Научная статья на тему 'Театрально-педагогические деятели Башкортостана 20-30-х годов XX века'

Театрально-педагогические деятели Башкортостана 20-30-х годов XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
157
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / CULTURAL REVOLUTION / ТЕАТР / THEATRE / ПЕДАГОГ / EDUCATOR / РЕЖИССЁР / DIRECTOR / АРТИСТ / ТАНЕЦ / DANCE / ACTOR

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Баймухаметова Сабина Амировна

В статье рассматривается педагогическая и творческая деятельность Ф. Гаскарова, В. Муртазина Иманского, Б. Юсуповой, Г. Мингажева, ставших в 20-30-гг XX века, одними из основателей театрального дела и воспитавших плеяду выдающихся последователей. Театр в конкретной исторической обстановке играет существенную роль не только в развитии культуры, но и в общественно-политической жизни. Бесспорно влияние театра на общественную жизнь. После событий 1917 г. одной из важнейших задач советской власти была провозглашена культурная революция. В конечном счете, она преследовала две основные задачи: приобщение к культуре широких слоев населения, организация культуры таким образом, чтобы она показывала преимущества нового строя. Заслуга этих и многих других деятелей искусства после Октябрьской революции сыграли большую роль в становлении развертывания культуры в крае и стали фундаментом для подготовки их последователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theatre and pedagogical personalities of Bashkortostan in the 20-30s of the 20th century

Educational and creative activities of F. Gaskarov, V. Murtazin-Imansky, B. Yusupova, G. Mingazhev are considered in the article. In the 20-30s of the 20th century they were founders of theatre art and gave way to a galaxy of outstanding successors. Theatre art in a certain historical surrounding plays vital role both in culture development and in social political life. After 1917 cultural revolution was proclaimed one of the priorities by the Soviet authorities. The revolution turned out to target firstly, at exposing population masses to culture and secondly, at arranging culture in a way, most advantageous for the new political system. These and many other art workers contributed greatly to cultural development of the region and provided the basis for their successors.

Текст научной работы на тему «Театрально-педагогические деятели Башкортостана 20-30-х годов XX века»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Дата публикации: 1.07.2018 № 3 (33). С. 10-14. УДК 37(470.57)+7(470.57)

С. А. БдймухдмЕтовд

Театрально-педагогические деятели Башкортостана 20-30-х годов XX века

В статье рассматривается педагогическая и творческая деятельность Ф. Гаскарова, В. Муртазина - Иманского, Б. Юсуповой, Г. Мингажева, ставших в 20-30-гг XX века, одними из основателей театрального дела и воспитавших плеяду выдающихся последователей. Театр в конкретной исторической обстановке играет существенную роль не только в развитии культуры, но и в общественно-политической жизни. Бесспорно влияние театра на общественную жизнь. После событий 1917 г. одной из важнейших задач советской власти была провозглашена культурная революция. В конечном счете, она преследовала две основные задачи: приобщение к культуре широких слоев населения, организация культуры таким образом, чтобы она показывала преимущества нового строя. Заслуга этих и многих других деятелей искусства после Октябрьской революции сыграли большую роль в становлении развертывания культуры в крае и стали фундаментом для подготовки их последователей.

Ключевые слова: Башкортостан, культурная революция, театр, педагог, режиссёр, артист, танец

Perspectives of Science & Education. 2018. 3 (33)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive18/18-03/ Accepted: 1 June 2018 Published: 1 August 2018 No. 3 (33). pp. 10-14.

S. A. BAiM u KHAM ETOVA

Theatre and pedagogical personalities of Bashkortostan in the 20-30s of the 20th century

Educational and creative activities of F. Gaskarov, V. Murtazin-Imansky, B. Yusupova, G. Mingazhev are considered in the article. In the 20-30s of the 20th century they were founders of theatre art and gave way to a galaxy of outstanding successors. Theatre art in a certain historical surrounding plays vital role both in culture development and in social - political life. After 1917 cultural revolution was proclaimed one of the priorities by the Soviet authorities. The revolution turned out to target firstly, at exposing population masses to culture and secondly, at arranging culture in a way, most advantageous for the new political system. These and many other art workers contributed greatly to cultural development of the region and provided the basis for their successors.

Keywords: Bashkortostan, cultural revolution, theatre, educator, director, actor, dance

еатр Башкортостана - проводник национальной, русской и зарубежной театральной культуры. Бесспорно влияние театра на общественную жизнь. Зрителя подкупает в театре возможность более непосредственного переживания происходящих на сцене событий, демократичность этого вида искусства, которое дает возможность участия в театральных постановках как профессионалам, так и любителям. Театр в конкретной исторической обстановке играет существенную роль не только в развитии культуры, но и в общественно-политической жизни. Особенно данное положение касается послереволюционного времени. С первых дней

провозглашения Башкирской автономии начинается процесс государственного строительства. Перед ее руководящим органом стояло множество задач: от подтверждения юридического статуса национально-территориального образования до обеспечения ее полноценного функционирования. В тяжелых условиях безвластия и гражданской войны в России молодая Башкирская республика строила свое будущее [3].

В начале 20-х годов башкирский театр переживал трудный период организационного становления. Это объяснялось тяжелым хозяйственным положением республики, в котором она оказалась после окончания гражданской войны.

Не смотря на это в новообразованной республике стали появляться профессионалы, взявшие в свои руки театральное дело и которые внесли большой вклад в подготовку высококвалифицированных кадров.

С февраля 1919 г. началась подготовка театральной реформы. Для осуществления руководства всеми театрами и урегулирования театрального дела в России учреждался Центральный театральный комитет (Центротеатр) при Нарком-просе РСФСР. Согласно декрету здания, реквизит и остальное театральное имущество объявлялись национальным имуществом. Центротеатру вверялось определение типов спектаклей, необходимых народным массам, цен на места в зрительных залах. Формально декрет приостанавливал хаос, возникший в театральном деле после революции. По сути, его введение в жизнь означало распространение диктатуры на театральную жизнь. Впервые государство сформулировало экономический принцип управления театральным делом и взяло на себя обязанность финансирования отечественной сцены (точнее, того ценного, чем она располагала), закрепив, таким образом, за собой право требовать подчинения Советам [10, с. 52]. Проходившее в мае 1927 года совещание при Агитпропе ЦК ВКП (б) по вопросам театра дало серьезный толчок в развитии театрального дела Башкирии. Решения партийного совещания о роли театра обсуждались на совещании областных газет Башкирии и на диспуте «О путях развития театра», состоявшемся в октябре 1927 года в Уфимском дворце труда и искусств [5, с. 474].

После событий 1917 г. одной из важнейших задач советской власти была провозглашена культурная революция. В конечном счете, она преследовала две основные задачи: приобщение к культуре широких слоев населения, организация культуры таким образом, чтобы она показывала преимущества нового строя. После образования «Большой Башкирии» декретом ВЦИК от 14 июня 1922 г. начинается процесс реорганизации государственных учреждений Башкирской республики путем слияния партийных и советских органов Малой Башкирии и бывшей Уфимской губернии. Начинается новый этап развития театрального дела в БАССР [1, с. 429].

Одним из ярчайших деятелей искусства и выдающимся педагогом является Файзи Адгамо-вич Гаскаров, ставший основоположником танцевального искусства. Родился 21 октября 1912 г., место рождения приблизительно г. Уфа или г. Бирск. Башкирский танцовщик и балетмейстер, заслуженный деятель искусств РСФСР (1955 г.), БАССР (1944 г.). Гаскаров рано лишился родителей. В 1919-1925 г. Воспитывался в детских домах Бирска и Дорогобужа Смоленской области. В 1924 г. был направлен в Бирский педагогический техникум. В 1925 г. поступил учеником в оркестр и танцевальный ансамбль Башкирского акаде-

мического театра драмы и параллельно учился на музыкальном отделении Башкирского техникума искусств (1925-1927 гг.). В 1928-1932 гг., по рекомендации В.Г. Муртазина - Иманского, учился в Москве в хореографическом техникуме при Большом театре СССР у Игоря Моисеева; в 19341936 гг. заведовал башкирским отделением Ленинградского хореографического училища, где получал уроки классического танца. Преподавал в Башкирском техникуме искусств, одновременно работал балетмейстером в БАТД и Республиканском русском драматическом театре; исполнял обязанность художественного руководителя комиссии при БашЦИКе и Башнаркомпросе по набору учащихся в Ленинградское хореографическое училище. В 1937-1938 гг. Файзи Гаскаров был солистом Государственного ансамбля народного танца СССР. В 1938 г. балетмейстер, затем художественный руководитель Башкирского ансамбля песни и пляски, который возглавлял с перерывами до 1970 года. Файзи Гаскаров любил не только танцевальный фольклор, он любил древние придания и легенды. Его волновали многочисленные легенды о курае, он придумывал на них целые сюжеты.

Файзи Гаскаров написал книгу «Башкирские танцы», где впервые исследовал традиционные формы национального танцевального фольклора, реконструировал исторические формы башкирского танца. Любовь к народу к его обычаям, преданием, легендам, к богатству истории постоянно манила Ф. Гаскарова. В составе этнографических экспедиций он неоднократно выезжал в отдельные уголки башкирского Зауралья, постигал все, что хранила народная память, изучал, отбирал поездки помогали ему собирать разрозненные характерные танцевальные движения. Все это отразилось в лучших работах хореографа танцах - «7 девушек», «Гульназира». Основные работы Ф. Гаскарова: лирический танцевальный дуэт «Дружба», героический монолог «Башкирский воин», хореографический скетч «Жених», героико-романтическая сюита «Северные амуры», юмористические композиции «Юность наших бабушек» и «Проказницы». Многие из них, в частности хореографические миниатюры «Влюбленные строители», «Укротители», а также танцевальные композиции народов Башкортостана, России и мира - яркие примеры воплощения новых пластических тем.

Файзи Адгамович много времени отдавал воспитанию молодых исполнителей. создал Башкирский ансамбль народного танца, построил образцовый репертуар национальной танцевальной эстрады, ввел новые художественно-хореографические темы и танцевально-сценические формы. Ансамбль был организован из талантливой молодежи, бывших участников художественной самодеятельности. Многие артисты ансамбля заслужили широкую известность не только в нашей стране, но и далеко за ее пре-

делами. Солисты М.Р. Идрисов, А.Ф. Фахрутди-нов, М. Шамсутдинов - лауреаты IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов [6, с. 308-309].

Удостоен Республиканской премии им. Сала-вата Юлаева, награжден орденом «Знака почета». Умер Файзи Адгамович 18 июня 1984 года. В 1988 г. Башкирскому государственному ансамблю народного танца присвоено его имя.

Валиулла Гайназарович Муртазин-Иманский (в некоторых документах - Байназарович) один из основателей башкирского национального театра. Родился 4 декабря 1885 г. в д. Имангулово Мурапталовской волости Оренбургского уезда Оренбургской губернии (ныне Октябрьского района Оренбургской области). Народный артист БАССР (1922 г.), заслуженный артист РСФСР (1935 г.) [2, с. 293].

Валиулла Муртазин-Иманский - башкирский актер, режиссер и теоретик театра. В 1919 г. сформировал государственную театральную труппу - 1-й Башкирский государственный театр драмы - ныне Башкирской академический театр драмы им. М. Гафури, где был актером и режиссером - постановщиком, периодически исполнял обязанности директора и художественного руководителя. В 1919 - 1937 гг. был в составе руководящих органов культуры и искусства республики.

Валиулла Муртазин-манский сыграл выше 500 ролей. Наиболее значительными из них являются: Фердинанд («Коварство и любовь»), Карл и Франц Мооры («Разбойники» Ф. Шиллера), Хлестаков («Ревизор» Н. Гоголя), Альмансур (одноименная трагедия Г. Гейне), Егор Булычев («Егор Булычев и другие» М. Горького); Салават Юлаев в одноименном произведении Ф. Сулейманова и Д. Юлтыя, в драме К. Тренева «Пугачевщина»; Юмагул («Ашкадар» М. Бурангулова), Юлды-кай («Ынйыкай и Юлдыкай» Х. Габитова), Иблис (по поэме Ш. Бабича «Газазил»). В антрепризах «Сайяр», «Нур», «Ширкэт» Муртазин-Иманский поставил спектакли по пьесам Г. Исхаки, Г. Кама-ла, и «Доходное место» А. Островского, «Скупой» Ж.-Б. Мольера «Коварство и любовь» Ф. Шиллера. Эти и некоторые другие постановки явились крупным событием в культурной жизни того времени. Впервые на профессиональной сцене Муртазин-Иманский осуществил постановку мелодрамы М. Файзи «Галиябану». Активно ставил башкирскую национальную драматургию: «Салават - батыр» и «Акшан - батыр» Ф. Сулейманова, «Ашкадар» и «Алпамыша» М. Бурангулова, «Карагул» и «Мактымхылу» Д. Юлтыя и другие. В репертуаре труппы были многие произведения русской и зарубежной классики, пьесы современных русских драматургов - М. Горького, В. Немировича - Данченко, А. Луначарского, А. Южина - Сумбатова. В 1924 г. Муртазиным-Иманским была организована гастрольная труппа «Башкирский передвижной театр» в составе Башкирского государственного театра драмы,

которая действовала до 1935 г. В ее репертуаре были спектакли «Салават» по собственной трагедии Иманского, «Красная звезда» М. Гафури, «Завод» и «Образец» А. Тагирова, «Галиябану» М.Файзи, «Хлеб» В. Киршона. Искусство Мурта-зина-Иманского имело подлинно народное начало, подпитывалось духовными традициями и, вместе с тем, вбирало в себя общечеловеческие ценности мировой культуры. Органический син-тезформы массового действа, народного праздника, башкирских национальных обрядов и поэтики эпоса и мифологии, с одной стороны, и освоение идей и традиций европейского театра, опыта русской сцены и художественной системы К. Станиславского, с другой.

В 1937 г. был репрессирован как «враг народа» вместе с М. Магадеевым, М. Муртазиным и другими. Умер 10 июля 1938 г. в г. Москве. Реабилитирован в 1957 году [4, с. 120-121].

Одной из первых актрис башкирского театра является Юсупова Бедер Ахметовна. Выдающаяся актриса, первая первой поднявшая танцевальное искусство башкир на профессиональную сцену родилась 21 декабря 1901 г. в г. Орск. Заслуженная артистка БАССР (1935 г.) и РСФСР (1944 г.), народная артистка БАССР (1940 г.).

Дебют состоялся на сцене любительского театра при Орском «Союзе молодежи» в драматическом этюде «Потерянная женщина» (по пьесе И. Богданова). В 1919 - 1929 гг. Б. Юсупова работала в школах Башкортостана и различных подразделениях Башнаркомпроса, содействовала организации и творческому становлению театральных коллективов республики. С 1926 г. - в труппе Башкирского государственного театра драмы. Б. Юсупова вместе с основоположниками национального театра заложила самобытные эстетические и этические нормы, определившие развитие башкирской сцены. Актриса первая сыграла роль Галиябану, ведь именно для нее создал М. Файзи свою бессмертную музыкальную драму «Галиябану». За свою полувековую жизнь в искусстве Б. Юсупова сыграла почти все значительные роли в спектаклях, которые шли на башкирской сцене. Актриса покоряла зрителей своим горячим темпераментом, разносторонностью дарования, психологической сложностью создаваемых образов. Что больше всего поражало в ней - это голос. Репертуар актрисы огромен: Амина («Салават» В. Муртазина - Иманского), Елизавета («Карагул» Д. Юлтыя), Танхылу («Аш-кадар» М. Бурангулова), Анна Андреевна («Ревизор» Н. Гоголя), Огудалова («Бесприданница»

A. Островского), Эмилия («Отелло» У. Шекспира), Елена («Профессор Мамлок» Ф. Вольфа), Лушка («Поднятая целина» М.Шолохова), Ульмасбика («Сакмар» С. Мифтахова), Кубра («Кахым-турэ, или 1812 год» Б. Бикбая), Елена Кошевая («Герои»

B. Галимова по роману А. Фадеева «Молодая гвардия»), Масрура («Черноликие» В. Галимова и Г. Амри по одноименной повести М. Гафури),

Сарби («Башмачки» Х. Ибрагимова), Шамсинур («Он вернулся» А. Атнабаева). Б. Юсупова много выступала на эстраде, радио и телевидении с исполнением кубаиров, танцев, песен, главных ролей в постановках.

Бедер Юсупова - одна из инициаторов и организаторов Башкирского отделения Всероссийского театрального общества, председателем которого являлась в 1954 - 1961 гг., вела большую военно - шефскую работу, многократно избиралась членом райкома, горкома КПСС. Награждена орденом Трудового Красного Знамени в 1955 г., медалями. До конца своей жизни не оставляла сцену родного театра. Умерла 30 августа 1969 г. в Уфе. В 1991 г. к 90-летию со дня рождения актрисы Союз театральных деятелей Республики Башкортостан учредил ежегодную Премию им. Бедер Юсуповой «За лучшую женскую роль сезона» [4, с. 149-150].

Немалую роль в становлении театра в БАССР сыграл Мингажев Гималетдин Мингажевич. Заслуженный артист РСФСР (1944 г.), народный артист БАССР (1935 г.), РСФСР (1949 г.) родился 21 мая 1889 г. в д. Идрисово Златоустовского уезда Уфимской губернии (ныне д. Идрисово Кигинского района РБ). Творческая деятельность Г. Мингажева началась в 1918 г. в любительских драматических кружках в г. Златоуст. В 1919 г. дебютировал на профессиональной сцене гастрольного петроградского Нового драматического театра в спектакле «На дне» М. Горького в роли Татарина. В 1920 г. возглавлял театральную труппу при Златоустовском городском Совете рабочих и солдатских депутатов. В 1924 г. поступил в основную труппу Башкирского театра драмы. Г. Мингажев сыграл около 400 ролей. Исторический образ Юлая Азналина, созданный актером в произведениях о Салавате Юлаеве - «Салават и Пугачев» Ф. Сулейманова - Инана, В. Муртазина - Иманского и Д. Юлтыя, «Салават Юлаев» Б. Бик-бая и Г. Саляма, «Салават Юлаев» Б. Бикбая - обрел в его исполнении одновременно трагическое и сатирическое звучание, отличался глубиной и законченностью психологической и социальной характеристик. Искусство Г. Мингажева прониза-

но пламенной публицистикой, которую он умел превращать в искусство: Адельша «Ашкадар», Янгильде «Башкирская свадьба», оба - М. Буран-гулова, Карамурза «Ынйыкай и Юлдыкай» Х. Га-битова, Ишмырза «Карагул» Д. Юлтыя, Кусярбай «Тансулпан» К. Даяна. Гиззатулла «Тальян - гармонь» Г. Ахметшина и другие. Г. Мингажев пользовался большим успехом в комедийных ролях, которые исполнял с божественным вдохновением и удивительным мастерством: Городничий «Ревизор» Н. Гоголя, Карим - бай «Башмачки» Х. Ибрагимова и многие другие.

Грани драматического таланта и выразительные внешние данные Г. Мингажева ярко высветились в кино. В 1940 г. он снялся в фильме режиссера Я. Протазанова «Салават Юлаев». Г. Мингажев написал несколько пьес, поставленных в театрах республики, в частности драмы «Эпоха» и «Пламя». В ряде статей и автобиографической книге «Моя жизнь. Воспоминания», написанный в 1952 г. выступил с самобытной теорий искусства актера. Опираясь на систему К. Станиславского, разработал учение о трех жизненных источниках и трех формообразующих началах сценического творчества; общался и тесно сотрудничал с такими видными писателями и драматургами, как М. Гафури, Д. Юлтый, Р. Ниг-мати., С. Мифтахов, К. Даян.

Г. Мингажев награжден орденами Ленина (1949 г.), Трудового Красного Знамени (1944 г., 1955 г.). Его именем названы улицы в Уфе и других городах республики. Умер 19 сентября 1955 г. в г. Уфе [4, с. 93-94].

Заслуга этих и многих других деятелей искусства после Октябрьской революции сыграли большую роль в становлении развертывания социалистической культуры в крае и стали фундаментом для подготовки их последователей. Об этом свидетельствуют доклады [7], отчеты партийных работников, протоколы заседаний о культурно-просветительской работы БАССР [8], резолюции пленумов Башкирского совета о культурно-просветительской работе за указанные периоды [9].

ЛИТЕРАТУРА

1. Баймухаметова С.А. Революция 1917 года и ее влияние на развитие культуры в Башкирии / С.А. Баймухаметова // 1917 год в судьбах народов России: сборник материалов научной сессии студентов и аспирантов Всероссийской научно -практической конференции с международным участием. - Уфа, 2017. Том 2. С. 429 - 431.

2. Башкортостан: Краткая энциклопедия. - Уфа: Научное издательство «Башкирская энциклопедия», 1996. - 672 с.

3. Буканова Р. Г. А.-З. Валиди и его политика в области культуры и образования в первые годы существования Башкирской республики // Ватандаш = Соотечественник = Compatriot, 2018. № 1. С. 23-25.

4. Драматическое искусство Башкортостана. - Уфа: Китап, 2005. - 240 с.

5. История советского драматического театра. Том 3 1926-1932 гг. Издательство Наука. Москва 1967.

6. Мавлетов, В.С. История и культура Башкортостана. Хрестоматия / В.С. Мавлетов - Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат», 2008. - 384 с.

7. Ф. 122. Оп. 3. Д. 22. Л. 121-122 ; Ф. 122. Оп. 3. Д. 23. Л. 67 ; Ф. 342. Оп. 1. Д. 5. Л. 57.

8. Ф. 342. Оп. 1. Д. 5. Л. 57 ; Ф. 342. Оп. 1. Д. 1. Л. 28.

9. Ф. 341. Оп. 1. Д. 166. Л. 38 ; Ф. 341. Оп.1. Д. 424. Л. 1

10. Хайретдинова, Н. Э. О национализации Российских театров в 1919 году в г. Уфе / Н.Э. Хайретдинова // Вестник Пермского университета. 2013. № 2 (25). С. 51-59.

REFERENCES

1. Baymukhametova S.A. Revolution of 1917 and its influence on the development of culture in Bashkortostan // 1917 in the destinies of the peoples of Russia: a collection of materials of the scientific session of students and graduate students of the All - Russian scientific - practical conference with international participation. Ufa, 2017. Volume 2. pp. 429-431 (in Russian).

2. Bashkortostan: A short encyclopedia. Ufa: Scientific publishing house "Bashkir Encyclopedia", 1996. 672 p. (in Russian).

3. Bukanova R.G. A.-Z. Validi and his policy in the field of culture and education in the first years of the existence of the Bashkir republic. Vatandash = Compatriot = Compatriot. 2018. no. 1. pp. 23-25. (in Russian).

4. Dramatic art of Bashkortostan. Ufa: Kitap Publ., 2005. 240 p. (in Russian).

5. History of the Soviet Drama Theater. Volume 3 1926-1932 Publishing house Science. Moscow, 1967. (in Russian).

6. Mavletov V.S. History and culture of Bashkortostan. Reader. Ufa: State Unitary Enterprise "Ufa Polygraph Combine", 2008. 384 p. (in Russian).

7. F. 122. Op. 3. D. 22. L. 121-122; F. 122. Op. 3. D. 23. L. 67; F. 342. Op. 1. D. 5. L. 57.

8. F. 342. Op. 1. D. 5. L. 57; F. 342. Op. 1. D. 1. L. 28.

9. F. 341. Op. 1. D. 166. L. 38; F. 341. Op.1. D. 424. L. 1

10. Khayretdinova N.E. On the nationalization of the Russian theaters in 1919 in Ufa. Bulletin of Perm University. 2013. no. 2 (25). pp. 51-59. (in Russian).

Информация об авторе

Баймухаметова Сабина Амировна

(Республика Башкортостан, Уфа) Аспирант кафедры Истории России, историографии и источниковедения Башкирского государственного университета Начальник общего отдела управления правового обеспечения и документоведения Башкирский государственный университет E-mail: [email protected]

Information about the author

Baymukhametova Sabina Amirovna

(Republic of Bashkortostan, Ufa) Post-graduate student of the Department of History of Russia, historiography and source study of the Bashkir

State University Head of the General Department of Legal Support and Documentation Management

Bashkir State University E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.