отношения с инвестором рассматриваются как уникальный ресурс, повышающий ценность совокупного предложения компании [3].
4. Для преодоления высокой степени неопределенности, свойственной процессу приобретения акций, необходимо предусмотреть активное взаимодействие не только с потенциальными инвесторами, но и с профессиональными посредниками и консультантами, а также прочими заинтересованными аудиториями (стейкхолдера-ми). Грамотный выбор организаторов размещения и выстраивание с ними надежных и взаимовыгодных взаимоотношений во многом определяют, как компания будет представлена инвестиционному сообществу, насколько успешным будет размещение акций. Иными словами, создание ценности, предлагаемой компанией инвестору, только тогда будет полноценным, когда это предложение будет дополнено быстрым, беспрепятственным и эффективным доступом к инвесторам через надежные каналы продвижения и эффективные коммуникации.
Результатом эффективного взаимодействия с инвесторами и прочими заинтересованными аудиториями является постоянное и устойчивое восприятие компании как источника ценности, что должно привести к возникновению бренда, формирующего доверие между эмитентом и инвестором, и позволить управлять решениями о покупке акций компании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Котлер Ф., Картаджайя Х., ЯнгД. Привлечение инвесторов: маркетинговый подход к поиску источников финансирования / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 194 с.
2. Маркетинг. 3- е изд. / под общ. ред. Г.Л. Багиева. СПб.: Питер, 2007. 736 с.
3. Соловьева Ю.Н. Философское осмысление маркетинговой концепции взаимодействия // Стратегии развития инструментов коммерции. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. С. 293-300.
4. IPO в России и СНГ: ожидания и перспективы. 2007. Декабрь. URL: http://www.deloitte.com/ (дата обращения: 04.04.2011).
АЛ. ЗАСЛАВСКАЯ
Алина Львовна Заславская — аспирантка кафедры банковского дела СПбГУЭФ.
В 2005 г. окончила Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — финансы и кредит. ^ ^ ^
СИНДИЦИРОВАННЫЕ КРЕДИТЫ ДЛЯ ХОЛДИНГОВ*
Анализ показывает, что существующая система кредитования банками реального сектора экономики недостаточно эффективна и финансирование крупных проектов является достаточно сложной задачей для большинства холдингов. Причин тому много. Главные из них кроются в самих предприятиях: отсутствие «прозрачной» структуры и отчетности, наличие неэффективной системы договорных отношений, риски, связанные со сменой собственности у экономических субъектов, отсутствие кредитных историй и т. д. К основным проблемам кредитных организаций можно отнести: низкую капитализацию, несоответствие сроков портфеля активов и пассивов и др. Недостаточное участие коммерческих банков в инвестиционном процессе объясняется высокими рисками вложений в долгосрочные инвестиционные проекты в условиях недостаточной макроэкономической ус-
ГРНТИ 06.73.75 © А.Л. Заславская, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. Г.Н. Белоглазовой.
тойчивости, характеризующейся высоким уровнем инфляции и ставки рефинансирования ЦБ РФ. Также к негативным факторам развития эффективной системы кредитования можно отнести особенности российского банковского надзора, основанного на формальной оценке количественных параметров деятельности банков и не направленного на стимулирование вложений средств в реальный сектор экономики. Существующие нормативы объемов кредитования на одного заемщика или группу связанных заемщиков, устанавливаемые исходя из размера капитала кредитного учреждения, а также требование о создании обязательных резервов на возможные потери по ссудам и особенности налогообложения таких резервов часто ограничивают возможности банков финансировать все инвестиционные проекты крупнейших российских холдингов. Это приводит к «распылению» корпораций и их проектов по разным банкам и, как следствие, снижает прозрачность внутрихолдинговых связей и затрудняет контроль денежного потока заемщика.
Одним из способов решения этих проблем автор считает объединение деятельности банков в различных секторах рынка, и особенно в сфере кредитных отношений. Цели создания таких объединений в основном связаны с финансированием крупномасштабных мероприятий, сокращением риска по банковским операциям либо с решением задач, которые не под силу решить одному банку. В рамках такого объединения риск, связанный с долгосрочным кредитованием, распределяется между участниками, что позволяет банкам, входящим в объединение, поддерживать свои ликвидные резервы на более низком уровне.
Особое место в таких объединениях принадлежит банковским синдикатам (консорциумам), которые создаются для осуществления на совместной основе кредитных, гарантийных или иных кредитно-финансовых операций. Синдикат представляет собой временное объединение на договорной основе различных коммерческих единиц, в том числе и банков, для осуществления какого-либо проекта. Практика создания банковских консорциумов показывает, что это довольно стабильные объединения для осуществления синдицированных сделок, не только предусматривающие выполнение одной определенной операции, но и предполагающие сотрудничество по целому комплексу направлений. Поскольку синдицированные кредиты используются в основном при финансировании крупномасштабных сделок, то заемщиками таких кредитов могут выступать любые хозяйствующие субъекты, осуществляющие крупные проекты, включая сами банки и государство. Но на практике 75 % мирового рынка синдицированного кредитования — это кредиты коммерческим организациям. Заемщиками таких кредитов выступают, как правило, крупные промышленные компании, имеющие стабильный бизнес, стабильное финансовое состояние, положительную кредитную репутацию, так как при синдицированном кредите сумма получаемого кредита гораздо больше, чем при получении кредита от одного банка. В России чаще всего заемщиками данных кредитов выступают крупные сырьевые холдинги, экспортирующие высоколиквидную продукцию (нефть, газ, газовый конденсат, цветные и черные металлы). Встречается также и синдицированное кредитование долгосрочных инвестиционных проектов, где заемщиком выступает специально созданная под проект компания (в таких случаях кредиторы часто принимают в качестве обеспечения кредита поручительство других компаний холдинга). Возможности привлечения ресурсов на международном рынке синдицированных кредитов активно используют также многие российские банки, что дает дополнительные источники как для кредитования и реализации инвестиционных проектов клиентов в различных отраслях экономики, так и для целей собственного развития, в частности региональной экспансии.
Для любого заемщика, будь-то корпорация или финансовый институт, первый выход на международные долговые рынки может показаться сложной процедурой. Заемщику предлагаются разнообразные инструменты, каждый из которых характеризуется определенными параметрами в отношении срока привлечения, стоимости, круга потенциальных инвесторов, общей емкости рынка, документации, необходимости раскрытия информации, а также временных затрат и требуемого уровня профессионализма управленческого персонала компании. К таким инструментам можно отнести: кредитные линии, облигационные займы, кредитные ноты, евробонды, векселя, двусторонние займы, синдицированные банковские кредиты. Иногда выбор инструмента может быть обусловлен волатильностью рынков, когда для одних инструментов рынок открыт, а для других — закрыт. Однако в конечном счете при выборе способа заимствования все сводится к ряду решений, принимаемых компанией и основанных на ее финансовых целях и понимании имеющихся вариантов. Несмотря на такое количество исходных переменных, синдицированные кредиты являются наиболее распространенным выбором заемщиков, если размер займа превышает возможности двустороннего кредита.
У синдицированных кредитов нет фундаментальных недостатков, однако в финансовом мире не существует идеальных инструментов на все случаи жизни, а значит, нельзя утверждать, что синдицированные кредиты всегда подойдут любой компании с точки зрения требований, предъявляемых к привлечению финансирования. Поэтому вопрос скорее заключается в сравнении синдицированных кредитов с другими инструментами по ряду критериев, которые важны для заемщиков. Исследование структуры процесса привлечения и условий получения денежных ресурсов позволило сделать вывод о том, что именно синдицированные кредиты обладают всеми преимуществами, позволяющими в полном объеме удовлетворить финансовые потребности крупнейших российских заемщиков. Данные преимущества состоят, во-первых, в возможности привлечения крупных объемов денежных средств и на длительный срок, что особенно актуально в настоящий период развития предприятий ре-
ального сектора экономики. Во-вторых, это более дешевый способ привлечения ресурсов по сравнению с облигационными займами. В-третьих, данная форма кредитования часто не сопряжена с обязательствами заемщика по обеспечению возвратности кредита. В-четвертых, это дополнительная возможность крупных предприятий сформировать свою положительную репутацию на отечественном, а иногда и на мировом уровне [4].
В международной практике синдицированное кредитование является достаточно распространенным явлением. В России данный рынок в полной мере оформился лишь в 2004 г. и, несмотря на многочисленные, в том числе законодательные, препятствия, имеет весьма обнадеживающие перспективы. В настоящее время синдицированное кредитование в России развивается достаточно активно, однако организаторами синдицированных кредитов выступают преимущественно иностранные банки. Вместе с тем некоторые российские банки, в частности ВТБ и Сбербанк, также успешно проявляют себя в роли организаторов таких операций. Примером могут служить крупные синдицированные кредиты концерну «Тракторные заводы» на сумму 1134 млн долл. и группе «Джей Эф Си» на общую сумму 140 млн долл., привлеченные в марте 2011 г., где ведущим организатором сделок выступал Сбербанк [5].
Нужно отметить, что за последние годы значительно улучшились условия привлечения российскими заемщиками ресурсов на международном рынке, диверсифицировались используемые формы и инструменты, существенно увеличилось число компаний и банков, которым доступны указанные формы мобилизации финансовых ресурсов. Вместе с тем неразвитость правовой и институциональной инфраструктуры и, прежде всего, отсутствие специализированных финансовых институтов и правовых основ для применения ряда банковских и финансовых технологий в сфере инвестиций в значительной мере сдерживают рост объемов синдицированного кредитования в российской экономике. С самого начала своего появления эта форма кредитования была связана с крупными международными проектами. Поэтому не случайно, что специальные нормы, посвященные синдицированному (консорциальному) кредитованию, во внутреннем российском законодательстве имеются лишь в надзорном и налоговом законодательстве [2].
Рынок синдикаций находился на пике в докризисном 2007 г. и первом квартале 2008 г., когда объем привлечения составлял около 40 млрд долл. В результате ипотечного кризиса в США в 2008 г. и последовавшего за ним мирового финансового кризиса возможности и желание банков выступать организаторами синдицированных займов значительно сократились по ряду причин, основной из которых являлось влияние на балансы банков списаний безнадежных активов. Однако динамика 2010 г. позволяет нам говорить о начале восстановления рынка синдицированных кредитов в России. По мнению начальника департамента международного бизнеса ОАО «Транскапиталбанк» Сергея Сисошвили, рост объемов синдикаций, восстановление лимитов на российских заемщиков со стороны европейских банков говорят о том, что риски российских заемщиков снизились [1].
Согласно краткому общему прогнозу на 2011 г. новые синдицированные кредиты будут организовываться либо на клубной основе, когда банки-партнеры придут на помощь своим целевым клиентам, предоставляя финансирование на основе предварительной договоренности и исключая, таким образом, рыночный риск, либо путем традиционной синдикации в тех случаях, когда рыночная ликвидность остается доступной. Некоторые заемщики, особенно если они нуждаются в более крупных суммах, чем те, которые можно привлечь на клубной основе, и имеют достаточно устойчивый бизнес, продолжат находить источники ликвидности на рынке синдицированных кредитов. Однако нехватка кредиторов и недостаток ликвидности усилят давление на прайсинг. Для российского кредитного рынка основополагающим является состояние сектора финансовых институтов, который нуждается в консолидации. К другим основным факторам относятся такие макроэкономические показатели, как инфляция и цены на сырьевые товары, а также внешняя и внутренняя политика [3]. Все это будет важным для состояния, объема и успешности рынка синдицированных кредитов в России в 2011 г. и в дальнейшем.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биянова Н., Дементьева С. Банки синдицировали заемщиков // Коммерсантъ. 2010. № 131 (4431).
2. Овсейко С.В. Синдицированные (консорциальные) кредиты // Юрист. 2010. № 8. С. 26-35.
3. РыковаИ.Н., РемизовД.С. Синдицированное кредитование в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. 2010. № 5 (389). С. 2-13.
4. Сорокина И.О. Преимущества и «подводные камни» синдицированного кредитования // Финансовый менеджмент. 2008. № 1. С. 105-111.
5. URL: http://www.cbonds.ru
ПС. ЗВЯГИН
Петр Сергеевич Звягин — аспирант СПбГУЭФ.
В 2009 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — управление инновациями
^ ^ ^
ЗАЩИТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ АКТИВОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ: АНАЛИЗ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ*
Исторически сложилось так, что в нашей стране наиболее значимые результаты интеллектуальной деятельности (наукоемкая продукция) оказались сосредоточенными в научно-техническом потенциале предприятий отечественного оборонно-промышленного комплекса. Однако из-за правовой специфики отечественного законодательства того периода (один собственник — государство) большинство научно-технических достижений и их действительные создатели оказались в правовом отношении незащищенными [10]. Это привело к занижению стоимости предприятий, а в конечном счете — к утрате значительной части принадлежащих государству прав на результаты научно-технической деятельности.
В настоящее время большинство экспертов дают негативную оценку текущему инновационному потенциалу России [1; 5]. Так, отмечается тенденция снижения доли высокотехнологичных продуктов в ВВП нашей страны. В последние годы по этому показателю Россия занимала далеко не первое место в мире. В таблице представлены основные показатели инновационной деятельности в России за последние несколько лет.
Таблица
Динамика основных показателей инновационной деятельности в РФ (по данным Росстата) [7, с. 39]
Показатель" - 2006 2007 2008 2009
Число организаций, выполнявших исследования и разработки 3656 3566 3622 3957
Число организаций, осуществлявших технологические инновации 2192 2402 2490 2485
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций, % 10,5 9,3 9,4 9,4
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, % 1,5 1,2 1.4 1.2
Удельный вес отгруженной инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % 5,4 5,0 5,2 5,5
В 2009 г. Россия имела военно-техническое сотрудничество более чем с 80 государствами мира и осуществляла поставки продукции военного назначения в 62 страны, а объем российского экспорта продукции военного назначения превысил 260 млрд руб. (8,8 млрд долл.) [6, с. 34]. Согласно данным СИПРИ (81РМ — Стокгольмский институт исследования проблем мира), доля поставок боевых самолетов в период 2005-2009 гг. составила для России 40 % от общего объема экспорта, что, по данным Рособоронэкспорта, составляет примерно 50 % от объема всех продаж российских вооружений [там же, с. 48].
Объемы государственных закупок новой военной техники на 2010 г. планировались в размере 375 млрд руб. [9, с. 21]. Не так давно была принята Государственная программа вооружений на период 2011-2020 гг., на реализацию которой предусмотрено более 19 трлн руб.
ГРНТИ 06.39.41 © П.С. Звягин, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.Ю. Шевченко.