Научная статья на тему 'Символико-аллегорические определения и метафорические образы Церкви в новонайденном сочинении конца xvii В. О Патриархе Никоне (вступительная статья, подготовка текста, комментарии С. К. Севастьяновой)'

Символико-аллегорические определения и метафорические образы Церкви в новонайденном сочинении конца xvii В. О Патриархе Никоне (вступительная статья, подготовка текста, комментарии С. К. Севастьяновой) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
273
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XVII В / ПИСАТЕЛИ ПАТРИАРШЕГО КРУГА / "СКРИЖАЛЬ" / "КНИГА О ВЕРЕ" / "ТОЛКОВАЯ СЛУЖБА" / ПАТРИАРХ НИКОН / СИМВОЛИКО-АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЦЕРКВИ / WRITERS OF THE PATRIARCH CIRCLE (THE PATRIARCH CIRCLE WRITERS) / "THE TABLET" / "THE BOOK OF FAITH" / SYMBOLIC AND ALLEGORICAL DEfiNITION / RUSSIAN LITERATURE OF THE END OF THE XVIITH CENTURY / PATRIARCH NIKON / METAPHORICAL IMAGES OF THE CHURCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Севастьянова Светлана Климентьевна

Во вступительной статье анализируется одна из ведущих тем новонайденного анонимного сочинения 90-х гг. XVII в. о величии Церкви. На материале этого источника автор раскрывает понимание свойств Церкви русскими книжниками конца XVII в. В это время за возвышение роли Церкви в духовной и общественной жизни русских людей ратовали ревнители Православия, писатели патриаршего круга, которые, разделяя тезис Патриарха Никона о превосходстве священства над царством, боролись за чистоту Православного вероучения. С опорой на канонические и догматические источники, особенно востребованные в России в XVII в., «Книгу о вере» и «Скрижаль», неизвестный автор публикуемого сочинения охарактеризовал свойства Церкви, использовав для этого традиционные метафорические образы и символы; он мастерски перевел воплощенные Патриархом Никоном в церковной архитектуре и изобразительном искусстве символы Церкви «корабль», «небо земное» и «виноград» в словесные формулы. Автор статьи показал, что тема существенных свойств Церкви актуализируется в наболее тяжелые для Русской Православной Церкви дни испытаний и гонений; в такие периоды в сознании людей Церковь осмысляется как образ жизни и как устоявшийся богослужебный порядок, как строительство церкви внутренней и как попечение о Церкви земной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolic-allegorical defi nitions and metaphorical images of the Church in the newfound composition about Patriarch Nikon of the end of the XVII century. The publicatios of S. K. Sevastianova

In the last decades of the XVIIth century in the situation of increasing absolutism, deepening processes of Russian culture secularization and western infl uencing the adherents of Orthodoxy, the patriarch circle writers, who fought for the purity of the Orthodox Faith, intensified their activities. Remaining true to the canonical statutes of the Church, they tried to rethink its significance and its role in the spiritual life of Russian society. Adherents of Orthodoxy supported the ideas of the Sixth Moscow Patriarch Nikon (1652-1658), who stood up for glorifying the Church and strengthening its role both in public life and in the state and also proclaimed the thesis about the superiority of the priesthood over the reign, which had firmly been based on the Byzantine patristic heritage. Within this tradition a number of compositions in defense of the Church and on behalf of the Church had been written. One of them was recently discovered composition about Patriarch Nikon of the 90s of the XVII th century. In this composition the themes of the greatness of the Church, its spiritual influence on public life, the exaltation of the priesthood were the leading ones. With the reliance on such dogmatic and canonical sources as «The Book of Faith» and «The Tablet», which were especially popular in Russia in the XVII th century, the anonymous author described essential features of Church, using for this purpose traditional metaphorical images and symbols; he skillfully transferred the symbols of Church «the ship», «the heaven» and «the grape», embodied by Patriarch Nikon in the church architecture and in art, in verbal formulas. The author showed that the essential characteristics of the Church became more actual and important in the most difficult periods for the Russian Orthodox Church, especially in the days of trial, persecution and infringement of its rights; in such periods the Church is conceptualized as the way of life, as an established liturgical «order», as inside and outside spiritualizing in people’ consciousness.

Текст научной работы на тему «Символико-аллегорические определения и метафорические образы Церкви в новонайденном сочинении конца xvii В. О Патриархе Никоне (вступительная статья, подготовка текста, комментарии С. К. Севастьяновой)»

Севастьянова Светлана Климентьевна, д-р филол. наук, вед. науч. сотр. сектора литературоведения Института филологии СО РАН (Новосибирск).

[email protected]

СИМВОЛИКО-АЛЛЕГОРИЧЕСКИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И МЕТАФОРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЦЕРКВИ В НОВОНАЙДЕННОМ СОЧИНЕНИИ КОНЦА XVII В. О Патриархе Никоне*

Во вступительной статье анализируется одна из ведущих тем новонайденного анонимного сочинения 90-х гг. XVII в. — о величии Церкви. На материале этого источника автор раскрывает понимание свойств Церкви русскими книжниками конца XVII в. В это время за возвышение роли Церкви в духовной и общественной жизни русских людей ратовали ревнители Православия, писатели патриаршего круга, которые, разделяя тезис Патриарха Никона о превосходстве священства над царством, боролись за чистоту Православного вероучения. С опорой на канонические и догматические источники, особенно востребованные в России в XVII в., — «Книгу о вере» и «Скрижаль», неизвестный автор публикуемого сочинения охарактеризовал свойства Церкви, использовав для этого традиционные метафорические образы и символы; он мастерски перевел воплощенные Патриархом Никоном в церковной архитектуре и изобразительном искусстве символы Церкви — «корабль», «небо земное» и «виноград» в словесные формулы. Автор статьи показал, что тема существенных свойств Церкви актуализируется в наболее тяжелые для Русской Православной Церкви дни испытаний и гонений; в такие периоды в сознании людей Церковь осмысляется как образ жизни и как устоявшийся богослужебный порядок, как строительство церкви внутренней и как попечение о Церкви земной.

В девятом члене краткого и точного изложения основ христианского вероучения — Никео-Цареградском Символе веры содержится один из важнейших догматов Православной веры — о Церкви. Здесь сформулированы четыре ее свойства — Единство, Святость, Соборность (Кафоличность) и Апостольство. В истории Русской Православной Церкви интерес к их догматическому содержанию и богословскому обоснованию актуализировался с конца XVI в., когда Московские митрополиты получили достоинство Патриархов и признание автокефалии от восточных Патриархов. XVII век в истории Русской Православной Церкви был особенно сложным. При Патриархе Никоне (1652—1658) осуществлено исправление богослужебных книг и приняты меры по унификации московской богослужебной практики с греческой. Но литургическая реформа не была принята частью Церкви, произошел раскол, и возникло старообрядчество. Патриарх Никон, со временем охладев к реформе, вступил в конфликт с царем Алексеем Михайловичем, обвинил высшую светскую власть в притесне-

* Работа подготовлена в рамках Интеграционного проекта СО РАН «Литература и история: сферы взаимодействия и типы повествования».

нии Церкви и ущемлении ее прав. В 1658 г. он оставил патриаршую кафедру, удалился в созданный им под Москвой Ново-Иерусалимский монастырь, где в течение восьми лет ждал примирения с царем. В декабре 1666 г. на Московском церковном соборе Патриарх Никон был низложен и сослан в ссылку в северные монастыри — сначала в Ферапонтов, затем в Кирилло-Белозерский.

Усиление абсолютизма и обострение к концу XVII столетия проблемы взаимоотношения духовной и светской властей, углубление процессов секуляризации русской культуры и быта, стремительное распространение раскола заставили деятелей Церкви, которые оставались верными ее каноническим нормам и законоположениям, переосмыслить значение и роль Русской Православной Церкви в духовной жизни русского общества. Это были писатели патриаршего круга и ревнители Православия1, которые разделяли никоновскую концепцию священства и царства, базировавшуюся на канонических источниках, и в своих трудах продолжили поднятые Патриархом Никоном темы о важной роли Церкви в духовной жизни общества и государства, о ее внутреннем единстве и противостоянии западному влиянию2: Евфимий Чудовский, Афанасий Холмогорский, Игнатий (Римский-Корсаков), иеродиакон Чудова монастыря Дамаскин, Патриарх Адриан и др. Говоря словами А. В. Карташева, которыми историк охарактеризовал деятельность последнего досинодального Патриарха Адриана, в своих трудах они ярко выражали «"тихие думы" всего русского архиерейства после отречения его от заветов Никона»3.

К полемическим трудам писателей патриаршего круга примыкает и обнаруженное мной в Российской государственной библиотеке сочинение, которое составлено как продолжение последней, 27 главы известной полемической книги Патриарха Никона «Возражение» на вопросы боярина С. Л. Стрешнева и ответы на них Газского Митрополита Паисия Лигарида (РГБ. Музейное собрание. № 9427. Л. 455—4854; далее — Анонимное сочинение). По своей идейной направленности новонайденное сочинение вписывается в историко-культурный и литературный контекст конца XVII в. Рассуждая о Церкви, автор опирается на святоотеческую греко-византийскую традицию и в качестве источников привлекает знаковые для русской культуры XVII в. издания — «Книгу о вере»5 и «Скрижаль»6. Все заимствования из этих источников касаются важнейших канонических и догматических положений и норм Православного вероучения.

1 Панич Т. В. Писатели патриаршего круга в богословской полемике 80-х—90-х гг. XVII в. Автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Новосибирск, 2007.

2 Панич Т. В. «Книга Щит» веры в историко-литературном контексте конца XVII века / акад. РАН Н. Н. Покровский, ред. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004. С. 35, 39—41.

3 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М.: Терра, 1997. Т. 2. С. 171.

4 Подробное описание рукописи см.: Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие Патриарха Никона. Переписка с современниками: Исследование и тексты / чл.-корр. РАН Е. К. Ро-модановская, науч. ред. М.: Индрик, 2007. С. 328. Филигрань «шут с семью бубенцами» на листах с новонайденным сочинением определена мной дополнительно — Дианова Т. В., Ко-стюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII в. М., 1980. № 474 (1678, 1685); № 475 (1685). При цитировании текста листы рукописи проставляются в строке в круглых скобках.

5 Книга о вере. М.: Печатный двор, 1648. Ссылки на изд. — в тексте в круглых скобках.

6 Скрижаль. М.: Печатный двор, 1655—1956. Ссылки на это изд. — в тексте в круглых скобках.

«Скрижаль» — книга, присланная Патриарху Никону в 1653 г. Константинопольским Патриархом Паисием, вскоре переведенная с греческого языка и изданная в 1655—1656 гг. на московском Печатном дворе. Главный источник этого сборника — толкование богослужебных действий и вещей, составленное архиепископом Николаем Кавасилой в переложении греческого иеромонаха Иоанна Нафанаила, соединенное с фрагментами из сочинений Патриарха Германа I Константинопольского, митрополита Симеона Солунского, святого Дионисия Ареопагита, Никифора Ксанфопула и др. древних авторов7. Неизвестный составитель исследуемого сочинения обращается к 98-й главе этого сборника «Ш йспов^ддши в'кры и йнйхже Сфенник нд^чдет в^рных, и молитса: и йнйхже они кнем& (л. 318—361), из раздела которой под названи-

ем «ДванадесАть состдв^8 в^ры» (л. 321—355) заимствует фрагмент, где истолкованы свойства Церкви. Приведу пример (здесь и далее близость текстов подчеркнута)8.

«Скрижаль» Анонимное сочинение

«Воеднн^ ст£ю сокорн^ю и апльск^ю «Сице и мы вЬруем и исповедуем Еди-црквь. Воедин^ ^ко глаголетг, ¡акщ ну Святую Соборную и Апостольскую тойжде кгг есть и ветхагщ закона, Церковь быти. Яко тойжде единъ Богъ нкдгодатн, цгакщ кысть едина црквь есть — и Ветхаго закона и Благодати. агглщвгже ичлкщвг, основана на" И тако бысть едина Церковь Ангелов же шснованУи аплщвг // ипрркщв, и ¡акщ и чслов1,ковъ. И яко едина вЪра, и еди-едина в4ра, едино крфенГе, вдин^ хс но Крещение, и единъ Христосъ, Иже иже сокра ю... собра ю.

Оокорн^юже , глетг. Понеже ГОвс^х Соборную же глаголемъ, понеже от газыкг сокрасА хртом, и щкогатисА вс1>х язык собрася Христомъ и обогатися разумом истиным. и ГОпрркг ^кщ разумом истиннымъ, и от пророкъ убо предщсновасА, Гоаплщвг же создасА, предосновася, от апостолов же создася, // и ГОкровей мчнкщвг, иГОтр^дщвг и от кровей мучеников, и от трудовъ ие-Оерархщвг, ипостникщвг оукраснсА, и рарховъ и постников украсися, и утвер-^утвердисА, и гависА совершена... дися, и явися совершена.

Црквь глетг, ¡акоже есть сокрана Церковь, глаголет, яко есть собрана ГОвсЪхг газыкщ8 хртоу камени крае"всячески краеугольному Камени Хри-цголном^, всАчески самом# ХР'1'^ со сту и соединена Самому Тому, и яко единена, гакщ да сохранитг невредим^ да сохранитъ она невредиму вЪру Его» егщ» (л. 434-438). (л. 468 об.-469).

7Желтое М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // http://simvol-veri.ru/xp/obzor-istorii-pravoslavnoie-liturgicheskoie-nauki-do-konca-xx-veka.html [режим доступа: 28.10.2013].

8 Здесь и далее изданные в XVII в. тексты воспроизводятся в полном соответствии с источником и с использованием шрифта Church AI. Тексты рукописей публикуются по правилам Трудов Отдела древнерусской литературы (Т. 56. С. 689-690). Изданные в XIX-XXI вв. литературные тексты воспроизводятся с орфографией издания; пунктуация и разделение этих текстов на смысловые фрагменты соответствуют их современному прочтению.

Из второго московского издания — «Книги о вере» — автор производит сразу несколько заимствований, что неслучайно. Со времени своего выхода в свет книга имела большое историко-культурное и религиозно-идеологическое значение, поскольку собрала в себя всю традицию антиуниатских сочинений и отразила основные общественные стереотипы9. Рассуждая об истоках Православного вероучения, автор обращается к первой главе печатной компиляции «Веры истинныга оученУе откУдУ изыде». Сочетая цитацию источника со свободным его переложением, автор раскрывает каноничные основания кафолической соборной и апостольской Церкви:

«Книга о вере» Анонимное сочинение

«...словеса напользУ и оутверженУе «Сия Апостольская словеса на пользу православны-, свидетельства ради и утвержение православным премногаго правды цркви сУщнст^н, в'кратце ради свидетельства и правды о Церкви истинно пред'лагаю... Посему кгк слово " Сионстей истинно предполагаю, яко Бог 1ск хртос^ снъ кЖУи ёдиносУцшыи оцУ Отец в Сион!, познавашеся преданием родисА // плотУю воГврлим^, и щкр-кзасА, закона. Посем Бог Слово Иисус Христос, по четыредесАти днех^ въцрковь Сын Божий, Единосущный Отец, роди-принесесА, и воспитана кысть, и кртисА, ся плотию во Иерусалиме и обрезася, и прещкразисА, распАтсА и погреке'нъ в церковь принесеся, и воспитан быв, и кысть, и воскрс-к, и четыредесАть крестися, и преобразися, и распяся, и дней прекывъ вознесесА нанкса, и скде воскрес, и на небеса вознесеся, и с^де щдесноую к га оца...» (л. 10-12). одесную Бога и Отца.» (л. 468 об.).

В основе заимствования из второй главы «ДО единой ст4й восточней цркви, и & славе еА, гак^ ГО начала мира въгоненУи врата адова не одол^ша

ей» — фрагменты из нескольких сочинений святителя Иоанна Златоуста, умело соединенные анонимным автором темой многочисленных именований Церкви, которые подчеркивают ее вневременной, внеисторический, вечный характер:

«Книга о вере» Анонимное сочинение «ниже. Не ЦдалАйсА цркве , ничтоже «Не удаляйся, о человЪче, Святыя ко цркви крепчайше. // УпованУе твое Церкве. Ничтоже бо Церкви крепчайше. црковь, и спсенУе твое црковь. нксь Упование твое — Церковь и спасе-выш'ши "есть, каменУА твердейши ние твое — Церковь. Небес превышать земли ширши есть. никогдаже ши и пребольши нам есть та и камения стареет, но прнщ юн'кетсА. сегщ ради претвердейши есть она. Земли ширши твердое еА ивлАа писанУе , горУ еА есть та, никогдаже стареет, но присно

9 Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск, 1998. С. 243-284; Она же. Украинский источник предисловия первопечатной Кормчей // Религии мира: история и современность / Е. В. Белякова, А. В. Назаренко, отв. ред. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. С. 133-161; Гурьянова Н. С. «Книга о вере» в системе авторитетов старообрядчества // Старообрядчество в России (XVII—XX века). М., 2004. Вып. 3. С. 205-223; Панич. Книга Щит веры... С. 31.

наричетг; непревратное. камень еА младЬетъ. И сего ради Богъ, крепость наричетг; нетленное. дк^ еА наричетг; ея нам являя, Горою тоя наричет; и, немногоценное; црц^ еА наричет; сродное, превратное ея являя, Камень именует; еже кг кгк. дферь; многоплодное. нетленное показуя, Деву наричетъ; и тмами имены еА наричетг, акщ да премногоцЪнное — Царицу наричет; представитг тоА кЛгородУе» (л. 20 об.). сродное тоя, еже к Богу, — Дщерию именует. И за премного всепреплодное тма-ми именъ ея наричет, яко да предпоста-витъ тоя благородие» (л. 470-471).

Обращается автор и к седьмой главе «Книги о вере» под названием «Свидетельства ГО стыхг писашй , акщ 1сг хртосг спсг нашг самг есть главою , пастырем , арх'|'ереем , и щснованУемг», откуда заимствует фрагмент об именах Иисуса Христа — Камень, Основание, Корень, Пастырь, Агнец, Жизнь, Свет, Мышца, Риза, Трапеза, Дом, Голова, Жених, Пречистый, Владыка: все вместе эти образно-метафорические сравнения приводятся для доказательства единства Церкви, живущей жизнью Иисуса Христа в духе любви и послушания Богу, ведущей человека ко спасению. В центре этого заимствования — цитата из Слова Иоанна Златоуста «О еже предста Царица»:

«Книга о вере» Анонимное сочинение

«бфеже да познаеши гавственейше слыши «Сей есть Путь, Имже ко Отцу |®анна златоуста, вгмаргарите вгслове восходимъ; и Камень во утвер-щеже прдста црца, Что ради наречесА пцть; жение непоколебимое веры; данавыкнеши акщ темг кооЦУ ГОходимг. и Основание, яко вся носит; // Что ради наречесА камень; да навыкнеши Корень, яко на Немъ цвЪтемъ; оутверженУе непоколекимое веры. Чесо ради Пастырь, яко нас пасетъ всегда; наречесА щснованУе; да навыкнеши гакщ всА Овча, яко нас пожреся и очище-носитг. Почто наречесА корень; да^вЬси акщ ние бысть; Жизнь, яко мертвы нанемг цветемг. Почто наречесА пастырь; суща нас воскреси; Свет, яко от данавыкнеши акщ насг пасетг всегда. Почто тмы нас премени; Мышца, яко наречесА овча; акщ щнасг пожресА, и щчифенУе Единосущен есть Отцу; Слово, кысть. Почто наречесА жизнь; акщ мртвы яко от Отца родися; Риза, яко об-сЦфА насг воскрси. Почто наречесА светг; лекохомся во Нь, крестившеся; гакщ ГОтмы насг премени. Почто наречесА Трапеза, яко ядимъ Его, наслаж-мышца; акщ единос^фенг есть оЦУ. Почто даяся Таинствъ Святыхъ; Домъ, наречесА слово; гакщ ГО оца родисА; акщже ко яко живемъ в Нем; и Вдомникъ, слово ГО д^шиа раждаетсА , такщ и снг ГО оца яко храм Его бываю; Глава, яко родисА. Почто наречесА риза; ¡кщ щклекохомсА удъ Его устроен бых; Жених, яко вонь крфьшесА. Почто наречесА трапеза; невесту мя обручи; Пречисты, ¡кщ амг его наслаждаАсА таинствг. Почто яко деву мя приятъ; Владыка, наречесА домг; акщ живц в'немг. Почто яко азъ раб Его есмь» (л. 471). наречесА в'домникг; акщ храмг егщ кываю.

Почто наречесА глава; гакщ оудъ вгщ Устроена кыу^. Почто наречесА жениу'к; гакщ невестУ ма щкрУчи. Почто наречесА чисгк; гакщ двУ ма поАтъ. Почто наречесА владыка; гакщ ракъ егщ есмь» (л. 58 об.-59)

Характеристики существа Церкви, заимствованные из канонических изданий XVII в., дополнены автором выписками из литургических источников и его собственными рассуждениями о свойствах Церкви, которые базируются на святоотеческих текстах.

Открывает сочинение определение Церкви, которое восходит к так называемой «Толковой службе» — компиляции конца XIII — начала XIV в., где собраны не менее одиннадцати различных толкований на Божественную литургию, известных в домонгольской Руси10. До XVII в. «Толковая служба» была главным источником сведений о содержании литургии и о символике священнических предметов11. Первая часть компиляции есть «Сказание церковное» — древнебол-гарский перевод «Церковной истории», приписываемой в рукописной традиции Патриарху Герману I Константинопольскому12. Именно с заимствованиями из сочинения Германа I в составе «Толковой службы» обнаруживает текстуальное совпадение первое определение Церкви.

«Толковая служба» Анонимное сочинение

«Церкви есть Небо земное и Храмъ «Яко Церковь есть земное Небо и Божш, Невеста Христова. Кровго Его Храмъ Божий, и Невеста Христова, Кро-окроплена. и водою Крещешя ошщающи. вию Его окроплена, и водою Крещения и порожающи вся въ сыновлеше. очищающи, и пораждающи верныя вся в невестькы оустроена. хризмою Святаго сыновление. И яко невеста устроена есть Духа. по пророческому словеси. муро хрисмою Святаго Духа, по пророческому изливающи, имже яко крижма на главу словеси. Сия есть и Море, изливающи сходящи и на браду Аароню. и славна па- благодать, имже, яко мирро на главу, че скиньи Моисеове. въ нейже опЬщеше сходящи на браду, браду Аароню, и слав-святая святымъ. патр1архы проображши. на сущи паче скинии Моисеовы, в ней-Апостолы основавши. мученники свер- же очищение святая святых, Патриархи ши. святители украси. и славятъ бо въ проображающи, Апостолы основавши,

ней Бога. яко на небеси» (с. 21).

мученики соверши, святители возукра-си, славятъ бо в ней Бога, яко и на небеси» (л. 455-455 об.).

Другое литургическое определение Церкви восходит, скорее всего, к «Скрижали»: анонимный автор объединяет фрагменты из разных глав компилятивно-

10 Афанасьева Т. И. Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII-XVI вв. М.: Дмитрий Пожарский, 2012. С. 7-10.

11 См.: Желтов. Указ. соч., по аналогии с: Уваров. Указ. соч. (сн. 15 и 24).

12 Красносельцев Н. «Толковая служба» и другие сочинения, относящиеся к объяснению богослужения в древней Руси до XVIII века: Библиографический обзор // Православный собеседник. Казань, 1878. Ч. 2. С. 21-22. Ссылки на это изд. — в тексте в круглых скобках.

го сборника с литургическими толкованиями, которые в рукописной традиции подписывались именами Патриархов Германа I Константинопольского13 и Кирилла Иерусалимского14.

[Литургическое

Оъказаньк толкование „ Анонимное

«Скрижаль»

црькъвьнок Кирилла сочинение Иерусалимского]

Цьркъ ксть «1. Церковь Црквь есть храмъ ЕЖуй, «Церковь есть Дом молитвифе есть Храмъ место стое, и йсокный Божий, мЬсто святое, место сто. Божш, место домъ млтвы, сокранУе дом молитвенный, со-

X р а м ъ священное, людей, и тело хртово, брание народовъ.

молитве домъ молитвы, има епя, невеста хртова, И жилище Божие, Храмъ кии собран1е народа, &же призывает' люди аще б о и от камений

с ъ к о р и ф е Тело Христа.» к'покаАнУю и молитве... или от древес устрои-

людьмъ. тело (с. 62). (С, л. 11). ся, обаче же Благода-Хво... (с. 323). Храм цкю домъ кЖуй ти Божиа и Таинствъ

есть, афе и созданъ есть исполнися. От архие-каменми и древесы, окаче реа убо [а не от царя]

йсфаетсА клгтУю кЖУею, и молитвами_освятися

млтвами сфенническими и елеомъ святымъ по-

(л. 79). мазася» (л. 459).

Это определение, как и первое, является выражением богослужебной жизни Церкви и восходит к тем литургическим толкованиям, в которых намеренно смешивались понятия Церкви и храма, чтобы показать неразрывную связь между Церковью небесной и земной.

Сочинение содержит еще одно определение Церкви, скорее всего авторское, которое характеризует Церковь как духовное единение людей, живущих общей церковной жизнью; священные действия представлены единым жизненным циклом каждого верующего от рождения к смерти: «Се есть Церковь Святая, Дом Божий, прибежище и утеха верных. Она, Церковь Святая, всех нас духовно пораж-дает Святымъ Крещением и творитъ ны сыны и снаследники Царствиа Божиа. Исполняем же и мы Церковь Божию Святую свещами и фимиамомъ и всяким церковным всепрекрасным украшением; воспримем от нея и освящение, и всех грехов наших прощение, вся нам новая и предобрая от Святыя Церкви подавая-ся. Первое — тело порождение, второе — всепресвятое вода Крещение, третие — всепренаисвятейшее Причащение, четвертое — по согрешении нашемъ святое и второе духовное измовение, еже есть постъ, молитва и истинное и всесвятое покаяние, и милостыни к нищим подаяние, потом честный бракъ, по сих же и ложе

13 Красносельцев Н. Сведения о некоторых литургических рукописях ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с приложениями. Казань, 1885. С. 323-370. Ссылки на это изд. — в тексте в круглых скобках.

14 Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894. С. 62-80. Ссылки на это изд. — в тексте в круглых скобках.

нескверное, но святое и преблагословенное, а по прешествии неколиких лет на-шихъ, кому искончанию жизни сея прилучится отъити, и тогда вси о сем просим Бога и Всепречистую Богородицу молимъ и всех святых, к вспоможению сему призываем, яко дабы всякого правовернаго христианина — сына церковнаго, мужа или жену, юношу и отроковицу, и млеко ссущаго непорочнаго и святаго младенца правыя и истинныя христианския православныя и святыя того кончины со всеми святыми сподобилъ Господь Богъ получити, и при Церкви Божии и Святой телу его святому честно погребену быти. Такова бо есть нам всякая Православная Божиа Святая Церковь всемъ правовернымъ, яко и небомъ вторым, и путем жизни вековечныя, предводящим нас от смерти здешния до жизни предвечныя, к покою святому безконечному, а не и к мучению вековечному» (л. 465). Автор показывает, что Церковь сопровождает человека на всем его жизненном пути — это и образ жизни, и устоявшийся богослужебный порядок, и строительство церкви внутренней, и попечение о Церкви земной, и рождение, и духовное перерождение, и смерть, и путь к жизни вечной. Только в Церкви человек получает все необходимое для спасения. Это нравственный и социальный законы, которым подчиняются все, исповедующие единую Православную веру.

Не называя такие понятия, как «кафоличность», или «вселенскость», автор дает еще одно определение Церкви, при помощи которого характеризует именно это ее свойство, заключающееся, по убеждению Святых Отцов, в неограниченности Церкви никаким местом, временем, народом: «И насадися она не во едином некоемъ угле вселенныя, но на пространстве всего мира. И есть в ней точило — закон христианский. В ней же есть и столпъ власти духовныя, а не земныя царския. И не точию, еже Божественная Таинства совершати, но и люди вся во звании христианстемъ содержати, вязати же и решити» (л. 460).

В своих рассуждениях о Церкви автор особенно часто употребляет слово «святая», которое, как можно думать, является не только обозначением одного из свойств Церкви, но и постоянным эпитетом, характеризующим чистоту и истинность Православного вероучения. Источник и основание Святости Церкви, как рассуждает автор, — в Христе и Святом Духе, Который таинственно изливает Святость на каждого пребывающего в Церкви, приобщающегося к Таинствам и священнодействиям: «Очищена убо огнемъ Духа пресвятаго и освящена Кро-вию Сына Божиа, и Свята есть во веки. Вместо бо облака пресветлаго прииде невидимо на ню Духъ Святый и осенилъ олтарь славы Божиа, и покрываетъ, и освящает, и просвещает служащих Ему. Во Церкви живетъ невидимая слава Бо-жиа и разумная жертва; тамо хваление, пение и Духа Святаго общение пребывает неотступно во пречистыхъ и животворящих Тайнах Тела и Крови Господни» (л. 459).

Совершенно очевидно, что основу авторских рассуждений о Церкви и ее свойствах составили святоотеческие учения о свойствах Церкви, которые существенно дополнили и расширили толкования девятого члена Символа Веры, напечатанного в «Скрижали», и учение о самой Церкви и Православной вере, изложенное в «Книге о вере». Заметной особенностью авторского повествования о Церкви является использование традиционных метафорических образов и символов Церкви, при помощи которых изложение сложных догматических

постулатов и истин, характеризующих основу Православного вероучения, становилось понятным и доступным для восприятия.

Одна из самых известных метафор — корабль: «Уподобляет же ся Церковь кораблю того ради, яко кораблю в начале сотворения своего есть узок и тесен, во средине пространен, на совершении же паки тесен и узок. Подобне ему и Церковь, ныне подвизающаяся или ратуемая, яже есть собрание верных: в начале бе тесна и уска, яко малочисленнии в ней беяху человецы; во средине же корабль Церкве есть пространен, занеже премножеством людей всяческих родов и языков исполнися, от него же времене, егда во всю землю изыде вещание Святых Апостол и в концы вселенныя глаголы их; но и паки будет узок и тесен, егда от антихриста гонение постраждет и люто зЬло утеснен тогда будет» (л. 459 об.).

Архитектурное сходство храма с кораблем служит для автора источником метафоры: трехчастная структура богослужебного сооружения сравнивается им с отсеками морского судна. Символика корабля — восходящий к раннехристианской образности топос15, при помощи которого он подчеркивает важный аспект Святости Церкви, состоящий в том, что среди своих членов Церковь признает не только праведников, но и способных к покаянию грешников, следовательно, каждый верующий пребывает в ней в той мере, в какой он достиг освящения: «Во оный же Святый церковный Корабль, аще кто степеньми веры святыя не входитъ всячески, таковый в мори горния и вечныя смерти погибает. В семъ Корабли духовном вмещаются добрии и злонравнии людие, еже есть праведнии и грешнии» (л. 459 об.). Чтобы объяснить, насколько сложным и тесным является путь в Царство Небесное, автор и использует образ корабля.

Эсхатологический мотив испытания антихристом веры православных христиан помогает автору выразить мысль о том, что Церковь, несмотря на внутренние распри и внешние обличения, уверенно держится на плаву благодаря крепости Православной веры. Следует заметить, что образ гонимой и поругае-мой Церкви актуализируется в России в конце XVII в. в сочинениях писателей-грекофилов, ратующих за сохранение и возвышение ее роли; они создают сочинения от лица самой Церкви, в которых отражается ее точка зрения по отношению к новым идеям и событиям времени16. В этой связи особую популярность приобретает символ Церкви как корабля в бурном житейском море: выражая идею о непрерывном пути истинного благочестия Православной Церкви, использовал этот образ Евфимий Чудовский в послании Патриарху Адриану17; Каллист, Архиепископ Полоцкий и Смоленский, демонстрируя свое несогласие с поступком Патриарха Никона в связи с анафематствованием им Митрополита Крутицкого Питирима, стоявшего тогда во главе русской иерархии, прибегнул к «мысленному» образу «Корабля-Церкви»18. Этот же символ, хорошо знакомый и Патриарху Никону, имеет у него архитектурное и ландшафтное воплощение. Образ корабля был реализован в Воскресенском Ново-Иерусалимском мона-

15 Уваров А. С. Христианская символика. М., 1908. Ч. 1: Символика древнехристианского периода. С. 157-163.

16 Подробнее см.: Панич. Книга «Щит веры»... С. 39-40.

17 Там же. С. 91.

18 РГБ. Муз. 9427. Л. 494.

стыре, в облике отходной пустыни, или скита, на берегу реки Истры, куда Патриарх Никон удалялся во время постов19. В ссылке в Ферапонтовом монастыре Патриарх Никон использовал метафорический образ Церкви-корабля при сооружении на естественной отмели на Бородавском озере каменной насыпи для установки креста, что придало искусственному Никонову острову облик корабля и храма одновременно20.

Раскрывая содержание еще одной традиционной метафоры — земное Небо, автор рассуждает: «Церковь же убо именуется и Небом земным, якоже в Писании речеся: "Во церкви стояще, яко на небеси стояти мним". На небеси горе трой-ственныя ангельския чины хвалятъ Бога, такоже и в земном Небеси, глаголю, во Церкви святой, трои люди тогожде прославляют Бога: во олтаре священницы и диакони, во церкви людие вернии и совершении, во притворе же кающиися, иже и есть чинъ менший именуемый» (л. 459). Объяснение внутреннего устройства Церкви как неба земного раскрывает реальность в ней высшего духовного порядка. Иерархия небесных молитвенников проецируется на живущих на земле христиан, которые объединяются в Церкви на основе единства принципов общения: веры, любви, взаимопомощи и спасительного сослужения21.

Идея о том, что небесной иерархии соответствует церковная иерархия, которая продолжает и отражает структуру небесных чинов, особенно ярко выражена в трактате «О церковной иерархии», известном на Руси с XIV в. в составе Корпуса сочинений, надписываемых именем Дионисия Ареопагита22: «Итак, нам представляется, что святые совершения суть очищение, просвещение и совершенствование, что литурги — это очищающий чин, иереи — просвящающий, а совершенствующий — боговидные иерархи. Чин очищаемый непричастен священного лицезрения и приобщения, как только еще очищаемый. А чин созерцающий — это священный народ. Совершенный же чин — чин единенных монахов. Таким образом, наша иерархия, священно благосоставленная богопе-реданными чинами, однородна небесным иерархиям, как воссоздающая в мужах богоподражательные и боговидные начертания той»23.

Автор использует еще один традиционный символ Церкви, известный с раннехристианских времен, — виноград: «Виноград есть Церковь христианская апостоломъ, Патриархомъ и прочим архиереом, яко дЬлателемъ тоя, а не царемъ земномъ врученная от Господа» (л. 460). В христианской символике виноград — один из самых известных евхаристических символов24; в то же время виноградная лоза и гроздь винограда с листьями олицетворяют собой как образ Вселен-

19 Горячева М. Ю. Отходная пустынь Патриарха Никона: Материалы исследований // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Г. М. Зеленская, науч. ред. М., 2002. С. 23-36.

20 Тодорова М. А. Остров Патриарха Никона в Ферапонтове // Там же. С. 41-46.

21 Сарычев В. Д. Учение о Боге Спасителе. Раздел II. О Церкви. Церковь земная и Церковь небесная и их отношение // http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/Sarychev_Uchenie_o_ boge_34g-all.shtml [режим доступа: 16.07.2013].

22 Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV и XV вв. Л., 1987. С. 42-59.

23 Цит. по изд.: Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С приложением толкований прп. Максима Исповедника / Г. М. Прохоров, пер. с греч. и вступ. ст. СПб., 2006. С. 380-381.

24 Уваров. Указ. соч. С. 172-178.

ской Церкви, так и единство всех верующих, то есть саму Церковь25 — именно эти вечные и жизнеутверждающие значения виноградной символики применительно к Церкви подчеркивал автор публикуемого ниже сочинения.

Выбранные автором метафорические образы и символы Церкви отразили, на мой взгляд, еще одно свойство Церкви — быть одновременно зримым воплощением Церкви земной и небесной. Для Патриарха Никона, основавшего Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь и воссоздавшего под Москвой Святые места Палестины, Воскресенский собор, повторивший храм Гроба Господня в Иерусалиме, в изразцовом убранстве, изобразительных приемах, архитектурных формах и символике «воплотил представления о сокровенной красоте Иерусалима горнего и отразил впечатления от земной красоты Иерусалима дольнего»26. Символика изразцов, опоясывающих Воскресенский собор, раскрывает неизреченную и преизобильную красоту будущей жизни и во многом совпадает с теми образами и метафорическими сравнениями, которые используются анонимным автором в сочинении. Стилизованному растительному орнаменту, виноградным листьям и гроздьям винограда на керамическом фризе соответствует сравнение автором Церкви с виноградом; символы Неба земного, места Святого и Церкви — Матери Сионской в сочинении имеют семантические параллели с изображениями херувимов, вызывающими в памяти скинию Моисея и храм Соломона, прообразующих две церкви — соответственно земную и небесную27. А образы Церкви — собрание народа, «прибежище» и «утеха» верных — соответствуют многонациональному населению Воскресенского монастыря. При Патриархе Никоне в обители проживали около 500 человек братии и столько же трудников разной национальной принадлежности: вместе трудились и молились русские, украинцы, белорусы, греки, а также принявшие Святое Крещение поляки, евреи, немцы. Все они под духовным водительством Патриарха Никона создавали уникальный монастырский комплекс, соединивший древнерусские, восточно-христианские и западнорусские традиции28.

Автор сочинения тщательно отобрал метафорические образы Церкви и мастерски перевел воплощенные Патриархом Никоном в церковной архитектуре и изобразительном искусстве символы Церкви в словесные формулы. Таким образом он доступно объяснил читателю суть богословского замысла Патриарха, реализованного в соборах подмосковного Нового Иерусалима и других основанных им монастырей.

Рассуждая о Святости Церкви, автор находится в рамках историко-литературного контекста второй половины — конца XVII в.: он использует литургические толкования из книги «Скрижаль», догматическое учение о Православной вере и Церкви, изложенное в «Книге о вере», и особенно востребованные в это время образные сравнения Церкви с кораблем, небом земным и виноградом. Апелляция автора к древним византийским источникам о духовном значении Церкви и ее

25 Луковникова Е. Древнехристианская изобразительная символика // http://www. pravoslavie.ru/archiv/simvolika/simvol.htm [режим доступа: 04.01.2014].

26 Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002. С. 78.

27 Там же. С. 66.

28 Зеленская Г. М. Новый Иерусалим: Путеводитель. М., 2003. С. 24-25.

иерархическом устройстве, «умозрительных» смыслах литургии неслучайна: во-первых, живя сам в переходную эпоху, автор обратился к составленным в аналогичные эпохи сочинениям, которые именно по этой причине становились особенно востребованными в переходные периоды; во-вторых, при помощи этих знаковых и авторитетных в православной культуре источников автор представил Русскую Православную Церковь наследницей Вселенского Православия, хранительницей Православного вероучения в первозданности, каноничности и чистоте.

Все образно-метафорические сравнения, к которым обратился автор, в концентрированном виде содержат характеристики разных сторон духовной жизни Церкви; символические образы, взаимодополняя друг друга своими смыслами, составляют единое объяснение существа Церкви и показывают ее крепким духовным организмом, живущим по законам Православного вероучения, регулирующим нравственные и социальные процессы, происходящие в обществе. Тема существенных свойств Церкви, выраженная неизвестным автором конца XVII в. в образных сравнениях и символико-аллегорических определениях, звучала в разные времена в истории России, но с особой силой — в наиболее тяжелые для Русской Православной Церкви дни испытаний, гонений, ущемления ее прав; в такие периоды в сознании верующих людей Церковь осмысляется как образ жизни, как сама жизнь29.

В связи с тем что объем всего новонайденного сочинения довольно большой, ниже издаются его фрагменты, содержащие «определения» свойств Церкви, заимствованные из «Книги о вере», «Скрижали», «Толковой службы» и других канонических источников.

Текст публикуется по провилам ТОДРЛ. Используется современный шрифт, кроме буквы «ять» (е); буква «ер» (ъ) сохраняется в середине и в конце слов. Титла раскрыты, выносные вставлены в строку без оговоренности, пунктуация расставлена в соответствии с современным прочтением текста. Библейские цитаты внутри заимствований из других источников обозначаются в квадратных скобках в тексте; библейские цитаты внутри авторского текста комментируются после публикации текста. Слова и фрагменты слов, написанные в рукописи между строк, выделены курсивом; слова в рукописи в квадратных скобках при публикации выделены курсивом и заключены в квадратные скобки.

Вступительная статья, подготовка текста, комментарии

С. К. Севастьяновой

Текст

(Л. 459) ...Да веждествуете тако вси. Что есть святая Церквь? *Церковь есть Дом Божий, место святое, дом молитвенный, собрание народовъ. И жилище Бо-жие, аще бо и от камений или от древес устроися, обаче же благодати Божиа и Таинствъ исполнися*. От архиереа убо [а не от царя] молитвами освятися и еле-омъ святымъ помазася. Очищена убо огнемъ Духа Пресвятаго и освящена Кро-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Ср.: «Жизнью нашей мы должны защищать нашу Церковь, которая вся есть жизнь» (Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями // Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. М.; К. Т. 6. С. 36).

вию Сына Божиа, и Свята есть во веки. Вместо бо облака пресветлаго прииде невидимо на ню Духъ Святый и осенилъ олтарь славы Божиа, и покрываетъ, и освящает, и просвещает служащих Ему. Во Церкви живетъ невидимая слава Божиа и разумная жертва; тамо хваление, пение и Духа Святаго общение пребывает неотступно во пречистыхъ и животворящих Тайнах Тела и Крови Господни.

*Церковь же убо именуется и Небом земным*, якоже в Писании речеся: *«Во церкви стояще, яко на небеси стояти мним»*. *На небеси горе тройствен-ныя ангельския чины хвалятъ Бога, такоже и в земном Небеси, глаголю, во Церкви Святой, трои люди тогожде прославляют Бога: во олтаре священницы и диакони, во церкви людие вернии и совершении, во притворе же кающиися, иже и есть чинъ менший именуемый*.

Таяжде святая Церковь, мати наша Сионская, // (Л. 459 об.) еще и Кора-блемъ нарицается, на мори мира сего плавающим и бедствующимъ; в нем же от всякаго рода и языка приходящии человецы от вечнаго спасаются потопления, сии речь от геенскаго и зело злолютаго мучения. Во оный же святый церковный Корабль, аще кто степеньми веры святыя не входитъ всячески, таковый в мори горния и вечныя смерти погибает. В семъ Корабли духовном вмещаются добрии и злонравнии людие, еже есть праведнии и грешнии. Уподобляет же ся Церковь кораблю того ради, яко кораблю в начале сотворенияа своего есть узок и тесен, во средине пространен, на совершении же паки тесен и узок. Подобне ему и Церковьб, ныне подвизающаяся или ратуемая, яже есть собрание верныхъ, в начале бе тесна и уска, яко малочисленнии в ней беяху человецы; во средине же Корабль Церкве есть пространен, занеже премножеством людей всяких родов и языковъ исполнися от него же времене, егда во всю землю изыде вещание святых апостолъ и в концы вселенныя глаголы ихъ; но и паки будет узок и тесен, егда от анътихриста гонение постраждет и люто зЬло утеснен тогда будет. Таков убо образъ имея, Корабль Церкве повсегда обуревание страждетъ и волнуется на море мира сего от противных ветровъ, терпя гонение и хуление от злочестивых поганъ, от проклятых и богомерзостных еретиков и от богоненавистных рас-колников, и от хулныхъ наругателей, обаче погруженъ быти не имать во веки, занеже по неложному обещанию Истинны небесныя Христа: *и врата адова не одолеют Церкви*, ибо яко содержащая нас Церковь и едино творящая верою — от Господа бысть, и чюдесами утвердися, и укрепися в ней слово Христово.

Состроение же убо церковное предудивително всемъ сущимъ в поднебесии и превелие и превысочайшее есть, и не превозможет никогда же злоба на непорочную и чистую нашу веру и на правая веления Церкве Христовы. И яко-же домостроитель искусный по своему веждеству управляет домочадцы своя в дому, // (Л. 460) тако и Богъ наш во Церкви Святой Своей.

И паки да глаголется. Виноград есть Церковь христианская Апостоломъ, Патриархомъ и прочим архиереом, яко дЬлателемъ тоя, [а не царемъ земномъ] врученная от Господа. И насадися она не во едином некоемъ угле вселенныя, но на пространстве всего мира. И есть в ней точило — закон христианский. В ней же есть и столпъ власти духовныя, а не земныя царския. И не точию, еже боже-

а На поле напротив слово содЪлования.

б На поле напротив слово гонимая.

ственная таинства совершати, но и люди вся во звании христианстемъ содержа-ти, вязати же и решити..

(Л. 465) И паки. Слышите вы, что есть Церковь? Се есть Церковь Святая, дом Божий, прибежище и утеха верных. Она, Церковь святая, всех нас духовно пораждает Святымъ Крещением и творитъ ны сыны и снаследники Царствиа Божиа. Исполняем же и мы Церковь Божию Святую свещами и фимиамомъ и всяким церковным всепрекрасным украшением; воспримем от нея и освящение, и всех грехов наших прощение, вся нам новая и предобрая от Святыя Церкви подаваяся. Первое — ттло порождение, второе — всепресвятое вода Крещение, третие — всепренаисвятейшее Причащение, четвертое — по согрешении на-шемъ святое и второе духовное измовение, еже есть постъ, молитва и истинное и всесвятое покаяние, и милостыни к нищим подаяние, потом честный бракъ, по сих же и ложе нескверное, но святое и преблагословенное, а по прешествии неколиких лет нашихъ, кому искончанию жизни сея прилучится отъити, и тогда вси о сем просим Бога и Всепречистую Богородицу молимъ и всех святых, к вспоможению сему призываем, яко дабы всякого правовернаго христианина — сына церковнаго, мужа или жену, юношу и отроковицу и млеко ссущаго непорочнаго и святаго младенца правыя и истинныя христианския православныя и святыя того кончины со всеми святыми сподобилъ Господь Богъ получити, и при Церкви Бо-жии и Святой телу его святому честно погребену быти. Такова бо есть нам всякая Православная Божиа Святая Церковь всемъ правовернымъ, яко и небомъ вторым, и путем жизни вековечныя предводящим нас от смерти здЬшния до жизни предвечныя, к покою святому безконечному, а не и к мучению вековечному.

(Л. 468 об.) *Того же самого Господа благодатию и помощию всесильнаго и прещедраго Бога во Троице Святой единаго восхотех твердое основание сие словесное мое о всей Святой Церкви предположити к божественному же писанию, яко и ко наставнику всякияв правды поручаются, и того рукопредводствомъ душеспасительнымъ наставляемь есмь. Сия апостольская словеса на пользу и утвержение православным премногаго ради свидетельства и правды о Церкви Сионстей истинно предполагаю. Яко Богъ Отецъ в Сионе познавашеся преда-ниемъ закона. Посем Богъ Слово Иисусъ Христосъ, сынъ Божий, Единосущный Отцу, родися плотию во Иерусалиме и обрезася, и в церковь принесеся, и воспитан быв, и крестися, и преобразися, и распяся, и воскресъ, и на небеса вознесеся, и седе одесную Бога и Отца. И сице намъ обещася: «Азъ есмь с вами во вся дни и до сконъчания века». Отнюду же и Едина есть Святая Кафолическая Соборная и Апостольская Церковь, Святымъ Духомъ начася и Апостолы основася, и бе, и есть, и будет. Посему же свидетельствую: Иерусалимская Церковь — Мати есть во всей вселенней всех православных Церквей и от сея Христианство насадися и возрасте. И вера наша от Святаго Духа распространися везде, в правоверных возрасте, а не преиде*.

*Сия вера Христова, сия вера Апостольская, сия вера проповедана бысть от конецъ до конецъ земли по вселенней, сия вера Вселенскими Соборы утвержена и трудами исповедниковъ и кровми мучениковъ украшена.*

в На поле напротив слово вдана.

*Сице и мы веруем и исповедуем Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь быти. Яко тойжде единъ Богъ есть — и Ветхаго закона и Благодати. И тако бысть едина Церковь Ангелов же и человековъ. И яко едина вера, и едино Крещение, и единъ Христосъ, Иже собра ю. Святую же глаголемъ, зане есть освящена Святымъ Духомъ и соединена Христомъ // (Л. 469) седмию Таинствы, си речь Крещениемъ и Помазанием, Приобщением1-, Священством, законнымъ браком, Исповеданием и Святымъ елеем, и яко есть нескверна и уневествована Христу. Соборную же глаголемъ, понеже от всех язык собрася Христомъ и обо-гатися разумом истиннымъ, и от пророкъ убо предосновася, от Апостолов же создася, и от кровей мучеников, и от трудовъ иерарховъ и постников украсися, и утвердися, и явися совершена. Апостольскую же именуем, яко изрядно от тех Святых Апостоловъ собрася и составися, и утвердися. Тем же и истинная Церковь есть собрание благочестивых христиан во всем мире. И соборная Церковь есть совокупление оных, иже исповедуют веру благочестно же и православно. Церковь, глаголет, яко есть собрана всячески краеугольному Камени Христу и соединена Самому Тому, и яко да сохранитъ она невредиму веру Его*.

И чесого ради глаголемъ, яко веруемъ в Церковь яже есть здание дол-женъствующе во единаго Бога веровати, и понеже аще Церковь есть и здание, от человековъ составлена, но имеет главу Самого Христа, истиннаго Бога. // (Л. 470) Духъ Святый, иже учить тую всегда и творитъ ея Невесту нескверну и непорочну Христову, и столпъ, и твердь истинны. И догматы и ученияд ея не суть человеческая, но Божественная. Того ради глаголюще, яко веруем в тую, умствуем, яко веруем в богопреданая словеса Его и богодухновенныя догматы. Глаголет бо писание, яко *«не слово человеческое приясте, но яко есть истинно слово Бо-жие»*, и от сего подвижемся веровати не точию во Священное Евангелие едино еже оно глаголаше; о немже Христосъ завеща рекъ: *«Веруйте во Евангелие»*, но и во вся прочая писания и синодалная зачинения, сии речь правила Святая Апостольская и Отеческая.

*«Святый же Иоаннъ Дамаскин явственнейше воспевает Святую Церковь сими словесы во осмогласнице церковном: «Радуйся, Сионе Святый, Мати церквамъ, Божие жилище! Ты бо приятъ прежде оставление грехов, воскресения ради». И якоже древле, тако и ныне Церковь Иерусалимская — источникъ есть учению христианскому и Мати всех церквей»*.

*«Во Церкви же Христове есть миръ всем и правде та своима словесы учит нас, приходящих, и невозможно ми есть всего Святаго Писания зде на среду привести, якоже и море великое преливати.

И Златоустый святый о Церкви пишет. Церковь есть место Ангельское, место Архангельское, Царство Божие — самое то Небо. Тем же и во правду всячески тоя наречетъ кто: и Судилище, и Врачебницу, и любомудрия Училище, и душамъ Наказательницу, и Обучение течений, на небеса ведущих. Небесная бо есть Церковь. И ничтоже ино, она есть точию самое Небо. Во Церкви вся с небеси от Бога вещаются. И Церковь не стены и покровъ есть, но вера наша и житие правое.

г Слово помечено «птичкой»; на поле напротив него с таким же значком часть другого слова причаще-.

д На поле напротив слова фрагмент другого слова с последней выносной буквой хвал-.

Церкви ничто же равно есть, и никогда же она стареетъ, превыше бо небес пре-взыде, // (Л. 470об.) ни варвары, ни беси преодолеют ей. Колицы ратоваша на Церковь, и ратовавши вси погибоша. Борима есть Церковь и не побеждается.

Не удаляйся, о человече, Святыя Церкве. Ничтоже бо Церкви крепчайше. Упование твое — Церковь и спасение твое — Церковь. Небесъ превышши и пре-больши нам есть та и камения претвердЬйши есть она. Земли ширши есть та, никогдаже стареет, но присно младЬетъ. И сего ради Богъ, крепость ея нам являя, Горою тоя наричет; и, непревратное ея являя, Камень именует; нетленное показуя, Деву наричетъ; и премногоценное — Царицу наричет; сродное тоя, еже к Богу, Дщерию именует; и за премного всепреплодное тмами именъ ея наричет, яко да предпоставитъ тоя благородие.

Вельми бо Церковь Святая Богу [зтло] превозлюбленна есть: не сия, иже стенами каменными и древяными сограждена, но сия, иже верою обложена. Церкви бо ради пропято есть небо и пролиано море, и распростертъ есть воздухъ, основана земля, рай насажденъ и чюдеса превелия быша: море раздЬляшеся и паки соступашеся, камение распадашеся. Церкви ради пророцы, Церкви ради и Апостоли и иерарси, и что еще пребольшее реку — Церкви же ради и Единородный Самъ Сынъ Божий человекъ бысть, Иже и Сына Своего Богъ не пощаде, яко да Церковь исцелитъ, и Кровь Сына Своего пролия Церкве ради. Сия Кровь Сына Божиа окропляетъ Церковь, сего ради розгие ея и листвие ея не увядает, и самая древеса ея листвия не отметают, не подлежит же она времяни тления, зане благодать Пресвятаго Духа сия ей действует. Азъ создахъ ю, — глагол етъ Христосъ, поставивый небо. Но небесе ради не излиях Крове, небесе ради не распяхся, ниже небесе ради небесное тело восприяхъ, и что, глаголю, небесное Ангельскаго тЬла не восприях, яко да познаеши, человече, зане паче небесе, паче Ангелъ и всеа твари предражайши есть Святая Церковь. Сего ради "небо и земля преидетъ, а словеса Господня не преидутъ" [Лк 21. 33]. //

(Л. 471) Во Церкви печальным есть утешение, труждающимся упокоение, насилуемым отдохновение. Церковь брани разруши, рати утоли, бури утиши, бесы прогна, болезни уврачева, напасти отрази, грады колеблемыя устави, не-бесныя двери намъ отверзе, узы наша смертныя пресече. Церковь бо паче небесе вкоренилася есть, и удобейши есть солнцу от течения своего престати нежели Церкви безчестне остати»*. *«Яко Церковь есть ТЬло Христово»*.

И ничтоже тако обрадованну нашу устраяетъ жизнь, якоже воеже во Святой Церкви душам нашим красование, идЬже отцевъ множества, идЬже и пение святое единодушно къ Богу возсылается, и единомыслие, и согласие, и любве союзъ. И во время оно не человецы единии точию вопиют страшнейший оный вопль, но и Ангели Святии припадают Владыце, и Архангели молятся. И якоже человецы, ветви масличныя отсекше, и приходятъ ко царемъ земнымъ, // (Л. 472) и ради ветвий милости и человеколюбия тем воспоминают, сице же и Ангели Божии Святии тогда вместо масличных ветвий самое оно ТЬло Владычнее предлагаю-ще ему, и молятъ Владыку о человечестЪмъ естестве, сице глаголюще, яко «о сих молимся ти, Владыко, ихже Самъ, предваривъ, сице возлюбил еси, якоже и душу свою дати о них благоволил еси. О сих мы мольбы наша проливаем, о нихже,

е На поле напротив слова другое слово вЬтви.

150

Ты, Господи, и Кровь Свою излиялъ еси, о нихже и Тело Свое сие Пресвятое пожерлъ еси». Везде же во храмех святыхъ и молитвы священническия возсыла-ются. И сего ради святии священницы и предстоятъ Богу, яко да народныя ваша молитвы немощнейшия сущия от них предсилнейших молений просвитерскихъ восприимшеся и купно с Нимъ да взыдутъ на небо. Свидетельствует бо и Павел святый, сия предглаголя: «Иже от толикия смерти избавил есть нас и избавляет. Уповаем же, яко и избавит способствующимъ и вам молитвою о нас» [ср.: 2 Кор 1. 10-11]. Сице и Петра святаго молитва от темницы избави: «Молитва же та бе прилежна от Церкви к Богу» [Деян 12. 5]. О Нем и аще же Петра святаго пользова молитва святая церковная. Кольми же наипаче и вас, предстоящих с нами при Церкви Святой, всегда может пользовати всесвятейшая молитва священническая соборная.

«Приидите ко Мне, — рече Господь, — вси труждающиися и грехми обре-мененнии, и Азъ упокою вы» [Мф 11. 28]. И что есть звания божественнаго сего пресладостнейши будет нам, еже в покой убо пренебесный от трудов понуждает нас и во ослабу радости от болезней прелагает. И сего ради нудма потщимся, превозлюбленнии, ко всепрекрасному сему церковному пристанищу скоро при-ходити со всякимъ благоговенством и украшением смиренномудрымъ, и со воз-движенною мыслию, со благочинным страхом и со умиленнымъ сокрушениемъ сердечнымъ, нрава правостию, образъ видимый пред Богомъ показати смирен-наго ради предстояния нашего и благочиния церковнаго, и кроткаго ради и ути-шеннаго нашего гласа. Удобно бо есть се и всякому хотящему возможно: тихое бо и кроткое любитъ и приемлетъ Господь // (Л. 472об.). «На кого бо, — рече, — призрю: но на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго Моих Словес» [Ис 66. 2]. Не хощет бо о семъ нас Богъ еже оставляти наше к Нему собеседование и о земных и тленных творити намъ ины беседы и скверну к чистому бисеру примешати. Досаждение убо велие от нас таковое глаголание Он себе быти вменяет и зако-нопреступление, и презЬльноеж согрешение*.

РГБ. Ф. 178 (Музейное собр.) № 9427. Л. 459-472 об.

Комментарии

Л. 459 Церковь есть Дом Божий ... благодати Божиа и Таинствъ исполнися. — Компиляция из двух выписок из разных глав печатной книги «Скрижаль». М.: Печ. дв., 1655-1656. Л. 11, 79.

Церковь же убо именуется и Небом земным... — Это образно-метафорическое сравнение Церкви восходит к литургическому толкованию Патриарха Германа I Константинопольского. См.: Красносельцев Н. Сведения о некоторых литургических рукописях Ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с приложениями. Казань, 1885. С. 324.

«Во Церкви стояще, яко на небеси стояти мним». — Неточные слова из тропаря, который читается вместо обычного в конце великопостной утрени, по возгласе. В Изборнике 1076 г. есть близкое по смыслу и текстуально поучение: «Църковь же разумЬвай небо суште, олтарь же прЬстолъ Вышьняаго, служителя же аггелы Божия. ТЬмьже въ цьркъви акы на небеси съ страхъмь стой, яко прЬдъ очима самого Бога. Въ цьркъви акы на небеси ступай.» — Цит. по изд.: Библиотека литературы Древней Руси. СПб.: Наука, 1999. Т. 2 (XI—XII века). С. 410, 434.

ж Слово помечено «птичками»; на поле напротив него с таким же значками другое слово велие.

На небеси горл тройственныя Ангельския чины ... иже и есть чинъ менший именуемый. — Наиболее известная концепция небесной иерархии в христианской ангелологии — упорядоченном представлении гармонического единства мира Ангелов на основе принципа триадического построения — принадлежит Дионисию Ареопагиту. В трактате «О небесной иерархии» ангельские чины представлены им в виде трех триад. Идея о том, что небесной иерархии соответствует церковная иерархия, которая продолжает и отражает структуру небесных чинов, ярко выражена в другом трактате Дионисия «О церковной иерархии». См.: Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С приложением толкований прп. Максима Исповедника / Пер. с греч. и вступ. ст. Г. М. Прохорова. СПб., Изд-во Олега Абышко, 2006. С. 34-120, 310-396.

Л. 468 об. Того же самого Господа благодатию ... в правоверных возрасте, а не преиде. — Выписка из первой главы «Книги о вере». М., 1644. Л. 10-12.

Сия вера Христова, сия вера Апостольская... и трудами исповп>дников и кровми мучеников украшена. — Слова из последования в неделю Торжества Православия.

Сице и мы веруем и исповедуем Едину Святую ... и яко да сохранитъ она невредиму веру Его... — Выписка из 98-й главы книги «Скрижаль». М., 1655-56. Л. 434-438.

Л. 470 ..«не слово человеческое приясте, но яко есть истинно Слово Божие»... — 1 Фес 2. 13.

«Веруйте во Евангелие».. — Мк 1. 15.

«Святый же Иоаннъ Дамаскин явственнейше воспевает ... учению христианскому и Мати всех церквей». — Выписка из первой главы «Книги о вере». Л. 11 об.-12.

Л. 470-471 «Во Церкви же Христове есть миръ всем ... нежели Церкви безчестне оста-ти». — Две выписки из второй главы «Книги о вере». Л. 18 об.-20, 20 об.

Л. 471 Яко Церковь есть Тело Христово. — Ср.: Еф 1. 22- 23.

Ключевые слова: русская литература конца XVII в., писатели патриаршего круга, «Скрижаль», «Книга о вере», «Толковая служба», патриарх Никон, символико-аллегорические определения и метафорические образы Церкви.

Symbolic-allegorical definitions

AND METAPHORICAL IMAGES OF THE CHURCH IN THE NEWFOUND COMPOSITION

about Patriarch Nikon of the end of the XVIIth century

S. Sevastyanova

In the last decades of the XVIIth century in the situation of increasing absolutism, deepening processes of Russian culture secularization and western influencing the adherents of Orthodoxy, the patriarch circle writers, who fought for the purity of the Orthodox Faith, intensified their activities. Remaining true to the canonical statutes of the Church, they tried to rethink its significance and its role in the spiritual life of Russian society. Adherents of Orthodoxy supported the ideas of the Sixth Moscow Patriarch Nikon (1652-1658), who stood up for glorifying the Church and strengthening its role

both in public life and in the state and also proclaimed the thesis about the superiority of the priesthood over the reign, which had firmly been based on the Byzantine patristic heritage. Within this tradition a number of compositions in defense of the Church and on behalf of the Church had been written. One of them was recently discovered composition about Patriarch Nikon of the 90s of the XVIIth century. In this composition the themes of the greatness of the Church, its spiritual influence on public life, the exaltation of the priesthood were the leading ones. With the reliance on such dogmatic and canonical sources as «The Book of Faith» and «The Tablet», which were especially popular in Russia in the XVIIth century, the anonymous author described essential features of Church, using for this purpose traditional metaphorical images and symbols; he skillfully transferred the symbols of Church — «the ship», «the heaven» and «the grape», embodied by Patriarch Nikon in the church architecture and in art, in verbal formulas. The author showed that the essential characteristics of the Church became more actual and important in the most difficult periods for the Russian Orthodox Church, especially in the days of trial, persecution and infringement of its rights; in such periods the Church is conceptualized as the way of life, as an established liturgical «order», as inside and outside spiritualizing in people' consciousness.

Keywords: Russian literature ofthe end ofthe XVIIth century, writers ofthe patriarch circle (the patriarch circle writers), «The Tablet», «The Book of Faith», Patriarch Nikon, symbolic and allegorical definition, metaphorical images of the Church.

Список литературы

1. Афанасьева Т. И. Древнеславянские толкования на литургию в рукописной традиции XII-XVI вв. М., 2012.

2. Библиотека литературы Древней Руси. СПб., 1999. Т. 2 (XI-XII века).

3. Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями // Полн. собр. соч. и писем: В 17 т. М.; К., 2009. Т. 6.

4. Горячева М. Ю. Отходная пустынь Патриарха Никона: Материалы исследований // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Г. М. Зеленская, науч. ред. М., 2002. С. 23-36.

5. Гурьянова Н. С. «Книга о вере» в системе авторитетов старообрядчества // Старообрядчество в России (XVII-XX века). М., 2004. Вып. 3. С. 205-223.

6. Дианова Т. В., Костюхина Л. М. Водяные знаки рукописей России XVII в. М., 1980.

7. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. С приложением толкований прп. Максима Исповедника / Г. М. Прохоров, пер. с греч. и вступ. ст. СПб., 2006.

8. Желтов М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца XX века // http://simvol-veri.ru/xp/obzor-istorii-pravoslavnoie-liturgicheskoie-nauki-do-konca-xx-veka.html [режим доступа: 28.10.2013].

9. Зеленская Г. М. Новый Иерусалим. Путеводитель. М., 2003.

10. Зеленская Г. М. Святыни Нового Иерусалима. М., 2002.

11. Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997. Т. 2.

12. Книга о вере. М., 1648.

13. Красносельцев Н. «Толковая служба» и другие сочинения, относящиеся к объяснению богослужения в древней Руси до XVIII века. (Библиографический обзор) // Православный собеседник. Казань, 1878. Часть 2.

14. Красносельцев Н. Сведения о некоторых литургических рукописях ватиканской библиотеки с замечаниями о составе и особенностях богослужебных чинопоследований, в них содержащихся, и с приложениями. Казань, 1885.

15. Красносельцев Н. Ф. О древних литургических толкованиях. Одесса, 1894.

16. Лакирев А. Свойства Церкви: единство, святость, соборность и апостоличность // http://www.bible-center.ru/article/properties [режим доступа: 03.01.2014].

17. Луковникова Е. Древнехристианская изобразительная символика // http://www. pravoslavie.ru/archiv/simvolika/simvol.htm [режим доступа: 04.01.2014].

18. Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии. Новосибирск, 1998.

19. Опарина Т. А. Украинский источник предисловия первопечатной Кормчей // Религии мира: история и современность / Отв. ред Е. В. Белякова, А. В. Назаренко. М.; СПб.: 2012. С. 133-161.

20. Панич Т. В. Книга «Щит веры» в историко-литературном контексте конца XVII века / акад. РАН Н. Н. Покровский, ред. Новосибирск, 2004.

21. Панич Т. В. Писатели патриаршего круга в богословской полемике 80-90-х гг. XVII в. Автореферат диссертации ... доктора филологических наук. Новосибирск, 2007.

22. Прохоров Г. М. Памятники переводной и русской литературы XIV и XV вв. Л., 1987.

23. Сарычев В. Д. Учение о Боге Спасителе. Раздел II. О Церкви. Церковь земная и Церковь небесная и их отношение // http://azbyka.ru/hristianstvo/dogmaty/Sarychev_ Uchenie_o_boge_34g-all.shtml [режим доступа 16.07.2013].

24. Севастьянова С. К. Эпистолярное наследие Патриарха Никона. Переписка с современниками: исследование и тексты / Научн. ред. чл.-корр. РАН Е. К. Ромодановская. М., 2007.

25. Скрижаль. М., 1655-56.

26. Тодорова М. А. Остров Патриарха Никона в Ферапонтове // Никоновские чтения в музее «Новый Иерусалим» / Научн. ред. Г. М. Зеленская. М., 2002. С. 41-46.

27. Уваров А. С. Христианская символика. М., 1908. Ч. 1: Символика древнехристианского периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.