Научная статья на тему 'Синдром «Эмоционального сгорания» как фактор профессионального риска в социальной работе'

Синдром «Эмоционального сгорания» как фактор профессионального риска в социальной работе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1210
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ "ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ" / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / СПЕЦИАЛИСТ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ИСТОЩЕННОСТЬ / ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ / РЕДУКЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ / SYNDROME OF "EMOTIONAL BURNOUT" / SOCIAL WORK / EXPERT IN SOCIAL WORK / EMOTIONAL EXHAUSTION / REDUCTION OF PROFESSIONAL ACHIEVEMENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базарова Татьяна Содномовна

В статье рассматриваются сущность и факторы профессионального риска, обусловливающие «синдром эмоционального сгорания» у социальных работников. Приводятся данные социологического опроса, выражающие мнение специалистов о риске эмоционального сгорания в процессе профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Базарова Татьяна Содномовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syndrome of "emotional burnout" as a factor of professional risk in social work

The article considers the essence and factors of professional risk causing “syndrome of emotional burnout” in social workers. The data of sociological survey are presented that express experts’ opinion on the risk of emotional burnout in the process of professional activity.

Текст научной работы на тему «Синдром «Эмоционального сгорания» как фактор профессионального риска в социальной работе»

ОПЫТ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

УДК 378.1+37.013.42 © Т.С. Базарова

СИНДРОМ «ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СГОРАНИЯ» КАК ФАКТОР ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ

В статье рассматриваются сущность и факторы профессионального риска, обусловливающие «синдром эмоционального сгорания» у социальных работников. Приводятся данные социологического опроса, выражающие мнение специалистов о риске эмоционального сгорания в процессе профессиональной деятельности.

Ключевые слова: синдром «эмоционального сгорания», социальная работа, специалист по социальной работе, эмоциональная истощенность, деперсонализация, редукция профессиональных достижений.

T.S. Bazarova

SYNDROME OF «EMOTIONAL BURNOUT» AS A FACTOR OF PROFESSIONAL RISK IN SOCIAL WORK

The article considers the essence and factors ofprofessional risk causing "syndrome of emotional burnout" in social workers. The data of sociological survey are presented that express experts' opinion on the risk of emotional burnout in the process of professional activity.

Keywords: syndrome of "emotional burnout", social work, expert in social work, emotional exhaustion, reduction of professional achievements.

Социальная работа как профессия относится по объекту - к типу профессий человек - человек; по классу - к преобразующим профессиям; по условиям труда - к группе профессий с повышенной моральной ответственностью [1, с. 21].

Особенности социальной работы как профессии заключаются в ее сложном многоуровневом интегрированном характере профессиональной деятельности, обусловленном противоречивыми требованиями современного трансформирующегося общества. Специалистам по социальной работе по сущности своей деятельности, вовлеченным в длительное напряженное общение с другими людьми, свойственно профессиональное заболевание, называемое синдромом эмоционального сгорания.

Термин «эмоциональное сгорание», введенный американским психиатром Х. Фрейденбер-гером для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, сначала обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности [3, с. 76].

Позднее было признано, что данному синдрому подвержены прежде всего, те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми.

Такая эмоционально напряженная работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к соматической усталости и эмоциональному истощению. В результате появляются усталость, утомление, истощение; скудность перечня рабочих действий; злоупотребление химическими агентами: кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я - концепция», агрессивные чувства, раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство; упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины (Е. Махер); индивидуальный предел возможностей эмоционального «Я» противостоять истощению, негативный индивидуальный опыт; дистресс, дискомфорт, дисфункции или их последствия (С. Маслач) [3, с. 77].

Синдром сгорания включает в себя три основные составляющие признаки: эмоциональную истощенность, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений [2, с. 149].

Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.

Т.С. Базарова. Синдром «эмоционального сгорания» как фактор профессионального риска в социальной работе

Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация «предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиенту. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них.

Наконец, редукция профессиональных достижений - возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней [2, с. 150].

Существенную роль в «эмоциональном сгорании», как известно, играют три основных фактора: личностный, ролевой, организационный.

С целью выявления особенностей негативных эмоциональных состояний под влиянием данных факторов в ходе профессиональной деятельности было проведено социологическое исследование в форме анкетного опроса со специалистами социальной работы (50 человек). На вопрос «Существует ли, на Ваш взгляд, проблема профессионального риска в социальной работе?» большая часть респондентов (86,8 %) подтвердила, что в социальной работе действительно существуют профессиональные риски; 14,2 % опрашиваемых затруднилось с ответом. 70,3% считает, что наиболее характерными симптомами синдрома «эмоционального сгорания» является ощущение эмоционального истощения, снижение самооценки; 17,5 % думает, что это такие симптомы, как безразличие, отсутствие эмпатии, толерантности; а 14,2 % респондентов характерными симптомами назвало депрессию, отсутствие способности к выполнению сложных заданий

Примечательным для диагностики личностного и ролевого факторов синдрома эмоционального сгорания выступал вопрос «Чувствуете ли Вы вину перед клиентом при невозможности оказания помощи ему?»: 27,4 % опрошенных ответило «да», 43,9 % - «скорее да, чем нет», а остальные 30,7 % - только иногда чувствуют вину. Таким образом, большинство респондентов, чувствуя свою собственную вину перед клиентами, проявляет предрасположенность к данному синдрому. Тем более, что у большинства респондентов, согласно опросу, были выявлены положительные ожидания перед встречей с клиентами (89,1 %); ответ «скорее отрицательные, чем положительные» выбрало 10,9 % специалистов.

Исходя из этого, отмечаем, что 37,3 % респондентов после взаимодействия с клиентами

чувствуют усталость; у 30,7 % опрашиваемых наблюдается снижение работоспособности; напряженность чувствуют 7,6 % респондентов и лишь 27,4 % выбрали ответ «удовлетворенность работой».

Тем не менее большинство респондентов подчеркнули, что им нравится работа (91,1%): работа безразлична и не нравится для 8,9 % опрошенных.

Для выявления роли организационного фактора в эмоциональном сгорании респондентам было предложено отметить 2-3 наиболее привлекательные позиции в их работе. Так, 93,4 % отмечает организованность труда и стабильность материального обеспечения; 47,2 % - работу по специальности; 24,1 % специалистов привлекает возможность реализовать себя; только 7,6 % отмечает престиж профессии и ни один из опрашиваемых не выбрал вариант ответа «напряженный ритм труда». Эти данные в основном совпадают с ответами на вопрос об уровне организации труда: а) организована очень хорошо - 27,4 % опрошенных; б) в общем неплохо, хотя есть возможность улучшения -43,9 %; в) трудно сказать - 14,2%; г) работа организована неудовлетворительно - 11,4 %; е) организована очень плохо - 3,3 %. Характеризуя сам трудовой процесс, 50,5 % респондентов отметило большую интенсивность труда; 30,7 % думает, что их работа - это очень напряженный труд; а остальная часть респондентов 20,8 % отвечает, что слишком много клиентов.

Вместе с тем, по мнению 57,1 % респондентов, характер выполняемой работы полностью соответствует уровню их профессиональной пригодности, а остальные 43,9 % ответило, что частично соответствует.

Значительная часть респондентов (53,8 %) больше всего ценит в своей деятельности достигнутые результаты; 34 % - коллективную работу; лишь 14,2 % - личный успех. Направленность специалистов на успешный результат и работу в команде выступают залогом эффективной профессиональной деятельности.

Указывая на имеющиеся недостатки, большинство респондентов (73,6 %) ответили, что отсутствие творческой обстановки мешает в их профессиональной деятельности, лишь 17,4 % отмечает собственный недостаточный уровень образования и квалификации.

Важным составляющим синдрома «эмоционального сгорания» является отрицательное влияние работы на взаимоотношения с окружающими людьми. Здесь мнения опрашиваемых

ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

5/2014

распределились так: 17,5 % ответило «да»; 34 % - не всегда; 14,2 % - нет; 7,3 % - иногда.

Также 24,1 % респондентов отмечает, что их взаимодействие с клиентами негативно воздействует на отношения с близкими (семья, друзья); положительно - у 20,8 % респондентов; скорее положительное, чем отрицательное выбрали 40,6 % ; скорее отрицательное, чем положительное - 17,5 % .

На вопрос «Какие факторы, по Вашему мнению, благоприятствуют предотвращению синдрома "эмоционального сгорания"?» мнения многих респондентов совпали. 73,6 % опрошенных подчеркивает важность психогигиены; 17,5 % отмечает, что самообладание благоприятствует предотвращению синдрома; вариант «стимулирование работников» выбрало 0,9 % респондентов.

Все респонденты (100 %) единогласно отметили, что организация системы профилактики и психогигиены является действенным механизмом в решении проблемы синдрома «эмоционального сгорания».

В результате исследования можно сделать вывод о том, что из всех социально-демографических характеристик, наиболее тесную связь имеет возраст. Склонность более молодых по возрасту к сгоранию объясняется эмоциональным шоком, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей их ожиданиям.

Установлено, что у мужчин более высокие баллы по деперсонализации, а женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, женщины же более отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов.

Также большинство респондентов отмечает, что отсутствие творческой обстановки отрицательно сказывается не только на профессиональной деятельности, но и на эмоциональной сфере.

Специалистам по социальной работе приходится сталкиваться с различными проблемами, которые встречаются в их профессиональной деятельности, и находить разнообразные методы и методики их разрешения.

Вместе с тем определяющей основой формирования и развития личности как профессионала являются базовые качества, свойства человека. Основу личностной характеристики составляют профессионально обусловленные качества личности социального работника, необходимые для

эффективности профессиональной деятельности.

Ученые особую роль в личностной характеристике отводят эмоциональной стороне: легкость, экстравертированность, эмоциональная устойчивость, синергетический характер эмоциональных переживаний, оптимальный уровень тревожности, толерантность; эмпатийность (Т.Д. Шевеленкова); открытость, коммуникабельность, терпение, стрессоустойчивость (Б.Ю. Шапиро); внутренний локус контроля, помехоустойчивость, внутренняя диалогичность личности, адекватная самооценка (А.К. Маркова); самоконтроль, самокритичность, самооценка, стрессоустойчивость, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями (Л.Д. Демина, Е.И. Холостова); владение приемами противостояния профессиональным деформациям личности, готовность к профессиональному росту, мотивированное стремление к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию (Н.Б. Шмелева) [1, с. 36].

Характеристика личностной компетентности социального работника дополняется компетенциями, включенными в новый Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению «социальная работа» [4]:

• готовность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального выгорания;

• готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Исходя из вышеизложенного, личностная компетентность социального работника должна включать психологические характеристики (развитие психических процессов, эмоциональных и волевых характеристик; способность мобилизовать психофизические ресурсы для реализации деятельности, социальный интеллект; ответственное отношение к деятельности, внутренний локус контроля; способность к саморегуляциям и саморефлексии; перцептивность [1, с. 40].

Таким образом, формирование и развитие личностной компетентности будущего специалиста должно являться одной из главных задач профилактики синдрома эмоционального сгорания.

Литература

1. Базарова Т.С. Система профессиональной подготовки социального работника: основы, концепция,

Д.О. Баранников, Т.В. Григорьева, Д.М. Парфенов. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов: региональный аспект (из опыта работы Посольского дома-интерната для престарелых и инвалидов)

модель. - Saarbrucken: Parmarium Academic Publishing, 2012. - 193 с.

2. Гришина Н.В. Помогающие отношения // Психологические проблемы самореализации личности. -СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1997. - С. 143-156.

3. Орел В.Е. Феномен эмоционального сгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999. - С. 76-97.

4. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата 040140 - Социальная работа [Электронный ресурс]: Приказ Минобрнауки № 709. - М., 8 декабря 2009 г. - URL: http:// www.mongov.ru

Базарова Татьяна Содномовна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой теории социальной работы Бурятского государственного университета. E-mail: tbazarova@mail.ru

Bazarova Tatyana Sodnomovna, doctor of pedagogical sciences, chairman of department of the theory of the social work of the Buryat State University. E-mail: tbazarova@mail.ru

УДК 316.346.32-053.9(571.54)

© Д.О. Баранников, Т.В. Григорьева, Д.М. Парфенов

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖИЛЫХ И ИНВАЛИДОВ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПОСОЛЬСКОГО ДОМА-ИНТЕРНАТА ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ И ИНВАЛИДОВ)

В статье говорится о региональном аспекте социального обслуживания пожилых и инвалидов в Республике Бурятия. В статье приводятся данные по Посольскому дому-интернату для престарелых и инвалидов. Ключевые слова: социальное обслуживание, пожилые, инвалиды, медико-социальная работа.

D.O. Barannikov, T.V. Grigoreva, D.M. Parfyonov

SOCIAL CARE FOR THE ELDERLY AND DISABLED PERSONS: A REGIONAL ASPECT (FROM EXPERIENCE OF POSOLSKY BOARDING HOUSE FOR SENIORS AND DISABLED PERSONS)

In the article the regional aspect of social care for seniors and disabled persons in the Republic of Buryatia is discussed. In the article the data on Posolsky boarding house for seniors and disabled persons are presented. Keywords: social care, seniors, disabled persons, medical and social work.

Посольский дом-интернат для престарелых и инвалидов является медико-социальным учреждением стационарного типа, относящийся к интернатам общего типа. Дом организован в 1973 г., расположен в Кабанском районе Республики Бурятия.

В интернате проживает 186 человек, достигшие пенсионного возраста, инвалиды (старше 18-летнего возраста), нуждающиеся в медицинском обслуживании, постоянном уходе, посторонней помощи. Проживающие находятся на полном государственном обеспечении, каждому выплачивается 25% пенсии.

Сегодня Посольский дом-интернат - крупнейший оператор социального обслуживания в Республике Бурятия: за 2013 год клиентам оказано услуг на 3960 тыс. рублей.

В интернате нет практически здоровых людей: все состоят на диспансерном учете и поэтому периодически наблюдаются у врачей-специалистов. Фельдшером дома-интерната ведется динамическое наблюдение за течением

патологического процесса и за состоянием пациента.

Внедрены новые методики в лечении и реабилитации пациентов: тибетский массаж, гиру-дотерапия, стоунтерапия, иглорефлексотерапия.

Проводится реабилитация, направленная не только на восстановление здоровья, но и восстановление функций к самообслуживанию, эмоциональных и психических состояний.

Благотворно влияет на состояние здоровья клиентов кружковая работа и разного вида терапия. Так, в 2013 г. были внедрены лепка из теста, плетение цветов из шерстяных ниток, вышивание атласными лентами, бисероплетение аппликации из подручных материалов (ткань, кожа, лепестки цветов, шишки и др.) Также проводятся гарденотерапия, музыкотерапия, религио-терапия, аквафиштерапия, шахмато-шашечный, кулинарный, столярный кружки, иппотерапия, изотерапия, фитотерапия.

На республиканском конкурсе поделок «Твори добро» работы наших клиентов были удо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.