УДК 74.01/.09
Михайлов С.М. - доктор искусствоведения, кандидат архитектуры, профессор
E-mail: [email protected]
Филимонова Ю.М. - студент
E-mail: [email protected]
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1
Гендерные метафоры в архитектурной среде современного города
Аннотация
Постановка задачи. Цель исследования - выявить тенденции проявления гендерных метафор в архитектурной среде современного города.
Результаты. Основные результаты исследования состоят в выявлении современных тенденций проявления гендерных метафор в архитектурной среде города: расширение смыслового поля феминного тендера - активность, многозадачность, самостоятельность интерпретируются как феминные характеристики; художественные образы крупных архитектурных ансамблей часто обращаются к андрогинным метафорам; происходит взаимодействие гендерных метафор различных временных эпох. Значимым результатом исследования стало введение классификаций гендерных метафор по содержанию (феминные, маскулинные, андрогинные) и выразительным средствам (пластические метафоры, метафоры «объект-символ», психологические и социальные метафоры).
Выводы. Значимость полученных результатов для архитектуры состоит в том, что выявленные тенденции могут служить ориентиром при определении актуальности используемых в архитектурном проекте гендерных метафор и соответствия их содержания требованиям современной социокультурной ситуации. Предложенные авторами классификации гендерных метафор вносят вклад в формирование гендерного подхода в архитектуре, упрощают использование гендерных метафор как особого выразительного средства при проектировании архитектурной среды.
Ключевые слова: гендер, гендерная метафора, виды гендерных метафор, архитектура, архитектурная среда, современный город, постиндустриальное общество.
Современная архитектурная среда города является отражением социального устройства и технических возможностей общества, уровня и особенностей развития его культуры. Архитектурная среда города становится полем социального взаимодействия, которое отражает и фиксирует в себе нормы поведения, в том числе и гендерные проявления. Современные исследователи архитектуры обращают внимание на широкое распространение проектного подхода, основанного на метафорах, которые выступают средством создания новых культурных и социальных идентичностей [1]. В данных условиях гендерные метафоры на уровне архитектурного объекта являются мощным выразительным средством и фактором, влияющим на гендерные установки определенного общества в течение значительного времени. Трансформация гендерных установок на современном этапе развития общества требует внимательного и чуткого отношения к элементам, фиксирующим их проявления в городской среде. Это создает предпосылки для изучения феномена гендерной метафоры в архитектуре, ее видов, а также современных тенденций использования в архитектурной среде города.
Понятие гендерной метафоры
Гендерные установки представляют совокупность представлений о феминном и маскулинном, как базовых онтологических категориях. Помимо человека, они транслируются и на внеполовые структуры - архитектурные объекты, городское пространство и его предметное наполнение, которые могут восприниматься зрителем как феминные и маскулинные. В таком случае мы можем говорить о гендерных метафорах в архитектурной среде города. Как отмечают современные исследователи, гендерная метафора - перенос характеристик, присущих категориям феминного и маскулинного на объекты, не связанные с полом [2].
Тендерные установки на уровне архитектурного ансамбля, зачастую, закладываются уже на самых ранних стадиях проектной работы, при первоначальном формировании его художественного образа, характера общей композиции и стилистики, с детализацией всех этих позиций в последующем решении узлов и деталей. При этом на обращение к тем или иным гендерным установкам оказывает влияние целый ряд факторов. Среди них ценностные ориентиры, господствующие в обществе на данный момент, эстетические идеалы (мода), региональные особенности, традиции и предпочтения, позиция и воля заказчика проекта, авторский стиль, манера и художественный замысел [3]. Следует учитывать, что считывание гендерных метафор может быть различным и зависит также от множества факторов: гендерных установок воспринимающего, его культурного багажа, социального статуса, вида деятельности и эмоционального состояния. Как показывают исследования, все это во многом определяет различия между первичным и вторичным художественным образом архитектурного произведения.
Виды гендерных метафор в истории архитектуры
В процессе исследования мы классифицировали виды гендерных метафор в архитектуре по их содержанию и выразительным средствам.
Виды гендерных метафор по содержанию
В современной архитектурной среде города можно выделить следующие виды гендерных метафор по содержанию: феминные, маскулинные, андрогинные.
Феминная гендерная метафора. Феминные гендерные метафоры используют весь багаж накопленных культурой ассоциаций к категории «женственное». Они могут использовать пластические, психологические и социальные характеристики феминного, а также вещи и предметы, использование которых закреплено в культуре за женщиной. Чаще всего данные метафоры используются для решения художественного образа локальных архитектурных объектов и жилой среды. Примером феминной гендерной метафоры может служить художественный образ, воплощенный Хундертвассером в здании придорожного ресторана в Бад-Фишау (Австрия).
Маскулинная гендерная метафора. Маскулинные гендерные метафоры обращаются к пластическим, психологическим и социальным характеристикам категории мужественное, свойственной для определенной культуры. Чаще используются для решения деловых, административных зданий и промышленной среды. Примером маскулинной гендерной метафоры может служить образ Штаб-квартиры Центрального телевидения в Пекине (КНР, архитекторы Рем Колхас и Оле Шерен).
Андрогинная гендерная метафора. Андрогинные гендерные метафоры оперируют характеристиками и феминного, и маскулинного. Андрогинные гендерные метафоры в большинстве случаев описывают более сложные объекты и выражают характер взаимоотношений между феминным и маскулинным. Их использование можно наблюдать в решении крупных современных архитектурных ансамблей. Примером андрогинной гендерной метафоры может служить образ комплекса Беко в Сербии (архитектор Заха Хадид).
Гендерные метафоры по выразительным средствам
Гендерные метафоры в процессе исследования делились на две крупные группы: сюжетные и абстрактные.
Сюжетные гендерные метафоры. Сюжетные гендерные метафоры используют для обозначения тендера элементы, имеющие собственное визуальное выражение (рис. 1). К сюжетным гендерным метафорам относятся пластическая метафора и метафора «объект-символ». Первые используют ассоциации феминного и маскулинного с определенными формальными характеристиками, часто связанными с телесным выражением - плавный, прямой, мягкий, жесткий, вертикаль, горизонталь, квадрат, круг.
Маскулинные пластические метафоры обращаются к жесткой геометрии, преобладанию вертикалей, прямоугольным и правильным треугольным формам для кодирования гендера. Часто маскулинные пластические метафоры используются при решении художественного образа промышленных и административных зданий, в
частности, небоскребов. В меньшей степени данные метафоры представлены в жилой среде. Интересным примером пластических метафор маскулинного тендера в жилой среде могут служить Кубические дома в Роттердаме (Нидерланды, архитектор Пит Блом). Три жилых этажа здания выполнены в виде куба, который воздвигнут на постамент-пилон административного этажа. Жилая часть дома насажена ребром на вытянутое шестиугольное основание. В данном случае, маскулинная гендерная метафора не была объектом сознательного проектирования, а стала результатом геометричного характера решения другого образа. По задумке архитектора, треугольная вершина каждого отдельного дома должна представлять абстрактное дерево, которое при соединении со соседним домом, воспринимается как осенний лес [4]. Вместе с тем, акцентирование прямоугольной геометрии объемов за счет их нестандартного расположения и выявление вертикалей с помощью пилонов создают устойчивые ассоциации с маскулинным гендером.
Рис. 1 Сюжетные тендерные метафоры
Для феминных пластических метафор характерно обращение к криволинейным формам, форме круга, дуги, а также неправильного треугольника. Данные метафоры часто используются в архитектуре жилой среды, а также для решения образов торговых объектов. Примером феминной гендерной метафоры при решении образа здания торгового центра является Кривой домик в Сопоте (Польша, архитектор Яцек Карновски). Этот объект не имеет правильных форм и прямых углов, его пластика ассоциируются с волнообразным движением океанских вод. Криволинейность формы, плавный характер ее изменения создают устойчивые ассоциации с феминным гендером.
Андрогинные пластические метафоры могут сочетать контрастные пластические характеристики маскулинного и феминного, которые сосуществуют в различных пропорциях в образе архитектурного произведения. Андрогинные пластические гендерные метафоры можно рассмотреть на примере Железнодорожного вокзала «Express Rail Link West Kowloon Terminus» в Гонконге. Как крупный современный комплекс, Железнодорожный вокзал Гонконга представляет собой вариант архитектурной среды с ярко выявленными феминными и маскулинными характеристиками. Проект был разработан Эндрю Бромбергом (Andrew Bromberg) из международной архитектурной студии «Aedas-AECOM» [5]. Общий вид комплекса на Зд-модели позволяет выделить в нем два крупных контрастных по своему пластическому решению элемента - группу небоскребов и структуру терминала, которые соединяются через систему террас. В данном комплексе пластичность, текучесть, горизонталь - вызывают ассоциации с феминным и сконцентрированы в структуре терминала. Группа небоскребов через пластику вертикали, стремление формы к прямоугольной - ассоциируются с маскулинным гендером.
Динамичность, изгиб поверхности, диагональ, изменение угла наклона линии -используется как пластические свойства, объединяющее феминное и маскулинное.
Гендерные метафоры типа «объект-символ» работают через ассоциации отдельных объектов с феминным, маскулинным или c их отношениями. Данный вид гендерных метафор имеет наиболее сильные связи с материальной культурой общества и, как следствие, большее разнообразие региональных особенностей.
Феминные метафоры «объект-символ» используют для обозначения тендера образы отдельных предметов, которые ассоциируются с женственным образом. Примерами таких объектов-символов феминного являются образы цветов, украшений, птиц, ткани, платьев. Бутик Christian Dior Flagship в Сеуле - случай, когда гендерные метафоры становятся объектом внимания архитектора и служат для выражения ценностей бренда и контакта с целевой аудиторией (архитектор Christian de Portzamparc, дизайнер Peter Marino). Как говорит Кристиан де Портзампарк об этом проекте: «Я хотел, чтобы образ здания отражал ценности Dior и особенности творческого подхода Кристиана Диора. Так что я позволил поверхности течь, как мягкие, белые хлопчатобумажные ткани кутюрье» [6]. В данном случае ткань используется как феминная метафора «объект-символ», которая порождает множество смысловых ассоциаций - легкость, изысканность, текучесть. Интересным представляется подход и к образу интерьерного пространства - наземные этажи посвящены женской моде, коллекции одежды представлены на фоне белых стен. Интерьер подземного этажа, посвященного мужской моде, выдержан в черном цвете, что усиливает чувство элитарности. Кристиан де Портзампарк и Питер Марино соединили атмосферу женственности и красоты знакового бутика Диор на авеню Монтель в Париже и современную эстетику, обеспечивая трансляцию таких ценностей бренда как вневременная элегантность и изысканное внимание к деталям [6].
Рис. 2 Абстрактные гендерные метафоры
Маскулинные метафоры «объект-символ» используют для обозначения тендера образы отдельных предметов, которые ассоциируются с мужественным. Маскулинный тендер в архитектуре раскрывается через такие объекты-символы как образы механизмов, кристаллов, различных инженерных структур. Использование таких кристаллических и инженерных структур как «объектов-символов» маскулинного тендера наиболее часто встречается при решении деловых зданий, в частности, небоскребов. Ярким примером является небоскреб The Bow, построенный Норманом Фостером в Калгари. Маскулинная метафора «объект-символ» реализуется через выявление четкой логической структуры фасада. Фасады небоскреба остеклены и словно оплетены стальной решеткой с ячейками
треугольной формы. Каждый такой треугольник имеет высоту 6 этажей, а составленные по четыре, они образуют гигантские ромбы, что позволяет визуально изменить пропорции здания и сделать его еще более выразительной высотной доминантой в панораме города.
Абстрактные гендерные метафоры используют ассоциации со свойствами феминного и маскулинного, которые не имеют собственного визуального выражения (рис. 2). Существуют следующие виды абстрактных гендерных метафор: социальная и психологическая.
Социальные гендерные метафоры. Социальные гендерные метафоры описывают категории феминное и маскулинное в контексте реализуемых женщинами и мужчинами социальных ролей. Социальные гендерные метафоры часто имеют указание на возраст, обладание властью, характер отношений с другими, социальную дистанцию и эмоциональную окраску используемого образа.
Маскулинные социальные метафоры описывают категорию маскулинное через социальные роли, которые исполняются мужчинами в определенном обществе. Примерами маскулинных социальных метафор могут служить - отец, сын, солдат, царь, вождь. Маскулинные социальные метафоры наиболее часто встречаются в художественном образе административных общественных зданий. Архитектурный ансамбль становится воплощением идей своей эпохи, отражением социально-экономического и культурно-политического уклада общества. Так эпоха абсолютизма в условиях централизованной монархии привела к появлению огромных, выполненных по единому плану городских и дворцовых ансамблей. Архитектурные ансамбли эпохи абсолютизма нашли впечатляющее воплощение в художественном стиле классицизма: разумной ясности, строгой гармонии, простоты и соразмерности, спокойного и сдержанного величия. Произведения эпохи абсолютизма были призваны не только воплотить идею могущества всевластного самодержца, но и могущество человеческого разума, преобразующую силу творческой воли [7]. Идеал и гендерная метафора классицизма - просвещенный монарх.
Феминные социальные метафоры описывают категорию феминное через социальные роли, которые исполняются женщинами в определенном обществе. В качестве примеров социальных метафор феминного можно привести следующие - мать, дочь, мадонна, королева. Феминные социальные метафоры чаще находят выражение в жилой среде, хотя история архитектуры знает целые эпохи, когда они использовались для решения королевских резиденций и религиозных объектов.
В отличие от ансамблей классицизма, обращавшихся преимущественно к маскулинным гендерным метафорам, храмы эпохи рококо более «женственны». Архитектура рококо легка и деликатна, она отказывается от прямых линий и придерживается сложности плана, композиция которого строится на основе сопряжения овалов и кругов. Феминный характер метафор в архитектуре рококо воплощается через волнообразное пространство, текучесть линий, плавающие и зависающие поверхности, дематериализация массы и синтез с другими видами искусств (живопись, скульптура, музыка) [8].
Андрогинные социальные метафоры описывают взаимодействие категорий феминное и маскулинное. Социальные метафоры андрогинного характера - семья, взаимодействие, поддержка, любовь. Примером может служить художественный образ Дворца бракосочетаний «Дворец счастья» в Ашхабаде (Ва§£ ко^, Туркменистан, Полимекс). Первые пять этажей здания имеют форму вращающейся туркменского звезды, а остальные пять этажей в виде сферы, опирающейся на эту туркменскую звезду и окружены пятью другими звездами Туркменистана [9]. Стеклянная сфера, ассоциативно связана с планетой Земля, домом, драгоценностью, душой и феминным тендером. Геометричный характер первых пяти этажей и защищающего сферу куба, образованного звездами Туркменистана ассоциируется, с твердой опорой, четким планом, божественным замыслом и маскулинным гендером. Так, в художественном образе Дворца бракосочетания подчеркивается роль мужчины как надежного основания семьи и женщины, как ее драгоценности и смысла.
Психологические гендерные метафоры. Психологическая гендерная метафора наделяет архитектурный объект душевными (психологическими) качествами, которые
воспринимаются как феминные и/или маскулинные - забота, равнодушие, властность, дипломатичность, склонность к риску.
Феминные психологические метафоры используют для обозначения гендера психологические качества, которые ассоциируются с «женственным». Феминные психологические метафоры оперируют такими характеристиками как: мягкость, дипломатичность, отзывчивость, эмпатия, эмоциональность, сочувствие. Феминные психологические метафоры могут использоваться в общественных пространствах, предназначенных для тихого отдыха, объектах здравоохранения и социальных учреждениях, для которых важными являются вопросы взаимодействия людей. Примером может служить Гималайский центр в Шанхае (архитектор Арата Исодзаки) - феминная психологическая метафора раскрывается через ассоциации дипломатичностью, используется нейтральная светлая цветовая гамма, плавные формы, фасад решается в стиле биоморфизм.
Маскулинные психологические метафоры используют для обозначения гендера психологические качества, которые ассоциируются с «мужественным». Маскулинные психологические метафоры используют такие характеристики как: конкуренция, активность, жесткость, риск, которые становятся основой для абстрактной геометрической композиции. Маскулинные психологические метафоры часто используются в производственной среде, общественных пространствах, предназначенных для активного отдыха, спортивных объектах и деловых учреждениях. Примером может служить архитектурный ансамбль в районе Defance (Париж) - маскулинная психологическая метафора раскрывается через ассоциации с конкуренцией, деловым миром, используется холодная, контрастная, сдержанная цветовая гамма, жесткие ритмы.
Андрогинные психологические метафоры часто используются при проектировании парков, сочетающих в себе возможности как тихого, так и активного отдыха. Примеры включения психологических гендерных метафор в структуру ансамбля мы находим в парке в Нерребро (Копенгаген). Решение гендерной метафоры феминного - изображения дипломатичности, множественности, контакта с окружением - достигается минимальными графическими средствами - плавные тонкие линии расчленяют поверхность асфальтового покрытия подобно силовым линиям магнитного поля, обтекают зеленые островки и места для сидения. Другая зона данного парка, предназначенная для активного отдыха, несет в себе такие психологические качества как динамичность, общительность, рискованность и ассоциируется с маскулинным гендером, который реализуется за счет использования оттенков красного и динамичного рубленного ритма. Комбинированный вид гендерных метафор может использовать средства и абстрактных и конкретных гендерных метафор в их различных сочетаниях.
Современные тенденции проявления гендерных метафор в архитектурной среде города
Одной из современных тенденций проявления гендерных метафор в архитектурной среде является трансформация категорий феминное и маскулинное.
Новое понимание феминного и отношений между феминным и маскулинным
Для постиндустриального общества характерно размывание границ между «мужественным» и «женственным», изменение классических европейских представлений о социокультурной сущности данных категорий [10]. В гендерной психологии часто обращают внимание на конфликт между патриархатным и современным содержанием категории феминное. Современное поле значений категории феминное включает в себя такие характеристики как: активность, динамичность, многозадачность, уверенность, самостоятельность, иррациональность [11]. Патриархатное содержание конструкта феминности связано с такими характеристиками как второстепенность, зависимость, слабость, неуверенность, пассивность, поиск внешней опоры [11]. Яркий пример феминных гендерных метафор патриархатной культуры представляют собой архитектурные ансамбли эпохи рококо.
Тяготение крупных архитектурных ансамблей к андрогинности.
Другой значимой тенденцией является тяготение крупных архитектурных ансамблей к андрогинности. Глобальный вектор гендерной трансформации означает не стирание
различий между маскулинным и феминным, но отказ от гендерной иерархии и имеющихся отношений власти и подчинения. Это определяет появление андрогинных архитектурных метафор, которые следуют идее динамичного равновесия феминного и маскулинного в сложном объекте. Современные средства параметрического моделирования открывают новые возможности для экспериментальных поисков в данном направлении.
Различие социальной и гендерной структуры, культурного наследия, экономической модели определяет своеобразие региональной архитектуры в современных городах. Усиление регионального компонента в архитектуре в значительной степени влияет на степень проявления гендерных метафор. Традиции отражения баланса маскулинного и феминного (Инь и Ян) в архитектурно-природных ансамблях существуют во многих культурах стран Азии, что определяет значительный объем сложных андрогинных гендерных метафор в их архитектурной среде. Кроме того, традиции, ценностные установки, особенности менталитета в значительной степени влияют на восприятие гендерных метафор в архитектурной среде.
Взаимодействие гендерных метафор различных временных эпох
Особенностью современной архитектурной среды является взаимодействие в ней гендерных метафор различных временных эпох. В архитектурной среде современного города, имеющего более чем вековую историю, взаимодействуют гендерные метафоры различных временных эпох и различного социального устройства. Следует учитывать, что они являлись не объектом специального проектирования, а отражением социальной структуры общества определенной эпохи, его ценностей и гендерной модели, которые транслируют доступными им выразительными средствами.
В современном городе можно выделить три слоя гендерных метафор по принципу сгенерировавшей их гендерной модели.
Первый слой - исторический (вплоть до середины 19 века), является отражением патриархатной гендерной модели, которая немыслима без иерархичной организации и главенствующей роли маскулинного гендера.
Второй слой - модернистский (20 век) - сознательное избегание вопросов пола, принцип равенства и подотчетности государству, служение высшей цели.
Модернистская архитектура вырабатывает собственную эстетику, масштаб.
Третий слой - наиболее современный (конец 20-начало 21 века) - признание различий и равноценности феминного и маскулинного, отсутствие жесткой привязки к полу и нормативности гендера, трансформация категории феминное, сближение гендеров.
Заключение
В результате исследования выявлены тенденции проявления гендерных метафор в архитектуре современного города в условиях постиндустриального общества: новое понимание феминного, через ассоциации с такими качествами как активность, многозадачность, самостоятельность; тяготение крупных архитектурных ансамблей к андрогинности; взаимодействие гендерных метафор различных временных эпох. Выявленные тенденции могут служить ориентиром при определении актуальности используемых в архитектурном проекте гендерных метафор и соответствия их содержания требованиям современной социокультурной ситуации.
В результате исследования предложен ряд классификаций гендерных метафор. Классификация гендерных метафор по содержанию на феминные, маскулинные, андрогинные, позволяет обеспечить их сбалансированное применение при проектировании архитектурного ансамбля, его гармоничное включение в существующий контекст. Также предложена классификация гендерных метафор по выразительным средствам на сюжетные и абстрактные. Сюжетные гендерные метафоры подразделяются на пластические метафоры и метафоры «объект-символ». К абстрактным гендерным метафорам относятся: психологическая и социальная метафоры. Предложенные авторами классификации гендерных метафор вносят вклад в формирование гендерного подхода в архитектуре, упрощают использование гендерных метафор как особого выразительного средства при проектировании архитектурной среды.
Список библиографических ссылок
1. Ayiran N. The Role of Metaphors in the Formation of Architectural Identity // A|Z ITU Journal of Faculty of Architecture. 2012. Vol. 9 (2). P. 1-21.
2. Гриценко Е. С. Метафора и тендер в процессах категоризации и концептуализации // Вопросы когнитивной лингвистики. 2011. № 2. С. 13-17.
3. Михайлов С. М., Михайлова А. С., Белов М. И., Филимонова Ю. М. Тендерные установки в дизайне города // Design review. 2015. № 1 (4). С. 18-54.
4. The Curious Cubic Houses Of Rotterdam // all-that-is-interesting.com : daily. internet-edit. 2016. URL: http://all-that-is-interesting.com/cubic-houses-rotterdam (reference date: 08.12.2016).
5. The West Kowloon Terminus under the Hong Kong Section of the Express Rail Link Project // aedas.com : official site 2017. URL: http: //www .aedas .com/en/architecture/ express-rail-link-west-kowloon-terminus (reference date: 25.10.2016).
6. House of Dior Seoul // archdaily.com : daily. internet-edit. 2015. URL: http://www. archdaily. com/775902/house-of-dior-seoul-christian-de-portzamparc (reference date: 26.10.2016).
7. Искусство первой половины XVII века // artyx.ru : электронная энциклопедия 2010. URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st001.shtml (дата обращения: 26.10.2016).
8. Kleiner F. S. Gardener's Art through the Ages. Boston : Rococo to Neoclassicism: the 18th Century in Europe and America. 2014. Ch. 21. P. 615-641.
9. Дворец бракосочетаний «Багт кошги» // polimeks.com : официальный сайт, 2015. URL: http: //polimeks .com/ru/buildingdetail/ (дата обращения: 08.12.2016).
10. Халиуллина О. Р. Роль гендерного фактора в современной социокультурной ситуации дизайн-проектирования : межвузовский сб. н. ст. Тенденции развития социокультурного пространства / ОГПУ. Оренбург, 2010. С. 35-40.
11. Севелова М. А. Маскулинность и фемининность как новый критерий анализа ценностей // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 2 (6). С.169-171.
Mikhaylov S.M. - doctor of art, candidate of architecture, professor
E-mail: [email protected]
Filimonova Y.M. - student
E-mail: [email protected]
Kazan State University of Architecture and Engineering
The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1
Gender metaphors in the architecture of the modern city
Abstract
Problem statement. The goal of the research is to reveal the tendencies of the manifestation of gender metaphors in the architectural environment of the modern city.
Results. The main results of the research consist in the identification of modern trends in the manifestation of gender metaphors in the architectural environment of the city: the expansion of the semantic field of feminine gender-activity, multitasking, autonomy are interpreted as feminine characteristics; Artistic images of large architectural ensembles often refer to androgynous metaphors; There is interaction of gender metaphors of different time periods. A significant result of the study was the introduction of classifications of gender metaphors in content (feminine, masculine, androgynous) and expressive means (plastic metaphors, object-symbol metaphors, psychological and social metaphors).
Conclusions. The significance of the obtained results for the architecture is that the revealed tendencies can serve as a guide in determining the relevance of the gender metaphors used in the architectural project and the correspondence of their content to the requirements of
the modern socio-cultural situation. The proposed classifications of gender metaphors contribute to the formation of a gender approach in architecture, simplify the use of gender metaphors as a special expressive tool in the design of an architectural environment.
Keywords: gender, gender metaphor, types of gender metaphors, architecture, architectural environment, a modern city, post-industrial society.
References
1. Ayiran N. The Role of Metaphors in the Formation of Architectural Identity // A|Z ITU Journal of Faculty of Architecture. 2012. Vol. 9 (2). P. 1-21.
2. Gritsenko E. S. Metaphor and Gender in the processes of categorization and conceptualization // Voprosy kognitivnoy lingvistiki. 2011. № 2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/metafora -i-gender-v-protsessah-kategorizatsii-i-kontseptualizatsii (reference date: 31.01.2017).
3. Mikhaylov S. M., Mikhaylova A. S., Belov M. I., Filimonova Y. M. Gender installation in city design // Design review. 2015. № 1 (4). P. 18-54.
4. The Curious Cubic Houses Of Rotterdam // all-that-is-interesting.com : daily. internet-edit. 2016. URL: http://all-that-is-interesting.com/cubic-houses-rotterdam (reference date: 08.12.2016).
5. The West Kowloon Terminus under the Hong Kong Section of the Express Rail Link Project // aedas.com : official site 2017. URL: http: //www .aedas .com/en/architecture/ express-rail-link-west-kowloon-terminus (reference date: 25.10.2016).
6. House of Dior Seoul // archdaily.com : daily. internet-edit. 2015. URL: http://www. archdaily. com/775902/ house-of-dior-seoul-christian-de-portzamparc (reference date: 26.10.2016).
7. The Art of the first half of the XVII century // artyx.ru : electronic encyclopedia. 2006. URL: http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000022/st001.shtml (reference date: 26.10.2016).
8. Kleiner F. S. Gardener's Art through the Ages. Boston : Rococo to Neoclassicism: the 18th Century in Europe and America. 2014. Ch. 21. P. 615-641.
9. Wedding Palace «Bagt Koshgi» // polimeks.com : official site. 2015. URL: http://polimeks.com/ru/buildingdetail/ (reference date: 08.12.2016).
10. Khaliullina O. R. The role of gender in the contemporary socio-cultural situation of design engineering : Interuniversity collection of scientific articles - Trends in the development of social and cultural space / OGPU. Orenburg, 2010. P. 35-40.
11. Sevelova M. A. Masculinity and femininity as a new criterion of analysis values // Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Theory and practice. 2012. № 2 (6). P. 169-171.