УДК 721:130
Норенков С.В. - доктор философских наук, профессор
E-mail: [email protected]
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: Россия, 603950, г. Н. Новгород, ул. Ильинская, д. 65
Постулаты архитектонической синархии: метаморфология хронотопов архитектурного дизайна
Аннотация
Целью работы является исследование механизма отражения постулатов архитектонической синархии в процессах развития метаморфологии архитектурного дизайна. В статье в русле архитектоники синархии развивается новое направление фундаментальных научных исследований хронотопов, возникающее на стыке теории и истории архитектуры и дизайна с наукой об изменчивом единстве пространства - времени. В развивающейся последовательности ряда форм исследуется культурно-экономическая обусловленность соизмерения конфигураций пластического богатства архитектонического объекта. Последовательно раскрываются постулаты архитектонической синархии, открываются истоки метаморфологии хронотипов, за которыми стоят переходы от проектов к произведениям и ансамблям. Пространственная сущность архитектуры и предметная природа дизайна логично увязываются в тексте с функционированием хронотипов, созидаемых людьми полифункциональных объектов, существующих в единстве места и времени.
Ключевые слова: архитектоническая синархия, метаморфология, хронотоп, постулат, архитектоника, синархия, суперпорядок, единство пространства.
В этом контексте органично развивается наследие великого российского ученого
Н.И. Лобачевского, заложившего основы неабсолютной (неклассической) геометрии. В 12 постулатах убедительно развертывается последовательность усложняющихся в проектировании основных аксиом и базовых положений, необходимых для понимания творческих процессов формирования вещей и изделий, комплексов и систем, соединенных единой функцией для объекта в конкретном месте и в определенное время. Работа в значительной мере связана с обеспечением устойчивого развития новых научных направлений в общем для архитектонических искусств и технических комплексов информационном поле.
При формировании современных архитектурно-дизайнерских вещей, комплексов, систем вопросы конструктивно-целостного формообразования оказываются в центре внимания профессиональных проектировщиков. Пространственно-временные парадоксы и переходные события разного плана и масштаба исторически находят свое отражение в религии, искусстве, науке, культуре, а также в обобщающих теориях архитектоники и синархии [1]. В истории архитектурной морфологии, обращенной к вопросам храмостроения, эволюционировавшего по канонам буддизма, христианства, ислама, обращает на себя внимание пластика динамически скругленных форм. В современном архитектурно-дизайнерском формообразовании, особенно в автомобилестроении, максимально приближающем пластику произведения к формам человека, активно развиваются комплексы дисциплин: антропоморфология, ноосферистика,
нейропсихосоматика, морфология. В теориях образцов и прообразов человекоподобия ощущаются отголоски тектонических форм, обращенных к божественной сущности явлений сопряженных эллипсоидальных геометрических форм, многое берущих в творениях у предшественников, гениальных мастеров прошлого и настоящего [2].
Природа порождает переменные по силе грозы, бури, вихри, смерчи, торнадо, ураганы, цунами, а человек пытается понять и освоить необычные по мощи явления. Люди исторически идут по пути открытия «вечного двигателя», отыскания неопознанных летающих объектов - НЛО. Они реализуют свои научные открытия в новой технике, технологиях, архитектуре, дизайне. На путях научно-технического прогресса человечество
наращивает свои способности преодолевать ограничения окружающего мира, используя силы гравитации, электромагнетизма, торсионных полей. Энергия вращения, перемещения, инерции, ядерного тепла посредством инноваций наделяет земную цивилизацию космическими силами. Природно-экологические, физико-механические, химикобиологические и иные перспективные научно-технологические феномены все более находят отражение в современной архитектонике предметного мира, дают ей новые векторы синергетического развития в будущее. Для описания и объяснения суперпорядка сверхсложных объектов появляются новые теоретико-методологические
междисциплинарные комплексы: архитектоническая синархия, метаморфология хронотопов.
Уроженец Нижнего Новгорода, ректор Казанского университета и всемирно известный ученый математик - геометр Н.И. Лобачевский последовательно боролся за новые идеи «пангеометрии», «полной теории параллельных», «воображаемой
геометрии», «неевклидовой геометрии». Он заложил основы «неабсолютной
(неклассической) геометрии» и современного понимания системогенетической динамики искривленных пространств. Философско-системный переворот в математике, ее взаимообусловленных ветвях (алгебра, тригонометрия, интегральные и дифференциальные исчисления, высшая математика) позволяют в научном ясновидении любомудро обозревать, а в технических искусствах предчувствовать формирование антропотектонически гуманизированной среды. В понимании сущностной природы динамики хронотопов можно видеть великую миссию Человека - творца - его предвидение будущего, не утрачивающего при этом взгляд в прошлое.
Расчет крыла «неопознанного летательного объекта» возможно сделать при постижении существа отрицательных чисел, действий исчисления с ними. Развитие идей архитектоники функционально-хронотопической морфологии получает бесконечное сферическое поле сред для потенциальных вариаций конфигурирования вещей в синархической геометрии антропотектоники. «Невозможные фигуры», захватывающие воображение ученых-первооткрывателей, исследователей, созидателей, управленцев и проектировщиков становятся возможными в области нового научного направления исследований сфероидально-эллипсотически-торсионной морфологии.
У творческой личности архитектора-дизайнера должна быть развита способность наводить пространственные «мосты» между прошлым и будущим. Важно уметь фиксировать их в стато-динамической архитектонике целостности произведений и ансамблей. В архитектурно-дизайнерской и градостроительной морфологии, зачастую еще на уровне интуиции, раскрывается богатая целостность монистической двойственности, тройственности и бесконечной множественности восприятия сферическиэллипсоидальноторсионной перспективы и хронотопических преобразований архитектонической синархии пространства, возможно-невозможных конфигураций тел и явлений. Далее обозначим ведущие постулаты (постулат - греч. - принятие положения; лат. - требование; аксиома, основное положение теории, самоочевидный принцип практики) данного исследования.
Постулат № 1. Искривление одной из видимых прямых архитектонически целостной поверхности приобретает глубинную прямолинейность в качестве пограничного перехода закономерной случайности при условии контроля регламентированной устойчивости неподвижной точки наблюдения, позволяющей соблюдать ходы, ограниченные по параметрам интерпретации моментов формообразования и идущие от прямолинейности к «прямолинейной криволинейности».
Постулат № 2. Фактический телесный разрыв тектонически единой пластической формы закономерно фиксируется или игнорируется из единственной точки, способной перемещаться благодаря внешним силам в параллельных прямых, отражая при этом беспрерывные эластичные конфигурации в пространстве как угодно удалённых гиперсферических перспектив преобразования сигналов, дающих возможность локализации геометрических континуумов по правилам «наивной» теории множеств.
Постулат № 3. Любая «невозможная фигура», представленная на плоскости или отраженная в проекциях, которые кажутся перепутанными, становится возможной в сфероидально-эллипсотически-торсионной перспективе при трёхмерной реализации
преобразований ее «теневого» хронотопа как тела, разворачиваемого по векторам формообразования единого пространства:
3.1 благодаря целенаправленным преобразованиям искривлённости плоскостей при непрерывности восприятия их границ из фиксированной позиции наблюдателя световых потоков или считывания видеоряда, полученного от камеры для съемок;
3.2 через зрительно скрытый или целенаправленно не воспринимаемый разрыв формы на потенциально бесконечно больших расстояниях, не оказывающих перемен для видимости фрактальных форм по фиксированным, стационарным и стандартным ограничениям, характерным для человеческого умозрения или развернутым по программам визуализации объекта в электронных комплексах;
3.3 посредством комбинаторики векторных установок 3.1 и 3.2.
Постулат № 4. В метаморфологии архитектурного дизайна сопряжения и «возвышающие» соединения дисперсных разрывов стихий пространственности со спрямлением искривлённых информационных преобразований динамических хронотопов могут давать серии не схожих виртуальных картин светоцветопластического формообразования конкретных предметов, вещей, явлений и их комплексов.
Постулат № 5. Всякая объемно «невозможная форма», трансформируемая с последовательно контролируемой наблюдателем эллипсоидальной точки при периодичности наложения порционных моментов считывания информационных потоков, может быть переведена в комплексы плоскостных изображений, подобных исходной объёмной фигуре, проекции которой не предстают как перепутанные или некорректно стыкующиеся конфигурации единого объема.
Постулат № 6. Слияние геометрически уподобленных форм попарно способно порождать третий топоэлемент, вбирающий в себя признаки двух предшественников, но в качестве нового хронотопа, он будет функционировать самостоятельно по иным критериям узнаваемости пластических метаморфоз целостности единого, двойственного, тройственного или множественных начал, описываемых цифрами в соответствии с иерархическими соизмерениями конфигураций переменных морфотипов, архетипов, архитипов, археотипов и артефактов.
Постулат № 7. Хронотопы, трансформирующиеся по правилам тектонической целостности, имеют бесконечные возможности для проведения фотофиксации, голографии и непрерывной кинопроекции, монтажные сессии которых могут давать вариативные конфигурации «синархических архитектонов», замкнутых самих на себя, а в целях различения и соотношения ранжирующихся по классам симметрии и циклическим ритмам, имеющим разную природу воспроизводства.
Постулат № 8. Высоко иерархическая морфология осознания, постижения и трансформации архитектоники синархии предметных носителей во времени, как серии объективно-субъективных метаморфоз подвижных хронотипов, идеонормативно дешифруемых в качестве «мыслящих тел», связана с мгновениями переживаний способной к созиданию творческой личности, а также покадровыми изменениями в системе параметрических ограничений формо- и стилеобразования.
Постулат № 9. Объективные и субъективные критерии для фиксации
опредмеченного времени в прошлом, настоящем и будущем в качестве тройственного развёртывания логики понимания хронотопа корректно раскрываются в зависимости от динамики последовательно и поэтапного изменения параметров пространственных тел аналогично игровой ситуации взаимодействия «торов и тороедов».
Постулат № 10. Бесконечно протяженный континиум трёхмерного пространства, изменяющийся во времени, является первично целостным условием тотальномонистического построения научно-художественной картины мира в совокупности сфер, сред и областей сосуществующих в единстве вещества, энергии, информации, развиваемых в перспективах ограниченной трансформации модифицирующихся хронотопов.
Постулат № 11. Действительно реальное образование может расслаиваться, рассеиваться и раскрываться в перспективных возможностях иллюзорного выделения переменных «материальных хронотопов» любых размеров, а также соотносящихся с
ними объектов, ограниченных заранее заданными условиями свободного построения «идеальных хронотопов», которые в проектной деятельности обеспечивают актуализацию, проектирование и реализацию «синархических архитектонов», единых по контекстуальной преемственности в своей целостной тектонике продуктов: концепты, проекты, конструкты, произведения, ансамбли.
Постулат № 12. В иерархической триаде созидательно изменяемого
пространственно-исторического бытия всех действительно реальных явлений, как соотносительно взаимосвязанных переменных хронотопов, инновации формируются по ступеням совершенствования «ничто - нечто раздельное - гармонически единое целое»; в целостных архитектонохронотопах господствуют дополняющие, координирующие и субординирующие процесс «правила сложности и простоты» взаимодействия объективных законов синархии и субъективных архитектонических принципов, способных конкурировать и кооперироваться по воле авторов в законосообразных и целесообразных системогенетических новообразованиях архитектурного дизайна.
Список литературы
1. Норенков С.В. Архитектоника предметного мира. - Нижний Новгород: ННГАСУ, 1991. - 158 с.
2. Reiser + Umemoto. Atlas of novel tectonics. - New York, Princeton Architectura Press; 2005. - 255 с.
Norenkov S.V. - doctor of philosophy sciences, professor
E-mail: [email protected]
Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering
The organization adress: 603950, Russia, Nizhny Novgorod, Ilyinskaya St., 65
Postulats architektonics synarchi: metamorphology chronotops of architectural-design
Resume
The aim of the work done was to research the mechanism of repulce postulats architectonics synarchy on process of architectural design metamorphology development. The article raises and gives a hierarchical solution to the fundamental problem of architecture and design forms in architectonics synarchy. In a developing sequence of positive integers the author analyzes cultural and economic conventionality in proportioning of configurations revealing the plastic profusion of an architectonic object. Structurally-tectonic integrity or fragmentation of forms is considered with respect to feasibility in the organization of architectonic ensembles chronotops. In the article in the unity of architectonics of synarchy is revealed as a new area of fundamental scientific research space, arising at the joint of the theory and history of architecture, design and town-planning with science studies and the science of design activity. Synarchy superorder follows through the architectonic approach in the aspect specific interpretation unity space.
Keyword: architectonics synarchy, metamorphology, chronotop, postulat, architectonics, synarchy, syperorder, unity space.
References
1. Norenkov S.V. Architectonics ofmaterial world. - Nijni Novgorod: NNGASU, 1991. - 158 p.
2. Reiser + Umemoto. Atlas of novel tectonics. - New York, Princeton Architectura Press;
2005. - 255 p.