Научная статья на тему 'Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как актуальная проблема современной педагогической психологии. Ребенок и телевизор'

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как актуальная проблема современной педагогической психологии. Ребенок и телевизор Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью как актуальная проблема современной педагогической психологии. Ребенок и телевизор»

по направлениям бизнеса сотрудниками департамента центрального офиса (г. Москва). Директор филиала выполнял чисто представительские функции и нес материальную ответственность за ценности в своем филиале. Сотрудники филиала непосредственно подчинялись вышестоящему сотруднику департамента и директору департамента того или иного вида бизнеса (продажи, сервис, аренда и т.д.). Каждый филиал не аккумулировал свой финансовый результат. Руководители всех направлений бизнеса и вертикали власти были узко специализированы. За конечный результат несли ответственность только дирек-торы департаментов и руководители среднего звена центрального офиса. При этом деятельность всей организации оценивалась через показатели эффективности деятельности директоров департаментов центрального офиса организации и руководителей среднего звена [9].

Как результат такой организации деятельности организации в своих филиалах, при анализе профилей компетенций управленцев (кроме директоров департаментов) оказалось, что, в основном, управленцы высшего и среднего звена имеют 2-й уровень развития при 4-х уров-невой системе (0 - отсутствие;4 - максимальное развитие) по параметрам: вовлечение в бизнес, создание команды и развитие сотрудников, управление изменениями, эффективное управление процессами). Было отмечено, что профессиональные компетенции руководителей во всех филиалах узко направлены - только на свое направление бизнеса [10].

Таким образом, «точкой» вхождения в рецессию ККО, предстала организационная система деятельности в филиалах, поэтому на нее важно подействовать таргетно, прицельно, именно это - наша мишень воздействия.

Четвертый блок, так же по традиции в акмеоло-гии, - это блок оптимизации изучаемых явлений, рекомендаций для будущего, в том числе таких, которые смогут предотвратить развитие негативных состояний изучаемых явлений.

В нашей модели этот блок - программно-оптимизационный, который содержит программу оптимизации эффективности деятельности ККО - цель и задачи, направления и содержание, система мероприятий по оптимизации деятельности ККО, в том числе и для предупреждения кризисов, включающих организацию регулярных диагностических мониторингов; индивидуального и

группового консультирования; программно-целевых тренингов эффективности деятельности ККО. Эта программа представляется нами как психологический алгоритм оптимального внедрения таргетно-интеграционной технологии управления персоналом в ККО.

Разработанная в нашем исследовании модель управления персоналом в кризисной коммерческой организации с позиций таргетно-интеграционного подхода, может быть технологизирована и внедрена в деятельность конкретной организации.

Список литературы:

1. Москаленко О.В Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: дис...д. псх.н. М.:РАГС. 2000.- 506с.

2. Москаленко О.В Личностно-профессиональное развитие современного человека. //Мир психологии. 2004.№4. - С. 167-170.

3. Москаленко О.В Развитие профессионального самосознания государственных служащих: учеб. пособие. М.:РАГС. 2004. - 33с.

4. Москаленко О.В, Профессиональное самосознание личности: итоги, проблемы, перспективы. //Акмео-логия. 2004. № 3. С. 46-50.

5. Москаленко О.В. Роль профессионального самосознания в личностно-профессиональном развитии специалиста. //Вестник Тувинского государственного университета. №4. Педагогические науки. 2013. Т. 4. № 4 (19). С. 95-108.

6. Москаленко О.В Психология профессиональной карьеры государственных служащих: учеб. пособие. М. :РАГС. 2005. - 31 с.

7. Москаленко О.В Акмеология профессиональной карьеры личности: учеб. пособие. М.:РАГС. 2007. -352с.

8. Москаленко О.В Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии. //Акмео-логия, 2012. № 4. - С. 25-28.

9. Москаленко О.В., Миронова Г.В. Взаимосвязь профессиональной самореализации молодежи с процессами ее самоактуализации, самоопределения и самоэффективности. //Мир психологии. 2011. № 1. - С. 193-200.

10. Москаленко О.В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии. //Акмео-логия. 2012. № 4 (44). С. 24-27.

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. РЕБЕНОК

И ТЕЛЕВИЗОР

Положай Мария Николаевна

Аспирант кафедры акмеологии и психологии управления Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург

Всемирной организацией здравоохранения в 1994 году разработана международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10). Раздел F 9 - «Нарушения психического развития» - включает рубрику: F 90 -«Синдром гиперактивности и дефицита внимания». [7].

Как уже говорилось во введении, синдром дефицита внимания и гиперактивности - дисфункция центральной нервной системы, проявляющаяся трудностями концентрации внимания, нарушениями обучения и памяти, а также сложностями обработки информации и стимулов. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью

(СДВГ) представляет социальную проблему, так как встречается у большого числа детей. Статистика показывает, что в России таких детей 4-18%, США - 4-20%, Великобритании - 1-3%, Италии - 3-10%, Китае - 1-13%, Австралии - 7-10%. Мальчиков среди них в 9 раз больше, чем девочек. [5, с.12]

В Международной классификации болезней (МКБ-10) это заболевание рассматривается в рубрике F-90 (гиперкинетическое расстройство) как нарушение активности и внимания [8].

Согласно критериям DSM - IV для постановки диагноза должны присутствовать симптомы из группы I и из группы II.

Шесть (или более) из нижеследующих симптомов невнимательности сохраняются на протяжении, по меньшей мере, шести месяцев в такой степени, которая мешает адаптации и не соответствует уровню развития:

I Дефицит внимания

1. Ребенок часто не способен уделить пристальное внимание деталям или допускает по небрежности ошибки в заданиях, работе или других видах деятельности.

2. Часто испытывает трудности с сохранением внимания при выполнении заданий или в игровой деятельности.

3. Часто не слушает, когда обращаются непосредственно к нему.

4. Часто не способен уследить за объяснениями или не способен завершить задания, повседневную работу или выполнение обязанностей на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять объяснения).

5. Часто испытывает трудности с организацией заданий и деятельности.

6. Часто избегает участия в выполнении заданий, которые требуют длительных умственных усилий.

7. Часто теряет предметы, необходимые для выполнения заданий или деятельности (например, игрушки, карандаши, книги или инструменты).

8. Легко отвлекается посторонними внешними стимулами. Часто рассеян во время повседневной деятельности.

Шесть (или более) из нижеследующих симптомов гиперактивности-импульсивности сохраняются на протяжении, по меньшей мере, шести месяцев в такой степени, которая мешает адаптации и не соответствует уровню развития.

II Гиперактивность, импульсивность

1. Часто совершает судорожные движения руками или ногами или вертится на месте.

2. Часто оставляет свое место при ситуациях, в которых необходимо находиться в сидячем положении.

3. Часто бегает туда-сюда или постоянно на что-нибудь залезает в ситуациях, в которых такое поведение является неподобающим (у подростков или взрослых такое поведение ограничено субъективным ощущением беспокойства).

4. Часто испытывает трудности при игре или спокойном участии в какой-либо деятельности на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении или ведет себя как «заводной».

6. Часто слишком много разговаривает.

7. Часто выпаливает ответ, прежде чем был полностью задан вопрос.

8. Часто испытывает трудности с ожиданием своей очереди.

9. Часто прерывает других или вмешивается в их действия (например, в разговоры или игры).

Дополнительные признаки:

- нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;

- эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);

- нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;

- неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;

- нарушения сна.

Кроме того, согласно статистике (Заваденко Н.Н.) дети с СДВГ 66 % имеют дисграфию и дислексию, 61% - дис-калькулию. Психическое развитие отстает на 1,5-1,7 года. Перечисленные особенности поведения должны

- появиться до 8 лет;

- обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);

- не быть обусловлены другими психическими расстройствами;

- вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;

- не соответствовать возрастной норме. Специалисты отмечают, что СДВГ — самая распространенная причина трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте и нарушений поведения детей и подростков.

Среди наиболее часто называемых причин данного расстройства - нарушения деятельности мозга, родовые травмы, генетическая наследственность, проблемы семейного воспитания. Однако проблема зависимости современных детей от всякого рода аудиовизуальных технических средств, которая не может не повлиять на развитие их психики, остается малоизученной в сфере изучения СДВГ.

Дискуссия о пользе применения аудиовизуальных технических средств детьми вращается главным образом вокруг вопросов их использования в учебном процессе, в организации свободного времени, о последствиях их воздействия на социальное поведение детей. При этом часто упускаются из виду принципиальные, относительно независимые от содержания и формы материала антропологические результаты воздействия аудиовизуальных средств на зрителей, в особенности на детей.

В 1961 г. в Германии имели телевизор 29 % семей, в 1973 г. таких семей было уже 90 %, а в 1982 г. —

более 96 %. Согласно исследованиям Федерального министерства образования, проведенным в 1985 г., 36 % всех детей в возрасте от трех до семи лет более 1 ч в день проводят перед включенным телевизором. Рольф и Циммер-манн (1985) ряд лет вели исследование, согласно которому 1200 школьников в г. Касселе в 1980 г. в среднем проводили у телевизора 2,5 ч в день. Винн (Winn, 1979) приводит данные по США. Опросы выявили астрономическую цифру: дошкольник 54 часа в неделю сидит у телевизора, так что просмотр телепрограмм этой возрастной категорией следует считать уже образом жизни [6, с.7].

Мандер (1979) и Винн (1979) своими радикальными выступлениями под заголовками «Отмените телевидение» и «Наркотик в домашних условиях» оживили дискуссию об «антропологии телезрителя». Оба автора исходят из тезиса, что независимо от содержания программ телевидение само по себе оказывает определенное воздействие, влияя на двигательную активность телезрителей. Мандер пишет: «Человек устраивается перед телевизором как можно удобнее, чтобы не было необходимости двигаться... занимает позу, исключающую движение ног или рук. Лишь время от времени он переваливается на другой бок или приносит себе что-нибудь пожевать, но практически все время тело его перед экраном находится в покое. Такое затухание активности относится и к внутренним органам». [6, с.15].

Приходится говорить и о снижении двигательной активности глаз. Активный процесс адаптирования и фиксирования зрения во время телепередач отсутствует, тем более что телевизор работает чаще всего в затемненном помещении. Таким образом, телезритель быстро погружается в состояние бессознательного поглощения зрительных образов: его взгляд как бы устремляется в пустоту. Ограничивается не только зрительная рецепция, звуки также определяются весьма скудными возможностями воспроизведения телеприемника, в то же время обоняние, органы вкуса и осязания отключены полностью, то же происходит с вестибулярным и опорно-двигательным аппаратом. Говоря точнее, во время просмотра телепередач речь идет не о выключении названных органов чувств, а об отсутствии их естественных раздражителей. То, что в данный момент происходит на телеэкране, может быть никак не связано с тем, что человек в данный момент обоняет, осязает или пробует на вкус, не говоря уже о том, что телодвижения при этом отсутствуют почти полностью. Относительно акта потребления телевидения можно, таким образом, говорить о декорреляции различных областей восприятия или активности и восприятий органов чувств.

В связи с тем, что телевидение стало занимать в нашей жизни излишне большое место, нередко можно слышать об опасности десенсибилизации в результате перегрузки восприятия. Только что сказанное позволяет увидеть проблему несколько с другой стороны. Последние неврологические исследования показали, что у человека, сидящего перед телевизором, волновая активность головного мозга входит в характерный режим. Мозг реагирует на среду и лишь во вторую очередь на содержание воспринимаемого. Волновая деятельность мозга замедляется тем больше, чем дольше работает телеприемник. То,

что происходит со зрителем, вернее будет назвать не десенсибилизация, происходящая в результате перегрузки рецепторов, а недостимуляция рецепторов.

Состояние, в котором пребывает человек, сидя перед телевизором в затемненной комнате, забывая о других людях, воспринимая происходящее только с помощью двух органов чувств, да и то работающих в ограниченном диапазоне, очень близко к состоянию сенсорной депривации.

Наука хорошо изучила последствия искусственного лишения раздражителей. Первое из них заключается в потребности самостимуляции путем включения собственной фантазии, за этим следует хаотизация восприятия, а затем переживание угрозы, приводящее к дезориентации и резкому нарастанию интереса к любому другому раздражителю [6, с.23]. Ремшмидт и Шмидт интерпретируют гиперактивность как попытку оптимизировать недостаточный уровень стимуляции, идущей из центральной нервной системы, эксцессивным поведением [6, с.25]. Если понимать телевидение как средство, вызывающее сенсорную и моторную депривацию, то легко напрашиваются некоторые параллели с определенными формами психомоторных нарушений. Постоянно сменяющие друг друга через короткие промежутки времени картинки и центры фокусировки внимания зрителя, похоже, программируют краткосрочность работы внимания. Гиперактивный, несобранный ребенок прямо дублирует своей быстрой переменчивостью в ориентировании восприятия динамичное качество телеизображения на экране. (Ман-дер высказывает также гипотезу о том, что гипреактив-ность у детей провоцируется совместным воздействием мигающего и флуорисцирующего излучения цветного телевизионного изображения и употребления химических пищевых добавок).

Хотя нет достаточных оснований, позволяющих установить прямую причинную связь между потреблением телепродукции и психомоторной беспокойностью, но между тем и другим можно отметить много общего. В обоих случаях существует опасность подчинения ребенка воздействию приносимых извне образов. Если Д.Мандер предполагает, что для телевизионной зависимости характерна неспособность к производству собственных духовных образов, то именно эта неспособность является кардинальной проблемой у многих детей с психомоторными нарушениями. Феномены двигательной беспокойности, как и двигательной заторможенности и двигательной неловкости, являются видимыми проявлениями этой неспособности производить внутренние образы, переносить этот внутренний идеальный мир на внешний, чувственно воспринимаемый мир, и наоборот.

Как уже было сказано, связи между изменением условий повседневной жизни детей и проявлением у них психомоторных нарушений еще недостаточно изучены и понятны. Тем не менее, вполне можно обнаружить зависимость между определенными исторически обусловленными явлениями социальной жизни и так же исторически возникшими симптомами известных отклонений в поведении. За всем этим скрывается общий феномен обеднения сенсорных и социальных стимулов и вытеснения собственной активности и целостного восприятия мира всеми органами чувств. Если теперь, следуя мысли

Ремшмидта и Шмидта, понимать детскую гиперактивность, как отчаянную попытку ребенка установить жизненно необходимый для него уровень стимуляции и утвердить собственную способность к проявлению активности, то становится понятным, насколько «нормальными» являются непоседливость и беспокойность как средства самоутверждения в нашем современном столь же богатом, сколь и бедном раздражителями внешнем мире.

В связи с вышеизложенным, следует вывод, что приоритетной задачей современной педагогической и психологической науки, а также родительского образования является коррекция ориентиров воспитания, переключение ребенка с искусственного мира на мир реальных событий и выработка ведущей концепции воспитания и образования, основанной на межличностном взаимодействии взрослого и ребенка, организации учебного и свободного времени на принципах здоро-вьесбережения, усиления своеобразной гигиены чувственного мира ребенка.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Проблема возраста [Текст]// Л.С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 184—185.

2. Арламов, А. А. Проблемы современной педагогической науки и философия (заметки педагога-методолога) [Текст] / А. А. Арламов // Вопросы философии: Научный журнал. - 2008. - № 1. - С. 163-168.

3. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование [Текст] / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии: Научный журнал. - 2008. - № 5. -С. 3-11. . - ISSN 0042-8841.

4. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? [Текст] / Ю.Н.Афанасьев // Вопросы философии: Научный журнал. - 2000. № 7. C.37-42.

5. Заваденко, Н.Н., Принципы диагностики и лечения гиперактивности и дефицита внимания у детей [Текст]: пособие для врачей / Н.Н.Заваденко, А.С.Пет-рухин, Н.Ю.Суворинова, М.Б.Патриева. - М.: [б.и.]. -2004. - 41с.

6. Пассольт М. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ П.Альтхерр, Л.Берг, А. Вельфль и др. под ред. М.Пассольта. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 160с.

7. Вебб, Джеймс «Синдром гиперактивности и одаренные дети» [Электронный ресурс] / Д.Вебб, Латимер Д. - Режим доступа: http://www.kidsource.com/kidsource/content/ADHD_an d_Gifted.html. Дата обращения: 01.03.2013.

8. Международная классификация болезней. ВОЗ, Же-нева,Швейцария [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ICD-9 (Википедия. Свободная энциклопедия). Дата обращения: 10.03.2013.

ПРОБЛЕМЫ СЕПАРАЦИИ В СТРУКТУРЕ КРИЗИСА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Попова Юлия Ивановна

Канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета,

г. Краснодар

В практике психологического консультирования нередки случаи обращения за психологической помощью молодых людей (мужчин и женщин) в возрасте 23-30 лет, переживающих затрудненное протекание кризиса ранней взрослости. В ходе терапии выявляется, что одним из центральных факторов, порождающих сложности самоопределения, являются проблемы сепарации от родителей, которые, в свою очередь, отражают общее неблагополучие детско-родительских отношений.

Как известно, кризис ранней взрослости можно охарактеризовать как устойчиво концептуальную социализацию, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. В мотивационной сфере получают приоритет мотивы самоутверждения, саморазвития и самореализации, профессиональные и материальные мотивы. Одним из этапов данного периода является сепарация - внутрип-сихический процесс осознания собственной независимости от родителей. Как правило, в результате прохождения этого кризиса можно говорить о сформированном чувстве личностной компетентности и зрелости, которая подразумевает синергичность, автономность, контактность, самопринятие, креативность, толерантность, ответственность,

глубину переживаний и формирование жизненной философии.

Зачастую молодые люди, обращающиеся за психологической помощью, демонстрируют противоположные указанным черты: конформность, страх неопределенности, эгоцентричность, отчужденность, стремление доминировать, зависимость, самообвинение, предпочтение регрессивных ценностей, конфликтность - что указывает на недостаточную сформированность индентичности и чувства жизненной компетентности.

Внешние социальные факторы жизненной ситуации обращающихся за психологической помощью часто способствуют формированию чувства компетентности -наличие партнера, отдельное проживание, наличие профессии (образования). Но в ходе психотерапии выявляются внутренние, психологические факторы, которые препятствуют успешной саморегуляции и управлению собственной жизнью, порождая сомнения в собственной ценности, неумение адекватно и позитивно оценивать и применять собственные силы и ресурсы. При этом интеллектуальная зрелость зачастую более сформирована, чем эмоциональная. Существует достаточно четкое осознание собственных интересов, намерений, склонностей. Есть

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.