С. И. Кузнецова
Тульский государственный педагогический университет
им. Л.Н. Толстого
СИМВОЛИЗАЦИЯ СЦИЕНТИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В МЕТАФИЗИКЕ В. С. СОЛОВЬЕВА
В статье проанализированы особенности использования научного знания русской религиозной философии на примере В. С. Соловьева. Рассмотрены имплицитные особенности эволюционизма в метафизике Всеединства В. Соловьева. Раскрыто содержание отдельных составляющих метафизики Всеединства В. С. Соловьева как проекта всеобщей науки.
Ключевые слова: Всеединство, цельное знание, наука, эволюционизм, телеологичность.
S. I. Kuznetsova
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
(Tula, Russia)
THE SYMBOLIZATION OF THE SCIENTIFIC ISSUES IN THE METAPHYSICS OF V. S. SOLOVYOV
The article analyses features of use of scientific knowledge of the Russian religious philosophy on the example of V. S. Solovyov. The paper marks out implicit features of an evolutionism in metaphysics Vseedinstva V. Solovyova. It opens the maintenance of separate components of metaphysics of Unitotality by V. S. Solovyov as a project of general science.
Keywords: Unitotality, integral knowledge, science, evolutionism, teleologicity.
Русская религиозная мысль интуитивно ощущает ограниченность научного знания для органического восприятия действительности, в связи с этим важно отметить, что русская философская мысль заключает в себе существенный признак, раскрывающий отношение к сциентической проблематике и способам ее символизации. Эта черта проявляется в автоматическом перенесении принципов Высшего мира на мир действительный, исходя из которой строится весь принцип символизации научного знания. Такое придание дополнительного смысла естественнонаучным знаниям наблюдается у В. С. Соловьева, попытавшегося превратить научное знание в свободную теософию.
Наука - одна из форм цельного всеобщего знания. В самой системе Соловьева есть особая внутренняя диалектика ее частей, которая может быть понята адекватно, если учитывать достижения современной науки: переход от механистической картины мира к квантовой картине мира. Для первой характерно рассмотрение отдельных элементов обособленно, которые в свою очередь пребывают в мире разрозненно и неизменно. Вся система Соловьева, таким образом, явилась утверждением динамической теории, устанавливающей
принцип изменяемости форм пространства и времени, и в соответствии с ними и изменяемость материи.
Философия Соловьева отмечается особым восприятием научного знания как некого символического пространства, для понимания которого необходим анализ его представления о материи. Несомненным подтверждением приверженности динамического учения является представление Соловьева о материи не как о «безусловно едином» [1], а как возможности проявления множественности в ней, демонстрирующую ее изменяемость. Непроницаемость материи и ее «протяженность» [1] обусловлена не просто атомами как они есть, а их соотношением, силой, которую они образуют. Эти нематериальные силы, порождающие материю, заключают в себе изначальную единицу сотворенного вещественного мира, воспринимаемые не как «пассивные» [1] элементы, а как «активные производители мира» [1], выступающие в виде «живой силы и монад» [1].
Присутствие символизации научного знания обнаруживает себя в установлении противопоставленного подлинному бытию материального мира, как мира, чья «непроницаемость во времени и пространстве» [1] сводит на нет все устремления человека к Всеединству. Целью Соловьева, таким образом, здесь является превращение материального мира, пребывающего в «состоянии распадения» [2], в мир, очерченный всеединой идеей, поскольку, несмотря на атомарность вещественного мира, предполагается наличие «формы единства» [1] и созидательной силы, подчиняющей разрозненные единицы материала.
Если пространство и время способствуют разрозненности, то закон всемирного тяготения, наоборот, способствует Всеединству, поскольку подразумевает определенную устремленную общность. В подобное символическое пространство Соловьев вовлекает и «электричество, магнетизм, теплоту» [2], предполагающих наличие в своих первоначальных состояниях «вещества невещественного» [2] - эфира.
Благодаря эфиру, заключающему в себе первоначальное воплощение идеи, происходит преображение материи. Пропуская в себя световые лучи, материя избавляется от своей косности. Подобное проникновение может быть внешним и внутренним. Последнее достигается более глубоким воздействием на вещество и тем самым происходит более сильное его преображение: чем больше проникает в нее света, тем большей степени она обладает животворящей силой. Здесь наблюдается восприятие эфира как символа «Вселенского единства» [3] и победы над хаосом.
Создание такого символического пространства обусловлено предположением о том, что материя все же имеет некоторую связь с «духовным началом» [3], которая все более усиливается и, в конечном счете, преобразует вещество по степени озарения ее светом. Это освещение материи возможно «через воплощение в ней другого, сверхматериального начала» [3]. Взаимодействие светового начала и материи, например, в алмазе предполагает доминирующую роль идеального начала, поскольку «игра световых лучей» [3] в нем является реально-воплощенной - так же как и сама материя, в которой
она осуществляется. Такое взаимопроникновение двух начал способствует восприятию этого предмета как «воплощенной идеи» [3].
С «постепенным воплощением этой идеи» [3] связана важная особенность философских взглядов Соловьева - эволюционизмом, проявляющимся в понимании философом возможностей постепенного развития мира и человека без «революционных скачков» [2]. Первоначальной установкой для адекватного понимания развития Вселенной является рассмотрение мира как живого организма. Такое восприятие возможно при установлении в основаниях «форм общечеловеческого существования», являющихся основным «содержанием всего исторического развития человечества», начал, которые непосредственно присуще самому человеку. Эти начала для Соловьева есть воля, мышление и чувство. Предметом первого является «объективное благо» [4], для достижения которого необходимо установление «экономического общества» [4], призванное обеспечить материальные потребности человека, политического общества, обеспечивающего справедливость и порядок, и общества духовного, в котором пребывает абсолютное благо. Предметом мышления является истина, которая может быть представлена человеку:
1) на эмпирической основе, то есть через науку;
2) посредством «логического совершенства» [4], определяющего философию;
3) через религию, рассматривающую абсолютное знание.
Для каждой из этих форм цельного познания характерно наличие некого основания, так, в науке - это «реальный факт» [4], в философии - это «общая идея» [4], а в религии - это «абсолютное существо» [4]. Выполняя свою собственную функцию, каждая из форм является самодостаточной, однако, только их синтез способствует достижению цельного знания. Все элементы системы внутренне взаимосвязаны, чем отличается и вся философия Всеединства Соловьева, так, научное знание соответствует «экономической области» [4], философское - политической, а религиозное соответствует «духовной области» [4].
Другой формой «общечеловеческого организма» [4] является чувство, рассматриваемое как «объективное выражение» [4], и провозглашающее главный принцип красоты. Иерархичность творческой области определена степенью красоты, так, например, полнота и ее движется от технического искусства к изящному, а в мистике обретает всецелое и полное воплощение. Все эти формы в раннем периоде исторического развития находились в едином состоянии.
Цельное знание, выступающее как синтез «религии, философии и науки» [4], вовлекается в более глубокое символическое пространство путем установления внутреннего единства философии. Это достигается в поисках нового способа постижения истины. Критикуя эмпиризм за его ограниченное условие постижения исключительно явлений «чувственного опыта» [5] и рационализм, установивший критерием истинности «форму разумного» и превозносящий «чистое мышление», Соловьев приходит к заключению о
необходимом синтезе этих теорий. Указывая на возможность обретения истины исключительно благодаря «внутреннему опыту» [4], Соловьев подчеркивает независимость такого опыта ни от чувственного, ни от рационального способов. Мистицизм, таким образом, рассматривается не как постижение «внешних явлений» [4], а познание сущности предметов, определяемое из их отношений к Абсолюту. Другими словами, это есть рассмотрение существования как «всеобщего и целостного организма» [6] просто теория бытия и жизни как всеобщего и целостного организма. Такая «интуитивно-мистическая» [5] основа постижения истины позволяет человеческому сознанию заглянуть в подлинную действительность, в процессе которого человек обретает смысл своего бытия. Таким образом, мы можем наблюдать превознесение мистицизма, облекая его в логическую форму, что характерно и для превращения религии в науку. Такое представление о целостности бытия является предпосылкой реализации «универсального синтеза науки, философии и религии» [5].
Важной установкой, которой руководствуется Соловьев в понимании исторического развития, является его представление об органическом мире не как о созданном творческой силой, ибо в этом случае весь действительный мир должен был обладать совершенством, а как о длительном и неоднородном мировом процессе, в котором господствует принцип конкуренции. О сложности такого процесса свидетельствуют наличие «неоконченных набросков неудачных созданий: мегатерии, плезиозавров, ихтиозавров, птеродактилей» [3], упразднение которых свидетельствует о несоответствии их замыслу Творца.
Мировой процесс подразумевает наличие определенных ступеней развития, каждый из которых важен для Мирового Зодчего - это вторая важная особенность философа. Принцип эволюционизма Соловьева дополняется эстетической установкой. По этой причине не обладающие красотой виды исчезли, либо «лишены самостоятельного значения, как, например, вши и клопы» [3], либо рассматриваются как переходный этап к новой форме, как это наблюдается у бабочек. Вполне вероятно, что такие рассуждения Соловьева соответствовали духу его времени. Об эстетическом характере мирового прогресса свидетельствует и то, что возможность запечатлить свой род природа дает бабочкам, а не личинкам, то есть той форме, которая обладает красотой.
Однако, соразмерность формы не является единственным критерием красоты - «внутренняя интенсивность» [3] есть не менее важная необходимость. По этой причине Соловьев приводит органическому миру своеобразную иерархию. Так, растительный мир представляет собой господство «организации над стороною жизни» [3]. В животном мире «интенсивные проявления жизненности» усиливаются, а в человеке происходит синтез «силы и полноты внутренних жизненных состояний» [3] и «наисовершеннейшей формы» [3].
Таким образом, для мирового процесса характерно наличие двух целей: это «воплощение реальной идеи» [3] посредством природных сил и сотворение человека, заключающего в себе совершенство формы и «высшее потенцирование света и жизни, называемое самосознанием» [3], при этом сама
деятельность человека в мировом процессе обусловлена осознанием цели своих действий.
Действительно, антропоцентрическая направленность представления Соловьева о мировом прогрессе проявляет себя не только в том, что человек есть «осуществляющаяся потенция Всеединства и центр всеобщего сознания природы» [2], но и в том, что человек способен достигнуть Всеединства, даже пребывая в состоянии далеком от совершенства. Именно к осуществлению Всеединой Идеи направлен весь исторический и космический процессы - в этом заключается телеологичность всего мирового развития. Формирование «всецелой человеческой организации» [4] на основе установления теургии, теократии и теософии. Этот синтез трех элементов или теософия есть необходимое условие цельного знания. Теократия выступает как единство «церкви, государства и экономического общества» [4], реализация принципов которой способствовала бы преображению общества на основе принятия и следования христианских догматов. Теургия представляет собой синтез «мистики и изящных, технических художеств» [4], предполагающий обладание божественной истиной и способностью творить. Все части составляют единое «религиозное целое» [4], ведущее к единой цели.
Действительно, Соловьев предполагает наличие направленности на определенную разумную цель, в достижении которой человек должен «принимать более сознательное и деятельное участие» [4]. Только формирование индивидуальности человека, понимаемое не как обособление себя, а как «сближение с другими» [7], может привести к единству всех.
Задачу сохранения и развития индивидуальности Соловьев ставит любви, которая, преодолевая эгоизм человека, выводит его из раздробленного и разобщенного состояния к единству Всего и во Всем. Путем «столкновения с миром другого человека» [7] возможно не только понимания своего собственного бытия, но и упразднение разделяющей линии между собой и другим. Можно сказать, любовь рассматривается как преодоление дискретности атомов, ведущее к Всеединству.
Таким образом, в метафизике Всеединства Соловьева осуществляется «синтез философии, науки и религии» [4], отмеченный в попытке философски интерпретировать научный мир. Единственным условием этого синтеза является то, что философия, наука и религия с разных сторон и на разных уровнях воплощают идею Абсолютного Всеединства - все должно соответствовать Всеединству.
Литература
1. Соловьев В. С. Сочинения. В 2 т. [Электронный ресурс] // Публичная библиотека : [сайт] . URL:
http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SOLOV%27EV Vladimir Sergeevich/ Solov%27ev _V.S..html (дата обращения: 22.12.2016).
2. Соловьев В. С. Смысл любви [Электронный ресурс] // «РоялЛиб» : [сайт]. URL: http://royallib.com/book/solovev vladimir/smisl lyubvi.html (дата обращения: 22.12.2016).
3. Соловьев В. С. Красота в природе. Об упадке средневекового миросозерцания [Электронный ресурс] // «Pravmir.ru» : [сайт]. URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/1918 (дата обращения: 23.12.2016).
4. Соловьев В. С. Философские начала цельного знания [Электронный ресурс] // «Предание.т» : [сайт]. URL: http://predanie.ru/solovev-vladimir-sergeevich/book/76506-filosofskie-nachala-celnogo-znaniya/ (дата обращения: 24.12.2016).
5. Лосский Н. О. История русской философии [Электронный ресурс] // «Предание. ru» : [сайт]. URL: http: //predanie. ru/losskiy-nikolay-onufrievich/book/73138-istoriya-russkoy-filosofii/ (дата обращения: 24.12.2016).
6. Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время [Электронный ресурс] // «Предание. ru» : [сайт] URL: http://predanie.ru/losev-aleksey-fedorovich/book/122092-vladimir-solovev-i-ego-vremya/ (дата обращения 25.12.2016).
7. Кузнецова С. И. Идея прогресса в работе В.С. Соловьева «Смысл любви» [Электронный ресурс] // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. 2015. № 1(13). С. 93-99. URL: http://tsput.ru/fb/hum/1(13) 2015/files/assets/basic-html/page-I.html (дата обращения 25.12.2016).
References
1. Solovyov V. C. Works. In 2 vols. [Electronic resource] // Public library: [site]. URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SOLOV%27EV Vladimir Sergeevich/ Solov%27ev
V.S..html (accessed: 22.12.2016).
2. Solovyov V. C. Smysl lyubvi [The meaning of love] [Electronic resource] // "RoyalLib": [site]. URL: http://royallib.com/book/solovev vladimir/smisl lyubvi.html (accessed: 22.12.2016).
3. Solovyov V. S. Krasota v prirode. Ob upadke srednevekovogo mirosozertsaniya [Beauty in nature. On the decline of the medieval world outlook] [Electronic resource] // "Pravmir.ru": [site]. URL: http://lib.pravmir.ru/library/book/1918 (accessed: 23.12.2016).
4. Solovyov V. S. Filosofskiye nachala tsel'nogo znaniya [Philosophical grounds of integral knowledge] [Electronic resource] // "Predanie.ru": [site]. URL: http://predanie.ru/solovev-vladimir-sergeevich/book/76506-filosofskie-nachala-celnogo-znaniya/ (accessed: 24.12.2016).
5. Lossky N. O. Istoriya russkoy filosofii [History of Russian Philosophy] [Electronic resource] // "Predanie.ru": [site]. URL: http://predanie.ru/losskiy-nikolay-onufrievich/book/73138-istoriya-russkoy-filosofii/ (accessed: 24.12.2016).
6. Losev A. F. Vladimir Solovev i ego vremya [Vladimir Solovyov and his time] [Electronic resource] // "Predanie.ru": [site] URL: http://predanie.ru/losev-
aleksey-fedorovich/book/122092-vladimir-solovev-i-ego-vremya/ (accessed
25.12.2016).
7. Kuznetsova S. I. Ideya progressa v rabote V. S. Solov'yeva «Smysl lyubvi» [The idea of "progress" in the work of V. S. Soloviev "Meaning of love"] [Electronic resource] // Gumanitarnye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2015. No. 1 (13). Pp. 93-99. URL: http://tsput.ru/fb/hum/1(13)_2015/files/assets/basic-html/page-I.html (accessed: 25.12.2016).
Статья поступила в редакцию - 21.01.2017 г. Статья допущена к публикации - 29.05.2017 г.