Научная статья на тему 'Символы Башкортостана в советской и современной повседневности (по материалам экспозиции гбуки РБ Национальный музей РБ)'

Символы Башкортостана в советской и современной повседневности (по материалам экспозиции гбуки РБ Национальный музей РБ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
280
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / СОЗНАНИЕ / ИДЕОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / СУВЕНИР / ГЕРБ / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ЭКСПОЗИЦИЯ / СОВЕТСКИЙ / СОВРЕМЕННОСТЬ / SYMBOL / CONSCIOUSNESS / IDEOLOGY / CULTURE / SOUVENIR / COAT OF ARMS / REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN / EXPOSITION / SOVIET / MODERNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рамазанова Лариса Асгатовна

В данной статье сделана попытка осмыслить место и значение первой в составе РСФСР Автономной Советской Башкирской Республики (с 1922 г. АБССР, с 1936/37 гг. БАССР, с 1992 г. РБ), которая в 2019 г. отмечает свой вековой рубеж, на основании анализа материальной культуры, предметов декоративно-прикладного искусства, отложившихся в конкретный исторический период в фондах Национального музея Республики Башкортостан. Наряду с этой практической задачей автор размышляет над природой символа, его ролью в культуре, идеологии, общественном сознании. Символы республики, в том числе государственные, рассматриваются в качестве самоидентификаторов, определяющих вектор развития. Новые символы Башкортостана, опирающиеся на культурно-историческую самобытность коренного народа Южного Урала, эффективны для развития внутреннего туризма. В символах советского прошлого отразились достижения и надежды, которые носили наднациональный характер. В их основе лежал классовый признак (рабочие, колхозники, интеллигенция) и разделение труда, что в конечном итоге было подчинено достижению единой для всей страны цели построению общества «развитого социализма». Вопрос о том, нужны ли нам новые современные символы и какие, остается открытым. Для этого они должны вызреть и проявиться в общественном сознании. Проблема решается с привлечением философского, психоаналитического методов научного познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS OF BASHKORTOSTAN IN SOVIET AND MODERN EVERYDAY LIFE (ACCORDING TO MATERIALS OF THE EXHIBITION OF THE SBICA RB NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

This article attempts to make sense of the place and importance of the first Autonomous Soviet Bashkir Republic within the RSFSR (from 1922 ABSSR, from 1936/37 BASSR, from 1992 RB), which in 2019 marks its century-old, based on the analysis of material culture, objects of decorative and applied art, deposited in a particular historical period in the funds of the National Museum of the Republic of Bashkortostan. Along with this practical task, the author reflects on the nature of the symbol, its role in culture, ideology, and public consciousness. Symbols of the republic, including the state, are considered as self-identifiers, defining the vector of development. New symbols of Bashkortostan, based on the cultural and historical identity of the indigenous people of the Southern Urals, are effective for the development of domestic tourism. In other cases, the emphasis placed limits their importance to consolidate the multinational people of the republic. The symbols of the Soviet past of the Republic of Bashkortostan reflected its achievements and hopes. On the contrary, they were supranational. They were based on the class attribute (workers, collective farmers, intelligentsia) and the division of labor, which ultimately was subordinated to the achievement of a single goal for the whole country the construction of a developed socialism society. The question of “Do we need new modern symbols and which ones?” remains open. To do this, they must mature and manifest in the public consciousness. The problem is solved with the involvement of the philosophical, psychoanalytic methods of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «Символы Башкортостана в советской и современной повседневности (по материалам экспозиции гбуки РБ Национальный музей РБ)»

УДК 008:14

Л. А. Рамазанова

СИМВОЛЫ БАШКОРТОСТАНА В СОВЕТСКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЭКСПОЗИЦИИ ГБУКИ РБ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ РБ)

В данной статье сделана попытка осмыслить место и значение первой в составе РСФСР Автономной Советской Башкирской Республики (с 1922 г. - АБССР, с 1936/37 гг. - БАССР, с 1992 г. - РБ), которая в 2019 г. отмечает свой вековой рубеж, на основании анализа материальной культуры, предметов декоративно-прикладного искусства, отложившихся в конкретный исторический период в фондах Национального музея Республики Башкортостан. Наряду с этой практической задачей автор размышляет над природой символа, его ролью в культуре, идеологии, общественном сознании. Символы республики, в том числе государственные, рассматриваются в качестве самоидентификаторов, определяющих вектор развития. Новые символы Башкортостана, опирающиеся на культурно-историческую самобытность коренного народа Южного Урала, эффективны для развития внутреннего туризма. В символах советского прошлого отразились достижения и надежды, которые носили наднациональный характер. В их основе лежал классовый признак (рабочие, колхозники, интеллигенция) и разделение труда, что в конечном итоге было подчинено достижению единой для всей страны цели -построению общества «развитого социализма». Вопрос о том, нужны ли нам новые современные символы и какие, остается открытым. Для этого они должны вызреть и проявиться в общественном сознании. Проблема решается с привлечением философского, психоаналитического методов научного познания.

Ключевые слова: символ, сознание, идеология, культура, сувенир, герб, республика Башкортостан, экспозиция, советский, современность

Природа символа такова, что, с одной стороны, он являет собой слепок, некое представление, укоренившееся в сознании человека (общества) по поводу какого-либо эмоционально значимого события, явления, имевшего место в прошлом, вследствие которого наделяется свойством влиять, вызывать эти эмоции, воспоминания в ходе их вторичного восприятия.

Сувениры советского времени часто носили выраженную идейно-политическую направленность. Опыт идеологической борьбы в Гражданской войне 1918-1920 гг. получил в них своеобразное продолжение [Рамазанова, 2018, с. 174-180]. Экспонаты советского раздела постоянной экспозиции Национального музея Республики Башкортостан в этом

смысле не являются исключением. Помимо орудий труда - серпа и молота, олицетворявших единство рабочих и крестьян во всем мире, советская символика включала идеограмму - пятиконечную звезду, образы «колыбели революции» - крейсер «Аврора», революционной Москвы - мавзолей В. И. Ленина, Кремль, павильоны ВДНХ; символы советского государства - флаги (красное знамя) и гербы СССР, РСФСР, союзных и автономных республик. Творение В. Мухиной и Б. Иофана «Рабочий и колхозница» занимает в этом ряду особое место. Известная композиция, по определению «Новой российской энциклопедии», названа «идеалом и символом советской эпохи». По утверждению секретаря Б. Иофана И. Эйгеля, на

создание шедевра мастера вдохновили античные прообразы - статуя «Тираноборцы» и скульптура «Ника Самофракийская». Героический образ Родины-матери, впервые созданный художником И. М. Тоидзе в 1941 г., был монументализирован Е. В. Вучетичем к 20-летию Победы советского народа над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Мировая гегемония Советского Союза в послевоенные десятилетия дала новый мощный импульс для советского символизма, границы бытования которого впервые вышли за собственные, и определялись картой социалистического лагеря. Символы на гербах социалистических стран: колос, молот (Венгрия, до 1956 г.), циркуль (ГДР), рис, звезда (у всех), серп, линии электропередач, ГЭС, шоссейная дорога, шестеренка, мавзолей (КНР), восходящее солнце, нефтяная вышка, факел (СФРЮ), всадник (МНР). Послевоенная плакатная графика в целях идеологической пропаганды нерушимой дружбы между трудящимися народами часто изображала земной шар, рукопожатие, голубя мира.

Удачный старт в освоении космоса вызвал глубокий эмоциональный подъем населения Советского Союза - сформировались новые космические символы. Тема широко интерпретировалась художественными средствами и приемами от детских дворовых городков до монументальных стел.

Под влиянием длительного устойчивого хозяйственно-экономического уклада БАССР сформировались локальные символы, отождествляемые в сознании советских граждан с республикой. Это контуры территории, пшеничный колос, нефтяная вышка, шестеренка, орудия труда, награды БАССР - орден Ленина (1935, 1957), Октябрьской революции (1969), Дружбы народов (1972). Данные награды, будучи артефактами советской государственной символики, в качестве изображений повсеместно встречаются на сувенирной продукции - фарфоровые изделия, предметы камнерезного искусства, макеты, широко представленные в советском разделе постоянной экспозиции музея. Их анализ приводится ниже в табличной форме.

Изобразительные реплики уфимских и республиканских памятников монументального искусства (монумент Дружбы русского и башкирского народов, памятник героям Октябрьской революции

и Гражданской войны, памятник Салавату Юлаеву, монумент первооткрывателям башкирской нефти в г. Ишимбай и т.д.) также относятся к числу излюбленных приемов пропагандистской продукции того времени. Вариативные изображения символов представлены напольными вазами, настольными письменными приборами, статуэтками, сервизами, ширпотребом местного производства от электробигудей «Айгуль» и бритвы «Агидель» до холодильников «Юрюзань».

Однако, несмотря на очевидные производственные достижения республики в ХХ в., ни один из них не получил официального статуса - не был закреплен на гербе БАССР.

Значительные изменения в структуре общественного производства и потребления, произошедшие за последние три десятка лет, отразившись в общественном сознании, утвердились в символах современной республики, в том числе государственных. Пробуждение самосознания народов России, обращение к своим истокам в 1990-е -начале 2000-х гг. проявили из подсознательных глубин общества образ мифического крылатого коня Акбузата (символ международного союза общественных организаций «Всемирный курултай башкир»), исторический образ Салавата Юлаева, пчелы (торговый бренд «Башкирский мед»), ку-рая - традиционного музыкального инструмента башкир, башкирского орнамента.

В экспозиции музея эти символы представлены сувенирами-подарками, поступившими от оргкомитета 1-ГУ Всемирного курултая башкир. Следствием закона «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18 марта 2005 г. №162-з стала разработка и утверждение в 2006 г. гербов муниципальных районов. Судя по частоте представленных на гербах так называемых «негеральдических фигур» (мифические кони Тулпар, Акбузат представлены в 17районах РБ, колос -11, сокол - 10, башкирский орнамент - 4, голубь - 4, журавль - 4, медведь - 3, соцветие курая - 3, тамга - 3, всадник джигит, Салават Юлаев - 2, куница - 2, лось - 2, сурок - 2, волк - 1, лебедь - 2, плуг - 2, нефтяной фонтан - 2, олень -1, белка -1, тетерев -1, дуб, желуди -1, родник -1, солнце -1, водяное колесо - 1, мельница - 1, молот - 1, гаечный ключ - 1, книга - 1), большинство из них апеллируют к эпическому наследию предков башкир (мифический конь Тулпар, Акбузат, всадник-джигит), а также некогда богатому

животному миру башкирской земли (куница, сурок, волк, медведь, олень, белка, сокол, журавль, лебедь, голубь, тетерев). Тема сельскохозяйственного труда (колос, плуг, мельница, водяное колесо) звучит в пятнадцати муниципальных районах, промышленности (нефтяной фонтан, гаечный ключ, молот) - в четырех.

Акбузат - крылатый белый конь из башкирских народных эпосов «Урал-батыр» и «Акбузат». По древнебашкирским мифологическим представлениям, кони пришли к людям из озера, которое и до настоящего времени называется Йылкы сы-ккан куль («озеро, из которого вышли лошади»), что находится в трех километрах от пещеры Шуль-ган-таш (Капова пещера), в которой сохранился наскальный рисунок лошади позднего палеолита. Это представление перекликается с отрывком из сочинения «Метаморфозы» древнеримского поэта I в. до н. э. Публия Овидия Назона, в котором есть описание поединка Персея с Медузой Горгоной. Вследствие усекновения головы из последней вышли дети от Посейдона - великан Хрисаор и крылатый конь Пегас. На единство происхождения мифов народов мира указывал К. Г. Юнг, основоположник учения об архетипе (древнегреческое - «первообраз, оригинал, подлинник, образец») - структурном элементе коллективного бессознательного [Юнг, 2006]. Архетипы влияют на психическую деятельность через образы и тесно связанные с ними эмоции. Общим у инстинктов и архетипов является то, что это врожденные психические структуры, часть человеческой биологии. Архетипы дают жизнь мифам, религиям и философским концепциям. В поздних работах швейцарского психиатра образы и эмоции объединяются термином «символы».

Еще одним примером обращения к истокам башкирского народа в поисках новых смыслов является туристский логотип республики Terra Bashkiria, над созданием которого трудилась уфимская брендинговая студия [Как создавался, 2018]. В основе визуальной картинки лежит стилизованный (раскадрированный) фрагмент орнамента традиционного башкирского безворсового ковра (см. Приложение).

Обратимся к мировому опыту использования архетипов в брэндинге. Как это часто бывает с открытиями в области психологии человека, прикладное значение они получили именно в маркетинге. В 2005 г. в издательстве «Питер» вышел перевод

книги последователей К. Г. Юнга Маргарет Марк и Кэрол Пирсон «Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов» [Марк, Пирсон, 2005]. По мысли авторов, более конкурентоспособны те фирмы, которые используют при построении своих брендов универсальные образы, восходящие в своей основе к архетипам. Они разделили человеческие потребности на две дихотомии: «стабильность против мастерства» и «принадлежность против независимости».

В соответствии с этим выделили четыре моти-вационные категории:

- потребность в стабильности и контроле - Творец (LEGO, Apple), Заботливый (Nivea), Правитель (Mercedes-Benz, Audi, Rolex);

- потребность в принадлежности и обладании -Шут (Ben&Jerry's), Славный малый (IKEA, Levi's), Любовник (Bacardi);

- потребность в риске и мастерстве - Герой (BMW, Nike), Бунтарь (Linux, Harley-Davidson), Маг (Абсолют, Red Bull);

- потребность в независимости и самореализации - Простодушный (Coca-Cola), Искатель (Starbucks, Land Rover), Мудрец (Sony, Philips).

Значительны открытия гештальт-психологии в области когнитивных процессов, которые трактуются как различные способы переработки информации, также широко применяются на практике для создания запоминающихся изображений. Основной постулат - человеческий разум перестает пользоваться логикой, когда дело касается визуального восприятия. Оптические иллюзии -один из примеров, доказывающих это [Гештальт-психология, 2019].

Профессиональным дизайнерам известны принципы гештальт-психологии:

- Близость объектов: расположенные недалеко друг от друга объекты подсознательно воспринимаются как объекты одной группы;

- Сходство объектов: объекты с общими элементами воспринимаются частью друг друга;

- Завершенность: мы обычно связываем реально не связанные элементы в знакомые нам формы, мозг стремится добавить недостающие звенья, хотя у него нет на это оснований, естественно, мы объединяем элементы только в те формы, которые нам уже знакомы;

- Непрерывность: мы предпочитаем интерпретировать визуальную информацию как непрерывную;

- Фигура-фон: фигура является визуальным элементом, который требует наименьшие усилия для распознавания, другими словами, это та часть изображения, которая выделяется больше всего, остальная часть визуального ряда является фоном.

Еще один фактор, характеризующий продолжительность жизни символа - человеческий. Человек во многом является продуктом той конкретной исторической среды, в которой он сформировался и реализует себя как социальное существо. Однако самый непродолжительный период времени (1/10 часть жизни) - детство, является определяющим. Таким образом, у каждого поколения собственные идеалы и пристрастия: герои, музыка, вкусы и т.п. Поскольку человек выступает не только как отдель-

ный индивид (онтогенез), но и как представитель вида Homo Sapiens (филогенез), общечеловеческий опыт накапливается в ДНК, структурах мозга. Этим объясняется «живучесть» основных архетипов, образов, символов. Человечество как единый организм все чаще становится объектом исследования современных течений в философии, психологии, антропологии, квантовой физике, нейрофизиологии.

Таким образом, выше обозначенные категории имеют идеальную природу, материальными же их делает человек. Вопрос о том, «нужны ли нам новые современные символы и какие?», остается открытым. Для этого они должны вызреть в общественном сознании, воплотиться в произведениях искусства и отложиться в фондах музея.

Приложение

Изображение экспоната

Наименование экспоната, описание

Присутствующие символы, знаки, образы

Значение

Ваза декоративная

на тему «Дружба народов», 1957 г. Дерево

Герб СССР, на корпусе гербы 15 союзных республик

Дружба между народами СССР

Ваза декоративная напольная

Надпись «60 лет БАССР», 1979 г. Фарфор. Выс. 49, диам. 32

Ордена, которых удостоена Башкирская АССР: Ленина (1935, 1957), Октябрьской революции (1969), Дружбы народов (1972)

Трудовая доблесть, признание вклада республики в развитие страны

Сувенир

Надписи: «50 лет БАССР»

и «Обкому КПСС, Президиуму Верховного Совета и Совета Министров

БАССР от трудящихся Стерлитамака». По вертикали 5 табличек, 1969 г. Выс. 48,5; основ. 23х8

Карта БАССР, колос, шестеренка

Вехи промышленного развития республики за 50 лет советской власти (от аграрной к развитой индустриально-аграрной республике)

Ваза декоративная настольная

Надпись: «400 лет Уфе», 1974 г. Фарфор. Выс. 35; диам. 7, диам. основ. 13

Монумент дружбы

Дружба русского и башкирского народов

Сувенир

Надпись: «Трудящимся столицы башкирской республики в честь 400-летия г. Уфы от тружеников г. Салавата», 1974 г. Металл

Молот

Ударный труд, ведущая роль рабочего класса, индустриальная мощь

Ваза декоративная напольная

Надписи: «XXV съезду КПСС», «Слава коммунистической партии Советского Союза», «В. И. Ленин», 1976 г. Фарфор. Выс. 71; диам. 24,5

Серп и молот, колосья, здания

Главенство КПСС, объединяющая трудящиеся народы страны

Ваза декоративная напольная По верхнему краю вазы надпись: «XXV съезду КПСС», 1976 г. Фарфор. Выс. 57; диам. 24, диам. основ. 38 В. И. Ленин Верность заветам В. И. Ленина

1 Ваза декоративная напольная Надписи: «XXV съезд КПСС», «Слава коммунистической партии Советского Союза», «Решения партии в жизнь», 1976 г. Фарфор. Выс. 2; диам. 24,5 Флаги 15 союзных республик, В. И. Ленин, Кремль, памятник Ленину в Уфе, герб БАССР, нефтяные вышки Единство БАССР и Советского Союза

Ваза декоративная Надпись: «От Кировоградчины трудящимся г. Уфы. Уфе 400 лет. 1974», 1974 г. Фарфор Производственные установки Уфимского завода синтетического спирта Внутриэкономические связи страны

1 I Сувенир Металл \ Выс. 30; основ. 21х21 Серп и молот, звезда Научно-техниче ские достижения человечества в т.ч. в освоении космоса возможны только на фундаменте справедливого общества, основанного на идеалах социализма

Отливка бронзовая - один из вариантов скульптурной композиции С. Д. Тавасиева «Салават Юлаев» - памятника,

открытого в г. Уфа, 17.11.1967 г.

Салават Юлаев

Универсальный образ исторического героя башкирского народа в советский и современный периоды времени

Сувенир

Надписи: «60 лет БАССР»,

«Торжественному заседанию, посвященному 60-летию БАССР, от металлургов Белорецка. 23.03.1979». Яшма, металл. Выс. 19, основ. 24,5х13

Промышленный силуэт города Белорецка

Трудовые традиции малых промышленных городов республики

Стела

Надпись: «Трудящимся Башкирской АССР в день 60-летия от личного состава войск Приволжского военного округа. 1979 г., март». Металл, оргстекло. 85х63х25

Летящий реактивный самолет

Незыблемость государственной границы, мощь вооруженных сил СССР

Ковер безворсовый. Башкиры Архангельский район, д. Абзаново. Автор Р. Х. Хабирова, ГБУКИ РБ Национальный музей РБ

TERRA BASHKIRIA

Логотип туристского бренда Башкортостана.

По замыслу авторов четыре цвета означают четыре направления внутреннего туризма:

оздоровительный, горнолыжный, летний отдых, экскурсионный

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Гештальт-психология, 2019 - Гештальт-психология // Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.psychologos.ru/artides/view/geshtalt-psihologiya (дата обращения: 24.04.2019)

Как создавался, 2018 - Как создавался туристский бренд Terra Bashkiria // ИА Башинформ.РФ [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www. bashinform.ru/longread/terra_bashkiria/ (дата обращения: 22.04.2019)

Марк, Пирсон, 2005 - Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / Пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. СПб.: Питер, 2005. 336 с. [Электронный ресурс] - Режим доступа:

REFERENCES

Geshtal't-psihologiya, 2019 - Geshtal't-psihologiya // Psihologos. Enciklopediya prakticheskoj psihologii [El-ektronnyj resurs] - URL: https://www.psychologos.ru/ articles/view/geshtalt-psihologiya (data obrashheniya: 24.04.2019) (in Russian)

Kak sozdavalsya, 2018 - Kak sozdavalsya turistskij brend Terra Bashkiria // IA Bashinform.RF [Elektronnyj resurs] - URL: http://www.bashinform.ru/longread/terra_ bashkiria/ (data obrashheniya: 22.04.2019) (in Russian) Mark, Pirson, 2005 - Mark M., Pirson K. Geroj i bun-tar'. Sozdanie brenda s pomoshh'yu arhetipov / Per. s angl. pod red. V. Domnina, A. Suhenko. SPb.: Piter, 2005. 336 s. [Elektronnyj resurs] - URL: https://www.e-reading. club/bookreader.php/114473/Mark,_Pirson_Geroii_i_

https://www.e-reading.club/bookreader.php/114473/ Mark, Pirson Geroii i buntar'. Sozdanie brenda s po-moshch'yu_arhetipov.pdf (дата обращения: 22.04.2019)

Рамазанова, 2018 - Рамазанова Л. А. Плакаты Гражданской войны в экспозиции Национального музея РБ // Археография южного Урала. Архивное наследие России. Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 100-летию Республики Башкортостан, 100-летию Государственной архивной службы России и 45-летию Южноуральской археографической комиссии РАН. Уфа, 25 октября 2018 г. / под ред. А. Б. Юнусовой. Уфа: Мир печати, 2018. 280 с.

Юнг, 2006 - Юнг К. Г. и др. Человек и его символы. М.: Медков С. Б., 2006.

buntar\_Sozdanie_brenda_s_pomoshch'yu_arhetipov. pdf (data obrashheniya: 22.04.2019) (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ramazanova, 2018 - Ramazanova L. A. Plakaty Grazhdanskoj vojny v ekspozicii Nacional'nogo muzeya RB // Arheografiya yuzhnogo Urala. Arhivnoe nasledie Rossii. Materialy XVIII Vserossijskoj nauchno-praktich-eskoj konferencii, posvyashhennoj 100-letiyu Respubliki Bashkortostan, 100-letiyu Gosudarstvennoj arhivnoj sluzhby Rossii i 45-letiyu Yuzhnoural'skoj arheogra-ficheskoj komissii RAN. Ufa, 25 oktyabrya 2018 g. / pod red. A. B. Yunusovoj. Ufa: Mir pechati, 2018. 280 s. (in Russian)

Yung, 2006 - Yung K. G. i dr. Chelovek i ego sim-voly. M.: Medkov S. B., 2006. (in Russian)

L. A. Ramazanova

SYMBOLS OF BASHKORTOSTAN IN SOVIET AND MODERN EVERYDAY LIFE (ACCORDING TO MATERIALS OF THE EXHIBITION OF THE SBICA RB NATIONAL MUSEUM

OF THE REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN)

This article attempts to make sense of the place and importance of the first Autonomous Soviet Bashkir Republic within the RSFSR (from 1922 - ABSSR, from 1936/37 - BASSR, from 1992 - RB), which in 2019 marks its century-old, based on the analysis of material culture, objects of decorative and applied art, deposited in a particular historical period in the funds of the National Museum of the Republic of Bashkortostan. Along with this practical task, the author reflects on the nature of the symbol, its role in culture, ideology, and public consciousness. Symbols of the republic, including the state, are considered as self-identifiers, defining the vector of development. New symbols of Bashkortostan, based on the cultural and historical identity of the indigenous people of the Southern Urals, are effective for the development of domestic tourism. In other cases, the emphasis placed limits their importance to consolidate the multinational people of the republic. The symbols of the Soviet past of the Republic of Bashkortostan reflected its achievements and hopes. On the contrary, they were supranational. They were based on the class attribute (workers, collective farmers, intelligentsia) and the division of labor, which ultimately was subordinated to the achievement of a single goal for the whole country - the construction of a developed socialism society. The question of "Do we need new modern symbols and which ones?" remains open. To do this, they must mature and manifest in the public consciousness. The problem is solved with the involvement of the philosophical, psychoanalytic methods of scientific knowledge.

Keywords: symbol, consciousness, ideology, culture, souvenir, coat of arms, Republic of Bashkortostan, exposition, soviet, modernity.

Рамазанова Лариса Асгатовна,

старший научный сотрудник, ГБУКИ РБ Национальный музей РБ (Уфа, Россия) larisaufa2012@mail.ru

Ramazanova Larisa Asgatovna,

Senior Researcher,

National Museum of the Republic of Bashkortostan

(Ufa, Russia)

larisaufa2012@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.