УДК 721:130
Норенков C.B. - доктор философских наук, профессор
E-mail: [email protected]
Крашенинникова Е.С. - кандидат философских наук, доцент
E-mail: [email protected]
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 603950, Россия, г. Н. Новгород, ул. Ильинская, д. 65
Синархиотектоника предназначения пространства зодчества: правила сомер тендерной ноосферистики
Аннотация
В статье по родовым приоритетам интеграционной архитектоники функционально-генетического предназначения пространства раскрываются закономерности синархии и особенности тендерных полей женского и мужского соизмерения в формообразовании. На основе проведенных диалектических рассуждений в духе нейролингвистического программирования задаются и обосновываются общие установки для проектнопланируемой аналитики синархиотектоники. В прагматических инвариантах с позиций нового научного направления - тендерной ноосферистики - предлагаются правила приоритетности взаимодействия полей и сфер полоролевей энергетики организации предметно-пространственной среды зодчества.
Ключевые слова: синархиотектоника, предназначение, пространство, тендерная ноосферистика, соизмерение, зодчество.
Архитектоника любого искусственного пространства вбирает в себя сферы, среды, области, поля в конкретном месте в определенное время. Современные артефакты, произведения и ансамбли воплощают закономерности производства, целесообразные целостно-ценностные хронотопы реализованного авторского замысла. Для того чтобы их реконструировать и бережно реставрировать в умозрении потребителя следует идти от персон, личностей творцов. В архитектурной науке еще далеко не раскрыты иерархические уровни сетей закономерностей, правил и принципов совершенной организации предметно-пространственной среды. Энергетика полей известная из архитектурной физики также мало используется в практике большинства архитекторов, артдизайнеров, архитектонов, зодчих - «мэтров».
Многообразие и многоликость новейших архитектонических форм находит отражение в многозначительных теориях стиле- и формообразования, морфологических концепциях. Дифференциация их типологии и классификации заводит в тупики индивидуального эгоизма и беспредельного формализма. Мы попытаемся представить новый взгляд на профессиональные компетентные авторские композиции собирательных правил, общих для интегрального, конвергентного подходов, внутренне присущих для матери всех искусств и наук - архитектуры, а в российском варианте для зодчества, ориентированного на человека и его идеалы [1].
Материнские начала в процессах живорождения и творчества нуждаются в мужском покровительстве, а вместе они есть суть рождения нового. Тендерные (ген -греч. «происхождение, рождение», де - лат. приставка, обозначающая «отделение, удаление, снижение») истоки сущностного бытия в поступках и действиях людей превращаются в писаные и не писаные правила, алгоритмы многомерных конгломератов проектирования, планирования и программирования, в модуляторы результатов этапов и компонентов архитектурной деятельности. Все они в полной мере проявляются на уровне замысла, в процессе проектно-организационной деятельности авторов, увлеченными самими собой и высшими для них силами. Жизнь, как известно, все расставляет на свои места, являясь главной ценностью человеческого существования, выступая универсальным мерилом поступков и деяний людей, любовного отношения ко всему совершенному, всему, что создается в пространстве.
Жизнеустроение совершается на основе пространственных начал, воспроизводящих саму реальность в качестве самого важного в том числе и для зодчества: любви во взаимоотношениях мужчины и женщины, с тайной новорожденной жизни, завещанной нам любви к ближним. Если согласиться с тем, что тендер (англ. gender, от лат. gender «пол») - это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается, то надо согласиться и с тем, что это все зазеркально воспроизводиться и в окружающей человека предметно-пространственной среде. Полоролевое поведение, которое определяет опосредованные средой отношения с другими людьми, (друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т.д.), во фрактально-аналоговой форме реализуется в архитектуре, дизайне, градостроительстве - в зодчестве. Из всемирной истории архитектуры известен один показательный пример любодеяния пространства выдающегося архитектора Антонио Гауди в отношении к прекраснейшему по совершенству знаменитому собору Саграда Фамилия в Барселоне (Церковь Святого Семейства). Это гениальное сооружение он, не будучи женатым, проектировал и до конца жизни руководил строительством с доминирующим и всепоглощающим обращением своей любви к Богу. Храм создавался, долгие годы и его строительство не закончено, осуществляется поныне, продолжая покорять взоры и сердца людей [2].
Рис. 1. Ансамбли зодчества центральной исторической части России: образные иконографические алгоритмы, схематические градпланы и антропотектонические модулоры, полезные для понимания синархиотектоники предназначения пространства, где синархиотектоника предстает в единстве син («целое»), архи («высшее»), тектоника (конструктивная организация пространства в материале)
Массовые примеры тысячелетней истории созидания храмов на Руси подтверждают непременность первостепенного обращения мастеров храмостроения к выдающимся святым на основе самого главного - любви и почитания; собор Василия Блаженного в Москве, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Софийский собор в Великом Новгороде, собор Александра Невского в Нижнем Новгороде, столичный Новодевичий монастырь... всех и не перечислишь. Эту очевидную системогенетическую закономерность человеческой организации мысле- и рукотворного пространства для человека в архитектурной науке обычно игнорируют. Мы будем стремиться перевести в органическую совокупность принципов, алгоритмов целостно-ценностного целеполагания под условным названием «правила» родовых сомер (соединений, согласований, соизмерений) сред, сфер и полей в тендерной ноосферистике архитектоники организации пространства зодчества (рис. 1- 2).
Развитие человека Показатели
Возрастные пирамиды
3 поколения 100.3 ■ 33 года
4 поколения 100:4 » 25 лет
5 поколений 100:5- 20 лет
"Всю жизнь учиться" >ле воспроизводства образованности
МОК
МгЖ .
М>Ж
Концепции "Любовного треугольника, клаара-т а, пентаграммы"
ОЛПО
Циклика
Воспроизводства
людей
15
Рис. 2. Хронотопология моделирования гендерио-демографических возрастных пирамид мужского (М) и женского (Ж) начал, данных в плане познания правил сомер в тендерной ноосферистике и, возможно, отражающих силуэты храмов, монастырей, крепостей, кремлей, которые обозначали иерархические, статусные, возрастные отличия людей-идей, где тендерная ноосферистика, предстаёт в качестве нового научного направления, позволяющего объединить достижения ноосферистики как сферы разума и гендеровидения как историческое («веды») и новейшее знание, собирающих информацию о полоролевых взаимодействиях
На примерах культовой архитектуры можно особенно убедительно просматривать родовые истоки антропоподобного формообразования в самих архитектурных терминах. Сонм русских святых в соединении с библейскими истинами «золотого правила» нравственности обеспечивает успех в уравновешенности для «пользы, прочности, красоты». В дополнение экоустойчивость (она), удобства (они) в церковно-храмовом комплексе (он) есть ключ к многовековому пониманию и истолкованию тендерной составляющей российского зодчества. В архитектуре всеядных форм для начинающей,
завершающей и их соединяющей частей объектов, символизирующих выражение векторной направленности в верх и низ, вертикали и горизонтали, стороны и диагонали, отражаются в формах и такие понятия как башня, ниша, раскреповка (она), дом, двор, балкон, очаг, бульвар, парк, сад, сквер, эркер, фон (он), сечение, членение, жилище (оно).
Женское и мужское противоречие неравновесного развития ролей и статуса в самих истоках самовоспроизводства нивелируется предназначением пространства в многомерии и сомерии любых творческих актов. Любование реальностью и одновременное желание ее изменять по своей мере ведет к стремлению противоречивого деяния многомерных преобразований архитектоники пространства, а соответственно отражает и добавляет необходимость лингвистического склонения по женским (она), мужским (он) и средним (оно) родам всего, что окружает каждого человека, всех людей. Репродукционный потенциал творений проявляется параллельно в программируемых родах воспроизводства: первого рода; общественно-социального, человечески-личностного, второго рода; предметно-пространственного, естественно-природного, третьего рода, интегрального для первого и второго родов воспроизводства - технико-технологического. Пространственное место упаковок хронотопов произведений в ансамблях, ареалах, их взаимодействие в информационно-вещественно-энергетических слияниях определяют цепочки разных типов переходов аналоговых родовых субстратов «оно-она-он-они»: «зерно-растение-цвет-плод-семя», «яйцо-личинка-куколка-имаго (взрослая стадия развития носителя жизни, способная к размножению) - существо», «мать-отец-ребенок».
Современная пост-пост-постмодернистская мультикультурная цивилизация отказывается от многих древних и старинных канонов, норм, правил. Новейшее время устанавливает свои требования к бизнес-планированию, инвестированию, проектированию, строительству, эксплуатации. Современные зодчие архитекторы-дизайнеры, архитекторы-градостроители, все кто задают и определяют закономерности пространственного жизнеустроения людей соревнуются в эгоистической неповторимости самоутверждения персонального кредо непохожего на все другие. Однако, чем дальше в этом устремлении они заходят, тем больше в отношении к устойчивому развитию их творчества начинают в иных контекстах действовать древние, старые и новые закономерные тенденции, от которых просто невозможно отказаться. Под устойчивым трендом всякого развития мы имеем в виду «родовую линейно-диалоговую лингво-программу (да-нет, 0-1)», «воспроизводящую устойчивую триаду: она+он+оно», «стабилизирующую в объеме квадриаду она, он, оно = они», «уводящую в бесконечность просторов математико-нумерологических упаковок: пентаду, гексаду, гептаду». Сюда же следует отнести и общую для них тендерную сферо- и целеразумность (ноосферистику) [3].
Созидание и разрушение есть вечные спутники человеческой жизни. Замирения и войны в соединении с духовными и материальными ценностями как нитка с иголкой в круговороте событий соединяют иногда не соединимое. Поэзия и литература как высшие искусства истолкования духовных абсолютов самого искусства совместно с наукой позволяют возвышаться до понимания реальной картины мира, где архитектура лишь исходно необходимая часть тотальной стабильности самовоспроизводящейся жизни и деятельности людей в вершине для всех культур и цивилизаций в жизнестроении. Всемирно признанный классик русской литературной философии Л.Н. Толстой был знатоком не только женских и мужских соразмеряемых воплощений человеческих душ, но и закономерностей и правил их проявлений для любодеяний и злодеяний людей всего во всем.
Война (она) и мир (он) находят равновесие в перемирии, примирении, творении, созидании, соизмерении (оно). Парадокс в том, что женщины начинают и завершают войны, мужчины их ведут, а их дети могут быть полноценными лишь в мире и благоденствии. Не это ли одна из высших мудростей человеческого сосуществования и сотворения всего лучшего что создавалось в родовом жизнестроении посредством зодчества - ОНО в человеческой истории людьми (ОНИ, включающее она, он, оно), увлеченными культурой, цивилизацией, наукой, техникой, технологией с эгидой ОНА под «флагом» ОН - дух, проект, прогноз, результат, продукт.
В первую очередь одна из высших тайн жизни людей - любовь, далеко не однозначна, тем более применительно к формированию, созиданию архитектонических предметно-пространственных сред, их совершенному динамически временному
функционированию по человеческим, гуманистическим, антропологическим, социальным, общественным, общечеловеческим мерам устойчивых взаимоотношений полов, проявляющихся как сомера. Существование, жизнь, деятельность людей в окружающей предметно-пространственной среде, при одновременном моно-диадно-триадном - и поливзаимодействии всех факторов, качеств, свойств, зависимостей, внутренних и внешних функций, прошедших, настоящих и будущих изменений, усложняется и упрощается, уплотняется и распыляется, унифицируется и универсализируется во взаимном проникновении противоположностей всего со всем. При формообразовании «невозможных фигур» следует использовать постулаты метаморфологии хронотопов [4].
Из истории мировой архитектуры и российского зодчества известен многогранный и многоэтапной опыт реализации архитектонически справедливых иерархических правил создания совершенных произведений и ансамблей: «польза, прочность, красота»; «функция, конструкция, форма»; «среда, деятельность, система». Однако их не достаточно, поскольку есть и иные, более сложные по абсолютной всеобъемлемости требования, критерии, законы, в их более высокой взаимообусловленности стандартов, модусов, норм. Они развертываются хотя бы в новых научных направлениях и телематических инновациях: архитектоника, синархия, ноосферистика, системогенетика, синархиотектоника, интегрально-универсальная философия, которые реализуются и подтверждаются научно-технологическим прогрессом [5]. В работах бессменного (в течение сорока пяти лет) руководителя Философского клуба и основателя яркой российской методологической школы профессора J1.A. Зеленова обосновываются арты (алгоритмы теорий) и приводятся формулы «меры человека», «меры человеческого рода» [6]. В трудах наиболее последовательных представителей Нижегородской методологической школы можно найти важные дополнения для раскрытия программных идей и констант архитектоники, синархии, синархиотектоники, ноосферистики, системогенетики. Эти новые научные направления собирательного системологического плана основательно представлены в публикациях профессоров Александрова H.H. [7], Субетто А Н. [8], Пищика A.M. [9].
На основе проведенных суждений зададим общие установки Нейро Лингвистического Программирования (НЛПи) для проектнопланируемой аналитики синархиотектоники, а в более широком прагматическом инварианте откроем «правила» соизмерения, сомер для зодчества в тендерной ноосферистике, справедливые для полей полоролевой энергетики архитектоники предназначения пространства:
1. Все достаточно полноценные логически выверенные и эмоционально организованные авторские формы, архитектонические явления имеют лингвистические переходы, аналоговые филологические взаимоотражения и могут быть раскрыты в словесных описаниях предназначений пространств зодчества, которые в русском языке рассматриваются и реализуются по родам и мерам: женский (она), мужской (он), средний (оно), множественное (они);
2. Все синархиотектонические явления (они), процессы, хронотопы, субъекты, объекты, средства, результаты, выступающие как целостно интегрированные, имеют свое предназначение и вбирают в себя родовые отличия (она, он, оно);
3. Есть сверхблизкие для людей лингвистические установки, программные константы, критерии оценки и переоценки создания архитектонических пространств, которые проявляются во всеобщих правилах, выверенных по человеческой мере полов и энергетики полей в их совместном действии в конкретном месте в определенное время в качестве неразрывно функционирующих хронотопов;
4. Там, где целое больше чем отдельные его суперчасти: «любовь, счастье, благополучие», «свет, тепло, комфорт», «целое, ценное, целесообразное», родовые тендерные закономерности пронизывают все многообразие предназначений того к чему имеет отношение реальный человек женского или мужского пола;
5. В соединении таких изначальных жизненных проявлений как любовь (она), свет (он), слово (оно) уже заложены «альфа» и «омега» всякого продуктивного творчества, проявляющиеся в синтезе архитектонических искусств, ведущими из которых являются архитектура, градостроительство, дизайн;
6. В соответствии с волей автора, творца, созидателя одновременно преобразуется всякое общественно - персональное пространство уникально и универсально как синархиотектонически и в зодчестве она утверждается как жизнестроение;
7. АРХИТЕКТУРА проявляющаяся как среда, сфера, область (ОНА), дает максимально позитивный жизненный вариант воспроизводства в новом качестве тектонического сопряжения, сотворческого соития с предметом, объектом, субстратом как ДИЗАЙН (ОН) и при внедрении этого «новорожденного» явления в лоно, пространство, поле ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА (ОНО) совместно с ними генерирует, порождает архитектонический синтез;
8. Современное ЗОДЧЕСТВО (ОНО) в истории новейшей России не должно терять своих корней, имеющих тысячелетнюю историю и в максиме своего устойчивого развития оно должно вбирать в себя архитектурный и градостроительный дизайн;
9. Церковь, колокольня, трапезная, атрибутика (она), включенные и вбирающие в единое целое храм, монастырь (он) в русском православии есть каноны старообрядчества, где колокольня как символ женской иерархии приоритетов (Вера, Надежда, Любовь, мать их Софья, Анна- мать Христа, Божья матерь) должна безусловно быть ниже храма, символизирующего мужское начало соответственно по бегущей концентрической волне куполов обозначающих соответственно Христа и четырех апостолов; исторически качество гендерности ведет к сбалансированности в гармонизации мер пространства колокольни и храма, двери и входа, верха и низа;
10. Объем, конструктив, материал (он) как апофеоз кристаллизации замысла, образа в натуре реальной действительности бытия хронотопа, создаваемого поколениями людей в определенном месте и в определенное время как синархия (она) есть единство общего рода: время, место, движение (оно);
11. «Философский камень», пребывающий в своеобразной статусной оправе, функционально-генетической морфологии произведения, ансамбля, города, как органическая гармонизация мер всех трех элементов в их слиянии символизирующих предельный феномен совершенства универсальной архитектоники идеального предназначения пространства;
12. Всеобщие пульсирующие во времени и пространстве космопланетарные воздействия на акты творения людей в истории человечества совершались на нашей планете Земля (она), которую в одной из вариаций можно представить как додекаэдр (он), энергетически существующем в многослойном теле с ядром (оно) и расходящимися друг от друга континентами (они);
13. Триадность для живородящего воспроизводства любого явления представляется необходимой и достаточной в трех родах гендерности самой сущности воспроизводства проектно-строительной и эксплуатационной реальности зодчества;
14. Абсолютные устремления к созданию идеальных и совершенных конструктивных форм в единстве идеала (он) и конструкции (она) уже задает потенциальное взаимодействие мужского и женского начал;
15. В каждом деле, творчестве (оно) родственно-родовые приоритеты проявляются по мере программируемой конкретизации сложных явлений по типу «правил дорожного движения», «дорожных карт» совключений архитектурно-дизайнерского объекта, места, изделия (оно) и вещи (она) в потенциально нейтральном урбанизированном пространстве города (он);
16. «Мера человека» есть высочайшая абстракция идеального плана, уходящая в абсолютный универсум, возвращающаяся в реальную действительность в бесконечности константных вариаций женских, мужских и детских мер;
17. «Родовая мера человека» есть одновременно перспективный исток и завершающий шаг в аналитике и становлении любого баланса разнообразия пространства в соизмерении констант «золотого сечения» мужских и женских модулоров;
18. Модификации модулоров в мерах переменчивого ребенка и «откристаллизовавшегося» пожилого человека по степеням устремления в будущее становятся еще более динамичными, так что за ними трудно угнаться самым выдающимся архитекторам, дизайнерам, градостроителям современности;
19. Доктрина зодчества России, включающая в себя синтез архитектурного и городского дизайна, вбирает все многообразие приведенных выше «тендерных» правил, синтезируя главное на уровне установок, требований, критериев, идеологии суперэтнических, персонально-личностных, профессиональных достижений граждан и их предков за тысячелетнюю историю нашего единения: отчий Дом (он), Родина, страна, столица (она), Отечество, государство, общество (оно), россияне (они).
Список библиографических ссылок
1. Крашенинникова Е.С. Социокультурная антропоморфология городского ансамбля: монография. - Н. Новгород: Стройинформ, 2008. - 317 с.
2. Крашенинникова Е.С. Архитектоническая культура человека: формирование городского ансамбля: монография. - Н. Новгород, LAMBERT Academic Publishing, 2013,- 193 с.
3. Норенков С.В. Архитектоника и синархия: концептуальное проектирование и моделирование: монография, ч. 1. - Н. Новгород: Изд-во ННГАСУ, 2005. - 268 с.
4. Норенков С.В. Постулаты архитектонической синархии: метаморфология хронотопов архитектурного дизайна // Известия КГАСУ, 2012, № 2. - С. 41-44.
5. Норенков С.В., Крашенинникова Е.С. Архитектурно-градостроительная наука: концепция синархиотектоники искусства инновационного проектирования // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ), 2014, № 6. - С. 154-157.
6. Зеленов Л.А., Никифоров Р.И. Банк артов (методология теорий): монография. - Н. Новгород: Общероссийская академия человековедения, 2015. - 65 с.
7. Александров Н.Н. Арт - стиль. Монография. Научное издание. - М.: Изд-во Академии тринитаризма, 2015. - 162 с.
8. Субетто А.И. Ноосферизм. Том первый. Введение в ноосферизм. - СПб.: КГУ им. Н.А. Некрасова, КГУ им. Кирилла и Мефодия, 2001. - 591 с.
9. Пищик A.M. Научно-исследовательская программа Нижегородской методологической школы: концепция дизайна // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ). Ежемесячный научный журнал, 2015, № 8 (17), Часть 3. - С. 31-35.
Norenkov S.V. - doctor of philosophical science, professor E-mail: [email protected]
Krasheninnikova E.S. - candidate of philosophical sciences, associate professor E-mail: [email protected]
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
The organization address: 603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ilyinskaya St., 65
Sinarchiotechtonic of destination of architecture space: the rules of somer gender noosferistics
Resume
The article on generic priorities of architectonic integration of functional genetic destiny space reveal regularities and features Synarchy gender fields of comparing male and female in the forming. On the basis of dialectical reasoning in the spirit of neurolinguistic programming are given and justified the general settings for the design of the proposed analysts sinarchiotectonic. The invariants pragmatic from the standpoint of a new scientific field - gender noosferistiki proposed rules of priority cooperation fields and spheres Polorolevaja Energy Organization object-spatial environment.
On the basis of the analysis the general installations of Neuro Linguistic Programming (NLPi) for the project planned analytics of sinarchiotectonics, and in wider pragmatical invariant of «rule» to commensurate, a somer for architecture in a gender noosferistic, missions of space, fair for fields of polorolevy power of very tectonics, are given.
Keyword: sinarchiotechtonic, mission, space, gender noosferistic, gender, commensuration.
Reference list
1. Krasheninnikova E.S. Sociocultural anthropomorphology of city ensemble: monograph. -N. Novgorod: Stroyinform, 2008. - 317 p.
2. Krasheninnikova E.S. Architectonic culture of the person: formation of city ensemble: monograph. - N. Novgorod, LAMBERT Academic Publishing, 2013. - 193 p.
3. Norenkov S.V. Very tectonics and sinarchiya: conceptual design and modeling: monograph, p. 1. - N. Novgorod: Publishing house of NNGASU, 2005. - 268 p.
4. Norenkov S.V. Postulates of a very tectonic sinarchiya: metamorphology of chronotopes of architectural design // Izvestiya KGASU, 2012, №2 (20). - P. 41-44. '
5. Norenkov S.V., Krasheninnikova E.S. Architectural and town-planning science: sinarchiotechtonic concept of art of innovative design // ESU, 2014, № 6. - P. 154-157.
6. Zelenov L.A., Nikiforov R.I. Bank arts (methodology theories): monograph. - N. Novgorod: Russian Academy of Humanities, 2015. - 65 p.
7. Alexandrov N.N. Art - style. Monograph. Research publication. - M.: Publishing house of the Academy of trinitaria, 2015. - 162 p.
8. Subetto A.I. Noospheres. Tom first. Introduction to noospheres. - SPb.: KSU Nekrasov N.A., KSU Cyril and Methodius, 2001.-591 p.
9. Peshik A.M. The research program of methodological schools of Nizhny Novgorod: concept design // Eurasian Scientists Union (ESU). Monthly scientific journal, 2015, № 8 (17), Part 3,-P. 31-35.