Научная статья на тему 'Символические структуры политической идеологии в ценностном измерении'

Символические структуры политической идеологии в ценностном измерении Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1433
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ / ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / POLITICAL IDEOLOGY / POLITICAL SYMBOLS / POLITICAL VALUES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Скочилова Вероника Геннадьевна

Представлен процесс формирования и передачи смыслов и значений в пространстве политики через обращение ценностных и символических структур политической идеологии. Также внимание уделяется проблемам идеологического способа смыслообразования в современной российской политике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbolic structures of political ideology in valuable measurement

The process of formation and transfer of senses and meanings in the space of policy through the circulation of valuable and symbolical structures of political ideology is presented. Also attention is given to problems ideological way of sense formation in the modern Russian politics.

Текст научной работы на тему «Символические структуры политической идеологии в ценностном измерении»

2012 Философия. Социология. Политология №3(19)

УДК 32:316.4; 32:316.75

В.Г. Скочилова

СИМВОЛИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В ЦЕННОСТНОМ ИЗМЕРЕНИИ

Представлен процесс формирования и передачи смыслов и значений в пространстве политики через обращение ценностных и символических структур политической идеологии. Также внимание уделяется проблемам идеологического способа смыслооб-разования в современной российской политике.

Ключевые слова: политическая идеология, идеологические символы, политические ценности.

Политическая идеология приобретает качества системы в беспрерывном взаимодействии множества элементов, и в первую очередь элементов символического ряда, составляющих сущность идеологического конструкта, что позволяет нам говорить об идеологии как символической системе. Несмотря на то, что исследователи закрепляют за символами основополагающее качество человеческого бытия и человеческой деятельности, в том числе и в политическом пространстве, символы остаются в таком ракурсе рассмотрения абстрактными единицами, а сам процесс смыслопередачи - и поддерживающим процессы субъективации и объективации политической реальности, но существующим как нечто само собой разумеющееся. И основным вопросом становится возможность ценности, значимости и смысла идеологических символов, а, следовательно, и символической системы в целом для наиболее широкой аудитории.

Несомненно, идеология устанавливает рамки восприятия политической реальности и картины политического мира, создавая новый символический образ, отражающий и одновременно конституирующий идеальные представления о мире политического и политические ценности отдельных институтов, групп и индивидов, социальных микро- и макрообщностей. Символический ряд организует идеологию в единство формы, объединяющую вокруг себя значимые ценности. И именно ценностные основания позволяют нам типоло-гизировать и классифицировать идеологии, относя их к тому или иному партийному спектру, говорить о том или ином масштабе идеологической трансформации, анализировать идентификационные процессы, то есть рассматривать идеологию как систему смысловых ориентиров.

Но посмотрим на эту проблему с другой стороны. А. С. Ахиезер пишет, что культура приобретает характер системы в силу необходимости «освоения и запоминания накапливаемого опыта» [1. С. 383]. При этом организация культуры строится на дуальных оппозициях, схематизирующих осваиваемое человеком пространство и делающее его доступным, «своим», что «может стать основой формирования потоков новых смыслов, новых интерпретаций» [1. С. 383]. Дуальные оппозиции А. С. Ахиезер определяет следующим обра-

зом: «Форма наиболее элементарной организации проблемы, которая формулируется, прежде всего, через два контрарных полюса, между которыми располагается некоторое логическое пространство, где субъект через внешний и внутренний диалог “втягивает” в себя необходимые знания, ценности, нормы и т. д. для преодоления противоречия, разрыва между полюсами этой оппозиции» [1. С. 383].

Идеология же как политико-культурный (или даже политико-субкультурный) феномен в политическом пространстве является также схематизирующей системой, где лакуна между контрполюсами (и сами полюса бинарной оппозиции) маркирована и разграничена, то есть интерпретирована в рамках идеологического конструкта, в первую очередь, посредством символических форм, а пространство дуальных оппозиций уже заранее наделено смыслами, осваиваемыми индивидами как социально-политический опыт. Тем самым уже идеология становится источником новых смыслов и интерпретаций в ограниченном сегменте политического пространства, претендуя меж тем на универсальность и расширение собственных границ.

Говоря о соотношении таких категорий, как «символ» и «ценность», мы предлагаем обратиться к исследованию российского автора О. А. Кармадоно-ва. Исследователь высказывает мнение, что для социальных наук смешение или разделение таких категорий, как «символ» и «ценности», является проблематичным и теоретически мало оправданным. Он исходит из того, что символ возможно определить «как некую «надидею», заключающую в себе все остальные «идеи» [2. С. 128], поскольку «сущность символа, считает О.А. Кармадонов, всегда намного глубже и емче сущности любой из данных категорий»1 [2. С. 127]. Иными словами, ценностям имплицитно присуще символическое начало, как категории «обобщенного экзистенциального опыта индивида и/или общности» [2. С. 126]. Абстрактная категория символа становится верифицируемой, значимой, если угодно предметной в ценностном измерении. В свою очередь, семиотическое значение в символическом измерении приобретает смысл ценностно окрашенный.

Как пишет А.С. Ахиезер, «...смысл - это всегда результат личной интерпретации...» [1. С. 378]. В этом отношении ценности, имеющие субъективную природу, тождественны смыслам как оценочным структурам интерпретации. Но когда мы говорим о коллективном начале политической идеологии, субъективные смыслы становятся источником для организации совокупностей идеальных категорий в политическом пространстве. Объединение различных духовных форм по ценностным основаниям позволяет нам рассматривать их (в нашем случае - это политико-символические формы) как основы для некоторой «общности личных интерпретаций, несущих ограниченное внутреннее разнообразие» [1. С. 379].

1 О.А. Кармадонов упоминает работы А. Щютца, Ч.С. Пирса, А.Ф Лосева, Ю.М. Лотмана и других авторов, которые в своих трудах разрабатывали категорию «символ» относительно таких категорий, как «знак», «текст», «индикатор»/«эмблема», «сигнал» и пр. Напомним также концепции Э. Кассирера и У. Уорнера, где в первом случае понятия символа и знака, имеющего исключительно сигнальную функцию, разводились, а во втором случае знак рассматривался автором как составная часть символа [2].

Так, например, историческое прошлое и образ прошлого во второй половине 90-х гг. трансформировались поистине в ценность «прошлое». Как отмечает в своем исследовании Б. Дубин, группа, поддерживающая центристские и социалистические партии и организации, «с особенной частотой выделяла символы великой державы и мирового приоритета - «гордость за свою большую и сильную страну», «ведущую роль в мире». К концу 90-х гг. идеологический пессимизм этой служилой интеллигенции и бытовой пессимизм основной массы населения [...] сомкнулись. В базовом складе личности, в основном социальном типе современных россиян как опоры всей системы сегодняшнего российского общества и государства, обнажились, отчетливо выдвинулись на первый план неотрадиционалистские черты, характеристики национальной исключительности» [3. С. 98]. Можно предположить, что «сила прошлого» в индивидуальных трактовках напрямую связывалась, в первую очередь, с победой СССР во Второй мировой войне, смысл которой переносился на символические образы народа, власти и государства. Ценность «победы», а вслед за ней и ценность «прошлого» (при этом сквозь призму которого воспринимается и настоящее, и будущее) включались в символический ряд формируемой идеологической формы державно-патрио-тической направленности. И далее Б. Дубин замечает: «Образ советской истории как бы прошел в массовом сознании и в популярных массмедиа своеобразную декоммунизацию, осуществилось достаточно быстрое и широкое примирение с советским опытом. В этом «разгруженном», деидеологизированном виде он принимается сегодня большинством как «наше славное прошлое», общее и единое, в котором между имперской Россией и СССР как бы нет конфликта и разрыва» [3. С. 98-99].

Таким образом, здесь мы наблюдаем реализацию следующей схемы: некоторая совокупность субъективно интерпретируемых значений - модель мира и формула существования индивида, группы, народа в ней - выступает коллективным представлением (групповым символом), который универсализируется до некоторого обобщенного символического образа - идеологии, впоследствии становится ценностью, которая вводится в структуру принципов политической практики и определяет варианты и основы общественной динамики.

В идеологии оперирование символами (и/или символическими образами) и придание им значений и смыслов базируется, как мы уже сказали, на ценностных основаниях. И ценностные основания, составляющие основу идеологии, имеют символическое измерение, проявляющееся в вербальной, знаковой или образной форме. В сущности смыслообразующее начало политических идеологий есть ценностное начало, которое в соединении с символическими образами составляет семантические элементы идеологического конструкта - идеологемы. Идеологема тем самым является значимым символом политического дискурса, чей смысл закреплен в политической ценности, или ценностной формой, закрепленной в значимом символе или символическом ряду, имеющем смысловую нагруженность. Таким образом, называя политическую идеологию символическим конструктом (или формой, состоящей из ряда политических символов), мы можем говорить об идеологии как о ценностной системе - иерархизированной системе значений символов.

Следовательно, рассматривая политическую идеологию как ценностносимволическую систему, мы исходим из того, что все процессы, протекающие в политико-идеологическом пространстве, являются коммуникационными. Как отмечает А.И. Соловьев, «явление обретает собственно политическое содержание только через приписывание ему значений, свидетельствующих о признании за ним достаточного для возбуждения коммуникации актора с государственной властью масштаба» [4. С. 6]. И далее автор предлагает рассматривать символы как «форму смыслопостижения и смыслополагания, через которую социальные объекты наделяются необходимыми для публичного общения акторов значениями» [4. С. 6]. Идеология обеспечивает и поддерживает взаимную информацию между субъектами политики как один из способов символизации политического пространства (дискурса, текстов), тем самым являясь средством, и это в первую очередь, передачи общественнополитических значений и смыслов.

Осваивая идеологию, принимая её или отдельные постулаты идеологии за основания реальности, мы включаемся в процесс символического обмена смыслами. Это есть процесс трансляции и передачи политических ценностей и комплексных ценностных систем, которые в идеологической интерпретации определяют тип, конфигурацию символической системы. Иными словами, ценностная система составляет основания идеологии, поддерживающие созданную опять же идеологически карту мира политического, его символического виртуального образа. Далее, идентифицируясь с идеологией, включаясь в её ценностное пространство, индивид отождествляет себя с некоторым символическим полем. Создание символического поля - способность во всех событиях и явлениях увидеть проявление одной сущности. При этом идеологическое поле может меняться, но символическое поле может сохраниться и будет обеспечивать актуальную трактовку явлений и сути происходящего. И поскольку ценности выстраивают идеальную модель мира политики, то и индивид, идентифицируя себя с идеологическим символическим полем, создает свой идеальный образ, Я идеальное.

В редуцированном виде идеология, приписывая значения, оперирует смыслами, чье символическое выражение несет ценность - аксиологическое измерение политических явлений, событий и фактов. Так, например, идеологическое определение либералов: за последние двадцать лет смысл этого значения трансформировался от позитивного или вполне нейтрального, соотносимого с «младореформаторами» или ассоциировавшегося с Либеральнодемократической партией и персонально В.В. Жириновским в 90-е гг., до контрпродуктивных сил - часто оппозиционеров - противостоящих развитию страны [см.: 5]. Или ценность «свободы», которая в России всегда рассматривалась как «свобода от», в конце XX в. была свободой от тоталитарного режима, но вместе с тем свободой, закрепленной конституционно и позволявшей реализовывать гражданские права, в путинский период доминантным стало «не понимание её как ценности гражданского общества, как индивидуальной свободы и ответственности, а восприятие свободы как произвола или анархии» [6. С. 35].

Идеологическая идентификация также предполагает под собой символический коммуникационный процесс. Любые информационные взаимодейст-

вия (формы обработки текстов, организация дискурса и т. д.) есть символический информационный обмен, «поскольку именно символы, олицетворяя и структурируя в текстах политически значимые смыслы, служат основанием для идентификации политических объектов в сознании человека» [7. С. 9]. Происходит это по причине того, что символическое сознание склонно опредмечивать все понятия и явления, создавая тем самым образы символической политической реальности. При этом в процессе идеологической идентификации символический её характер является скрытым. На уровне массового сознания, которое инерционно и формально по своей природе, мышление выстраивается в формы (универсальные образцы мышления) - переживающее, воспринимающее и инициирующее начала в человеке. Ценности, как мы уже говорили, есть символические формы, схемы сознания, упрощающие понимание мира политики. Сознание выражается в определенных знаковых системах, и символы мы можем рассматривать здесь как инстинктивные понятия, наполняющие человека, сознание которого также объединяет их в единство формы, где ценности являются средствами придания и чувственнопонятийного выражения значений. Непосредственно оценивание происходит, когда ценностная форма соотносится с передаваемыми символами, образуя смысловое ядро идеологемы.

Помимо этого, возможная расщепленность и конфликтность политической реальности в картине, конструируемой идеологией на символическом уровне, в символических формах и их иерархиезированных значениях (суть ценностях) также преобразуется в один из путей идентификации. Это объясняется тем, что символическая природа ценностей определяет их амбивалентность. Сущность символа такова, что он может содержать в себе сразу две противоположные интерпретации. Он двойствен, добро и зло, правда и ложь в нем неразделимы. Потому собственно символ существует вне морали, вне сферы оценивания. Ценности же, рассматривающие мир в бинарных оппозициях «добра и зла», «своих-чужих», «правых и левых», «красных и белых» и т.д., напротив, представляется возможным отнести к «рациональной» сфере оценивания. Это рефлексивное сознание, поскольку оно способно разделять, это и свидетельство схематичности ценностей, определяющих упрощенное осмысливание политики. Подобное понимание реальности в категориях «хорошо» и «плохо» является своеобразной системой координат в понимании мира политики. Но существенная особенность ценностей такова, что положительные и отрицательные характеристики, деление на два полюса, могут иметь относительный характер. Сознание, теряя один из полюсов, теряет координаты политического пространства и приступает к поиску новой оппозиции. Падение СССР стало несомненной символической победой и вместе с тем символической «потерей» для Запада, но нахождение нового ряда «Империй зла» в других регионах мира как будто вновь придало смысл его существованию.

В связи с этим и проблемы с идеологической идентификацией возникают во многом по причине символического существования политических ценностей. Идеологическая система должна быть непротиворечива: редуцируя политическую реальность, а также разделяя мир на два полюса, «белое» и «черное», идеология не допускает смешения этих позиций. И в случае неодно-

значности ценностных критериев нарушается связь между адекватным восприятием внешней социокультурной реальности и последующей оценкой воспринятого символического ряда.

Проблемы для идеологической идентификации, и в целом для осуществления коммуникации, могут возникнуть также в символическом поле. Транслирующий субъект и субъект воспринимающий могут применять различные типы символизации. Возникающее таким образом одностороннее взаимодействие приводит к тому, что интерпретации индивидами передаваемых смыслов, систем идей становятся функционально безрезультативными. Передаваемые тексты не включаются в структуру сознания индивидов, не используются для корректировки имеющихся планов и для трактовки политической действительности [7. С. 8-9]. Потому обращение к ментальным структурам сознания, использование эмоционально окрашенных текстов должно содержать в себе символические системы, традиционные для данного политического сознания.

Итак, рассматривая политическую коммуникацию как обмен символами, мы подразумеваем некоторую смысловую составляющую передаваемых сообщений, кодирование и декодирование которых выстраивается на ценностных основаниях. Символизация политического пространства идеологическим способом есть передача смыслов, следовательно, трансляция в публичное пространство ценностей. Некоторым образом, рассматривая политику как коммуникативное пространство и вместе с тем непрерывный коммуникационный процесс, мы можем говорить о ней и как о специфической социальной сфере, имеющей аксиологическое измерение и значение. Дискурсы политики, таким образом, мы можем рассматривать как циркуляцию политических ценностей и ценностно наполненных текстов, идеология же задает в этом пространстве рамки понимания и интерпретаций различных иерархий значений символов. Идеологический дискурс конструирует политическое пространство по смысловым образцам, приписывая собственную структуру ценностей всему, что определяет и представляет.

Но в усиливающихся тенденциях постмодерна, которые оказывают несомненное влияние на мир политического, идеология утрачивает свою ведущую роль в процессах символизации политического пространства, вместе с тем и подвергается существенной трансформации идеологический способ смыслопередачи. Исследователи, в частности А. И. Соловьев, называют новую форму, задающую параметры символического пространства политики. Речь идет о политической рекламистике как системе «особых принципов, норм и стандартов обращения информации» [4. С. 18].

Увеличение объемов информации и роли информационных ресурсов стало основной характерной чертой обществ, переходящих к постиндустриальной стадии развития, и не без преувеличения будет сказать, что именно информация стала основным продуктом и товаром в современном мире. При этом, учитывая развитие и повсеместное внедрение технических средств, обеспечивающих коммуникационные процессы, мы можем говорить, что информация становится гиперресурсом, производимым обществом, который это же общество не успевает потреблять. «Технологический процесс средств массовой коммуникации, - иллюстрирует это явление Ж. Бодрийяр, - пред-

ставляет своего рода весьма повелительное послание: послание потребления послания, разбивки и придания зрелищности, непризнания мира и придания ценности информации как товару, прославления содержания в качестве знака» [8. С. 160]. Бесконечное обновление и разрастание информационного поля ведет к появлению избыточной информации, не усваиваемой реципиентами и потому становящейся «информационным шумом», знаковым рядом, не подвергающимся осмыслению.

В этом пространстве информационных шумов вся политическая информация, необходимая для поддержания коммуникации между массовым субъектом и властью, ориентируется на создание имиджевого конструкта. В условиях фрагментации общества и индивидуализации критериев оценки и восприятия политических лидеров, событий и явлений - того, что З. Бауман назвал формированием «индивидуализированного общества» [9], - ориентация на выработку групповых критериев и кодовых систем, которые предлагали идеологии, отрицается и становится невозможной. В том числе и идеологические ценности как основа политической идентификации граждан подвергаются размыванию. И именно имидж, как пишет А.И. Соловьев, «выступает средством индивидуализации восприятия людьми политических проектов», его распространение и потребление «становится условием гражданской идентификации и источником формирования подвижных политических общностей» [4. С. 19]. Идеология заменяется рекламными и маркетинговыми технологиями, идеологемы - идеологическими симулякрами. И основную роль в этом механизме символизации играют масс-медиа.

Поток информационных сообщений отличается внешней эклектичностью и фрагментарностью и направлен в большей степени на эмоциональный сиюминутный захват внимания. Уже упомянутый нами Ж. Бодрийяр, анализируя аспекты постсовременного коммуникативного пространства, с одной стороны, обращает исследовательское внимание на характеристики реципиентов (потребителей) информации, давая неутешительный диагноз массовой аудитории и массовому субъекту. «Жажда зрелищ» стоит за любым информационным взаимодействием, «они чувствуют, - пишет автор, - что за полной гегемонией смысла стоит террор схематизации, и, насколько могут, сопротивляются ему, переводя все артикулированные дискурсы в плоскость иррационального и безосновного, туда, где никакие знаки смыслом уже не обладают и где любой из них тратит свои силы на то, чтобы завораживать и околдовывать, - в плоскость зрелищного» [10. С. 192]. С другой стороны, Ж. Бодрийяр акцентирует внимание на технологических аспектах передачи информации в СМИ. Зрелищность информации отрицает верифицируемое событие, она предлагает знак, а не отражение реальности, поскольку информация передается СМИ «в форме универсального происшествия». Драматизированные, театрализованные и мифологизированные знаки событий создают ощущение виртуальной причастности, но не вовлеченности, ввиду чего «образ не воспринимался как «информация», отсылающая к политическому контексту и к его истолкованию» [8. С. 14]. При этом знаки - информационные послания - в своем техническом исполнении представляют собой «принудительную схему, связанную с самой технической сущностью этих средств информации, с дезартикуляцией реального в последовательные и эквива-

лентные знаки» [8. С. 159]. Ж. Бодрийяр называет эти послания «медиумами», механизм действия которых «заключается в разбивке события и мира благодаря техническим средствам телевидения, радио на прерывистые, последовательные, непротиворечивые послания - на знаки, поставленные рядом и скомбинированные с другими знаками в абстрактном измерении передачи» [8. С. 159]. Именно это является причиной утраты смыслов. В пространстве политики, наполненном символическими формами, передача знаков перерастает из коммуникационного процесса - основы, поддерживающей интерсубъективные процессы, в знаковый обмен, в стороне от которого оказывается ценностное измерение передаваемых сообщений. Исчезает пространство общественно значимых политических смыслов и ценностей, которые продолжают существовать в символически подобных партийных программах, уже не актуальных для массового потребителя политической продукции.

Столь на первый взгляд радикальная позиция Ж. Бодрийяра находит свое подтверждение в реальности. Идеологические симулякры, так же как и имиджевые конструкты, выступающие в качестве элементов информационного послания, подтверждают его событийность, но исключительно в фрагментарной и символической форме. Эти конструкции ориентированы, в первую очередь, на сиюминутную идентификацию индивидов. Направляя интерес аудитории на знак политического события - его внешнюю символически-симулятивную форму, - они предполагают эмоциональную политическую ориентацию без фиксации смысла этого послания реципиентом. В этом контексте С. Барматова отмечает: «Современная эпоха породила возможность искусственного создания (моделирования) происходящих событий и соответствующих полей. В результате информационное пространство стало комбинированным: оно содержит отражение как реально происходящего в действительности, так и виртуального. Таким образом, реальные события соседствуют с искусственными изображениями мира. Появление этих виртуальных образований ведет к имитации реальности, её маскировке, в конечном счете -к созданию некоего вневременного континуума видео-имитационного мира, или, другими словами, гиперреальности, полностью творимой человеком» [11. С. 160-161].

Безусловное влияние, которое масс-медиа оказывают на формирование процессов и дискурсов политической коммуникации, позволяет нам говорить о медиатизации пространства публичной политики и коммуникации политических субъектов. Для нас это означает, что технологии информационного влияния, определяющие сегодня сущность и характер нормативно-символической сферы, занимают ведущее место в процессах формирования критериев оценки политических событий, обращения политических образов и смыслопередачи. Иными словами, ценностная составляющая перетекает в информационное пространство, формируемое СМИ. Именно в медиадискурсах формируется аксиологическое измерение политических процессов, и современные исследователи коммуникаций говорят уже о новостных ценностях. Так, например, Д. Лиллекер, характеризует это явление, связывая его в первую очередь «с политической предвзятостью определенного СМИ» [12. С. 190], в том числе и с идеологическими предпочтениями коммуникатора, которые определяют характер и специфику транслируемых посланий и смыслообразов, вложенных в них. И если автор, ориентиру-

ясь на западный опыт, связывает возможную «ангажированность» СМИ в большей степени с их внутренней политикой, то в российских реалиях, с нашей точки зрения, более уместно говорить о господствующей модели коммуникации. Данное понятие, как пишет Д. Лиллекер, означает, «что некоторые идеи доминируют над другими» [12. С. 123], при этом приоритетный характер моделей объяснения существующих в общественной сфере норм определяется элитными группами.

В современных российских социально-политических исследованиях уже стало общим местом мнение о коммуникационном процессе в России как «нисходящем потоке» [13. С. 48]. Доступ элит к информационным ресурсам и технологическим средствам определяет их рефлексивное (аналитическое) понимание политики, с одной стороны, и возможность влиять и определять характер транслируемых символических конструкций - с другой. В этих координатах использование идеологических симулякров в посланиях, передаваемых СМИ, является манипулятивной практикой, которая реализуется через формирование соответствующей повестки дня. Так, политический процесс объясняется посредством символических конструкций, ценностный ряд которых отвечает складывающейся социально-политической конъюнктуре. Повестка дня «связана с идеями, целями и ценностями, которые власть [...] кладет в основу своей текущей политики» [14. С. 8] и выступает как система значений и знаков, своего рода информационно-тематический фильтр (технологический ресурс), устанавливающий рамки в дискурсивном пространстве политики, на основе которой конструируются различные виртуальные политические реальности.

Так, Е.Б. Шестопал предлагает выделять две основные повестки дня в нынешнем российском политико-дискурсивном пространстве. Во-первых, «модернизационная» повестка дня, формируемая на основе риторической практики Д.А Медведева, и, во-вторых, «консервативная», связываемая с образом В.В. Путина и деятельностью партии «Единая Россия». Как две идеальные модели стратегического развития страны эти повестки дня являются одинаково востребованными, но, как отмечает автор, «нынешняя власть явно уступает периоду правления Путина и советскому периоду, хотя сильно превосходит ельцинскую» [14. С. 16], соответственно, и повестка дня Медведева характеризуется как менее поддерживаемая и актуализированная. В первую очередь, востребованность и поддержка представленных моделей определяются уровнем доверия к конкретному лидеру (который в нашей стране достаточно высок и в отношении президента, и в отношении премьера) и уровнем поддержки власти в целом и институтов, её представляющих, а также оценки её эффективности (который, согласно результатам опросов, представленных в статье Е. Б. Шестопал, существенно снизился в годы президентства Медведева). С другой стороны, существенным приоритетом либерально-модерни-заторской повестки дня является её персонифицированность, тогда как консервативная повестка дня, по выражению Е.Б. Шестопал, не имеет «личного авторства»1 [14. С. 13]. Таким образом, субъектность определяет конфигура-

1 Е.Б. Шестопал отмечает: «В.В. Путин в своих публичных выступлениях не высказывает развернутого понимания консервативной повестки дня» [14. С. 13].

цию повестки дня. При этом соотнесение происходит с виртуальным имиджевым конструктом, а не с реальным политическим объектом или субъектом, чему способствует описанный выше характер коммуникативных процессов, и, следовательно, мы можем говорить, что представленные идеи несут в себе внесмысловую знаковость.

Отметим также, что ценностные структуры, постулируемые в модерниза-ционной и консервативной повестках дня, с нашей точки зрения, носят имитационный и декларативный характер (опять же выступают как знаки), поскольку в большей степени акцент делается на технологическом воплощении идей и целей, где основную роль играют идеологические симулякры. И если говорить о соотнесении двух повесток дня с ценностями, существующими в массовом сознании, то, по мнению Е.Б. Шестопал, существует явный дефицит общечеловеческих, «гуманитарных» ценностей в пространстве политики в его символическом измерении, с одной стороны, и общественный запрос - с другой [14. С. 13]. Это означает, что нехватка смыслов в политическом пространстве вовсе не свидетельствует об отсутствии смыслов в общественной и гражданской сферах. Но, с нашей точки зрения, вполне уместно сегодня говорить о нехватке ценностных ориентиров и разворачивающемся кризисе ценностей в обществе и, в первую очередь, ценностей морального плана, которые, в силу государствоцентричного характера российской политической традиции, во многом должны предлагаться и реализовываться через властные структуры и институты.

Литература

1. АхиезерА.С. Социокультурный субъект - перелом на рубеже тысячелентий: презумпция преодоления сложности // Субъект во времени социального бытия: историческое выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции. М.: Наука, 2006. С. 377-400.

2. Кармадонов О.А. Социология символа. М.: Academia, 2004. 352 с.

3. Дубин Б.В. Интеллектуальные группы и символические формы. Очерки социологии современной культуры. М.: Новое издательство, 2004. 357 с.

4. Соловьев А.И. Политическая идеология: логика исторической эволюции // Полис. 2001. № 2. С. 5-23.

5. Разговор с Владимиром Путиным. Продолжение. от 16. 12. 2010 // http://premier.gov.ru / Сайт Председателя Правительства РФ Владимира Путина [Электронный ресурс] - URL: http:// premier.gov.ru/events/news/13427/ (дата обращения: 22.07.2011).

6. Гудков Л.Д., Дубин Б.В., Зоркая НА. Постсоветский человек и гражданское общество. М.: Московская школа политических исследований, 2008.

7. Соловьев А.И. Политическая коммуникация: к проблеме теоретической идентификации // Полис. 2002. № 3. С. 5-18.

8. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция, Республика, 2006.

9. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002.

10. Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы. М.: Алгоритм, 2007.

11. Барматова С. Изменение места и роли коммуникации в современном мире // Социология: теория, методы, маркетинг. 2009. №. 3. С. 158-168.

12. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков: Гуманитарный Центр, 2010.

13. Пищева Т.Н. Политические образы: проблема исследования и интерпритации // Полис. 2011. № 2. С. 47-52.

14. Шестопал Е.Б. Политическая повестка дня российской власти и её восприятие гражданами // Полис. 2011. № 2. С. 8-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.