Научная статья на тему 'Историко-архитектурное наследие Омска'

Историко-архитектурное наследие Омска Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1257
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / СТРОИТЕЛЬСТВО / BUILDING / БЛАГОУСТРОЙСТВО / СТИЛЬ МОДЕРН / MODERNIST STYLE / URBAN LAND IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ерошкин Владимир Фёдорович

Рассмотрен один из региональных культурологических аспектов, связанных с дореволюционным периодом возведения зданий и сооружений в г. Омске. В результате сопоставления внешнего облика, раскрытия и анализа фактов возникновения построек различной стилевой направленности автор представляет общую картину архитектуры исторической части города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-архитектурное наследие Омска»

УДК 72.036 ГРНТИ 67.07.11

ИСТОРИКО-АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ОМСКА

В. Ф. Ерошкин

Омский государственный технический университет Россия, 644050, г. Омск, просп. Мира, 11

Рассмотрен один из региональных культурологических аспектов, связанных с дореволюционным периодом возведения зданий и сооружений в г. Омске. В результате сопоставления внешнего облика, раскрытия и анализа фактов возникновения построек различной стилевой направленности автор представляет общую картину архитектуры исторической части города.

Ключевые слова: архитектура, строительство, благоустройство, стиль модерн.

OMSK HISTORICAL AND ARCHITECTURAL HERITAGE

V.F. Eroshkin

Omsk State Technical University Russia, 644050, Omsk, prosp. Mira, 11

The article deals with a regional cultural aspect connected with pre-revolutionary period of building and construction in Omsk. The author presents a big architecture picture of the city's historical part comparing habitus, revealing and analyzing the origin of constructions with different styles.

Keywords: architecture, building, urban land improvement, modernist style.

«Многие называют Омск уголком Петербурга; до некоторой степени это справедливо... Здесь есть учительская семинария... музей ЗСОИРГО, помимо православных церквей есть церкви иных христианских исповеданий, а также синагога и красивая большая мечеть... В городских скверах два раза в неделю играет оркестр, общество устраивает в клубе спектакли...» (Телешов Н. 1894).

Выборки из текстов уже только этого автора показывают, насколько была интересна история города, несмотря на субъективность, которая бывает присуща человеку в своих суждениях, и как эта субъективность влияет на художественные образы, которые создает художник. Эти самые объективно-субъективные начала мы попытаемся проследить, рассматривая историческую архитектуру, вплетенную в канву современного города, погрузиться в

© В.Ф. Ерошкин, 2017

«Омск я увидел, возвращаясь в Россию, и своим открытым видом, широкими улицами он очень понравился мне».

Гарин-Михайловский Г.Г. 1891 г.

уникальный Geniusloci - Дух места, которым Омск безоговорочно обладает [1].

Как и у всякого города, у Омска был период наиболее интенсивного строительства, который пришелся на первую половину - середину XIX в. Архитектура зданий, составляющих историческую часть города, многолика и разнообразна по стилистической специфике. Здесь есть постройки, воплощающие классицистические тенденции архитектуры, здания с элементами модерна, ренессанса, ампира. Некоторые из них сочетают в себе несколько стилей, отражая в своем облике перемены общественных вкусов.

Наиболее значимым объектом архитектуры города того времени являлся Успенский кафедральный собор, разрушенный в 1935 г. и вновь восстановленный в настоящее время (рис. 1). Собор был заложен в 1891 г. Автор

проекта - известный петербургский архитектор Эрнст Францевич Виррих. Проект православного храма он выполнил в «русском» стиле, используя формы и детали церковной архитектуры XVII в. В 1898 г. трехпрестольный во имя Успенской Божьей Матери храм был построен и освящен. В основу его композиции легла классическая схема равноконечного креста. Полуциркульные окна зрительно облегчали мощь тяжеловесного барабана центрального купола. Их мотив перекликался с рисунком оконных проемов боковых главок и верхнего яруса колокольни. Форма «луковичных» куполов, красный цвет фасадов с белыми деталями усиливали сходство собора с образцами архитектуры допетровского времени. В 1919-1920 гг. в соборе служил протодиаконом М.Д. Михайлов, замечательный русский бас, народный артист СССР.

*

Рис. 1. Успенский кафедральный собор

В 1906-1907 гг. на землях архиерейского подворья, расположенного к югу от собора, возвели здание духовной консистории и архиерейский дом. Улица, образовавшаяся между этими домами и крепостью, стала называться Архиерейской (сейчас - Красина).

Консистория - это учреждение при епархиальном архиерее с церковно-административными и судебными функциями. Проект на строительство консистории и архиерейского дома составил Моисей Израилевич Шухман, воспитанник Петербургского института гражданских инженеров.

Оба здания были окончательно приняты строительной комиссией в октябре 1909 г. Архиерейский дом имел крестовую церковь в честь Благовещения Пресвятой Девы Марии. Декоративные формы фасадов зданий консистории и архиерейского дома были за-

имствованы из архитектуры церквей и теремов XVII в.

На пересечении Тарской и Казнаков-ской (ранее Соборной) расположены еще два здания постройки конца XIX века. Одно из них - Центральная фельдшерская школа. Здесь в течение трех лет обучались мальчики с 14-летнего возраста, приезжавшие из разных областей и губерний Сибири и Средней Азии. После революции в здании размещался Дом крестьянина, собственно, гостиница. Двухэтажное здание фельдшерской школы с тех давних пор не изменилось, хотя построено более ста лет назад. Утрачен лишь металлический ажурный козырек с консолями, украшавший главный фасад. Автор проекта школы -Эдуард Иванович Эзет, архитектор при управлении учебными заведениями Западной Сибири.

Другое здание - мужская классическая гимназия. Именно с нее началась застройка эспланады. В 1930-е гг., когда в здании уже размещалась общеобразовательная школа им. Ленина, был надстроен третий этаж. Оба здания выполнены в классическом стиле.

Заметным событием в Омске стало строительство городского театра (ул. Ленина, 8), возведенного по проекту Илиодора Геннадьевича Хворинова (рис. 2). Это была самая значительная постройка архитектора-инженера.

Рис. 2. Городской театр

Закладка здания театра состоялась 8 июля 1901 г. В 1904 г. строительство было завершено. Нарядное здание из красного кирпича стало украшением площади. Сложная объемно-пространственная композиция, купола и башни, декоративные детали из профилированного кирпича с белыми полосами швов создавали необходимые для театрального

здания праздничность и импозантность. В 1905 г. состоялась премьера - театр открылся спектаклем по пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».

В 1915 г. фасады театра претерпели разительные перемены. К западному фасаду был пристроен объем для склада декораций, фасады оштукатурены и декорированы лепными элементами в стиле ренессанса и ампира. Фронтон увенчался скульптурой крылатого гения с жезлом в руке.

Руководил работами подрядчик М.А. Кузнецов, а автором лепных работ был Владимир Францевич Винклер, чешский скульптор из числа военнопленных. Воспитанник Пражской академии художеств, принимавший участие в оформлении Национального театра в Праге, Винклер прожил в Омске всего четыре года, но оставил в его культурной жизни глубокий след. Крылатый гений, изваянный Винклером, удачно завершил композицию театрального здания и придал ему вполне европейский облик. В 1933 г. скульптуру сняли по идейным соображениям как не соответствующую духу времени. В 1987 г. театр вновь украсила женская крылатая фигура с лирой в поднятой руке. Скульпторы С. Головачев и Л. Семенов дали свою трактовку старому образу, внеся в статую экспрессию.

В начале 1930-х гг. были значительно реконструированы интерьеры подсобных помещений. Убрали магазины, за их счет расширили вестибюль, на боковых лестницах расположили двери; ранее изолированная галерея была соединена с буфетом и фойе, были оборудованы различные мастерские.

В 1969 г. выполнены боковые пристройки (арх. О.Л. Скрипко, инж. И.В. Вагнер), в 1978 г. - пристроен еще один дополнительный объем для хранения декораций (арх. М.П. Отставной).

На сцене театра в разные годы выступали известные артисты: В. Комиссаржевская, И. Варламов, П. Орленев, оперные артисты Ко-чергин и Боначич. В годы Великой Отечественной войны на сцене театра играли артисты московского театра им. Е.Б. Вахтангова [2].

Здание напротив театра - одно из трех, запланированных с целью благоустройства Центрального базара. В 1912 г. был объявлен конкурс на составление проектов и планов трех торговых корпусов для Омска. Согласно условиям конкурса, опубликованным в петер-

бургском журнале «Зодчий», все три корпуса должны были быть расположены вдоль Лю-бинского проспекта. Отделка корпусов предполагалась «простая, но изящная и солидная». Стиль - так называемый «декаданс», то есть стиль модерн, - не допускался. Ввиду недостатка средств Дума смогла построить лишь один корпус.

Победителями конкурса стали томские архитекторы А.Д. Крячков и В.Ф. Оржешко, а также петербуржец А.М. Зелигсон. Первой премии был удостоен проект под девизом «Синий круг» А.В. Крячкова, проекты двух других конкурсантов были отмечены денежными премиями и поступили в собственность города.

В пояснительной записке к проекту торгового корпуса Крячков писал: «Фасады здания проектированы в спокойных, монументальных формах стиля ампир. Фасад оштукатурен и окрашен в два колера. Основной тон легкий, золотистой охры или бирюзовый при белых колоннах, пилястрах и пр. Сзади фасад может быть лишь окрашен в целях экономии». Здание начали строить в июне 1913 г. и осенью 1914-го закончили.

Центр здания выделен портиком, объединяющим второй и третий этажи. Традиционная рустовка нижнего яруса и деликатная пластика классицистического характера участвуют в создании благородного и солидного архитектурного образа. Маскароны в крылатых шлемах покровителя торговли Меркурия, помещенные по обеим сторонам арки, раскрывают функцию здания. В настоящее время здание занимает музей изобразительных искусств.

Значительные сооружения были построены в конце XIX - начале XX в. на противоположной стороне, на месте крепостного рва. Здесь по проекту Э.И. Эзета возводится здание Первой женской гимназии (ул. Ленина, 10), которая открылась в августе 1863 г. Главным источником содержания женской гимназии служили проценты с капитала золотопромышленников Поповых, хранившегося в Томском Общественном банке. Поэтому Первую женскую гимназию именовали гимназией почетных граждан Поповых, а их портреты, написанные преподавателем рисования, художником Н.К. Молочниковым, украшали рекреационный зал.

Причудливо сочетаются в эклектичной архитектуре здания классические элементы с мотивами древнерусского зодчества. Обилие архитектурных членений на фасадах создает живописную рельефную поверхность. Отделка фасадов отличается хорошей прорисовкой и отточенностью деталей.

Справа от гимназии в 1883 г. был построен пансион для девочек, приезжавших для обучения из разных сибирских городов. Его назвали Александровским. Автором проекта являлся также Э.И. Эзет. Своеобразно архитектурное решение его парадного, выходящего на базарную площадь фасада. Наряду с декоративными формами классицизма - рустом, замковыми камнями над окнами - архитектор использовал мотив остроконечных арок у угловых и центрального ризалитов. В 1905 г. в связи с теснотой помещений появилась необходимость увеличить площади. Пристройка, включающая четыре большие комнаты, соединила здание гимназии и пансиона. В 1906 г. был пристроен дополнительный объем со стороны заднего фасада по центральной оси.

Самая оживленная улица Омска тех лет -Любинский проспект (рис. 3). Перспектива его предопределена градостроительным проектом В.И. Гесте с заложенными в нем основами классической регулярной планировки. Начинался проспект от Оми и заканчивался на базарной площади. Западный его участок в 1850-е гг. был засажен деревьями, и образовавшийся бульвар стали называть Любинским в память жены генерал-губернатора Г.Х. Гас-форда Любови Федоровны, умершей в 1852 г. в возрасте двадцати трех лет. Отсюда и название проспекта. Составляли улицу главным образом доходные дома и магазины. Их фасады, различные по стилистике и степени насыщенности декоративными элементами, роднит одна цель - привлекательность. В зависимости от вкуса заказчика и его возможностей выби-

рались средства выразительности из архитектуры прошлого: ренессанса, барокко, классицизма и других исторических стилей.

Поэтому постройки второй половины XIX - начала XX века называют эклектичными, от слова «эклектика», что означает «выбор», приводивший к смешению форм разных стилей на фасаде. Застройка улицы «в строку», когда здания разной этажности примыкают друг к другу торцами, характерна для градостроительной практики этого времени в связи с удорожанием земельных участков.

Первые кирпичные постройки на Любинском проспекте появляются в конце 1880-х гг. на месте деревянных домов и лавок [2]. Под горой расположился богатый магазин М.А. Шаниной (ул. Ленина, 5). Он построен в конце прошлого века на углу Гасфортовской (К. Либкнехта) и Любинского проспекта. Его фасады нарядны, перенасыщены лепными украшениями, сложными, завершающими карниз элементами - вазонами и балюстрадой, увенчаны разнообразной формы куполами и башенками. Облик дома, в котором, без сомнения, выразился вкус заказчицы, являлся рекламой ее состоятельности. Первый этаж и один верхний зал занимали отделы магазина, вход в них был как с угла, так и с горы, со стороны Любинского проспекта. Квартира Шаниной находилась на верхнем этаже. Висячий мостик с ажурной кованой решеткой, по которому она проходила домой, сохранился до сих пор. Архитектор здания - И.Г. Хворинов.

Перейдя Гасфортовскую улицу (К. Либкнехта), мы окажемся у магазина акционерного общества М. Феттер и Е. Гин-кель (ул. Ленина, 7). Дом был построен одним из первых на Любинском проспекте в 1880-е гг. и принадлежал Степану Семеновичу Волкову, купцу 1-й гильдии, почетному гражданину Омска, имевшему в городе много домов. Дом на Любинском проспекте был сдан в аренду обществу Н. Феттер и Е. Гин-кель, открывших в нем несколько магазинов.

К торцу дома Волкова примыкает самый старый в ряду построек Любинского проспекта дом купца А.Д. Козьмина (ул. Ленина, 9). Он был построен в середине 1880-х гг., возможно, по проекту Э.И. Эзета. Фасады с характерным геометрическим декором позволяют предположить автором дома его. В его стенах шла торговля галантерейными товарами мелких владельцев магазинов.

Стилистически противоречив фасад соседнего дома купца Ильи Григорьевича Чирикова (ул. Ленина, 11), построенного в начале века. Позднее его купила М.А. Шанина. Дом выделялся среди своих «собратьев», поставленных «в строку», сложностью декора, обрамлявшего оконные проемы. Центральную ось акцентировал балкон-фонарик с колоннами и шлемовидной башенкой. Первый этаж занимал магазин М.С. Саметника, торговавшего часами и золотом, часть второго -городская железнодорожная станция, где продавались билеты, принимался и выдавался различный груз. С 1914 г. дом принадлежал двум хозяевам, которые продемонстрировали свою самостоятельность в отделке фасада: его левая часть была оформлена в стиле модерн.

Здание рядом - дом братьев Ф.В. и С.В. Волковых (ул. Ленина, 13) с магазином Медицинского общества. Наверху размещался Русско-Азиатский банк. В 1918-1919 гг. здесь работала редакция газеты «Заря», а в 1920-е -редакция газеты «Форрадалом» [2]. Торговый дом Волковых - типичный образец стилевой системы эклектики в ее позднем варианте. Фиксируя угол застройки, здание получило два лицевых фасада: главный, выходящий на Лю-бинский проспект и боковой, ориентированный на ул. Гасфортовскую. Архитектурно-планировочное решение внутренних помещений и стилевая характеристика фасада здания относится к поздней архитектурной эклектике [3].

К дому Волковых примыкают еще несколько зданий: дом, принадлежавший Н.К. Шкроеву (Ленина, 17), во дворе которого сохранилась более ранняя постройка - кирпичная лавка с цифрой «1883» на обитых железом дверях; дом купца С.М. Колпакова с фасадом, богато оформленным лепниной (ул. Ленина, 19); одноэтажный дом кампании «Зингер», надстроенный в 1930-е гг. и украшенный деталями со сложным растительным рельефом в духе ренессанса; и, наконец, угловой дом вдовы омского купца Натальи Васильевны Козьминой (ул. Ленина, 21).

Все эти здания, участвующие в формировании панорамы восточной стороны Лю-бинского проспекта, объединяет общая тенденция соединения мотивов разных стилей и, как следствие, нарочитая, безудержная декоративность.

В 1904 г. Московская Богоявленская артель построила огромный магазин «Московские торговые ряды» (ул. Ленина, 14) и склад. В залах первого этажа разместились оптовые магазины известных Товариществ мануфактур: «С. Морозов с Сыном и К0», «Братья Носовы», «П.М. Рябушинский с Сыновьями», «В. Грязнов и Я. Лабзин» и др. Вверху находились конторы.

Новое торговое здание затмило своей представительностью соседние дома. Каркасная система позволила увеличить размеры оконных проемов первого этажа и число полуциркульных окон второго. Мощные, обработанные «рваным» рустом лопатки, членят плоскость парадного фасада, придавая зданию монументальность. Смягчают ее три башни выразительного абриса, напоминающие купольные завершения французских построек XVII в. Автор проекта торговых рядов — московский инженер-архитектор Оттон Вильгельмович Дессин.

В 1905 г. рядом с Московскими торговыми рядами был возведен дом московского фабриканта Викулы Саввича Морозова (ул. Ленина, 16), а рядом с ним на одном из участков вырубленной в том же году Любиной рощи был выстроен трехэтажный дом, принадлежавший купцу 2-й гильдии Г.В. Терехову (ул. Ленина, 18). Два этажа заняла гостиница «Россия», первый этаж и подвалы - магазины. Когда Терехов умер, наследники продали дом богатому казаку Григорию Евлампиевичу Грязнову, который сделал пристройку к дому, увеличив гостиницу и помеще-

ния магазинов. Изменились и фасады: на стенах появился обильный лепной декор с цветочными гирляндами и раковинами; шлемовидные башенки уступили место усеченным трапециевидным с ажурной металлической решеткой. В этой респектабельной гостинице снимали номера представители иностранных фирм, артисты, приезжавшие на гастроли. В ноябре 1915 г. в 43-м номере останавливался известный русский поэт Константин Дмитриевич Бальмонт во время своей поездки по Сибири. Зимой 1920 г. в гостинице жил и работал чешский писатель-сатирик Ярослав Гашек.

Торговый комплекс Любинского проспекта завершает на северо-западной его стороне дом Алексея Ганшина, который строился в две очереди: с 1905 по 1906-й и в 1911 г. (сыном Ганшина) (ул. Ленина, 12). Здесь размещались магазины Фабрично-торгового товарищества «Братья Овсянниковы и А. Ганшин с Сыновьями» [2, 3]. Привлекательностью своих фасадов торговое здание спорило с Московскими торговыми рядами. Обилием форм и мотивов различных архитектурных стилей -классицизма, ренессанса, модерна - отмечены фасады, выходящие на три улицы: Гасфортов-скую, Любинский проспект и Музейную. Сияющие поверхности зеркальных витрин создавали дополнительный эффект выразительности экстерьеров. Стеклил окна известный в Омске стекольщик А.М. Аронов. Ворота, козырьки и консоли, украшавшие вход, балконные и над-карнизные решетки были изготовлены на механическом заводе К.В. Куликова, находившемся на Думской улице (ул. 10-летия Октября). Неизменной деталью крупных торговых сооружений на Любинском проспекте являются башни. Шлемовидной башней акцентирована и угловая часть дома Ганшина. Каркас таких башен - деревянный, покрыт листовой жестью, чаще чешуйчатым гонтом и обращает на себя внимание своей декоративностью. Большие окна на ночь закрывались металлическими гофрированными шторами. Богаты были интерьеры магазина. С 1920 г. в этом здании находится медицинский институт.

В 1908 г. у Железного моста, соединяющего берега Оми, была сооружена каменная Серафимо-Алексеевская часовня (рис. 4). Свое имя часовня получила в честь наследника Алексея, а также Серафима Саровского Чудотворца. Вероятнее всего, часовня была построена по проекту известного сибирского зодчего

Рис. 4. Серафимо-Алексеевская часовня

А.Д. Крячкова. Строительные решения включают элементы ярославской архитектуры. По другим данным, авторство часовни принадлежит фон Гогену. Снесенная в 1908 г., в настоящее время она восстановлена.

На возвышенном участке, доминируя в окружающей застройке, стоит дворец генерал-губернатора Степного края. Он был построен на месте Посольского дома, в котором останавливались приезжавшие в Омск азиатские посланцы. В 1823 г., во время большого опустошительного пожара, Посольский дом сгорел, и до 1857 г. место пустовало.

Заказчиком дворца был генерал-губернатор Западной Сибири Густав Христиа-нович Гасфорд (1794-1874), генерал-лейтенант, член Вольного экономического и Русского Географического общества. Дворец строился по образцовому проекту, разработанному в Департаменте проектов и смет Министерства внутренних дел. Руководил строительством чиновник особых поручений по технической части Главного Управления Западной Сибири, городской архитектор Фридрих Фридрихович Вагнер, обучавшийся в Московском дворцовом архитектурном училище. Здание строилось с 1859 по 1862 г. Подрядчик Алексей Ефимович Гудович получил за работу золотую медаль.

Дворец построен по образцу русских городских усадеб. В комплекс дворца входили одноэтажные надворные постройки, конюшни, жилые помещения прислуги, служебные, караульные помещения, кухня, амбары и т. п. При дворце располагались оранжереи и теплицы. На Каслинском заводе в Екатеринбургском уезде были изготовлены лестницы за 2468 рублей 90 копеек. Изготовил их Павел Степанович Голышев. Мебель для дворца заказывалась

в Петербурге и на Сузунском заводе (ныне Новосибирская область).

В композиционном и пластическом решении дворца отчетливо прослеживаются черты ренессансной архитектуры. Центральная часть здания акцентирована поэтажным ордером, углы замкнуты рустованными лопатками. Главенствующее положение дворца в окружающей постройке создает бельведер с полуциркульными окнами. Отсюда гости дворца обозревали панораму Омска и его окрестностей [2]. С 1985 г. все здание бывшего генерал-губернаторского дворца занимает Музей изобразительных искусств.

Здание Общественного собрания (ул. Ленина, 25) было построено в 1859 г. По-видимому, автором проекта и его строителем был Ф.Ф. Вагнер. В 1906 г. к зданию с восточной стороны пристроили двухэтажный дом, а также значительно изменили облик построенного раньше здания, усложнив его строгие классицистические фасады лепными украшениями и высокими прихотливой формы фронтонами. В 1946 г. в здании был открыт Театр музыкальной комедии (до 1982 г.).

В 1880-е гг. купец Зайцев построил напротив усадьбы генерал-губернаторского дворца дом специально для гостиницы (ул. Ленина, 22) и передал его своей жене. Нижний этаж владелица сдавала Русскому музыкальному обществу. Верхние этажи занимала гостиница «Европа». Здесь было двадцать шесть комфортабельных номеров. Архитектурный облик бывшей гостиницы «Европа», в настоящее время отличается от того, какой она была в конце 1910-х гг., в частности, утрачена башенка в центре здания, подвальные окна прикрывает высоко поднятый тротуар.

Одним из самых значительных сооружений старого Омска является здание кадетского корпуса (рис. 5). Первым зданием, включенным в комплекс кадетского корпуса, была воинская канцелярия, построенная в 1826 г. и вскоре переданная в ведение Омского войскового казачьего училища. С 1846 г. это двухэтажное с шестиколонным портиком здание стало именоваться Сибирской военной гимназией. В 1879 г. Э.И. Эзет пристроил здания спальных и учебных корпусов, по стилистике фасадов близкие основному объему. В комплекс кадетского корпуса вошел и лазарет, построенный в 1913 г. вдоль Русиновской

улицы (ул. Короленко) [2]. За свою историю заведение не единожды переименовывалось: с 1882 по 1907 г. учебное учреждение на Атаманской улице называлось Сибирским кадетским корпусом, с 1907 г. до установления советской власти - Омским кадетским корпусом. С 1920 г. в стенах здания размещается военное училище, именуемое Общевойсковым дважды Краснознаменным высшим командным училищем им. М. В. Фрунзе. В настоящее время это Омский кадетский военный корпус.

Рис. 5. Кадетский корпус

В 1833 г. напротив войскового казачьего училища началось строительство Николаевской церкви, или, как чаще говорят, Никольского собора (рис. 6). Согласно документам Государственного архива Омской области, церковь построена «по рисункам архитектора В.П. Стасова», выдающегося русского зодчего.

Рис. 6. Никольская церковь

На месте чертежи подверглись переработке: для прочности предлагался более высокий купол и уменьшенный продольный фасад церкви. Строительством руководил инженер-поручик И.М. Лещев. В июле 1916 г. церковь официально преобразована в собор. Объемно-пространственная композиция храма и решение

фасадов определено классической традицией. К кубическому объему, увенчанному куполом, примыкает с запада колокольня с островерхим шатровым завершением. Четыре придела с престолами выделены на фасаде портиками с фронтонами.

На коротком отрезке до ул. Масленникова (бывшей Перевозной) представлены интересные образцы так называемого «кирпичного» стиля. Это довольно условное название определил материал стен, для кладки которых применялся фигурный, профилированный кирпич. Различные способы кладки из такого кирпича позволяли создавать живописные, причудливые фасады.

На углу улиц Чокана Валиханова (бывшей Плотниковской) и Атаманской построен в начале 1910-х гг. краснокирпичный особняк в стиле модерн (ул. Ленина, 39). Ассиметрия в композиции фасадов, многообразие форм оконных проемов, добротность кирпичной кладки с разделкой швов выделяет дом в окружающей застройке. Принадлежал он Константину Адольфовичу Гриневицкому, управляющему Омским отделением Русского для внешней торговли банка. В 1919 г. его занял министр финансов. В настоящее время здесь располагается Консульство Республики Казахстан.

Затейлив фасад кирпичного дома генерал-майора Д.Н. Козлова (ул. Ленина, 34). При выходе в отставку он вложил свои деньги в недвижимое имущество, построив в 1910 г. дом. Здание вытянуто в глубину. Уличный фасад узкий; четыре сближенные осями окна двух этажей смотрят на улицу. Сложная обработка оконных проемов пилястрами и наличниками из профилированного кирпича и высокий фигурный аттик придают дому особую привлекательность. Усиливала ее и красивая кованая решетка ворот, выполненных на чугу-но-литейном заводе Куликова. Украшением фасада были и водосточные трубы - образцы искусства мастеров железопросечного дела. До наших дней они не сохранились.

Солидны и строги формы построенного в 1916 г. здания, в котором разместилось среднее учебное заведение для детей обоего пола -частная гимназия М.В. Каеш (ул. Ленина, 36). Основной объем здания фланкируют боковые ризалиты, завершающиеся ступенчатыми аттиками. Центральная ось подчеркнута средней пилястрой ионического ордера и небольшой четырехреберной башенкой над

карнизом [2]. Изящно исполненные лепные элементы - картуши, гирлянды, завитки капителей, облицовка серого цвета с разделкой швов, имитирующая кладку из крупного камня, созвучны общему стилевому решению фасада.

На противоположной стороне выделяется здание с фасадом из красного кирпича (ул. Ленина, 38). Большое арочное окно второго этажа, различные способы кладки кирпича, рельефность поверхности стен создают живописную игру светотени на фасадах. Владельцем дома был А.С. Кабалкин.

В 1912 г. на Атаманской (ул. Ленина, 48) было выстроено еще одно здание, заслуживающее внимания. В нем находились коммерческое училище и торговая школа. Решение его фасадов было близко стилю модерн. Фасад разделен двумя чуть выступающими от плоскости стены ризалитами, которые завершаются аттиками с длинными кронштейнами, напоминающими элементы крепостных стен средневековья. Все это придает строению привлекательный и нарядный вид.

Чуть позже, в 1915-1916 гг., на углу улиц Станичной и Плотниковской (ныне Комисса-ровской и Ч. Валиханова) возводится по проекту Л.А. Чернышева четырехэтажный доходный дом отставного полковника А.Г. Михайлова. За присущую ему монументальность и сходство со средневековой башней-донжоном он был назван «замком». Плоские фасады здания, возвышающиеся над малоэтажными деревянными домами, демонстрировали незатейливое декоративное оформление стен. Внешние границы помещений здания проявлялись либо объемно -ризалитами, либо композиционно - расположением оконных проемов. Особый шарм придавали зданию застекленные веранды больших балконов на северном (дворовом) фасаде. Они примыкали к центральному ризалиту и вместе с его огромными стеклянными плоскостями окон создавали образ нового современного здания. Своеобразные легкие веранды в виде застекленных эркеров опирались на металлические стойки-опоры.

Характерным проявлением раннего модерна, оживляющим лаконичную поверхность стен, можно считать мотив бегущей волны на южном фасаде здания, который медленно «затухает» на его восточной стороне. Верхнее пространство ризалитов заполняют трижды повторенные, изящные линии

рельефа. Занимая верхнее пространство ризалитов, они динамично изгибаются дугами, вплетаются с каждой стороны в единый круг, а затем, образуют цветочные стебли, опадающие вниз.

В оформлении фасадов участвует также характерный для модерна мотив - окружность с лентами или тремя пересекающимися линиями, кроме этого в декор введены языческие идеограммы древних славян. Изобразительные символы земли и солнца - на угловых срезах ризалитов и символ вспаханного поля - на их парапетах. Появление славянской символики объяснялось родом занятий хозяина доходного дома А.Г. Михайлова - землевладельца, члена Омского отделения Московского общества сельского хозяйства [3].

Нельзя обойти вниманием еще три сооружения, формирующие облик старого Омска. Это, прежде всего, здание конторы братьев Роберта и Томаса Эльворти, (угол улиц Тарской и П. Морозова), построенное в 1913 г. по проекту того же Л.А. Чернышева и являющееся одним из лучших образцов стиля модерн в городе.

Здание конторы Эльворти - кубическое, краевые ризалиты обрели почти башенный облик. Можно заметить, что один ризалит на западном фасаде словно «поглощен» с севера четырехэтажным строением - складов (вследствие недостаточной площади под постройку). Только этим и можно объяснить странное, на первый взгляд, «наложение» зданий конторы и складов друг на друга: к симметричному южному фасаду «приткнулся» объем конторы с вынужденной асимметрией западного фасада. Наличие двухэтажного флигеля с правой стороны участка, пристроенного к складам, несколько уравновешивало композицию, объединенную изящной кованой оградой на столбиках, в стиле модерн (до настоящего времени не сохранились). Разделенный на три части южный фасад здания, с лаконично застекленными и симметрично расположенными окнами завершают широкая «волна» карниза ограниченного двумя фланговыми ризалитами и две женские гермы, словно наяды, покачивающиеся на этой волне. Ковровый цветочный орнамент заполняет полукруглый тимпан. Своеобразным акцентом выступает небольшой решетчатый балкон третьего этажа, ограничивающий полукруглый проем окна с встроенной в него дверью [4].

Другое здание, находящееся на улице Думской, - городская дума и управа. Оно построено в 1897 г. по чертежам М.И. Шухмана. Руководил строительством военный инженер Николай Евгеньевич Вараксин. Вся дальнейшая деятельность органов местного самоуправления и наиболее важные события в жизнеустройстве города непосредственно ассоциируются с этим архитектурным сооружением. Здесь принимались решения по благоустройству и инженерному обеспечению Омска, рассматривались вопросы строительства важных для города объектов; думой объявлялись и проводились конкурсы российского масштаба.

С точки зрения архитектуры оно представляет собой разновидность «русского стиля» конца XIX в. в композиционном единстве с элементами демократического направления, что, однако, не лишает его определенной нарядности. Это стиль, для которого характерно применение открытого материала -неоштукатуренного красного кирпича и дерева, часто путают с «кирпичным стилем», использующим в декоре фасадов, как правило, бесстилевые мотивы и пропагандирующим «программный прагматизм» с девизом: строить дешево и быстро!

В 1899 г. - в год 100-летнего юбилея со дня рождения А.С. Пушкина - Городская дума решала вопрос о строительстве нового здания общественной библиотеки, и в 1905 г. был составлен проект «расширения здания Омской городской управы с помещением для городского ломбарда, с кладовыми Пушкинской библиотеки...». Проект был составлен архитектором-художником Григорием Степановичем Бартковским. Следует отметить профессиональный такт Г. Бартковского, который в стилевом отношении шел тем же путем, что и его предшественник Н.Е. Вараксин, соединяя приемы «русского стиля» и, наряду с этим, сохраняя уже существовавшие главные доминанты, - башню и крыльцо. Привнесенный же им в композицию главного фасада высотный шестигранный шатер стал тем пластическим акцентом, что позволил «погасить» монотонность здания вследствие его расширения.

И, наконец, великолепный четырехэтажный доходный дом А.В. Печокас, построенный в 1910 г. на углу улиц Тобольской (Орджоникидзе) и Надеждинской (Чапаева), в настоящее время считающийся лучшим в Ом-

ске зданием, выполненным в стиле модерн (рис. 7). Имя архитектора неизвестно. Печокас являлась женой человека, возглавлявшего известный в Сибири завод по производству строительных материалов, цветного стекла и глазурованной плитки. Возможно, специфика бизнеса и стала одной из причин появления в Омске такого интересного здания. В одной части дома находилась квартира А.В. Печокас, другую владелица сдавала в аренду. В здании размещались контора акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей и Землемерное училище. Кроме того, в доме проживал еще один примечательный человек -брат мужа К.И. Печокас. Он был владельцем лесопильного завода в Тобольске, что отчасти послужило почвой для рождения легенды о спрятанных в доме сокровищах императорской семьи, которая была выслана в Тобольск.

Здание имеет два фасада, выдержанные в одном стиле, но совершенно отличающиеся друг от друга насыщенностью архитектурных деталей, формой и размерами дверей, оконными переплетами старинных рам. На втором и четвертом этажах главного фасада асимметрично расположены два балкона с характерными для модерна причудливо орнаментированными металлическими ограждениями.

Угол здания скошен и акцентирован балкончиком и эркером. Эркер высотой в два этажа декорирован растительным орнаментом и живописным панно. Его поддерживают два кронштейна оформленные также в соответствии со стилем модерн. Панно, представляющее пейзаж с рекой и судами, помещено в нижней части эркера. Пейзаж выполнен на керамической плитке.

Дом А.В. Печокас - единственное в Омске здание, на фасаде которого можно увидеть подобное панно. Под эркером расположен вход с застекленной дверью. Еще один эркер

Рис. 7. Дом А.В. Печокас

находится со стороны второго фасада, на этот раз на всю высоту здания, и, конечно же, с оконными проемами со столь характерными для модерна очертаниями. На первом этаже эркер имеет живописный изгиб, отделяющий еще один вход в здание. Модерновые ручки украшают деревянную массивную дверь. Над дверью расположен козырек с керамическими вставками и металлическим спиралевидным орнаментом по периметру. Над козырьком -оконный проем причудливого очертания, окруженный растительным узором. Рядом с ним находятся сдвоенные окна, на этот раз объединенные при помощи декоративного элемента на фасаде здания.

В настоящее время здание переживает не лучшие свои времена. И хотя легкая обветшалость часто придает зданиям особый шарм, состояние доходного дома А.В. Печо-кас уже давно перешло эту границу и продолжает ухудшаться. Если ничего не предпринимать, то в будущем омичи вообще могут лишиться этого прекрасного образца стиля модерн [5]. Не в лучшем состоянии находятся и многие другие здания из перечисленных в статье, что заставляет задуматься об историко-архитектурном «лице» города.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

REFERENCES

1. Чирков В. Ф. Воскресные беседы и встречи в Доме художника. Омск: ОО ВТОО «Союз художников России», 2016.

2. Девятьярова И.Г., Селюк В.И. Прогулки по старому Омску. Омск: ИТО «Феникс», 1991. 64 с.

3. Гуменюк А.Н. Сибирский «замок» в стиле модерн. К вопросу атрибуции // Омский научный вестник. Омск: ОмГТУ, 2014. № 3 (129). С. 221-225.

4. Хахаева М.Ж. Контора фирмы братьев Эльворти в Омске. К вопросу атрибуции памятника

1. CHirkov V.F. Voskresnye besedy i vstrechi v Dome hudozhnika. Omsk: OO VTOO «Soyuz hudozh-nikov Rossii», 2016.

2. Devyat'yarova I.G., Selyuk V.I. Progulki po staromu Omsku. Omsk: ITO «Feniks», 1991. 64 s.

3. Gumenyuk A.N. Sibirskij «zamok» v stile modern. K voprosu atribucii // Omskij nauchnyj vestnik. Omsk: OmGTU, 2014. № 3 (129). S. 221-225.

4. Hahaeva M.ZH. Kontora firmy brat'ev EH-l'vorti v Omske. K voprosu atribucii pamyatnika

архитектуры // Омский научный вестник. Омск: ОмГТУ, 2014. № 4 (131). С. 223-228.

5. Омск. Доходный дом А.В. Печокас - жемчужина омского модерна [Электронный ресурс]. URL: http://d-popovskiy.livejoumal.com/55589.html (дата обращения: 27.12.2016 г.).

Ерошкин Владимир Фёдорович - профессор кафедры дизайна, рисунка и живописи института сервиса Омского государственного технического университета, член Союза художников России, почетный член творческого Союза Международной Федерации художников, член Международной ассоциации изобразительных искусств, заслуженный деятель искусств РФ, действительный член Петровской академии наук и искусств.

arhitektury // Omskij nauchnyj vestnik. Omsk: OmGTU, 2014. № 4 (131). S. 223-228.

5. Omsk. Dohodnyj dom A.V. Pechokas - zhem-chuzhina omskogo moderna [EHlektronnyj resurs]. URL: http://d-popovskiy.livejournal.com/55589.html (data obrashcheniya: 27.12.2016 g.).

Eroshkin Vladimir Fyodorovich - professor of department of design, drawing and painting of institute of service of the Omsk state technical university, member of the Union of artists of Russia, honorary member of the creative Union of the International Federation of artists, member of the International association of the fine arts, honored artist of the Russian Federation, full member of Petrovsky academy of Sciences and arts.

Статья поступила в редакцию 18 января 2017 г.

Информационная поддержка научных журналов

Вестник Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования, полнотекстовые версии статей начиная с 2006 года размещаются в Научной электронной библиотеке. Журнал включен в Перечень ведущих журналов и изданий, в которых должны публиковаться основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук (от 01.12. 2015) по следующим отраслям науки (ВАК):

Шифр Отрасль науки, группы специальностей

07.00.00 Исторические науки и археология

10.00.00 Филологические науки (10.01.00 литературоведение, 10.02.00 языкознание)

25.00.00 Науки о Земле

К публикации принимаются рецензии и отзывы на монографии, учебники, учебные пособия, хроники научных мероприятий.

Статьи российских и зарубежных авторов публикуются на русском языке или на английском как языке межнационального общения. В порядке исключения возможна публикация на других ведущих европейских языках: немецком или французском.

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. При перепечатке материалов ссылка на журнал «Вестник РГУ имени С.А. Есенина» обязательна.

Контакты: РФ, 390000, Рязань, ул. Свободы, 46. i.erlihson@rsu.edu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.