zi теория и история архитектуры, реставрация ii i i
и реконструкция историко-архитектурного наследия 1111
УДК 72.035
Глазырина Ю.И. - аспирант
E-mail: jari_f@mail.ru
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРХИТЕКТОРА КАРЛА МЮФКЕ В САРАТОВЕ
АННОТАЦИЯ
В статье освещается саратовский период жизни архитектора Карла Людвиговича Мюфке, даются краткие биографические данные и описание наиболее крупных реализованных проектов зодчего в городе Саратове. Основной целью данной работы является изложение малоизвестного для жителей Казани этапа жизни знаменитого архитектора.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: история архитектуры, архитектор, Мюфке К.Л., город Саратов, Саратовский государственный университет.
Glazyrina Yu.I. - post-graduate student
Kazan State University of Architecture and Engineering
THE CREATIVE ACTIVITY OF ARCHITECT KARL MUFKE IN SARATOV
ABSTRACT
In this article author describes the period of Karl Mufke's life in Saratov and gives some brief biographical facts and the description of architect's main projects, which were built there. The main purpose of this work is to inform the Kazan dwellers about very little known period of creative activity of famous architect.
KEYWORDS: history of architecture, architect, K. Mufke, Saratov city, Saratov State University.
Архитектор Мюфке Карл Людвигович (1868-1933 гг.) известен в Казани по таким ярким памятникам архитектуры, как, например, Дом Ушковой (Национальная библиотека РТ) и Художественная школа на улице Карла Маркса. Но немногие казанские жители знают, что основную часть жизни, около двадцати четырех лет, Мюфке посвятил Саратову, где он создал весьма значимые для этого города архитектурные комплексы. Правда, и в Саратове исследователи творчества Мюфке скупо освещают казанский период его деятельности - начало карьеры выдающегося архитектора. Данная статья посвящена краткому описанию жизни Карла Людвиговича в Саратове и основных его реализованных проектов.
В конце 1900-х годов в жизни Карла Людвиговича произошел ряд трагических событий. В 1907 году от тяжелой болезни скончалась молодая жена Мюфке - Наталья, что стало ударом для Карла. В следующем же году в Воронеже умирает его отец. Эта сложнейшая полоса в жизни преуспевающего архитектора усугублялась и ухудшением отношений с руководством художественной школы, в которой на тот момент он состоял руководителем архитектурного отделения. На протяжении почти двух лет Мюфке не занимался профессиональной деятельностью. Трудный период в жизни зодчего закончился благодаря удачному стечению обстоятельств.
В 1909 году было принято решение об открытии в Саратове Императорского университета, ректором назначается доктор медицины, профессор Разумовский В.И. - старый друг Карла Людвиговича и бывший лечащий врач его жены. Естественно, он был в курсе тяжелых событий в жизни Мюфке и пригласил его на должность архитектора-строителя Саратовского университета. Но Разумовский не остановил бы свой выбор на кандидатуре Карла Людвиговича, не будучи уверенным в его профессиональной компетентности. На тот момент Мюфке уже имел богатый опыт в проектировании и строительстве университетов. В Казани по его проекту и под его руководством было возведено одно из наиболее современных и удобных учебных заведений того времени - это здание Художественной школы. Длительное время Карлом Людвиговичем велась работа по реконструкции, расширению и переустройству комплекса зданий Казанского университета. В рамках этого проекта архитектором был тщательно пересмотрен генплан существующего университетского городка, составлены проекты Восточного и Западного пристроев к Главному зданию университета, были запроектированы новые здания. К сожалению, реализовано было лишь Западное крыло к Главному зданию и реконструкция последнего.
С лета 1909 года Карл Людвигович живет в двух городах, совмещая должности архитектора университета в Саратове и работу в Художественной школе в Казани, где остались на попечительстве родителей покойной жены сыновья Мюфке. Только в 1912 году Мюфке окончательно переезжает в Саратов, получив отставку в Художественной школе.
Как уже было упомянуто выше, университет в Саратове был открыт только в 1909 году. Место его размещения выбиралось длительное время, но в итоге им стала Московская площадь в историческом центре города. Эта площадь имела достаточно большие размеры для устройства всех необходимых зданий Университета, но она прорезалась по центру Московским трактом, что затрудняло проектирование единого комплекса. По первоначальному представлению главные здания университета предполагалось расположить на левой (по направлению от Волги) половине площади (первая очередь строительства), а все здания необходимых университету клиник и другие строения -на правой половине (вторая очередь). Но вскоре решение о выделении всей Московской площади было отменено, что в корне изменило характер планировки. Проектирование, параллельно со строительством, затянулось на несколько лет. На протяжении трех лет с 1909 года Мюфке представлял на рассмотрение строительной комиссией Университета большое количество вариантов и генплана комплекса, и проектов всех зданий ансамбля, в которые вносились поправки и изменения.
Согласно утвержденному генеральному плану (рис. 1) на левой половине площади, ограниченной улицами Астраханской, Большой Казачьей, Казарменной (ныне Университетская) и Московской планировалось размещение шести зданий - это два симметричных корпуса Института экспериментальной медицины (фасады на главную Московскую улицу), корпус Физического института (фасад на улицу Университетскую) и корпус Анатомического театра (фасад на улицу Большая Казачья) - как первая очередь, и здание Химического института и Научной библиотеки, замыкающие углы площади, - как вторая очередь.
Рис. 1. Генеральный план комплекса Саратовского университета, разработанный К. Л. Мюфке,
совмещенный с современным генпланом
Общая композиция расположения зданий на проектируемом участке выполнена Мюфке с особым мастерством. Зеркальные корпуса Института экспериментальной медицины создают «приглашающий» эффект, где в глубине видна центральная часть курдонера корпуса Анатомического театра. Архитектор, удачно расположив здания, создал во дворе некое уютное пространство, объединяющее три здания. Здание Физического корпуса должно было быть поддержано зданием Химического института на противоположенной стороне. Мюфке продуманно расположил аллеи и дорожки на территории комплекса для наилучшего восприятия всех зданий зрителями, проходящими по территории Университета. Карл Людвигович оставил и свободные пространства для дальнейшего расширения ансамбля. Если бы под комплекс Университета были использованы обе половины площади, то в одном из вариантов проекта на противоположной стороне Московской улицы предполагалось строительство главного здания, наиболее грандиозного и по размерам, и по архитектурным решениям (сохранился лишь проект), оно завершало бы композицию всей площади.
Должна сказать, что на сегодняшний день планировочную задумку талантливого архитектора изменили в худшую сторону многочисленными переделками и постройками зданий, выбивающихся из стиля. При жизни Мюфке были возведены четыре корпуса основного комплекса - запланированная первая очередь. На месте, где по проекту К. Мюфке должно быть здание Химического института, в 1950 г. было выстроено здание административного корпуса. Автор его, Усов Н.К., принял за основу проект мюфкинского Физического корпуса, практически не изменив ни планы, ни фасады. Архитекторы Фридман М.Н. и Истомин С.В. в 1957 году запроектировали здание университетской библиотеки в правом углу ансамбля - приблизив очертания здания к планируемым Мюфке, но в остальном не использовав идею Карла Людвиговича. В 70-х годах были построены корпуса механико-математического и физического факультетов, в 90-х еще два новых корпуса. Последние постройки были выполнены в стиле своего времени и диссонируют с основным ансамблем, иногда и доминируя над старыми зданиями, что, несомненно, ухудшает восприятие всего комплекса.
Общая стилевая направленность комплекса была определена строительной комиссией Университета во главе с ректором Разумовским В.И. как «классический стиль, но не в обычных шаблонных формах, а в оригинальной современной трактовке его» [3]. Во всех запроектированных зданиях Мюфке сочетал неоклассику и модерн, как в экстерьерах, так и в оформлении интерьеров.
Первыми начали возводиться два здания Института экспериментальной медицины в 1909 году. Применение симметричных зданий в непосредственной близости друг от друга - достаточно рискованный прием, но Мюфке блестяще справился с этой задачей. Ритм, пластика и богатство главных фасадов, встречающих на Московском тракте зрителей, не дают эффект однообразности, и при проходе между этими зданиями в центральный двор комплекса можно увидеть, как стилистически меняются фасады - от неоклассики уличного парадного фасада к модерну уютного дворового.
Композиционно здание состоит из четырех объемов: основного, вытянутого вдоль Московского тракта, двух блоков по бокам от него и четвертого, направленного перпендикулярно основному объему во двор. Здание трехэтажное, зрительно разделено горизонтально, первый этаж выделен рустовкой, второй и третий этажи, имея четкий ритм окон, дополнительно подчеркнутый пилястрами, неотштукатурен. Главный фасад симметричен, центральная, входная часть выделена из плоскости ризалитом с четырехколонным портиком большого ионического ордера, как и боковые объемы, создавая четкую композицию в три оси. Завершение выступающих частей имеет богатые карнизы и парапетные стенки. Главный фасад украшен декоративными элементами: венками, гирляндами в подоконных нишах, на центральной части фасада над окнами третьего этажа располагаются вырезанные из камня фигуры сов (символ мудрости) и голова Афины, покровительницы врачей, а выше имеется надпись - «Институт экспериментальной медицины».
Остальные фасады, сохраняя лишь горизонтальное членение главного фасада, имеют более свободную пластику. Продвигаясь внутрь двора между корпусами, нам открывается фасад бокового объема, тоже имеющий симметричную композицию, но оформленный уже менее парадно. Приглашающий эффект создают срезанные углы здания, представляя далее уже совсем иной фасад -наполненный элементами модерна. Четвертый блок, дворовой, имеет сбитые по высоте окна различных размеров, преувеличенный вынос карниза, верхний этаж выделен крупными арочными окнами актового зала (рис. 2). Фасад данного объема, выходящий на главную аллею комплекса, выделен двумя башенками по углам и округлым эркером с просторным балконом. Башни имеют четыре этажа и технический. В одной расположена лестница, что на фасаде подчеркивается сбитыми по линии маршей окнами.
Рис. 2. Современный вид на корпус Института экспериментальной медицины со двора (авторская фотография)
Планировочно данный корпус имеет весьма четкую структуру, главный блок центральным коридором объединяет все объемы, в каждом из которых своя лестница и свой выход. Визитной карточкой Карла Мюфке всегда являлись богатые интерьеры входных узлов, вестибюлей, аудиторий. Анфилада входных пространств завершается богатой лестницей, которая выполнена в традиционной для Мюфке манере - первые ступени расширены и имеют закругления. Все аудитории запроектированы для удобства студентов, как амфитеатры с проходами по середине и лестницами по бокам, и со входами на двух уровнях. Пластика арок и арочных перекрытий, лепного декора - все это создает неповторимое впечатление.
В сентябре 1913 года корпуса приняли первых студентов.
На данный момент, в связи с отделением от Саратовского государственного университета медицинского факультета в отдельный университет, здания принадлежат разным вузам. Это заметно с первого взгляда: один корпус, принадлежащий Медицинскому университету (СМГУ), отреставрирован, другой же в плачевном состоянии.
Еще одно здание комплекса, находящееся в ведение СМГУ, в котором проводились реставрационные работы - это здание Анатомического Театра. Строительство этого корпуса началось немного позднее, чем первых двух, в 1911 году, но вместе они являют собой единую композицию. Сложная многообъемная постройка симметрична в плане, имеет семь разных по высоте блоков с понижением этажности к центральному элементу для выделения его.
Данное здание не так разнообразно по стилевым решениям, как корпуса Института экспериментальной медицины, оно выполнено в едином стиле, приближенном к неоклассицизму, но и здесь присутствуют «модерновые» элементы. Каждая сторона здания имеет свою композицию и степень детальной проработки с выделением главных фасадов и основных акцентов. Подобно первым двум корпусам первый этаж оформлен отштукатуренной рустовкой, объединенный второй и третий этажи - кирпичная кладка высокого качества с применением отштукатуренных декоративных элементов с растительными и животными мотивами. Оконные проемы всех фасадов выделены пилястрами. Фризы имеют более парадное решение, чем на первых двух корпусах, здесь уже применены триглифы, на преувеличенно вынесенных карнизах - сухарики.
Фасад в два с половиной этажа, выходящий на ул. Б. Казачья имеет два плана - основная плоскость двух симметричных блоков является фоном для выдвинутого из центра к красной линии объема часовни. Такой прием вынесенного небольшого блока Мюфке применял еще в нереализованном проекте Корпуса оперативной хирургии для Казанского университета. Центральная входная часть фасадов основного объема (симметричные объединенные блоки), как и боковые фасады, обозначена ризалитами в одну световую ось, окна второго этажа которых оформлены сандриком в виде фронтона. Ризалит завершается антаблементом, выделенным по высоте и декорированным триглифами. Квадратная в плане одноэтажная часовня с высоким цоколем перекрыта коробовым сводом, декорирована стилизованными фронтонами, ко входам на боковых фасадах ведут округлые в плане лестницы. Объем, соединяющий часовню и основное здание, имеет четырехскатную шатровую крышу, центральный же композиционный элемент главного блока, в
месте пересечения объемов, обозначен круглой башенкой с вазоном, которая видна и из двора, представляя собой композиционный центр курдонера, сформированного с другой стороны здания.
Двор-курдонер образовывают симметричные аудиторные блоки в три этажа, расположенные параллельно основному блоку по ул. Б. Казачья, соединенные с ним более высокими по этажности перпендикулярными объемами. Центральные входные элементы фасадов аудиторных блоков обозначены полуфронтончиками, расположенными на фоне парапетных стенок и опирающимися на колонны, которые стоят на ризалите первого этажа. Между колоннами выступает балкон. Оси симметрии других фасадов блоков выделены фронтончиками, немного отступающими от плоскости стены. Углы блоков срезаны, создавая приглашающий эффект во двор -курдонер и на ул. Б. Казачья. Дворовой фасад центральной части основного блока выделен одноэтажным ризалитом, второй этаж декорирован колоннадой ионического ордера, композиция завершается упомянутой выше башенкой-ротондой с преувеличенным выносом карниза - отличительной чертой практически всех построек Мюфке.
Функционально аудиторные блоки являются главными, так как здесь расположены основные учебные помещения, с объемом, выходящим на ул. Б. Казачья, они соединены просторными светлыми коридорами, проходящими через перпендикулярные связующие блоки. В этом здании также величественно решены входные пространства, вестибюли и лестницы. Примечателен и интерьер часовни - полуциркульные арки в стиле модерн по четырем стенам помещения, купольное перекрытие - все элементы выполнены со вкусом. Как и в первых корпусах, аудитории в основном многоуровневые, в формах амфитеатра. Зимой 1913-1914 годов уже в этом здании начинаются занятия.
Физический корпус отстоит от ядра комплекса, но он не воспринимается отдельно от остальных построек, так как выполнен с ними в едином ключе (рис. 3). Строительство корпуса началось в 1911 году.
Этот корпус решен в стиле неоклассицизма, но и тут Мюфке не мог не включить небольшие элементы модерна, такие, как плавно изогнутая лестница главного холла или небольшие окна-люкарны на третьем этаже в углу бокового фасада.
«Т»-образное здание Физического института имеет три этажа и подвал. Основной объем расположен параллельно ул. Университетская, перпендикулярный к нему блок развивается во двор.
Фасады расчленены и обработаны как и у первых трех корпусов, первый этаж - рустовка, последующие - кирпич. Главный фасад, выходящий на улицу Университетская, имеет симметричную композицию - центр и вход определен более высоким ризалитом в 5 световых осей. Крайние окна ризалита выделены портиками с двумя колоннами коринфского ордера и скульптурными изображениями символа мудрости - совы, на фризах указаны начало и окончание строительства -1911-1913 годы. Ризалит имеет парадное завершение - мощный парапет, увенчанный щитом с гербом города Саратова (три стерлядки) в окружении лепных венков и гирлянд. Центральную часть фриза ризалита венчает надпись - «Физический институт», остальные же плоскости фриза на всех фасадах отмечены триглифами. Карнизы имеют преувеличенный вынос. Углы всех фасадов выделены парапетными стенками. Окна всех этажей корпуса и их оформление примерно одинаковы по
Рис. 3. Фасад Физического института со стороны ул. Университетская
размерам и рисунку переплетов, за исключением арочных окон третьего этажа ризалита и окон перпендикулярного флигеля.
Экстерьер здания не так богат декоративными элементами, как первые два корпуса, но интерьеры выполнены неизменно парадно. Декорированный ряд входных пространств приводит в холл, из которого можно попасть в коридоры основного корпуса и на центральную лестницу, которая ведет на остальные этажи и в аудиторию, расположенную в дворовом блоке. Это наибольшая лекционная аудитория всего комплекса Университета, в нее можно попасть со второго этажа здания, на балкон по ее периметру - с третьего.
Кроме четырех корпусов на Московской площади, для Университета Саратова по проектам Мюфке были выстроены университетская пристройка в городской больнице, газовый завод университета на Белоглинской улице и здания университетских клиник.
Проектирование комплекса клинического городка началось параллельно со строительством зданий Университета. Ансамбль расположили в Агафоновском поселке, между Лысой и Алтынной горами на достаточном отдалении от Университета. Это крупный прямоугольный участок, ограниченный улицами Новокузнецкая, Большая Садовая, 2-я Садовая и улицей имени С. Миротворцева. В комплекс должны были входить здания клиник: Хирургической, Терапевтической, Болезней уха, горла и носа им. академика Н.П. Симановского, Нервно-Психиатрической, Глазной, Кожно-венерической, Акушерско-гинекологической, Детской; и хозяйственных сооружений: клиническая прачечная, кухня, аптека и так далее. Мюфке был составлен генеральный план, но в связи «прекращением отпуска кредитов» [2] реализовано было лишь три здания.
В сентябре 1912 года начинается строительство здания Хирургической клиники. Через год был заложен фундамент Терапевтической клиники, но здание так и не было завершено из-за войны 1914 года. Летом 1915 года на ассигнования профессора Н.П. Симановского начато строительство клиники Болезней уха, горла и носа. В 1916 году рядом со зданием Хирургической клиники появляется корпус Нервно-психиатрической клиники. Возведение этих зданий велось с большими перерывами, и открыты они были только лишь в 1926 году. Генеральному плану, составленному Мюфке, соответствует лишь расположение главной аллеи клингородка, которая ведет от центрального входа на ул. Большая Садовая, параллельно ул. Новокузнецкая, и размещение четырех корпусов из запланированных восьми, три из которых реализованы.
Первым зданием при входе на территорию городка является Хирургическая клиника. Оно выполнено в стиле модерн, но, неизменно для Карла Людвиговича, с применением элементов из других стилей. Здание многообъемное, состоящее из разных по высоте выступающих блоков, в плане запроектировано в форме буквы «Ш». Главный фасад в два этажа, выходящий на основную аллею клингородка, имеет трехосевую композицию, центр выделен крупным ризалитом, симметрично, с отступом от углов здания, располагаются четырехгранные эркеры. Стилевая чистота модерна нарушается здесь применением классических элементов декорирования, таких, как венки, сухарики на карнизах. Первый этаж выступающих объемов рустован, отштукатурен, остальная же плоскость фасада декорирована лишь пластикой кладки кирпича с выделением пилястр и других элементов. Главный вход в здание и лестничная площадка сразу над ним располагаются в центральном ризалите. Этот ризалит в 3 световые оси имеет двойную раскреповку, поддержанную декоративным карнизом и аркой в центре, опирающейся на него. Завершение ризалита - аттиковый щипец без выделения карнизов. Преувеличенно выступающий карниз остальной же плоскости главного фасада поддержан стилизованными кронштейнами на отштукатуренном фризе. Левый угол главного фасада закреплен балконом. Клиника имеет большие плоскости окон, что было продиктовано не только стилистикой модерна, но и функциональным назначением помещений, ряд окон второго этажа имеет циркульное завершение небольшого радиуса. Боковые фасады также декорированы, выделен выступающий объем лестницы в одно окно с завершением в форме стилизованного фронтона. Дворовые фасады выполнены в том же ключе, что и главный, но с меньшей деталировкой. Декоративное убранство поддержано и в оформлении воздуховодных шахт, находящихся в палисаднике перед клиникой.
Планировка была выполнена с учетом всех требований того времени и новых веяний в архитектуре зданий здравоохранения, архитектор запроектировал большие светлые операционные, просторные палаты, помещения для принятия солнечных ванн пациентами, специальные комнаты для отдыха врачей.
Далее по центральной аллее в одном ряду с Хирургической клиникой построена была Нервно-Психиатрическая клиника, на сегодняшний момент здесь располагается Терапевтическое отделение (рис. 4).
Рис. 4. Современный вид корпуса Нервно-Психиатрической клиники, ныне Терапевтической
(авторская фотография)
Корпус имеет схожую композицию со зданием Хирургической клиники и в планах («Ш»-образное очертание плана) и на фасадах. Главный фасад запроектирован в три основные оси, проходящие по центральному крупному ризалиту и по ротондам на углах здания, зрительно разделяя фасад на 5 самостоятельных, симметричных относительно центра частей. Основная плоскость фасада двухэтажная, центральный ризалит имеет три этажа. Выступающие элементы главного и боковых фасадов и дворовые фасады выделены рустовкой на первом этаже. Главный ризалит имеет дополнительный выступ в центральной части, который оформлен на втором этаже спаренными колоннами, поддерживающими арку, завершение этого выступа оформлено как щипец. В центре «выступа на выступе» имеется окно-витраж, на первом этаже расположен вход.
В этом корпусе Мюфке создает более пластичную линию крыши - купольные завершения крупных ротонд по углам здания поддержаны плавно изгибающейся линией карниза на плоскости основного фасада с овальными окнами-люкарнами.
Боковые и дворовые фасады решены в том же стиле, что и основной, с выделением небольших, различных по высоте выступающих объемов. Дворовые блоки имеют градацию по высотности.
Клиника болезней уха, горла и носа им. академика Н.П. Симановского находится в отдалении от первых двух корпусов, напротив Хирургической клиники. Главный фасад и вход обращен на улицу 2-я Садовая. Композиция плана и стилевые решения немного иные, чем у других зданий комплекса. Постройка состоит из трех основных объемов - главного и фланкирующих его боковых блоков. Центр и главного фасада, и дворового выделен крупными ротондами, врезающимися в плоскость основного объема и покрытыми куполами. Здание двухэтажное, первый этаж рустован, высокий цоколь отштукатурен. Этот корпус наиболее стилистически уравновешен, автор выбрал «эклектику» как основное направление. Главный фасад имеет три композиционные оси. Центральной осью является живописная ротонда. Над первым этажом ее запроектирован балкон, опоясывающий ротонду по окружности и выступающий вперед над входной дверью, образуя навес, который поддерживают две колонны. Балкон имеет каменные ограждения с частым ритмом округлых отверстий. Второй этаж ротонды декорирован рядом неравномерно расставленных по окружности колонн, поддерживающих развитый антаблемент, под карнизом его идут кронштейны, завершает эту композицию шлемовидный купол с округлыми слуховыми окнами. Фриз основного фасада оформлен надписью. Боковые блоки, врезаясь в основной объем, создают на фасаде ризалит, который также украшен балконом, лежащим на декорированных кронштейнах. Начиная с уровня второго этажа, в центре данных ризалитов идет дополнительный выступ, который завершается фронтоном. Вход на боковом фасаде обозначен эркером в одну световую ось, завершающийся фронтончиком.
После нескольких лет жизни в Саратове личная жизнь Мюфке начала налаживаться, он женился во второй раз. Избранницей его стала Анастасия Ногина, которая была младше его на 22 года. В 1916 году Карл Людвигович перевозит в Саратов детей, местом жительства семьи становится дом по ул. Вавилова, 51, построенный по проекту Мюфке из бракованных материалов со строительства Университета.
Двухэтажный особняк выдержан в неоклассическом стиле. Только главный фасад имеет декоративное оформление. Первый этаж рустован и отштукатурен, и, как и все остальные здания Мюфке в Саратове, второй этаж неоштукатурен. Главный фасад в 9 световых осей, выделенных пилястрами во всю высоту здания от цоколя до фриза, имеет 3 ризалита: центральный - в 3 окна и по углам фасада - в 1 окно. В центре главного ризалита располагается балкон, балконная дверь оформлена колоннами и декоративным фронтоном. Завершение ризалита выделено как аттиковый щипец, остальной же фасад имеет сильно выступающий карниз и фриз, украшенный растительным орнаментом. Пространства между окнами первого и второго этажа также оформлены рельефными декоративными элементами.
О первоначальной планировке здания можно только догадываться, так как сейчас она сильно видоизменена, дом перестроен, разделен на четыре квартиры по принципу «коммуналки». Особняк находится в плачевном состоянии. Сохранились лишь декоративные лепные потолки в некоторых помещениях и оформление межкомнатных проемов арками.
Несмотря на такой большой объем работ, Мюфке в полной мере руководил строительством, каждый день он прибывал на стройку, проверял ход строительства, контролируя все его аспекты. Например, материалы не принимались в работу без личного подтверждения их качества Карлом Людвиговичем. Ближайшими помощниками зодчего были: молодой архитектор-художник Владимир Дмитриевич Караулов и техник гражданских сооружений Сергей Федорович Рогозин (Рагозин), его бывший ученик в Художественной школе, приехавший с Карлом Людвиговичем из Казани.
С 1920 году Карл Людвигович не только руководил достройками и ремонтом зданий университета и университетских клиник, но и занимался педагогической деятельностью, которую он описывает в своей автобиографии: «8 июля 1920 года я был избран вновь открывшимся Саратовским Политехническим Институтом, на основании положения о всероссийских конкурсах, профессором по «Гражданской архитектуре» и по «Архитектурным формам» и читал лекции по этим предметам, и руководил практическими занятиями до 1923 года (одновременно со службой в Госуниверситете) на факультете строительном и на факультете Сухопутных Сообщений до закрытия последнего. Осенью 1920 года я был приглашен профессором для чтения лекций по архитектуре и для руководства занятиями по архитектурному проектированию в Саратовский Инженерно-Практический Институт, где работал до 1924 года до закрытия этого Института» [2].
За 20 лет непрерывной работы, кроме выше упомянутых зданий, Мюфке были запроектированы: в 1923 году - проект достройки и перестройки недостроенного здания бывшей Мариинской церкви под Фундаментальную библиотеку Университета, в 1930 году был составлен рабочий проект «Дома для экспериментальных животных Университета».
Скончался Мюфке в Саратове в 1933 году, в год голода по всей России, по официальной версии -от истощения. Но до сих пор не ясно, почему Карл Людвигович последние годы своей жизни доживал в полном одиночестве, зарабатывая вышивкой себе на пропитание, где были его сыновья и его жена. На похоронах его присутствовало лишь несколько человек, и только совсем недавно на могиле знаменитого архитектора был установлен памятник.
По творческой деятельности Мюфке в Саратове можно четко проследить становление вкуса и авторского почерка архитектора. В Казани молодой Карл Людвигович запроектировал достаточно амбициозные постройки. Они отличались по стилю друг от друга, все были яркими и неординарными -и Художественная школа в «русском» стиле, и Национальная библиотека - эклектика в смешении с модерном, и Собственный дом - один из первых домов Казани в стиле модерн. А в Саратове же видно затихание творческих исканий Мюфке, сильнее чувствуется влияние строгого классического образования, полученного в Академии художеств. В архитектуре первых трех корпусов комплекса Саратовского университета искусно применен эффект многосюжетности восприятия здания, сочетание различных стилей, в основном неоклассики и модерна, на разных фасадах, в разных помещениях. В последующих зданиях те же приемы применены не так умело, немного нарочито, а иногда и слишком неуверенно. Не могу не сказать, что для многих архитекторов определяющим всегда являлась чистота стиля, а Карл Людвигович мог запроектировать на одном фасаде колоннаду ионического ордера с
окнами в стиле модерн, большой вынос карниза и классические вазоны на парапете. Некоторые авторы (А.П. Осятинский [1]) называли это пагубным влиянием «невыразительным форм» модерна, навязанных «заказчиками». Но, возможно, это всего лишь видение Мюфке, который так и не смог найти себя в каком-либо стиле. Тем не менее, нельзя не сказать, что талантливый архитектор обогатил два крупных российских города - Казань и Саратов, построив в них значимые и в архитектурном, и в художественном, и в градостроительном планах здания, вписав свое имя в историю архитектуры этих городов. Мюфке занимался и преподавательской деятельностью, воспитав не одно поколение архитекторов-строителей, строивших в этих городах в последующие годы. Изучение наследия этого зодчего необходимо не только для сохранения и восстановления созданных им памятников, но и обучения будущих архитекторов строительной науке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Осятинский А.П. Архитектурный ансамбль К.Л. Мюфке в Саратове. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1984. - 56 с.
2. Архив Саратовского Краеведческого музея // Автобиография архитектора Саратовского университета К. Л. Мюфке, СОМК 21780/3.
3. Архив научной библиотеки СГУ // Протоколы строительной комиссии за 1909-1911 гг.
4. Бичанина З.И. Созидатель: очерк жизни и творчества К. Л. Мюфке. - М.: АОО «Международный союз немецкой культуры», 2008. - 112 с.
5. Архитектурный ансамбль СГУ // URL: http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/monument/ sgu/sgu_gen.htm (дата обращения: 12.12.2010).
REFERENCES
1. Osyatinsky A.P. Architectural ensemble of K. Mufke in Saratov. - Saratov: Publishers of Saratov University, 1984. - 56 p.
2. Saratov Regional Museum of Local Lore archive // Autobiography of Saratov University architect K. Mufke, 21780/3.
3. Scientific Library of Saratov State University archive // Protocol of building commission for 1909-1911 years.
4. Bichanina Z.I. Creator: essay about life and creative activity of K.L. Mufke. - М.: APU «International union of German culture», 2008. - 112 p.
5. Architectural ensemble of SSU // URL: http://lib.sstu.ru/Arch/ArchSar/monument/ sgu/sgu_gen.htm (reference date: 12.12.2010).