Научная статья на тему 'СИМВОЛИКА АСТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Е.Д. АЙПИНА «ХАНТЫ, ИЛИ ЗВЕЗДА УТРЕННЕЙ ЗАРИ»'

СИМВОЛИКА АСТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Е.Д. АЙПИНА «ХАНТЫ, ИЛИ ЗВЕЗДА УТРЕННЕЙ ЗАРИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
14
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Е.Д. Айпин / роман «Ханты / или Звезда Утренней Зари» / югорская литература / художественная проза / мифопоэтика / астральные образы / E.D. Aipin / the novel "Khanty / or the Morning Dawn Star" / Yugra literature / fiction / mythopoetics / astral images

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хорошева Елена Анатольевна

В статье с помощью анализа символики астральных образов в романе «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (1990) рассматривается мифопоэтическая картина мира известного Югорского прозаика Е.Д. Айпина. Автор статьи приходит в выводу, что астральные образыявляются ключевым звеном в понимании не только семантики произведения, но и смысла названия, а анализ мифологических аллюзий дает возможность увидеть мотивы действий героев. В статье делается вывод о том, что астральные образы как элемент мифологической картины мира хантов художественно переосмыслены Е.Д. Айпиным в романе и являются значимым маркером его индивидуально-авторского стиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS OF ASTRAL IMAGES IN THE NOVEL “KHANTY, OR THE MORNING DAWN STAR” BY E.D. AIPIN

By implementing the analysis of the astral images symbols in the nov-el "Khanty, or of the Morning Dawn Star " (1990), the article examines the mythopoetic worldview of the famous Yugra prose writer E.D. Aipin. The author of the article comes to the conclusion that astral images are a key link in understanding of the literary work semantics as well as the meaning of the title. Mythological allusions analysis makes it possible to see the motives of the characters' actions. The article concludes that astral images as an element of the Khanty mythological picture of the world are artisti-cally rethought by E.D. Aipin in the novel and are a significant marker of his individual author's style.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИКА АСТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Е.Д. АЙПИНА «ХАНТЫ, ИЛИ ЗВЕЗДА УТРЕННЕЙ ЗАРИ»»

Научная статья / Research Article DOI 10.26105/PBSSPU.2023.14.2.001 УДК 821.511.142.09"19"-3Айпин Е.Д. ББК 83.3(2=665.1)6-8,44

Е.А. Хорошева

СИМВОЛИКА АСТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Е.Д. АЙПИНА «ХАНТЫ, ИЛИ ЗВЕЗДА УТРЕННЕЙ ЗАРИ»

Аннотация. В статье с помощью анализа символики астральных образов в романе «Ханты, или Звезда Утренней Зари» (1990) рассматривается мифопоэ-тическая картина мира известного Югорского прозаика Е.Д. Айпина. Автор статьи приходит в выводу, что астральные образыявляются ключевым звеном в понимании не только семантики произведения, но и смысла названия, а анализ мифологических аллюзий дает возможность увидеть мотивы действий героев. В статье делается вывод о том, что астральные образы как элемент мифологической картины мира хантов художественно переосмыслены Е.Д. Айпиным в романе и являются значимым маркером его индивидуально-авторского стиля.

Ключевые слова: Е.Д. Айпин, роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари», югорская литература, художественная проза, мифопоэтика, астральные образы/

Для цитирования: Хорошева Е.А. Символика астральных образов в романе Е.Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» // Слово. Текст. Контекст. 2023. № 2 (14). С. 92-99. DOI 10.26105/PBSSPU.2023.14.2.001

E.A. Khorosheva

SYMBOLS OF ASTRAL IMAGES IN THE NOVEL "KHANTY, OR THE MORNING DAWN STAR" BY E.D. AIPIN

Abstract. By implementing the analysis of the astral images symbols in the novel "Khanty, or of the Morning Dawn Star " (1990), the article examines the mythopoetic worldview of the famous Yugra prose writer E.D. Aipin. The author of the article comes to the conclusion that astral images are a key link in understanding of the literary work semantics as well as the meaning of the title. Mythological allusions analysis makes it possible to see the motives of the characters' actions. The article concludes that astral images as an element of the Khanty mythological picture of the world are artistically rethought by E.D. Aipin in the novel and are a significant marker of his individual author's style.

Key words: E.D. Aipin, the novel "Khanty, or the Morning Dawn Star", Yugra literature, fiction, mythopoetics, astral images

For citation: Khorosheva, E.A. (2023). Symbols of Astral images in the novel "Khanty, or the Morning Dawn Star" by E.D. Aipin. Word. Text. Context, 2 (14), 92-99. DOI 10.26105/PBSSPU.2023.14.2.001 (in Russian)

Введение

Понятие «символ» в литературоведении дуалистично, оно не только включает в себя образ, созданный автором, но и является воплощением какой-либо идеи, культурной традиции. Символичность астральных образов в романе Е.Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» уходит корнями в мифологию.

Комбинационность в универсальном определении понятия «миф» отмечал М. Элиаде, говоря о том, что «миф есть одна из чрезвычайно сложных реальностей культуры, и его можно изучать и интерпретировать в самых многочисленных и взаимодополняющих аспектах» [11, с. 14].

Миф - это не только древнее предание, но и особая форма коллективного сознания первобытного человека. С помощью мифа наши предки пытались осмыслить и упорядочить свое бытие.

Исследованием мифопоэтики занимались такие отечественные и зарубежные исследователи, как Е.М. Мелетинский, О.М. Фрейденберг, М. Элиаде и др. Их работы интересны не только способом изложения и структурирования информации о мифологическом мышлении, но и выявлением специфических черт в мифологии разных народов. В своих работах исследователи рассматривают генезис и толкование астральных, солярных и лунарных мифов у разных народностей. Проанализировав данные мифы, можно выявить ряд закономерностей.

Е.М. Мелетинский в своей работе «Поэтика мифа» отмечает, что чаще всего астральные мифы связаны с «культурными» героями, которые после подвигов «в финале превращаются в Солнце и Месяц» [6, с. 189]. В мифологии разных народов часто присутствуют элементы похищения астральных объектов, но «культурный герой», проходя испытания, спасает их.

О.М. Фрейденберг в своей работе «Миф и литература древности» размышляет о том, как мифология влияла на формирование картины мира у древних людей. По ее наблюдениям, даже смерть, согласно мифологической картине мира, не воспринималась как смерть в привычном нам смысле: «То, что мы называем смертью, то у первобытного человека нечто такое, что соответствует нашему жизненному плану» [9, с. 36]. Кроме того, у многих народностей умерший становился светилом, солнцем, а гроб считался небом. Первобытным обществом восход солнца воспринимался как перерождение, как новая форма жизни.

В труде М. Элиаде «Аспекты мифа» исследуются космогонические мифы с упоминанием астральных объектов. Для первобытного общества миф еще не был культурной ценностью, он был ориентиром и, по мнению исследователя, «давал полную уверенность человеку в том, что всё, что он готовится сделать, уже когда-то было сделано... Мир "говорит" с человеком, и, чтобы понять этот язык, достаточно знать мифы и уметь разгадывать символы» [11, с. 143].

При анализе мифологической картины мира хантов обращает на себя внимание малочисленность астральных мифов, небесные светила почти не фигурируют в верованиях. Про астральные объекты (солнце, луна, звезды) известно лишь то, что созданы они были при сотворении мира верховным божеством (Нуми-Торумом). По справке Н.В. Лукиной, «солнце и луна в мифологии обских угров персонифицированы: солнце -женщина, луна - мужчина. Происхождение лунных фаз объясняется тем, что жена-солнце и преследовательницы ее мужа (месяца) вырывают его друг у друга и разрывают пополам; с тех пор месяц то умирает, то возрождается» [8, с. 41]. По аналогии с мифологией других народностей, в югорской мифологии есть сюжеты о спрятанных богами, а затем освобожденных астральных объектах.

Таким образом, заметна общность мифического сознания у разных первобытных обществ. Однако в астральной мифологии хантов есть отличительные особенности, которые дают возможность проанализировать роман Е.Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» в ракурсе мифопоэтики.

Цель

В данной работе преследуется цель рассмотреть символику астральных образов, которые непосредственно связаны с мифологической традицией, на материале романа «Ханты, или Звезда Утренней Зари».

Материалы и методы

Материалом для статьи послужил роман Е.Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» как авторская версия этнического сознания народа ханты. Методом исследования стала этнопоэтика. Этот исследовательский метод позволяет рассмотреть роман с точки зрения его национального своеобразия, понять особенности мировосприятия автора как представителя народа ханты.

Результаты и обсуждение результатов исследования

Роман Е.Д. Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари», по данным исследователя Е.В. Косинцевой, создавался писателем на протяжении десятилетия (1977-1987), а затем еще несколько лет автор пытался опубликовать свой труд в разных издательствах. Полностью опубликован роман был лишь в 1990 году [2, с. 35].

Исследователи Е.В. Косинцева, Л.П. Миляхова, Ю.Г. Хазанковичи др. характеризуют жанровые и стилевые особенности указанного произведения, которые, по их мнению, заключаются в метафоричности и мифо-логизме образов, благодаря чему роман «Ханты, или Звезда Утренней Зари» - один из наиболее изучаемых в творческом наследии Е.Д. Айпина.

Как верно утверждает Д.В. Ларкович, «мифологизм - ключевое свойство авторского сознания Айпина, что находит своё непосредственное выражение на уровне поэтики и существенно предопределяет смысл его произведений. Однако писатель не ограничивается ролью ретранслятора и популяризатора мифологического репертуара народа ханты. На основе традиционных образов, сюжетов и мотивов он выстраивает собственную мифологическую парадигму, где система национальных и общечеловеческих ценностей накладывается на личный жизненный опыт автора и его героев» [5, с. 174]. И действительно, миф является ключевым звеном в понимании не только семантики произведения, но и смысла названия, а самое главное, с помощью анализа мифологических аллюзий можно понять мотивы действий героев. И все же не стоит забывать и об индивидуально-авторском мышлении Е.Д. Айпина, который, используя мифологические аллюзии, создает уникальное произведение.

В основе сюжета лежит повествование о судьбе хантыйского охотника Демьяна, о том, как он отправляется в интернат, где учатся его дети. Это путешествие длится всего три дня, но за эти три дня главный герой не только осмысливает свою жизнь и жизнь своего народа, но и осознает свое предназначение. Такой способ построения сюжета, по мнению ис-

следователя Л.П. Миляховой, «позволил автору раскрыть процесс идентификации личности со своим этносом, которому и посвящен роман. Одновременно автор сопрягает различные пласты прошлого своего народа с драматическим настоящим и ставит целый комплекс волнующих его соплеменников проблем и тревожных вопросов» [7, с. 204].

В романе автор не только размышляет об исторических событиях в России XX века, гармонично вплетая их в канву произведения, но и показывает, как эти исторические события повлияли на разрозненность малочисленных народов России на примере народа ханты.

По наблюдениям исследователей О.К. Лагуновой и И.Р. Смирновой, «уже в начале дороги в поселок Демьян "почувствовал", что его "родственной связи с миром что-то грозит". А в конце путешествия между ними образовалась пропасть, преодолеть которую он уже не смог» [4, с. 131]. Эта пропасть приблизила день его ухода, когда, «ощутив упругое тело аркана, он шагнул в черноту ночи» [1, с. 334].

Роман начинается с хантыйской легенды о Вверх Ушедшем Человеке. Согласно данной легенде семья шаманов путешествует на небо, так как на земле нет «правильной жизни». В этой легенде отражены представления ханты о его чистоте, т.к. «на небо можно попасть только с новыми, чистыми вещами (согласно религиозным верованиям хантов, жертвы небу и небесным богам должны быть белого цвета) и чистыми помыслами» [8, с. 51].

Данная легенда художественно осмыслена Е.Д. Айпиным, что позволяет автору полноценно раскрыть идею произведения. В хантыйской легенде, которая носит название «Путешествие на небо» [8, с. 180], повествуется о старухе с оленьей ногой и ее семи сыновьях. Старуха не по своей воле, а по воле сыновей, отправилась в путешествие на небо.

В легенде о Вверх Ушедшем Человеке у Е. Айпина героями являются Человек, жена и двое сыновей, что косвенно является отсылкой к семье главного героя Демьяна. Е. Айпин называет героя легенды Человеком, не мужем, не отцом, а именно Человеком с большой буквы, так как, по мнению автора, главная функция героя легенды именно в его «человечности», в том, что он является центром не только своей семьи, но и обладает главной ролью в жизни всего общества. А уход Человека Вверх автор называет Вознесением, что подчеркивает избранность Человека, его если не Божественное, то исключительное происхождение.

Вверх Ушедший Человек в легенде у Е.Д. Айпина является избранным именно потому, что смог осознать «смысл земной жизни», который заключается в простой истине: нужно лишь «чтобы все дела и помыслы в дороге, называемой жизнью, были бескорыстными и чистыми, чтобы следующим поколениям проложили ничем не запятнанный след...» [1, с. 14]. В эту легенду верит народ ханты и верит главный герой романа Демьян.

Как отмечает исследователь Ю.Г. Хазанкович, «вселенная, согласно мифологическим представлениям ханты, являет собой мировую вертикаль - Верхний, Нижний, Средний миры. Постоянной в этой вертикали является Ось, которая сродни струнам, - они протянуты от небес до земли, от человека к звездам» [10, с. 170].

В день отъезда главный герой долго смотрит на небо, на звезды: «На востоке взошла Звезда Утренней Зари»; «На востоке, на верхушках сосен, светилась Звезда Утренней Зари... Казалось, день упирался, не хотел идти на землю, но настойчивая Звезда и не думала оставлять его в покое где-то за темным горизонтом.» [1, с. 16-23].

Когда Демьян возвращался домой, все звезды были на месте, кроме Звезды Утренней Зари. Демьян сразу замечает эту «пропажу», именно это заставляет его вспомнить, как в детстве он беседовал с отцом о звездах. Отец часто говорил герою: «Вот же Звезда Утренней Зари. Без нее заря не взойдет... Это главная звезда дня... Без зари и солнце не встанет... и день не придет...» [1, с. 333]. Именно поэтому Демьян с раннего детства понимал, как важна эта звезда для человека.

У главного героя особое этнофилософское отношение к миру, это проявляется в размышлениях Демьяна о жизни, небе, звездах, легенде о Вверх Ушедшем Человеке: «Тогда люди знали свое место в мире деревьев и трав, в мире Солнца и Луны, в мире звезд и небес. Люди были мудрее и добрее, ибо у добра и зла было тогда по одному лику» [1, с. 143]. «Мир - это Земля, и Небо, и Звезды, и тихий костер в ночи. Мир - это и Солнце, и Луна, и другие большие и малые дела добрых людей, деревьев-трав, деревьев-птиц» [1, с. 218] и т.д.

Герой Е. Айпина не просто обладает коллективным разумом, он хранитель этого коллективного разума. Собирая воедино истории жизни и легенды своего народа, искренне переживая за своих соотечественников, Демьян становится носителем традиций хантов.

Демьян искренне верит в теорию «родственной связи» всех людей в этом мире. Ни обман искателей, не смерть Пеструхи не заставят его отказаться от этой веры. Это то, что является его картиной мира, основой его мировосприятия.

Сто тридцать один раз на страницах романа встречается слово «звезда» (и производные от него). Такая частота использования слова не только отсылает к заглавию романа, но и показывает важность астральных объектов в мировосприятии героя. В романе звезды персонифицируются, становятся героями, наравне с главным героем, что показано при помощи большого количества олицетворений: «Звезды (здесь и далее курсив наш. - Е.Х.) молча перемигивались меж собой» [1, с. 188], «Ведь и звезды намекают на что-то такое... А звезды с высоты лучше видят земную жизнь, нежели человек» [1, с. 214], «Умирают звезды -и рождаются звезды» [1, с. 215] и др.

И действительно, звездам и другим астральным объектам выделяется в романе особая роль. Звезды не только указывают дорогу герою, предостерегают его, но и предсказывают его жизненный путь. Именно поэтому астральные объекты в романе также являются героями и действующими лицами.

Согласно мифологической картине мира, для хантов важно сохранение вертикальной связи между небом, человеком и землей. Боясь потерять эту связь, герой приходит к осознанию своего предназначения в этой жизни. О предназначении автор говорит читателю еще в начале романа, но дает время герою (три дня), чтоб он сам осознал свою роль в этой жизни: «В самое последнее мгновение, когда все будет кончено

и останется лишь единственный шаг в этой жизни, и житель Земли Ни-мьян из рода Медведя поймет, как непросто быть человеком и как непросто быть звездой.» [1, с. 16].

А в конце романа Е.Д. Айпин подводит итог: «И он понял, как непросто быть человеком и как непросто быть звездой. Теперь и Небо, и Земля смотрят на него так, словно он стал их центром и от него зависит в будущем жизнь и небесная, и земная» [1, с. 377-378].

Кольцевая композиция позволяет автору раскрыть идею романа и донести до читателя мысль о том, как важно единение человека с природным началом, как важно сохранять традиции своего народа и уметь жертвовать собой ради его спасения.

Интересно и то, что в легендах народа ханты солнце олицетворяется в образе женщины, а луна - в образе мужчины. Герой Е.Д. Айпина, Демьян, в конце романа осознает себя Звездой Утренней Зари, то есть солнцем. В этом видится отсылка к легенде о Вверх Ушедшем Человеке -солнце восходит, как и Человек. Демьян выбирает путь Восхождения, он хочет пройти этот путь Вверх, так как осознал главную истину, не потерял душу и видит свое единение с соотечественниками. Именно это осознание и помогает герою принять решение, которое даст его близким и далеким родственникам шанс на спасение: «Он чувствовал себя звеном той связи, которая соединяет воедино все то, что называется Жизнью -и Солнце, и Звезды, и Землю, и людей - близких и дальних родственников. И, ощутив упругое тело аркана, он шагнул в черноту ночи, уверенный в том, что, когда придет время, он взойдет на востоке Звездой Утренней Зари и принесет людям новый день.» [1, с. 378].

Е.Д. Айпин не описывает физическую смерть героя, ведь это не смерть в ее привычном понимании, а переход из одной формы жизни в другую. В этом мы видим отсылки к мифическому мироощущению хантов, согласно которому жизнь не кончается смертью, потому что смерть - это иная форма жизни. Герой Айпина, пройдя горизонтальное измерение, перемещается в вертикальное, что достигается избавлением от всего лишнего, «нечистого», земного.

По наблюдениям О.К. Лагуновой, «в заглавии романа слова "Ханты" и "Звезда Утренней Зари" употреблены как взаимозаменяемые - "Ханты, или Звезда Утренней Зари". Причем первое слово в названии романа дано во множественном числе, второе - в единственном» [3, с. 111]. Используя именно такое название, Е.Д. Айпин хочет подчеркнуть, что главный герой романа Демьян является носителем коллективной памяти, воплощает в себе все черты своего народа, именно поэтому он и достоин пройти путь Восхождения и стать Звездой Утренней Зари, чтоб дать надежду всему своему роду на спасение.

Автор доносит до читателя мысль о необходимости жить законами природы, не забывать свои истоки, свою историю, о том, что нужно сохранять родственные связи, не поддаваться искушениям и порокам времени. А Демьян и другие ханты, подобно ему Уходящие Вверх, умножат количество Звезд на Небе. Главное, чтобы остались те, кому эти Звезды будут возвещать о приходе Нового дня. Восходить сложно, но это путь очищения ради будущего поколения.

Выводы

Астральные образы играют большую роль в романе «Ханты, или звезда Утренней Зари», они являются не только объектом, но и субъектом действия. Астральные объекты наделяются особой функцией, они помогают раскрыть образ главного героя, направляют его и позволяют найти свою судьбу, свое предназначение.

Кроме того астральные образы указывают на мифопоэтическую картину мира героя, являются вершиной той вертикальной связи, которая важна для главного героя романа, как и для всех представителей малочисленного народа ханты.

Литература

1. Айпин Е.Д. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 3: Ханты, или Звезда Утренней Зари. Ханты-Мансийск: Новости Югры, 2020. 392 с.

2. Косинцева Е.В. Роман Е.Д. Айпина «Ханты, или звезда Утренней Зари» (к вопросу об идейно-художественном своеобразии) // Гуманитарный вектор. 2009. № 4. С. 35-38.

3. Лагунова О.К. Феномен встречи этнических сознаний в региональной культуре Западной Сибири последней трети ХХ столетия (Е.Д. Айпин и К.Я. Лагунов) // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2003. № 28. С. 100-112.

4. Лагунова О.К., Смирнова И.Р. Художественная целостность прозаического текста онтологического типа последней трети ХХ века (Е. Айпин, Ч. Айтматов, А. Неркаги) // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2018. Т. 4. № 1. С. 121-136.

5. Ларкович Д.В. Миф о вечном возвращении в романе Е.Д. Айпина «В поисках Перво-земли» // Имагология и компаративистика. 2021. № 17. С. 173-191.

6. Мелетинский Б.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература, 2000. 407 с.

7. Миляхова Л.П. Генезис, образный строй и контекст романа Е. Айпина «Ханты, или звезда утренней зари» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 63-1. С. 202-206.

8. Мифы, предания, сказки хантов и манси / Пер. с хантыйского, мансийского, ненецкого языков / Сост., предисл. и примеч. Н.В. Лукиной. М.: Наука, 1990. 567 с.

9. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М.: Восточная литература, 1998. 800 с.

10. Хазанкович Ю.Г. Мифологические аллюзии в романе Еремея Айпина «Ханты, или Звезда Утренней Зари» // Известия Уральского государственного университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. 2009. № 1/2 (63). С. 168-174.

11. Элиаде М. Аспекты мифа / Пер. с фр. В. Большакова. М.: Инвест - ППП, СТ ППП, 1996. 240 с.

References

1. Aipin, E.D. (2020). Collected works in 5 vols. Vol. 3. The Khanty or the Morning Dawn Star. Khanty-Mansiysk. 392 p. (in Russian)

2. Kosintseva, E.V. (2009). The novel "The Khanty or the Morning Dawn Star" by E.D. Ajpin (on the issue of its originality). Humanitarian vector, 4,35-38. (in Russian)

3. Lagunova, O.K. (2003). The phenomenon of the meeting of ethnic consciousness's in the regional culture of Western Siberia in the last third of the twentieth century (E.D. Aipin and K.Ya. Lagunov). lzvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts, 28,100-112. (in Russian)

4. Lagunova, O.K., Smirnova, I.R. (2018). The artistic integrity of a prose text, belonging to the ontological type, in the last third of the 20th century (E. Aipin, Ch. Aitmatov, A. Nerkagi). Tyumen State University Herald. Humanities Research. Humanitates, vol. 4, 1, 121-136. (in Russian)

5. Larkovich, D.V. (2021). The Myth of the Eternal Return in Eremey Aipin's in "Search of the Primordial Land". Imagology and Comparative Studies, 2021, 15, 173-191. DOI 10.17223/24099554/15/10 (in Russian)

6. Meletinsky, B.M. (2000). Poetics of myth. Moscow. 407 p. (in Russian)

7. Milyakhova, L.P. (2008). Genesis, figurative structure and context of the novel by E. Aipin "The Khanty or the Morning Dawn Star". Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 63-1,202-206. (in Russian)

8. Lukina, N.V. (Ed.). (1990). Myths, legends, tales of the Khanty and Mansi, trans. from Khanty, Mansi and Nenets. Moscow. 567 p. (in Russian)

9. Freidenberg, O.M. (1998). Myth and literature of antiquity. Moscow. 800 p. (in Russian)

10. Khazankovich, Yu.G. (2009). Mythological Allusions in Eremey Aipin's Novel "Khanty, or the Star of the Morning Dawn". Izvestia. Ural Federal University Journal. Series 2. Humanities and Arts, 1/2 (63), 168-174. (in Russian)

11. Eliade, M. (1996). Aspects of myth, trans. from French by V. Bolshakov. Moscow. 240 p. (in Russian)

Статья поступила в редакцию 11.06.2023; одобрена после доработки и рецензирования 20.08.2023;

принята к публикации 01.09.2023.

Received: June 11,2023 Approved: Aug 20,2023 Accepted: Sept 01,2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.