Научная статья на тему 'Проблемы сепарации в структуре кризиса ранней взрослости'

Проблемы сепарации в структуре кризиса ранней взрослости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
437
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы сепарации в структуре кризиса ранней взрослости»

Ремшмидта и Шмидта, понимать детскую гиперактивность, как отчаянную попытку ребенка установить жизненно необходимый для него уровень стимуляции и утвердить собственную способность к проявлению активности, то становится понятным, насколько «нормальными» являются непоседливость и беспокойность как средства самоутверждения в нашем современном столь же богатом, сколь и бедном раздражителями внешнем мире.

В связи с вышеизложенным, следует вывод, что приоритетной задачей современной педагогической и психологической науки, а также родительского образования является коррекция ориентиров воспитания, переключение ребенка с искусственного мира на мир реальных событий и выработка ведущей концепции воспитания и образования, основанной на межличностном взаимодействии взрослого и ребенка, организации учебного и свободного времени на принципах здоро-вьесбережения, усиления своеобразной гигиены чувственного мира ребенка.

Список литературы

1. Выготский Л.С. Проблема возраста [Текст]// Л.С. Выготский Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 5. С. 184—185.

2. Арламов, А. А. Проблемы современной педагогической науки и философия (заметки педагога-методолога) [Текст] / А. А. Арламов // Вопросы философии: Научный журнал. - 2008. - № 1. - С. 163-168.

3. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование [Текст] / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии: Научный журнал. - 2008. - № 5. -С. 3-11. . - ISSN 0042-8841.

4. Афанасьев Ю.Н. Может ли образование быть негуманитарным? [Текст] / Ю.Н.Афанасьев // Вопросы философии: Научный журнал. - 2000. № 7. C.37-42.

5. Заваденко, Н.Н., Принципы диагностики и лечения гиперактивности и дефицита внимания у детей [Текст]: пособие для врачей / Н.Н.Заваденко, А.С.Пет-рухин, Н.Ю.Суворинова, М.Б.Патриева. - М.: [б.и.]. -2004. - 41с.

6. Пассольт М. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ П.Альтхерр, Л.Берг, А. Вельфль и др. под ред. М.Пассольта. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 160с.

7. Вебб, Джеймс «Синдром гиперактивности и одаренные дети» [Электронный ресурс] / Д.Вебб, Латимер Д. - Режим доступа: http://www.kidsource.com/kidsource/content/ADHD_an d_Gifted.html. Дата обращения: 01.03.2013.

8. Международная классификация болезней. ВОЗ, Же-нева,Швейцария [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ICD-9 (Википедия. Свободная энциклопедия). Дата обращения: 10.03.2013.

ПРОБЛЕМЫ СЕПАРАЦИИ В СТРУКТУРЕ КРИЗИСА РАННЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Попова Юлия Ивановна

Канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии Кубанского государственного университета,

г. Краснодар

В практике психологического консультирования нередки случаи обращения за психологической помощью молодых людей (мужчин и женщин) в возрасте 23-30 лет, переживающих затрудненное протекание кризиса ранней взрослости. В ходе терапии выявляется, что одним из центральных факторов, порождающих сложности самоопределения, являются проблемы сепарации от родителей, которые, в свою очередь, отражают общее неблагополучие детско-родительских отношений.

Как известно, кризис ранней взрослости можно охарактеризовать как устойчиво концептуальную социализацию, когда вырабатываются устойчивые свойства личности. В мотивационной сфере получают приоритет мотивы самоутверждения, саморазвития и самореализации, профессиональные и материальные мотивы. Одним из этапов данного периода является сепарация - внутрип-сихический процесс осознания собственной независимости от родителей. Как правило, в результате прохождения этого кризиса можно говорить о сформированном чувстве личностной компетентности и зрелости, которая подразумевает синергичность, автономность, контактность, самопринятие, креативность, толерантность, ответственность,

глубину переживаний и формирование жизненной философии.

Зачастую молодые люди, обращающиеся за психологической помощью, демонстрируют противоположные указанным черты: конформность, страх неопределенности, эгоцентричность, отчужденность, стремление доминировать, зависимость, самообвинение, предпочтение регрессивных ценностей, конфликтность - что указывает на недостаточную сформированность индентичности и чувства жизненной компетентности.

Внешние социальные факторы жизненной ситуации обращающихся за психологической помощью часто способствуют формированию чувства компетентности -наличие партнера, отдельное проживание, наличие профессии (образования). Но в ходе психотерапии выявляются внутренние, психологические факторы, которые препятствуют успешной саморегуляции и управлению собственной жизнью, порождая сомнения в собственной ценности, неумение адекватно и позитивно оценивать и применять собственные силы и ресурсы. При этом интеллектуальная зрелость зачастую более сформирована, чем эмоциональная. Существует достаточно четкое осознание собственных интересов, намерений, склонностей. Есть

формальное осознание самокомпетентности и готовности брать на себя ответственность.

Однако, выявляется легко идентифицирующееся рассогласование между стремлением человека достичь идентичности, готовностью к обретению компетентности и самостоятельности, и невозможностью найти в себе достаточно ресурсов для этого. Навыки самопознания являются достаточными, чтобы проанализировать текущую ситуацию, и вычленить причины, препятствующие достаточное формирование чувства компетентности. У достаточно большого числа молодых людей (чаще у женщин, чем у мужчин) это факторы эмоциональной компетентности - эмоциональная зависимость, порожденная потребительски-доминантной позицией родителей. При осознании собственной независимости, оценкам и мнениям родителей придается исключительное значение. В случаях, когда эти мнения однозначно унизительны и негативны, рассогласование между самооценкой, основанной на осознании своих достижений и содержания собственной личности, и эмоциональным компонентом самооценки, строящемся на анализе отношения родителей, становится особенно глубоким, угрожая чувству идентичности. Именно это и является содержанием ряда ненормативных проявлений кризиса ранней взрослости, порожденными проблемами сепарации.

Молодые люди не могут принять собственную позицию и осознать себя готовыми к управлению собственной жизнью, поскольку фокус внимания расщепляется между самооценкой «я могу и хочу» и родительской позицией «ты ничего не можешь». Негативным в данном случае является не только факт отсутствия родительской поддержки, но и длительный эффект от такого отсутствия, который заключается в неравномерном развитии личностной идентичности. Элементы самосознания, независимые от внутрисемейных отношений, развиваются в иной динамике, чем зависимые. Это порождает диссоциацию идентичности, которая при наступлении нормативного кризиса сепарации проявляется как неготовность брать на себя ответственность, взрослеть, хотя интеллектуально молодые люди к этому готовы. Также последствия неустойчивой расщепленной идентичности не позволяют молодым людям найти достаточно прочное основание для адекватной самооценки, на основе которой можно создавать жизненные перспективы. Так эмоциональная зависимость от родителей оттягивает на себя полезный личностный ресурс.

Такая особенность эмоционального развития может частично компенсироваться вне семьи, или по достижении молодыми людьми внешней формальной независимости. Но из-за приоритетной значимости родительских оценок полной компенсации достичь крайне тяжело, поскольку оказываются недостаточно сформированы эмоциональные механизмы оценки собственной активности, и недостаточно опыта саморегуляции, чтобы построить образ будущего, обладающий достаточной мотивационной привлекательностью и являющийся при этом эмоционально неугрожающим.

В сфере эмоциональных отношений отмечается желание освободиться от эмоциональной зависимости, защититься от вредоносного эго-дистоничного содержания. В большинстве случаев молодые люди четко осознают неадекватность родительской позиции, но это осознание не-

достаточно для снижения значимости родительских оценок. Весь предыдущий опыт общения с родителями, который в идеале должен был дать молодым людям возможность сформировать собственные, независимые системы самооценки, не дает достаточных ресурсов, поскольку все это время ребенок сам являлся ресурсом для получения родителями удовлетворения и реализации их собственных мотивов.

В некоторых случаях это вызывает желание компенсировать отсутствие чувства жизненной компетентности пролонгированием образовательного периода, получением нескольких видов образования. При этом образовательная траектория не прерывается, после школы человек поступает в Вуз, выбирая профессию осознанно, согласно собственным интересам. Но к окончанию Вуза возникает желание остаться в системе формализованно-поддерживающих отношениях образовательной системы, и вместо начала профессиональной деятельности молодые люди продолжают учиться, выбирая новые специальности. Компенсаторный характер такого поведения выявляется в ходе психотерапии, когда обратившиеся за помощью сами указывают, что хотят таким образом почувствовать себя компетентными, знающими, хотят иметь четкое представление о будущем, пусть даже на несколько лет, поскольку не ощущают в себе достаточной уверенности для начала профессиональной деятельности и самостоятельной жизни.

Также, как способ компенсации затянувшегося кризиса и преодоления проблем сепарации можно рассмотреть создание семьи (формальный или гражданский брак). При этом содержанием кризиса остается осознание ошибочности негативных родительских оценок наряду с невозможностью полностью отрешиться от них. Однако, поскольку навыки саморегуляции при этом не страдают, и молодые люди продолжают активные попытки работать над собственными внутрисемейными отношениями с выбранными партнерами, такую компенсацию можно считать успешной.

Описанные механизмы личностного развития касаются в основном случаев затянувшегося кризиса ранней взрослости, осложненного осознанными проблемами сепарации, когда молодые люди понимают негативный смысл родительских оценок и хотят освободиться от их влияния.

Как меры психологической поддержки оказываются эффективны приемы когнитивно-поведенческой или экзистенциальной терапии, подходящие для усиления положительного эффекта кризиса, рефлексии достижений и собственных возможностей, что создает предпосылки для формирования новой, более устойчивой личностной позиции.

Список литературы:

1. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов // Вопросы психологии. - 2000. - № 4, С. 61-69.

2. Солдатова Е.Л. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости: монография. - Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2007. - 2007. - 267 с.

3. Штепа Е.С. Диспозиционная модель личностной зрелости: дис. ... канд. психол. наук. - Киев, 2006. -165 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.