Научная статья на тему 'Синтез искусств в архитектуре 1960–1980-х годов в городе Горьком'

Синтез искусств в архитектуре 1960–1980-х годов в городе Горьком Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синтез искусств / город Горький / монументальная живопись / мозаичные панно / архитектура жилых и обще-ственных зданий / synthesis of arts / Gorky / monumental painting / mosaic panels / architecture of residential and public buildings

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Красавина Ирина Сергеевна

В статье рассматриваются основные черты синтеза искусств в архитектуре 1960–1980-х годов в городе Горьком. Анализируются особенности проявления синтеза искусств на фасадах жилых зданий, детских дошкольных образовательных учреждений, общественных зданий районного и общегородского значения, а также малые архитектурные формы. Рассматри-ваются композиция и идейное содержание мозаичных панно. Анализируется их размещение относительно разных районов города. Даётся оценка существующего состояния исследуемых произведений, устанавливается факт утраты мозаичного панно или повреждения отдельных его частей. Определяется степень влияния творчества отдельных художников-монументалистов на становление приёма синтеза искусств в архитектуре Горького. Проводятся параллели между исследуемыми объектами указан-ного временного периода в Горьком и аналогичными примерами в других городах страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Красавина Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis of Arts in Architecture of the 1960s– 1980s in Gorky

The article discusses the main features of the synthesis of art in architecture of the 1960s – 1970s in Gorky. The features of the introduction of the synthesis of arts on the facades of residential buildings, preschool educational institutions, public buildings of district and citywide significance, as well as small architectural forms are analyzed. The composition and ideological content of the mosaic panels are considered. Its placement relative to different areas of the city is analyzed. An assessment is given of the current state of the works under study, the fact of the loss of the mosaic panel or damage to its individual parts is established. The degree of influence of the work of individual monumental artists on the formation of the technique of synthesis of arts in the architecture of Gorky is determined. Parallels are drawn between the studied objects in Gorky and similar examples in other cities in the country

Текст научной работы на тему «Синтез искусств в архитектуре 1960–1980-х годов в городе Горьком»

Academia. Архитектура и строительство, № 3, стр. 46-52. Academia. Architecture and Construction, no. 3, pp. 46-52.

Исследования и теория

Научная статья

УДК 72.04:738.5(470.341-25)

DOI: 10.22337/2077-9038-2024-3-46-52

Синтез искусств в архитектуре 1960-1980-х годов в городе Горьком

Красавина Ирина Сергеевна (Нижний Новгород). Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (Россия, 603950, Нижний Новгород, ул. Ильинская, д. 65. ННГАСУ). Эл.почта: hydogka1@yandex.ru

Аннотация. В статье рассматриваются основные черты синтеза искусств в архитектуре 1960-1980-х годов в городе Горьком. Анализируются особенности проявления синтеза искусств на фасадах жилых зданий, детских дошкольных образовательных учреждений, общественных зданий районного и общегородского значения, а также малые архитектурные формы. Рассматриваются композиция и идейное содержание мозаичных панно. Анализируется их размещение относительно разных районов города. Даётся оценка существующего состояния исследуемых произведений, устанавливается факт утраты мозаичного панно или повреждения отдельных его частей. Определяется степень влияния творчества отдельных художников-монументалистов на становление приёма синтеза искусств в архитектуре Горького. Проводятся параллели между исследуемыми объектами указанного временного периода в Горьком и аналогичными примерами в других городах страны.

Ключевые слова: синтез искусств, город Горький, монументальная живопись, мозаичные панно, архитектура жилых и общественных зданий

Для цитирования. Красавина И.С. Синтез искусств в архитектуре 1960-1980-х годов в городе Горьком // Academia. Архитектура и строительство. - 2024. - № 3. - С. 46-52. - DOI: 10.22337/2077-9038-2024-3-46-52.

Synthesis of Arts in Architecture of the 1960s- 1980s in Gorky

Krasavina Irina S. (Nizhny Novgorod). Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (65, Ilyinskaya st., Nizhni Novgorod, 603950, Russia. NNGASU). E-mail: hydogka1@yandex.ru

Abstract. The article discusses the main features of the synthesis of art in architecture of the 1960s - 1970s in Gorky. The features of the introduction of the synthesis of arts on the facades of residential buildings, preschool educational institutions, public buildings of district and citywide significance, as well as small architectural forms are analyzed. The composition and ideological content of the mosaic panels are considered. Its placement relative to different areas of the city is analyzed. An assessment is given of the current state of the works under study, the fact of the loss of the mosaic panel or damage to its individual parts is established. The degree of influence of the work of individual monumental artists on the formation of the technique of synthesis of arts in the architecture of Gorky is determined. Parallels are drawn between the studied objects in Gorky and similar examples in other cities in the country.

Keywords: synthesis of arts, Gorky, monumental painting, mosaic panels, architecture of residential and public buildings

For citation. Krasavina I.S. Synthesis of Arts in Architecture of the 1960s-1980s in Gorky. In: Academia. Architecture and Construction, 2024, no. 3, pp. 46-52, doi: 10.22337/2077-9038-2024-3-46-52.

С середины - конца 1950-х годов в стране начинается новый этап в истории архитектуры и градостроительства. Вторая волна модернизма, пришедшая на смену контрастному ей

© Красавина И.С., 2024.

неоклассицизму и советскому ампиру 1930-1950-х годов, продолжила рационалистические поиски архитектуры строгой, лаконичной и универсальной. Задача художественно осмыс-

лить проектируемые в жестких рамках типового строительства объекты стала непростым, но в то же время необходимым условием для дальнейшего развития архитектурной практики. Синтез искусств стал основным творческим инструментом для художественной организации городской среды [1, с. 19], а город Горький - одной из площадок реализации объектов монументально-декоративного искусства.

Направление, наиболее наглядно олицетворяющее синтез искусств в архитектуре 1960-1980-х годов в Горьком - это монументальная живопись. Разнообразные мозаичные панно можно встретить на фасадах жилых домов и детских образовательных учреждений, на общественных зданиях городского значения различной типологии, в их интерьерах, в структуре уличного пространства при оформлении входных групп крупных предприятий, мемориальных комплексов. Символом передовых идей и прообразом для внедрения монументальной живописи в архитектуру стал московский городской Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах. Под влиянием новых идей в Горьком были выполнены первые мозаичные панно на торцевых фасадах жилых домов вдоль улицы Ванеева. Здания оформляют границу экспериментального жилого района Лапшихи, в котором был реализован принцип свободной планировки, - ныне 1-й - 4-й Нагорный микрорайоны в Советском административном районе1 [2]. Все работы выполнены в одном стиле ленинград-

1 НИИ экспериментального проектирования Академии строительства и архитектуры СССР, архитектор В.В. Баулина, 1960-е годы.

2 Статья проиллюстрирована авторскими фотографиями.

ским художником-монументалистом Валентином Любимовым в 1966 году [3]. Контрастные, красочные мозаики иллюстрируют наиболее актуальные для советского времени темы о покорении космоса (мозаика «Готовимся в полет»), развитии техники (мозаика «Покорение неба»), ценности спорта (мозаика «Регата») и дружбы (мозаика «Дерево дружбы»). Двумя годами позднее на фасаде рядом стоящего дома появилась еще одна работа Валентина Любимова: «Команда. Парусный спорт» [3].

Элементы монументальной живописи на фасадах типовых жилых домов можно встретить во всех административных районах города. Например, в структуре спального микрорайона в Сормовском районе можно увидеть небольшие декоративные мозаики «Солнце», «Спутник», «Планета», «Голубь», «Паруса» (1964, худ. Д. Арсенин, А. Павлов) [3]. Другой пример того же года - панно «Прометей» и «Самолет» на торцах жилых домов по Южному шоссе в Автозаводском районе города. В Нижегородском районе на улице Суетинской (вблизи набережной Федоровского) из мозаики выложены силуэт девушки в легком летнем платье, парусник, рыбы (1964). «Дух места» наполнил этот простой сюжет особым очарованием. На данном примере можно отметить тесную взаимосвязь художественного объекта и места его реализации. Однако до настоящего времени сохранить работу не удалось, она утрачена в связи с утеплением здания.

Крупные мозаичные панно на торцевых фасадах домов часто создавались с целью напомнить горожанам о памятных датах и важных событиях. Например, в Нижегородском районе на доме по улице Заломова можно увидеть мозаику «20 лет

Рис. 12. Панно «1917-1967». Художник В. Любимов. 1966 год. Проспект Ленина, 41

Рис. 2. Панно «Быстрее, выше, сильнее». Художник В. Любимов. 1979-1980 годы. Улица Берёзовская, 118

Победе» (1956, худ. К. Шихов, Д. Арсенин) [3]. В Ленинском районе большой интерес представляет мозаичная композиция, которая носит название «1917-1967» и напоминает о 50-й годовщине Октябрьской социалистической революции (рис. 1)2. Созданная в 1966 году, она стала продолжением большого творческого пути художника Валентина Любимова в Горьком [3]. Недалеко расположена ещё одна работа. В основе её композиции - фигура рабочего с молотом (1967). Объект находится в глубине микрорайона рядом со школой и служит дополнительным ориентиром для юных школьников и других жителей. На сегодняшний день часть мозаики утрачена в связи с поквартирным утеплением внешних стен дома. Ещё одно произведение талантливого художника Валентина Любимова «Быстрее, выше, сильнее» (1979-1980) [3] (рис. 2) было создано в Московском районе напротив стадиона «Старт». Работу по праву можно считать одной из самых масштабных в городе. Она занимает весь торец 9-этажного жилого дома и является ярким образцом синтеза искусств в Горьком. Осенью 2023 года монументальное полотно было демонтировано. На данный момент оно находится на реставрации.

В структуре застройки микрорайонов помимо жилых домов большую роль играют типовые дошкольные образовательные учреждения. На фасадах детских садов можно встретить яркие панно с персонажами из разных сказок, красочные сюжеты и отдельные образы, привлекающие внимание детей. Так, например, в Сормовском районе на фасаде детского сада «Алёнушка»

по улице Энгельса можно увидеть таких сказочных персонажей, как Дюймовочка и Конёк-Горбунок (1966) [3]. В Ленинском районе города эмалированные декоративные вставки оформляют панели детского сада «Красная шапочка» на проспекте Ленина. На одном фасаде здания угадывается образ царевны Лебедь, на другом - сюжет из сказки «Колобок» (1960-е). Яркое и красочное мозаичное панно, выполненное по мотивам сказки «Колобок» (1978) [3], можно увидеть и на фасаде детского сада с одноимённым названием по улице Надежды Сусловой в 4-м Нагорном микрорайоне Советского района города. Интересным декоративным оформлением отличаются три рядом стоящих детских сада по улице Маршала Жукова в микрорайоне Щербинки-2 (Приокский район). Каждый из них имеет по две тематические композиции с разных сторон фасадов: на одном из них выполнены мозаики «Детство. Мальчики» и «Детство. Девочки» (1973, худ. Валентин Любимов), на другом - мозаики «Под водой» и «В космосе» (1970-е, частично утрачена), на третьем - мозаики по мотивам сказок «Репка» и «Колобок» (1970-е, обе утрачены) [3]. Крупноформатная композиция «Садко» (1969, худ. В. Любимов) (рис. 3) занимает всю плоскость фасада детского сада в микрорайоне Щербинки-1 [3]. В сентябре 2023 года на этом объекте проводились реставрационные работы, что позволило вернуть произведению всю яркость красок и целостность композиционного замысла.

Монументальная живопись оказалась востребованной не только в структуре жилых микрорайонов, но и среди объ-

Рис. 3. Мозаика «Садко». Художник В. Любимов. 1969 год. Микрорайон Щербинки-1, 31

Рис. 4. Панно «Художественные промыслы». Художники К. Шихов, Д. Макаров. 1974 год. Улица Б. Покровская, 43

ектов общегородского значения. Прием синтеза искусств часто использовался для формирования внешнего облика кинотеатров. Вдохновляясь московскими примерами, в том числе зданием кинотеатра «Октябрь» на проспекте Калинина (ныне - улица Новый Арбат), в Горьком был построен одноименный объект на улице Свердлова (сейчас улица Большая Покровская) (1962-1963, арх. Л.Б. Рождественская). Горь-ковский кинотеатр «Октябрь» отличается от московского аналога своим объемно-пространственным решением, но при этом сохраняется единый прием внедрения монументальных панно на широкие плоскости, свободные от окон и других архитектурных элементов. Тематическая мозаика (1963, худ. Д. Арсенин, Е. Шихов) была расположена на главном фасаде непосредственно над центральным входом. В настоящее время как первоначальный облик кинотеатра, так и его мозаичное панно, считаются утраченными. Однако неподалеку находится еще один объект, которым можно полюбоваться и сегодня: здание «Художественные промыслы», выполненное в духе «стеклянной» архитектуры (1972-1975, арх. Ю. Осин). Его венчает протяженное декоративное панно с персонажами и мотивами народного творчества (рис. 4) (1974, худ. К. Шихов, Д. Макаров).

Широкое распространение получили мозаичные панно на фасадах техникумов. Можно провести параллель между типовыми зданиями учебных заведений в разных районах города. Например, мозаики «Корабелы» (рис. 5) и «Дизеле-

строители» (1971, худ. Д. Арсенин, А. Павлов) [3] находятся на глухих симметричных объемах бывшего дизелестроительного техникума (сейчас Нижегородский техникум информационных технологий и права) в Ленинском районе. Другой техникум, относящийся к заводу «Красная Этна», расположен на улице Порт-Артурской. В данном случае на фасадах выполнены мозаики «Учиться» и «Созидать» (1970-е) [3]. Панно состоит из двух частей, объединенных идеей становления человека: от учебных лет до профессионала своего дела. К сожалению, значительная часть этой масштабной работы на данный момент требует реставрации. Еще один мозаичный диптих находится на фасадах бывшего техникума по улице Ванеева в Советском районе города. Мозаики «Мы учимся» и «Трудовые будни» (1978, худ. С. Лотонин) [3] имеют схожее идейное содержание с предыдущим примером. Допустимо утверждать, что в случае общественных зданий монументальное панно часто соответствует функциональному назначению архитектурного объекта. Для наглядности можно также обратиться к одному из московских примеров. Панно «Эстафета» (1972-1973, К. Тутеволь) [4, с. 173], расположенное на одном из фасадов Института физической культуры и спорта на Сиреневом бульваре, наглядно характеризует специализацию учебного заведения и делает облик здания уникальным.

Тем не менее в Горьком можно встретить примеры, когда функция объекта и композиционный замысел декоративного элемента на его фасаде никак не связаны. Так, две части

Рис. 5. Панно «Корабелы». Художники Д. Арсенин, А. Павлов. 1971 год. Улица Адмирала Нахимова, 10А

Рис. 6. Панно-диптих «Сказка». Художник В. Любимов. 1968 год. Проспект Гагарина, 24

мозаичного панно «Сказка» встречают посетителей столовой завода «Гидромаш», который специализируется на производстве деталей для самолётов (рис. 6). Сюжет работы отражает собирательный образ основных достопримечательностей Нижегородской области. В композиции угадываются стилистические изображения Архангельского собора и Кремля, высокие холмы и речные просторы, фигура оленя как символа города, а также мотивы хохломской росписи. Мозаичное панно находится в Советском районе города и ориентировано на одну из главных магистралей - проспект Гагарина, что делает её легко доступной для просмотра.

Монументальная живопись оказала большое влияние как на внешний облик города, так и на внутреннее пространство архитектурных объектов. Примеры мозаик в интерьерах общественных пространств, аналогично фасадам зданий, встречаются во многих городах страны. Например, в Калуге большое панно «Покорители космоса» (1966, худ. А. Васнецов) [5] занимает одну из стен двухуровнего пространства атриума Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского. В Горьком можно особо отметить выдающиеся по масштабу и по мастерству исполнения мозаики «Революционное Сормово» и «Великая страна» (1971, рук. творческой группы В. Любимов) [3], расположенные в главном зале московского железнодорожного вокзала (1965, арх. М. Готлиб). Монументальные панно занимают две противоположные стены

большого многоуровневого пространства вестибюля. Одна из мозаик «Революционное Сормово» (рис. 7) посвящена событиям 1902-1905 годов. Многоплановая композиция и эффектная серо-терракотовая гамма создают драматичный и яркий образ. Противоположное панно «Великая страна» символизирует собой единство и целостность большого государства. Здесь можно увидеть профиль вождя, фигуры людей различных профессий, силуэты столичных построек и узнаваемые объекты Горького. Другим примером качественного внедрения элементов синтеза искусств в интерьер общественного здания является одно из помещений Дома связи (рис. 8). Девять панно с сюжетами на тему истории почтовой связи (1970-е, худ. А. Краев) расположены по периметру кассового зала со стороны улицы Звездинки. Каждый из них имеет свой композиционный замысел, но все они выдержаны в единой цветовой гамме охристых и кобальтово-синих оттенков и имеют общее стилистическое оформление.

Малые архитектурные формы, составляющие часть уличного пространства, также попали в поле зрения художников-монументалистов. Например, рисунок из смальты покрывает стелу в Московском районе города на ул. Чаадаева (1967) [3]. Композиция носит название «Знамёна» и посвящена победе в Великой Отечественной войне. В том же районе города можно увидеть триптих, расположенный на секциях ограждения авиационного завода «Сокол». Панно «Учёный», «Сталевар»,

Рис. 7. Монументальное панно «Революционное Сормово». Руководитель творческой группы В. Любимов. 1971 год. Здание Московского ж/д вокзала, площадь Революции, 2а

Рис. 8. Панно в интерьере Дома связи. Художник А. Краев. 1970-е годы. Улица Большая Покровская, 56

«Космонавт» (1960-е) [3] не имеют единой сюжетной линии и отличаются как колористическим решением, так и используемыми материалами. В данном контексте интересна аналогия с московским примером - мозаичными панно в каменных нишах ограды стадиона «Юных Пионеров» на Ленинградском проспекте в Москве (1964, худ. Э. Жерносек, М. Потикян, 1964) [6; 7, с. 33]. Более крупные архитектурные формы в структуре уличного пространства расположены в Автозаводском районе. Две большие рамы встречают пешеходов и работников у главной проходной Горьковского автозавода (ГАЗ) (1971, художники И. и В. Каленские,) [3] (рис. 9). Одна из двух работ посвящена героическому труду рабочих горьковского автомобильного завода во время Великой Отечественной войны. Вторая рассказывает о выпускаемых автомобилях и достижениях на производстве. Особого внимания заслуживают малые формы на детских игровых площадках. Задорная мозаика «Солнце» выполнена на веранде детского сада № 87 в микрорайоне Щербинки-2 (1977, худ. В. Любимов) [3]. На том же участке создана волнообразная скульптура, которая и сегодня является излюбленным местом детских игр. Проводя параллели с московскими аналогами, можно обратиться к выразительной мозаичной скульптуре «Лента Мебиуса» на стеклянном фасаде Центрального экономико-математического института (1974, худ. В. Васильцов, Э. Жаренова) [8]. Отдельное место в архитектуре Горького занимает триптих

«Связь времен - прошлое и настоящее нижегородцев» (1987, худ. В. Арискин) (рис. 10). Он расположен на фасаде П-образного здания, которое оформляет пересечение ул. Рождественской и Нижне-Волжской набережной. В полной мере здесь находит свое отражение понятие синтеза искусств. Детали фасада служат своеобразной рамой для трехчастного живописного панно: триптих обрамлен пилястрами, цоколем и антаблементом. Терракотово-охристая гамма произведения удачно вписывается в архитектурную среду исторической улицы, вступая в диалог с расположенными рядом красно-

кирпичными зданиями различных эпох.

* * *

Подводя итог проведенному анализу, можно сказать, что выявлен эволюционный характер композиционной и идейной насыщенности мозаичных панно на фасадах зданий: от изображений отдельных предметов и небольших сюжетов (жилые дома в Сормовском районе, на улице Ванеева, по Южному шоссе) до масштабных, многоплановых работ, занимающих всю плоскость оформляемого фасада (жилой дом на проспекте Ленина, на улице Заломова, 9-этажный дом напротив стадиона «Старт»).

Установлено, что прием синтеза искусств в Горьком нашел свое отражение на фасадах жилых домов и общественных зданий различного назначения (кинотеатр, столовая, мага-

Рис. 9. Панно перед главной проходной ГАЗ на проспекте Ленина. Художники И. и В. Каленские. 1971 год

Рис. 10. Триптих «Связь времен - прошлое и настоящее нижегородцев». Художник В. Арискин. 1987 год. Улица Рождественская, 49

зин, детские образовательные учреждения, вокзал), а также в малых архитектурных формах. Большое распространение мозаика получила на фасадах детских садов. Высокая концентрация таких объектов выявлена в Приокском районе города.

Обобщая натурные изыскания, можно сделать вывод, что мозаичные панно были реализованы в каждом районе города, и это говорит о высокой степени освоения данного архитектурного приёма в Горьком.

В ходе исследования многие горьковские примеры были соотнесены с аналогичными объектами из других городов страны, что подтверждает всесоюзный характер изучаемого явления.

Проведённый анализ показал, что существенная часть произведений была утрачена с течением времени. В данном случае особенно важным является процесс восстановления монументальных полотен на фасадах зданий. В Нижнем Новгороде впервые проводятся работы по реставрации мозаик, что говорит не только об актуальности данной темы, но и о практическом применении, позволяющем разработать подходы к восстановлению подобных объектов в других городах страны.

Синтез искусств в архитектуре невозможно рассматривать в отрыве от авторского творчества. В Горьком работали многие выдающиеся мастера (Станислав Лотонин, Дмитрий Арсенин, Дмитрий Макаров, Анатолий Павлов, Ким Шихов, Владимир Арискин, Александр Краев). Отдельно следует отметить творчество ленинградского художника-монументалиста Валентина Любимова. Художник в полной мере раскрыл возможности реализации приёма синтеза искусств и внёс неоценимый вклад в архитектуру города Горького 1960-1970-х годов. Творческий союз архитекторов и художников-монументалистов в эпоху советского модернизма 1960-1980-х годов позволил не только придать яркую индивидуальность большинству типовых объектов и изобразить передовые идеи своего времени, но и воспитать художественный вкус у широких масс зрителей.

Список источников

1. Посохин, М.В. Архитектура и монументальное искусство / М.В. Посохин. - Текст : непосредственный // Архитектура СССР. - 1980. - № 10. - С. 19-20.

2. Бубнов, Ю.Н. Архитектура города Горького : Очерки истории / Ю.Н. Бубнов, О.В. Орельская. - Горький : Волго-Вятское книжное издательство, 1986. - 191 с. - Текст : непосредственный.

3. Советское монументально-декоративное искусство Нижегородской области : Официальный сайт. - URL: https:// монументальное.рф/ (дата обращения 12.12.23). - Текст : электронный.

4. Монументальная мозаика Москвы: между утопией и пропагандой: 1926-1991 / А. Петрова, Е. Рускевич, Дж. Хилл, Е. Куделина. - Москва : Эксмо, 2021. - 319 с. - ISBN 978-504-103527-3. - Текст : непосредственный.

5. Бердникова, А. Тектоника цвета Андрея Васнецова / А. Бердникова. - Текст : электронный // Белгородский

государственный художественный музей : Официальный сайт. - URL: https://belghm.ru/o-muzee/nauka-i-publikacii/ stati/tektonika-cveta-andreya-vasnecova/ (дата обращения 12.12.23).

6. Двадцать лучших советских мозаик Москвы // Прогулки по Москве : сайт. - URL: http://moscowwalks.ru/2021/03/25/ best-soviet-mosaics/ (дата обращения 12.12.23).

7. Творческие проблемы синтеза монументального искусства и архитектуры / Текст : непосредственный // Архитектура СССР. - 1962. - № 5. - С. 27-33.

8. Броновицкая, А. Триумф мозаики / А. Броновицкая. -Текст : электронный // Артгид : электронное периодическое издание. - 08.06.2015. - URL: https://artguide.com/posts/832 (дата обращения 12.12.2023).

References

1. Posokhin M.V. Arkhitektura i monumental'noe iskusstvo [Architecture and Monumental Art]. In: Arkhitektura SSSR [Architecture of the USSR], 1980, no. 10, pp. 19-20. (In Russ.)

2. Bubnov Yu.N., Orel'skaya O.V. Arkhitektura goroda Gor'kogo : Ocherki istorii [Architecture of the City of Gorky: Essays on History]. Gor'kii. Volgo-Vyatskoe knizhnoe izdatel'stvo [Volgo-Vyatka book publishing house], 1986, 191 p. (In Russ.)

3. Sovetskoe monumental'no-dekorativnoe iskusstvo Nizhe-gorodskoi oblasti [Soviet Monumental and Decorative Art of the Nizhny Novgorod Region], Official website. URL: https:// monumental'noe.rf/ (Accessed 12.12.23). (In Russ.)

4. Petrova A., Ruskevich E., Khill Dzh., Kudelina E. Monumental'naya mozaika Moskvy: mezhdu utopiei i propagandoi: 1926-1991 [Monumental Mosaic of Moscow: between Utopia and Propaganda: 1926-1991]. Moscow, Eksmo Publ., 2021, 319 p., ISBN 978-5-04-103527-3. (In Russ.)

5. Berdnikova A. Tektonika tsveta Andreya Vasnetsova [Tectonics of Color by Andrey Vasnetsov]. Belgorodskii gosudarstvennyi khudozhestvennyi muzei [Belgorod State Art Museum], Official website. URL: https://belghm.ru/o-muzee/ nauka-i-publikacii/stati/tektonika-cveta-andreya-vasnecova/ (Accessed 12.12.23). (In Russ.)

6. Dvadtsat' luchshikh sovetskikh mozaik Moskvy [Twenty of the Best Soviet Mosaics in Moscow]. Progulki po Moskve [Walks around Moscow], website. URL: http://moscowwalks. ru/2021/03/25/best-soviet-mosaics/ (Ac-cessed 12.12.23). (In Russ.)

7. Tvorcheskie problemy sinteza monumental'nogo iskusstva i arkhitektury [Creative Problems of Synthesis of Monumental Art and Architecture]. In: Arkhitektura SSSR [Architecture of the USSR], 1962, no. 5, pp. 27-33. (In Russ.)

8. Bronovitskaya, A. Triumf mozaiki [Triumph of Mosaic]. In: Artgid [Artguide], electronic periodical, 08.06.2015. URL: https:// artguide.com/posts/832 (Accessed 12.12.2023). (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.