Научная статья на тему 'Симуляционные технологии в непрерывном медицинском образовании при реализации концепции конвергентности'

Симуляционные технологии в непрерывном медицинском образовании при реализации концепции конвергентности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симуляционные технологии в непрерывном медицинском образовании при реализации концепции конвергентности»

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

танционные образовательные технологии при всех формах получения послевузовского и дополнительного профессионального образования (в процессе проведения различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, текущего контроля и промежуточной аттестации) сотрудников подведомственных медицинских организаций, расположенных как в городе Москве, так и в различных регионах страны.

3) Симуляционные образовательные технологии.

На базе ФГБУ «УНМЦ» в 2010 г, основываясь на ключевые принципы передового международного опыта создан и успешно функционирует учебный научно-практический «Центр инновационной стоматологии» для централизованного методического обеспечения непрерывного профессионального обучения и инновационного развития стоматологической службы.

На базе ФГБУ УНМЦ в 2011 г. создан и эффективно функционирует первый в стране муль-тидисциплинарный «Медицинский аттестационно-симуляционный центр», оборудованный комплексами с высокой степенью реалистичности, позволяющий обеспечить современное системное виртуальное обучение по формированию профессиональных практических, коммуникативных и деонтологических умений и навыков у медицинских работников, а также их аттестацию без необходимости присутствия пациентов. При виртуальном обучении используется общемировой опыт и применяются перспективные образовательные концепции и уникальные медиатехнологии.

4) Сетевую форму реализации образовательных программ в виде практической подготовки лиц, получающих профессиональное образование в ФГБУ УНМЦ, путем осуществления ими медицинской деятельности в подведомственных, оснащенных самым современным оборудованием, медицинских организациях, являющихся клиническими базами кафедр.

Применение новых образовательных технологий, соответствующих реальным потребностям практической медицины и обеспечивающих объективные оценки их применения, в процессе непрерывного медицинского образования работников подведомственных медицинских учреждений, приводит к значительному повышению их квалификации и уверенности в собственных силах, для того чтобы применять полученные знания, умения и навыки в клинической практике.

Шестак Н.В.

Симуляционные технологии в непрерывном медицинском образовании при реализации концепции конвергентности

ГБОУДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России, Москва

В основе новой системы организации науки и образования лежит концепция конвергентности. Понятие «convergence» (конвергенция) переводится как «схождение в одной точке». В современном тезаурусе «конвергенция» трактуется как объединение, взаимопроникновение наук и технологий. Причиной такого взаимопроникновения можно считать появление информационных технологий, которые применяются во всех отраслях науки, производства, культуры.

Симуляционные обучающие технологии в медицине являются непременной частью современной образовательной среды, отвечающей требованиям инновационности при формировании компетентного врача. Роль симуляционных обучающих технологий проявляется не только в приобретении мастерства без риска для пациента и в объективной оценке выполняемых манипуляций, но и в обеспечении конвергентного эффекта в процессе создания образовательной среды, так как они применяются в рамках междисципли-

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [155]

нарной подготовки студентов и врачей, опираются на другие образовательные технологии (проблемно-ориентированное обучение, метод конкретных ситуаций, методы решения клинических задач) и имеют единую методическую базу с разными средствами представления учебного содержания. Здесь следует отметить, что важной характеристикой конвергентно-сти в обучении является распространение одного и того же контента с помощью текстовых, звуковых, видеоносителей, компьютерных программ и симуляторов, что позволяет адаптировать учебный процесс к каждому обучающемуся, учесть его психологические характеристики, а также повысить скорость восприятия и усвоения учебной информации. Значение концепции конвергентности обусловлено тем, что междисциплинарная подготовка на всех уровнях непрерывного образования медицинских кадров — одно из важнейших условий формирования компетентного врача-специалиста. Врач должен обладать не просто знаниями, выраженными в виде понятий и представлений, умениями и навыками, а совокупностью компетенций, определяющих его способность действовать в различных профессиональных ситуациях. Под компетенциями подразумеваются характеристики специалиста, выраженные через способность действовать, базирующиеся на единстве знаний, профессионального опыта и поведения в соответствии с целью и ситуацией. Такая позиция обусловливает требование более полного и обоснованного описания методики обучения специалиста, функционирование которого предполагает проявление как его способности к выполнению тех или иных действий в рамках типовой сферы деятельности, так и готовности к работе в условиях нестандартных ситуаций, для которых характерно отсутствии в его базе знаний ранее изученных и апробированных алгоритмов. При этом он должен прогнозировать как позитивные результаты своей деятельности, так и ее возможные негативные последствия. Качественное и достоверное описание задач, которые должен решать работник; профессиональных ситуаций, типичных для данного рабочего места и тождественных результатам обучения специалиста, позволяет формировать компетенции не только на основании опыта, приобретаемого в процессе профессиональной деятельности, но и в процессе обучения. Содержание профессиональной компетентности следует рассматривать в контексте функциональных обязанностей, задач, характеризующих деятельность специалиста по отношению к возможным вариантам его профессиональной деятельности. В данной работе компетентность рассматривается как совокупность сходящихся, или конвергентных, компетенций, обладающая при этом синергетическим эффектом. В компетентности проявляется не простое сложение сформированных компетенций, а некий результат, обусловленный ориентированными взаимосвязями, направленным влиянием одной компетенции на другую. Компетентности могут состоять из большого числа компетенций, многие из них относительно независимы друг от друга и относятся к совершенно разным сферам. Структура компетентности отличается многообразием когнитивных и некогнитивных компонентов (теоретические и практические умения, навыки, знания, интуиция, мотивация, ценностные ориентации, этические принципы, поведенческая составляющая, установки и др.), способствующих эффективному выполнению профессиональной деятельности. Отсюда следует необходимость междисциплинарного подхода к организации учебного процесса для формирования наддис-циплинарных специалистов. Решение этого вопроса достигается применением различных образовательных технологий, как традиционных, так и инновационных, развивающихся на базе информационных, в том числе симуляционных технологий. Таким образом, мы можем говорить о взаимном влиянии различных наук, учебных дисциплин, с одной стороны, и взаимопроникновении технологий, обеспечивающих усвоение учебного содержания, определяющего формирование компетенций — с другой стороны. Такое стирание границ, слия-

Н

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013

Тезисы конференции «Инновационные обучающие технологии в медицине»

Москва, 26-27 сентября 2013 г.

ние научного контекста, синергетический эффект, проявляющийся и в профессиональном, и в образовательном, и в организационном аспектах, составляют концепцию конвергент-ности. Здравоохранение не может существовать в отрыве от тенденций XXI в., одной из которых является то, что знания становятся инструментом к действию в самых различных жизненных ситуациях, спрогнозировать которые не представляется возможным. В системе высшего образования слова студентов: «Не рассказывайте, что, может быть так или иначе, скажите как надо, мы это запомним и будем воспроизводить», — звучат очень часто.

Макарян А.С.

Модернизация управления здравоохранения в условиях глобализации

ООО «Медицинское информационное агентство», Москва

Цель настоящего исследования — раскрыть содержание процессов управления и глобализации в сфере охраны здоровья населения страны. В настоящей публикации изложен фрагмент материалов, отражающих актуальность для отечественного здравоохранения процессов глобализации в различных сферах медицинской помощи и секторах народного хозяйства.

Материалы и методы исследования составляют данные, полученные с помощью социологических, библиографических, экспертных и статистических методов. Разработанные анкеты анализируются по разделам, и в конце будет дана обобщающая оценка результатов.

Обсуждение результатов. Предварительные данные показали: глобализация — процесс неоднозначный. Резко увеличивая степень открытости национальных общественных систем, она интенсифицирует взаимный обмен информацией, кадрами, научными и медицинскими знаниями и технологиями. С одной стороны, как показывают исследования, глобальные процессы несут положительные импульсы развития отечественного здравоохранения и способствуют повышению показателей здоровья населения. С другой стороны, глобальные процессы вытесняют отечественные менее развитые способы и средства лечения и диагностики, что замедляет развитие национальных медицинских технологий, разработку новых лекарственных средств и приводит к ориентации на зарубежные модели. В конечном счете это может привести к снижению интенсивности научных исследований и зависимости от иностранных медицинских технологий и оборудования. Тем не менее все же существуют некоторые как общие, так и частные тенденции медико-социальной сферы жизни стран, из которых можно выделить определенные направления для организации взаимодействия процессов глобализации в сфере здравоохранения России. Признанные специалисты в области глобализации, данные отечественных исследований показывают: данные соотношения глобализации и здоровья, демографических процессов и медицинской помощи, а также на основные структурные тенденции развития здравоохранения, направленные на интеграцию национальных систем здравоохранения. Вопросы касаются формирования концептуальной структуры и принципов здравоохранения разных стран. Системы здравоохранения находятся во взаимосвязи с экономической глобализацией и здоровьем населения, а также национальной и международной политикой в здравоохранении при условии ее благоприятного влияния на здоровье населения. В настоящее время очевидны положительные стороны воздействия глобальных партнерских взаимосвязей с передовыми мировыми медицинскими технологиями на совершенствование здравоохранения России. Чтобы избежать негативных сценариев развития глобализации в условиях модернизации здравоохранения, необходима аналитическая работа для правильной оценки трендов показателей здоровья и состояния системы отечественного здравоохранения

Медицинское образование и профессиональное развитие №2-3 (12-13) 2013 [157|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.