Научная статья на тему 'Архитектонические принципы пространства места'

Архитектонические принципы пространства места Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
490
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чирков Владимир Федорович

В статье анализируется целостный подход к пространству места, включающий в себя природные, социальные и собственно культурные основания, которые раскрываются через архитектоническое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Архитектонические принципы пространства места»

бочена, как правило, вековыми вопросами о происхождении сущего и человека и его отношения к жизни. Малограмотная и экономически несостоятельная часть более разделяет обрядовую форму и традиции. В любом случае развитие средств массовых коммуникаций, взаимопроникновение экономик и культур приводят как к эволюции религиозного сознания, так и изменению толкований основных положений мировых религий в направлении ослабления строгости и обязательности религиозных норм.

Примечания

' Естественно, что факт непорочного зачатия не подтверждается естествознанием, но учение не заостряет внимания на этом способе появления Иисуса на свет.

1 Этот холст с отображением Иисуса демонстрируют верующим.

'' Гроб Господень также место поклонение верующих христиан в Иерусалиме,

Библиографический список

1. П.Оливер. Мировые религиозные верования. /Пол Оливер. - пер. с англ. О. Перфильева. - М.: ФАИР-ПРЕСС. 2003. - 240 с.

2. Г. Померанц, 3. Миркина. Великие религии мира. — М.: ПЕРСЭ;СПб.:Университетскаякнига.2001. - 280с.

АМЕЛИНА Ольга Анатольевна, учебный менеджер, педагог цикла гуманитарных дисциплин Троицкого представительства дистанционного образования.

УДК 88.53:111 В.Ф.ЧИРКОВ

Омский государственный технический университет

АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОСТРАНСТВА МЕСТА_

В статье анализируется целостный подход к пространству места, включающий в себя природные, социальные и собственно культурные основания, которые раскрываются через архитектоническое.

Греческое слово агсЫ1есиэтке состоит из двух слов: агсЫ - старший, главный; высшая степень чего-либо, и 1ек1ошко5 — относящийся к строительству. За словом закрепилось значение термина, который распространяется на строительные искусства и означает художественное выражение закономерностей строения, соотношение нагрузки и опоры, присущих конструктивной системе сооружения или произведения скульптуры1. Как видим, в толковании просматривается диалектическая пара - целое и часть, - в которой, однако, главный акцент ставится на человеке и его идеях, которому архитектоника подчиняет формальное пространство2.

В философии И. Кант был одним из первых, кто термин «архитектоника» возвел до понятия и даже философской категории. Ученый «архитектоническое» использовал для построения философской системы: «<...> архитектоника есть учение о научной

стороне наших знаний вообще»3. Из отечественных ученых XX века основательно «архитектоникой», «архитектоническим» занимался М.М. Бахтин. Будучи сторонником междисциплинарной методологии, ученый увидел в этом понятии диалогическое начало бытия, со-существования субъектов и объектов, которые составляют целое, композиционно завершенное, то есть архитектоническое. «Два принципиально различных, но соотнесенных между собою ценностных центра знает жизнь: себя и другого, и вокруг этих центров распределяются и размещаются все конкретные моменты бытия»4.

Из приведенных толкований и мнений выделим опорные слова: нагрузка, опора, закономерности, система, связи отдельных частей, композиция, выс-

шая степень чего-либо, знание вообще (то есть в целом, в стройном виде, всеобщее знание), Я и другое. В этом «наборе» слов-понятий прочитывается «рабочий словарь», относящийся к месту, с его четырьмя сферами: природой в ее стройном виде, предметным миром, человеческими сообществами, культурой, которые в совокупности — в бытийственности и деятельности, то есть в диалоге — составляют бытие места. Архитектоническое — это целое, состоящее не из одного, а из многого, дополняющих друг друга и потому выстраивающих целое. Отсюда архитектоническое мы вправе рассматривать как интегральное понятие, наполняющее конкретными составляющими бытие места. Такой со-бытийный подход исключает бинарные оппозиции, но превращает составляющие места в целое по принципу диалога, может быть точнее полиолога, полионтологичности всех составляющих архитектоническое целое места. В нем имеет место быть герменевтическое начало, толкуемое как субъектом данного места, находящегося во внутренних архитектонических связях-отношениях субъектов, так и извне, со стороны, привнося в понимание места отстраненную объективную оценку. Разноплановые подходы к научному пониманию архитектонического вполне укладываются в принцип дополнительности Нильса Бора и позволяют прояснить смыслы «архитектонического» места. То есть мы можем рассматривать место как архитектоническое целое и видеть структурообразующий механизм, делающий место завершенным и осмысленным целым организмом.

Остановимся на некоторых, наиболее выразительных частях архитектонического целого. В спе-

циальной литературе архитектоническое справедливо рассматривается на примере «предметно-созидательных искусств», куда входит прежде всего архитектура (базовая составляющая), предметный мир, дизайн, то есть все то, что составляет целостную среду обитания и обслуживания человека. Справедливо. Но исчерпывающе ли? Исследователь проблемы архитектонического C.B. Норенковпишет: «Многообразие форм архитектонического искусства открывает новый аспект в восприятии и осознании всей архитектоники предметного мира». И делает крайне важное добавление: «Как органическая целостность оно (архитектоническое. — В.Ч.) связывает первую (естественную) и вторую (искусственную) (выд. мною, — В.Ч.) природу»5.

Архитектурная наука подсказывает, что прояснить смысл архитектонического следует не только в предметном плане, но в природном и духовном. Труды М.Г. Бархина, авторитетнейшего специалиста по истории и теории архитектуры, буквально пронизаны мыслью об архитектоническом как о чрезвычайно широком, методологически обязывающем понятии, куда автор, наравне с архитектурно-предметным миром, включает «наличие рельефа, зелени, воды», «серого или синего неба, белого снега или зеленой травы и темного леса». При этом ученый сводит понимание архитектонического к коренному для нас вопросу «условиям места»6, то есть среды. На «условия места» как принципиального для понимания архитектонического - как природного, так и искусственного миров - указывают и другие авторы7. Наконец, мнение В.А. Фаворского об архитектоническом увязывает наше базовое понятие «места» как пространство-время, - подчеркнем, на предельно объективных началах, онтологических по своей сути: «Всё, что нами воспринимается в действительности, воспринимается в пространстве и во времени, и решительно ничего мы не воспринимаем только во времени или только в пространстве. Реальность нами воспринимается четырехмерно, а не трехмерно (четвертое измерение -время) <...>»8.

Архитектоническое в городской материальной среде имеет четко выраженные предметные признаки, которые сводятся к следующим составляющим: пространство (главный признак архитектуры), информационность (материально-практическая и эстетическая), и наконец, системность, то есть архитектонически со-организованная предметно-пространственная среда (градостроительный план). Последняя, в свою очередь, тектонируется9 в ансамбли, которые и образуют предметно-архитектоническую среду места10. Законы архитектоники требуют выделения в среде, в ансамблях среды смысловых и пластических доминант, семантически согласованные с главным субъектом среды — человеком. Ими могут быть рационально спланированные районы, кварталы, площади, улицы, дворы, продиктованные природным ландшафтом «Стрелки» и «Трилистники»".Так, М.Г. Бархин, говоря о Дворцовой площади в Петербурге, отмечает: «<...> композиционная основа — архитектура, ансамбль всех зданий Дворцовой площади, в которой есть деталь — колонна Мон-феррана, которой принадлежит решающая роль в этом ансамбле»12. Особое значение в архитектонике Петербурга имеет памятник Петру I Этьена Фаль-коне. Особость архитектонического значения памятника видится в его срединности положения между двумя градостроительными частями - вертикалью (шпили, здания, арки, колонны) и горизонталью (ландшафтом). «Петр» Фальконе оказался способ-

ным выстроить архитектоническое не на контрастах горизонталей и вертикалей, а примирить их. «Он не только скульптура <...>, но произведение, включающее через свое ритмическое влияние <...> очень большое пространство»; именно поэтому «памятник Петру скачущим движением, подобно волне, входит в пейзаж, органиэуетто, что можно назвать силовым полем»13 архитектонического пространства места.

Место, будучи архитектоническим целым, включает в свой состав человека, объемлющего пространство места во времени, которое по своим свойствам неоднородно, что крайне важно в дифференцированном понимании архитектонического. Время в философском смысле есть парная категория к пространству, и рассматривается как абсолютное время и время относительное, вечное и конечное, обратимое и необратимое. Когда в контекст времени и пространства включается реципиирующее начало субъекта места, рефлектирующего время и пространство через себя, тогда время, как составная часть архитектонического, начинает пониматься как: время реальное, время перцептуальное и время концептуальное14.

Мы назвали общие методологические основания архитектонического места, теперь попытаемся раскрыть их содержание на некоторых примерах бытия конкретных мест и таким образом увидеть в архитектоническом инструмент структурирования осмысленного бытия человека в месте.

Анна Андреевна Ахматова утверждала в стихах: «С каждым местом сговориться можно, / что б оно свои открыло тайны». Сточки зрения философского знания, это значит, что место изнутри диктует переживание себя кому-то и через кого-то, формируя адекватный ему «локальный дискурс»15. Обратимся к Тобольскому Кремлю, как к удачному опыту культурного места по природному и культурному основанию. Сначала выделим ландшафт местности, которая была избрана для размещения сначала (в 1587 году) крепости, а затем уже и Кремля. Ландшафт и по сей день представляет живописную местность с обрывистыми берегами и многократными изломам. Ниже по уровню - реки Иртыш и Курдюмка с оврагами, от них вверх мыс, на котором привольно раскинулся-взметнулся Кремль. Четко прослеживаются архитектонические средовые слои сверху вниз: низинная пойма рек, выше - овраги, еще выше - обрывистые берега с многочисленными изломами, наконец - сам мыс на «тридцати саженной высоте». Природа, образно говоря, «запроектировала» искусственное сооружение, которое бы «завершало» ландшафтную архитектонику места.

В.В. Кириллов, автор исследования поТобольско-му Кремлю, отмечает крайне важную составляющую ансамблевости Кремля, проистекающей из природной и искусственной частей архитектонического: «Объединение панорамы основывалось на принципе свободного равновесия отдельных элементов вокруг наиболее крупной объемной доминанты - собора»'". В архитектонике природной и архитектурной (строительной) принципиальную, жизненно важную роль играет нахождение решения, исключающее противоречие и с геологической составляющей места, которая в Тобольске была, как считают специалисты, также блестяще соблюдена17.

В понятие архитектонического входит ке только предметный мир, но мир звучащий и молчащий, мир запахов, образов и искусственных образований, часто переходящих друг-в-друга-в-отраженном-состо-янии. Будучи включенными в бытие, они наполняют

его собой, структурируют собой архитектоническое места. Специалисты по устной и музыкальной народной культуре отмечают: «Функции и значения неодинаковы для природных звуков и шумов <...> с одной стороны, и звуков и шумов, создаваемых человеком <...>, ритуальных шумов и звуков ... с другой»18. Мы можем данное мнение экстраполировать на любое «звучащее» архитектоническое место; которое каждые раз отдельное от другого. Известный советский поэт Л.Н. Мартынов, вспоминая свое детство и юность в Омске, не жалеет живописных красок, когда описывает «пестрый состав населения», «плавно купающегося в солёной пыли гигантского пшеничного блина-города», который озвучивался языками и культурами всех тех народов, в то время проживавшие в данном месте — в городе Омске в начале XX века. В начале Никольского проспекта и поныне размещается величественный Казачий Никольский собор с его колокольными звонами, а напротив него стоял костел, из которого доносились мелодии Баха и латинские песнопения. Почти рядом с костелом — мечеть и голос муэдзина с минарета перекликался с лютеранским дребезжащим колоколом кирхи за Омью. Этот музыкальный ряд места завершали парадные фанфары итрубы перед генерал-губернаторским дворцом10. Мы видим, как полифоническая картина места слагается из предметного, социально-этнического, звукового и живописного рядов.

Данное описание Омска не только позволяет, но обязывает анализировать конкретное место в широком плане архитектонического. Архитектоника физического мира омского городского пространства состоит из двух составляющих — природной и урбанистической. Архитектоника природная носит тотально горизонтальный характер -. продиктована степным ландшафтом, который вбирает в себя пластически выразительные лесные участки локального характера в виде березовых колков20. Исключительное значение имеет водные плоскости рек Иртыша и Оми, соединение которых в районе старой части города Омска образует выразительный графический элемент в виде трилистника. Важной составляющей природной архитектоники является небо, свод которого образует красивую полусферу, имеющую в месте касания с землей ровную, почти не нарушаемую рельефом прямую. Можно с уверенностью говорить, что «скупость» природной архитектоники, продиктованная отсутствием в ней вертикальных составляющих, оборачивается достоинством цельности, дольности, широтности архитектонического начала природы и формирует изнутри, по объективным основаниям возвышенно-созерцательный образ всего природного пространства, предопределяя и мироощущение, и характер деятельности, и образное мышление человека места - омича.

Архитеконика урбанистического пространства Омска характеризуется более сложными отношениями его составляющих частей. Правда, ощущение степи, ее безграничности просматривается в физических параметрах мегаполиса'21. Город территориально, в своей разметанности с запада на восток и с севере на юг, по берегам рек, без четкого выявление границ между игЫ и огЫ создает ощущение большой степной широтности. Город в градостроительной части отмечен отсутствием единого анасамблевого начала. Прежде всего, одноэтажное строительство на больших пространствах слабо тектонировано с высотной частью города. Высотная часть города, в свою очередь, не прослеживает логики в тектонических отношениях разновременных строений, что рождает

в восприятии города ощущение случайности и значительной доли хаосности. Город строился по нескольким генеральным планам, испытывая на себе общие влияния строительства городов в стране, поэтому в планировке встречается и ортогональные, и аксонометрические, и квартальные принципы застройки, с не всегда четко просматриваемыми транспортными и иными коммуникативными каналами связи между этими градообразующими, составляющими архитектоническое. Градостроительный план и реальное городское пространство в архитектонике своей не осмысливают степного пространства — нет ни одной большой площади, которая и на семантическом (по образу степи) и на демографическом2' уровнях осмысливала бы внутри городского пространства сущностную архитектонику природного и социального пространства. За исключением одной планировочной составляющей: в протяженности и широте омских улиц (в бесконечных Линиях, Северных, Ремесленных, Рабочих в одноэтажной части города), которые семантически совпадают со степными пространствами Прииртышья. Внутреннее же членение города, районирование без четкого выделения административных, градостроительных доминант (за несколькими исключениями), сбои в вертикальной и горизонтальной тектонике всего городского пространства создают впечатление отсутствие законченного архитектонического целого.

Особое значение в архитектонике города как ансамбля занимают еще две составляющие. Первое -это реки и их набережные, природные и искусственные парки. В конце 1950-х начались плановые разработки «поворота» Омска в сторону Иртыша. Строительство Иртышской набережной в 1960— 1970-е годы резко изменило и архитектонику города, его пластическую, образную составляющую. Этот романтический прием соединения города и реки - урбанистики и природы - дал поразительный результат по обогащению архитектоники города. Предметно-созидательная, строительная, техническая и инженерная составляющие претворились прежде всего в инженерно-конструкторско-градостроигельной части, правда, за счет «отсутствия» архитектурной образности в типовых зданиях «хрущевок» 1960-х годов и панельного домостроения 1970-х. Исключительную роль в архитектоническом ансамбле набережной взяли на себя природные видовые мотивы в основном левобережной части Иртыша, открывающиеся с Иртышской набережной, и явили пример, воспользуемся мнением М.М. Бахтина, архитектонического соединения многих дисциплин — архитектурных, технических, строительных, научных, технологических. Иртышская набережная Омска в сочетании с природным началом Иртыша являет уникальный пример архитектонического целого в новейших условиях.

Второе — это мосты данного места, играющие исключительную роль в понимании архитектонического, инженерного и пластического образа города. Город Омск, расположенный на двух реках и имеющий сложнейшую хозяйственную и инженерную инфраструктуру, по определению не может обойтись в своем повседневном бытии (в самом широком и точном смысле этого слова) без транспортных коммуникаций в виде мостов. Мосты Омска можно вписать без лишних оговорок в актив города, ибо они отвечают, как думается, следующим необходимым качествам архитектонического. Они все вписаны в природный ландшафт по тектоническому признаку, по соразмерности частей моста, берегов и насыпных подъ-

ездов; по эстетическому - художественное решение собственно мостового перехода не противоречит природному эстетическому окружению - свойства, характерные прежде всего для «малых» мостов через Омь. Крупные мосты через Иртыш, будучи сложнейшими инженерно-техническими сооружениями, имеют свои характеристики, которые архитектонич-ны не только месту и задачам, ради которых они сооружаются, но и соотносимы в своей научной, проектной составляющей. C.B. Норенков считает: «Посредством проектирования реализуется возможность не просто описания, но, прежде всего, изменения реального мира»23. Реальный степной мотив Омска имеет одну особенность — уходить в безбрежность, в пространство, особенно во время заката, когда солнце оказывается ниже твоих ног и уходит за линию горизонта, - человек оказывается на «краю пустоты». Думается, именно мосты через Иртыш, особенно Ленинградский, мост им. 60-летия СССР, новый метромост им. 60-летия Победы содержат качества изменения «реального мира»24. Их образ мощный, монументальный, романтичный: от своих подножий мосты уводят взгляд зрителя ввысь, в безбрежность неба. Положение мостов между землей и небом креативно содержит мотивы для других искусств — поэзии, изобразительного искусства — последнее является неотъемлемой частью образного, мифопоэти-ческого постижения смысла архитектонического места25.

Большую роль, как мы уже говорили выше, в архитектонике города и его образе играют прикладные составляющие — декоративный элемент, дизайн, силуэт зданий города, как и в целом силуэт города, который складывается из форм крыш и декоративных поверхностей и фактур кровель, пластических доминант по вертикальному признаку, - наличие башен, индустриальных труб и вертикалей гражданских сооружений и прочего. В Омске фрагментарно сохранилась историческая часть — небольшой по территории ансамбль Любинского проспекта26, который своим присутствием подтверждает репутацию красивого в архитектурном и градостроительном плане города27. Проспект построен в ландшафтно выигрышном месте от «горки» Академического театра драмы вниз к пойме Оми: как ансамбль сритмизованных между собою двухэтажных, богато декорированных в преимущественно эклектической стилистике начала XX века архитектурных сооружений общественного назначения. Проспект имеет очень живописные боковые ответвления в виде маленьких улочек, благодаря чему рождается пластически-образная аналогия Иртыша и Оми, на слиянии которых разметался город. Богатые же башенками и шпилями силуэты крыш зданий с вмонтированными курантами в фасаде здания бывших московских торговых рядов, занимающего срединное положение внутри всего ансамбля, приобретают значение знакового места в архитектонике целого города.

Описывая архитектонику места, мы исходили из тех базовых понятий, которые избрали для себя в самом начале исследования. Наш целостный подход к месту включает в себя природные, социальные и собственно культурные основания, которые мы попытались раскрыть через архитектоническое, которое, как видно, структурирует и делает осмысленным бытие человека.

Примечания

'Большой энциклопедический словарь. - М.:БРЭ;СПб : «Но-ринт», 2001.-С.81,1316.

2 Брунов H.H. Архитектоника // Словарь художественных терминов. Г.А.Х.Н. 1923-1929 гг. - М.: Логос-Альтера, Ессо Homo, 2005. - С.44.

3 Кант И. Критика чистого разума. Сочинения, т.З - М., 1964. -С.680.

1 Бахтин M.M.K философии поступка // Философия и социология науки и техники/Ежегодник. 1984-1985. — М., 1986.-С. 137.

5 Норенков C.B. Архитектоника предметного мира — Нижний Новгород: НГГУ, 1991. - С.34

6 БархинМ.Г. Архитектура — основа синтезированной среды города//Взаимодействие и синтез искусств — М.: «Наука», 1978. •С. 199,203,201.

7 См., например: В .П.Толстой. Монументальное и декоративное начала в синтезе искусств // Художник и город — М.: «Советский художник», 1973. - С.131,132.

8 Фаворский В,А. Об искусстве, о книге, о гравюре — М.: «Книга», 1986. - С.47.

5 От греч. tektonike — зрительное выражение конструкции в членениях и частях формы — См.: Власов В,Г. Словарь художест-венныхтерминов..., - С. 214.

10 Иконников A.B. Функция, форма, образ в архитектуре. -М.: Стройиэдат, 1986. - С.С.5-6.; «Тектоника всегда имеет дело с пространством, этой основной формой архитектурного творчества», - Словарь художественных терминов. Г.А.Х.Н. 1923-1929 тт./ Подред. ипослесл. И.М.Чубарова. — М.Логос-Альтера, Ессо Homo, 2005. - С.44.

" Ярчайшие примеры: Стрелка на Васильевском острове в Петербурге с доминантой здания Биржи и ростральных колонн; Трилистник в месте слияния Иртыша и Оми с доминантой здания Речного вокзала в Омске.

12 БархинМ.Г. Архитектура — основа синтезированной среды города...,-С. 198.

13 Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре..., - С. 196.

м А.М.Мостепаненко следующим образом объясняет содержание каждого из трех: «Реальное пространство и время определяют существование и смену состояний реальных объектов и процессов. Перцептуальное пространство и время есть соответственно условия существования и смены ощущений и других психических актов субъекта. Концептуальное пространство и время - абстрактные хронометрические модели, служащие для упорядочения идеализированных событий». Человек, рефлектирующий пространство и время как целое данного места, неизбежно выводит понятие «архитектоническое» в плоскость философского познания пространства и времени: «<...> когда сознание направлено на целое, части которого последовательны, оно может быть созерцательным сознанием этого целого только тогда, когда части как репрезентанты сходятся в единстве мгновенного созерцания». -Мостепаненко А.М. Виды пространства и времени в искусстве // Проблемы ритма, художественного времени и пространства в искусстве — Д., 1970. - 75. В данном случае нас как раз и интересует репрезентативность частей архитектонического целого, через которое пресуществляется реальное, перцептуальное и концептуальное бытие человека.

15 О локальных дискурсах см. интереснейшее исследование екатеринбургскихфилософов: Многообразие жанров философского дискурса. Коллективная монография — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2001,

"Кириллов В.В. Ансамбль Тобольского Кремля..., - С.65.

" Рахимов В.Г. Тобольский Кремль. Проблемы реставрации // Русские старожилы / Материалы III Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири». - Тобольск-Омск: ОмГУ, 2000. - С.508.

"Толстая С.М. Звуковой код традиционной народной культуры// Мир звучащий и молчащий..., - С. 10-11.

"Мартынов Л.Н. Воздушные фрегаты. Новеллы - Омск, 1985. -С.17-19.

20 Колок (диалект.) — небольшой лиственный лис. - Словарь русских старожильческих говоров Среднего Прииртышья. Т.2. / Под. ред. Г.А.Садретдиновой. - Томск: Изд-воТом. ун-та, 1992. - С.48.

21 Площадь города составляет 400 кв.км. - См.: Анализ генерального плана г.Омска - ГлавАПУ: Спецчасть, 1992.

"Население города составляет 1млн 156 тыс. жителей/Данные переписи 2002 года - См. www.omskstat.omsknet.ru

" Норенков C.B. Архитектоника предметного мира..., - с.91 " К сожалению, берега Оми до сих пор не включены в урбанистическую часть города, а потому город архитектонически и образно обеднен из-за неиспользования богатейших живописных террас этой природной составляющей.

м Мотивы Ленинградского моста получили убедительное решение в произведениях омских графиков и живописцев АВ.Стар-цева, Т.П.Козлова, Е.В.Колоколоваидр.

26 Любинский проспект - народное название официальной улицы Чернавинский проспект (в наст, времяул. Ленина) - яркий пример самоназвания места, которое в советские годы и в нынешние времена остается любимым, обросло новыми лексическими образованиями: универмаг «Любинский», газета «Любинский проспект»; в пространстве улицы появилась городская скульптура «Люба» (скульптор C.B.Норышев) — героиня местной мифологии,

в честь которой называлась еще и Любина роща.

27 Справедливости ради нельзя не сказать, что архитектурная практика последних лет внесла разнообразие в образный и пластический облик Омска, об этом говорят здания Торгового центра «Омский» (арх.Ю.Земцов, В.П.Паровышники др.), Областной научной библиотеки им. А.С.Пушкина (арх. Г.И.Нарицына, Ю.А.Захаров, скульптор В.А.Трохимчук), Омскпромстройбанка (арх. С.В.Амелин), церкви Всех Святых (Институт Горстройпроект (директор Т.В.Столбова) и др.

ЧИРКОВ Владимир Федорович, кандидат философских наук, доцент кафедры «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства» Омского государственного технического университета, член Международной ассоциации художественных критиков при ЮНЕСКО (А1СА-Россия), член Союза художников России.

V юбилейный конкурс "Сибирь - территория надежд" - 2006

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ КОНКУРСЕ ЖУРНАЛИСТСКОГО МАСТЕРСТВА "СИБИРЬ - ТЕРРИТОРИЯ НАДЕЖД" - 2006

Конкурс проводится под эгидой Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Союза журналистов России. Координатор: Автономная некоммерческая организация "МАСС-Медиа-Центр"

Поддержка конкурса: AHO "Интерньюс". Международный пресс-клуб. Новосибирский союз журналистов

ЦЕЛИ КОНКУРСА:

• Создание позитивного образа Сибири.

■ Восстановление приоритета традиционных общечеловеческих ценностей, улучшение социального самочувствии общества.

• Консолидация власти, общества и бизнеса в реализации экономических и социальных программ, направленных на развитие региона.

• Возрождение и развитие патриотических традиций, построенных на приоритете национальных интересов России.

Для проведения конкурса формируются: попечительский совет; оргкомитет; отборочная комиссия; жюри.

СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ:

• I января 2006 г. - 1 июня 2006 г. - прием материалов на конкурс.

• 1 июня -1 июля 2006 г. - обработка материалов.

' июль 2006 г. - заседание отборочной комиссии конкурса.

• август 2006 г. - заседание жюри конкурса.

Торжественная церемония награждения победителей проводится в рамках ежегодного Форума "Дни Сибирской прессы".

В КОНКУРСЕ МОГУТ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ: Средства массовой информация Сибири (редакции; творческие объединения; авторские коллективы телепрограмм радиопрограмм; редакции газет и журналов (региональных, городских, районных, ведомственных, специализированных)). Авторы (без ограничения по профессиональному, возрастному или другим признакам).

УСЛОВИЯ ПРИЕМА МАТЕРИАЛОВ НА КОНКУРС: К участию в конкурсе принимаются материалы, опубликованные (вышедшие в эфир) в периоде I июня 2005 года по 1 июня 2006 года. Заявка на участие в конкурсе СМИ и авторов заполняется по прилагаемой форме и высылается одновременно с первыми материалами в адрес оргкомитета. Средства массовой информации, участвующие в конкурсе публикуют настоящее положение (делают устные сообщения, сюжеты), и информационные сообщения, распространяемые оргкомитетом, под утвержденным логотипом конкурса, с обязательным упоминанием Партнеров конкурса. Материалы и заявки, не соответствующие условиям предоставления на конкурс, оргкомитетом не рассматриваются.

Материалы принимаются: Печатные СМИ: не менее 5 номеров печатных изданий, представленных на конкурс, а также все выпуски с опубликованными информационными сообщениями оргкомитета конкурса.

Телевидение: видеокассеты (VHS) или аидео-файлы (форматгар4) с материалами, представленными на конкурс (сюжеты, программы в количестве не менее 5), а также эфирные справки о выходе информационных сообщений оргкомитета конкурса. Обязательно предоставление перечня материалов с указанием названия программы, даты и времени выхода.

Радио: аудиокассеты или аудио-файлы (форматшрЭ) с материалами, представленными на конкурс (сюжеты, программы в количестве не менее 5), а также эфирные справки о выходе информационных сообщений оргкомитета конкурса. Обязательно предоставление перечня материалов с указанием названия программы, даты и времени выхода.

Информационные агентства: не менее 10 выпусков, предлагаемых на рассмотрение жюри и опубликованные информационные сообщения оргкомитета конкурса.

Авторы: печатные - в печатном и по возможности в электронном (Word) виде, телевидение - видеокассеты формата VHS или видео-файлы формата тр4, радио - аудиокассеты или аудио-файлы формата трЗ с указанием СМИ, и даты выхода.

НОМИНАЦИИ КОНКУРСА:

Печатные СМИ: Газеты (межрегиональные, областные, краевые, республиканские, окружные), присуждаются I. II и III места. Журналы (межрегиональные, областные, краевые, республиканские, окружные). Районные газеты. Издания специализированные, ведомственные (газеты, журналы)

Телепрограммы: Информационная программа. I. II и Ш места. Аналитическая программа.

Радиопрограммы: Информационная программа. I, II и III места. Аналитическая программа.

Информационные агентства: Межрегиональные информационные агентства. Региональные информационные агентства

Авторы: очерк, аналитическая статья, репортаж, интервью.

По итогам конкурса среди победителей в номинации "Авторы. Печатные издания" жюри конкурса определяет абсолютного победителя - "Журналист Сибири". Телевидение Радио

• Авторская программа ' Авторская программа

• Информационная программа ■ Информационный сюжет

Специальные номинации: "Медиа-персона года" - номинация объявляется среди менеджеров СМИ: Сибирскии эксклюзив ■ среди авторов печатных СМИ, телевизионных СМИ, радиостанций; "Проба пера" - среди молодых журналистов (до 25 лет).

В коде конкурса организаторы и партнеры конкурса вправе учреждать дополнительные номинации.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Соответствие материалов целям и задачам конкурса;

Профессиональный уровень представленных на конкурс материалов;

Новизна и эксклюзивность тем;

Аргументированность изложения и глубина раскрытия темы;

Выразительность, точность н доступность языка изложения;

Соблюдение условий приема материалов на конкурс.

Победители региональных конкурсов журналистского мастерства, проводимых администрациями регионов Сибири и сибирскими региональными отделениями Союза журналистов России, по рекомендации членов оргкомитета участвуют в финале конкурса "Сиоирь - территория надежд без предварительного отбора.

Лауреаты межрегионального конкурса "Сибирь - территория надежд" будут рекомендованы оргкомитетом конкурса для участия в заключительном этапе Всероссийского конкурса на ежегодную премию "Патриот России" без предварительного отбора в своих регионах. Дополнительная информация на сайте ЪШ1 /www fnpmr r1|

Организаторы в переписку с авторам., не вступают. Материалы не рецензируются и невоэвращаюгея. Авторские права на присланные конкурсные материалы автоматически переходят к организаторам конкурса.

МАТЕРИАЛЫ НА КОНКУРС УЧАСТНИКАМИ ПРИСЫЛАЮТСЯ ПО АДРЕСУ: 630007, НОВОСИБИРСК, ул. Коммунистическая, 32, AHO "МАСС-Медиа-Центр™Элек^оинаТпочта Щ^Фш^ШШ^ Телефоны (383) 223 25-61. 223-23-97 Обязательна пометка: КОНКУРС-СИБИРЬ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.