Научная статья на тему 'Символика этнической культуры в городском пространстве (на примере украинской национально-культурной автономии г. Новосибирска)'

Символика этнической культуры в городском пространстве (на примере украинской национально-культурной автономии г. Новосибирска) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / ПРАЗДНИК / ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ / СИМВОЛИЗМ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Понедельченко Лидия Олеговна

Совокупность используемых этносом символов обуславливает уникальность его этнической культуры. В данной статье речь пойдет о символизме в этнической культуре современных украинцев, проживающих в г. Новосибирске. Праздник в традиционной системе воспитания способствует формированию мировоззренческой позиции человека и осуществляет передачу культурных традиций от старшего поколения к младшему посредством научения правильному символическому восприятию окружающего мира. Именно поэтому говорить о символике этнической культуры, рациональнее в контексте праздников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Понедельченко Лидия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic Culture Symbolics in an Urban Space (Shown by an Example of Ukrainian National and Cultural Autonomy of Novosibirsk)

Ethnic uniqueness is created by system of symbols used by a nation. The article reports on the symbolism of Ukrainian culture in modern Novosibirsk. In a traditional culture, one of means of creating personal outlook and translating ethnic habits is celebrating feasts. The feast can teach to perceive significant symbols rightly. This is why it’s a good way to discuss ethnic culture’s symbolism in context of its feasts.

Текст научной работы на тему «Символика этнической культуры в городском пространстве (на примере украинской национально-культурной автономии г. Новосибирска)»

Список использованных источников

1. Анадырская и Чукотская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.anadyr-eparhia.ru (дата обращения: 09.05.2014).

2. Биробиджанская и Кульдурская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс].

— URL: http://www.eparh.ru (дата обращения: 09.05.2014).

3. Благовещенская и Тындинская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.blaginform.ru (дата обращения: 09.05.2014).

4. Воскресенская К. Во имя Ольги / К. Воскресенская // Словесница Искусств. Региональный культурно-просветительский журнал. — 2007. — №2 (20). — С. 95-96.

5. Магаданская и Синегорская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://www.magadan-eparchy.ru (дата обращения: 09.05.2014).

6. Находкинская и Преображенская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс].

— URL: http://rpcne.ru/ (дата обращения: 09.05.2014).

7. Официальный сайт Русской Православной Церкви Московского Патриархата [Электронный ресурс]. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/345099 (дата обращения: 09.05.2014).

8. Петропавловская и Камчатская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс].

— URL: http://www.pravkamchatka.ru (дата обращения: 09.05.2014).

9. Полуостров Камчатка. Электронная летопись Камчатского края [Электронный ресурс]. — URL: http://poluostrov-kamchatka.ru/index_1.shtml72011/110413/07 (дата обращения: 09.05.2014).

10. Приамурская митрополия. Хабаровская и Приамурская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://pravostok.ru (дата обращения: 09.05.2014).

11. Приморская митрополия. Владивостокская и Приморская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://vladivostok.eparhia.ru (дата обращения: 09.05.2014).

12. СП 31-103-99. Свод правил по проектированию и строительству 31-103-99. Здания, сооружения и комплексы православных храмов. Утв. постановлением Госстроя РФ от 27 декабря 1999 г. (Разработан Ю.М. Кеслером и А.Н. Оболенским.). — М., 2000.

13. Якутская и Ленская епархия РПЦ МП. Официальный сайт [Электронный ресурс]. — URL: http://eparhia.ya1.ru (дата обращения: 09.05.2014).

УДК 392.9 ББК 63.52

Л.О. Понедельченко, г. Новосибирск Научный руководитель: А.Ю. Майничева

Символика этнической культуры в городском пространстве (на примере Украинской национально-культурной автономии г. Новосибирска)

Аннотация

Совокупность используемых этносом символов обуславливает уникальность его этнической культуры. В данной статье речь пойдет о символизме в этнической культуре современных украинцев, проживающих в г. Новосибирске. Праздник в традиционной системе воспитания способствует формированию мировоззренческой позиции человека и осуществляет передачу культурных традиций от старшего поколения к младшему посредством научения правильному символическому восприятию окружающего мира. Именно поэтому говорить о символике этнической культуры, рациональнее в контексте праздников.

Ключевые слова: символ, праздник, этническая культура, национально-культурная автономия, символизм.

Совокупность используемых этносом символов обуславливает уникальность его этнической культуры. В данной статье речь пойдет о символизме в этнической культуре современных украинцев, проживающих в г. Новосибирске. Исследование проводилось в 2011-2013 гг. в Украинском культурном центре г. Новосибирска. Материал был собран в процессе наблюдения, а также посредством проведения опроса участников Украинской национально-культурной автономии во время праздничных мероприятий. Праздник в традиционной системе воспитания способствует формированию мировоззренческой позиции человека и осуществляет передачу культурных традиций от старшего поколения к младшему посредством научения правильному символическому восприятию окружающего мира. Именно поэтому говорить о символике этнической культуры рациональнее в контексте праздников.

Традиционно выделяют семейные и календарные праздники, каждый имеет свое своеобразие: атрибуты, фольклорное сопровождение, семантическое значение, количество участников. Участники Украинской национально-культурной автономии (далее УНКА), а также приглашенные гости праздники отмечают обычно в украинском культурном центре «УкраУнська хата». Жизнь в современном мегаполисе, отдаленность от исторической родины, адаптация к культурной среде сибиряков — факторы, влияющие на традиционную культуру украинцев-горожан и отражающиеся в праздничном календаре. Обычно в украинском культурном центре собираются для ежегодных празднований: Рождества, Дня Соборности Украины, Шевченковских дней, Пасхи, Дня Победы, Дня города, Дня независимости Украины, Дня основания (рождения) национально-культурной автономии Новосибирска. Кроме того, время от времени организуют торжественные мероприятия, приуроченные к другим событиям, памятным для УНКА — встречи послов или представителей украинской диаспоры других регионов и городов, юбилеи и дни памяти видных деятелей политической или культурной истории Украины.

Традиционно и широко отмечаются украинцами-сибиряками рождественские праздники. Празднования проходят обычно в украинском культурном центре 8 января. Мероприятие открывает приветственное слово руководителя Национально-культурной автономии Владимира Павука. Поздравления с Новым годом и Рождеством Христовым продолжает выступление ансамбля «Мрiя», который исполняет колядки. В 2013 г. три родные сестры, активистки автономии, исполнили «песенку-колядку» из своего детства, дополнив ее воспоминаниями детства о праздновании Рождества в Винницкой области. Завершение официальной части происходит после исполнения национального гимна Украины «Боже великий, единый»9.

Вторая неотъемлемая часть празднования представлена застольем с Рождественской кутьей, полтавским капустником и медовыми пряниками, во время которого участники делятся воспоминаниями о предыдущих празднованиях, все желающие исполняют любимые песни на украинском и русском языках. В 2013 г. Рождественские праздники в «УкраУнсьюй хатЬ> посетили: Александр Логутенко, руководитель Белорусского культурно-просветительского центра во имя святой Евфро-синии Полоцкой; Дмитрий Ровенский, участник Маланинського конкурса-фестиваля со своим учеником Антоном Лукашевичем, исполнив на гармони несколько концертных номеров.

Особое внимание уделяется ежегодному празднованию 22 января Дня Соборности Украины, которое обусловлено символическим значением — духовным объединением западной и восточной части Украины. Особой гордостью руководителя организации является отсутствие деления на представителей западной и восточной части внутри автономии г. Новосибирска. Поэтому во время праздника все участники говорят и исполняют песни на украинском языке, а при возникновении трудностей в понимании смысла из-за различий диалекта — пользуются русским языком для уточнения.

В 2013 г. День Соборности Украины в Новосибирске проводился в Городском центре национальных литератур, для участия приглашали всех желающих. Для детей подготовили украинские сказки на русском и украинском языках. Была организована выставка «Радуга украинской культуры», на которой были продемонстрированы прикладные ремесла, книги и национальная одежда. Показана

9 Стихи А. Конисского, музыка Николая Лысенко.

презентация, посвященная событиям из истории Украины 1917-1920-х гг. Вечер продолжился концертной программой, которую открыл ансамбль «Мр1я» исполнением национального и церковного гимна Украины «Боже, единственный большой, нам Украину храни». После чего активистам Национально-культурной автономии были вручены грамоты и благодарности за участие в деятельности организации. За концертом последовала презентация выставки украинской вышивки с возможностью участия в мастер-классе по национальной вышивке.

С момента основания первой украинской национальной организации ежегодно проводится празднование Шевченковских дней. Мероприятие посвящено деятельности Тараса Григорьевича Шевченко, известного художника, поэта, борца за независимость родного языка. Традиционно для всех собравшихся проводят лекцию о фактах и событиях в истории украинского народа с начала XIX в. по сегодняшний день. Затем следуют концертные номера творческих коллективов «Слов'яни», «Чарiвницi», «Мрiя», а также выступления активистов организации. Обязательно исполняются песни и отрывки из произведений Шевченко, звучат рассказы о жизни и творчестве знаменитого украинского поэта.

Пасху традиционно отмечают согласно православному календарю. Следует отметить, что большая часть активистов автономии являются православными и, как правило, этот праздник отмечают в кругу семьи. Тем не менее празднование Пасхи обязательно сопровождается национальными украинскими блюдами на праздничном столе.

Празднование, посвященные Дню Победы, проходит, как правило, на общегородских концертных площадках. Ансамбли украинского культурного центра «Мрiя», «Чарiвницi», «Слов'яни» выступают перед горожанами, собравшимися почтить память погибших и выразить благодарность ветеранам Великой Отечественной войны.

На День города представители украинской диаспоры, устанавливают стилизованное украинское подворье конца XIX — начала XX в. на площадке перед зданием Новосибирского государственного академического театра оперы и балета. Интерьер подворья заполняется национальными костюмами, вышивками, картинами, изготовленными руками участников УНКА. Хозяева встречают гостей национальными угощениями, в импровизированной украинской хате, охотно отвечают на вопросы посетителей, касающиеся одежды, быта и значений вещей, представленных в оформлении подворья. Вечером на главной сцене города наряду с другими участниками с украинскими песнями выступает ансамбль «Мрiя». Установка подворья на главной площади г. Новосибирска дает возможность узнать о существовании национально-культурных организаций и познакомиться с их деятельностью большему числу горожан.

Следующей важной датой для участников УНКА является 24 августа — День независимости Украины. На этот праздник собираются все, и если празднование выпадает на будний день, то обычно мероприятия назначают на ближайший после этой даты входной. Празднование открывает вступительная речь руководителя УНКА. Обычно в приветственных выступлениях указывают на тот факт, что Новосибирская организация, объединившая под своей крышей украинцев города, была создана на два года раньше, чем Украина стала независимым государством. После этого демонстрируют ежегодные видеопоздравления из Киева или презентацию из фотографий участников автономии, посетивших историческую родину в предыдущий год. Далее начинается праздничный концерт, в котором традиционно участвуют ансамбли «Мрiя», «Чарiвницi», приглашенные коллективы, исполняются патриотические песни на украинском языке, читают стихотворения Т.Г. Шевченко, Владимира Сосюры и других авторов, отражающие любовь к Украине. Официальная часть завершается исполнением гимна Украины.

Как правило, 14 октября, в Покров Пресвятой Богородицы, члены национально-культурной автономии собираются в своем клубе, чтобы в кругу друзей поделиться своими воспоминаниями о празднике. «Праздник Покрова пришел к нам из глубины веков, со времен раннего христианства. Как говорят в народе: "Покрова накрывает траву листьями, землю — снегом, воду — льдом, а девушек — брачным венцом". В украинских селах и по сей день придерживаются древней народной традиции справлять свадьбу после Покрова» (ПМА: З. Емец). Участники автономии считают его одним из наиболее значимых и древних праздников, отмечая важное духовное и историческое значение данного праздника для украинского народа.

Отдельной концертной программы, в отличие от остальных мероприятий, нет, праздник носит

более камерный характер, больше похож на вечер встреч и воспоминаний — вечерку. Участники и гости приносят из дома пироги с разнообразной начинкой: с творогом и яблоками, капустой, жимолостью и курагой, на столе обязательно присутствуют яблоки, груши, сливы и арбуз. Все усаживаются за накрытые столы, делятся воспоминаниями, просматривают тематические фильмы и подборки фотографий. А в 2010 г. на празднование Покрова провели реконструкцию обряда сватовства. Женихом и невестой стали недавно поженившиеся участники автономии. Реконструкция была выполнена на основе воспоминаний матери невесты, все детство и юность которой прошли на Украине.

Обычно годовой цикл мероприятий завершает празднование «дня рождения» УНКА, которое отмечают в ноябре. Отсчет ведут с момента основания первой украинской национальной организации в 1989 г. — отделения Всеукраинской «Просвиты»: «То было время национальной эйфории, высокой активности диаспоры и значительного роста интереса к украинской культуре, истории, литературы. По инициативе талантливого ученого, человека неординарной судьбы, профессора, академика Иоасафа Семеновича Ладенко было создано и зарегистрировано это общество» [2].

Отделение Всеукраинской «Просвиты» в 1992 г. было преобразовано в Общество украинского языка им. Т.Г. Шевченко «Громада», а с 1998 г. в Украинскую национально-культурную автономию г. Новосибирска (УНКА). В это время и был сформирован основной «костяк» активистов. Украинский культурный центр на базе УНКА создается с 2008 г., и уже в следующем (2009 г.), после избрания нового руководителя и реструктуризации организации, создается базовый для организации ансамбль «Мрiя». С этого момента культурная жизнь автономии стала более многогранной: «Вот основные ежегодные мероприятия, которые отмечаются в УНКА: новогодне-рождественские праздники; Шевченковские дни, Пасха, День Победы, День независимости Украины. Кроме этого, мы ставим концерты украинской песни и танцев на сценах городских ДК, на открытых площадках в День города, участвуем в фестивалях славянской культуры, организуем литературные дискуссии, вечера украинских вареников, выставки украинской вышивки, ставим действа украинского сватовства и свадьбы и т.д.» [2].

В редких случаях помимо основных праздников в УНКА проводятся мероприятия, посвященные встрече важных гостей, например представителей украинского дипломатического корпуса или руководителей украинских национально-культурных автономий других регионов России.

Таким образом, представлен праздничный календарь современных украинцев г. Новосибирска. Можно выделить несколько частей, из которых традиционно состоит мероприятие, проходящее в украинском культурном центре. Именно эти структурные единицы являются современными символами для украинцев-горожан и отражают специфику их восприятия своей этнической культуры. Во-первых, празднование открывает приветственная речь руководителя, которая задает общий тон всего мероприятия. Во-вторых, обязательно присутствие информационной части, содержащей в себе краткие сообщения о празднованиях или национальных героях. Всем присутствующим обязательно поясняют роль и значение мероприятия для каждого украинца, особенно для тех из них, кто оказался вдали от исторической родины. В-третьих, во время проведения празднования звучит только украинская речь, это помогает сохранить ощущение сопричастности к украинской культуре. В-четвертых, насыщенная программа, обязательными элементами которой являются выступления ансамблей и активистов автономии. Концертная программа составляется заранее и всегда отвечает тематическому содержанию празднования. В-пятых, все мероприятия заканчиваются неофициальной частью, накрываются столы из блюд и продуктов, принесенных участниками из дома. Во время посиделок за общим столом все собравшиеся делятся воспоминаниями о детстве, проведенном на Украине, или о родителях, которые рассказывали об исторической родине.

Таким образом, можно сказать, что адаптационные процессы привели к появлению в жизни украинцев Новосибирска не только новых праздничных мероприятий, отражающих одновременно современный городской быт и стремление сохранить элементы своей традиционной культуры, но и новых символов, ассоциируемых с этнической культурой украинцев, для гармоничного сосуществования с культурной средой современного мегаполиса. Так, например, регулярно отмечаемые праздники или часто обсуждаемые персоналии современной истории Украины, приготовляемые блюда, систематическое исполнение понравившихся песен постепенно становятся традиционными

символами для представителей украинской диаспоры и несут в себе своеобразие культуры украинцев в Сибири, а не традиционной культуры украинского народа. Кроме того, с каждым годом унифицированная городская культура побеждает национальное своеобразие, поэтому участие в мероприятиях, проводимых УНКА, дает возможность современному жителю мегаполиса узнать о национальном колорите украинской культуры и задуматься над своим этническим происхождением. А самой автономии предоставляется возможность продемонстрировать результаты своего понимания, а также деятельности по сохранению и трансляции этнической культуры.

Список использованных источников

1. Золотова Т.Н. Семейные праздники русских Сибири [Электронный ресурс]. — URL: http:// ethnography.omskreg.ru/page.php?id=1301 (дата обращения 05.05. 2013).

2. Павук В.Ф. Интервью на радио «Микрофорум» [Электронный ресурс]. — URL: http://kobza. com.ua/ukrajinska-mrija-novosybirsk/4439-o-diaspore-novosibirska-i-podgotovke-k-prazdnovaniyu-200-letiya-t-g-shevchenko.html. (дата обращения 15.05. 2013).

Список информантов

Зинаида Емец, 1966 г.р., г. Новосибирск, запись 2012 г.

Ростовцева И.Л., г. Новосибирск

Архитектура православных храмов досоветского периода на территории Новосибирской области (по результатам обмерных практик 2010-2013 гг.)

Аннотация: В статье рассмотрены особенности архитектуры храмов, обмеренных студентами Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии на практиках 2010-2013 гг. и представляющих два этапа церковного строительства на территории современной Новосибирской области. Первый этап в статье продемонстрирован храмом Михаила Архангела в с. Легостаево Ис-китимского района (1804 г. постройки), выполненным в стиле классицизма. Его автором был А.И. Молчанов, первый профессиональный архитектор Колывано-Воскресенских заводов. Второй этап в церковном строительстве связан с увеличением населения Сибири в период строительства Великой Сибирской железной дороги. В статье он представлен храмами, построенными в начале XX в. в русском стиле по типовым проектам из Атласа планов и фасадов церквей. Это церкви в г. Каргате Каргатского района, 1904 г. постройки, и селах Шибково Искитимского района (1916 г.) и Дресвян-ке Маслянинского района (1917 г.).

Ключевые слова: архитектура Новосибирской области, храмы Новосибирской области, А.И. Молчанов, классицизм, русский стиль.

Начиная с 2006 г. кафедра основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии (НГАХА) сотрудничает с Новосибирской епархией (с 2011 г. митрополией)10 Русской православной церкви. На кафедре выполняются работы, вызванные нуждами митрополии. Наиболее интересен оказался

10 Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. из состава Новосибирской епархии выделены Ис-китимская, Карасукская и Каинская епархии. Новосибирская епархия включена в Новосибирскую митрополию.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.