Научная статья на тему 'Символика мозаик здания Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге'

Символика мозаик здания Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
символ / мозаики / «ФоРУС» / Российская национальная библиотека. / symbol / mosaics / “FoRUS” / National Library of Russia.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Турчин Алексей Федорович

В статье рассматривается вопрос бытования «символа» в современном искусстве на примере мозаик здания Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), выполненных творческим коллективом «ФоРУС». Анализируются принципы и степень преемственности античного и раннехристианского искусства современными художниками. Рассматривается соответствие сюжетов мозаичных композиций функциональному назначению здания библиотеки. Проводится анализ композиционных приемов, прослеживается переход от эскиза к реализованному в материале изображению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbols of the Mosaics of the Building of the National Library of Russia in St Petersburg

The paper deal with the problem of “symbols” in modern art, the mosaics of the National Library of Russia executed by the creative teame “FoRUS” being shown as examples. The paper analyzes the principles and the degree of continuity in Ancient and early Cristian Art by modern artists. The conformity of the subjects of the mosaics compositions to the functional aims of the library building has been considered. The paper analyzes the composition methods. It traces the transition from a sketch to the mosaics made.

Текст научной работы на тему «Символика мозаик здания Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге»

УДК 75.045

А. Ф. Турчин

Символика мозаик здания Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге

В статье рассматривается вопрос бытования «символа» в современном искусстве на примере мозаик здания Российской национальной библиотеки (Санкт-Петербург), выполненных творческим коллективом «ФоРУС». Анализируются принципы и степень преемственности античного и раннехристианского искусства современными художниками. Рассматривается соответствие сюжетов мозаичных композиций функциональному назначению здания библиотеки. Проводится анализ композиционных приемов, прослеживается переход от эскиза к реализованному в материале изображению. Ключевые слова: символ; мозаики; «ФоРУС»; Российская национальная библиотека.

Aleksey Turchin

Symbols of the Mosaics of the Building of the National Library of Russia in St Petersburg

The paper deal with the problem of "symbols" in modern art, the mosaics of the National Library of Russia executed by the creative teame "FoRUS" being shown as examples. The paper analyzes the principles and the degree of continuity in Ancient and early Cristian Art by modern artists. The conformity of the subjects of the mosaics compositions to the functional aims of the library building has been considered. The paper analyzes the composition methods. It traces the transition from a sketch to the mosaics made. Keywords: symbol; mosaics; "FoRUS"; National Library of Russia.

Характерная черта творчества мастеров С. Н. Репина, В. В. Сухова, И. Г. Уралова, Н. П. Фомина - создание символических образов. Художникам этого коллектива («ФоРУС») свойственно безупречное понимание пластики архитектурного пространства, в котором они реализуют свой замысел, в любом материале. Изображения в их авторстве сообразовываются с пространством. Решение символов осуществляется разными способами: конкретно-временные знаки (станция метро «Дыбенко»), символический пейзаж (станция метро «Озерки»), исторические знаки (мозаики мемориального зала Монумента героическим защитникам Ленинграда, живопись интерьера кинотеатра «Подвиг»), мифологические и театральные символы (галерея «Англетер», интерьер казино отеля «Астория»), символы-аллегории (станция метро «Крестовский остров»), сюжетные композиции, раскрывающие функциональное назначение здания. к последнему примеру относятся мозаики здания Российской национальной библиотеки на Московском проспекте.

Государственная Публичная библиотека имени М. Е. Салтыкова-Щедрина (так до 1992 г. называлась Российская национальная библиотека) к середине XX в. являлась второй по величине своих фондов среди библиотечных сетей на территории СССР. однако размах ее деятельности по обслуживанию читателей и удовлетворению информационных запросов научных учреждений, промышленных предприятий и организаций, а также постоянно растущий объем фондов к этому времени пришли в противоречие с ее материально-технической базой.

В период с 1960 по 1970-е гг. объем фондов ежегодно возрастал на 600-700 тыс. экземпляров. Из-за чрезмерной перегрузки состояние библиотечных зданий было неудовлетворительным. Построенные в XIX в. здания к этому времени не соответствовали современным требованиям и нагрузкам. В аварийном состоянии находилось одно из крупнейших зданий библиотеки на набережной реки Фонтанки, 36. Среди вариантов решения проблем в начале 1970-х гг. наиболее оперативным было приспособление и реконструкция для нужд библиотеки расположенных рядом с ней зданий и сооружений. однако по ряду причин этот вариант оказался не-

жизнеспособным, и встал вопрос о строительстве нового здания, специально спроектированного для библиотеки.

Проектирование нового здания библиотеки было поручено 6-й мастерской института «ленпроект». Авторами проекта стали известные архитекторы В. Н. Щербин, Л. К. Варшавская, инженер Л. В. Трусов, также в проекте участвовал архитектор М. Е. Кисель-гоф. Период проектирования длился с 1973 по 1982 г. В 1973 г. на основе технического и экономического обоснования было принято решение о строительстве книгохранилища на 25 млн единиц хранения с читальными залами на 2000 мест. Стиль архитектурного проекта - модернизм-конструктивизм. Данное направление в архитектуре подразумевает создание нового; конструктивные и планировочные идеи, закладываемые в проекте, внешние формы должны соответствовать сегодняшнему дню. Охарактеризовать постройки модернизма можно, сказав, что это синтез бетона и стекла, дающий простор и освещенность. Подготовительные работы на площадке начались в ноябре 1985 г. Торжественная закладка нового здания Публичной библиотеки состоялась 28 октября 1986 г. Строительство здания заняло долгие годы. Первая очередь нового здания Российской национальной библиотеки была принята 23 декабря 2002 г. [1].

Цикл мозаичных композиций для здания Российской национальной библиотеки на Московском проспекте составляют шрифтовые и сюжетные композиции. Две шрифтовые композиции в большом читальном зале на четвертом этаже, выполненные по эскизам В. С. Васильковского и Т. Н. Милорадович, - размерами 105x2200 см и 60x1100 см.

В данной статье рассматриваются мозаичные произведения, выполненные творческим коллективом «ФоРУС». Художники этой группы - известные мастера монументально-декоративного искусства России, будучи носителями петербургских культурных и художественных традиций, посвятили свое совместное творчество гармоничному соединению монументального искусства и архитектуры. Работа над мозаиками Национальной библиотеки - это обобщение творческих поисков квартета «ФоРУС».

Удобство и функциональная оправданность пространств здания подразумевает удобный маршрут для посетителей. А потому главной архитектурно-пластической идеей интерьера является парадная лестница, ведущая ко всем читальным залам и технологическим помещениям. Над порталами входов в два малых читальных зала расположены мозаичные композиции размерами 100^200 см каждая. «Чаши познания» и библейские изречения этих композиций предваряют находящиеся в залах два мозаичных изображения просветителей славян Кирилла и Мефодия и первопечатников России Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца размерами 360^290 см. Поднявшись на четвертый этаж, мы попадаем в холл-атриум, где на стенах размещены четыре мозаичные композиции размерами 170x340 см каждая, замкнутые в объемные каменные рамы и включающие в себя рельефные архитектурные элементы из камня. Из холла-атриума два входа ведут в большой читальный зал, замкнутый кольцом, напоминающий форму «циркуль». на внутренней стене кольца расположены вертикальные окна, выходящие в парадный двор библиотеки в форме круга. напротив окон размещена стена с 26 мозаичными метопами размером 150x150 см, разделенными пилонами. Пройдя по маршрутному плану, заданному архитектурой, ознакомившись с конструкцией интерьеров и наполняющих их изображений, можно убедиться со всей очевидностью, что сюжеты мозаичных панно интерьеров библиотеки соответствуют назначению самого здания.

Объединенные в общий цикл - «Книга познания», композиции мозаик наполнены глубокими жизненными смыслами - рождение, смерть, война и мир, любовь, надежда, истина и заблуждение, смирение... При анализе работ становится понятным, что мозаики выстроены графически и композиционно ясно, изображения носят не повествовательное назначение, а знаковое, пластика рисунка архаична. Совершенно очевидно, что авторы проходят путь по следам искусства предшествующих поколений. Колоссальный опыт позволяет художникам соединить эстетику античного искусства и раннехристианских изображений. Опираясь на предыдущий опыт истории искусства, художники синтезируют новое изображение, не являю-

щееся цитатой, вырабатывают художественный прием, дающий образный результат. Знакомство с эскизами позволяет проследить процесс работы. Этапы зарождения произведения, шаги от задачи к идее, от идеи к поиску вариантов и от множества вариантов до фор-эскизов и, наконец, выход на итоговый эскиз, с которого можно делать картон. Процесс создания личного произведения невероятно сложный и многоступенчатый, сложно представить, насколько этот процесс необычен в коллективной работе... (Нюансам творческого взаимодействия авторов, работающих над одной общей задачей, необходимо посвятить отдельную статью, в которой помимо профессиональных, искусствоведческих вопросов будет рассмотрен вопрос человеческих взаимодействий.) Дифференциация деятельности внутри группы и одновременно консенсус в решениях - это уникальный опыт и навык, свойственный форусовцам.

Часть эскизов к данному проекту можно увидеть опубликованными в книге, посвященной совместной работе художников С. Н. Репина, И. Г. Уралова, Н. П. Фомина, В. В. Сухова. Сами эскизы являются собственностью авторов. По этой теме (мозаики библиотеки) в книге напечатаны эскизы шести метоп из 26 [2].

На основе этих работ можно сформировать представление о взаимосвязи эскиза и переложения его в материал. Едва ли надо упоминать, что пластика эскиза, его стилизация должны соответствовать материалу, в котором будет исполняться задуманное произведение. Серия эскизов наглядно иллюстрирует мышление художников на бумаге «мозаичной пластикой». Материал исполнения эскизов - темпера. Данная водная краска пластична, позволяет работать по сырому, и при этом дает возможность исполнять графические элементы. Сдержанная палитра изображений соответствует приглушенной гамме натурального камня, используемого в объекте. Тонкая тональная вибрация в фонах, развитие теплохолодности от серебристых оттенков до золотых являются указанием мозаичистам о «нюансном» наборе камня (мозаики). Линеарный прием изображений гармонично взаимодействует с живыми фонами. Принцип рисующих линий заимствован из греческих и византийских образцов. Художники сочетают линии

разного модуля, цвета и тона. Градация - от акцентирующего черного до тонально более светлых легких серых и золотых цветов. Каждый эскиз из серии производит впечатление самостоятельной графической работы. Сюжеты выдержаны в едином изобразительном ключе. Модули линий, распределение тональных акцентов в эскизах успешно отображены в реальном материале благодаря высококвалифицированным мастерам-мозаичистам под руководством В. Л. Спиридонова и В. Р. Войтишко.

Обращение авторов к античным примерам в трактовке образов не случайно. Для европейской культуры данный (античный) пласт является эталоном культурных достижений. Пластика изображений и композиционный строй форматов не конкретно адресный, скорее эклектичный. Понятие античного искусства очень широко и включает в себя большие как временные, так и географические рамки, при этом конкретной каноничности не предполагает. Работа в том или ином материале в большей степени сформировала определенные стилистические особенности. Каноничность свойственна раннехристианскому периоду. лаконичность античных образов, а позднее и раннехристианских изображений являлась и является источником вдохновения для художников. Данные образцы часто минималистичны, при этом полностью раскрывают смысл. Аналогичный подход мы наблюдаем в мозаиках творческой группы «ФоРУС». Фигуры, заплетенные шрифтовыми композициями, соединяются в сильное смысловое действо. Шрифты напоминают буквицы из манускриптов. Буквы вычерчены на плоских камнях, силуэт которых напоминает обрывки библейских страниц. Античная архаичность проявляется в пластике рисунка. Пропорционально укрупненные конечности усиливают образное звучание персонажей. Фигуры смотрятся тяжеловесными и значимыми. Укрупненность деталей подчеркивает значение жестов и движений. Библиотека как храм знаний наполняется изображениями из далекого прошлого со смыслом вечного. В ходе анализа заполняемости форматов на ум приходят параллели с образцами напольных греческих и римских мозаик, образцов из Айя-Софии. Трактовка складок одежд персонажей линеарно и ритмически на-

поминает одежды византийских святых. Композиционные соответствия прослеживаются также в мелкой прикладной пластике: краснофигурной и чернофигурной живописи, римских монетах. Включение архитектурных рельефов к мозаикам атриума четвертого этажа напоминает средневековый принцип использования античных обломков, колонн и капителей в архитектуре. Лики персонажей обобщены и по-христиански суровы.

Композиционное решение 26 метоп большого читального зала библиотеки - сложнейшая задача, даже для опытных монументалистов. Наполнить разным смыслом и динамикой 26 квадратов под силу только античным мастерам. Творческий квартет достойно справляется с этой задачей. Авторы выдерживают античный баланс масс и промежутков в форматах метоп (ил. 1). Достигают сбалансированного сочетания вертикалей и горизонталей, расшатывают осевые композиций в зависимости от сюжета. Формально все плоскости квадратов выстроены безупречно.

Мозаики Национальной библиотеки могут являться своеобразным учебным пособием по формально-композиционной организации изобразительной плоскости. Композиции ансамбля библиотеки можно дифференцировать на нефигуративные и фигуративные. В нефигуративных присутствует знак-символ, смысловое значение которого подчеркивается шрифтом, в то время как фигуративные композиции повествуют о человеческом жизненном пути, о возможных трудностях и испытаниях, как физических, так и духовных. Сюжеты мозаик, будто заповеди, предостерегают и направляют. Композиции наполнены христианскими символами и знаками. Подобным примером являются чаши, символизирующие объекты, наполненные знанием. Ангелы как совершенно религиозные образы выполняют роль посредников между Высшей силой и человеком. В композициях они не просто присутствуют, авторы наделяют их действием. Таким образом, ангелы символизируют божественную добродетель, они проводники, а может, являются метафорой интуиции. (композиции в объеме атриума парадной лестницы, метопы «Заблуждение» и «Пробуждение» в большом читальном зале). Горящая свеча несет более знаковое значение.

«Учение - свет». Свеча в данном случае - знак божественного света, надежды и просвещенности.

К бесфигурным композициям можно отнести метопы с ма-скаронами «Тьма» и «Земля». Художники очеловечивают Землю, интерпретируя ее в виде женского лика в терновом венце. Терновый венец - христианский символ мученичества, усиливает значимость образа Земли и переводит данную метопу в глубокий по смыслу символ (ил. 2). На метопе «Утоление жажды» - на первый взгляд, мифологический образ воина, пьющего из источника. Вот только это источник, источающий слезы из глаз. Композиционно-смысловой ход метопы «Утоление жажды» трансформирует его в символ, заставляющий задуматься.

Интересно конструктивно решена метопа «Тьма», представляющая собой лицо, занавешенное полотном, сверху частично перекрытое каменным обрывком с текстом. Конструктивно выступая над изображенной тканью, плоскость с текстом будто усиливает «непроглядность». Символ времени - песочные часы - подчеркивает смысл текста в метопе «Смирение». В разных ипостасях выступает вода: она символизирует то жизнь, то течение времени, преодолеваемое человеком (композиция в атриуме парадной лестницы, метопы: «Упорство», «Скиталец», «ловцы», «Утоление жажды»).

Если в композиции метопы «Ловцы» корабль рассматривать с точки зрения христианской символики, то тогда речь идет о возможностях, которые дает Церковь. Возможности постичь истину. Канонично и менее символически трактуются изображения святителей славян Кирилла и Мефодия и первопечатников России Ивана Фёдорова и Петра Мстиславца. При наличии атрибутики, раскрывающей значение их деятельности, эти персонажи более «на-турны» и конкретны. В контексте интернационального восприятия, как символы, они известны православному миру и в России. При сравнении композиций метоп «Трудолюбие», «Война», «Смертный грех», с изображениями святителей и первопечатников становится понятным, что существуют символы более широкого диапазона восприятия зрителем. Трудящийся человек и колосья хлеба, женщина,

скорбящая над убиенным воином, братоубийство - символы интернационального прочтения. Взяв за основу пьету, художники трактуют ее по-своему. Иконографическое изображение сцены «Оплакивание Христа Девой Марией» выглядит иначе. Мертвый Христос лежит на коленях матери. Художники «ФоРУС» создали символ, который вмещает более широкое понимание скорби, отношения не только матери к утрате ребенка, но и жены - к утрате мужа, сестры и брата (ил. 3). Еще один христианский образ - метопа «Пастырь» -подсмотрен в раннехристианских образцах. данное изображение также имеет авторское прочтение художниками. добрый пастырь традиционно изображается с овечкой на плечах, у «ФоРУС» он играет на флейте своей пастве. Символы как «тайнопись» прочитываются теми, кто готов духовно, интеллектуально. В зависимости от этого символ может быть «просмотрен» на разную глубину значения. Мозаики творческого коллектива «ФоРУС» развивают и «переделывают» действительность, что соответствует назначению настоящего художественного произведения. На основе просмотренного материала можно предположить, что античная и раннехристианская эстетика в переосмыслении наших современников актуально и гармонично вписывается в нынешнюю реальность.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Моричева М. Д., Шилов Л. А. К истории строительства Нового здания ГПБ-РНБ в 1970-е - первой половине 1980-х гг. / Публикация Г. В. Михеевой // Российская национальная библиотека [официальный сайт]. [URL]: http://nlr.ru/nlr_history/articles/Moricheva.pdf (дата обращения 24.05.2018).

2. Сергей Репин, Василий Сухов, Иван Уралов, Никита Фомин : Монументальное искусство. СПб. : изд-во «MMIX», 2009. 208 с.: ил.

1. «ФоРУС». Метопа «Смирение» (слева); метоп храма Зевса в Олимпии (справа)

2. «ФоРУС». Метопа «Земля» (слева);

Фра Анжелико. Иисус в терновом венце (справа)

3. «ФоРУС». Метоп «Война» (слева); Ф. Гальего. Пьета (справа)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.