Однако данное мнение является ошибочным, поскольку результатом синдрома эмоционального выгорания могут являться стрессы, депрессии, сильное физическое и эмоциональное истощение, конфликты, срывы на семью и окружающих людей, увольнение на работе и многое другое.

Выводы. Подводя итог, отметим, что синдром эмоционального выгорания - это динамический процесс, возникающий поэтапно и ведущий к появлению негативных последствий во всех сферах жизни, в частности, в профессиональной деятельности. Рассматривая проблему выгорания учителей, можно сделать вывод о том, что профессия учителя относится к разряду стрессогенных, требующих от человека самообладания и саморегуляции. Необходимым условием профилактики выгорания является саморазвитие и забота о своем психологическом, физическом и духовном здоровье. Целесообразно будет также применение различных практик, умеренной физической активности, а также методик, позволяющих раскрыть в себе качества, направленные на противодействие выгоранию. Для полноценного раскрытия своего потенциала и творческих способностей важно вовремя обнаруживать симптомы, указывающие на СЭВ при помощи различных методик, а при необходимости стоит обратиться к специалисту.

Аннотация. В статье рассматривается синдром эмоционального выгорания учителя как важная проблема современного образования. Описываются факторы, причины, симптомы и профилактика выгорания у учителей. Дается характеристика методик, необходимых для выявления и устранения синдрома эмоционального выгорания.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, учитель, синдром, профессия, методика, профилактика.

Annotation. The article considers the syndrome of emotional burnout of a teacher as an important problem of modern education. The factors, causes, symptoms and prevention of burnout among teachers are described. The characteristics of the methods necessary to identify and eliminate the syndrome of emotional burnout are given.

Keywords: emotional burnout, teacher, syndrome, profession, technique, prevention.

Литература:

1. Водопьянова H.E. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2000. - 164 с.

2. Карабекова Н.В. Синдром «эмоционального сгорания» в работе специалистов психолого-педагогического профиля / под ред. Н.Е. Мажара, В.В. Селиванова. - Смоленск, 2016. - 137 с.

3. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии / Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999. - 76 с.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2001.-96 с.

5. Рогов Е.И. Учитель как объект психологического исследования / Е.И. Рогов. - Москва: ВЛАДОС, 1998. - 27 с.

6. Форманюк Т.В Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк. - «Вопросы психологии», 1994. - 59 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.