Norwegian Journal of development of the International Science No 34/2019 35
UFA CITY AS A SEMIOTIC SPACE
Yakovleva E.,
doctor of Philology, professor of the Department of theory and methodology of primary education of the Bashkir state pedagogical university
Akhmetova A. postgraduate
of the Bashkir state pedagogical university ГОРОД УФА КАК СЕМИОТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Яковлева Е.А.,
доктор филологических наук,
профессор кафедры теории и методики начального образования Башкирского государственного
педагогического университета Ахметова А.Р. аспирант
Башкирского государственного педагогического университета
Abstract
The article deals with the semiotic space of the city of Ufa-the capital of the Republic of Bashkortostan. The semiotic space of a multicultural city consists of myths and symbols. Sacred and profane symbols stand out in the urban space.
Аннотация
В статье рассматривается семиотическое пространство города Уфы - столицы Республики Башкортостан. Семиотическое пространство поликультурного города состоит из мифов и символов. В городском пространстве выделяются сакральные и профанные символы.
Keywords: city, semiotics, semiotic space, myth, symbol, sacred symbols, profane symbols. Ключевые слова: город, семиотика, семиотическое пространство, миф, символ, сакральные символы, профанные символы.
«Все пути в город ведут. Города - места встреч. Города - узлы, которыми связаны экономические и социальные процессы. Это центры тяготения разнообразных сил, которыми живет человеческое общество. В городах зародилась все возрастающая динамика исторического развития. Через них совершается раскрытие культурных форм», - писал Н.П. Анциферов в «Книге о городе» [2, с. 3].
Каждый город обладает особым набором знаковых составляющих, которые создают единое городское семиотическое пространство. «Богатый, избыточный семиотический материал аккумулируется в городах, является "социогеномом цивилизации", на основе которого общество формулирует "ответ" на "вызов" истории» [23, с. 28].
Город как семиотическое пространство рассматривается двояко: он может отождествляться с окружающим пространством и быть видимым центром, изоморфным государству, либо, наоборот, быть его антитезой, то есть противостоять государству. Ю.М. Лотман выделяет два аспекта города как символа окружающего пространства: концентрический город - символ окружающего мира и эксцентрический город - символ иного будущего пространства. Город становится городом только тогда, когда он переходит через грани истории, имеет прошлое. Невозможно построить город мановением руки. Размышляя об эксцентричном Петербурге, ученый отмечает: «Отсутствие истории вызвало
бурный рост мифологии. Миф восполнял семиотическую пустоту, и ситуация искусственного города оказывалась исключительно мифогенной» [13, с. 14]. Другими словами, город без своей истории овеян огромным количеством эсхатологических мифов в отличие от города с богатой историей, в котором активно развивается семиотический аспект.
В соответствии с таким пониманием знакового пространства, Уфа является концентрическим городом, выполняющим объединяющую функцию по отношению к районам и городам Республики Башкортостан. Как концентрированный город с укорененной во времени и культуре историей Уфа обладает богатым семиотическим потенциалом, «это не только «генеральный план застройки», но и совокупность «сакральных мест», мифов и символов» [29, с. 772].
МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО УФЫ
В городском пространстве «памятные места и связанные с ними личности, здания, сады и парки, городские топонимы, эпиграфика, граффити и другие свидетельства прошлого и настоящего обладают поистине неиссякаемой информацией, так как современная жизнь города весьма сложна», - отмечает Е.А. Яковлева [29, с. 771]. Культурно-историческое наслоение жизнедеятельности предшеству-
ющих поколений в знаковой форме постоянно присутствует в жизни и сознании горожанина. По образному выражению урбанолога С.В. Пирогова, «Архитектоника города (его материально-предметная сфера) - спрессованная пыль истории, восходящая городскими шпилями к небесам будущего» [23, с. 22]. «Спрессованная пыль истории» в семиотическом пространстве города отражается в его мифологии. Как отмечает М.В.Пучков, «Каждый крупный город существует одновременно как город воображаемый, который более сложен, чем его материальный двойник <...> город является производителем мифологий и собственно истории, и точно отделить одно от другого не всегда возможно» [24, с. 138].
Семиотика Петербурга связана с Петербургским мифом, основой Крымского текста стал таврический миф. Мифологема Уфы возникла на основе истории ее территории, связанной с Чертовым городищем и Городищем II.
Чертово городище (средневековое название Тура-тау - «гора-крепость») находилось на Лысой горе (территория санатория «Зеленая роща»). Древний город (1-3 век до н.э.) был окружен со стороны суши глубоким рвом и пятиметровым земляным валом. Первые раскопки Чертова городища начались в Уфе ещё в 1735 году под руководством П.И. Рыч-кова и продолжились в 1909 году московскими археологами во главе с В.В. Гольмстеном. Находки экспедиции - кольца и бронзовые украшения, наконечники стрел, копья, черепки посуды с ручной росписью хранятся в Национальном Музее Республики Башкортостан. Чертово городище связано с легендой, записанной П.И. Рычковым со слов местного башкира, о страшном драконе, жившем на Тура-тау, который хранил золото и драгоценности в карстовых пещерах оврага.
Городище Уфа II, находящееся в центре города (участок, ограниченный улицами Пушкина, Новомостовой, Октябрьской Революции и проспектом Салавата Юлаева), с 1961 года является историко-археологическим памятником. Городище Уфа-11 было открыто в 1953 году благодаря известному уфимскому краеведу П.Ф. Ищерикову. Современные археологи высказывают предположение о том, что древнее поселение - это Имэнкала (Дубовый город).
С.Г. Каримов и Л.Г. Хабибов отмечают, что «в XVI веке крепость и город Уфа среди тюркоязыч-ного населения края именовалась тремя словами: Туратау (или Чертово городище), Имэнкала, Уфа» [10, с. 578]. Поселение, возведенное стрельцами на горе, по мнению Р.Г. Игнатьева, носило вначале название этой же горы - Тура-тау. Когда поселение было обнесено дубовой стеной, местное население и казахи стали называть его Имэнкала, и почти одновременно поселение получило еще одно наименование - Уфа.
Официальная история города Уфы начинается с 1574 года. После вхождения в 1557 году Башкирии в состав Московского царства башкиры обратились к Ивану IV с челобитьем о строительстве на их земле города. В 1574 году в устье рек Сутолоки
и Ногайки, на Троицком холме, отрядом стрельцов во главе с воеводой Иваном Нагим был возведён Уфимский Кремль, который представлял собой крепость с массивной деревянной стеной общей длиной 440 метров и состоял из Михайловской, Никольской и Наугольной башен, Воеводского дома, приказной избы, Смоленского собора, колокольни, хлебных складов и тюрьмы. После пожара 1759 года Уфимский Кремль был отстроен заново и Уфа стала огромным городом-крепостью: общая площадь Кремля составляла 71 га, что больше площади Московского кремля (21 га). Именно Кремль спас Уфу от нашествия Емельяна Пугачёва в 1774 году, однако сама крепость простояла почти до XIX в.: последнее упоминание датируется 1779 годом.
Кремль как сакральный центр является сердцем многих российских городов. В Уфе неоднократно обсуждали необходимость возрождения Уфимского Кремля (2005, 2016 год), но пока вопрос остается открытым.
Пожары Кремля уничтожили многие документы, связанные с историей Уфы, что породило разнообразные мифы в городском пространстве, в том числе связанные с этимологией города, которая обрапсла различными легендами. Часть из них связана с лексемой-междометием «уф», связанной в тюркском дискурсе с понятием «усталость». Наибольшей популярностью в городе пользуется сказочная гипотеза, согласно которой сам черт влез на одну из уфимских гор, сел на камень, вытер пот и сказал: «Уфф - ааа!». Другая легенда гласит, что старый дед, пытаясь забраться на гору, устал и, тяжело дыша, произнес: «Уф!!». Следом за ним лезла глуховатая бабка. Она не услышала, что сказал ей дед, и переспросила: «А?» А на той самой горе находились люди, которые построили крепость и ломали голову над тем, как ее назвать. Они услышали разговор стариков, сложили воедино их реплики, и получилось «Уфа». Еще одна легенда связана с путником, который остановился на месте города и сказал: «Уф, Алла» (в переводе означает «О, Аллах!»)
Вторая группа легенд связана с присланным воеводой. Когда тот прибыл лично в городок, то стал спрашивать у местных, как называется река, показывая на нее рукой. Они же думали, что он показывает на ловившего рыбу стрельца, которого звали Ефимка. Воевода расслышал «уфимка» и сказал, что раз река - Уфимка, то город будет называться Уфа. В этом аспекте показательны слова исследователя Вятского текста Н.В. Осипова: «Очевидно, что в формировании локальной мифологии особое значение приобретает народное сознание и фольклорные тексты как форма памяти этого сознания. Устные предания, присловья, анекдоты сохраняют глубинные слои формирования топонимического текста» [20, с. 44].
Мифология - это не только наследие далекого прошлого. Например, известный фольклорист С.Ю. Неклюдов, подробно изучавший функцию и структуру мифа, называет советскую атеистическую идеологию религиозно-мифологической: «Она имеет собственную "священную историю", свои
"кануны" в виде "революционных событий 1905 года" (действа, дублирующие "главное" свершение и предваряющие его), своих предтеч ("революционные демократы" XIX века), своих демиургов и пророков, подвижников и мучеников, свои ритуалы и обрядовый календарь» [19, с. 25].
В современной культурологии миф понимается как один из главных факторов влияния на процессы, протекающие в современном городе. Рассматривая мифологему Саратова, философ Т.П. Фокина считает, что Россия сейчас переживает процесс регионализации, этнос дробится, сильна самоизоляция, даже национальная идентичность становится мозаичной. Эти процессы привели к возникновению особого провинциального мифа, который она называет «окраинным» мифом [27, с. 172]. Несмотря на статус столицы республики - города-миллионника, для Уфы как провинциального города, на наш взгляд, тоже характерен «окраинный» миф. В сознании уфимцев происходит постоянное сравнение родного города с Москвой, Петербургом, Казанью. Талантливая молодежь уезжает из республики, и это становится серьезной проблемой для региона. В то же время Т.П. Фокина не рассматривает «окраинный» миф в негативном свете: «Но ведь именно окраины обрамляют государство как оклад - икону, придавая ей не только красоту, но и бытийную прочность» [27, с.172]. По ее мнению, процесс регионализации не «тянет» провинцию назад, а наоборот, «окраина оказывается в центре, вернее, центр оказывается везде, где есть изменяющее мир деятельное и ответственное присутствие» [27, с.173]. Другими словами, если происходит активное социально-экономическое развитие, провинция становится центром. Поэтому и Уфа как крупный промышленный, экономический, культурный центр совершенно заслуженно имеет статус столицы.
Массовое сознание по своей природе всегда мифологично. Благодаря своей постоянной активности и неугасающей актуальности миф присутствует "здесь" и "сейчас". Культуролог Е.А. Бородина, рассматривая мифы современного города, подчеркивает, что «ориентация в городской культуре затруднена, перед нами огромное количество культур, каждая из которых имеет границы, но они проницаемы, горожанин вынужден пересекать их каждодневно. Оперируя мифом как универсальным средством, горожанин получает способ прохождения через те или иные культурные среды» [3, с. 65]. Используя мифы, складывающиеся на основе единых ценностей и смыслов для определённой среды, горожанин создаёт свой мир, выстраивает отношения с другими жителями, становясь частью городского пространства. Более того, на основе мифов современный горожанин выстраивает алгоритм действий: «Предположим, в рабочее время он вынужден соблюдать правила и пользоваться языком корпоративной культуры, а придя домой, он оказывается вовлечённым в иное культурное поле - поле семьи» [3, с. 65]. В таком понимании жизнь горожанина (и любого человека) - это бесконечный переход из одного мифа в другой, т. к. «миф есть объяснительная, регулятивная конструкция, с помощью
которой человек определяет ориентир, объяснение того или иного явления» (3, с. 63). Более того, русский философ Лосев утверждал, что «Всякая живая личность есть так или иначе миф <...>, личность есть миф не потому, что она - личность, но потому, что она осмыслена и оформлена с точки зрения мифического сознания» [12, с. 208]. Исходя из такого понимания, миф - это и сам горожанин как осмысленная личность, и его жизнь как часть городской жизни.
Таким образом, мифологическое пространство Уфы - это архаические и современные мифы, организующие и регламентирующие (наряду с наукой и искусством) жизнь современного горожанина, который сам выступает как миф.
СИМВОЛИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО УФЫ
Миф интерпретирует действительность через символы. Символом (от древнегреч. «симбилон» -«смешанное в кучу) древние греки называли осколки разбитой плитки. Сложенные части позволяли участникам сделки опознать друг друга. «Символ, по своему изначальному значению, есть, во-первых, тайный знак, значение которого понятно только посвященным, и тем самым, связывающий посвященных в единое множество; во-вторых, символ есть знак условный, т.е. знак, о значении которого специально договорились» [1, с. 25]. Таков символ и в городском пространстве: чтобы понимать его смысл, горожанину нужно владеть некой информацией, т.е. владеть фоновыми знаниями. Символ в полной мере понятен только посвященным.
Город как бытие по уровню символизации традиционно занимает особое место. Как писал П.А. Флоренский, «Бытие, которое больше самого себя, - таково основное определение символа. Символ -это нечто, являющее собою то, что не есть он сам, больше его, и, однако, существенно чрез него объявляющееся» [26, с. 287].
Представители тартуско-московской семиотической школы (Лотман Ю.М., Пятигорский А.М., Топоров В.Н. и др.) выделяют следующие направления символизации города: а) сакральное и несакральное пространство, б) символическая геометрия города. В соответствии с этими направлениями мы выделяем сакральные и профанные (несакральные) символы, которые и определяют символическую геометрию городского пространства. Эти символы маркируют текст города, обозначая наиболее значимые для сознания горожан урбо-нимы [9, с. 17].
Сакральные символы занимают важное место в семиотике Уфы. Столица Республики Башкортостан как поликультурный город имеет особое сакральное пространство, связанное с его многокон-фессиональностью.
Уфа является центром духовной религиозной жизни. В городе находится Центральное духовное управление мусульман России и Духовное управление мусульман Республики Башкортостан. Главной
мечетью на территории исторического Башкортостана считалась Азиева мечеть, которая была разрушена во время башкирских восстаний 1735-1740 годов. Мечеть располагалась у реки Берсувань (ныне Кировский район Уфы), в ней проходили все башкирские народные собрания (йыйыны), которые являлись высшей властью во внутреннем самоуправлении башкир. Первая соборная мечеть была построена по ходатайству муфтия Духовного управления мусульман Г. Габрахимова в 1830 г. по Фроловской улице (ныне улица Тукаева) на добровольные пожертвования купцом 1 -й гильдии М. Та-гировым. Знаковым символом современной Уфы стала соборная мечеть «Ляля-Тюльпан», открытая в 1998 году. В основу проекта (архитектор В.В. Дав-лятшин) положен традиционный символ весны тюркских народов - цветущий тюльпан, а минареты олицетворяют два его бутона.
Уфа - центр Уфимской и Стерлитамакской епархии Башкортостанской митрополии Русской православной церкви. В городе насчитывается более 20 храмов. Самый большой православный храм Уфы вместительностью до нескольких тысяч человек - Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы, построенный в 1901-1909 годы, в основном, на средства уфимского купца-храмоздателя, гласного Городской Думы Никифора Патокина. После революции здесь разместился госпиталь, до войны находились авиамастерские, после войны -кинотеатр «Йондоз» (баш. звезда). Лишь в 1991 г. здание было возвращено Русской православной церкви.
В 2008 году в Уфе появилась первая (в постсоветское время) синагога и еврейский общинный центр.
В городском пространстве часто реализуется «идея навершия города». Ломаные линии зданий, башенок, других сооружений - это своеобразная силуэтная граница города. «Каждый город должен иметь свой, особый способ заканчиваться в высоту» [21, с. 48]. Для Уфы силуэтная граница - это прежде всего мечети и церкви. Однако в последнее время сюда стали добавляться высотные дома типа «небоскребов».
Помимо сакральных символов, у каждого города есть официальная символика (геральдика), территориальные локусы (центр и районы города) и значимые урбонимы, т.е. профанные символы.
Геральдика является одной из наиболее развитых и притягательных знаковых систем. Представление о загадочности геральдики основано на всеобщем убеждении, что за каждым гербом скрывается какая-то тайна. Герб строится с учётом устоявшихся правил, включая в себя определённые элементы: почётные и простые геральдические фигуры, линии делений, геральдические символы флоры и фауны.
Официальная символика города (герб, флаг, гимн) сознательно ориентирована на создание своеобразного «портрета» территории. Городской герб - это важный символ, отображающий географические, социальные, экономические особенности тер-
ритории и способствующий консолидации горожан. Стержневой фигурой герба (и флага) Уфы считается куница. Приведем геральдическое описание герба: «Центральной фигурой герба является куница натурального коричнево-бурого цвета в позе свободного бега. Приподнятая голова с вытянутой и красиво изогнутой шеей придают кунице уверенность и спокойствие. Вся её фигура, горделивая поза, мех с позолотой олицетворяют богатство, гордость и достоинство. Серебряный цвет поля герба — символ веры, чистосердечности и благородства. Зелёный цвет оконечности герба символизирует изобилие, радость, свободу, покой и мир» [6].
Мех куницы и соболя издавна ценился на Руси, и на основе договора с русским царём башкиры условились платить ясак мехом куницы. Бегущая куница появилась на печати Уфимской приказной избы еще в середине XVII и просуществовала на городском гербе до революции. За советскую историю герб Уфы менялся несколько раз вплоть до 2006 года. По мнению государственного герольдмейстера Георгия Вилинбахова, «Старый герб Уфы занимает особое место в сокровищнице российской геральдики и является символом более чем с 400-летней историей. В России лишь 30 городов могут использовать символы столь древние и достойные» [6].
В отличие от искусственно созданных официальных символов некоторых городов, долгая историческая уфимская «прописка» куницы позволила создать городской герб близким и понятным горожанам. Геральдическая куница вышла за пределы герба, удачно вписавшись в семиотический текст Уфы. Большой популярностью у горожан и гостей столицы пользуется бронзовая скульптура «Дом куницы». Образ куницы успешно используется в социальной и коммерческой рекламе Уфы.
Символическая геометрия городского пространства в семиотике основана на выделении центра и периферии. Ю.М. Лотман и Б.А. Успенский определяли семиотическое пространство через отношение «центр и периферия»: в центре пространства аккумулируются мифы о счастье, это город-рай, город благоденствия, город-храм, для окраины характерны противоположные, эсхатологические мифы [14]. Фольклорист С.Ю. Неклюдов подчеркивал, что для русского народного сознания характерно восприятие пространства как неоднородного с сакральным центром и потенциально враждебной периферией (поле, лес, кладбище и т.д.) [19, с. 23].
Городское пространство представляет собой символическую дихотомию, основанную на социальной морфологии города через оппозицию «центр и окраины», «элитные и простые зоны проживания», «престижные и непрестижные районы» (Алексеева М.С., Бауман З., Галиндабаева В.В., Ка-стельс М., Капицын В.М., Парамонова В.А., Робле-Дюран М.). В урбанологии центр города - это «фокус (место пересечения) исторически (хронологически) возникших подсистем жизнедеятельности городского населения. Центр может приобретать
(или смещаться в сторону) тот или иной доминирующий характер жизнедеятельности: сакральный, идеологический, производственный, торговый, до-суговый, научный, политико-административный, рекреационный и др.» [23, с. 77].
Итак, в семиотическом аспекте город всегда имеет ярко выраженное символическое ядро -центр. «С самого начала город - это центр общения с главным общим богом (а не своим покровителем дома и рода) через городской храм, который наряду с рынком - центром общения и торговли - был непременным и центральным элементом городской среды» [21, с. 13]. Историческое формирование города вокруг укрепления (кремль, крепость) обеспечивало населению, проживающему рядом, за его стенами, определенную безопасность. Центром христианского, «западного» города был храм в честь святого покровителя. В восточном городе центром являлась площадь с дворцом правителя, медресе в окружении минаретов и базаром. От площади разбегались дороги, по которым шли в город караваны или воины. Центр в любом типе города имел сакральный смысл, задающий систему координат в городском пространстве.
Центром исторической Уфы был район, который сейчас носит название Старая Уфа, где находился Уфимский Кремль. Центр современной Уфы - это историческая центральная часть города, ограниченная с запада улицей М. Гафури, с севера -улицей Революционной, с востока - улицей Цюрупы, с юга - рекой Белой». Сейчас иногда всю историческую часть города, включая Старую Уфу, называют Центром.
«Высшей ценностью обладают те части городского пространства, где концентрируются экономические, культурные, социальные капиталы» [22, с. 126]. Поэтому центр города - это всегда своеобразная «точка притяжения» жизни горожан. «Такие места обладают «символами господства», принадлежности к власть имущим» [22, с. 126]. Простые сословия неуклонно вытеснялись на городскую окраину.
Дореволюционные традиции социальной морфологии города были продолжены в советский период, т.к. символически значимые места стали заселяться номенклатурными работниками. Фактор жесткого распределения жилья создавал ореол непреодолимой вершины. В Уфе таким ореолом обладала, например, улица Ленина - центральная улица города.
В 90-е гг. ХХ в. в центр устремились «новые русские», которые осуществляли мечту чувствовать себя наравне с теми, кто в советское время стоял на вершине социальной лестницы. «Притягательность центра оставалась постоянной, но в истории России произошла смена жильцов: дворянское сословие / «фабриканты» / номенклатурные работники / «новые русские»» [22, с. 128].
Советский период нашей истории характеризуется активным моделированием нового социалистического пространства. Если исторически центром города был кремль (мечеть, храм), то в каждом
городе СССР центрообразующей становится площадь с главным символом эпохи - памятником В.И. Ленина. В Уфе он расположен напротив здания городской администрации на Проспекте Октября, главной артерии города, являющейся еще одним важным символом советской Уфы. Долгое время годоним в неофициальном городском ономасти-коне называли просто «Проспект», т.к. он был единственным в городе. Проспект Октября в XVI-XIX вв. назывался Большим Сибирским трактом. После революции одну из самых длинных и широких автомагистралей Уфы, соединяющую города Уфу и Черниковск, назвали проспектом Владимира Маяковского, а в 1959-м переименовали в Проспект Октября. С самого начала престиж Проспекта Октября был предрешен идеологически: он стал одной из визитных карточек столицы республики. Здесь находятся Государственный академический русский драматический театр, Дворец культуры ОАО «УЗЭМИК», кинотеатр «Искра», гостиница «Азимут Отель Уфа» (бывшая гостиница «Россия»), универмаг «Уфа», Госцирк, планетарий, железнодорожная больница и т.д. Именно на Проспекте были возведены первые в Уфе двадцатиэтажные монолитные дома. Здесь проходили грандиозные по масштабам первомайские и ноябрьские демонстрации трудящихся, парады духовых оркестров, легкоатлетические марафоны и митинги. Благодаря Проспекту Октября (длина составляет 8,8 км), Уфа входит в тройку самых длинных городов России наряду с Сочи и Волгоградом. Суммарная протяженность Уфы составляет 53 км.
О роли магистральных улиц в городском пространстве размышляют многие урбанологи. Так, В.Л. Глазычев считает, что главная улица - это «протяженная театральная кулиса, устроенная ради шествий и исключительно ради них, потому что утилитарной потребности в главной улице нет никакой» [8]. Первая главная улица появилась в Риме еще в начале XVI в. для демонстрации съезда кардиналов к папскому дворцу, позже Мария Медичи прокладывает первый бульвар в Париже (сейчас Новый Лувр). Вслед за европейскими городами этому образцу подражают колониальные города Америки (мексиканские, аргентинские, бразильские), где по главным улицам гарцевали конницы, а позже проходили карнавалы. Для больших городов с большой идеологической нагрузкой, широкие улицы - эта важное пространство для презентации города.
В связи с изменением социально-политического и экономического устройства российского общества произошли значительные изменения в постсоветском урбанистическом пространстве. В современном городе престижность центра зачастую не связана с удобством проживания. Так, в центре Уфы и на Проспекте Октября много ветхого жилья, активная застройка советского периода препятствует возведению современных комплексов ввиду отсутствия необходимой территории, значительно страдает экологическая безопасность из-за интенсивных транспортных потоков и шума (по статистике, по Проспекту Октября проезжает более
чем 10 тысяч автомобилей в час) [7]. Все это приводит к движению от центра к периферии - деурбани-зации. Стремление к экологическому благополучию и приватности способствует стремительному разрастанию коттеджных поселков за чертой города. Отток в «непрестижную» периферию наблюдается и в связи с активизацией масштабного строительства современных микрорайонов с удобной инфраструктурой в таких районах, как Затон (район речников), Дема (район железнодорожников) и др. Так, на смену социалистически маркированным советским символам города приходят территориальные символы, связанные с окраинными районами города.
Урбанологи отмечают, что для современных городов характерна постоянная динамика структурно-территориальных и функциональных зон. «Постоянно наблюдается амёбообразное растекание города. Город не подчиняется планомерному рациональному планированию <...> город живёт своей жизнью, порой "отвергая" решения и планы управленческих структур. Город есть феномен, а не только структурно-функциональная система» [23, с. 28]. Одни районы города возрождаются, другие начинают отставать в своем развитии: «Городская жизнь как бы "перетекает" из одного локуса - в другой, "наполняет" одни районы и здания, "оскудевает" в других» [23, с. 51].
Городские районы отличаются не только территориально-ландшафтными, экономическими, социальными особенностями, но и становятся символами городского пространства, образуя целостное семиотическое пространство. Академик Д.С. Лихачев подчеркивал: «Изучая образ города, мы не должны забывать, что образ города складывается из образов отдельных его районов» [11, с. 7]. Он считал, что районы должны сохраняться в их цельности и неповторимости. «Характер окрестностей города связан с его историей чрезвычайно тесно. Вспомним, например, что окружающие дворцы и парки Ленинграда строились одновременно с городом. Кольцо пригородов было той оправой искусств, в которой Петербург-Ленинград всегда был центром» [11, с. 8]. При этом он предупреждал, что разрастание пригородов в конце концов раздавит город. «Здесь могут быть предложены различные способы: создание невдалеке от исторического города в продуманной связи с ним городов-спутников или создание цепи линеарных городов, объединенных скоростной транспортной системой» [11, с. 9]. Ученый был настолько обеспокоен влиянием пригорода на развитие городов, что предлагал, например, создать единый линеарный мегаполис Москво-ленинград по скоростной транспортной линией между Москвой и Ленинградом.
Уфа как столица Республики Башкортостан имеет 7 административных районов: Демский, Калининский, Кировский, Ленинский, Октябрьский, Орджоникидзевский и Советский. Неофициально Уфа разделяется на районы и микрорайоны, носящие разговорные названия: Черниковка, Сипай-лово, Дема, Шакша, Док, Ваз, Зеленая роща, Затон, Нижегородка, Инорс.
Причиной возникновения неофициальных номинаций, по мнению урбанологов, является, классическая дихотомия «свой/чужой». «В народном сознании возникает оппозиция «официальное имя-неофициальное имя»: объект, названный кем-то (представителями власти), то есть «чужое» имя объект, названный мной (народом или представителями той или иной социальной группы), то есть «свое», а значит, «освоенное» имя» [15, 83]. Неофициальные наименования города не раз становились объектом исследования уфимских филологов. С. Вахитовым в году был издан «Словарь уфимского сленга» [5]. Так, район Черниковка, по данным словаря, в неофициальном ономастиконе носит названия Черняга, Черник, Чернушка, Чернобыль, Черня, Черниковск, Чикаго, Занзибар. Неофициальный ономастикон постоянно развивается, поэтому дополним список современными примерами: Чика, Чикатаун.
Рассматривая социальную морфологию города, американский урбанолог Э. Батлер писал: «если города сами по себе становятся гетерогеннее, то составляющие их внутренние ячейки все более гомогенными» [18, с. 68]. Человек смотрит на мир через призму групповых норм. В урбанологии это явление принято называть «социальным конструированием реальности» (П. Бергер, Т. Лукман). Такое конструирование все чаще происходит через дихотомию «свой/чужой», которая проявляется и в интернет-пространстве, где все больше времени проводит современный горожанин. По итогам нашего мониторинга, в социальной сети «Вкон-такте», помимо групп, объединяющих город («Уфа», «Типичная Уфа», «Город Уфа», «Новости Уфы и Республики Башкортостан», «Бесплатная Уфа» и т.п.), активно развиваются группы отдельных районов Уфы: «ДЕМЧАНЕ | Дёмский район | Дёма», «Подслушано Нижегородка», «Типичная Шакша» и т.д. Особенно активны виртуальные родительские сообщества, в которых многие участники знакомы не только виртуально: «Мамочки Си-пайлово» - 25 266 участников группы, «Мамы Чер-никовки, Инорса, Шакши» - 15 418 участников и т.д. (данные на 15.08.19).
Объединения по районам неслучайны: «С течением времени каждый район или квартал города принимает некоторые характеристики и качества его жителей. Каждая отдельная часть города неизбежно связана с особыми настроениями населения» [23, с. 46]. Возникают «ментальные зоны городской территории, где проживание людей характеризуется устойчивым местным колоритом образа жизни и даже особенностями коллективной психологии» [23, с. 61].
В Уфе особым ореолом окружен район Черни-ковка, история которого началась еще в 1609 году. Черниковка принадлежала капитану Ивану Черникову, удостоившемуся земельных наделов за верную царскую службу. По другой версии, название восходит к селению Черниково (конец XVI века) названному так в честь помощника воеводы Михаила Нагого, уроженца Нижнего Новгорода, бояр-
ского сына Ивана Черникова-Онучина, получившего здесь поместье. В советское время в связи со строительством моторного и котлотурбинного заводов появился поселок Черниковский, который в 1936 г. стал Сталинским районом г. Уфы, а в 1944 г. был переименован в Черниковск. С 1956 г. города Уфа и Черниковск объединяются в один город -Уфу.
В восприятии уфимцев Черниковка зачастую представляется как непрестижный район. Это объясняется неблагоприятной экологической обстановкой, связанной с расположенными здесь нефтеперерабатывающими заводами. Вызывает опасения криминальная обстановка в отдаленном районе, а также крайне неразвитая инфраструктура. Свою лепту вносит и находящийся в Черниковке «мертвый город» Новоалександровка, овеянный страшными мистическими легендами.
В социальной сети «Вконтакте» есть группа «Моя черняга» с ироничным слоганом Для тех кто к счастью своему удостоен жить в самом элитном районе планеты!!! В группе создано обсуждение «Мифы о Черниковке», тем самым интернет-пользователи подтверждают наличие мифов о родном районе, которые пытаются развенчать (орфография и пунктуация авторов сохранена): но мифы о черняге к сожалению есть, даже например: что в черняге живут одни отморозки, вот потому с других районов сюда и не суются; Кто вам такой жути нагнал? Тут такие же люди; Бесит то, что люди которые здесь вечно сами зависают, а живут на проспекте...; Так обидно становится, жуть...да и барагозить сюда тоже из центра едут...это сами люди признают...; Все думают, что Черниковка это криминальный район.... В чем то даже это и хорошо, и пусть тока сунутся); Одним словом: проспект-красиво, черняга-сила))); очень обидно когда говорят что в черняге живут одни бандиты и всё такое! НО ЭТО НЕ ПРАВДА!!! [17].
В то же время жители Черниковки, несмотря на отрицательные моменты, относятся к ней с большой любовью и по праву гордятся родным районом, давшим толчок мощному развитию нефтеперерабатывающей и авиационной промышленности в республике. Здесь находятся такие важные символы Уфы, как мечеть «Ляля-Тюльпан», Парк Победы, а также Нефтяной университет, входящий в список лучших вузов России-2019 по версии Forbes. Черниковка - родина известной рок-певицы Земфиры, которая в 2012, 2013 и 2014 годах вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», а также была упомянута в 2004 году в российском учебнике истории для 9 класса как родоначальник «совершенно иной» музыкальной молодёжной культуры, оказавшей большое влияние на творчество молодых групп 2000-х годов и на подрастающее поколение в целом.
Таким образом, Черниковка, как и другие районы Уфы, стал территориальным символом, основой осмысленной неравномерности городского пространства.
Семиотика города включает значимые для этноса, проживающего на данной территории, символы. Главным национальным символом башкирского народа является сподвижник Емельяна Пугачёва Салават Юлаев. Памятник Салавату Юлаеву, открытый в 1967 году, стал визитной карточкой Уфы. Изображение этого памятника, вопреки канонам геральдики, в 1996 году было решено поместить на герб Башкортостана. Особое место символа в сознании уфимцев подтверждают результаты проведенного нами в 2019 году ассоциативного эксперимента, в котором первое место по частотности упоминания занял Салавату Юлаеву. Примечательно, что в 2010 году Т.И. Матвеева провела аналогичный эксперимент и получила такой же результат [16, с. 22].
Главный символ города оброс мифами и легендами. Согласно распространенному мифу, это самый большой конный памятник Европы, что не совсем соответствует действительности. Необходимо уточнить, что это самая большая статуя, стоящая на трех опорах. В действительности же, самая высокая конная статуя Старого света установлена в Праге, на Вацлавской площади. Другой городской миф о существовании люка внутри памятника, через который можно попасть в статую коня, был подтвержден во время ремонтных работ 2000 года. В городе также бытует легенда об истории создания памятника, автором которого является осетинский скульптор С. Д. Тавасиев. Во время Великой Отечественной войны его вместе с семьей эвакуировали в Башкирию, в деревню Стерлибашево. Когда на фронт отправлялся очередной эшелон советских солдат, скульптор увидел, как местный пожилой мужчина подбадривал красноармейцев словами: «Будьте как Салават!». Желая узнать больше о личности героя, он изучил все предания о нем, прочел десятки томов литературы. Во всех своих интервью Сослан-бек Тавасиев с уважением высказывался в адрес башкирского национального героя.
Важным символом Уфы является Монумент Дружбы, посвящённый 400-летию присоединения Башкории к России. В основании памятника находятся бронзовые скульптуры двух женщин, которые сидят по обе стороны от стелы полуоборотом друг другу. В руках у скульптур, изображающих Россию и Башкирию, символы мира - лавровые венки. На монументе высечены годы «1557-1957» и надпись: «Слава великой братской дружбе русского и башкирского народов» на русском и башкирском языках.
Символами города становятся не только официальные урбонимы. Так, Уфа в народе получила шутливую номинацию «Три шурупа» («Три таблетки») благодаря сходству написания названия города на башкирском языке с шурупами или таблетками. Неофициальный символ активно используется в городском пространстве (при въезде в столицу, напротив Национальной библиотеки имени А.-З. Валиди на улице Ленина и перед Национальным молодежным театром имени М. Карима) и сувенирной продукции, особенно при проведении
ежегодных международных мероприятий. Название «Три шурупа» носит городской интернет-журнал и даже пиво местного производства. «Три шурупа» используются в названии сайта администрации города, радио «Спутник ФМ», телевидения «Вся Уфа», футбольного клуба «Уфа» и т.д.
Главные символы города активно используются в сувенирной продукции. По итогам нашего мониторинга ассортимента сувенирных лавок, расположенных в Гостином дворе и универмаге «Уфа», чаще всего на сувенирах Уфы изображены, помимо официального герба, следующие городские символы-урбонимы: памятник Салавату Юлаеву, Монумент Дружбы, мечеть «Ляля-Тюльпан», Кафедральный соборный храм Рождества Богородицы, Конгресс-холл, «Уфа-арена» (символ Уфы как города хоккея), а также нацональные башкирские символы: цветок курая, мед (пчела, соты), конь, юрта.
Помимо общегородских и локально-социальных символов, семиотическое пространство города состоит из бесконечного количества индивидуальных символов. Некоторые ученые высказывают мысль о крайней бедности символического состава в современном обществе. С.Ю. Неклюдов считает, что это произошло вследствие изменений, связанных с информационной (точнее - коммуникационной) революцией, облегчившей манипулирование массовым сознанием со стороны групп людей, контролирующих СМИ [19, с. 20]. По мнению А.В. Чернышова, «Символический лес русской культуры был варварски вырублен; объем символики доведен до уровня, позволяющего осознанные манипуляции ее идеологизированными останками, но убивающего живые, естественные и сложные связи между отдельными символами» [28, с. 14].
В то же время другие культурологи подчеркивают непрерывный процесс порождения символов: «Человек - существо символическое, он живёт в символическом универсуме, который он сам и создает» [25, с. 21]. Более того, русский философ Лосев утверждал, что «личность есть всегда выражение, а потому принципиально - и символ (выделено автором)» [12, с. 203]. Ярче всего это проявляется у человека в городских условиях.
Урбанолог В. Беньямин, автор эссе о Марселе, Неаполе, Париже, Берлине и Москве, рассматривал город как ряд топосов, в которых происходят встречи, события и собрания, где возникают дружеские отношения и заключаются союзы. Эти места -кафе, площади, парки, улицы - становятся сценами, аренами, где разворачиваются события, образуя прерывистый нарратив жизни человека. Он подчеркивал, что мы помним «образы людей гораздо реже, чем те подмостки, на которых мы повстречали других или самих себя» [4, с. 187].
Проблему индивидуальных городских символов рассматривает казахский философ К. Меде-уова. «Естественным является процесс самоопределения городского населения в том, как он выбирает свои любимые пространства для отдыха и прогулок, то, каким образом он «отвоевывает» у большой эстетики малые зоны психологического комфорта» [21, с. 47]. Неслучайны в истории городов такие особенные места, как московский дворик, питерское «парадное», венское кофе, парижское бистро. По мнению ученого, публичным пространствам всегда противопоставлялись интимные пространства городской жизни: «любой исторический город помимо публичных мест, большей частью рыночных площадей, подвозов, имел подуровневые пространства тайных ходов, подкопов, тайных склепов и уединенных мест под шпилями соборов» [21, с. 50].
Урбонимы вплетаются в жизнь и биографию горожан как личностно освоенные и биографически запомнившиеся знаки. Урбанолог С.В. Пирогов называет такие урбонимы «личностно значимыми местами, частью личности, локусами личностного бытия»: «Конечно, все локусы личностного бытия построены на одном и том же материале города, но изнутри этот материал означен и трансформирован каждый раз уникальным и индивидуальным образом» [23, с. 56]. «Осмысленные городские «зоны» выстраивают некий порядок, задают шкалу мест (выделено автором). Люди насыщают точки своими символами: храмами, властью, работой, отдыхом, торговлей, жильем», - считает Е.А. Яковлева [29, с. 773]. Если у горожан много локусов личного бытия, значит, они живут вместе с городом и для города. Если жителей без таких локусов, просто проживающих на данной территории, много, город умирает как среда обитания. Постоянно возникающие индивидуальные символы мест, где происходят биографически значимые для горожанина события, образуют уникальное индивидуальное символическое пространство города.
ВЫВОД. Итак, город Уфа образует целостную поликультурную семиотическую систему, состоящую из мифов и символов. Мифологическое пространство города (архаические и современные мифы), его структура и динамика оказывают существенное, возможно, решающее влияние на поведение горожанина. Горожанин живет среди мифов, а его жизнь представляет собой бесконечный переход из одного мифа в другой. Многоконфессиональная сакрализация пространства и существование таких профанных символов, как официальный городской герб (флаг), территориальные символы и городские поликультурные символы-урбонимы, а также выявленные антиномии «центр-периферия», «свой-чужой» являются важными признаками семиотически богатого пространства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Айснер Л.Ю. К вопросу исследования символа в лингвистике и семиотике // Челябинский гуманитарий. - 2009. - № 2 (8). - С. 25-29.
2. Анциферов Н.П. Книга о городе. - Л., 1926.
- 224 с.
3. Бородина Е. А. Мифы современного города: постановка проблемы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств.
- 2017. - № 3(77). - С. 63-70.
4. Вальтер Б. Берлинская хроника // Павлов Евгений. Шок памяти. Автобиографическая поэтика Вальтера Беньямина и Осипа Мандельштама. - М.: НЛО, 2005. - С. 166-167.
5. Вахитов С.В. Словарь уфимского сленга начала XXI века. - Уфа: Вагант, 2008. - 154 с.
6. Герб Уфы. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 03.09.19).
7. Главная артерия Уфы прошлого и нынешнего веков - Проспект Октября. - URL: https://rb7.ru/rn/interest/209823 (дата обращения: 03.09.19).
8. Глазычев В.Л. Представление о городе и технологии управления средовым развитием. Типология городов. - URL: http://www.glazychev.ru/courses/1998-10-30_predstavlenie_o_gorode.htm (дата обращения: 03.09.19).
9. Гришанин Н.В. Текст, символ, миф в семиотическом анализе городской культуры: автореферат дис. ... кандидата культурологи. - Санкт-Петербург, 2007. - 22 с.
10. Каримов С.Г. и Хабибов Л.Г. К вопросу о происхождении названия города Уфы // Вестник Башкирского университета. - 2014. - Т. 19. - №2. -С. 577-580.
11. Лихачев Д.С. Образ города и проблема исторической преемственности развития культур / Д.С. Лихачев. Раздумья о России. - Спб.: LOGOS, 2001. - С. 552-570.
12. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: Академический проект, 2008. - 303 с.
13. Лотман Ю.М. Символика Петербурга и проблемы семиотики города // Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. - Таллин, 1992. - Т. 2. - С. 9-22.
14. Лотман, Успенский Б.А. Отзвуки концепции «Москва Третий Рим» в идеологии Петра Первого / Успенский Б.А. Избранные труды. Том 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. - М.:
Школа «Языки русской культуры», 1996. - С 124142.
15. Мальцева М.В. Городской ономастикон Сыктывкара // Научный диалог. - 2015. - №6 (42).
- С. 72-87.
16. Матвеева Т.И. Уфа в зеркале своего языка.
- Каф. общего языкознания БГПУ им. М. Акм. Хранение. Архив ВКР. - 2010.
17. Мифы о Черниковке. - URL: https://vk.com>topic-4218499_17168656 (дата обращения: 03.09.19).
18. Молевич Е.Ф. Общая социология: учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей. - Самара: Самарский университет, 1997. - 107 с.
19. Неклюдов С.Ю. Структура и функция мифа / С.Ю. Неклюдов // Мифы и мифология в современной России; под ред. К. Аймермахера, Ф. Бомсдорфа, Г. Бордюкова. - М.: АИРО-ХХ, 2000. -с. 17-38.
20. Осипова Н.В. Вятский провинциальный текст в культурном контексте // Обсерватория культуры. - 2005. - № 1. - с. 42-48.
21. Парадигма: Очерки философии и теории культуры // Под редакцией проф. М. С. Уварова. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006. -Вып. 4.-176с.
22. Парамонова В.А. «Центр - периферия» как символическая дихотомия городского пространства // Вестн. Волгогр. гос. ун-та. - 2009. - № 1 (9).
- С. 126-130.
23. Пирогов С.В. Конспект лекций по курсу социология города. -Томск: ТГУ, 2003. - 180 с.
24. Пучков М. В. Семиотические взаимосвязи архитектуры и языка // Семиотика пространства. -Екатеринбург, 1999. - С. 115-153.
25. Тыхеева Ю.Ц. Человек в городском пространстве: Философско-антропологические основания урбанологии: автореферат дис. ... доктора философских наук. - Спб., 2004. - 35 с.
26. Флоренский П.А. У водоразделов мысли / Флоренский. Сочинения: в 3 Т. Т. 2. - М.:1990. -446 с.
27. Фокина Т.П. Метафизика Саратова // Волга. - 1998.- № 1. - С.167-174.
28. Чернышов А.В. Современная советская мифология. - Тверь, 1992. - 80 с.
29. Яковлева Е.А. Филологическая урбаноло-гия: новые аспекты изучения // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. -2011. - № 6. - С. 771-774.